Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

«Остров путешествий»

На базе МКОУ СОШ п.Карабашка ежегодно работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Лагерь работал в течение одной смены -18 дней, с 01.06.2015г по 25.06.2015г., количество детей – 39.

Цель работы– создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Воспитатели создали атмосферу комфортности для каждого ребенка.

С ожидаемыми результатами выполнения программы коллектив успешно справился.

Общее оздоровление детей, укрепление здоровья детей, соблюдение режима питания, витаминизация организма, организация игр и проведение мероприятий, пополнение жизни детей интересными культурными событиями, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов, развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка, привитие навыков самообслуживания, уважение к родной природе. Во время реализации программы воспитатели формировали у детей бережное отношение к природе, любви к своей малой и большой Родине.

Были проведены профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период.

Каждодневные инструктажи для детей:

Правила поведения в лагере;

По ПДД;

По ТБ при пользовании электроприборами;

По ТБ при проведении спортивных соревнований, подвижных игр, упражнений на спортивных снарядах;

По правилам пожарной безопасности.

* Минутки здоровья:

- «Осторожно, клещи!»;

-«Правила поведения за столом и в общественной столовой»;

-«Как правильно загорать»;

-«Уходза зубами»;

-«Зарядка и её значение»;

-«Предметы личной гигиены»;

-«Уход за кожей»;

- «Значение режима дня человека»;

-«Для чего мы моем руки»;

- «Помощь при укусе насекомых»;

- «Первая помощь при ожоге»;

- «Наша осанка»;

- «Друзья Мойдодыра»;

- «Мой рост, мой вес»;

- «Витамины и их значение»;

- «Вредные привычки».

Дети принимали участие в мероприятиях, организованных СДК и сельской библиотекой. Также все дети принимали активное участие в мероприятиях, организованных воспитателями пришкольного лагеря. С удовольствием пели, танцевали, читали стихи, участвовали во всевозможных конкурсах.

Для каждого ребёнка в лагере были все условия, чтобы проявить свои способности. Все дети каждый день получали калорийные завтраки и обеды. Свежие овощи и фрукты были на столах.

Согласно плану воспитательной работы летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Остров путешествий» состоялись следующие мероприятия:

День первый 01.06 «Открытие лагеря»

Сбор детей и утренняя зарядка.

Линейка открытия. Начальник Ж.Н. Кузнецова поздравила детей с началом работы оздоровительного лагеря. Представила работников, которые будут находиться с детьми всю смену. Пожелала хорошо отдохнуть, набраться сил, здоровья, активно участвовать во всех запланированных мероприятиях и помнить о своей безопасности.

Затем дети выбрали названия своих отрядов, придумали девизы.

1 отряд (младшая группа) – «Червячки».

2 отряд (старшая группа) – «Смайлики».

День второй 02.06 Праздник Дружбы и Солнца «Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило»

В гости к ребятам пришел Солнечный зайчик. Вместе с ним дети отгадывали загадки о солнце,вспоминали о том,какие предметы по форме и цвету похожи на солнце, пели песни, играли в подвижные игры, читали стихи, а особенно всем понравилась «Музыкальная пауза».

День третий 03.06 Праздничный концерт (открытие смены)

В этот день состоялся праздничный концерт, посвященный открытию смены. Снова звучали стихи о лете, солнце.Каждый отряд порадовал нас замечательными номерами художественной самодеятельности: песни, танцы, поучительные и занимательные сценки. Все получили большой заряд положительных эмоций на весь и на всю смену.

День четвертый 04.06 «Звездный час» по сказкам

Отряды соревновались в знании сказок, сказочных персонажей, атрибутов сказочных героев и многом другом. Накануне дети получили задание инсценировать сказку. Лучше и интереснее была работа отряда «Червячки». Ребята продумали все до мелочей (сказка «Теремок»). А потом был объявлен конкурс рисунков. В конце дня подвели итоги и авторов лучших работ поощрили сладкими призами.

День пятый 05.06 Спортивное состязание «Летим в космос»

В этот день состоялся настоящий спортивный праздник.Все участники проявилисвою силу, ловкость, смекалку, а самое главное здоровый командный дух.

День шестой 08.06 «Робинзонада – 2015»

Дети отправились вморское путешествие. Им пришлось выполнять достаточно сложные задания, но как всегда все справились с препятствиями на отлично. Вспомнили представителей профессий, связанных с морем; отгадывали загадки; «драили палубу»; находили применение предметам на необитаемом острове.

День седьмой 09. 06 Игра «В стране Лукоморья и Синеморья»

В этот день вспоминали творчество А.С.Пушкина. Вспоминали отрывки из его произведений, сказочных героев,инсценировали отрывки из сказок.

День восьмой 10.06 КВН по правилам пожарной безопасности

День посвящен знаниям основ пожарной безопасности. Команды соревновались в знаниях, умениях и навыках по вопросам ПБ. Отгадывали загадки, участвовали в эстафете, а еще готовили домашнее задание для своих соперников.

День девятый 11.06 «День России»

Накануне праздника ребятам продемонстрировали презентацию об истории возникновения праздника, государственных символах. Звучали стихи в исполнении детей о России, подвигах российского народа, величии и могуществе Родины.

День десятый 15.06 Шоу «Под знаком зодиака»

В этот день чествовали представителей всех знаков зодиака.Каждый узнал много интересной информации.

Во второй половине прошломероприятие антинаркотической направленности «Моя жизнь – мой выбор».

День одиннадцатый 16.06. Игра «Люби и знай свой край»

В этот день говорили о растениях и животных родного края. Дети с удовольствием участвовали в викторине. Показали хорошие знания. А кто-то получилважную и полезную информацию.

День двенадцатый 17.06 «Зеленый огонек»

Состоялся просмотр роликов и фильмов о правилах дорожного движения. Дети были ознакомлены с нарушениями ПДД по Тавдинскому ГО.

День тринадцатый 18.06. «Доброта в нас и вокруг нас»

В этот день мы побывали на планете Добра. Путешествовали вместе с котом Леопольдом. Вспоминали пословицы и поговорки о добре. Делились историями из жизни. Разбирались в том, какой герой сказки добрый, а какой злой. После удачно пройденных испытаний все вернулись благополучно домой – на планету Земля.

День четырнадцатый 19.06 Викторина «Мульти-пульти»

Кто в детстве не любил смотреть мультфильмы? Неттаких, наверное, нигде. В занимательной форме дети вспомнили всем знакомых и любимых мультипликационных героев.

День пятнадцатый 22.06 «День Памяти»

Совместно с сотрудниками СДК был организован и проведен митинг у обелиска.

День шестнадцатый 23.06 «Рыцарский турнир»

Этот день – день подвигов, на которые способны наши мальчишки. В образе средневековых рыцарей они выполняли самые смелые задания, исполняли прихоти и капризы своих «любимых» дам, соревновались в ловкости, меткости, осыпали дам комплиментами.

День семнадцатый 24.06 «Большие прыгалки»

Сегодня соревновались две команды девочек: «Радуга» и «Близняшки». Девочки, также как и мальчики смогли продемонстрировать все свои положительные качества.

День восемнадцатый 25.06 «День расставания»

Вот и пришёл день расставаний. Лагерная смена пролетела интересно и очень быстро. Пришло время прощаться. Все ребята без исключения участвовали в праздничном концерте. В конце дня каждый получил небольшой подарок в память об этих незабываемых днях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка» г.Туапсе

Составитель: воспитатель Чихладзе Ирина Александровна

Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

  1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
  2. Развивать внимание, память, речь и мышление.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, диск с записью мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» , разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, сладкие призы для каждого ребенка.

Ход викторины:

Воспитатель: Итак, друзья, начинаем викторину.

Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Я знаю, любите вы игры,
И песни петь и танцевать,

Рассказы слушать, сочинять.
Но нет занятия чудесней,
Чем сказки Пушкина читать.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета) . Он написал много интересных и любимых всеми сказок. Сегодня мы их вспомним. Но вначале давайте поговорим с вами об А.С. Пушкине.

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Няня часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её сказки очаровали будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи А.С. Пушкина. Давайте посмотрим мультфильм, в котором упоминаются самые известные сказки Пушкина (просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» ) .

А какие сказки Пушкина вы знаете? Ответы детей:

  • «Сказка о попе и работнике его Балде» ;
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» ;
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» ;
  • «Сказка о золотом петушке» .

Предлагаю вам мы разделится на 2 команды: команда «Знатоков» и команда «Умников» . За каждый правильный ответ команда получает жетон. И в конце нашей викторины мы узнаем, какая команда лучше знает сказки А.С. Пушкина.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам.

Воспитатель: Наша литературная викторина начинается.

1 конкурс: «Кто лишний?»

Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок А.С. Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названные герои не относятся к произведениям А.С. Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

2. конкурс «Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего … (моря)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи … (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все … (грызет)
5. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне … (назло)
6. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого Петушка)
3. Конкурс «Угадай-ка!»

Воспитатель: В этом волшебном сундуке находятся разные предметы из сказок А.С. Пушкина. Каждый из вас подойдет и с закрытыми глазами достанет предмет и назовет, из какой он сказки. В сундуке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало) . (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку) .

4 конкурс: «Собери картинку»

Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображён на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Воспитатель: Скажите, ребята, чем отличаются сказки А.С. Пушкина от сказок других сказочников? (его сказки написаны в стихах) . Верно, А.С. Пушкин впервые стал писать сказки в стихах. А как вы думаете, хорошо это или плохо, что сказки написаны в стихах? (дети объясняют) .

5. конкурс: «Назовите свою любимую сказку Пушкина» и объясните, чем она вам нравится (дети отвечают) . А сейчас скажите, в какой из сказок больше всего волшебства? Назовите эти чудеса (дети отвечают) . А кто из вас хотел бы попасть в эту сказку? Кем из героев вы хотели бы быть в этой сказке? (дети отвечают) .

6. Разминка:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах

Мимо острова крутого
Мимо города большого
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят (поднимают руки через стороны вверх)

(помахивают руками)

(сцепляют пальцы в замок)

(опускают руки)

(расцепляют руки, садятся на корточки)

(встают)

(хлопают)

(топают) .

7. Игра «Поймай золотую рыбку» :

Сегодня мы поймаем золотую рыбку.

* На концах веревок палки
Называются «Моталки»
Посреди бечовок – рыбка.
Ты мотай бечевку шибко

Воспитатель: Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Выбираются дети, которые будут «Ловить золотую рыбку» . Дети берутся руками за палочки, от которых отходят веревки (на конце веревок – «Золотые рыбки» . По команде ведущего дети наматывают на палку веревку, стараясь как можно быстрее добраться до рыбки.

Воспитатель: Молодцы! Большой улов. Устали! Отдохните! И все вместе посмотрим небольшой фрагмент мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Воспитатель: Давайте сравним с вами внешность старика и старухи на иллюстрациях Конашевича.

  • Каким изображен старик?
  • А как показана старуха?
  • Понравилась ли вам золотая рыбка? Почему она не выполнила последнее желание старухи? А если бы вы стали золотой рыбкой, кому из этих двух героев - старику или старухе вы бы помогли и что бы вы сделали?

8. Игра «Море волнуется…» Вы должны изобразить героя из любой сказки А.С. Пушкина, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Дети выполняют задание, викторина заканчивается.

Воспитатель: Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями (подводится итог.) Молодцы! Вы самые лучшие знатоки сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Награждение детей.

Ольга Феофилактова
Викторина «Путешествие в Лукоморье» в старшей группе. Итоговое мероприятие проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«Путешествие в Лукоморье »

Старшая группа

Цель : развитие связной речи, познавательного интереса, через использование литературных средств и содержания сказок АС . Пушкина .

Задачи :

Совершенствовать умение давать развёрнутые ответы, интонационно выразительно рассказывать отрывки из сказок .

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки (работа в команде) в процессе выполнения заданий викторины .

Продолжать воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту, устойчивую потребность в общении со сказкой .

Предварительная работа :

подбор мультфильмов, фонотеки, книг по сказкам А . С. Пушкина , чтение сказок , беседы по содержанию прочитанного, заучивание отрывков сказок , создание выставки художественных работ «По сказкам А . С. Пушкина » совместно с родителями, создание макета «У Лукоморья » , «Хрустальный дом» , подбор игр.

Оборудование :

проектор , доска, жетоны, сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды и т. д., разрезные карточки для игры «Собери корабль» , “Собери картинку”, картинки к игре «Сказочные последовательности » для двух команд; доска, оформленная рисунками по сказкам писателя , макет дуба, сверток, лист с изображением скрипичного ключа, шоколадные медали и похвальные листы (для каждого ребёнка) .

Музыкальное оформление : музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К. Сен-Санс “Аквариум”, П. Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом)

Участники : дети старшей группы , жюри – родители.

Зал оформлен декорациями литературной гостиной (стол, на котором стоят подсвечник, листы бумаги, чернильница и перо) . В зале оформлена выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина . В центре портрет поэта.

Ход литературной викторины:

Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости.

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен сказкам Александра Сергеевича Пушкина - великого , русского поэта. Мы с вами находимся в литературной гостиной. И сейчас мы проведем с вами литературную викторину и узнаем , кто из вас лучше знает сказки русского писателя . За свои знания вы будете получать жетоны, а родители нам помогут подсчитать и определить команду – победителя. Предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название команде. Итак, начинаем.

А. С. Пушкин создал удивительный мир сказки , который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки .

1.- Какие сказки Пушкина знаете вы (ответы детей)

«Сказка о Царе Салтане , о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и его работнике Балде» ,

«Руслан и Людмила» ,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ,

«Сказка о рыбаке и рыбке » ,

«Сказка о золотом петушке » .

2.- Ай, потешить вас сказочкой ? А сказочка чудесная :

Есть в ней дива дивные, чуда чудные…

Что за чудо и из какой сказки ? Слушайте!

Она там живет ручная,

Да кудесница какая!

Она песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд… (Белка, сказка о Салтане )

- «В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне она его взяла

И вопрос свой задала :

«Свет мой! Скажи

Да всю правду доложи…

Что за чудо она взяла? Узнали, из какой сказки эта злая царица ? ?

(зеркало, «Сказка о мертвой царевне )

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя ….(33 богатыря, «Сказка о Салтане… )

По- нашему она говорила,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась :

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее вукуп;

Так пустил ее в синее море.

Какое чудо? И кто рассказывает ? (золотая рыбка, «Сказка о рыбаке )

За морем она есть,

Что не можно глаз отвесть :

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (царевна Лебедь, «Сказка о Салтане… )

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

3. Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие , на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (2 картинки корабля. Корабли разбиты на части : палуба, корма, мачта, парус). А вот и корабли, каждая команда должна себе собрать корабль.

Корабли готовы – поплыли!

Игра «Доскажи словечко» - педагог подсказывает

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села…. (ждать его одна) .

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (петушка) .

-“Уж диковинка, ну право, -

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, -

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка :

Ель в лесу, под елью (белка) .

А балда приговаривал с укоризной :

“не гонялся бы ты, ….(поп, за дешевизной!”)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело (Говорить оно умело)

Молодцы, очень быстро вы справились!

5. - Ну, вот мы и на острове Буяне. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (дуб, ставится макет дуба.)

Верно, дуб. Но дуб не обычный! (чтение стихотворения детьми)

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит .

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка - там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

6.- Смотрите : на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте посмотрим.

Игра "Угадай, из какой сказки "

Условия игры : В сундуке предметы из сказок Пушкина : зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т. д. Родители достают и показывают из сундука предметы. Дети по предметам должны угадать сказки .

Молодцы, ребята! Знаете сказки А . С. Пушкина .

7. - Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (дуб, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный!

Что-то я никак в толк не возьму : что этот знак обозначает? Может, ребята знают (скрипичный ключ)

Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает (музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки)

Верно, этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.

Музыкальная пауза. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить! Дети под музыку К. Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд. Игра “Сделай фигуру”

8. - Ребята, пока вы танцевали, я увидела под дубом сверток.

Разворачиваю и читаю задания :

Какая царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя? И из какой сказки ?

(Шамаханская, «Сказка о золотом петушке » )

Кто говорил и из какой сказки : «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство»?

(Рыбак, «Сказка о рыбаке… » )

Кто ходил по базару посмотреть кой-какого товару? (поп, «Сказка о попе )

Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане… » ? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) .

В какой сказке и кто говорил : «Не печалься, иди себе с богом….» ?

В какой сказке остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами? («Сказка о Салтане… » )

Умницы, для вас нет трудных заданий!

9. - Ой, ребята смотрите, ветер разбросал листочки. Что это, как вы думаете?

Игра “Собери картинку”

Условия игры : каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А . С. Пушкина и назвать название сказки .

Все выполнили правильно! Какие же вы умные да смекалистые! Но тут еще лежат картинки.

10. Игра “Сказочные последовательности”

Условия игры : Предлагается одинаковое число картинок для двух команд. Какая из команд соберет быстрее и правильно последовательность.

1. Картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане” . Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности : князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. Картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте.

3. Картинки : заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят.

Молодцы, отлично справились!

11. Вот пора нам и назад вернуться. Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Всем на свой корабль! Чтобы быстрей назад вернуться, давайте еще поиграем в

Игру «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно (тридцать лет и три года)

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение (волкам) .

Ветер по морю гуляет и….(кораблик подгоняет.)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все….(скорлупки золотые)

Неужели мы приплыли назад, получилось очень быстро. И опять мы с вами в литературной гостиной.

12. - В русском языке часто используют пословицы. Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословице :

Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел) - «Сказка о рыбаке и рыбке » .

Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности) -«Сказка о золотом петушке »

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного) -«Сказка о царе Салтане

(дается жетон команде, которая быстро и правильно ответила на задание)

Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

В его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина , брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям .

Много сказок сочинил ,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Сказка учит нас добру

Учит быть нас всех мудрее

Там добро накажет зло

Кто добрее, тот сильнее.

13. Подведение итогов викторины . Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки Пушкина , все команды хорошо отвечали. Победила дружба! Понравилось вам наше сказочное путешествие ? А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот прислал вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в нашем проекте “ Путешествие по сказкам А . С. Пушкина” . Приглашенные родители награждают детей. Благодарность родителям за участие в жизни группы .

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Для детей старшего дошкольного возраста

Чалкова Марина Анатольевна- музыкальный руководитель,

Пашкова Галина Архиповна - руководитель по изобразительной деятельности

МАДОУ ЦРР д/с №5 "Ёлочка" г. Ишима

Действующие лица:

Взрослые:

Сказочница

Царевна – Лебедь

Кот ученый

Дети:

Золотая рыбка

Избушки – 3

Оборудование:

Панно с изображением дуба и сказочных героев;

картинки с изображением следов сказочных героев;

послание;

костюмы избушек – 3;

сумка для Лешего;

конусы для игры;

для игры «Помоги царевне» - 2 мольберта, 2 рисунка с изображением лебедей, 4 короны, 2 платка, магниты;

для игры «Богатыри» - канат, 2 шлема;

для игры «Помоги белочке» - 2 корзинки, орешки;

для игры «Помоги Лешему» - предметы сказочных героев (волшебное зеркальце, яблочко наливное, сеть, рыбка, шлем)

сундук с подарками.

Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина

1.Обобщать знания детей по сказочному творчеству А.С.Пушкина, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;

2.Воспитывать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина, эстетические чувства.

3.Развивать у детей коммуникабельность, творческие способности, память, мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу, интерес детей к художественной литературе, способствовать обобщению и закреплению знаний сказок А.С. Пушкина.

Подготовка к празднику: чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков, изготовление костюмов; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку – знакомство с биографией А.Пушкина, его творчеством и творчеством его современников; заучивание отрывков из сказок; разучивание танцев; украшение зала.

Ход праздника:

Звучит загадочная таинственная музыка.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

(На поляну выходит ведущая в красивом русском сарафане )

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Пушкинское Лукоморье на сказочный бал.

А как же нам попасть в Лукоморье? Смотрите, ребята, следы. Следы невиданные. Чьи же они? И не мышонка, ни лягушки, а неведомой зверушки.

Я догадалась, это волшебные сказочные силы дают нам испытание. Если мы отгадаем, кто здесь прошел, то, наверное, попадем в Лукоморье.

(показывает детям нарисованные на плакате следы, дети отгадывают из какой сказки герой)

1.Конское копыто («Сивка-бурка»);

2.Лягушачья лапа («Царевна - лягушка»);

3.Гусиные следы («Гуси – лебеди»);

4.Козлиное копыто («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);

5.Большие куриные следы (Избушка на курьих ножках).

Сказочница: Все следы мы отгадали правильно, а где же Лукоморье? Посмотрите, ребята, здесь какая-то записка. Прочитаем.

«Сегодня волшебство случится-

К нам сказка в гости постучится.

Любимые герои на бал придут,

Когда ребята тропинку к Лукоморью найдут»

Как же нам найти тропинку к Лукоморью? (ответы детей )

Правильно, ребята. Дорогу можно спросить у того, кого встретишь на пути.

Тс-с-с, кажется, сюда кто-то спешит.

2.(звучит музыка, заходит старик с неводом)

Старик: Я рыбачил тридцать лет и три года.

И однажды поймал золотую рыбку.

Думал: «Отпущу её гулять по морю,

Никакого откупа мне не надо».

Да разыгралась жадность у моей старухи-

Многое пришлось просить у рыбки…

А теперь опять разбитое корыто,

Снова невод закидывать надо.

(забрасывает в море невод, который через несколько минут начинает чуть подрагивать )

Интересно, что же мне попалось?

Неужто золотая рыбка вновь досталась?

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик : Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Порадуйте меня лучше вы, дети,

Хочу увидеть на ваших лицах улыбки,

Исполнить с вами веселый танец,

Душой отдохнуть от сварливой старухи.

И ты, золотая рыбка, потанцуй тоже с нами.

(весёлый хоровод со всеми детьми )

Старик: Сколько слышал я на свете о разных чудесах,

Не знал, что нет чудеснее улыбок и счастья в ваших глазах.

А теперь пора мне к своей старухе воротиться.

С вами вынужден проститься.

Сказочница: Дедушка, а вы не укажете нам путь к Лукоморью?

Старик: Идите прямо, никуда не сворачивай те, кого на своём пути встретите, у того и спросите. До свидания!

Сказочница: Ну что, ребята, отправляемся дальше в путь. Ой! На нашем пути опять препятствие (поднимает лист бумаги, читает )

3.«Если отгадаете загадку, встретитесь с героем сказки, он вам и укажет путь в Лукоморье.

По дому он трудился неустанно:

Семью кормил, вставал поутру рано…

Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,

Придумал его к бесам за оброком посылать.

Из какой сказки Пушкина этот герой?»

(из «Сказки о попе и работнике его Балде»).

(Звучит русская народная мелодия, входит Балда.)

Балда : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Зовут меня Балда, иду сам не знаю куда.

Прошелся я по базару – полно там всякого товару.

Зашел к вам порезвиться, поиграть, повеселиться.

Проигравшему – по лбу щелчок,

А я проиграю – мне в спину толчок.

Согласны?

(Ответы детей)

Дети: Во что же мы будем играть?

Балда : Разомнемся-ка, ребята,

Пробежимся как гусята.

(проводится аттракцион «Кто быстрее пробежится гусиным бегом»)

Балда: Спасибо, малыши-крепыши, повеселился с вами от души.

А теперь мне домой пора, до свидания детвора!

Сказочница: Подожди, Балда, не уходи, ты дорогу к Лукоморью покажи.

Балда: Идите прямо, никуда не сворачивайте, кого на своём пути встретите, у того про дорогу спросите. До свидания, счастливого пути.

Сказочница: Ребята, посмотрите, кто-то орешки потерял? Да не простые, все скорлупки золотые. Кто же это?

(поднимает несколько орешков )

(под музыку заходит белочка)

Белочка : Ой! Это я орешки потеряла. Помогите мне собрать, а потом пересчитать.

Сказочница: Поможем, ребята, белочке собрать орешки.

(дети по команде собирают орешки, затем пересчитывают)

Белочка, а из какой сказки ты пришла?

Белочка: Отгадайте!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом - то зовут.

Сказочница: отгадали, из какой сказки пришла к нам белочка?

Правильно, «Сказка о царе Салтане»

Белочка: Молодцы, отгадали мою загадку. Мне пора возвращаться, до свидания.

Сказочница : Белочка, подскажи как нам дорогу к Лукоморью найти.

Белочка: Отгадаете какие в этой сказке были еще два чуда, дорога сама вам и откроется. До свидания!

Сказочница : Вспомните, ребята, какие еще два чуда были в этой сказке?

Дети: 33 богатыря, царевна – Лебедь.

Сказочница : все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор,

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!

Ну-ка, превращайтесь все в богатырей;

Да силушкой померяйтесь своей.

(Проводится аттракцион «Перетягивание каната», выбираются две команды по равному количеству детей, на капитанов команд надеваются богатырские шлемы – «богатыри» меряются силой).

Сказочница : Какое третье чудо из этой сказки?

Дети : Царевна Лебедь.

(звучит музыка, выходит царевна Лебедь)

Лебедь: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступаю словно пава;

А как речь –то говорю, словно реченька журчу.

Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.

Лебедь: Злой волшебник забрал мою корону.

Ребята, помогите мне вернуть её. Для этого с завязанными глазами по одному вы должны подойти к мольберту, на котором изображен мой портрет, но без короны. Вы должны надеть на голову корону. Кто наденет правильнее и быстрее, тот и победит.

(проводится игра с детьми)

Лебедь: Ребята, а помните ли вы, в кого превращался князь Гвидон для того, чтобы незаметно проникать в царство своего отца, Салтана?

5.(ответы детей: в комара, муху и шмеля)

Давайте попробуем превратиться в шмеля и полетать на этой прекрасной поляне, тогда вам и откроется дорога в Лукоморье.

(дети двигаются под музыку)

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сказочница: Вот и тропинка, а где же Лукоморье?

(звучит музыка)

Баба-яга: Примчалась к вам из леса я,

Привет вам всем, мои друзья!

У меня отличное сегодня настроение,

Послушайте-ка песенку в моём исполнении.

Сказочница: Хороша твоя песня, Баба-Яга. Поиграть тебе с ребятами не пора?

Баба-Яга: Поиграть я с вами рада-

Косточки размять мне надо.

А помогут мне- старушке, мои любимые избушки.

Избушки, выходите!

(выходят избушки)

1избушка : На горе стоит избушка, она задом наперед.

В ней живет одна старушка, бабушкой Ягой зовут.

2 избушка: Нос картошкой, глазки узки, словно огоньки горят,

Когти, как у нашей кошки, дыбом волосы стоят.

Баба- Яга: А я Баба-Яга, костяная нога,

Помелом помету и детей унесу.

(проводит игру с детьми)

Сказочница: Спасибо тебе, Баба-Яга, повеселила ты нас, а скажи, не знаешь ли ты дорогу в Лукоморье.

Баба-Яга : Знать не знаю, и ведать не ведаю, спросите у того, кто у дуба бродит. А теперь мне, детвора, в лес домой идти пора.

Сказочница: Смотрите, а вот и дуб. Ребята, может быть, из вас кто-нибудь знает, как начинается сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

Идем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо- песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит…

Вот, оказывается, о ком говорила Баба – Яга, о Лешем.

(звучит музыка, заходит Леший)

Леший: Здравствуйте, ребята. В нашем лесу быстро новости разносятся. Я наслышан, что вы дорогу на бал потеряли и найти не можете?

И знаю, кто вам поможет.

Сказочница: Скажи, пожалуйста, Леший. Нам очень хочется побыстрее на бал попасть.

Леший: Выполните мое задание, тогда и скажу.

В моём лесу герои Пушкинских сказок оставили много вещей.

Вам нужно отгадать из какой сказки эти вещи:

1.Корыто, невод.

2.Наливное яблоко.

4.Шлем богатыря.

Леший: Молодцы, ребята, все потерянные вещи нашли своих хозяев, вы хорошо знаете сказки Пушкина, и я покажу вам, кто же проведет вас на бал.

(звучит торжественная музыка и выходит Кот Ученый )

Кот – Ученый: З дравствуйте, ребята!

Вот вы и пришли к заветной цели. Все препятствия, которые вы встретили на своем пути, вы преодолели. Поэтому все сказочные герои, которых вы встретили на своем пути, приглашают вас на бал.

(под музыку выходят сказочные герои )

Кот – Ученый: Открывает бал вальс.

(звучит вальс, пары танцуют)

Кот – Ученый: Наступает самая торжественная минута нашего бала. И сейчас в нашем Лукоморье появятся самые загадочные сказочные герои. Думаю, что вы их всех узнаете.

Дефиле сказочных героев.

(Кот комментирует выход героев)

Кот: Браво!!! Давайте поаплодируем всем участникам нашего сказочного балла, всем мастерам и подмастерьям, кто помогал изобретать эту красоту.

А теперь всех героев ждет награда.

Награждение участников.

Кот: А вы, ребята, молодцы, потому что дружно поддерживали сказочных героев и поэтому вас ждет награда, которая хранится в моем волшебном сундучке. Умным, веселым, находчивым и дружным путешественникам по сказочному Лукоморью – сладкий приз. Ребята, не забывайте сказки Пушкина, ведь в них столько необычного, интересного и поучительного. Каждая из них – настоящее сокровище, прикоснуться к которому полезно и детям, и взрослым.

На праздник приехал и сам А.С.Пушкин с Натальей Гончаровой.

Список литературы:

1. Сборник произведений «Сказки Пушкина А.С.» М. «Махаон», 1998.

2. Фоменко Л.К. «Формирование способности к словесному творчеству у старших дошкольников», журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2012г.

3. Михайлова М.А. «К нам приходит праздник» , журнал «Воспитатель в ДОУ» №8 2010г.

4. 3.Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 2-е издание. //Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва – Ленинград.

5. Юдина О., Христенко Н. «Совместная деятельность: музыкальный руководитель и руководитель изостудии», журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2013г.

6. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

9. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

10. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

11. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Мы начинали строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

Углубленно работая над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:

  • точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
  • замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
  • самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Исходя из выше перечисленных задач, мы составили перспективный план, подобрали игры и упражнения на развитие лексико – грамматических форм. Большое внимание уделяем развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

  • дом, солдат, маршал
  • конь, собака, лошадь
  • веселый, крепкий, прочный

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

  • По вкусу: горчица и мед
  • По возрасту: юноша и старик
  • По высоте: дерево и цветок и т.д.

В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

  • Слон большой, а комар...
  • Камень тяжелый, а пушинка...
  • Днем светло, а ночью...

Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

  • ручка – у человека, у двери, у чемодана
  • язычок – у человека, у ботинка

В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Мяч, яблоко – какие? (круглые)

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.

Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

Учим детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаем их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)

Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.

Нами создана картотека. В ней систематизированы и разложены по темам словесные игры и упражнения (фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии).

Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы включаем в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

На занятиях по обучению детей грамоте особое внимание уделяем игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников. Наши занятия построятся таким образом, что один вид детской деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей на занятии динамичной, насыщенной и менее утомительной. Благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, повышается активность детей на занятиях; дети становятся больше инициативными, внимательными, справляются с поставленными задачами. Занятия проводятся непринужденно, живо. Индивидуальный подход на занятиях определяется очень четко. Заранее намечаем, кого спросить, продумываем задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей в последствии проявляется их индивидуальность, воображение.

Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи, поэтому огромная работа проводится вне занятий. Развитие речи ребенка-дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности мы непременно обращаем внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяем большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.

Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Мы стараемся развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждаем их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время наблюдения за деревьями мы используем такие словарные игры и упражнения:

  • «Назови части дерева»;
  • «С какого дерева листочек? (С березы), значит это какой лист? (березовый)»;
  • «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
  • «Назови семью воробья» (Папа-воробей, мама- воробьиха, дети – воробьята и т.д.);

В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.

Результаты этой работы мы увидели при составлении детьми творческих рассказов. Придумывание рассказов уже не превращается в пустое фантазирование или перечисление. Дети используют распространенные предложения, с элементами доказательств; описательные прилагательные; различные формы глаголов.

Речевая среда в группе постоянно меняется и пополняется. Поскольку основная работа проводится в центре грамотности, мы стараемся обогатить его содержание. Приобрели и изготовили дидактические игры и пособия, направленные на овладение детьми всеми средствами звукового анализа слов, определения основных качественных характеристик звуков в слове. С помощью игры «Звуковое дерево», дети осуществляют звуковой анализ слова, используя листья красного и синего цвета.

Пособие «Веселая гусеница» помогает детям выкладывать и анализировать слова разного состава, составлять предложения из 3-4 слов.

Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» закрепляет и совершенствует умение детей производить звуко–буквенный анализ слов.

Для развития мелкой моторики рук в практике своей работы используем пособие «Дом букв».

В центре грамотности находится природный материал, с помощью которого дети любят выкладывать буквы и слова.

Это развивает у детей усидчивость, мелкую моторику рук, закрепляет графический образ буквы. Все представленные игры и пособия отличаются большим разнообразием тематики и игровых действий.

В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Просветительская работа с родителями строится в разных направлениях. Это и проведение родительского собрания, и вечеров – развлечений, и показ открытых занятий с детьми по обучению грамоте, и драматизация сказок, и т.п. Консультации для родителей: «Приемы работы по формированию грамматического строя речи» и «Обогащение словарного запаса ребенка» дали хороший результат. Проведенная нами работа помогла родителям организовать речевые игры и упражнения в домашних условиях.

Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.

В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов:

  • У детей возрос интерес к речевой деятельности; они стали замечать грамматические ошибки в речи сверстников;
  • У детей стали закрепляться и совершенствоваться умения производить звуковой анализ слов, понимание и использование в речи термина «предложение»;
  • Дети стали любознательны, активны, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Стремятся к творческому самовыражению.