Лариса Геннадьевна Мокосеева
Мастер-класс «Организация работы творческой группы в образовательном учреждении»

Цель : Повышение профессионального мастерства педагогов .

Задачи : Повысить качество и уровень образовательных услуг ;

Повысить уровень конкурентно -способности педагогов на рынке образовательных услуг ;

Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса ;

Помочь педагогам в организации творческой груп ;

Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах

Мастер : Добрый день, уважаемые коллеги, участники сегодняшнего мероприятия.

Антуан де Сент – Экзепюри сказал, что : «Единственная на земле роскошь- человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи : передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы». Чтобы наше общение было приятным и полноценным, необходимо поприветствовать и настроиться на сегодняшнюю работу .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«Приветствие»

Цель упражнения : определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание : приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция : сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок : искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Мастер : Наблюдая за вашими улыбками, я пришла к выводу, что вы все искренны друг к другу. Среди ваших улыбок не было надменных, неискренных, ироничных.

Мастер : Теперь настроимся на работу . В этом нам поможет блиц- игра

Блиц – игра

1. Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на ….» (крыше) ;

2. Какой камень науки грызут студенты? (гранит)

4. Куда прибывает поезд? (на вокзал)

5. Кому из политических деятелей принадлежит высказывание : «Жить стало лучше, жить стало веселей?» (И. Сталину)

Жить стало лучше, жить стало веселее - один из многих лулзов, доставленных лично Сталиным. Дословно фраза звучит так : «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Отсюда высокие нормы выработки ». Речь была произнесена ещё 17 ноября 1935 года, но именно эта фраза почему-то всем запомнилась и впоследствии была растиражирована на множестве плакатов и других СМИ того времени.

6. Какое женское имя помогало советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)

7. В какой стране был придуман светофор? (Англия, 1868 г.)

8. Кому принадлежат слова : «Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать надо дать ему свободу?» (М. Монтессори)

9. Назовите поэта, которому принадлежат слова : «Даже маленький ребенок, не умеющий читать, только выйдет из пеленок, просит книжку показать». (С. Михалков)

10. Кто из мультипликационных героев совершил кругосветное путешествие?

(капитан Врунгель)

11. Как называется метод, цель которого – развитие изобретательской смекалки, творческого воображения , диалектического мышления? (ТРИЗ)

Мастер : Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что такое инновация?

(Даются различные определения)

Мастер : В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.

Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются : обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития .

Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы :

Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные

Мастер : Назовите, пожалуйста теоретические формы работы .

К теоретическим, коллективным формам работы относятся :

1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т. д.

2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик , технологий.

3. Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений

4. Педагогический всеобуч для опытных педагогов по обучению опытно-экспериментальной деятельности.

5. Минутки искусства

6. Экспресс-маршруты.

К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся :

1. Собеседование по определению задачи и выбору форм работы .

2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента

3. Индивидуальные беседы-убеждения.

5. Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы .

Семинары. Уже более 10 лет мы сотрудничаем с образовательной системой “Школа 2100 (Детский сад 2100) ” и это даёт нам возможность приглашать авторов пособий, методистов программы. Раз в два года мы проводим такие семинары, на которых педагоги изучают новые технологии, методики для работы по программе . На практические семинары - сами выезжаем, по приглашению на семинары в Москву, представляем опыт работы по программе , интересные методические находки.

Педагогические советы. Особое внимание уделяем проведению педагогических советов, наиболее интересные формы проведения : “ Церемония”, “ Собираем портфолио”, “Ярмарка педагогических находок” “Педсовет-игра”. Например : “Портфолио”-проводится по итогам года цель, проведения такой формы -закрепления содержания положения о портфолио; “Ярмарка” – на данном педсовете представляем наиболее интересные формы, приёмы работы по какой-либо теме . Некоторые варианты проведения педсоветов “Церемония” “Педсовет-игра”

Педагогический всеобуч для опытных педагогов включает совместное изучение документов, составление и обсуждение планов работы по экспериментальной деятельности, программ дополнительного образования .

Минутки искусства - они необходимы педагогам не меньше чем знание методик и технологий. Кто как не педагоги научат малышей слушать музыкальные произведения, воспринимать художественные произведения. И этому педагогов также необходимо учить.

Экспресс-маршруты - чаще всего планируем такую форму работы по изучению родного края и адаптации материала для работы с детьми .

Экспресс-маршруты проводятся и в том случае, когда детский сад работает по единой методической теме. Каждой группе педагогов предлагается самостоятельно разработать какое-то одно направление в короткие сроки. Такая форма работы даёт возможность научиться самостоятельно работать с различной литературой и собрать богатый материал , который оформляется и используется в работе педагогами ДОУ .

Теоретические индивидуальные формы методической работы

В начале учебного года с каждым педагогом провожу собеседование по подготовке группы к учебному году , выбору темы самообразования , составлению плана по опыту работы . Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год . Считаю, что индивидуальные формы такие как : совместная подготовка доклада, конспекта, беседа по прочитанной литературе, взаимоанализ документации и т. д более эффективные для повышения профессионального мастерства педагога .

Практические коллективные формы работы :

Творческие группы

Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений

Копилка методических идей и педагогических достижений

Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)

Профессионально-педагогические экскурсии

Коллективное составление сборников

Творческие встречи

Участие в смотрах-конкурсах

Практические индивидуальные формы работы :

Разработка проектов

Индивидуальное составление разработок .

Наставничество

Творческий отчет по результатам учебного года.

Мастер : Сегодня, мы поподробнее остановимся на творческой группе , как одной из форм работы инновационной деятельности ДОУ.

Мастер : Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону : «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество ».

Личность педагога находится в центре учебно- воспитательного процесса. Известно, что результатом педагогической деятельности являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры, а с другой – создание нового эффективного опыта работы , развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства . Нельзя заставить педагога быть творческим . Он должен сам захотеть этого. Задача руководителя- побудить педагога к творческой деятельности , т. е. создать ситуацию успешности его работы . Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе .

Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы , будут использованы методы и приемы, характерные для этой формы работы .

Мастер : Давайте попробуем дать определение творческой группы .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТГ

Мастер :

Творческая группа – это добровольный , временный исследовательский коллектив, создаваемый для проектного решения конкретной, большой по значимости для ДОУ и объему задачи, курируется руководителем (старший воспитатель)

Творческая группа - это группа педагогов , объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т. д., участвующая в творческой деятельности .

Мастер : Как вы думаете, уважаемые коллеги, с чего начинается работа творческой группы ?

Участники мастер- класса : (Приказ заведующей о создании творческой группы , разработка положения о ТГ , план работы ТГ , протоколы заседаний ТГ, отчет ТГ о проделанной работе )

Мастер : Правильно.

РАБОТА В ГРУППАХ

Мастер : Сейчас мы с вами поделимся на четыре творческие группы

(ПО РЯДАМ)

Мастер : Перечислите качества творческого педагога ?

Участники мастер- класса : (перечисляют)

Используемая литература

1. Л. Н. Прохорова «Мастер- класс по созданию творческого коллектива в ДОУ »- М.: «5 за знания» , 2006

2. С. Н. Федорова «Мастер - класс как одна из форм совершенствования методической работы в детском саду » -г. Йошкар- Ола, 2011

В статье рассказывается об организации работы районного профессиональого объединения учителей русского языка и литературы - творческой группы педагогов в течение трех лет. Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению

Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.

1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.

2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.

На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной и межпредметной интеграции. Дали коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.Л.Чернокова,

МБОУ «Конёвская СОШ» Плесецкого района,

учитель русского языка и литературы

Организация работы творческой группы педагогов.

(из опыта работы)

«Заинтересовать людей работой – значит

реализовать планы. Заинтересовать учителей

в профессиональном развитии –

значит надолго обеспечить успех

В развитии всей организации».

Н. В. Нелива

Как организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы:

а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся,

б) чтобы способствовать профессиональному самоопределению учеников и росту педагогического мастерства учителя,

в) чтобы выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума,

г) чтобы стать местом успеха детей и взрослых?

Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?

Одной из форм эффективной методической работы, повышающей компетентность педагогов, является организация творческих групп.

Творческой группой называется объединение работников одного или нескольких учреждений (учителей, руководителей школ), занимающееся разработкой какой-либо психолого-педагогической, воспитательной или управленческой проблемы практико-ориентированного характера. Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т.д. Творческая группа отличается от других объединений (в том числе и от школ передового педагогического опыта) тем, что ее работа строится на опытно-экспериментальной основе.

Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.

Например, в 2008-2009 уч. году управлением образования администрации МО «Плесецкий район» была организована работа районной творческой группы учителей гуманитарного цикла «Интегрированные уроки», в которой работали 14 педагогов из школ района. Цель: создание условий для реализации технологии интегрированного обучения. Задачи: повышение компетентности педагогов в формировании общекультурных компетенций учащихся, использование потенциальных возможностей для развития креативной компетентности личности в условиях модернизации образования, укрепление межпредметных связей в образовательном процессе. Ожидаемый результат – совершенствование педагогического мастерства.

Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.

1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.

2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.

На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной и межпредметной интеграции. Дали коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению.

Как известно, лучший способ узнать – это сделать, поэтому мы обратились к форме педагогической мастерской, которая позволила на практике увидеть технологию интегрированного урока.

На втором заседании – педагогической мастерской «Урок бинарный или интегративный?» были проведены открытые интегрированные уроки, представлена система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя (к юбилею писателя) и творчеству А.И.Солженицына. Работа педмастерской завершилась педагогическим рингом «Бинарный или интегрированный? Плюсы и минусы», где определили достоинства данных форм уроков. Педагоги пришли к единству: урок искусства не требует выводов и обобщений. Его цель - духовное обогащение ребенка и формирование потребности в общении с искусством.

4 этап – анализ и обобщение: проведение открытых занятий, мастер-класс, «аукцион идей», «открытый микрофон», рефлексия, выводы, рекомендации, оценка деятельности.

На заседании «Аукцион педагогических идей» был представлен мастер-класс «Интегрированные формы обучения в системе элективных курсов: профильное обучение» и система работы учителя русского языка и литературы по программе регионального компонента, проведен бинарный урок «О запятой..» (русский язык-математика), практикум «Анализ интегрированного урока».

Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов. Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов).

Творческая группа предполагает постоянный состав участников, что позволяет систематизировать работу и предлагать участникам так называемые творческие домашние задания, которые, в свою очередь, активизируют работу на заседаниях.

Так как тематика, приблизительное содержание заседаний и формы работы группы были сформулированы к первому занятию, то и творческие задания сразу предлагались на весь год, и члены группы могли определиться, на каком заседании они могут представить результаты своей работы.

При организации работы творческой группы «Интегрированные уроки» предусмотрены следующие «домашние задания».

Задания к семинару №1 (теоретический в форме деловой игры – 4 группы участников)

1.Познакомиться с теоретическими материалами в Интернете, методлитературе по следующим вопросам: виды интеграции в образовательном процессе, типы интеграционных связей, формы и методы интегративных уроков, уровни интеграции, внутрипредметная и межпредметная интеграция, обобщить материал, подготовиться к дискуссии.

2.Подобрать литературу по данной теме.

3.Провести интегрированный урок, сделать его видеозапись для анализа на семинаре.

Задание к семинару №2 и №3

1.Разработать систему интегрированных уроков, учитывая методические особенности их проведения. Отчет о проделанной работе представить на последнем заседании творческой группы в апреле 2009 года. Рекомендуется разработать систему уроков по творчеству Н В. Гоголя и А.Солженицына в связи с юбилейными датами и представить на одном из следующих заседаний в форме творческой мастерской или мастер-класса.

3.Продумать, в чем преимущества интегрированных и бинарных уроков.

Задание к семинару №3

1.Разработать методику анализа интегрированного урока.

2.Подготовить и провести бинарный урок, объединяющий точные и гуманитарные предметы.

3.Подготовить и провести интегрированные уроки, объединяющие предметы гуманитарного цикла и искусство.

Необходимо отметить высокую активность и заинтересованность всех участников 1 и 3 заседаний тв. группы, творческий подход, возможность учителей из дальних школ представить свой опыт работы. Практически на каждом заседании была представлена возможность высказаться каждому.

Задание по завершении работы творческой группы:

Заполнить анкету-рефлексию, выполнив проблемно-аналитический анализ по предложенным вопросам, оценить работу группы, предложить вопросы для работы в следующем учебном году, обратив внимание на затруднения в педагогической практике (были отмечены трудности при организации дифференцированной работы на уроках, проведение интегрированных уроков в старших классах, работа над текстом при подготовке к итоговой аттестации и др.

По итогам всех заседаний разработаны методические рекомендации и определена проблема, над которой педагоги будут работать в следующем учебном году: «Инновационные технологии в работе с текстом на уроках гуманитарного цикла»:

  1. Работа по подготовке к написанию сочинения – рассуждения: обучение пониманию авторского текста и работе с ним. Семинар-практикум.

Задание к семинару №1:

Проанализировать самые распространенные затруднения при написании сочинения-рассуждения.

Представить из собственного опыта самые эффективные (по Вашему мнению) способы работы по постижению авторской позиции при анализе текста.

2.Лингво-речеведческий анализ текста. Приемы и формы работы с текстом по подготовке к сжатому изложению и написанию сочинения на лингвистическую тему. Практикум - педмастерская.

Задание к семинару №2:

- представить тексты наиболее удачных сочинений-рассуждений на лингвистическую тему из собственного опыта.

3. Дифференцированное обучение при работе с текстом на уроках русского языка, литературы, гуманитарного цикла. Круглый стол.

Задания к семинару №3:

Тщательно проанализировать содержание ФГОС по русскому языку.

При подготовке открытых уроков предусмотреть демонстрацию на практике дифференцированного обучения анализу текста.

Для круглого стола участникам группы проанализировать свой педагогический опыт и представить наиболее эффективные формы работы.

Провести проблемный анализ деятельности творческой группы, выявить педагогические затруднения, продумать конкретные конструктивные предложения для дальнейшей работы.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности таких заданий, что и подтвердила высокая посещаемость заседаний и активная работа всех участников.

В течение учебного года проводится не менее 3 заседаний творческой группы. Основные формы работы творческой группы: защита проектных работ, семинары-практикумы, исследовательские лаборатории, методические конференции, фестивали, деловые игры, "круглые столы", "мозговые штурмы", экспериментальные группы, школа передового опыта и др.

Документы и отчетность: положение о творческой группе, протоколы заседаний, анализ работы группы и полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, публикации, брошюры.

Критерии оценки работы творческой группы: проводится экспериментальная разработка моделей, анализируется их внедрение (эффективность) в практику работы школы, разработаны методические рекомендации, в основе которых лежит собственный опыт, представлены результаты для обсуждения на практическую конференцию.

Формы поощрения руководителей и членов творческих групп: справка за представление теоретического материала, сертификат за предоставление инновационного педагогического опыта, благодарность за эффективную творческую работу.

Работа творческой группы педагогов продолжается и в текущем учебном году по проблеме «Обновление содержания образования по литературе и русскому языку(реализация ФГОС в ОУ)».

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаем и вам в ходе работы в творческой группе, а также в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – все равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.


Практика выработала множество методов организации коллектив­ного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака , состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же разви­ваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы реко­мендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить, как есть.

Процедура «мозговой атаки» выглядит следующим образом. Участ­ники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в крат­ком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникнове­ния, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10-15 минут происходит молчаливое обдумывание идей и их неупо­рядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество здесь важнее качества, поэтому поощряется максималь­ное число высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается сове­щаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за под­держкой к руководителю.

На втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирова­ние идей по таким критериям, как: соответствие предпосылкам и ис­ходным требованиям; возможность реализации или отсутствие тако­вой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе раз­личных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться; набравшие при голосовании наи­большее или наименьшее число баллов и т. п.).

Руководитель организует фиксацию высказываний, следит за регла­ментом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, привле­кает внимание; комбинирует и систематизирует выдвинутые идеи, подводит итоги.

Метод «мозговой атаки», применяющийся обычно при нехватке но­вых решений и подходов, основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, по­местить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практи­ка, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 % из них.

Существуют несколько видов «мозговых атак»: прямая мозговая атака, о которой только что было рассказано; обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей; двойная мозго­вая атака, при которой группа из 20-60 чел. обсуждает предвари­тельно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с пе­рерывом, во время которого можно неофициально критиковать выска­зывания и с учетом этой критики работать дальше: конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек); индиви­дуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в каче­стве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.

Принципиально иной подход к выработке решений отражен в ме­тоде Дельфи, разработанном О. Халмером и состоящем в том, что анонимные эксперты, образующие комиссию, независимо друг от дру­га формулируют свое мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избе­жать группового взаимодействия и влияния. Обратная связь имеет ме­сто в виде усредненного результата. При необходимости работу можно организовывать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицирован­ных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значитель­ных расчетов.

Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат: их близкий социальный статус; независимость друг от друга и от руко­водителя; слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее сво­боду мыслей и появление оригинальных вариантов решения; исключе­ние предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность; предоставление возможности ано­нимных высказываний, если этого требует ситуация; пресечение руко­водителем ухода в сторону, общих слов; использование наглядных средств; обеспечение эмоциональной поддержки предложений; стиму­лирование активности; помощь в конкретизации идей.

Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил вы­движения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; ува­жительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образ­ность, конкретность, резюмирование, включение по возможности эле­ментов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных выска­зываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности дос­тижения успеха.

МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»

Доклад на педагогическом совете на тему

«Организация творческой деятельности

учащихся на уроках и во внеурочное время».

«Значение формирования и развития твор-

ческой деятельности учащихся в школе»

Мордвинова И.Н. январь 2005 года

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности: возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. По данным из научных источников, реализация творческого потенциала личности удовлетворяется лишь на 10%.

Творчество, по определению, - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Некоторые психологи рассматривают творчество как продолжение или замену детской игры. Творческую и игровую деятельность объединяет основная, функциональная направленность:

Творчество как процесс развлечения, наслаждения здесь, как и в случаи игровой деятельности, личность ориентирована на собственно процесс творения, а не на получение результата;

Творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

Творчество как источник переживания сильного эмоционального потрясения, внутреннего очищения, связанного с художественным произведением (переживание за судьбу героя);

Творчество как способ познания окружающего мира и самопознания;

Творчество как особая форма коммуникации, преодолевающая пространственные и временные барьеры;

Творчество как канал передачи общественного опыта, выполняет воспитательную функцию.

Творчество обладает различной степенью новизны. Его объективность определяется изобретение нечто такого, что не было известно ранее. Иногда открываемое имеет чисто субъективное значение, то что для меня ново мир уже давно знает. Особенно такое случается в детском возрасте, поскольку ребенок буквально открывает для себя новый мир: радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем или выхода из них. Поэтому мы взрослые должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира оставалось с ребенком как можно дольше.

Общепризнано, что особые способности, или одаренность, зависят от врожденных задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологий стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создаем ли мы группу, куда заведомо не попадает более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одаренностью наделены от 5 до 20% учащихся?

Кстати, что представляет собой ребенок, наделенный способностями к творческому восприятию мира, осмыслению и интерпретации получаемой информации?

Тест Торранса. Отметьте знаком + или – каждое качество ребенка из нижеперечисленных:

дисциплинированный

Неровно успевающий

организованный

Выбивающийся из общего темпа

эрудированный

Непонятный в поведении, странный

умеющий поддержать общее дело

Выскакивающий с нелепыми замечаниями

стабильно успевающий

Занятый своими делами

быстро, на лету схватывающий

Не умеющий общаться, конфликтный

легко вступающий в контакт, приятный в общении

Иногда тугодум, не умеющий уяснить очевидного

ясно, понятно для всех выражающий мысли

Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Легко заметить, что все «нечетные» качества оценивают преимущественно как положительные, а четные - как отрицательные. Но именно каждое второе качество характеризует нестандартного, одаренного, творческого ребенка. Вопрос в другом: готовы ли мы, педагоги, к общению и обучению именного такого ученика?

Однако суть проблемы состоит не только в том, что бы выявить этих способных учащихся (кстати, сами психологи утверждают, что надежного способа определения талантливых детей пока не существует), но и в том, чтобы помочь другим ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали.

Широко известны факты раннего и яркого проявления способностей: Моцарт В.А. музыкальные таланты в 3 года, в 8 лет первая симфония; Римский-Корсаков богатая музыкальная память проявилась в 2 года; С.Прокофьев в качестве композитора с 8 лет; талант Рафаэля в 8 лет Микеланджело в 13; Фарадей первая лампочка в 13 лет; изобретательская деятельность Эдисона с 12; английский математик Гамильтон в 12 лет знал 12 языков. Творческая одаренность - это врожденное качество и результате развития оно может или развиться, или угаснуть. Большое роль в этом играет семейное воспитание и школьное образование. Бывает так, что в ребенке вовремя не распознали одаренность. Так, А.Эйнштейна и Д.И.Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант французского художника П.Гогена проявился только в 38 лет, С.Аксакова – в 50.

Многие люди просто не видят своего потенциала; не знают о его существовании, склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Поэтому и нужно с детского возраста укреплять веру человека в необходимость самосовершенствования, в важность раскрытия собственного творческого потенциала.

Между тем именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (творение, создание нового). В дошкольный период творчество естественное состояние ребенка, а школа ставит первоклассника в определенные рамки заданности, можно творить только тогда, когда предложит учитель, только на ту тему, которая сейчас актуальна, только в той форме, которая соответствует уроку.

взрослый

Детоподобный взрослый в творчестве

Задает новые вопросы

Отвечает на старые вопросы

Ответы на новые вопросы

Изобретает (выдумывает)

Производит (воплощает в жизнь известное)

Производит изобретая

Активно, но спонтанно исследует окружающий мир

Организует деятельность

Организует исследовательскую деятельность, целеустремленность

В школьный период необходима помощь педагога, чтобы ученик преодолел этот кризис, обрел, а не потерял возможности самореализации.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, которые учитель использует в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

«Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С. Выгодский, - но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению … мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, и кто не знает, что всякий акт искусства непременно включает как свое обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т.п.».

^ Приемы и методы развития творческой деятельности

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященный развитию творческого потенциала личности, позволил выделить некоторые рекомендации педагогам:

Предлагать учащимся какой либо парадокс для обсуждения;

Воздерживаться от оценок;

Учить детей замечать противоречия

Помогать детям видеть аналогии

Настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

Преодолевать привычку обыденного взгляды на жизнь:

Доверяться догадке, интуиции;

Рассматривать объект с нескольких точек зрения, условия для «умственной разминки»;

Убедить учащихся, что многому можно добиться, извлекая опыт из своих ошибок

Воспринимать новшества, не противиться им;

Показать, что порой в выводах возможны неопределенности

Развивать потребность в учении и самообразовании.

Эти рекомендации можно обозначить как педагогическую стратегию в процессе стимулирования творческой деятельности детей. Для реализации её в учебной деятельности необходимо познакомиться с тактикой, технологией (конкретными творческими упражнениями). Необходимо выбрать такую программу действий, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображения, образного мышления.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия.

Важным приемом (и одновременно условием) развитием креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовность принять нестандартную ситуацию. «Удивление – это начало творческого отношения к миру».

Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут отмечены, приняты и оценены. Уже на первых творческих уроках необходимо объяснить, что к своему труду нужно относится с уважением.

Приемы, активизирующие и развивающие творческое воображение:

Найти новую формулировку проблемы, задачи;

Поставить к исследуемой проблеме вопрос «А что, если …?» (Один мужик двух генералов не прокормит?). Поощрять ответы критические, реальные, фантастические.

Помнить о том, что юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не надо бояться шуточных детских импровизаций.

Попытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения.

Не боятся самых разных аналогий. Абстрагироваться от решаемой проблемы, найти ключевой аспект в сопоставлению по сходству или различию.

Отказываться от привычных стереотипов мышления.

Любая проблема рассматривается с 4х точек зрения; опираться только на конкретные факты, критически оценивать ситуацию, ориентироваться на конструктивный подход, дать полет фантазии.

Подобные задания по началу кажутся детям тупиковыми, не имеющими решения. Поэтому он сразу обращается к учителю с просьбой подсказать готовое решение. Не стоит идти на поводу, указать, что существует множество способов решения этой задачи. «Творчество, как и любой другой труд требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивости в достижении цели».

Характеристики творческого урока.

Весь урок или большая его часть проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме.

Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества.

Урок создает возможности для каждого ученика проявить себя, в зависимости от умения или желания учиться (интеллектуальная, индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, художественная коммуникативная)

Мыслительная поисковая деятельность стимулируется различными способами: исследовательскими, эвристическими, творческие задания (рефераты, сочинения, эссе, наблюдения, опыты), учебные дискуссии, познавательные игры.

Учитель побуждает, организует и ведет мысль учащегося к решению учебной проблемы.

Речь учителя отличается богатством м выразительностью языковых средств, обогащающая учебную информацию и творческое поле урока.

Деятельность учащегося комментируется, дается развернутая оценка, часть контролирующих функций передана ученикам (самооценка, взаимооценка, ретро – перспективная оценка занятия).

Этика взаимоотношений. Эстетика оформления помещения.

Воспитывающий эффект, желание продолжать общение и совместную учебную деятельность.

Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с интеллектуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки, дается толчок к самостоятельной и творческой работе.

Чувство удовлетворения от прошедшего урока и учителя и ученика.

Будьте терпеливы и не ждите быстрых результатов. Творите сами.

Наш педагог-психолог сами учителя отмечают, что современные дети теряют интерес к игре и творчеству. Пассивность и безинициативность учащихся. Творческие задания старшеклассниками относятся к разряду наиболее трудно выполнимых. Эта ситуация результат и нашей работы. Перегрузка в уроках, побуждает нас унифицировать задания, для простоты проверки детских работ и организации учебного процесса на уроке. На уровне района и школы проводятся конкурсы, но мы, облегчая свою деятельность выбираем одного двух учеников и прорабатываем материал с ним. Творческих заданий по мере взросления школьников становится все меньше и меньше. Что останавливает учителей сложность организации творческой деятельности учащихся, необходимость высокой собственной творческой активности и мобильности, отсутствие видение перспектив развития творчества у детей. Задача минимум это овладения учениками стандарта образования, но максимально возможный результат это научить детей жить, овладеть умениями и навыками, которые помогут самостоятельно получать новую информацию, стремиться к саморазвитию. Полностью реализоваться в окружающем мире.

Преподаватели нашей школе используют элементы творческой деятельность, но это носит фрагментарный характер и как правило не охватывает всех желающих учеников. Из творческих мероприятий проходивших в школе за последнее время необходимо отметить: конкурс новогодней игрушки, конкурс, посвященный Рождеству (литературные работы), районный конкурс «Мой родной край» (доклады, рефераты, исследования, литературные сочинения, художественные произведения) и многие другие мероприятия. О характере участия в творческих мероприятиях и детей и педагогов вы можете судить сами.

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения. В работе описана технология организации творческой деятельности, инструменты мониторинга образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности младших школьников в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Старшинова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

МБОУ ООШ №5,

г.Александров, Владимирская область

2012 год

«Если Вы хотите построить корабль, не надо созывать людей,

чтобы всё спланировать, разделить работу,

достать инструменты и рубить деревья,-

надо заразить их стремлением к бесконечному морю,

тогда они сами построят корабль»

Антуан де Сент-Экзюпери

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В 2007 году школа № 5 города Александрова получила статус экспериментальной площадки по теме «Развитие личности учащихся и их мотивации на совершенствование в обучении и воспитании средствами социокультурного системного подхода». Автор данной работы активно включилась в работу данной площадки.

Возник вопрос: какая именно деятельность может являться наиболее эффективной в рамках данного эксперимента с учётом специфики детей, обучающихся в классе?

Проанализировав научную литературу о различных видах деятельности, являющихся ведущими на определённых этапах развития человека, автором был сделан вывод о том, что к творческой деятельности человек является сензитивным в любом возрасте, но наиболее успешно развитие данного вида деятельности у детей младшего школьного возраста. Встали следующие вопросы. Если творческая деятельность наиболее эффективна для достижения целей эксперимента, то можно ли развить творческую деятельность каждого ребёнка? Каким образом нужно организовать творческую деятельность? Какие условия необходимы для реализации задач и целей творческой деятельности в обучении? Какую роль в развитии творческой деятельности учащихся играет учитель? Какое взаимодействие между учителем и учеником будет являться наиболее эффективным в процессе данной деятельности? Каким образом отслеживать уровень сформированности творческой деятельности младших школьников?

Поиск ответов на эти вопросы привёл автора к пересмотру и переоценке прежде наработанного опыта. Возникла потребность в отборе, преобразовании, синтезе уже имеющегося опыта с новыми знаниями, методами, образовательными технологиями.

Кроме того, появилось предположение о том, что планируемые результаты организации творческой деятельности учащихся могут способствовать достижению целей ФГОС НОО.

Основополагающими принципами являются:

  • отношение к ребёнку как к субъекту деятельности. Признание за ребёнком права на собственное мнение и индивидуальную линию развития;
  • формирование личностного (субъект - субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами (например, на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий и др.);
  • организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций саморазвития и взаиморазвития;
  • включение учащихся в продуктивную творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей (так как творческая деятельность является одним из основных средств интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка);
  • создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ситуаций успеха.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая организацию творческой деятельности учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.

Организация творческой деятельности заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития современной отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.

Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потребность в творческой деятельности не возникает случайно. Педагог её постоянно формирует у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.

Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования системы начального общего образования, стимулируемое социальным заказом, так как современному обществу нужны личности образованные, нравственные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.

Кроме того, в работе автор столкнулся с проблемой недостаточности оптимальных для учителя начальной школы инструментов диагностирования и оценки результатов сформированности творческой деятельности младших школьников. Изучив литературу и опыт педагогов и психологов по данной теме, для оптимальной оценки учителем результатов сформированности творческой деятельности учащихся автором была разработана шкала оценки основных качеств, составляющих творческую деятельность школьников.

Ведущей педагогической идеей работы является идея о том, что организация творческой деятельности каждого ребёнка является возможной и способствует достижению главной цели современного образования – становлению полноценной личности каждого учащегося, развитию его истинных индивидуальных способностей. Данная идея возникла из понимания автором того факта, что на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.

Новизна данной работы заключается в систематизации методов и приёмов организации творческой деятельности, в отборе и систематизации средств мониторинга сформированности творческой деятельности младших школьников, а также в авторской разработке шкалы диагностики сформированности творческой деятельности младших школьников, которая является оптимальной для учителей начальных классов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Изучение научной педагогической и психологической литературы по теме показало, что целенаправленно заниматься творческой деятельностью человек может всю жизнь, пока есть желание. Но наиболее восприимчивыми к обучению и творческой деятельности являются младшие школьники, так как именно в возрастной период от 7 до 10 лет основной деятельностью детей является деятельность, связанная с познанием, созданием, преобразованием и использованием в новом качестве (другими словами, творческая деятельность).

Познание - это образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания;

преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний;

создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Понятие «творческая деятельность младших школьников» автор характеризует таким образом: творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания, применения в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Если человека в этот период научили творческой деятельности, если в нём развили качества творчества, то такой человек в своей жизни по мере взросления сможет решать многие задачи с помощью творческого подхода.

По словам В. А. Бухвалова «к творческой относятся только те виды деятельности, которые не копируют уже имеющийся образец, и в процессе выполнения которых человек создаёт новое для себя или для других людей».

Нужно помогать детям смотреть, чтобы увидеть; слушать, чтобы услышать; уметь чувствовать состояние другого; уметь подобрать правильные слова; говорить так, чтобы тебя услышали; быть самим собой; творчески трудиться; вдохновенно творить…

М. Н. Скаткин. подчёркивает, что сформировать необходимые интеллектуальные свойства можно только включая школьников в посильную им творческую деятельность, требующую проявления тех или иных из перечисленных черт.

Учитель в первую очередь, как считал В. А. Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребёнке «личное». В. А. Сухомлинский писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности».

Президент РФ В. В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию в 2012 году особо отметил, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя, ведь от того, встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека, его творческая реализация».

Знание, школьная программа – средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя. Педагог в творческой деятельности выступает в роли фасилитатора – консультанта, помощника, сопроводителя, а не командира.

А.А. Плигин выделил критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно – ориентированной. Среди них есть и такие:

  • задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
  • использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
  • использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания;
  • изучение, формирование и развитие творческой деятельности.

Любая деятельность – это выполнение определённых действий, заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По мнению В. А. Бухвалова «освоение методов решения творческих задач - это первый шаг в становлении творческой личности. Второй шаг - это освоение технологий творческой деятельности. Технология в общем понимании - это система методов, с помощью которой выполняется определенная деятельность. Однако деятельность может быть репродуктивной - копирующей и творческой - преобразующей. Технология творческой деятельности - это система методов, с помощью которой выполняется творческая деятельность.

В начале первого года обучения совместно с психологом школы была проведена входная экспресс - диагностика готовности учащихся к школе (авторы Е. К. Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова).

В диагностировании принимали участие учащиеся 1 Б класса в полном составе (20 человек).

Были получены следующие результаты готовности к обучению в школе:

  • высокий уровень – 20 %
  • средний уровень – 55 %
  • низкий уровень – 25 %

Также был осуществлён диагностико - прогностический скрининг (автор Е. Екжанова) с целью определения уровня сформированности у первоклассников элементов учебной деятельности, таких как самоконтроль, планирование, самоорганизация, элементов логической общеучебной деятельности.

Были получены следующие результаты:

  • высокая возрастная норма – 20 %
  • стабильная середина – 50 %
  • группа риска – 30 %

Также во время проведения входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа.

Проанализировав полученные диагностические результаты, автором были сделаны выводы и изучена научная литература по выявленным проблемам.

Организация творческой деятельности была признана целесообразной для эффективного достижения положительных результатов образования учащихся, учитывая специфику класса, и положена в основу педагогической деятельности учителя.

В ходе организации творческой деятельности учащихся автор использует следующие приёмы и методы:

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям;

Установление причинно-следственных связей;

Видение взаимосвязей и выявление новых связей между системами;

Рассмотрение системы в развитии;

Приём предположений прогностического характера;

Выделение противоположных признаков объекта;

Выявление и формулировка противоречий;

Разделение противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени;

Представление пространственных объектов;

Использование различных систем ориентации в воображаемом пространстве;