Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Телевизор Праздники Пост VIII. О домашнем богослужении Место богослужения Богослужебные круги Схемы богослужения и пособия IX. Брак честен, ложе нескверно X. Блуд и прелюбодеяние XI. Брак и современное общество (для родителей взрослеющих детей и для духовников) Часть 1 Часть 2 XII. Семья и дом священника Заключение Воспоминания об отце Часть 1 Часть 2

В послании к христианам Рима, – города разврата и власти, – апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ().

Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой – сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию.

Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники.

В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен.

Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром.

Введение

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, – любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым.

Церковь – это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и прежде всего в Таинстве таинств – святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства.

В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашнею церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви.

Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею все входящее в .

Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов.

Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей.

Необходимо ощущать свою связь с Поместной , а через нее – и со Вселенской.

Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания , а при возможности – и через ознакомление с творениями Отцов и с церковным уставом.

Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией («сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»).

Семья – это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе.

Как упоминалось в «Предисловии», понятие домашняя церковь идет от апостольских времен. Деяния апостолов и апостольские Послания сохранили нам имена Акилы, родом понтянина, и его жены Прискиллы, пришедших из Италии в Коринф (). Ап. Павел называет их сотрудниками своими во Христе, и пишет, что они «голову свою полагали» за его душу и что не один он их благодарит, «но и все церкви из язычников» (). Они приняли ап. Павла в Коринфе по закону христианского братства и ремесленного сотоварищества, сопровождали его из Коринфа в Сирию и проповедовали в Ефесе «путь Господень» ().

В Первом послании к Коринфянам ап. Павел передает приветствие Акилы и Прискиллы с домашнею их церковью (), другой раз он шлет им самим приветствие в Рим (), упоминает он их и во Втором послании к Тимофею (4:19) .

В Послании к Колоссянам упоминается домашняя церковь Нимфана ().

В Послании к Филимону благословение шлется и самому Филимону, «возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной <...> и домашней <...> церкви» ().

В Послании к Римлянам ап. Павел приветствует, по-видимому, супругов Андроника и Юнию, Филолога и Юлию, Руфа с матерью, которую он называет и своею матерью.

К сожалению, Апостольские послания и Деяния почти ничего не говорят о внутренней жизни таких домашних общин: она была и без того известна адресатам.

Домашняя церковь существовала на протяжении всей истории христианства. Было бы радостно и полезно, если бы нашелся человек, который написал бы очерки по истории домашних церквей; причем лучше, если бы за это взялась женщина, ибо женщины более тонко чувствуют дух семьи, они в основном и создают атмосферу домашнего уюта, тепла и любви. В такой книге нашли бы для себя много полезного не только матери и молодые девушки, но и мужчины, и юноши.

В такой книге можно было бы вспомнить мчч. Терентия и Неониллу и их чад (пам. 28. X), препп. Андроника и Афанасию (9. X), мчч. Клавдия и Иларию (19. III), Василия и Эмилию – родителей свтт. Василия Великого и Григория Нисского, Григория и Нонну – родителей свт. Григория Богослова и св. Кесания, Петра и Февронию, муромских чудотворцев, князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, семейство священников Алексия и Сергия Мечевых (отца и сына) и многих других, причисленных и непричисленных к лику святых.

Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения. Домашняя же церковь – сокровенная, устроенная по слову Евангелия: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись» ().

Перед христианством всегда стоят две задачи: первая, вечная, внутренняя – стяжание Духа Святого, вторая историческая, внешняя. В первые века такой задачей был апостолат через мученичество, в IV–VIII веках – раскрытие вечной Христовой истины через проповедь и догматы, позднее – возведение народа Божия к благодати и чистоте и его религиозное просвещение через монастыри как центры христианского подвижничества и культуры и т.д., хотя сами монастыри появились много раньше. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей.

Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви – будет существовать Русская , не сумеют – Русская Церковь иссякнет.

В современном секуляризованном мире домашние церкви вообще приобретают особое значение. Но нигде потребность в них не ощущается так остро, как в государствах, где атеизм объявлен официальной идеологией . Христова будет существовать вечно. «И врата ада не одолеют ее» (). Вопрос лишь в том, где будет гореть ее живой огонек, кто войдет в нее.

В значительной мере Русская Православная справилась с выпавшими на ее долю испытаниями, что так неожиданно раскрылось в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси и в чем мы могли убедиться за последующие годы. Сейчас у нас новые проблемы, новые задачи, новые трудности.

Признание Церкви широкой общественностью и властью не только облегчает ее положение в государстве, но и создает новые трудности для ее членов. Оно создает условия для теплохладности в исповедании и делах веры, для компромиссов, для проникновения в церковное общество околоцерковных псевдохристианских взглядов, попыток модернизации православия в угоду миру и его слабостям и т.д., для снижения моральных, нравственных норм, для игнорирования канонических требований, для утраты чувства благоговения перед святыней, что наблюдается во многих зарубежных странах.

Быть верующим недавно было опасным, – сейчас становится модным. К Церкви пытаются примазаться те, кто в годы гонений боялся ходить в ее храмы; те, кто в годы гонений благополучно отсиживался в заграничном комфорте, теперь пытаются разорвать единство Русской Православной Церкви и соблазнить своею проповедью ее верных чад и вновь приходящих под ее благодатный покров. Все это создает новые трудности, новые проблемы в создании домашних церквей – христианских православных семей, и не следует считать, что отсутствие государственного преследования

У Иоанна Златоуста имеется две беседы на слова: «Целуйте Прискиллу и Акилу» (Беседы на разные места Священного Писания . Т. III. СПб., 1862, ее. 417–450). К сожалению, св. отец Церкви не касается их домашней жизни.

В настоящее время период открытых гонений на кончился, и начались гонения скрытые: кампания в средствах печати, по радио и телевидению, цель которых – принизить значение Православия в истории и жизни России, объявить Церковь несовершенной, отсталой, устаревшей, менее «прогрессивной», чем другие религиозные организации. – Изд.

Какие первые слова были сказаны Иисусом Христом Своим ученикам? (идите за мной – это не первые слова!)

от Иоанна 1:35-39 — «пошли ко мне в гости» — вот первые слова!
Благовестие Господа Иисуса заключалось в том, что он приглашал людей к себе домой. Благовестие первых учеников состояло в том, что они приглашали друзей и знакомых к себе домой – а у них дома в это время сидел Иисус.

от Матфея 5:14-16 —

Как правило, неверующие родители, вместе с которыми живут их уверовавшие дети, не готовы к тому, чтобы открывать двери своего дома незнакомым людям, которых пригласили их дети. Ученики, живущие с родителями, не могут не считаться с их желанием жить так, как они хотят. Вряд ли Иисус приводил бы людей домой, если бы его мать была против. Что же делать?

У Бога есть простой выход. Два ученика, брат и сестра влюбляется, строят отношения, женятся. Образуется семья учеников, которая начинает сама определять стиль своей жизни. Бог создает семьи, чтобы они могли оказывать гостеприимство, которого они не могли оказывать, пока жили с неверующими родителями, – и через него светить, быть светильником на подставке.

Домашняя церковь — все мы слышали это словосочетание не один раз. В отличие от других словосочетаний (семейная группа, беседа по Библии и т.д.) это словосочетание не выдумано современными христианами, оно есть в Библии. В каких случаях оно употребляется?

Римлянам 16:3-4 —

Филимону 1-2 —

Оба упоминания о домашних церквях связаны с конкретными семьями.

Если мы посмотрим на эти семьи, мы увидим интересную вещь – они совершенно не похожи. Акила и Прискилла пригласили в гости Аполлоса и дали ему более точные убеждения, т.е. мы видим семью с учительным даром, способную учить даже проповедников. Филимон, по контексту письма Павла, молодой ученик, которому нужно молоко, а не твердая пища («тебе надо простить твоего убежавшего раба, ведь он теперь твой брат во Христе, и т.д.»). Ясно, что он сам еще не в состоянии никого наставлять – но у него собирается домашняя церковь! Значит, есть что-то общее у этих 2-х семей, что дает Библии основание говорить о домашних церквях Акилы и Прискиллы и Филимона.

Что у них общее? Только одно: готовность предоставлять свое жилище для регулярных встреч определенной части учеников – и эта группа в Новом Завете называется домашеней церковью, по имени семьи, у которой она собирается. Как видно, вовсе не обязательно, чтобы эта семья наставляла группу, собирающуюся у нее.

Еще о домашних церквях в Библии (хотя они и не названы именно этим словосочетанием):

Деяния 16:33-34 —

Деяния 18:8 —

2-е Тимофею 4:19, 1:16 —

Еще одна важная деталь – сравним 2 отрывка:

Деяния 12:12 —

Деяния 16:14-15 —

Библия не может сказать «дом Марии» или «дом Лидии» о семьях, где есть взрослые мужчины. Мария, скорее всего, была вдовой, Лидия – возможно, незамужней. Тогда «дом Лидии» – это ее мама, младшие сестры. Также очевидно, что эти женщины не могли учить собирающихся у них христиан.

Вывод: семья, собирающая у себя домашнюю церковь, вовсе не обязательно должна организовывать учение и проведение собрания, это может делать кто-то из приходящих к ним в гости зрелых верой христиан. Семья берет на себя заботу о гостях, это ее роль. Ее гостеприимство и является ее ролью (незаменимой!) в жизни домашней церкви.

Какие структурные подразделения, относящиеся к церкви, можно найти в Новом Завете?
1) Церковь по всему миру;
2) Церковь в отдельном городе (населенном пункте), экипаже корабля, группе в походе;

Это не означает, что все те структурные образования, которые применялись в движении учеников, были неправильны – в рамках своей жизни в церкви мы свободны устанавливать любую структуру. Но тот факт, что святой Дух указал только 3 этих понятия, говорит об их принципиальной важности, в отличие от всех остальных организационных форм.

Библейское послание очень простое –
1) в мире есть церковь учеников Иисуса,
2) эта церковь состоит из церквей в конкретных городах,
3) каждая из которых состоит из домашних церквей.

Где-то ученики Иисуса Христа (христиане) могли собираться все вместе, где-то не могли, где-то жили даже в полуподпольных условиях – но благодаря жизни по домашним цеквям, они были неуязвимы перед внешним давлением, были очень устойчивы и плодоносны.

Каждая домашняя церковь – это и есть церковь, ее полная картинка для тех людей, которые приходят в нее, благодаря тем отношениям которые в ней царят.

В Библии нет подробного описания жизни христиан в домашних церквях, но это можно очень хорошо себе представить. В 1-м послании Коринфянам в 7 главе Павел говорит о принципиальном отличии жизни женатых учеников от одиноких – это очень большая загруженность заботами о семье. Конечно же, эти заботы – радость и благословение, но факт есть факт — такой фактор, как свободное время сплошь и рядом начисто отсутствует у женатых, в отличие от одиноких. Павел очень убедительно это обьясняет. В семье, где время полностью занято служением супругов друг другу, детям, заботами о хозяйстве, выделять значительное количество времени для служения гостеприимством, причем регулярно – как это делать, чтобы это не было тяжелым бременем? Это возможно только при помощи тех учеников, которые собираются у них дома, при условии, что эти ученики берут на себя часть хозяйственных забот семьи (уборка, готовка, базар и т.д.), освобождая тем самым для семьи время, которое они посвятят своему служению ученикам и гостям. Это взаимослужение лучше всего описано в отрывках:
1 Коринфянам 12:24-25 —

Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по–христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи - от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, - и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее - в Церковь, где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

В начале 80–х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь».

Хотя эта книга публикуется впервые, у нее уже есть своя история. Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим он занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой - вносил ряд дополнений в ее текст. Прочтя книгу «Домашняя церковь», читатель убедится, с каким вниманием о. Глеб относился к сложнейшим проблемам бытия христианской семьи в современном обществе, считая построение домашней церкви основой основ существования православного христианина в миру и в Церкви.

Работая над книгой, издательство по возможности учитывало все существующие варианты текста вплоть до магнитофонных записей последних лекций о. Глеба. Вместе с тем мы провели ряд сокращений широко привлекавшегося автором статистического материала и газетно–журнальной публицистики, оставляя, тем не менее, все авторские выводы. Это объясняется тем, что во времена основной работы над книгой тревожная статистика рождаемости, алкоголизма, преступности и т. д. была практически недоступной широкому читателю, поэтому автор тщательно и кропотливо собирал все возможные данные. Сейчас эти сведения можно найти практически во всех периодических изданиях, - и все они подтверждают глубокую справедливость наблюдений и выводов о. Глеба.

Предисловие

Церковь есть тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором Божественная благодать пронизывает и освящает все существо человека и его действия. Каждый член Церкви - частица, клеточка, орган этого тела, необходимый для полноты целого, - таково по существу содержание гл. 12–й Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Лишь находясь в Церкви, будучи частицей ее тела, можно жить в полноте благодати Божией. В эпоху всеобщей секуляризации жизни и настойчивой - словом и делом - антихристианской и особенно антиправославной пропаганды необходимы значительные усилия и взывания к помощи Божией, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12); по–церковнославянски это звучит как «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е».

Для находящихся в браке и для живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья, - малая, домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней церкви неоднократно писал апостол Павел (1 Кор 16:19; Кол 4:15; Фил 1:2 и т. д.).

Однако святоотеческая литература, создаваемая после IV в. в основном монахами, почти не касается вопросов семейной жизни и построения домашней церкви. Состав «Добротолюбия» в значительной мере определен афонскими старцами, которых эти вопросы не волновали, и не только в силу иноческих обетов, но и потому, что женщинам вообще запрещено появляться на святой горе Афон.

Дом, семья как Церковь… Это сейчас настолько забыто приходским и богословско–академическим сознанием, что необходимо и проповедовать, и специально обосновывать экклезиологически такое восприятие этой стороны человеческой жизни. Домашнюю церковь создают двое - любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу.

Некоторые молодые люди и девушки, не имея ясно осознанного представления о православной семье, о ее значении для духовной жизни, строят свои отношения на основах, недопустимых для христианина. Они воспринимают нравы и обычаи окружающего нас безбожного мира как норму жизни.

Имеются и другие крайности: взгляд на жену, на семью как на что–то, что по самой своей сути мешает духовной жизни. Это иногда проявляется в высказываниях и поступках учащихся духовных школ и общающихся с ними молодых людей. Семинаристы и студенты духовных академий порой поспешно вступают в брак ради рукоположения в сан, а при этом недостижимый для них идеал монашеской жизни мешает им видеть благодать, проявляющуюся в буднях жизни семейной. Все это, конечно, не способствует созиданию домашний церкви в семьях священнослужителей.

А светское общество колеблется от теории «свободной любви пчел трудовых» до пропаганды прочной парной семьи и от воспитания индивидуальной половой любви до восхваления будущего «группового брака в рамках трудовых коллективов» .

В послании к христианам Рима, - города разврата и власти, - апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:1–2).

Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой - сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию.

Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники.

В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга - не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них - для тех, кто готовится вступить в брак, другие - для воспитывающих детей, а некоторые - для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» - для лиц духовного звания и их жен.

Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи - домашней церкви - эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром.

Каждый человек хочет быть счастливым и любимым, на чувстве любви зарождается семья, с апостольских времен называемая «домашней церковью». И от того, кто в нее войдет и в чьих руках будет гореть ее живой огонек, зависит, станет ли семья школой любви, а значит, школой спасения, или пополнит ряды несчастных семей, строящих свою «малую церковь» на песке.

Автор книги «Домашняя церковь» - священник, ученый, доктор наук, церковный писатель Глеб Каледа вместе с матушкой Лидией, впоследствии монахиней Георгией, - создал удивительную семью, которая сумела пережить скитания, опасности и лишения, нужду, при этом стала надежной опорой для шестерых своих детей и многих духовных чад отца Глеба.

В их жизни главной была Церковь, и семья тоже стала, как Церковь… Долгие годы отец Глеб был тайным священником, превратив одну из комнат своей квартиры в храм, где каждое воскресенье совершалась Божественная литургия. Это было сложно и крайне опасно, но вся семья участвовала в домашней церковной жизни. И все дети, став взрослыми, как и их родители, навсегда связали свою жизнь с Богом.

Домашняя церковь, сокровенная, устроенная по слову Евангелия, - «это задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов», - написал автор в предисловии к своей книге, ставшей для многих читателей христианским учебником, путеводителем в семейной жизни. В ней он обращается к тем, кто готовится вступить в брак, и к супругам со стажем, которых волнуют проблемы взаимоотношения в семье и воспитания детей. Опыт многодетного отца и священника интересен и полезен в вопросах религиозного, трудового, эстетического воспитания, отношения к природе, музыке, искусству, чтению, образованию, материальным благам. В книге охвачены все стороны семейной жизни, стержнем которой является молитва. Обращаясь к читателям, автор пишет: «Супруги! Организуйте ее, применяясь к обстоятельствам вашей семейной жизни. Учитесь молиться всю жизнь и учите молитвам своих детей».

Каждый человек, стремящийся построить счастливую крепкую семью, узнает из книги протоиерея Глеба Каледы, как правильнее устроить христианский быт, проводить с детьми свободное время, семейные праздники. И, главное, как освятить семью благодатью Святого Духа. «Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, крестится, а крестившись - венчаться, сколько бы лет они ни прожили в светском браке». Приводя множество жизненных примеров, давая конкретные практические советы, автор в живой форме раскрывает содержание христианской семьи, христианского дома, в котором уютно, «прежде всего, благодаря отношениям между членами семьи, царящей в ней любви и дружбе».

Любимая многими православными читателями книга протоиерея Глеба Каледы «Домашняя церковь» выдержала несколько переизданий и дополнена воспоминаниями монахини Георгии (Лидии Владимировны Каледы) о совместной жизни с отцом Глебом, истории их любви и преданного служения Богу. Они был счастливы в семейной жизни, хотя в домашней обстановке и не осыпали друг друга ласковыми прозвищами. Но, находясь в разлуке, отец Глеб писал жене: «Чем дольше мы с тобой живем, тем ты становишься необходимей, моя радость, моя поддержка, моя любовь. Моя нежная, моя заботливая, моя дорогая. Я не баловал тебя словами нежности, прими их сейчас после нашего более чем полувекового знакомства. В жизни мы проросли друг в друга уже могучими корнями».

Самым сильным и глубоким переживанием супругов стала их последняя Пасхальная служба, которую они, как это было раньше, провели дома, в своей домашней церкви. Это было незадолго до ухода отца Глеба, ослабленного тяжелой болезнью. «Он сидел в кресле в своем любимом белом облачении и служил, а я пела и тихонько плакала, потому что понимала, что это последняя наша с ним заутреня. Отец Глеб причастился сам и причастил меня». Удивительно трогательное и такое возвышенное прощание двух бесконечно любящих людей, проживших долгую, прекрасную жизнь друг с другом и с Богом.

Ольга Стрелкова