Развивающее занятие для детей начальной школы, 2-3 класс

Внеурочное занятие для младших школьников 2-3 класса «В стране Перевертундии»

Цель: развивать нестандартное мышление, творческое воображение, внимание.

Оборудование: у учащихся - распечатки двух текстов, тетрадь в клетку.

Учитель.

В страну Перевертундию я вас позвать хочу,

Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.

Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,

А КОМЕРЕТ по-нашему - обычный теремок.

(М. Пляцковский)

Там перевернуто буквально всё, причем, разными способами. Вы готовы к посещению страны Перевертундии? Сейчас проверю. Попробуйте быстро и правильно, как в стихотворении М. Пляцковского, перевести слова с «перевертундского» языка на русский:

АЦИЛБАТ, МУИРАВКА, ТАРДАВК,

АММАРГЕЛЕТ.

Слова записаны на доске. Дети делают «перевод» в тетрадях. Проверка.

Отлично! А сможете сделать то же самое на слух?

Учитель называет слова, дети записывают в «перевернутом» виде. Проверка.

МЫД, МОД, КУС, ЗАГ, ОНИК, АЧУК.

Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в Перевертундию, я расскажу вам о ней.

Учащиеся получают распечатки текста.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона...

Из «Занимательной грамматики» А. Арсирия.

Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Попробуйте отделить вертикальными черточками одну фразу от другой, а в начало и в конец текста добавить подходящие, на ваш взгляд, фразы.

Самостоятельная работа. Проверка.

Вот такая она, Перевертундия! И мы уже на ее территории. Сколько ж здесь народу! И все шумят, смеются, говорят на «перевертундском» языке. Я улавливаю только отдельные фразы, но не могу их с ходу перевести. Может, у вас получится?

ЧЕСА ЗАГОЛОВАПАСЬ (голова зачесалась)

ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (язык заплетается)

КРАСНЫ ПОУШЕЛИ (уши покраснели)

ДРОЖИ ЗАРУКАЛИ (руки задрожали)

КРЫВА ЗАГЛАЗАЮТСЯ (глаза закрываются)

СТУЧИ ЗАЗУБАЛИ (зубы застучали)

Смотрите, вот идет группа мальчишек и девчонок, ваших ровесников. Давайте с ними познакомимся.

Дети получают распечатки текста.

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо, - кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть! - и начали рассказ.

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Там клоун был без головы.

- И стал тонуть. Ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

(А. Шибаев)

Что-то я ничего не поняла. А вы, ребята?

Отклики детей.

Почему рассказ ребят показался нам таким запутанным? Попробуйте отделить рассказ первого мальчика от рассказа второго.

Учащиеся читают хором сначала рассказ одного мальчишки, затем - второго.

Согласитесь, что иногда и вы, говорящие на русском языке, используете «перевертундский» язык! В каких случаях это бывает?

В разговор вступил молчавший до сих пор мальчик. Он хочет рассказать нам какой-то забавный случай из жизни своего приятеля Лемеле. Послушаем его.

Мальчик.

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

- Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

Ребята, а теперь попробуйте сами придумать несколько «перевертундских» предложений, напоминающих те, что прозвучали в рассказе Лемеле.

Примеры . Сочную грушу я погладила утюгом. Чтобы чай стал сладким, я насыплю в него жгучего перца. Третьеклассник получил двойку за контрольную работу, и мама за это купила ему его любимый торт-мороженое.

Мальчишкам и девчонкам, жителям Перевертундии, очень понравились ваши предложения, и они решили помочь вам с освоением их языка, поэтому пригласили нас на прогулку по улицам своей страны. Интересно, что же они покажут и расскажут нам?

Вы не видели такого

Ни во сне, ни наяву.

Наша рыжая корова

Червяков жует в хлеву.

До чего же галку жалко!

Сено ест на ужин галка.

Кот в зубах несет морковку.

Волк в тоске жует камыш.

Неумело и неловко

Заяц в поле ловит мышь.

Жаба стонет чуть жива -

Трудно жабе есть дрова.

А огонь совсем потух -

Полови-ка в печке мух!

Это вовсе не еда,

Это - сущая беда!

Получилось очень грустно:

Неполезно и невкусно.

Прогулка нас слегка утомила. Присядем отдохнуть. Наши новые знакомые предлагают спеть «перевертундские» частушки. Они будут начинать, а вы - заканчивать, но при этом следует выполнять одно условие - соблюдать рифму.

С крыши дома я упал,

Рубаху новую сломал,

Брюки новые погнул...

Вот загнул я - так... (загнул).

Не поверите вы мне:

Я летала на метле,

А моя подружка Катя

За мной мчалась на... (лопате, кровати).

Мы с тобою в лес пойдем,

Чупа-чупсов наберем,

И из них мы на обед

Приготовим... (винегрет).

В магазин пошла Марина

За вареньем из малины,

Заодно купила сушки

И с селедкой две... (ватрушки).

Ну, отдохнули немного, продолжим прогулку и понаблюдаем за жизнью местного населения. Ребятишки-перевертундцы сказали нам, что мы еще не со всеми особенностями местного языка познакомились. Сейчас они проведут нас по тем местам, где можно услышать что-то новое, например...

Закричал охотник: - Ой!

Д вери гонятся за мной!

На виду у детворы

Кры с у красят маляры.

Жучка бу д ку не доела:

Неохота, надоело...

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Забодал меня ко т ел,

На него я очень зол.

На болоте нет дорог.

Я по ко ш кам - скок да скок!

(По А. Шибаеву)

Какие особенности «перевертундского» языка вы можете отметить в данных стихотворных строчках? (Одна буква изменяет значение слова.) Как сказать правильно?

Ответы детей.

Попробуйте самостоятельно из одного слова получить другое, заменив всего лишь одну букву:

СОН (сын), ДОМ (дым, ком, дог), МАГ (миг, мак, шаг), РУКА (река, щука), ЗАБОР (задор, затор, набор), КОРОВА (корона), КЛЕН (клин, клан, клев).

Интересно в стране Перевертундии, но, к сожалению, нам пора возвращаться. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми, пригласите их к нам в гости. (Дети обращаются к вымышленным героям.) До свидания, перевертундцы!

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Как преодолеть страхи

Конспект психологического занятия для младших школьников

Чичикин Алексей Иосифович

педагог-психолог МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга

Цель : развитие навыка преодоления страхов.

Задачи:

Обучающая : научить детей использовать различные приемы для преодоления страха

Развивающая: развить у детей навыки рефлексии, умение использовать внутренние ресурсы для преодоления страха

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, укреплять чувства единства в классе (группе).

Оборудование: презентация, мультфильм «Ничуть не страшно», «домик для страхов», пластилин, «волшебная» палочка.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительный этап

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Прежде, чем мы начнем нашу беседу, мне бы хотелось услышать, какое у вас сегодня настроение? Кому попадает в руки волшебная палочка, то говорит: «Я сегодня…» и передает соседу. Итак,… Молодцы, большое спасибо, что поделились.

2. Объявление темы и цели занятия.

- Тема нашей встречи: «Как победить страх». Сегодня мы с вами узнаем, как побороть чувство страха.

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз чего-нибудь боялся. Я вижу, что руки подняли почти все. Я рад, что у вас хватило мужества признаться в том, что вы боялись. Как вы думаете, а все ли люди испытывают страх? (ответы ). Открою секрет, все люди в своей жизни чего-нибудь боялись.

А как вы думаете, страх полезен или вреден? (ответы) Давайте, выясним, что полезного и что вредного в страхах (ответы ) (слайд «Польза страха, вред страха»).

- Ребята, а теперь представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? (ударялись, обжигались, прыгали с крыш домов, лезли в огонь и т.п.). Страх нам дан природой, для чего же? (ответы ).

- Верно, чтобы уберечься от травм (слайд «Зачем нужен страх»).

- Но бывает, что страхи так захватывают мысли, что человек ничего не может делать. Это называется «боязнь». Она очень мешает жить. Прочтите ребята, что такое боязнь (слайд «Что такое боязнь»).

- Вот сегодня мы с вами познакомимся, как же справится с боязнью, с ненужными, мешающими страхами. Вы согласны? (Дети хором: да).

II. Конструирующий этап

1. Демонстрация мультфильма «Ничуть не страшно»:

Для того, чтобы победить страхи, нам необходимо посмотреть очень интересную и поучительную историю).

Обсуждение:

Понравился ли вам мультфильм?

О чем эта история?

Чему она учит?

2. Самостоятельная работа: л епка страха из пластилина.

Обсуждение. Дети рассказывают о своих страхах.

3. Закрытие детских страхов в «домике для страхов».

III. Итог. Рефлексия занятия, прощание.

Анализ изученного материала.

Чем сегодня интересным мы занимались на занятии?

Что нового для себя вы узнали?

Давайте еще раз вспомним и скажем, как победить страхи (слайд «Как победить страхи»).

    (слайд «Когда очень страшно, нужно вспомнить, что-то смешное, и через силу улыбнуться, засмеяться, захохотать»). (Ответы детей )

    (слайд, «Когда нас обижают, нужно напомнить, человеку, что он добрый и хороший, только заколдованный») (О тветы детей)

    (слайд «Петь песни, танцевать и дружить») (Ответы детей)

- Большое спасибо, ребята. До свидания.

Литература :

    Арефьева, Т.А., Галкина, Н.И. Преодоление страхов у детей: тренинг. – М.: Издательство института психотерапии, 2005.

    Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Просвещение, 1986. - 109 с.

    Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

Развивающее занятие для младших школьников

по теме "Секрет общения"

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения

Задачи:

    Формирование представлений о вербальном и невербальном общении

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений

    Развитие мыслительных способностей

    Обогащение опыта межличностного взаимодействия

    Тренировка гибкости поведения

    Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности

Ход занятия

Учащиеся и педагог сидят в кругу на стульях

I. Организационный момент

Сегодня у нас с вами не обычное занятие, не математика и не литература, а занятие по теме общение, занятие по психологии. И задания, которые вы будете выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

II. Знакомство

Для того, чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.

Тогда давайте просто все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.
Кстати, это и будет первым секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

III. Приветствие:

Упражнение «Аплодисменты»
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга так, как принято у нас на занятиях по психологии. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

IV. Разминка:

Игра«Перестройка»

Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Вот мы и узнали второй секрет: общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

V. Развивающие упражнения

Головоломка

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным .

Игра «Стыковка»

Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.
Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.
- Трудно было играть с завязанными глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным .
На доску вывешивается схема:

Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

Вот мы и подошли к третьему секрету общения: лучше понимать собеседника нам помогают невербальные средства общения: мимика, жесты.
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).
- Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

Упражнение «Цена улыбки» -

Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!

Дети высказывают свои предположения.
- Ну конечно же, это улыбка ! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбай­тесь им», советует нам американский психолог Дейл Карнеги. Будем следовать его советам? Тогда давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? А я дарю вам карточки с текстом «Цена улыбки».

VI. Подведение итогов урока

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

    человеку приятно, когда его называют по имени

    основной вид общения – вербальное

    существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

    слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

    улыбка помогает сделать общение приятным.

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. Если вам интересно узнать о других подобных секретах – почитайте психологическую литературу или обратитесь к психологу.

VII. Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

Используемая литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2001

2. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ЛИТУР, 2001

Цель: развивать творческое воображение, речь.

Оборудование: у учителя — рисунок сосны и растущих на ней конфет; карточки с заданиями; распечатки стихотворения для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель . Тема сегодняшнего занятия звучит так: «31 июня». Вам ничего не показалось подозрительным? Тогда давайте, используя свой кулак как наглядное пособие, повторим. Сколько дней в каждом месяце? Сожмите кисть любой руки в кулак. Благодаря выступающим костяшкам образовались «горочки» и «ямочки». Каждая «горочка» означает, что в месяце 31 день — максимально возможное количество. Каждая «ямочка» означает минимальное количество дней в месяце — 30 (а в феврале — 29 или 28). Давайте будем называть все месяцы по порядку, начиная с января, пока не дойдем до июня. Порядок возможен любой: слева направо или справа налево. Приготовились... Январь «горочка») — 31, февраль («ямочка») — 28 или 29, март («горочка») — 31, апрель («ямочка») — 30, май («горочка») — 31, июнь («ямочка») — ? (30!) Выходит, что 31 июня не существует! Но этот несуществующий день можно вообразить, чем мы с вами сейчас и займемся! В этот день может происходить только то, чего не может быть в обычные дни, например...

Выросли конфеты на большой сосне,

Тех конфет вкуснее не встречалось мне.

(М. Пляцковский)

Сейчас мы будем срывать с этой сосны самые вкусные конфеты и выполнять необычные задания, завернутые в фантики.

ЗАДАНИЕ 1. «Представь, что ты стал волшебником на один день. Твои действия?»

ЗАДАНИЕ 2. «Составь и реши примеры на сложение».

Как вы догадываетесь, примеры эти также необычные. Они состоят не из чисел, а из предметов и явлений, например:

Если с ветром дождь сложить

И размытые дороги,

То мы можем получить

Осень мокрую в итоге.

А снежинок кутерьма,

Плюс лыжня да плюс морозы,

Получается — зима:

В белом инее березы.

А сложи-ка ручеек

И подснежник, и скворечник.

Что получится, дружок?

Угадал... Весна, конечно!

Ну, а что еще осталось,

Летом солнечным назвалось.

(М. Геллер)

Самостоятельно придумайте подобные (необязательно в стихотворной форме) примеры на сложение, состоящие из любого количества слагаемых, чтобы в ответе получилось: а) лето, б) осень, в) зима, г) весна.

ЗАДАНИЕ 3. «Объясни значения выделенных слов и словосочетаний».

Дети получают распечатки стихотворения. Коллективная работа.

ФИГЛИ - МИГЛИ

Рачительный рак на безрыбье говаривал:

Мол, знал бы комар, как омар выкомаривал!

Судачил судак: «Небывалое дело!

Лещ дал бы леща, а сова б осовела!»

Тут селезень в гости позвал селезенку,

А чайка чайку предложила грачонку.

Ворона обед проворонила было,

Сорока рупь сорок в сорочке забыла,

А перепел взял и дрозда перепел,

А дрозд дал дрозда — он не пил и не ел!

И рыба-пила ничего не пила,

Но, мухи не тронув, под мухой была.

Набычился бык и к бычку в ил зарылся,

Слонялся петух, то есть слон петушился.

Ответ. Рачительный — заботливый; безрыбье — голодное время; выкомаривал — танцевал; судачил — сплетничал; дал бы леща — сильно ударил; осовела — осоловела, опьянела; проворонила — упустила; дал дрозда — удивил; мухи не тронув — никого не обидев; под мухой была — была пьяной; набычился — обиделся; слонялся — ходил без дела; петушился — задирался, ершился.

ЗАДАНИЕ 4. Игра «Что было бы, если бы?..»

Давайте пофантазируем. Что было бы, если бы...

Комары стали бы огромными, как слоны?

Из крана на кухне побежал виноградный сок?

Посещение школы стало необязательным?

Из тучи вместо дождя посыпались яблоки?

Мама кормила бы тебя одним только мороженым?

Вылепленные тобою снеговики оживали? 102

На деревьях весной вместо листьев появлялись конфеты?

ЗАДАНИЕ 5. «Придумать девочку-малютку и рассказать о ней по аналогии со стихотворением Василия Жуковского «Мальчик-с-пальчик».

Жил маленький мальчик.

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры — глазенки,

Как пух — волосенки;

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков

В жару отдыхал он

И ночью там спал он.

С зарей просыпался,

Живой умывался

Росой, наряжался

В листочек атласный

Лилеи прекрасной.

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение

Занятие 1

Самоуважение .

2) Правила работы в группе.

Психолог с детьми устанавливают определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется психологом.

3) Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Диалог и Мини- лекция.

Психолог предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

Основная часть

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение . Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце психолог суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения . Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Психологический смысл упражнения

Занятие 2

«Прекрасный сад»

Разминка.

Упражнение «Поздороваемся»

Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения . Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Основная часть

Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение . Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения . Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения . Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 3

Развитие коммуникативных способностей.

Невербальное общение

Разминка.

Упражнение «Построимся»

Психолог предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Мини-лекция

Осознание невербального языка тела. Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать вфизическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация. Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек вгостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.

Основная часть

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Занятие 4

Командообразование

Вначале занятия проводится шеренг, каждый рассказывает, с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

Разминка.

Упражнение «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 10 см, того, что весит полкилограмма, портфеля.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Основная часть

Упражнение «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Упражнение «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и психолог поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы. Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Рефлексия

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение . Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5

Коллаж на тему «Дружба»

Вначале занятия проводится шеринг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия, и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

Разминка

Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет: «А я с... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

Основная часть

Коллаж «Дружба»

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение . После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения . Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Р ефлексия тренинга

Анализ и оценка эффективности тренинга

Класс_____________________________________________________________

Школа____________________________________________________________

Психолог_____________________________________________________________________

На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. Поэтому, конечно, данный тренинг был своевременным и актуальным и стал большим подспорьем для учителей. Изменения происходили не сразу, иногда во время занятий, мне, казалось, что бьюсь о стену, что в «наших» детях нет ни капли сочувствия и желания понять и поддержать своего одноклассника. Много было слез, обид, взаимных обвинений. Все это мы пережили вместе и многому научились вместе. Собственно тренинг - он и для тренеров тоже испытание и учеба. В процессе тренинга приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но, поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои проблемы приходилось решать быстро. Огромное спасибо участникам тренинга, которые смогли создать условия для моего личностного роста. В качестве оценки эффективности тренинга использовался принцип самодиагностики - это шеринг на последнем занятии плюс анализ анкеты, предложенной участникам после завершения тренинга. Также использовалась обратная связь с классными руководителями. По их отзывам, данный тренинг, несомненно, оказал позитивное влияние на учащихся, появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в классных коллективах, появился интерес и доброжелательность в отношениях. Если оценивать тренинг с позиции ведущего, то, конечно, отношения между детьми и общий психологический климат в группах изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи. Хочется отметить, что наибольший эффект от занятий заметен в той группе, где изначально проблем в сфере общения было несколько меньше и конфликты проявлялись не так ярко по сравнению с другой группой. В то же время, во второй группе интерес к продолжению занятий и совместному общению были выше. Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они делились впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с одноклассниками.

Педагог-психолог____________________Н.Горяинова

«_____» _______________ 2009 – 2010 уч.год