Много дел. Много планов. Много забот. Наша сегодняшняя жизнь до краёв наполнена различного рода деятельностью. Кто-то живёт лишь тем, что удовлетворяет свои насущные потребности, и ему этого хватает. Кому-то нужно немного больше, чем просто попить, поесть и прилично одеться. Третьим же, вообще, необходимо всё только самое лучшее и высшего качества. Но как бы то ни было, все к чему-то стремятся и желают чего-то достичь.
Но у всех ли получается реализовать задуманное? К сожалению, нет. И все мы имеем возможность наблюдать чужие разочарования, крушения надежд, развенчания мифов. Да и у нас самих нередко возникают ситуации, когда то, что мы так тщательно, вроде бы, планировали, начинает развиваться в совсем ином русле. И на выходе мы получаем результат, который нас не устраивает.
Так в чём же причина?
Несмотря на то что мы ставим себе цели, задачи, ищем способы их решения, мы зачастую не задумываемся над тем, чем отличается цель от задачи. А это очень важный и значимый фактор при планировании и реализации намеченного. Давайте разберёмся в этом вопросе.
Итак, чем отличается цель от задачи
Для того чтобы всё стало на свои места, сначала нужно дать определения этим двум терминам.
Цель - это то, к чему стремится некий человек или группа людей. Итоговое состояние, конечный результат, ради которого предпринимаются все действия по его достижению. Как правило, цель всегда чётко сформулирована и имеет временные рамки - она может быть краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной.
Задача - это каждый из способов и действий, необходимых для достижения Задачи можно считать этапами в продвижении к необходимому результату, т. к. их выполнение или решение именно к нему и приводит.
Также необходимо отметить несколько важных моментов в данном вопросе:
- Все задачи в большинстве случаев решаются в перспективе ближайшего времени.
- Даже в тех случаях, когда цель может быть туманной, задачи должны иметь чёткую конкретику.
- Цель всегда стабильна. Задачи же могут быть изменены, в связи с какими-либо обстоятельствами.
- Задачи могут и должны быть подстроены под цель.
- Основные цели и задачи могут быть прямо противоположными друг другу.
Чтобы более чётко уяснить, чем отличается цель от задачи, следует привести несколько примеров.
1. Цель - обновление гардероба.
Задачи : собраться, взять деньги, выйти из дома, добраться до нужного магазина, найти и выбрать необходимую одежду, купить, вернуться домой.
2. Цель - поездка в отпуск.
Задачи : определиться с местом отдыха, узнать стоимость, найти необходимые финансы, спланировать поездку, приобрести путёвки, собрать вещи, добраться до пункта отправления, затем - до пункта назначения, отдыхать.
3. Цель - научиться боксу.
Задачи : найти подходящую секцию, приобрести снаряжение, заплатить за тренировки, начать тренироваться.
4. Цель - достижение согласия в конфликтной ситуации.
Задачи: умело провести дискуссию или спор.
5. Или ещё один наглядный пример - цели и задачи работы по написанию данной статьи.
Цель - чётко донести до читателя информацию.
Задачи: найти и изучить необходимый материал, грамотно его изложить, проверить и отредактировать, опубликовать.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что для того чтобы достичь/добиться поставленной цели, нам необходимо грамотно поставить и выполнить/решить задачи по достижению нужного результата. К тому же очевидным является то, что цель без задачи достигнута быть никак не может, а отсутствие цели ни к чему не приведёт выполнение каких-либо задач. Есть даже такая поговорка: ”Корабль, не имеющий пункта назначения, никуда не приплывёт”.
Любой, кто знает, чем отличается цель от задачи, и может это знание грамотно применить на практике, гораздо чаще и быстрее достигает задуманного, нежели тот, кто этого не знает или пренебрегает этим.
Поэтому, ставя цели, учитесь ставить и задачи, которые приведут к желаемому.
Еще Аристотель определял цель как «то, ради чего»
Цель – это будущее состояние предметной области, к которому, в рамках проекта, стремятся, за счет выполнения активных действий, задач.
Цели должны отвечать на вопрос «что?». Что должны получить к концу проекта.
Задачи должны отвечать на вопрос «как?». Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей.
Проекты могут иметь несколько целей и каждая цель набор задач.
Каждая задача должны начинаться с глагола действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п. Это гарантирует измеримость задачи и возможность её контролировать.
Цель по SMART
Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху — правильно сформированные цели.
Концепция SMART целей:
- Specific (конкретная) : Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно необходимо достигнуть. Например, повысить прибыль компании.
- Measurable (измеримая) : Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких единицах можно будет измерить результат. Например, повысить прибыль компании на 5%.
- Achievable (достижимая) : Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях. Например, повысить прибыль компании на 5%, за счет внедрения СЭД, автоматизации внутренних бизнес-процессов и сокращения штата сотрудников на 10% от текущего количества.
- Realistic (реалистичная) : Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение целей финансово и технически возможно. Технические и человеческие ресурсы должны присутствовать в достаточном объеме. Особенно следует проверить вопрос имеющегося в распоряжении ноу-хау.
- Timely (ограниченная во времени) : Реализация цели должна иметь реалистичную оценку реализации по времени. Указываются ограничение во времени, по истечении которого все задачи должны быть выполнены и цель достигнута.
Цель |
Срок |
Команда |
Ожидаемый результат |
Измерение успешности результата |
|
Разработка маркетинг ориентированного выхода в интернет — презентация продуктов компании в сети интернете. | 1 июля – | Вася | Повышение степени известности продуктов компании «X» | Не менее 5 000 посетителей сайта в месяц через пол года, после завершения внедрения сайта в сети интернет. | |
Поиск партнёров по кооперации в сети интернет | 1 августа – | Иван |
Продажа продуктов «X» через партнёров, не менее 1% оборота компании. |
Через три месяца после запуска проекта Электронной коммерции рост оборота через партнёров (доля увеличения не менее 5% в месяц). |
Как на основе идеи выявить цели?
Часто у руководства или группы людей есть идея проекта, которую нужно сформулировать в виде целей.
Для определения целей проекта необходимо дать определение, что требуется от проекта и команды:
- Что должно быть сделано?
- Почему это нужно делать?
- Какую пользу должен принести проект?
- Все ли знакомы с этим замыслом?
- Все ли одинаково его понимают?
- Все ли с ним согласны?
- Когда нужно закончить работу?
- Кто является конечным пользователем?
- Какое качество ожидают получить?
- Какая функциональность ожидается?
- Какие средства имеются в распоряжении?
- Кто контролирует достижение успеха и качества, и по каким критериям?
- Каковы минимальные цели?
- Что не должно произойти ни в коем случае ?
- Какая работа к проекту не относится ?
Два последних вопроса описывают то, что не относится к проекту. Определяя, таким образом, рамки (границы) проекта, а также выявляя задачи, которые не оплачиваются заказчиком.
Отвечая на вышеперечисленные вопросы формируются требования к проекту и целям. Необходимо подходить к ответам в концепции «смарт», — они должны быть, как минимум, измеримыми.
Измеримость добавляет высокую степень определенности проекта и даёт возможность в будущем контролировать выполнение проект. Отсутствие определённости приведет к спорным ситуациям, а значит к потери времени и риску провала проекта.
Формулируя цели необходимо понимать и принимать во внимание трехмерность проектной работы: Время, Сроки, Содержание. Таким образом, измеримые цели, это цели, которые можно:
- измерить и проверить;
- определить по составу работ;
- определить по срокам, расходам.
Какие вопросы необходимо задать, чтобы сформулировать цели:
- Что нужно достичь?
- Как и с какими расходами должна быть достигнута цель?
- Когда должна быть достигнута цель?
- Каковы приоритеты целей?
- Какие цели зависят друг от друга?
- Какие цели исключают друг друга?
Итогом работы имеем: перечь целей, которые формулируются по SMART.
Пример постановки целей от понятия идея и проблема
Проблемы, которые обуславливают появление проекта:
- замедление роста продаж;
- невозможность торговать круглосуточно;
- сложность региональных продаж, когда клиент не может приехать в офис или магазин компании для ознакомления с каталогом товаров;
- клиентам необходимо посетить магазин для осуществления покупки или сделать заказ по телефону, на что тратиться много времени клиента и оператора;
- сложное взаимодействие с клиентами, поставщиками;
- необходимость реструктуризации компании в сторону проектного управления;
- необходимость оптимизации бизнес процессов компании в сторону упрощения процессов;
- консервативный стиль управления и сотрудников;
- слабая известность компании и её продуктов в интернет;
- сложность поиска партнёров;
- неэффективный маркетинг;
- отсутствие компании в поисковой выдачи поисковых систем;
- высокая стоимость товара.
В рамках разработки новой структуры предприятия и её преобразования необходимо внедрить в систему управления предприятием систему электронной коммерции. На первом этапе реализовать динамическую систему позиционирования товаров компании в сети интернет путём создания интернет сайта с каталогом продукции компании.
Вход в интернет должен:
- Открыть новые варианты для продажи продукции;
- Позволить освоить новый рынок для продажи своих товаров;
- Снизить расходы за счет более эффективного обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов;
- Осуществить торговлю своими товарами и снабжение компании чужими;
- Упростить обмен данными с клиентами или, соответственно, поставщиками;
- Оптимизировать существующие бизнес-процессы – сделать их более экономичными, снизить стоимость;
- Повысить имидж компании;
- Реализовать высокую прозрачность внутренних и внешних бизнес-процессов;
- Предоставить возможность производить покупки товаров компании не выходя из дома;
- Снизить стоимость товара до уровня цен конкурентов и ниже.
Выявление целей
Проблемы в проекте возникают тогда, когда необходимо достичь цели. Нет цели, нет проблемы.
Например, есть цель — улучшить работу сервисно ориентировнной системы, сделать ее более гибкой, предоставить возможность внутренним сервисам механизм общения или оповещения о каких-либо событиях, предоставить возможность системе работать с разными субд.
Задача, по сути, провести рефакторинг архитектуры системы. Мы сталкиваемся с проблемой или проблемами, для которых необходимо найти решения.
Процесс анализа проблемы и нахождения решения:
- Описание проблемы
- Поиск решений
- Оценка решений
- Нахождение оптимального решения
- Уточнение цели на основе найденных решений проблемы
- Формирование задач
Основные признаки неудачи проекта
- Бюджет : проект может не укладываться в рамки запланированного бюджета (или должен быть прекращен, не достигнув поставленных целей, из-за недостаточного финансирования)
- Время : проект может занять время значительно большее, чем запланировано для достижения поставленных целей (или должен быть прекращен до достижения поставленных целей в связи с окончанием намеченного срока)
- Качество : проект может быть завершен в рамках намеченного времени и бюджета, но не удовлетворяет требованиям по качеству (и, таким образом, будет представлять меньшую ценность, чем ожидалось)
Основные причины неудач проектов
В большинстве случаев, проекты не удаются из-за неясных целей или нечетких требований.
Скажете цель и результат - одно и то же? Все есть одно: На плоскости цель и результат тоже одно. Но цель это поле абстрактных возможностей ситуации, а результат - поле конкретного проявления этой ситуации,
или: цель - неопределённа (в будущем), результат определен (в настоящем и прошлом).
или: результат есть воспоминание (опыт, память) достижения цели, цель есть воображение достижения результата.
Если цель - попасть в мишень, то результат есть попадание или непопадание. Людям некогда понять это, поэтому они произвольным образом разделяют понятия результат и цель. Цель и результат, проецируясь на плоскость линейного мышления, становятся чуть ли не тождеством.
Поэтому напомню: не путайте цель и результат. Цель есть то, к чему необходимо направляться для достижения результата. Результат есть то, что происходит при достига нии цели.
Цель и результат - две крайние точки, между которыми - Путь. Например, лень и скука есть следствие отсутствия интереса к жизни, вызванного стремлением к результату, а не к цели. Поэтому то люди и не видят Пути, потому что для них его и нет, ведь старт и финиш - в одном месте пространства их мирка.
Цель - функция Осознания, результат - функция взаимодействия Осознания с эманациями Мира.
Непривязанность к результату действий есть условие Воина. Действие без надежды на результат при безупречном подходе.
Плоскость конкретного проявления во многом является базовой для Воина. Цель и результат в плоскости конкретного проявления совпадают при корректной постановке цели и осуществлении «правильных» действий «правильными» средствами.
Цель реально существует, но для человека плоскости, она существует именно в воображении. Хочу обратить внимание, что следствие делания и есть вышеупомянутый результат, следствие неделания - всегда . Еще так: Цель есть Осознание, затем идут делание и результат, затем обретение ЛС , замыкающее круг Осознания. Видите, искомый всеми Результат является аспектом второго пункта данного процесса, и, как и говорилось, не совпадает с Целью. Результат это частная производная Цели по dмирок.
Работает следующее правило: чтобы достичь чего-либо, нужно делать это. Например, чтобы научиться быстро ходить, нужно быстро ходить. Из-за кажущейся очевидности, этот факт автоматически относится людьми к разряду «само собой разумеющегося». Автоматически любая Цель приравнивается к результату и подход человека коллапсирует в ничто. Потому люди не могут получить результатов, так как не видят цели. Стрельба с завязанными глазами. Мало кто станет отрицать, что видение мишени существенно увеличивает вероятность попадания. Однако не весь мир «виден очами», отрицание этого факта ставит Вас в нехорошее «положение». Автоматически перенося упрощенное правило на жизнь, мы, либо отрицаем возможности (фанатики), либо веруем в непроходимую сложность мира (набожные и дураки).
Вот менее очевидный пример того же правила: чтобы получить деньги для получения свободного времени, нам необходимо затратить время и деньги на организацию и эксплуатацию бизнеса. Чтобы получить, нужно вложить. В данном случае мы имеем дело с парадоксом. Парадокс всегда возникает в результате смешения уровней, поэтому с точки зрения универсального подхода, решить его легко: это просто пошаговое приближение к цели. Обычно оно осуществляется по спирали. На разных шагах мы имеем исключающие цель результаты (чтобы получить деньги, необходимо отдать деньги и т.д.).
Таким образом, правило «цель есть результат» работает в рамках одной ступени, одного шага. Рассматривая цель, достигаемую поэтапно, необходимо ввести понятия промежуточного результата и задачи. Задача это цель одного шага. Промежуточный результат это результат одного шага. Все, что сказано выше, приведено для конечных целей и результатов.
В случае бесконечной, абстрактной Цели все несколько сложнее. Абстрактная цель не должна и не может быть выражена словами. И ввиду сложности и взаимосвязанности элементов наших внутренних систем достигает многих результатов на каждом уровне, внутри каждого уровня и т.д. Чтобы сделать что-либо, необходимо направлять намерение таким образом, чтобы процесс намеревания, содержал искомый результат в виде частных решений.
Послушайте теперь сказку. Случается всякому челу узнать, что прямо у его ног начинается почти невидимая тропа, полузаросшая, которую можно только ногами нащупать да наитием. Однако он возвращается и начинает искать готовую карту для своего похода. Ищет - не находит, иногда даже находит, но потом забывает, зачем она ему была нужна. Даже смешно ему становится от того, что он когда-то хотел куда-то пойти по той тропе.
А те, кто просто пошел, конечно, мучались, падали, разбивались в кровь, наступали на змей, некоторые даже прокляли себя за решение идти, и кое-кто даже повернул назад.
Но те, чей интерес был сильнее испытаний, выбрались из кушаров и болот на высокогорье. Это ничего им не дало с точки зрения тех, кто остался внизу. Просто они научились ценить обе стороны жизни: грязь и красоту. Они поняли, что без грязи красоты не бывает, поняли, что всё равно, когда любишь. Это и была абстрактная цель их похода. Ну и конечно еще черники с малиной поели вдоволь, не без этого.
Это был отсев нетерпеливых, главная забота которых - уберечь себя от забот.
- 9789 просмотров
ЭТАПЫ ОФОРОМЛЕНИЯ ПРОЕКТА
ВОПРОСЫ:
1. Основные требования к проекту
2. Основные разделы текста проекта
3. Постановка или описание проблемы
4. Цели и задачи проекта
5. Управление и кадры
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
ë этапы и конкретные сроки их реализации;
ë четкие и измеряемые задачи;
ë конкретные и измеряемые результаты;
ë планы и графики выполнения работ;
ë конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.
5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
Основные разделы текста проекта
Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.
Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
Название проекта – должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
География – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.
Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
Учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.
Постановка или описание проблемы
Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)
И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это – последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.
Сама проблема может быть определена с помощью следующих основных аспектов или характеристик:
Организационное или физическое местонахождение: Где была выявлена проблемная ситуация, проблема? Насколько широко она распространена?
Насколько серьёзна, важна проблема? Кто затронут проблемой? Сколько людей она затрагивает? Как и на что она влияет? Насколько и для чего, для кого она важна? Кто и какую выгоду получит от её решения?
В этом разделе необходимо:
ë чётко определить проблему, над которой вы собираетесь работать;
ë определить причины этой проблемы;
ë быть реалистичным – не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшее полгода;
ë подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов – статистических данных и др.
анализ проблемы должен быть убедительным: чётко сформулирован, хорошо аргументирован и подкреплён информацией, статистикой, экспертной оценкой.
В этом разделе вы должны чётко и ясно ответить на два вопроса: почему это проект необходим, и какую (какие) проблему(мы) проект будет решать. То есть, с одной стороны, описать проблему как значимую и актуальную, а с другой – продемонстрировать возможность её решения или, по крайней мере, значительного продвижения в её решении с помощью цели, задачи и методов, которые вы опишите в следующих разделах.
Итак, проблема, на решение которой ищутся средства, должна быть:
ë важной, побуждающей к оказанию помощи;
ë идти от потребностей целевой группы (та группа людей, проблему которой вы хотите решить);
ë убедительной и привлекающей внимание;
ë хорошо аргументированной.
· он раскрывает необходимость выполнения проекта;
· в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
· проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
· исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
· масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
· проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
· проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
· четко определен способ решения проблемы.
|
ПРИМЕРЫ
Цели и задачи проекта
Цель проекта – это отражение проблемы, те изменения, к которым стремится организация в ходе проекта.
Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать её, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.
Основные требования к формулировке цели таковы:
· достижимость в рамках этого проекта;
· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
· предусмотрение итогового результата проекта;
· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
При формулировании цели проекта можно использовать следующие формулировки:
· содействие развитию …
· создание условий ….
· обеспечение …
· и т.п .
Превращение проблем в цели – ПРИМЕРЫ:
Определение цели – важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если чётко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов. Главное назначение цели – показать, к чему приведёт, и чему будет способствовать запланированная вами деятельность по решению проблем в рамках вашего проекта.
Постановка цели – это один из наиболее важных моментов в разработке проекта. От того, насколько честны и конкретны в определении желательной цели вы будете с самими собой, во многом зависит успех вашего проекта. Пусть цель будет не отпиской, красивой формулировкой, а истиной, рабочим материалом, на который можно смело опираться.
|
Цель сформулировали, теперь определяем перечень действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь её – это ЗАДАЧИ. Задачи как способ достижения поставленной цели. Задачи всегда указывают на конкретный результат.
Вработе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.
Задача – это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.
Задачи в проекте – это конкретные части цели (пункты), которые предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Из этого раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), априменять глаголы совершенного вида : подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить .
При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую взаимосвязь:
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ
При этом важно не только соблюдать прямую последовательность: проблема, цель, задачи, но и поверить логичность в обратном направлении. Если вы сможете решить поставленные задачи приблизитесь ли вы к поставленной цели? Если цель будет достигнута – решится ли заявленная в проекте проблема?
Часто при разработке целей используют так называемые критерии SMART
S | Specific (конкретность) | Конкретная, ясная. Цель должна быть чёткой, конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать на сколько (рублей, минут, процентов т.д.) |
M | Measurable (измеряемость) | Измеримая. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый: достаточно одного взгляда в паспорт |
A | Achievable (достижимость) | Достижимая. Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними) |
для её достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести. | ||
R | Realistic/Relevant (реалистичность) | Реалистичная. Необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели. Ставя цель раньше вставать, нам придётся и раньше ложиться для того, чтобы выспаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления. |
T | Timely/Time-bound (своевременность/определенность по времени) | Ограниченная во времени. Должны быть чётко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет. |
ПРИМЕРЫ:
Цель | Задачи |
Снижение уровня конфликтности в учреждении сферы образования и формирование низоконфликтного пространства путём создания школьной службы примирения | 1) Повышение качества информированности участников проекта (учащиеся педагоги, родители) на основе оперативного обмена информацией между участниками проекта. 2) Повышение уровня знаний участников проекта по основам конфликтологии, разрешения конфликтов и технологий примирения на базе комплекса просветительских действий. 3) Приобретение участниками проекта, вовлечёнными в его исполнение и прошедшими предварительное обучение, практического опыта. 4) Разработка и нормативное закрепление процедур и форм деятельности школьной службы примирения. 5) Создание специализированного школьного объединения, занимающегося вопросами разрешения внутришкольных конфликтов. |
В разделе «Цели и задачи» должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены (исполнители, помещение, оборудование и др.)
При разработке этого раздела проекта необходимо:
ë подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта;
ë обдумать роль каждого сотрудника, которые будут задействованы в реализации проекта, и оценить достаточно ли их квалификации для выполнения запланированных мероприятий;
ë определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий;
ë хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач
ü описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
ü цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
ü из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
ü по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
ü цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
ü язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
Управление и кадры
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.
· четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
· ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;
· персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;
· механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
· описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.
Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
· естественность логической цепочки: проблема ® цель ® задача ® метод;
· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.
Планирование
Является самой важной частью механизма реализации.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
Похожая информация.