Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, - 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно - при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово "лисенок", содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий - не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом -енок - примеры слов

Лексическое значение нового слова

детеныш кота

детеныш лисы

зайчонок

детеныш зайца

бельчонок

детеныш белки

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию

Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.

Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный

Например:

жираф - детеныш жирафа, бегемот - детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом -енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь - медвеж´онок

мышь - мыш´онок

еж - еж´онок

лягушка - лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа оканчивается на шипящий [ш] - словообразовательный суффикс -онок.

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] - словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик - крольчонок, волк - волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь - медвежонок.

3) Парные мягкие: лиса - лис`енок, кот - кот`енок.

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий - пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] - пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух - пастушонок;
  • человек - ребенок;
  • повар - поваренок;
  • цыган - цыганенок;
  • зверь - зверенок;
  • китаец - китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон - слоненок □;
  • кот - котенок □;
  • галка - галчонок □;
  • батрак - батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок - бельчонка, ежонок - ежонка, дьяволенок - дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев - львенок - Но: львята, львят;
  • мамонт - мамонтенок - Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж - ежонок - Но: ежата, ежат;
  • кролик - крольчонок - Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка - бочонок - Но: бочонки, бочонков.

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

определяемыми словами.
Люди помогите!!! Я в 7 классе и дали учебник только 3 часть а как делать... если нет упр 186. Напишите это упражнение,даю за него 40 б!!! Буду благодарна!!!)))

А.П. Чехов писал:"Знаки препинания служат нотами при чтении".

Убедимся в справедливости этого утверждения.Попробуем понять записанный без знаков,например,такой текст:"Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тетю Дашу".

Всё ли ясно?А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания,но и без пробелов между словами.Представляете,как трудно было читать и понимать такую запись?Древние рукописи прочитаны учеными,но,к сожалению,не все понято.Много "темных мест" осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Теперь поставим точку в тексте,записанном без нее:"Утром мы отправились на охоту.За детьми дома оставили присматривать тетю Дашу".Страшно подумать,что получилось бы,если бы мы поставили точку после слов за детьми.

мужчины","Отец","Сын".Озаглавьте свое изложение.Подчеркните в своем изложении причастия
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту-лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал пригулшенным баском: -Здорово, браток!
-Здравствуй.-Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
-Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.
-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
-Беда мне с этим пассажиром!
Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку мальновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы".
Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

Анна Сенич
Речевые игры по словообразованию

В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к зиме.)

1.«Назови детеныша животного». (Словообразование существительных с чередованием звуков в корне слова и без изменения звуковой структуры корня слова).

(Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «Союз», 2001, с. 140)

Волк – волчонок еж – ежонок лось – лосенок лиса – лисенок медведь – медвежонок белка – бельчонок заяц – зайчонок олень – олененок бобер –бобренок рысь - рысенок

2. «Один – много» (Морфемное словообразование существительных. Суффиксальный способ).

Один волчонок – много волчат, один ежонок – много ежат, один лосенок – много лосят, один лисенок – много лисят, один медвежонок– много медвежат, один бельчонок – много бельчат, один зайчонок – много зайчат, один бобренок – много бобрят, один олененок – много оленят, один рысенок – много рысят.

3. «Эхо». (Образование причастий).

Пасется – пасущийся, лежит – лежащий, прячется – прячущийся, жует – жующий, бежит – бегущий, спускается – спускающийся, поднимается – поднимающийся, спасается – спасающийся, сбрасывает – сбрасывающий, растет – растущий, пьет – пьющий, плывет – плывущий, защищается – защищающийся, кричит – кричащий, пугается – пугающийся.

4. «Подбери слова-родственники». (Образование однокоренных слов)

Олень – олений, олененок, по – оленьи, олениха, оленина.

Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина. Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи. Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина. Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.

Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться. Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосятина, лосиный. Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.

5. Игра «Назови ласково». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Медведь – мишка, мишенька, лапа – лапка, морда – мордочка, шкура – шкурка, ухо – ушко, след – следок, хвост – хвостик, зуб – зубик, язык – язычок, голова – головка, головушка.

6. «Назови – чей, чья, чье». (Образование притяжательных прилагательных).

Хвост волка – волчий хвост

голова ежа – ежиная голова

рога лося – лосиные рога

нос лисы – лисий нос

шерсть медведя– медвежья шерсть

хвост белки – беличий хвост

детеныш зайца – заячий детеныш копыта оленя – оленьи копыта

7. «Продолжи предложение». (Образование сравнительной степени прилагательных)

Этот медведь сильный, а другой медведь еще …сильнее. Этот лиса красивая, а другая еще …красивее.

Этот лось крупный, а другой еще …крупнее.

Этот олень умный, а другой еще … умнее.

Эта рысь осторожная, а другая еще … осторожнее.

Этот волк страшный, а другой еще …страшнее. Этот медвежонок забавный, а другой еще … забавнее.

8. «Закончи предложение. Повтори всё предложение.» (Образование возвратных глаголов). Ежиха играет с ежатами, а ежата что делают….играются.

Лисица кормит лисят, а лисята что делают….кормятся.

Волчица прячет волчат, а волчата что делают? …прячутся.

Белка балует бельчат, а бельчата что делают? …балуются. Лиса устраивает нору, а лисята что делают? …устраиваются. Медведица воспитывает медвежат, а медвежата что делают? …воспитываются. Зайчиха спасает зайчат, а зайчата что делают? … спасаются. Мама зайчиха учит зайчонка, а малыш что делает? …учится. Мама зайчиха чешет малыша, а зайчонок что делает…чешется. Мама волчица облизывает малыша, а волчонок что делает…облизывается.

9. «Эхо» (Образование существительных от прилагательных).

Беличья – белка, меховой – мех, лисий - лиса, кожаный – кожа, шерстяной – шерсть, жировой – жир, волчья – волк, ежиная – еж, олений – олень, медвежий – медведь, заячий – заяц, холодный – холод, теплый – тепло, семейный – семья.

10. «Добавь словечко». (Образование притяжательных прилагательных).

Зимой (чей… наряд выглядит серым (беличий). Мягкие (чьи… рога принуждают оленей жить в редком лесу, чтобы не задевать рогами за сучья (оленьи). (Чей… вой слышен зимой далеко в лесу (волчий). (Чья… шубка спасает ежей от врагов (ежиная). (Чья… хитрость хорошо всем известна из русских народных сказок (лисья). Отличительным признаком зайцев служат (чьи… уши, благодаря которым у него отличный слух (заячьи). (Чья… шерсть очень густая и плотная, чтобы зимой в берлоге медведю было тепло (медвежья).

11. «Закончи предложение» (Образование глаголов совершенного вида).

Этот заяц бежал, а другой уже прибежал.

Этот еж ел, а другой уже съел.

Этот лось прятался, а другой уже спрятался.

Этот олень жевал траву, а другой уже прожевал.

Эта белка отдыхала, а другая уже отдохнула.

Этот лосенок вырастал, а другой уже вырос.

Этот бобер плыл, а другой уже приплыл.

Эта лиса защищалась, а другая уже защитилась.

Этот медведь кричал, а другой уже прокричал.

Этот олень сбрасывал рога, а другой уже сбросил.

12. «Назови действия». (Образование глаголов с помощью приставок).

Олень бежит – прибежит, забежит, убежит, выбежит, перебежит, отбежит, добежит. Рысь поедает (добычу, выедает, съедает, объедает (у добычи только лакомые кусочки, редко питается падалью, недоедает. Когда хлеб начинает наливаться, медведь появляется на полях, садится на землю и в таком положении ползает туда и сюда, чтобы с большим удобством подносить ко рту колосья. Ползать, уползать, приползать, отползать, переползать, выползать, заползать, сползать. Лось (ходит быстро и подолгу) ходит – уходит, переходит, выходит, заходит, сходит, проходит, отходит. Бобр строит (плотину) – отстроит, построит, перестроит, выстроит, достроит, надстроит, застроит, простроит.

13. «Большой и самый большой» (Образование существительных с помощью суффиксов).

заяц – зайчище лапа – лапища ухо – ушище хвост – хвостище нос – носище глаз – глазище сила – силища