Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Фирма как экономический субъект. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Модели рыночной структуры. Экономические потери и операционная прибыль. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия максимилизации прибыли конкурентной фирмы.

    реферат , добавлен 22.05.2004

    Понятие общей и предельной полезности. Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Закон предельной убывающей полезности. Типы кривых безразличия. Предельная полезность на рубль. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2016

    Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Пример отрасли с возрастающими издержками. Фирмы-аутсайдеры, их борьба с монополиями. Три стратегии, которые приводят к получению прибыли.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Совершенная конкуренция и чистая монополия. Спрос на продукцию и предельный доход. Цена и объем производства предприятия в условиях монополистической конкуренции. График долгосрочного равновесия. Предложение на рынке труда. Эффект замещения и дохода.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2013

    Конкуренция: экономическая природа, роль в рыночной экономике. Типы конкурентного поведения рыночных субъектов. Ценовая и неценовая конкуренция. Теория потребительского поведения, исследование ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции. Условия возникновения совершенной конкуренции. Спрос на продукт фирмы. Равновесие конкурентной фирмы. Предложение конкурентной фирмы. Типовые методы конкуренции и выбор стратегии.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2003

    Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия. Положение конкурентной фирмы на рынке. Максимизация дохода от продаж. Определение предельной нормы замещения труда капиталом. Правило прибыли и издержек.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2017

Наша повседневная жизнь подтверждает: цены на товары и величина денежного дохода определяют вес потребительской корзины.

Если денежный доход увеличится, то это повысит покупательную способность. Бюджетная линия тогда сдвигается вправо и вверх от начала координат. Если одновременно в такой же пропорции увеличатся и цены, то бюджетная линия останется на месте. Денег после увеличения денежного дохода в кошельке окажется больше, но их покупательная сила не изменится.

В реальной действительности наиболее вероятное событие -- это ситуация, когда изменяется цена лишь на один из многочисленных товаров. Снижение рыночной цены на один вид товара из общего потребительского набора может иметь разные последствия :

  • а) появляются «свободные денежные средства», так как прежнее количество товаров можно купить за меньшую сумму денег.
  • б)вслед за возрастанием реального денежного дохода можно увеличить закупки товара А и В;
  • в)возникает соблазн больше закупать тот товар, который подешевел.

Таким образом, с изменением цены товара ожидаются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Так, при снижении цены товара В спрос на него при прочих равных условиях возрастает, потому что потребитель склонен замещать им оказавшийся относительно более дорогим товар А. Это явление получило название эффекта замещения . Кроме того, снижение цены товара В дает возможность покупателю приобрести то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив деньги для дополнительных покупок. Другими словами, покупательная способность денежного дохода потребителя возрастает. Данное явление названо эффектом дохода .

Оба эффекта обычно проявляются одновременно, но действуют не всегда в одном направлении, поэтому для более точного определения степени влияния каждого из них необходимо проводить их разграничение.

В зависимости от трактовки неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Дж. Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. Реальный доход является неизменным, если потребитель за свой денежный доход приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего потребительского набора.

Согласно подходу Е. Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется количеством благ, которое последний может приобрести на свой денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии всякий раз приобретать прежнее количество благ на свой денежный доход.

В данной курсовой работе мы рассмотрим подход согласно Е. Слуцкому. Разграничение эффектов замещения и дохода можно показать графически (рисунок 2.15).

Рисунок 2.15

Первоначально равновесие потребителя соответствует точке Е 1 . Предположим, что цена товара В снижается. В этом случае бюджетная линия поворачивается из положения I 1 в положение I 2 , потребитель увеличивает объем покупок товара В с Q B1 до Q B2 . Это общий эффект изменения цены (?D), который следует разделить на эффект замещения (?S) и эффект дохода (?I).

Чтобы определить эффект замещения в чистом виде, следует представить, что цена блага В изменилась, а реальный доход остался прежним. Целесообразно воспользоваться вспомогательной бюджетной линией I 3 (пунктирная линия на рисунке 2.15), имеющей такой же наклон, как у линии I 2 , что соответствует изменению цены товара Р B . В то же время бюджетная линия I 3 проходит через точку первоначального равновесия Е 1 . Это означает, что при данном бюджетном ограничении первоначальный потребительский набор останется доступным для потребителя, а следовательно, его реальный доход будет неизменным.

Вспомогательная бюджетная линия касается кривой безразличия U 3 . Если бы линия I 3 характеризовала бюджетные ограничения реального потребителя, то оптимальным для него был бы набор Е 3 , при этом потребление блага возросло бы с Q B1 до Q B3 (на величину?S). Поскольку вспомогательная бюджетная линия построена с учетом изменения цены, но при сохранении постоянной покупательной способности, то изменение объема спроса?S -- это и есть величина эффекта замещения. Эффект замещения представляет собой изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что реальный доход остается неизменным.

Оставшаяся часть прироста величины потребления товара от Q B3 до Q B2 является результатом действия эффекта дохода (?I). Он связан с переходом от одного бюджетного ограничения к другому, что равносильно увеличению бюджета или покупательной способности потребителя. Эффект дохода -- это результат воздействия на спрос потребителя изменением реального дохода, вызванного изменением цены товара, без учета эффекта замещения.

Итак, общий эффект изменения цены (Q B2 - Q B1) состоит из эффекта замещения (Q B3 - Q B1) и эффекта дохода (Q B2 - Q B3), что в общем виде можно выразить уравнением

?D = ?S + ?I, (2.8)

где?D -- общее изменение величины потребления (спроса).

Данное уравнение называется тождеством Слуцкого .

Эффект замещения действует в направлении, противоположном изменению цены товара, и в этом смысле всегда является отрицательным. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях, а значит, быть как отрицательным, так и положительным.

Для нормального товара оба эффекта действуют в направлении, противоположном изменению цены. Так, при снижении цены товара В спрос на него увеличивается, поскольку подешевевшим благом потребитель замещает аналогичные, но относительно дорогие блага. Кроме того, увеличивается покупательная способность дохода и растет спрос на товар. Оба эффекта усиливают друг друга, и общий эффект изменения цены является отрицательным.

Для товаров низшей категории эффект дохода положителен. При снижении цены увеличивается реальный доход потребителя и снижается спрос на товар. Однако для большинства товаров низшей категории отрицательный эффект замещения превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект изменения цены оказывается отрицательным.

Обычно эффект замещения бывает достаточно сильным для того, чтобы компенсировать эффект дохода для товаров низшей категории. Однако в отдельных случаях положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замещения, в результате чего цена и величина спроса изменяются в одном направлении, т.е. общий эффект изменения цены оказывается положительным:

Такие проявления известны как парадокс Гиффена .

Таким образом, в случае товара Гиффена рост цены сокращает покупательную способность бюджета потребителя, и спрос последнего на данный товар увеличивается, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением спроса.

Товар Гиффена является одновременно товаром низшей категории. Но не всякий товар низшей категории можно признать товаром Гиффена. Для совпадения нужно, чтобы эффект дохода оказался достаточно значимым и превысил по абсолютной величине эффект замещения. При данном условии нарушается стандартный закон спроса, что в реальной жизни случается редко. Это возможно, если низкокачественный товар занимает значительную долю в бюджете потребителя.

Таким образом, разграничение эффектов дохода и замещения позволяет судить о характере поведения спроса в зависимости от изменения цены товара, что имеет важное значение для понимания принципов рыночного ценообразования

Основные выводы

  • 1. Используя кардиналистский подход, можно определить, на сколько единиц полезность одного набора благ выше полезности другого набора. Ординалистский подход не дает такой возможности потребителю, но он позволяет сравнить полезности двух наборов благ, чтобы выбрать более предпочтительный.
  • 2. При анализе потребительского поведения по ординалистской концепции используются кривые безразличия и бюджетных ограничений. Кривая безразличия отражает совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают потребителю одинаковую полезность (т.е. ни один из них не предпочтительнее другого). Бюджетное ограничение выявляет наборы товаров, которые может приобрести покупатель с использованием всего своего бюджета.
  • 3. Наклон кривой безразличия характеризуется предельной нормой замещения, которая показывает максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне суммарной полезности. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен товаров.
  • 4. Состояние равновесия позволяет потребителю получить набор товаров, обеспечивающий ему максимальную общую полезность при заданном бюджетном ограничении. Геометрически равновесие потребителя отражается точкой соприкосновения бюджетной линии и самой высокой из доступных кривой безразличия.
  • 5. Кривая «цена--потребление» характеризует все варианты потребительского выбора, максимизирующие полезность, при различных уровнях цены товара. Кривая индивидуального спроса, построенная на основе кривой «цена--потребление», показывает величины спроса отдельного потребителя при различных ценах товара.
  • 6. Кривая «доход--потребление» отражает различные сочетания товаров, максимизирующие полезность и связанные с определенным уровнем дохода. Кривая Энгеля показывает соотношение дохода и количества покупаемого товара при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос.
  • 7. Вид кривых «цена--потребление», «доход--потребление», Энгеля и индивидуального спроса изменяется в зависимости от категории товара (нормальный товар, товар низшей категории, товар Гиффена).
  • 8. При изменении цены товара проявляются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения характеризуется возрастанием спроса на товар при снижении цены последнего и прочих неизменных условиях, потому что потребителю свойственно замещать им другой, относительно дорогой товар. Эффект дохода означает, что при снижении цены товара покупатель приобретет то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив средства для дополнительных покупок, т.е. покупательная способность денежного дохода потребителя возрастает. Эффект замещения всегда действует в сторону, противоположную изменению цены товара. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях.
  • 9. В зависимости от понимания неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е. Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется количеством благ, которое потребитель может приобрести на свой денежный доход. Согласно подходу Дж. Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем на свой денежный доход.
  • 10. Спрос со стороны отдельного потребителя называется индивидуальным спросом, а спрос со стороны всех потребите лей на рынке данного товара -- рыночным спросом. Величина рыночного спроса зависит как от факторов, влияющих на индивидуальный спрос, так и от количества потребителей на рынке, а также от степени дифференциации доходов потребителей.

Кривая рыночного спроса складывается из совокупности кривых индивидуального спроса всех покупателей на рынке

При оставшихся неизменными ценах на продукты питания). На рис. 4.4 эффект дохода отражается в том, что пунктирная бюджетная линия , проходящая через точку С, смещается к бюджетной линии RT. Потребитель выбирает теперь набор товаров В на кривой безразличия И2, а не набор С на кривой MI (потому что более низкая цена на продукты питания позволила повысить степень полезности потребителя). Рост потребления продовольствия с ОЕ до OF2 выражает эффект дохода, который является положительной величиной, так как продукты питания являются нормальным товаром . Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять изменение покупательной способности потребителя.  

Рис. 4.5. График изменения эффекта дохода и замещения (товар низкокачественный)
Для некоторых товаров эффект дохода теоретически может быть достаточно большим, чтобы вызывать подъем кривой спроса на товар. Такой товар мы называем товаром  

Несмотря на программу, предусматривающую возврат налоговых поступлений , налог снизит потребление бензина на 286,5 галлона - с 1200 до 913,5 галлона. Так как эластичность спроса на бензин от дохода относительно низка, в результате возврата налоговых поступлений эффект возмещения будет преобладать над эффектом дохода и программа сократит потребление в целом.  

Воздействие изменения цены на требуемое при спросе количество товаров и услуг может быть разделено на две части эффект замещения , при котором степень удовлетворения остается неизменной, но изменяется цена, и эффект дохода, при котором цена остается постоянной, но меняется полезность. Так как эффект дохода может  

Ресурсы (ценности) - Вложения (затраты) -> Эффект (доход или прибыль).  

Постройте примерный вариант графика, представленного на рис. 4-5. Допустим, что экономист па необитаемом острове упустил 25 ананасов в океан во время шторма в первый день пребывания на острове. Таким образом, он начинает свое двухмесячное пребывание на острове, имея 75 ананасов, дающих предельный продукт капитала в размере 11/2- Покажите, каким будет множество потребительских /производственных возможностей и оптимальный потребительский выбор экономиста. Будет ли в этом случае иметь место эффект дохода или эффект замещения  

Эффект дохода 239 Ярмарка каталожная 240  

Системное исследование основ инвестиционного поведения предприятия (фирмы) и его моделирование связывается обычно с неоклассическим направлением , в частности с американским экономистом И. Фишером. Вывод этого исследования состоял в том, что каждый хозяйствующий субъект в своем инвестиционном поведении руководствуется субъективными мотивами, ориентированными на максимизацию предстоящих доходов (эффект доходов"), однако критерии такого выбора носят объективный характер. И. Фишер первый изложил систему таких экономических критериев.  

Эффект дохода если цена продукта (например, клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется эффектом дохода.  

Дело в том, что при найме на работу человек выбирает между трудом и досугом. Работа дает возможность получить доход. Но тогда придется пожертвовать досугом. При повышении зарплаты есть стимул пожертвовать досугом в пользу высокооплачиваемой работы. В результате предложение труда растет. Здесь проявляется эффект замещения . При дальнейшем росте заработной платы преобладает эффект дохода, т.е. высокие доходы стимулируют досуг, а не труд, который в этом случае рассматривается как низший товар. Поэтому с ростом доходов предложение труда сокращается.  

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА  

Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа - эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого. Существуют две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение объема спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая - русскому математику и экономисту Е. Слуцкому.  

Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с Uj на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода , что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар X, как, впрочем, и на товар Y.  

Рис. 1.14. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара X повышается
Эффекты индивидуального спроса . Эффекты дохода и замещения. Эффект Гиффена. Эффект Т. Веблена.  

Гиффина1 (по имени экономиста Роберта Гиффина), и на рис. 4.6 показаны величины эффектов дохода и замещения для этого товара. Первоначально потребитель находится в точке А, потребляя относительно немного одежды и много продовольствия. Затем цена продуктов питания снижается. Снижение цены на продукты питания высвобождает достаточную часть дохода таким образом, что потребитель хочет приобрести больше одежды и меньше питания, что отражает точка В. Вероятно, более прилично одетый потребитель получит больше приглашений на обед и сократит время на приготовление пищи дома. Хотя товар Гиффина теоретически интригующ, практического интереса он не представляет. Ему необходима большая отрицательная величина эффекта дохода. Но обычно эффект дохода невелик - он важен только тогда, когда рассматриваемый товар составляет существенную часть бюджета потребителя. А большие эффекты дохода часто связаны скорее с обычными, а не с менее качественными товарами.  

В настоящее время как эффект дохода, так и эффект замещения отчетливо проявляются в России, хотя нередко и в нетрадиционной форме. Например, более низкие цены на продукты питания и непродовольственные товары на оптовьгх рынках по сравнению с розничной торговлей вынуждают покупателя идти на оптовые рынки . В данном случае действуют одновременно оба эффекта, но эффект дохода - в традиционной форме, а эффект замещения проявляется относительно места приобретения товара. Это необходимо знать в  

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов и, в частности, состояния финансового рынка, налоговой и

Рассмотрим, как будет изменяться равновесие потребителя при изменении цены хотя бы на один товар. С одной стороны, если цена на один из товаров снизится, то данный товар станет относительно дешевле всех остальных товаров, которые выбирает для себя потребитель. Можно предположить, что потребитель в таком случае станет больше приобретать относительно подешевевший товар, замещая им товары, цены на которые остались на прежнем уровне. Эффект замещения (замены) изменение в объеме и структуре потребления, вызванное исключительно изменением относительных цен, при постоянном реальном доходе.

С другой стороны, любое удешевление хотя бы одного товара можно представить как увеличение реального дохода потребителя, потому что в этом случае потребитель сможет купить прежнее количество относительно дешевого товара и при этом у него останется некоторая сумма денег для того, чтобы приобрести большее количество других товаров. Эффект дохода – изменение в потреблении, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен.

Таким образом, изменение относительной цены на один товар приведет к изменению потребительского равновесия вследствие совокупного влияния двух эффектов – эффекта замещения и эффекта дохода.

Лекция 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

  1. Совершенная конкуренция. Спрос на продукт и предельный доход конкурентной фирмы

Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих рыночную организацию, способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Ее признаки:

1. Количество производителей и их доля в рыночном объеме продаж.

2. Условия вступления в отрасль и выхода из нее.

3. Степень контроля производителей над ценами.

4. Характер продукции.

5. Доступность к информации,.

Исходя из признаков рыночные структуры можно представить в следующем порядке: 1) Совершенная конкуренция; 2) Монополистическая конкуренция; 3) Олигополия; 4) Монополия.

2. Совершенная конкуренция. Спрос на продукт и предельный продукт совершенного конкурента

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию, а поведение продавцов и покупателей характеризуется приспособлением к равновесному состоянию рынка. Ее признаки:

Атомизация рынка: большое количество покупателей и продавцов, доли которых в общем рыночном объеме весьма незначительны;

В силу своих небольших размеров фирмы не могут оказать решающего воздействия на процесс ценообразования.

Стандартизация продукта.

Прозрачность рынка: свободный доступ покупателей и продавцов к информации о ценах на товары и услуги, на ресурсы, о ноу-хау..

Свободный вход фирм на рынок данного продукта и беспрепятственный их выход из отрасли.

Поскольку конкурентная фирма не может воздействовать на цену, а соглашается с ценой, устанавливающейся на основе спроса и предложения всей отрасли, то спрос отдельной фирмы – совершенно эластичный. Поэтому кривая спроса каждой фирмы будет иметь вид горизонтальной прямой, представленной на рис. 3.1.

Кривая отраслевого спроса будет нисходящей (рис. 3.2).

Рис. 3.2. График спроса отрасли

На конкурентном рынке любой объем произведенной продукции может быть реализован по равновесной рыночной цене, что показано на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Конкурентное равновесие для отрасли

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Взаимосвязь эффекта дохода и эффекта замещения

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него.

Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов.

Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов.

Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.