И так ребята,давайте с вами откроем тетрадочки, и запишем сегодняшнюю дату.

Какое сегодня число?

(записываю дату на доске)

Давайте внимательно посмотрим на дату. Какая орфограмма нам с вами встретилась в слове «сентября»

Верно. Давайте выделим корень слова и подчеркнем орфограмму (выделяю корень на доске, подчеркиваю букву «я».) Какое мы подберем проверочное слово?

Молодец. Проверочное слово-сентябрь. Пишем букву «я».

Что нам нужно записать после даты?

Верно. Запишем.

(пишу слово «классная работа» на доске.)

Кто нашел орфограмму в слове «Классная»

Правильно. Удвоенная соглассная в корне. Давайте выделим орфограмму.(выделяю корень и подчеркиваю орфограмму на доске)

И так ребята, мы сегодня с вами будем много писать. Но все мы знаем, что писать в тетради нужно только грамотно и красиво. И на нашей минутке чистописания я хочу предложить вам записать следующие предложение:

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -

Кто записал, ваша задача найти все имена существительные, подчеркнуть их простым карандашом и наверху тоже простым карандашом написать падеж этого слова.

Кто готов тихонечно хлопните в ладошки.

И так, проверяем.

Ребята, у все так?

У кого не так?

И так, скажи пожалуйста, что тебе помогло определять падеж имен существительных?

Верно. Определить падеж можно при помощи вопроса. Посмотрите на доску. На ней прикреплены карточки с названиями падежей и вопрсам к ним. Но осенний ветер все разметал. Давайте попробуем все расставить на свои места.

Для начала давайте разберемся, какой падеж за каким должен стоять.

Давайте поработаем по цепочке.

Вадим, начинай.

(магнитиками переставляю падежи по местам)

Молодцы ребята, все падежи у нас стоят на нужных местах. Теперь осталось только правильно подобрать к ним вопросы.

Ваня, какой вопрос у нас у именительного падежа?

Стас, родительный падеж на какой вопрос отвечает?

Данил, вопрос дательного падежа?

Дамир, тебе винительный падеж.

Ваня. Какой же вопрос у творительного падежа?

И последнее, Вадим, какой у предложного падежа вопрос?

Молодцы ребята, хорошо поработали и все поставили на места.

И так, ребята, кто мне напомнит, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

Хорошо, а кто мне назовет что необходимо знать, чтобы провести морфологический разбор имени существительного?

Правильно. Молодцы ребята. Все признаки назвали.

И так, как определить падеж мы с вами вспомнили.

А вспомнить, как определять род и склонение нам поможет наш учебник. Давайте его откроем на страничке 31 и посмотрим на упражнение 1.

Вадим, читай задание.

И так, нам с вами нужно определить род и склонение существительного, которое в начальной форме заканчивается на « бо»

Давайте подберем и запишем слова, которые могут так заканчиваться.Хорошо, запишем.

Определить род нам поможет небольшой стишок.Но его нужно слушать очень внимательно.

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

И так, какой же род у существительных, заканчивающихся на «БО»

Давайте определим склонение. Посмотрите, на доске табличка, она вам поможет

Верно. Как ты определил?

Молодец. И так, следующие слово, у которого мы должны определить род и склонение, заканчивается на «це».

Что это могут быть за слова, которые так заканчиваются?

Давайте запишем 2 понравившихся вам слова.

Какой род будет у этих слов?

Верно. Давайте определим склонение.

Хорошо, следующие слово.

Оно у нас заканчивается на «я».

Что это могут быть за слова?

Так, запишите 2 слова, которые вам больше всего понравились.

Какой род у всех этих слов?

Как опрделили?

И какое же будет склонение?

Почему первое?

Верно. Следующие слова заканчиваются на «нь».

Давайте подберем эти слова.

Хорошо, запишем эти слова. Какой род у этих слов?

А склонение?

Записали это.

Следующие слово заканчивается на «тр»

Молодцы. Записали 2 слова, которые заканчиваются на «тр»

Давайте определим род этих слов.

Правильно. А какого они склонения?

Хорошо. Как же у нас заканчивается следующем слово?

Давайте придумаем слова с этим окончанием.

Запишем 2 понравившихся слова.

Какой род у этих слов?

А какое склонение? Первое, второе, или третье?

Верно, молодцы.

И последнее слово у нас заканчивается на букву «а». Что это за слова?

Молодцы. Записали 2 слова.

Какого рода вс эти слова?

А какого склонения?

Ребята, что же мы с вами сейчас учились делать?

Верно ребята. А вам это показалось легкой или сложной работой?

И так, обобщим. Как же нам определить род существительного?

Верно. А склонение мы как определяем?

Молодцы ребята. Сейчас мы проверим, как вы умеете быстро находить морфологические признаки в словах.

На страничке 31 есть упражнение 2.

Дамир, прочитай пожалуйста задание.

Так, давайте наовем род у всех слов в первой группе.

Так ребята, род будет общим морфологическим признаком для всех слов?

Верно. Давайте посмотрим, в каком падеже стоят все эти слова?

Будет ли падеж общим морфологическим признаком?

Верно. Кто мне скажет в каком числе стоят все эти слова?

Число будет общим признаком?

Правильно. А одушивленные ли они?

Будет ли это общам признаком?

Какой признак мы еще не определили?

Верно. Какого склонения все эти слова?

Правильно. Как вы это определили?

Склонение будет общим признаком?

А есть ли среди этих слов имена собственные? Или все они нарицательные?

И так, еще раз, какие общие морфологичские признаки для всех этих слов?

Молоцы, все признаки правильно определили.

Попробуйте со второй цепочкой справится самостоятельно.

Кто готов- тихонечко хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. Это общие морфологические признаки.

А по какому признаку они отличаются?

У всех так?

И последняя третья строчка. Выполняем ее самостоятельно.

Кто готов, хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. И так,какой же признак не стал для них общим?

Молодец. Скажи пожалуйста, а что ты такого сделал со словами, чтобы определять морфологические признаки?

Правильно. Ребята, все морфолонические признаки мы можем назвать только указав начальную форму.

А теперь давайте встанем из-за своих мест и немножечко разомнемся.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

(шаг на месте)

Встанет рано поутру,

(подтгивание)

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

(качание головой вправо-влево)

Повороты выполняет.

(повороты туловищем)

Молодцы, а теперь тихонечно садимся.

И так, последнее на сегодня упражение, под цифрой три.

Чтобы нам его успешно выполнить, давайте вспомним, какие у имен существительных есть постоянные признаки?

Почему их назвали постоянными?

Верно. Если слово стоит например и мужском роде, то женского рода мы его никак не сможем сделать.

И так, а какие же непостоянные признаки?

И так, Дима, прочитай пожалуйста стихотворение с выражением вслух.

Спасибо Дима.

И так, какие существительные вам встретились в этом стихотворении?

Верно. И так, ваша задача найти и выписать существительные, которые имеют одинаковые постоянные и непостоянные признаки.

Кто нашел, выписал,и указал все эти признаки тихонечко хлопает в ладоши.

И так, проверяем.

Какие слова с одинаковыми постоянными признаками вы нашли?

Хорошо. А какие у них одинаковые непостоянные признаки?

Правильно ребята. А сейчас найдите слово, которое имеет следующие признаки: нерицательное, неодушивленное,мужского рода, второго скланения. Единственного числа, именительного падежа.

Ребята, это было очень сложное задание, но мы справились.

А сейчас откройте пожалуйста свои дневнички и запишите домашнее задание. И так, дома вам нужно будет выполнить на страничке 33

упражнение № 4.(записываю задание на доске)

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного
– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. Запись по памяти.
Над Смехоградом ударил гром, Дракон спустился на смеходром.
(Г. Сапгир)
– Проверьте свою запись. Подчеркните орфограммы.
2. – Выпишите однокоренные слова.
– Что ещё объединяет эти слова? (Это сложные слова.)
– Существуют ли эти слова на самом деле?
– Что они обозначают? Что вам подсказывает их значение? (Второй корень:
смехоград, как Волгоград, Калининград, а смеходром – как космодром,
аэродром.)
– Действительно, такие слова не существуют, они придуманы автором –
Генрихом Сапгиром, но образованы они по законам русского языка: состоят из
двух корней и соединительной буквы о.
– Подберите к ним ещё 2–3 однокоренных слова. П Можете придумать новые
слова, как Г. Сапгир.
3. – Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения.
4. – Назовите имена существительные. Что их все объединяет? (Относятся ко
2­му скл.)
– Определите падеж имен существительных.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.

II.
Формулирование
проблемы.
2. Словарная работа.
– Послушайте и сгруппируйте слова:
1) с одной буквой с;
2) с удвоенной буквой с.
Матрос, касса, масса, ссора, простор, трос, профессия, киоск.
– Прочитайте слова по столбикам. Что можно сказать о склонении этих
существительных? Как подобраны слова? (Слова с одной буквой с 2­го
склонения, слова с удвоенной буквой с – 1­го склонения.)
– Перечислите все признаки, которые вы знаете у имён существительных.
Называют признаки в свободном порядке. Учитель их записывает на доске
(можно «разбросать»).
– А теперь попробуем их собрать. Как их можно сгруппировать?
(Если называли конкретные признаки: м.р., ж.р., В.п. одуш. и т.д.)
– В каком порядке их моно выстроить? Что для этого нужно знать? Назовите
тему урока, на котором мы будем «выстраивать» признаки в определённом
порядке.
Записывается тема урока:
Морфологический разбор имени существительного.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
III. Открытие
новых знаний.
Морфологический разбор имён существительных.
1. – Вспомните, в каком порядке вы разбирали имена существительные в 3­м
классе.
– Проверьте себя.
Чтение текста в рамке после упр. 165.
– Какова последовательность в расположении признаков при морфологическом
разборе имени существительного?
– Что значит постоянные признаки? А непостоянные?
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в

соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
– Какие признаки относятся к постоянным? К непостоянным?
2. Работа в учебнике
1. Упр. 165.
Сначала ученики читают задание и отрывок из рассказа К. Паустовского
«Кот­ворюга». В тексте находят и подчёркивают имена существительные.
Затем задание читается до конца, дети и учитель анализируют образец
разбора, затем 2–3 имени существительных разбирают коллективно,
остальные слова самостоятельно с дальнейшей проверкой – проговариванием
вслух.
2. Упр. 166 – развивается умение производить морфологический разбор имён
существительных, а также совершенствуются орфографические и
пунктуационные навыки.
Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.
3. Дополнительно.
Упр. 78 («Дидактический материал»). Объяснительный диктант.
Текст записывается без предварительной подготовки, затем дети
объясняют выбор буквы на месте пропусков, постановку знаков препинания,
выполняют задания к упражнению.
– При характеристике имени существительного в тексте какие признаки мы
указываем сначала, а какие потом? (Падеж, число – непостоянные.) Почему?
(Потому что слово в тексте изменяется, стоит в какой­то форме; эти признаки
можно определить сразу, а постоянные признаки – по начальной форме.)
– А при выполнении морфологического разбора как располагаются признаки?
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
Упр. 4, кн. 2, с. 13.

Ход урока.

I Организационный момент.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка пройдёт бодро, весело и, главное, познавательно. Наши задачи: обобщить знания о существительном и научиться давать его полную характеристику как части речи.

II . Минутка безотрывного письма . (одна строка)

Запишите число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.

Работа над ошибками.

III . Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте слова.

Снежок, дорожка, друг, облака, указка, улыбка, зелень, сестричка.

Запишите слова в 2 столбика.(самостоятельная работа)

Прочитайте слова первого столбика. По какому принципу вы объединили их в одну группу? (безуд. гласная в корне, провер.) Как проверить безуд. гласную в корне?

(Устно подберите проверочные)

Прочитайте слова второго столбика. Почему объединили их в группу? (парн. согл.) Как проверить парную согласную в корне слова? (устно) Подберите проверочные слова.

Что общего между всеми данными словами? Докажите, что это имена сущ.

IV . Обобщение .

1 . Работа в группах.(По 6)

Работе в группах помогут фразеологизмы- устойчивые сочетания слов:

Ушки на макушке

Чувство локтя

Стоять горой

Объясните значения данных фразеологизмов.

Составьте кластер «Имя существительное»

(по одному выступающему у доски)

2 . Что такое имя существительное?

На какие группы делятся грамматические признаки существительного? (пост. и непост.)

Назовите постоянные признаки.

Какие существительные относятся к одуш.? Неодуш.? Собств.? Нариц.?

В англ., каз., арм., узб. языках нет рода, а в языках народов Африки 48 родов. Сколько родов у сущ. Рус. Яз.?

Какие сущ. относятся к 1,2,3 скл.?

3 . Прочитайте слова.

злость-

трусость-

жестокость-

безделье-


ненависть-

Пусть они никогда не звучат в нашем классе и в нашей стране. Замените их на слова, противоположные по смыслу. Запишите.

1 в.- определите род

2 в.- определите склонение

Проверка фронтально.

4 . Назовите непостоянные признаки.

Физминутка

Если сущ ед.ч.- встали

Если мн.ч.- похлопали в ладоши

Деревня, август, площади, тетради, витамины, скамейка, малиновка, дорожки, ножка.

5 . Работа в парах.

Каждому падежу найдите вопросы и предлоги.

В.п. кто? что? (без предлогов)
П.п. кого? чего?(от, до, из, без, для, около)
Т.п. кому? чему?(к, по)
Р.п. кого? что? (в, на, за, про)
И.п. кем? чем?(за, под, над, между, перед)
Д.п. о ком? о чём? (о, об, в, во, на, при)

Проверка. (цепочкой)

Обобщение по слайду.

V . Новый материал.

1. Характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования в речи называетсяморфологическим разбором

Морфологический разбор существительного проводится по следующей схеме (чтение детьми)

    I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II.Начальная форма. (И.п., ед.ч.)

    III .Морфологические признаки:

    A Постоянные морфологические признаки:

    1 собственное или нарицательное;

    2 одушевлённое или неодушевлённое;

    3 род;

    4 склонение;

    Б Непостоянные морфологические признаки:

    1 число;

    2 падеж.

    I V .Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

2 . Комментированное письмо. (у доски)

От опушки леса к деревне тянулась поляна.

Выполните морфологические разборы сущ., которые не являются подлежащим.

По рядам: (трое у доски)

1 р.- от опушки

3 р.- к деревне

VI . Итог.

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VII . Дома . С. 62 упр. 182

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98694114

ГУ «Средняя школа № 43 им.Г. Мусрепова»

Русский язык

Морфологический разбор имени существительного

4 класс

Учитель начальных классов:

Семыкина О.Б.

г. Петропавловск, 2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4-ом классе МОУ СШ № 35 Волгограда

по теме: Морфологический разбор имени существительного.

(Первый урок)

2016-2017 учебный год

Учитель: Новолокина Надежда Викторовна

Урок 12 (35 минут)

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели и задачи:

  • Повторить и обобщить отличительные имени существительного как части речи
  • Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного
  • Развивать интерес у детей к изучению русского языка, его особенностей

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объяснение темы урока учителем:

Сегодня на уроке мы обобщаем, ребята, ваши знания о признаках имени существительного и учимся в определенном порядке все это записывать.

Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.

Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?

Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Повторение. Словарная работа.

Св_ ркать, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»

Задание: Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.

Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного: род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).

Проверка.

Какие признаки существительного не изменяются?

Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)

Какой признак в данном случае нельзя точно определить?

Каким членом предложения является любое из данных имен существительных.

Нельзя определить, каким членом предложения является имя существительное.

Почему?

Нет предложения.

Задание. Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?

Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.

Работа в группах по 4 человека. Конкурс на лучшее предложение.

Лучший вариант от группы записывается. Например: Мой друг летом совершил интересное путешествие по Волге.

Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Голубой вагон»

Задание. Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного по Волге.

(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоят.

Для записи этих признаков есть определенный порядок.

III. Работа над темой урока.

Работа с учебником

«Порядок морфологического разбора имени существительного»

Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».

Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.

Задание. Морфологический разбор существительного по Волге выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.

По Волге – имя существительное, Волга, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоятельство

Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей.

IV. Вывод урока. Рефлексия деятельности

Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

Варианты ответов. Записать по порядку признаки имени существительного. Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного.

Вопрос. Какие признаки постоянные у имени существительного?

Ответ. Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.

Вопрос. Какие непостоянные?

Ответ. Число, падеж, каким членом является в предложении.

V. Домашнее задание.

Выучить порядок морфологического разбора

VI. подведение итогов


    2.

    , стол D.

    1. Деление на группы

    1. Падежи

    1. Родительный

    2. Дательный

    3. Предложный

    4. Винительный

    1. Собственные и нарицательные существительные

    1. микрорайон Ожет

    2. кошка Мурка

    3. чемпион Денис Тен

    4. газета «Вечерний Алматы»

    1. Единственное и множественное число

    1. Книга-книги

    2. Тетрадь-тетради

    3. Друг-друзья

    4. Улыбка-улыбки

    5. Яблоко-яблоки

    А. Падежи

    Родительный

    Микрорайон Ожет

    Книга-книги

    Дательный

    Кошка Мурка

    Тетрадь-тетради

    Предложный

    Чемпион Денис Тен

    Друг-друзья

    Винительный

    Газета «Вечерний Алматы»

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

    3.

    Защита презентаций.

    Взаимооценивание.

    4. Ознакомление с новым материалом

    1.

    План разбора

    1. Часть речи. Общее значение.

    2. Морфологические признаки.

    2. Постоянные признаки:

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    2.

    Образец разбора

    Пришла зима.

    Устный разбор

    Зима зима.
    Начальная форма - зима.


    неодушевлённое, жёнского рода.


    именительном падежё, в единственном числе.

    3.

    Письменный разбор

    1. Зима - сущ. (что?) зима.

    2. Н.ф. - зима.

    3. Что? Зима.

    5. Физкультминутка.

    Всё пробудилось ото сна:

    По миру шествует ВЕСНА.

    Как будто расцветаем мы,

    Почувствовав приход ВЕСНЫ.

    И захотелось выйти мне

    Навстречу молодой ВЕСНЕ.

    В листве зелёной утону

    И в этом обвиню ВЕСНУ.

    Природа дышит лишь одной

    Неповторимою ВЕСНОЙ.

    Скворец, присевший на сосне,

    Горланит песни О ВЕСНЕ.

    Другим об этом расскажи

    И повторишь ты падежи.

    6. .

    Что вы о нём знаете?

    Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью.

    Записать предложение

    1. Ручейки бегут быстрее.

    Светит солнышко теплее.

    Воробей погоде рад.

    Заглянул к нам месяц.

    2. Солнышко всё ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает.

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает?

    3. Зачирикал воробей

    После зимней стужи.

    Солнце ярче и теплей,

    На дорожках лужи.

    Вся природа

    Пробудилась ото сна .

    Отступает непогода,

    Это к нам идет… (Весна).

    Задание:

    7. Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    8. Итог урока.

    Выставление оценок.

    Чему мы научились на уроке?

    9. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Морфологический разбор имени существительного»

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цель:

    систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

    развивать речь детей, память, внимание и мышление;

    воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация на интерактивной доске, карточки.

Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой на урок.

Доброе утро, ребята! Рада вас видеть.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Проверка домашнего задания

    Что было задано на дом?

    Повторить изученное о существительном

    Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться?

Производить морфологический разбор.

А для этого мы должны вспомнить всё, что мы изучали об имени существительном.

Для этого вам надо разделиться на группы.

Дети берут карточку и по карточке определяют стол, за который должны сесть. На столы заранее поставлены названия: стол А. Падежи, стол В. Собственные и нарицательные существительные , стол D. Единственное и множественное число

    Деление на группы

    Падежи

    Родительный

    Дательный

    Предложный

    Винительный

    Собственные и нарицательные существительные

    микрорайон Ожет

    кошка Мурка

    чемпион Денис Тен

    газета «Вечерний Алматы»

    Единственное и множественное число

    Книга-книги

    Тетрадь-тетради

    Друг-друзья

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

Проверка деления на группы по слайду.

А. Падежи

В. Собственные и нарицательные существительные

С. Единственное и множественное число

Родительный

Микрорайон Ожет

Книга-книги

Дательный

Кошка Мурка

Тетрадь-тетради

Предложный

Чемпион Денис Тен

Друг-друзья

Винительный

Газета «Вечерний Алматы»

Улыбка-улыбки

Яблоко-яблоки

Проверьте, правильно ли вы разделились.

Давайте вспомним, всё что мы учили об имени существительном и составим его морфологический портрет. Что такое портрет?

    Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

Работа учеников в группах и составление портрета существительного.

Защита презентаций.

Взаимооценивание.

    Ознакомление с новым материалом

    Знакомство с порядком морфологического разбора по учебнику на с.123.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

    Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

Что надо запомнить, чтобы правильно производить морфологический разбор?

    Чтение образца устного разбора на с.124

Образец разбора

Пришла зима.

Устный разбор

Зима - существительное. Обозначает предмет: (что?) зима.
Начальная форма - зима.

Постоянные морфологические признаки: нарицательное,
неодушевлённое, жёнского рода.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в
именительном падежё, в единственном числе.

В предложении является подлежащим.

    Запись в тетрадях образца письменного разбора на с.124.

Письменный разбор

    Зима - сущ. (что?) зима.

    Н.ф. - зима.

Пост. - нариц., неодуш., ж.р.; непост. - в им. п., в ед. ч.

    Что? Зима.

    Физкультминутка.

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи

И повторишь ты падежи.

    Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений .

    Чей это портрет? (На интерактивной доске портрет Дениса Тена?)

Что вы о нём знаете?

Запись на доске предложения. Разбор по членам.

Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью .

Найдите существительные в этом предложении. Каждая группа выполняет морфологический разбор одного из имён существительных из этого предложения, затем защищает свою работу у доски.

    Какое время года наступает? Какие изменения происходят весной?

Записать предложение

В марте просыпаются от спячки медведи.

Морфологический разбор существительных из этого предложения

    Работа в группах: отгадать загадки, списать выделенное предложение.

    Ручейки бегут быстрее.

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад.

Заглянул к нам месяц...

    Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

    Зачирикал воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся природа

Пробудилась ото сна .

Отступает непогода,

Это к нам идет… (Весна).

Задание: отгадать загадки, произвести коллективно морфологический разбор выделенных существительных.

    Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    Итог урока.

Выставление оценок.

Чему мы научились на уроке?

    Рефлексия

Что вам понравилось на уроке? Какие темы вам надо повторить?