Одним из самых противоречивых и до сих пор до конца не исследованных вопросов в обществознании являются взаимоотношения человека и Вселенной. Многие из нас задаются дилеммой, что представляет собой человек во вселенских масштабах: микроскопическую пылинку, либо же вершину эволюционных процессов, происходящих в Космосе.

Человек и Вселенная

Попытки поиска ответа на столь неординарный вопрос были сделаны человечеством еще в древние времена, когда люди начали верить в то, что судьба человека и целого народа прямо зависит от того, как в небесной сфере размещены светила. Подобные представления отразились в более поздних трудах западных философов, которые изучали ритмы Вселенной и их воздействие на человеческую жизнь.

Согласно этим учениям, Вселенная периодически посылает негативные и позитивные импульсы на землю, в результате чего на планете начинаются войны, революции, природные катаклизмы, либо же наоборот: периоды мира, хорошего урожая, и т.д. Подлинность таких теорий еще не доказана, однако отрицать взаимосвязь Вселенной и человека категорически нельзя.

Более того, после некоторых психологических и социальных исследований, некоторые ученные доказывают тождественность человека и Вселенной. То есть человек - это не только часть Космоса, это и есть сам Космос, который заключен в земную оболочку. Психические и физиологические процессы, которые происходят в человеческом теле, в точности повторяют модели явлений, которые ежедневно происходят во Вселенной.

Даже с тем масштабным научно-техническим потенциалом, который мы имеем на сегодняшний день, загадки Вселенной разгадать до конца не удается. То же самое можно сказать и про человека, ведь нам до сих пор точно не известна тайна его происхождения, не говоря уже о загадках его внутреннего мира.

Человек в мире природы

Человек и природа - неразрывно связанные друг с другом явления. Формирование человека представляло собой весьма длительный эволюционный процесс, продлившийся около миллиона лет. В этом процессе индивидуум смог подняться от уровня обезьяноподобного существа до человека мыслящего, Homo Sapiens, став венцом творения природы, постепенно уничтожающим ее.

Обретший способность мыслить, человек возвысился над всеми другими творениями природы, однако биологические факторы, которые остались ему присущими, до конца истории человечества будут напоминать ему о том, что все же он продолжает оставаться частью природы и существенно зависеть от нее. Человек представляет одно целое с природой - он состоит из живой и неживой ее материи.

Процессы взаимодействия живого и неживого в человеке - модель взаимодействия тех же элементов в окружающей среде. Это дает право говорит о том, что человек и природа также единое целое, как человек и Вселенная. Высшей целью духовного развития каждого человека является осознание единства с природой и Вселенной. Понимание этого способствует гармонизации, как внутреннего мира человека, так и его взаимоотношений с окружающей средой.

С самых древних времен человек пытается осмыслить свое место в мире. Данная проблема является одной из ключевых, так как, возможно, не осмыслив свое место в мире, человек не может понять и смысл своего существования. Многие философы пытались осмыслить данную проблему, которая также затрагивает вопрос законов природы. А точнее, их соотношение, т. е. человека и законов природы, а также взаимодействие.

Данное взаимодействие проявляется в том, что человек не может существовать без природы, без природных явлений. Посадив пшеницу, или рожь, или ячмень, или какую-то другую сельскохозяйственную культуру или растение, человек всегда надеется получить очень хороший урожай. Но получить его невозможно без дождя, т. е. без проявления силы природы.

А в чем же еще проявляется взаимодействие человека и природы? «Помощь» со стороны природы была уже охарактеризована чуть выше. «Помощь» же человека заключается в том, что он не должен засорять окружающую его среду, а напротив, должен бережно относиться к природе. Этим очень активно занимаются различные экологические организации как на местном, так и на международном уровне. К сожалению, труды этих организаций не оказывают очень сильного влияния на обстановку. Окружающая нас среда будет загрязняться до тех пор, пока каждый отдельный человек не поймет, что именно от его действий зависит обстановка в мире.

Такое взаимоотношение человека и мира можно разделить на две части:

1) субстратная система человека;

2) субстратная система мира.

В свою очередь, эти две системы также подразделяются на четыре подсистемы:

1) онтологическая система;

2) гносеологическая система;

3) аксиологическая система;

4) праксиологическая система.

Теперь разберем подробнее эти подсистемы:

1) онтологическая система, т. е. учение о бытии как таковом.

По отношению к системе человек-мир это выглядит так: человек существует только благодаря природе. Природа – это бог человека. Захочет она – наступит засуха, начнутся наводнения и весь урожай человека погибнет. Или же может быть совсем наоборот: уродится небывалый урожай;

2) гносеологическая система. Данная система заключается в научном познании объекта, т. е. природы. Познание физических законов природы и есть ключ к ней;

3) аксиологическая система . Термин «аксиология» происходит от греческого слова axios, т. е. ценный. Эта система устанавливает градации, то есть разделение между средством и целью;

4) праксиологическая система . Праксиология происходит от греческих слов praxis – дело, деятельность, действие, и logos – наука. Данная система связана с социологическими исследованиями. Праксиология занимается тем, что изучает различные области науки с точки зрения их эффективности.

2. Основные концепции, выделяющие место человека в мире

Существует несколько концепций, которые выделяют место человека в мире. Но все они соответствуют как бы определенным критериям и, главное, отвечают на два следующих вопроса:

1) может ли человек постичь все законы миропорядка и мироздания? А также на вопрос, нужно ли это ему;

2) как должен вести себя человек с природой, какую стратегию своего поведения он должен выработать?

Эти два ключевых вопроса носят каждый свой характер: первому вопросу присущ характер гносеологический, а второму – практический и этический характер.

Первая концепция. Первая концепция утверждает, что человек может и даже должен познать все законы мироздания. Это знание законов природы ему понадобится для того, чтобы руководствоваться ими в своей дальнейшей жизни. Это знание приобретается человеком «нечаянно», скорее, даже неосознанно. Наблюдая какое-то определенное явление, видя его результат, человек строит свои строго логические выводы. И он видит наличие строгих причинно-следственных связей между явлением и наступившим последствием. Теперь, имея такое знание, человек уже поступит так, как ему будет выгоднее.

Именно на основе этой концепции были созданы теоретические представления о человеке и о его месте в мире в философии, религии и т. д. Также она находит свое отображение у множества известных ученых-философов. В частности, ее можно встретить у Б. Спинозы, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но и это еще не все. Концепция развивалась дальше, она преломлялась и в новом виде уже встречается у Канта, Гегеля и Фейербаха. У них она более сложная. Более простое толкование данной концепции встречается у Фридриха Энгельса, Карла Маркса и во всей марксистской философии.

Но данную теорию можно встретить не только у философов: на ее основе базируется множество мировых религий. Но только таких религий, которые основываются на подчинении заповедям божьим (ислам и т. д.).

Вторая концепция. Суть второй концепции мировоззрения на человека и на его место в мире состоит в том, что человек ничего не сможет изменить, даже если в совершенстве познает все законы природы. Проще говоря, человек – это щепка, которую несет волной. Щепку может прибоем выбросить на берег; течение может угнать ее на середину моря; щепка вообще может потонуть. Человек не властен ни над природой, ни над своей судьбой.

В истории культурологии можно встретить массу примеров, подтверждающих эту концепцию. Например, всем известный миф об Эдипе. Эдип узнал, что он рано или поздно убьет своего родного отца и женится на своей родной матери. Он всеми силами пытается бежать от этого, он не хочет исполнения предначертанного ему судьбой. Но судьбу не переспоришь. Все действия Эдипа, направленные на то, чтобы не исполнилось предназначенное ему судьбой, наоборот, приближают это.

Философ Экклезиаст вообще всю деятельность человека называл не иначе, как «суета сует». Он считал, что человек слишком слаб, слишком ничтожен и поэтому он не сможет противостоять всем объективным законам мироздания. Нечто подобное просматривается и в христианстве. В данной мировой религии утверждается, что Божья воля стоит над всем, а человек, как бы он ни старался, не может ничего решить или сделать сам (Христос напрямую говорит о том, что человек не может даже изменить цвет своего волоса с черного на белый и наоборот). Спасение человека, согласно христианству, также не зависит от самого человека – на все воля Божья. Главное, по утверждению христианства, это:

1) верить в существование Бога;

2) соблюдать все заповеди Божьи.

3. Три группы представлений о месте человека в мире

В истории культуры выделяют, как правило, три группы представлений о месте человека в мире.

1. Фатализм. Суть фатализма заключается в том, что от человека ничего не зависит. А раз от человека ничего не зависит, то значит, и предпринимать что-либо бессмысленно. Остается только одно: плыть по течению, а там – куда оно вынесет.

Фатализм присущ в большей степени странам Ближнего и Среднего Востока. Неслучайно у восточных народов было сложено столько народных пословиц на тематику фатализма. Наверное, самая знаменитая восточная фраза на эту тематику: все мы в руках Аллаха. В ней подчеркивается то, что Всевышний делает с нами все, что ему заблагорассудится.

Особенно символичную роль здесь играет слово «рука». Что можно сделать рукой? Рукой можно погладить, рукой можно сильно ударить. Причем не рука решает, что ей делать, а решает тот, кому она принадлежит. И решение это принимается неспроста, а должно быть спровоцировано какими-то действиями или бездействием.

Поэтому у восточных народов такой менталитет. Они молятся гораздо чаще, чем христиане. Своим постоянным обращением к Аллаху они подчеркивают:

1) свое уважение, любовь к нему;

2) что готовы на любые испытания и лишения, которые Аллах им пошлет.

2. Вторую группу можно назвать умеренным фатализмом.

Умеренный фатализм заключается в том, что человек хотя и понимает, что он своими действиями ничего не сможет изменить, все равно продолжает что-то делать. Причем умеренный фатализм является более распространенным, чем абсолютный фатализм. Скорее всего, причина этой распространенности кроется в том, что у человека не исчезает надежда на лучшее, на благоприятный для него исход. Такие примеры встречаются как в художественной литературе, так и в настоящей жизни.

Например, в романе А. Камю «Чума» люди борются с эпидемией чумы. Они продолжают свою борьбу, несмотря на то что их усилия оказываются малоэффективными. В реальности же такой опыт есть у каждого человека. Например, у студентов есть множество примет, которые касаются сдачи экзамена (это положить свою зачетку под подушку; за день до экзамена поносить некоторое время рубашку, которую собираешься надеть на экзамен; никому и никогда не показывать свою зачетку и т. д.). Однако эти меры будут малоэффективными, если попадется очень сложный билет, который хуже всего знаешь. В этом случае приходится опираться только на багаж своих знаний.

3. Третья группа связана с интуицией (или с шестым чувством) человека.

Как часто человек совершает не то, что ему говорит разум, а то, что ему говорит интуиция? Постоянно. Почти все научные открытия были совершены с помощью интуиции. Эта группа предполагает полную свободу действий человека. Не важно, что интуиция нас часто подводит. Главное, что человек поступил именно так, как ему захотелось, а не так, как надо было.

В литературе можно встретить героев, которые либо действуют на основе интуиции, либо в соответствии со строгой логикой. Примером первого героя можно назвать Наташу Ростову из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Часто она поступает так, как ей говорит что-то внутреннее. Она без жалости приказывает освободить все подводы от домашних вещей. Подводы она приказывает отдать раненым. Многие другие герои романа, не участвующие в военных действиях, просто не обращают внимания на количество покалеченных, которые им встречаются. В итоге читатель понимает правильность поступка Наташи. Такие поступки Наташа совершает на протяжении всего романа.

Примером второго типа героя, т. е. героя, который опирается только на строгую логику, можно назвать Шерлока Холмса. Великий сыщик раскрывает самые запутанные преступления, которые случаются. Все он объясняет строгой логикой. Причем его уточняющие вопросы поначалу кажутся бессмысленными, не относящимся к делу. Проводя долгие часы над решением задач, Холмс строит самую верную логическую цепочку.


Как найти своё место в мире? Как найти правильный путь? Как не ошибиться? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста М.С.Крюкова.

В своём тексте автор ставит несколько проблем. Я хочу остановиться на проблеме места человека в мире. Писатель считает, что «Каждый человек ищет своё место в жизни. Старается утвердить своё «я». Это естественно». Главный вопрос, как мы это делаем, каких моральных ценностей придерживаемся. По мнению автора по-настоящему самоутвердиться нам помогают забота об общем благе, стремление кому-то помочь.

М.С.Крюков уверен: «Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других». Автор приводит в пример строителя александрийского маяка, который по приказу фараона написал на маяке его имя, но под ним, тщательно скрыв, выбил своё: «Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься, как правильно найти своё место в жизни.

Все мы ищем своё место в жизни. Кого-то устраивает плыть по течению, приспосабливаясь к внешним обстоятельствам, кто-то предпочитает укрыться в собственном маленьком мирке, сделав контакты с внешним миром минимальными, а кто-то находится в эпицентре исторических событий, активно в них участвуя. Каждый делает свой выбор. Но в жизни каждого человека есть моменты, где он обязан проявить «своё самолюбие, утвердить своё «я»», чтобы изменить свою жизнь, направить её в правильное русло. Чтобы жить не только ради себя. В художественной литературе мы часто находим этому подтверждение. Попробую это доказать на примерах из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой Родион Раскольников, совершая преступление, тоже утверждает своё «я». Он оправдывает свой поступок благой целью: отобрать деньги у мерзкой старухи-процентщицы, чтобы помочь нуждающимся, в том числе себе, сестре, матери. Гораздо позже мы узнаём, что была ещё одна цель: проверить свою теорию: «тварь ли я дражайшая или право имею». Так как Родион считал себя «право имеющим», он решил доказать это, совершив преступление. Цель испытать теорию оказалась главной. Получается, что всё преступление – попытка что-то доказать себе, а не помочь другим. Поэтому он не прикасается к деньгам, они его почти не интересуют. Это пример ложного самоутверждения. Раскольников запутался, он пошёл против своих моральных убеждений. Он изменил себе. Долгий путь к раскаянию подтолкнёт его к правильному пути.

Сонечка Мармеладова, скромная, набожная девушка, почти ребёнок, вынуждена пойти на панель, к этому её подтолкнули нищета, голод, грубость и слёзы мачехи. Она тоже совершает грех. Жизнь с «жёлтым билетом» - это жизнь падшего человека. Она не приходит к Мармеладовым, потому что, по мнению хозяйки дома, неприличным людям тут не место. Она испытывает стыд и понимает своё положение. На свой небольшой доход она содержит Мармеладовых, но это не спасает их. Какое будущее у Сонечки? Его нет. Встретив Раскольникова, узнав о его преступлении, она сразу решила быть с ним, помочь ему справиться с душевными страданиями, которые ждут его впереди. Она сама прошла этот путь. И это не пустые слова. Она идёт за ним на каторгу, терпит мучительные месяцы, когда он отталкивает её. Она проявляет самолюбие и достигает своей цели. Сонечка спасает Раскольникова и приносит помощь обществу каторжан. Мы знаем, что её там все любят и уважают. Она находит свой правильный путь – помогать другим, меняет свою жизнь.

Таким образом, в жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо проявить самолюбие, утвердить своё «я», чтобы изменить свою жизнь к лучшему, а не скатиться в пропасть, чтобы жить ради интересов других, а не только ради собственных. Чтобы жить достойной жизнью настоящего человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Цент­ральное значение в этом разделе занимает обоснование вы­борки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи иссле­дования определяют, каким должен быть объект исследова­ния. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и воз­можностями его изучить, он может исследовать его целиком.

Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для ре­шения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического исследования. 2) Является исследо­вание сплошным или выборочным. 3) Если оно является вы­борочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Ре­презентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы гене­ральной совокупности. Генеральная совокупность - это со­вокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологическо­го исследования. Вторичная совокупность (выборка) - это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с по-. мощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, со­ставляющих выборочную совокупность, называется ее объ­емом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуще­ствления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколь­ко ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (спи­сок, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на по­следней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выбор­ку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государ­ственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предпри­ятий. Исследование является выборочным, обеспечиваю­щим репрезентативность; генеральной совокупностью яв­ляются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном про­изводстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочислен ностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выбо­рочно. Вторая ступень отбора - отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, харак­теризующим эффективность деятельности, малые пред­приятия разделяются на три группы: а) наиболее эффек­тивные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональ­ный отбор. Например, отбираются по три малых предприя­тия из каждой группы с помощью определенного «шага от­бора». Третья ступень - в отобранных малых предприяти­ях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует под­черкнуть большое значение правильно проведенной выбор­ки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентатив­ным и не может считаться достоверным, и его результатам нельзя доверять» .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методические материалы социология как наука

Бабосов е м общая социология учеб пособие для студентов вузов мн.. бабосов е м практикум по социологии учебное пособие для студентов вузов мн тетрасистемс с..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методические материалы
для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология» (для студентов дневного отделения несоциологических специальностей) Семинар1. Социо

Объект, предмет и метод социологии
«Предмет и объект познания социологии. Понятие социального. С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­к

Система, структура, уровни и функции социологии
«Структура социологии Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя инс

Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой

Социология и другие науки об обществе
Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необ­ходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смеж­ных с нею наук об обществе,

Возникновение и основные этапы развития социологии
Расширить и углубить представление о социологии как на­уке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило

ГЛОССАРИЙ
СОЦИОЛОГИЯ- англ. sociology; нем.Soziologie; фр. Sociologie. Наука о закономерностях становле­ния функционирования и развития общества. С. изу

Социальная структура общества
1. Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки. 2. Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов. 3. Социальная страти

Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки
«Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на

Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов
«Понятие социальной структуры. Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Поначалу это сл

Социальная стратификация и социальная мобильность
«Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образова­ния, профессии, участия во властных структурах и т.д., - назы­вается соц

ГЛОССАРИЙ
ОБЩЕСТВО- англ.society; нем.Gesellschaft; фр. societe. 1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойч


«Семья как важнейший социальный институт. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке

Социального управления
« Основные черты социальной организации. Социальные институты тесно связаны с социальными орга­низациями. Многие социологи называют социальные орга­низации разновидностью социальног

ГЛОССАРИЙ
ИНСТИТУТ(от лат. institutum - уч­реждение, установление) - англ.in­stitution /institut; нем.Institution; фр. institution/i

Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества. «Первичным агентом социального взаимодействия и отноше­ний являет

Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые
«Значительное место в социологии личности занимает роле­вая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатыв

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции
Как только происходит нарушение в исполнении четырех фун­даментальных ролей, в семье возникают всевозможные про­тиворечия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в с

Ролевое напряжение
Когда человек сталкивается с противоречивыми требования­ми двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт.Противоречивые требования, предъявляемые одной и

Динамика ролевого набора
Хотя каждый статус обладает ролевым набором, ни одна роль в данном наборе жестко не закреплена за конкретным статусом. Статус может терять одну из своих ролей, приобретая взамен другую. Когда муж т

Ключевые термины
Аффективное действие Внутриролевой конфликт Дистанционирование от роли Домохозяйка Жизненный никл семьи Идентификация с ролью Исполнение роли К

Словарь
Buyтриролевой конфликт - противоречие (статусная несовме­стимость) между ролями одного ролевого набора. Жизненный цикл семьи- последовательность социальны

Социализация личности. Девиантное поведение: причины и типы, формы социального контроля
«Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности. Личность как объект общественных отношений рассматри­вается в социологии в контекст

ГЛОССАРИЙ
ЧЕЛОВЕК - англ.man/person; ней.Mensch; фр. homme; Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельн

Соотношение с природой
Культура как объект социального познания. «Термин «культура» латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под куль

Культурные универсалии
«§ 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры Культуру изучают многие науки - философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт чел

Субкультура: понятие, виды, конфликтный характер
«Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различных государственно-националь­ных образованиях, социальных группах и т. д.

ГЛОССАРИЙ
КУЛЬТУРА(от лат. cultura - возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) - англ. culture; нем.Kultur; фр. culture;

ГЛОССАРИЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ - англ.investiga­tion/research/study/survey; нем. For-schung; фр. investigation/recherсе/ etude; чешек,vyzkum. Вид система

Выборки элемент. См. Выбор­ки единица
« ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.См. ВЫБОРКА. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД.См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ-

Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ
«Важная часть методического раздела программы - обоснование методов сбора эмпирическихданных. Если бу­дет использован анализ документов, то следует указать, ка­кие документальные и

Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования
«Заключительный этап эмпирического социологического ис­следования предполагает обработку, анализ и интерпрета­цию данных, получение эмпирически обоснованных обобще­ний, выводов и рекомендаций.

ГЛОССАРИЙ
МЕТОДИКА(от греч. methodike - со­вокупность методов) - англ.те-thodics; нем.Methodik; фр. methodique; ч

НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ
nehmende; фр. observation en partici-pante; чешек,pozorovdni zucastnene. Тип наблюдения, введенный в упот­ребление Э. Линдеманом, при к-роь исследователь получ