Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

Подвижные игры

Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

  • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
  • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
  • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
  • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
  • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
  • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
  • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

Подвижные игры для детей. Мамина школа.

Физкультминутки для начальной школы

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

  1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
  2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
  3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

Обучающие игры

Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

  1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
  2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
  3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

Игры с мячом для школьников

Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

  1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
  2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
  3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

Командные игры

Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.

Сейчас e;t тепло и мы часто гуляем и играем в детские подвижные игры для дошкольников на прогулке.

Так как в квартире особо не набегаешься, а физически развиваться нужно каждому ребенку.

А в играх двигаться гораздо интересней, особенно если играть собирается целая компания.

Так что читайте, изучайте и играйте вместе с детьми!

Веселые подвижные игры для детей на улице летом, осенью и весной.

1. В поисках клада.

Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите запечатанный «клад» детям и попросите закрыть глаза. Спрячьте «сокровище» на дерево, за пенек, качели, скамейку или еще куда-нибудь. Пусть дети отправляются на поиски. Кто первый найдет «клад», тот и выиграл.

2. Найди пару.

Ведущий раздает всем детям разноцветные кружочки или флажки (каждого предмета по паре). По сигналу ведущего дети бегают, а когда услышат хлопок или звук свистка, каждый должен найти себе пару по цвету кружочка или флажка и взяться за руки. В игре также могут принимать участие и нечетное количество детей, тогда один останется без пары и выйдет из игры.

3. Оживление предметов.

Эта игра особенно подходит для самых маленьких. Дома вырежьте из бумаги веселые глазки и возьмите кусочек пластилина и идите с детьми на прогулку. Пусть дети выбирают, какие предметы они хотят оживить - цветочки, деревья, карусели.. Можно даже устроить соревнование между детьми - кто быстрее «оживит» предметы. Это хорошо развивает у детей воображение.

4. Колечко.

Дети садятся на скамеечку или становятся в ряд. Ведущий берет колечко или какой-то другой мелкий предмет и делает вид, что кладет это колечко в ладошки каждому из игроков. Потом он произносит: «Колечко, выйди на крылечко!» и тот, у кого действительно колечко осталось ладошках, старается быстро выскочить, а другие дети пытаются не дать ему это сделать. Если игроку удалось выскочить, то он становится на место ведущего.

5. Найди растение.

Дети отворачиваются, а ведущий срывает листочек или любое растение. Задача детей - как можно быстрее найти такое же. Кто первый - становится ведущим.

6.. В песочнице.

Берем какой-то предмет, просим детей отвернуться, и закапываем эту вещицу в песочнице. Дети должны покопать лопатками и найти закопанный предмет. (Очень хорошо играть в эту игру на пляже. Только нужно будет очертить территорию для поисков).

7. Теннис с воздушным шариком.

Возьмите ракетки бадминтона или тенниса. Надуйте шарик и используйте его вместо теннисного мячика или волана. Воздушный шарик летит долго, а у ребенка есть время немного подумать, куда бежать и отбить шар.

8. Наматывание веревки.

В эту игру смогут играть только двое. Если больше желающих, то можно играть поочередно с победителем, а остальные - болельщики. Возьмите две одинаковые ветки или палки и веревку подлиннее (3 и больше метра). Привязываем по ветке или палке к каждому концу веревки. Посередине этой веревки привязываем флажок или делаем узелок. Каждый участник берет по палке, отходит настолько, чтобы сама веревка хорошо натянулась. Так, по сигналу дети начинают накручивать веревку на свою палку. Кто быстрее всего дойдет до узелка или флажка - победитель!

9. Ворона.

Одному ребенку завязывают глаза, и он становится спиной к детям. Каждый из игроков должен подойти к ведущему и поставить свою руку на плечо. Водящий говорит: «Покаркай, ворона!». Игрок каркает, а водящий угадывает имя того, кто каркал. Если угадывает - меняется с игроком местами.

10. Дождик и солнышко.

На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит“Солнышко” — детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний — проиграл.

11. Змейка.

Дети берутся за руки, и тогда выстраивается целая «цепочка». Ведущий берет крайнего за руку и ведет эту «змейку», совершая разные неожиданные повороты. Детишки должны крепко держаться, чтобы не разорвать «цепочку». Если дети дольно взрослые, то можно и побегать «змейкой».

12. Глухой телефончик.

Дети выстраиваются в ряд. Первый в ряду шепчет на ухо своему соседу какое-то слово - тот повторяет это слово другому шепотом и так далее. Последний называет услышанное им слово. Обычно названное слово вызывает только смех….

13. Повторялка.

Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется — выходит из игры.

14. Съедобное-несъедобное.

Для этой игры возьмите мяч. Пусть дети станут в ряд или сядут на скамеечку. Водящий начинает кидать мяч каждому игроку, называя съедобный или несъедобный предмет. Если названный предмет можно скушать - дети ловят мяч, если нет - откидывают назад водящему.

15. Тише едешь.

Дети становятся с 1-ой стороны «дороги», а ведущий — с другой, поворачиваясь ко всем спиной. Ведущий говорит: «Тише едешь-дальше будешь.» - дети начинают бежать, стараясь как можно раньше прибежать к финишу. Через несколько секунд ведущий произносит: «Стоп!» - дети перестают бежать и замирают. Ведущий оборачивается, и если он увидел любое движение какого-то игрока, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто 1-вым прибежит к финишу.

16. Горячая картошка.

Дети становятся в круг. Водящий подает сигнал или включает музыку (можно использовать музыку с телефона). Дети начинают кидать мяч друг другу, стараясь от него как можно быстрее избавиться. Когда водящий подает сигнал или выключает музыку, то тот, у кого в руках остался мячик, выбывает из игры. Когда останется 1 игрок, игра заканчивается, и он становится победителем.

17. Рыбаки и рыбки.

Двое детей выбираются рыбаками, а остальные - рыбки. Дети начинают водить хоровод вокруг рыбаков и напевают песенку: В воде рыбы живут, Нет клюва, но клюют. Есть крыла — не летают, Нет ног, а гуляют. Гнезд не заводят, А детишек выводят. «Рыбаки» берутся дружно за руки и быстро ловят всех разбегающихся «рыбок». Попавшиеся «рыбки» уже становятся «рыбаками». Теперь эти «рыбаки» берутся за руки и начинают ловить других детей. Так «Сеть» становится еще больше.

18. Симон говорит.

Ведущий должен сказать слова: «Симон говорит» и дальше произнести, что делать всем детям. Если же слова: «Симон говорит» не звучат, то команда не должна выполняется. А дети при этом отвечают: «Симон не говорил». Например, ведущий говорит: «Симон говорит — бегите!». Дети бегают. Кто начал выполнять любую команду ведущего, без cлов «Симон говорит», тот пропускает ход или выходит из игры.

19. У медведя в лесу.

Один ребенок садится на корточки в отведенном месте и изображает спящего медведя. Дети ходят все время вокруг него и делают вид, что собирают грибы и ягоды, дружно напевая песенку: «У медведя в лесу Ягоды, грибы я рву, А медведь уж не спит, Он на нас глядит! Корзинка опрокинулась — Медведь на нас накинулся.» «Медведь» быстро вскакивает и начинает ловить детей, которые убегают от него. Кого «медведь» поймает — занимает его место.

20. Совушка

Выделяется водящий - «совушка». Играющие - на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место). По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо.

По сигналу «День наступает» «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

21. Волк во рву

Посередине площадки проводятся две параллельные линии шириной около метра. «Ров» можно выложить скакалками. Выбираются один или два «волка». Они становятся во рву. Все остальные играющие - «козы» размещаются на одной стороне площадки, на «пастбище».

По сигналу «козы» перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. «Волки». Не выходя из рва, стараются осалить возможно большее количество «коз».

Подсчитываются осаленные «козы», и игра продолжается. «Волки» меняются после 2-3 перебежек.

22. Невод

Двое из играющих - «рыбаки», остальные - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыб», окружая и свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» - «невод» увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 непойманные «рыбки».

«Заяц без дома». Играющие, кроме двух водящих, становятся парами лицом друг к другу, берутся за руки и располагаются по площадке. Между парами становится третий - «зайчик».

Один из водящих - «заяц», другой - «охотник». «Заяц», спасаясь от преследования, становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».

Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями.

Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:

Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг

.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.

А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.

Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.

Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить - стоять в середине круга.

Вот в такие интересные подвижные игры для детей мы играем на улице весной, летом, и осенью. А в какие детские игры вы играете со своими детьми на прогулке? Делитесь в комментариях!

Сочинение

В наше время, когда “американизация” отечественной культуры идет полным ходом, когда голливудский ширпотреб вытесняет с экранов российские фильмы, а вместо “Пушкина и Гоголя” с базара несут “Плейбой” и “ножки Буша”, особенно полезно обратиться, к сатирическому творчеству Лескова.

Тульский Л^вша, несмотря на все посулы англичан, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу родине. Название произведения полностью звучит так: “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”.

Превалирует тема беспокойства автора об ущербе преклонения перед иностранным. В данном повествовании Платов противопоставлен комическому образу самого государя: “…А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: “Это не отворяется”, а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: “Иван Москвин во гра де Туле”. Англичане удивляются и друг дружку поталкивают: ох-де, мы маху дали! А государь Платову грустно говорит: “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем”. Сели опять в ту же двухсветную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще больший стакан кис-лярки выдушил и спал крепким казачьим сном”.

Левша еще не появился в повествовании, но уже расставлены акценты, уже комедийное начало заявлено, противостояние выявлено. Впрочем, это сделано и в первом абзаце, с великолепным мастерством утонченного стилиста: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, - и чем-нибудь отведет”.

Посетивший Лескова литературный критик В. В. Протопопов записал за ним: “Я люблю литературу как средство, которое дает мне возможность высказывать все то, что я считаю за истину и за благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю: смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения…” При этом Лесков готов был признать, что “благородством направления” искупается даже недостаток художественности. “Разумеется, - добавлял он, - гармонически целостное сочетание и той и другой - это высшая ступень творчества, но достижение ее выпадает на долю только настоящих мастеров, взысканных большими дарованиями”.

Думается, что именно в “Левше”, где автор использовал нестандартную стилистику, было достигнуто высокое “гармоническое сочетание” художественности и направления. Вот едут государь и казак Платов домой, друг на друга обиженные. По-всякому можно описать эту поездку. Лаконично, в стиле газетного очерка, растянуто, с бытовыми, дорожными подробностями. Лескову хватает одного абзаца, искрящегося юмором: “Они и ехали молча, только Платов на каждой станции выйдет и с досады квасной стакан водки выпьет, соленым бараночком закусит, закурит свою корешковую трубку, в которую сразу целый фунт Жукова табаку входило, а потом сядет и сидит рядом с царем в карете молча. Государь в одну сторону глядит, а Платов в другое окно чубук высунет и дымит на ветер. Так они и доехали до Петербурга, а к попу Федоту государь Платова уже совсем не взял. “Ты, - говорит, - к духовной беседе невоздержен и так очень много куришь, что у меня от твоего дыму в голове копоть стоит”. Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал”.

В чем-то “Сказ о тульском косом Левше” похож на рассказы Зощенко. Та же самая вроде народная, но где-то пародийная речь, то же самое обыгрывание внешне не комичных, но в трактовке авторов очень смешных подробностей.

Например, передача блохи государыне заняла в изложении Лескова одну строчку, где царица оказалась смешной позершей:

* “Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала.
* - Мое, - говорит, - теперь дело вдовье, и мне никакие забавы не обольстительны”.
* Новый государь, Николай, явно симпатичен автору, в отличие от Александра Павловича, преклонявшегося перед иностранцами. И рассказ о нем, не теряя юмористического звучания, приобретает почтительность:
* “Государь Николай Павлович ни о чем не забывал, и чуть Платов насчет междоусобных разговоров кончил, он его сейчас же и спрашивает:
* - А что же, как мои тульские мастера против аглицкой нимфозории себя оправдали?
* Платов отвечал в том роде, как ему дело казалось.
* - Нимфозория, - говорит, - ваше величество, все в том же пространстве, и я ее назад привез, а тульские мастера ничего удивительнее сделать не могли.
* Государь ответил:
* - Ты - старик мужественный, а этого, что ты мне докладываешь, быть не может.
* Платов стал его уверять и рассказал, как все дело было, и как досказал до того, что туляки просили его блоху государю показать, Николай Павлович его по плечу хлопнул и говорит:
* - Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано”.

Ну а дальше действие развивается по известному сценарию. Левша, который “мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, которыми подковки забиты”, направлен за границу, там он спокойно отказывается от предложений остаться насовсем, наивно поясняя любовь к родине привычками и оставшимися родственниками. При осмотре оружейных заводов он обращает особое внимание на уход англичан за оружием - там дульные каналы не чистят, как в России, кирпичной крошкой. Это важная военная информация, и Левша стремится домой. Потом пьянка с моряком (”Началось у них пари еще в Тверди-земном море, и пили они до рижского Динаминде, но шли все наравне и друг другу не уступали и до того аккуратно равнялись, что когда один, глянув в море, увидал, как из воды черт лезет, так сейчас то же самое и другому объявилось. Только подшкипер видит черта рыжего, а Левша говорит, будто он темен, как мурин”), больница…

И уже перед смертью мастеровой просит: “Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся”. Не сказали, не сочли нужным. “А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

В 12-й главе автор как бы резюмирует рассказанное. И стоит привести его “резюме” хоть частично, потому что лучше уже не скажешь: “Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности.

Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд. Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень “человечиной душою”.

Время показало, что сам художник поднялся на эту высшую ступень творчества, так как оно не только не обесценило значение ярких и мудрых книг Лескова, а, напротив, высветило их глубины. На расстоянии длиной в столетие яснее видится “гармонически-целостное сочетание” художества и мысли, той самой, в которой так долго отказывали Лескову. И творческое наследие классика становится все необходимее нам, современникам нового века.

Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся «аглицкие» добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.
Непомерная любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа, что нередко оказывает губительное влияние на людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где «англичанина… привезли в посольский дом,… сразу позвали к нему лекаря и аптекаря…», в то время как простого русского левшу «до самого утра… по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился…».

Несмотря на трагичность судьбы главного героя, в произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров («три человека,… один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»), Левши («…в опо-рочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»).

С юмором описывает Лесков «спираль», образовавшуюся от «безотдышной работы» «у мастеров в их тесной хороминке», от которой «непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».

Также комичность рассказу придает выдумка и остроумие автора, заключающиеся в использовании новых слов – иностранных слов, переделанных на русский манер или смешанных с исконно русскими выражениями. Примерами таких неологизмов являются слова: «тугомент» («документ»), «нимфозория» («инфузория»), «долбица» («таблица») и пр.

В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа

Другие сочинения по этому произведению

Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»

Первую публикацию «Левши» в № 49, 50 и 51 журнала «Русь» за 1881 год и первое отдельное издание произведения, вышедшее в 1882 году, Лесков снабдил подзаголовком «Цеховая легенда» и, кроме того, сопроводил следующим предисловием: “Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае, сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил по «старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением” .

В журнальной публикации это предисловие было оформлено в виде сноски к названию.

Безусловно, предисловие было очевидным литературным приёмом, призванным обосновать введение персонифицированного рассказчика, носителя особого речевого строя, то есть мотивировать сказовую повествовательную форму повести. Об этом свидетельствует и соответствующее место в книге А.Н. Лескова, где рассказано о жизни Н.Лескова в 1878 году в Сестрорецке как о времени возникновения замысла произведения, когда писатель провёл лето “в доме какого-то оружейного мастера… За всё лето Лесков вёл знакомство только с одним помощником начальника местного оружейного завода, полковником Н.Е. Болониным… Лесков не раз и у него, и вообще у кого только было можно, доискивался корней ходившего присловья о том, как англичане стальную блоху сделали, а туляки её подковали да им назад отослали. Все улыбались, подтверждая, что что-то слышали, но что всё это, мол, пустое.

Так «Левша» и остался ничем не обязан лету, проведённому в оружейном посёлке, на даче у оружейника. Не было там и никакого «старого тульского выходца»” .

Таким образом, функционально-художественное значение этого предисловия совершенно очевидно: оно нужно автору произведения исключительно для передачи самого акта рассказывания другому лицу, причём лицу с явно обозначенными профессионально-речевыми особенностями (“оружейничья легенда”). Такое пристальное внимание Лескова к устному народному творчеству соответствовало общей культурной ситуации, сложившейся в стране после реформы 1861 года. Именно в это время трудами таких собирателей и исследователей русского фольклора, как Афанасьев, Гильфердинг, Миллер, Рыбников, Якушкин, были записаны и изданы сборники сказок и былин, несомненно, известные Лескову и учтённые им в работе над своими произведениями. Для писателя, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию “народной души”; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной жизни России. Справедливо писала об этом Н.Г. Михайлова: “Во второй половине XIX века этические проблемы, как и вопрос о русском народном характере, занимают важное место и в общественной мысли, и в художественной литературе, и часто рассматриваются в самой непосредственной связи. Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности” .

Однако недальновидные и недоброжелательно настроенные по отношению к Лескову критики поняли его буквально, обнаружив при этом полное непонимание художественной условности и безразличие к вопросам литературной формы. В критических отзывах о «Левше» встречались следующие пассажи: “Авторское участие г. Лескова… в «сказе» ограничивается простым стенографированием” или что Лесков пересказал “давно всем известную сказку о стальной блохе” (т. 7, с. 501). Ввиду этого Лесков вынужден был отказаться в отдельном издании от предисловия и даже дезавуировать его. В специальной заметке «О русском Левше (Литературное объяснение)», опубликованной в газете «Новое время» в 1882 году, он писал: “Всё, что есть чисто народного в «Сказе о тульском Левше и о стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет о «блохе», а о «левше», как о герое всей истории и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, чтоб об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное. Что же касается самой подкованной туляками английской блохи, то это совсем не легенда, а коротенькая шутка или прибаутка, вроде «немецкой обезьяны», которую «немец выдумал, да она садиться не могла (всё прыгала), а московский меховщик взял да ей хвост пришил , - она и села».

В этой обезьяне и в блохе даже одна и та же идея и один и тот же тон, в котором похвальбы, может быть, гораздо менее, чем мягкой иронии над своею способностью усовершенствовать всякую заморскую хитрость” (т. 7, с. 501).

Отказ от предисловия нарушал художественную стройность произведения, так как заключительная глава по своему стилистически-речевому строю контрастировала со всем остальным повествованием, и появление её выглядело немотивированным. Вместе же предисловие и заключительная глава составляли своеобразную “раму” произведения, а внутри неё речевыми средствами создавался образ самого рассказчика, который становился тем самым самостоятельным объектом изображения как носитель определённого сознания и мироощущения, “явленных” в его “слове”. Не только и не столько непосредственное содержание его рассказа становилось поводом художественной рефлексии Лескова, сколько отношение самого рассказчика к передаваемым событиям и его оценки поступков участников этих событий. Под пером Лескова представали не исторические события как таковые, а их специфическое преломление в народном сознании, их осмысление этим сознанием, то есть возникал своеобразный “эпос современности”, который и следует рассматривать по законам народных эпических жанров, причём в первую очередь - эпоса героического. Об этом недвусмысленно свидетельствуют слова самого автора в заключительной, двадцатой главе произведения: “Теперь всё это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический (выделено мною. - Э.Б. ) характер её главного героя. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворённый народною фантазиею миф (выделено мною. - Э.Б. ) он интересен <…>

Таких мастеров, как баснословный (выделено мною. - Э.Б. ) левша теперь, разумеется, уже нет в Туле; машины сравняли неравенство талантов и дарований <…> Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд (выделено мною. - Э.Б. ).

Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос (выделено мною. - Э.Б. ), и притом с очень «человечкиной душою»”.

Мы видим, с какой последовательностью указывает Лесков на легендарный, не исторический, а эпический по сути характер изображённых событий и облики действующих лиц этой истории. Да и сам исторический масштаб небольшого по объёму произведения под стать эпопее: начинается «Левша» событиями 1815 года (Венский конгресс), а в финале упоминается Крымская кампания, да ещё в четвёртой главе упоминается бывшее “при восходе” Николая I на престол смятение, то есть восстание декабристов. Следовательно, правомерно сделать вывод, что не только вымышленные персонажи, якобы созданные народной фантазией, но и реальные исторические деятели в этом рассказе приобретают черты эпических героев, характеризующие не столько их самих, сколько те их облики, которые сложились в народном сознании. Убедительно писал об этом А.А. Горелов: “Опрокинутость всего русского исторического мира в фольклорную сферу придала персонажам сказа Лескова те черты, которые позволяют видеть в каждом обладателе реально-исторического имени не подлинного деятеля истории, а некую устно-народную версию его деятельности, подразумевать за каждым именем некую заслуженную его носителем в истории, в народе репутацию, представление, принятое и распространявшееся всеобщей молвой” .

Добавим только, что поскольку мы имеем дело с “народным эпосом”, то черты эпических героев носят практически все персонажи произведения, но из числа реальных исторических фигур в первую очередь это относится к образу атамана Платова. На эпический характер именно этого образа недвусмысленно указывает выразительнейший анахронизм, оставшийся за пределами внимания комментаторов собрания сочинений Лескова. Это место в четвёртой главе произведения, где говорится о приезде Платова в Петербург после воцарения Николая:

“Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из неё табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нём нашёл стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая.

Государь посмотрел и удивился.

Что это ещё за пустяковина и к чему она тут у моего брата в таком сохранении!

Придворные хотели выбросить, но государь говорит:

Нет, это что-нибудь значит.

Позвали от Аничкина моста из противной аптеки химика, который на самых мелких весах яды взвешивал, и ему показали, а тот сейчас взял блоху, положил на язык и говорит: «Чувствую хлад, как от крепкого металла». А потом зубом её слегка помял и объявил:

Как вам угодно, а это не настоящая блоха, а нимфозория, и она сотворена из металла, и работа эта не наша, не русская.

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

Бросились смотреть в дела и в списки, - но в делах ничего не записано. Стали того, другого спрашивать, - никто ничего не знает. Но, по счастью, донской казак Платов был ещё жив и даже всё ещё на своей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся и явился к государю во всех орденах” (т. 7, с. 33–34).

Заметим здесь же попутно, во-первых, характерный сказочно-фольклорный образ драгоценного предмета, хранимого в ряде вместилищ, вложенных одно в другое, причём на важность этого обстоятельства для рассказчика указывает двукратное его повторение, так как выше рассказывалось о том, как сам Александр спрятал английский сувенир: “Государь Александр Павлович <…> сам спустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку…” (т. 7 с. 32); а во-вторых, также фольклорное по своему характеру отсутствие указания на то, каким именно образом Платов услыхал о “беспокойстве” во дворце, в чём подразумеваются какие-то особенные, сверхъестественные способности Платова, недоступные обычным людям, и сказочно мгновенное его появление в Петербурге и даже почти по-сказочному словесно оформленное указание на то, что он “явился” перед государем. О такого же рода способностях говорит и невероятно долго с точки зрения обыденной длящееся лежание Платова на “досадной укушетке” и столь же бесконечное курение трубки. Это свидетельствует о том, что рассказчик истории о левше облекает её именно в фольклорные формы, как будто мыслит клишированными фольклорными образами. Но Лесков как художник не стремится к имитации фольклорных форм, “современного эпоса”; фольклорный сказ привлекает его как способ изображения народного сознания, мироощущения, в котором своеобразно отражаются и преломляются реалии русской истории и русского общественно-политического быта, художественное исследование чего и привлекает писателя.

Совершенно очевидно, что в лесковском произведении эпизод приезда Платова в Петербург приурочен не ранее чем к 1826 году, между тем как реальный М.И. Платов скончался в 1818 году, чего Н.С. Лесков, безусловно, не знать не мог. Кажется, первым обратил внимание на это обстоятельство А.Горелов . Следовательно, перед нами сознательный писательский приём, в котором анахронизм принадлежит вымышленному рассказчику и призван не обличить его невежество, а продемонстрировать сам характер его мышления, не исторический, а фольклорно-эпический по существу. Этой же художественной цели служат в произведении и “свободное обращение” рассказчика, помимо “истории”, ещё и с “географией”: так, у него корабль из Англии в Петербург плывёт по “Твердиземному” морю, причём по пути минует и “рижское Динаминде”, то есть в повествовании старого оружейника мы имеем дело не с реальным географическим пространством, а с пространством сказочно-мифологическим, в котором Англия играет роль своеобразного “тридевятого царства, тридесятого государства, оказавшегося в одной системе географических координат с конкретным “рижским Динаминде”. Таким образом, выстроенный в повествовании “старого оружейника” хронотоп - это хронотоп не конкретно-исторический, а легендарно-мифологический, эпический, что соответствует характеру мышления рассказчика, в соответствии с которым он не просто продлевает жизнь своему персонажу, донскому казаку Платову, но сообщает этому герою особый эпический статус былинного богатыря, практически наделённого бессмертием, или, точнее говоря, неограниченной протяжённостью жизни.

Следует сказать, что фигура храброго атамана Платова присутствует в русском устном народном творчестве, а именно в исторических песнях, что уже отмечали исследователи , но в них он предстаёт просто лихим казаком, образ которого лишён монументальности, характерной для былинных богатырей.

В лесковской же повести образ Платова, как он выглядит в сознании рассказчика, соотнесён не с соответствующим героем исторических песен, а с образами персонажей именно героического эпоса. И в этой связи Платов оказывается носителем ещё ряда образных характеристик и сюжетных функций, связанных с образами былинных богатырей, только сами эти функции выглядят в рассказе лесковского оружейника как бы несколько “обытовлёнными” и в силу этого - непреднамеренно со стороны рассказчика - сниженными: ведь это именно современный эпос. К числу таких образных характеристик, сопровождающих былинных богатырей, следует отнести изображение необыкновенной скорости их передвижения. Вот как это выглядит в былине «Первые подвиги Ильи Муромца»:

Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.
Он и бьёт коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до чернa мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать вёрст;
В другой скочил, - колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил своё имечко:
“Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович”;
В третий скочил - под Чернигов-град
.

Или то же в былине «Илья и Соловей-Разбойник» (с. 113):

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Сюжетно-образным аналогом этих и подобных былинных описаний служит в «Левше» описание необычайно, сверхъестественно быстрой, с точки зрения рассказчика, езды Платова: “Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнёт, и ещё злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. <…>

Так они и в Тулу прикатили, - тоже пролетели сначала сто скачков дальше Московской заставы…” (т. 7, с. 39).

Это быстрое передвижение является одной из форм гиперболы, которая всегда сопровождает фигуру былинного богатыря, являясь доказательством его колоссальной телесной мощи, в частности - его необыкновенных возможностей в еде и питье. Примером такой гиперболы может служить описание трапезы Ильи Муромца из былины «Илья в ссоре с Владимиром» (с. 148):

Да как налили тут чару зелена вина,
Несли эту чару рядoм к нему,
К старому казаку к Илье к Муромцу.
Да как принял он чару единой рукой,
Выпил он чару во единый дух.
Другу чару наливали пива пьяного,
А несли эту чару рядoм к нему,
Принял тут Ильюша единой рукой,
Ещё выпил он опять во единый дух.
Третью чару наливали мёду сладкого,
Принял молодец тут единой рукой,
Ещё выпил он опять во единый дух.

Соответствием именно таким свойствам богатырских натур в «Левше» могут служить многочисленные упоминания о выпиваемой Платовым в огромных количествах кавказской “водке-кислярке”, служащие, как в ситуациях с богатырями, демонстрацией телесной мощи Платова: “Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всём доме англичанам никому спать нельзя было” (т. 7, с. 27); или: “Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов ещё больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном” (т. 7, с. 29). Характеристики богатырского сна Платова находятся в том же образно-смысловом ряду.

Также примером аналогичной гиперболы, демонстрирующей телесную мощь Платова, служит, наряду с рассказами о почти раблезианских способах утоления жажды, и упоминание о его трубке: “Так они и ехали молча, только Платов на каждой станции выйдет и с досады квасной стакан водки выпьет, солёным бараночком закусит, закурит свою корешковую трубку, в которую сразу целый фунт Жукова табаку входило, а потом сядет и сидит рядом с царём в карете молча” (т. 7, с. 32). Так былинный пуд или даже “сорок пуд” трансформируется до фунта, не теряя своей художественной функции, донося до читателя “фольклорное” сознание простого русского человека середины XIX века.

Можем мы обнаружить характерную “богатырскую” гиперболу и в былине «Илья Муромец и Калин-царь», причём на этот раз она сопровождает образ крёстного отца Ильи Муромца Самсона Самойловича, который рассказывает, что его спас от стрелы, выпущенной крестником, нательный крест (с. 135):

Да проголзнула-то стрелка по белой груди,
Она сцапинку-то дала по белой груди,
Только малу сцапинку-то дала невеликую.
Погодился мне, Самсону, крест на вороте,
Крест на вороте шести пудов.

Шестипудовому кресту на вороте Самсона Самойловича вполне соответствуют в повествовании оружейника “большие шаровары” Платова, в кармане которых вовремя оказывается ружейная отвёртка, а потом туда же отправляется и “мелкоскоп”, взятый Платовым самовольно, поскольку “мелкоскоп” этот, по словам генерала, “сюда же принадлежит”. Причём синтаксис фразы таков, что позволяет трактовать слова о принадлежности вещи двояко: то ли она входит в комплект вещей вместе с блохой и её футлярами, то ли “принадлежит” непосредственно самим шароварам Платова.

Основной же функцией былинного богатыря является защита отечества. Именно на это просит отцовского благословения Илья Муромец в самом начале былины «Первые подвиги Ильи Муромца» (с. 107):

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне своё благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую”.

Тема патриотизма, верности своему является лейтмотивом образа Платова в «Левше», возникая буквально в самом начале произведения: “Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нём был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, всё государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть, - и чем-нибудь отведёт” (т. 7, с. 26). Любопытно, что антиподом Платова в этом отношении становится сам император Александр, причём антитеза эта принимает в рассказе старого оружейника парадоксальный облик: так, Александр при осмотре кунсткамер оставляет без внимания английское “Мортимерово ружьё”, поскольку, как сказано, “у него такие в Царском Селе есть” (т. 7, с. 28), зато восхищается “пистолей” “неизвестного, неподражаемого мастера”, выдернутой из-за пояса у разбойничьего атамана английским адмиралом:

“Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

Ах, ах, ах, - говорит, - как это так… как это даже можно так тонко сделать! - И к Платову по-русски оборачивается и говорит: - Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвёртку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле»” (т. 7, с. 28–29).

К слову заметим, что эта “канделабрийская пистоля”, сделанная Иваном Москвиным, выглядит родной сестрой “турецкого кинжала”, изготовленного мастером Савелием Сибиряковым, который Ноздрёв показывает Чичикову . И далее этот патриотический мотив, сопровождающий образ Платова, достигнет апогея как раз в связи со стальной блохой. По дороге в Россию Платов убеждал Александра, уверенного, что “англичанам нет равных в искусстве”, в том, “что и наши на что взглянут - всё могут сделать, но только им полезного ученья нет” (т. 7, с. 32).

Политичного Александра сменяет на престоле патриотический Николай, который, подобно Платову, “в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил” (т. 7, с. 34). Именно это обстоятельство и становится завязкой всей сюжетной линии, связанной непосредственно с левшой. Вспомним, что мифический оружейник, рассказывающий эту историю, “очень чествовал государя Николая Павловича”. События рассказа приближаются к событию рассказывания, не теряя своей эпической сути, и в повествование входит ещё один эпический герой, тот, чьим условным именем названо произведение. И дело не в вымышленности этого персонажа, а в том, что и он наделён образными атрибутами былинного богатыря. При этом левше отданы более важные по сравнению с Платовым функции эпических героев. Так, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» пленённый Илья Муромец подвергается испытанию на верность князю Владимиру, то есть испытывается его патриотическое чувство, Калин-царь предлагает Илье перейти на службу к нему, Калину, но Илья отказывается, несмотря на щедрые посулы искусителя (с. 132–133):

Говорил собака Калин-царь да таковы слова:
“Ай же старый казак да Илья Муромец!
Да садись-ко ты со мной за единый стол,
Ешь-ко ествушку мою сахарную,
Да и пей-ко мои питьица медвяные,
И одежь-ко ты мою одёжу драгоценную,
И держи-тко мою золоту казну,
Золоту казну держи по надобью,
Не служи-тко ты князю Владимиру,
Да служи-тко ты собаке царю Калину”.
Говорил Илья да таковы слова:
“А не сяду я с тобой да за единый стол,
Не буду есть твоих ествушек да сахарныих,
Не буду пить твоих питьецев медвяныих,
Не буду носить твои одежды драгоценные,
Не буду держать твоей бессчётной золотой казны,
Не буду служить тебе, собаке царю Калину,
Ещё буду служить я за веру, за отечество,
Буду стоять за стольный Киев-град,
Буду стоять за церкви за господние,
Буду стоять за князя за Владимира
И со той Опраксой Королевичной”.

Мотив этот присутствует и в былине «Илья Муромец и Идолище в Царьграде». Царь Константин Боголюбович в награду за избавление Царь-града от Идолища предлагает Илье остаться в Царь-граде и обещает сделать его воеводой, но Илья, храня верность Владимиру и Киеву, отказывается (с. 161):

Как царь Костянтин Боголюбович
Благодарствует его, Илью Муромца:
“Благодарим тебя, старый казак Илья Муромец!
Нонь ты нас ещё да повыручил,
А нонь ты нас ещё да повыключил
От тыя смерти безнапрасныя.
Ах ты старый казак да Илья Муромец!
Живи-ко ты здесь у нас на жительстве,
Пожалую тебя я воеводою”.
Говорит Илья ему Муромец:
“Спасибо, царь Костянтин Боголюбович!
А послужил у тя только я три часа,
А выслужил у тя хлеб-соль мягкую,
Да я у тя ещё слово гладкое,
Да ещё уветливо да приветливо.
Служил-то я у князя Володимира,
Служил я у его ровно тридцать лет,
Не выслужил-то я хлеба-соли мягкие,
А не выслужил-то я слова гладкого,
Слова у его я уветлива-приветлива.
Ах ты царь Костянтин Боголюбович!
Нельзя ведь мне здесь-то жить,
Нельзя-то ведь-то было, невозможно есть…

Характерно, что здесь патриотическая тема осложнена ещё и мотивом незаслуженной обиды Ильи со стороны князя Владимира, не ценящего богатыря по заслугам, но обида эта всё равно не может подвигнуть богатыря на измену. Мотив этот прямо перекликается с событиями, описываемыми в девятнадцатой главе «Левши», когда левша, несмотря ни на какие мытарства, стремится довести до сведения государя главное открытие, сделанное им в Англии. Примечательно, что рассказчик завершает повествование о мытарствах Левши и исключительной силе его патриотизма выразительным заключением:

“Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парат раскололся, и он одно только мог внятно выговорить:

Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью левша перекрестился и помер” (т. 7, с. 58).

Сюжетным аналогом мотива испытания патриотизма героя в былине является в «Левше» эпизод соблазнения героя англичанами и уговоров остаться в Англии, на которые левша отвечает столь же решительным отказом, как и Илья Муромец, храня патриотическое чувство:

“А англичане сказывают ему:

Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.

Но на это левша не согласился.

У меня, - говорит, - дома родители есть.

Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.

Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании” (т. 7, с. 50).

И вновь былинный пафос “обытовлён” при сохранении сюжетно-образной функции эпизода.

Любопытно, что мотив обильного питья сообщён и образу левши, причём первоначально он передаётся ему именно от Платова, который снабжает левшу перед отбытием в Англию “водкой-кисляркой” из собственных запасов и напутствует словами: “Не пей мало, не пей много, а пей средственно”. Следовательно, в этой “богатырской доблести” левша тягаться с Платовым не может и обречён на неуспех в состязании с английским “полшкипером”. Но зато у него преимущество в главных доблестях: патриотизме, храбрости, верности. Николай называет Платова “мужественным стариком”, туляки, успокаивая Платова и прося довериться им, предлагают ему гулять “себе по Дону” и заживлять “раны, которые приял за отечество”. Но в определённый момент храбрость и мужество оставляют Платова, а именно когда он прибывает в Петербург с подкованной блохой, не зная ещё, что сделали туляки: “Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный - ничего не забывал. Платов знал, что он непременно его о блохе спросит. И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил: вошёл во дворец со шкатулочкою да потихонечку её в зале за печкой и поставил” (т. 7, с. 42). Дискредитированным таким образом оказывается и патриотическое чувство Платова, проявлявшееся главным образом в его вере в превосходство всего нашего перед иностранным, так как он усомнился в том, что туляки превзошли англичан в своём искусстве, причём, что чрезвычайно важно, дискредитированным не для рассказчика, а в глазах читателей. Для рассказчика Платов остаётся объектом восхищения. Вот эта смысловая двойственность, эта, по определению Д.С. Лихачёва, “ложная этическая оценка” и послужила главной причиной недоразумений в отношении критики к произведению Лескова. Критики-современники не почувствовали “точку зрения автора” и приняли за неё точку зрения рассказчика.

Критические отзывы о «Левше» во время его появления сосредоточивались вокруг вопроса о выраженном в произведении отношении Лескова к народу. Ставший ещё в начале 60-х годов жертвой либерального террора, Лесков и на этот раз подвергся остракизму в радикальной прессе, которая увидела в «Левше» проявление славянофильской идеологии. Напротив, консервативная печать обнаружила в повести глумление над народом. Собственную точку зрения Лесков обнародовал в заметке «О русском левше (Литературное объяснение)»: “Моя небольшая книжечка «о тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов, из которых два убеждают меня в надобности сделать маленькое объяснение.

Говоря это, я разумею отзывы «Нового времени», которое нашло, что в моём рассказе народ несколько принижен, и отзыв «Голоса», которому кажется, что в этом рассказе народ очень польщён.

…Рецензент «Нового времени» замечает, что в левше я имел мысль вывести не одного человека, а что там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Я не стану оспаривать, что такая обобщающая мысль действительно не чужда моему вымыслу, но не могу принять без возражения укоры за желание принизить русский народ или польстить ему.

Ни того, ни другого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайне противоречивые заключения? Левша сметлив, переимчив, даже искусен, но «он расчёт силы не знает, потому что в науках не зашёлся и вместо четырёх правил сложения из арифметики всё бредёт ещё по псалтырю да по полусоннику. Он видит, как в Англии тому, кто трудится, - все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам всё-таки стремится к родине и всё хочет два слова сказать государю о том, что не так делается, как надо, но это левше не удаётся, потому что его на парат роняют». В этом всё дело.

Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши».

Во всяком случае я не имел такого намерения” (т. 7, с. 503–504).

Действительно, спор этот мог иметь смысл только при наивном отождествлении точки зрения рассказчика и точки зрения автора, то есть при игнорировании самого сказового построения произведения и выведении авторской позиции непосредственно из фабульных перипетий рассказа. Но дело в том, что точки зрения рассказчика и автора не просто не совпадают, а сама точка зрения повествователя становится предметом авторской рефлексии как форма проявления простонародного сознания. В данном случае мы имеем дело с художественным эффектом, который был отмечен Н.Г. Михайловой применительно к рассказу «Несмертельный Голован»: “Эта «лыгенда» о Головане, сложенная в народе, представляет собой как бы одну версию реально происходивших событий, один план художественного освоения определённого жизненного материала, выдержанный в фольклорно-поэтических традициях. Однако наряду с ним в рассказе существует и собственно авторское осознание и изображение личности и жизни героя и в частности Головановой праведности. Согласно авторскому взгляду, сила Голована не в чудесных предметах, о которых неизменно повествуется в ироническом тоне, а в его необычайной внутренней чистоте, в той «совершенной любви», которая одушевляла всю его жизнь” 10 . Это “собственно авторское осознание” проявляется в тех случаях и ситуациях, когда точка зрения и эмоционально-этическая реакция повествователя явно приходят в противоречие с эмоционально-этической реакцией читателя. Особенно наглядно это происходит именно в описании быстрой езды Платова, которая и умиляет, и восхищает рассказчика, но по замыслу автора явно должна вызвать негативные эмоции читателя. То же самое можно сказать и об эпизоде возвращения Платова в Петербург. Совершенно очевидно, что наивное восхищение “старого оружейника” поведением этого персонажа ни в коей мере не разделяет автор. Более того, храбрость и патриотизм Платова оказываются дискредитированными в глазах читателя, глядящего на события и поступки персонажей отнюдь не с простодушием оружейника, который об этом повествует, то есть имеет место то, о чём писал Б. Бухштаб: “Если говорить о рассказчике, ведущем повествование, его отношение к Платову действительно сходно с народно-поэтическим. Но это именно отношение рассказчика, а не автора. Здесь мы встречаемся с характерным приёмом лесковского сказа, состоящим в несовпадении оценок простодушного рассказчика и стоящего за ним автора. В данном случае не совпадают оценки Платова” 11 . То есть налицо художественный эффект, который Д.С. Лихачёв и назвал “ложной этической оценкой”. Увы, в данном случае “ложная этическая оценка” ввела в заблуждение критиков и читателей, затемнив для них подлинный смысл лесковского “баснословия”, в котором любящий свой народ, но объективный художник создал неприкрашенный образ человека из народа, восхищающегося и умиляющегося тем, что не может привести в умиление нормального человека. То есть Лесков изображает человека, носителя сознания, искалеченного веками рабства. Но особенность его изображения заключается ещё и в том, что носителем точно такого же рабского сознания оказывается и “мужественный старик” генерал Платов, трусливо прячущий шкатулку и по существу предающий и обрекающий на гибель левшу. Приговор Лескова был суров: в стране, где существует рабство, - рабы все.

Но художественная задача, которую решал писатель, была более сложной. В сущности, это было исследование того же феномена, который привлекал и Толстого в «Войне и мире» и что он сам сформулировал в одном из черновых набросков предисловия к роману: “Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, тот характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений” 12 . Итак, “сущность характера русского народа” - вот истинный предмет художественного исследования Лескова, причём проявляется эта сущность в «Левше» не непосредственно, но в своей “эпической” реакции на события далёкой и близкой истории. Стоит, наверное, заметить, что даже временные рамки обоих произведений близки: у Лескова 12-й год - фактически отправная точка, начало повествования, у Толстого - кульминация; у Толстого 50-е годы - гипотетический финал, у Лескова - подлинный. Так у двух разных художников обнаруживается общность подхода к изучению исторической судьбы России и сходство художественных интересов.

Примечания

Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 7. С. 499. (В дальнейшем все цитаты приводятся по этому изданию с указанием непосредственно в тексте тома и страницы.)

Лесков А. Н.С. Лесков и народная культура. С. 261.

В статье «“Ложная этическая оценка” у Н.С. Лескова» Лихачёв писал: “Одна из особенностей реализма заключалась в том, что читателю самому предлагалось приходить к тому или иному заключению или к той или иной оценке изображаемого. С этой целью автор очень часто маскировался рассказчиком, который обычно избирается из людей простоватых, как бы не понимающих значения рассказываемого. Читатель домысливал за рассказчика” (Лихачёв Д.С. Литература-реальность-литература. Л., 1984. С. 131).

Михайлова Н.Г. Указ. соч. С. 51.

Бухштаб Б.Я. Об источниках «Левши» Лескова // Бухштаб Б.Я. Литературоведческие расследования. М., 1982. С. 88.

Цит. по: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. С. 50.

«ЛИТЕРАТУРА», 2004, № 1

Пошел к черту, плезирная трубка, не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, - тебе же и достанется.

Мартын-Сольский подумал: "И вправду отопрется", - так и молчал.

А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Теперь все это уже "дела минувших дней": и "преданья старины", хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.

Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.

Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою".

В. М. ГАРШИН
ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО

В один прекрасный июньский день, - а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, - в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком. Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары. О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: "какой ска-ан-да-ал!!"

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ. То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи.

Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.

По-моему, - говорил навозный жук, - порядочное животное прежде всего должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения. Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не будет в ответе. Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни без отдыха катает такой тяжелый шар - шар, мною же столь искусно созданный из навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым сердцем мог бы сказать: "да, я сделал все, что мог и должен был сделать", как скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

Поди ты, братец, с своим трудом! - сказал муравей, притащивший во время речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер пот со своего измученного лица. - И я ведь тружусь, и побольше твоего. Но ты работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы… попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. - Никто за это и спасибо не скажет. Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем красна наша жизнь? Судьба!..

Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите на жизнь, - возразил им кузнечик. - Нет, жук, я люблю-таки потрещать и попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, "что есть мир?", а вы говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо. Мир - мир, по-моему, очень хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты. И с нее-то вижу, что миру нет конца.

Верно, - глубокомысленно подтвердил гнедой. - Но всем вам все-таки не увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете понять, что такое верста… За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я каждый день езжу с бочкой за водой. Но там меня никогда не кормят. А с другой стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но сено там плохое. А вот в Николаеве, - это такой город, двадцать восемь верст отсюда, - так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас кнутом… А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже… Да только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну да все-таки значительная часть.

И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь за ними, - сказала улитка. - Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я четыре дня ползу, а он все еще не кончается. А за этим лопухом есть еще лопух, а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не нужно - все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь. Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них голова болит и больше ничего.

Нет, позвольте, отчего же? - перебил кузнечик, - потрещать очень приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое. Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница…

Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! - жалобно воскликнула гусеница: - я делаю это для будущей жизни, только для будущей жизни.

Для какой там еще будущей жизни? - спросил гнедой.

Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными крыльями?

Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего путного о будущей жизни.

К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, - затрещал, наконец, кузнечик. - Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? - обратился он к мухам, и старшая из них ответила:

Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат; барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже довольно пожила на свете. А мы довольны.

Господа, - сказала ящерица, - я думаю, что все вы совершенно правы! Но с другой стороны…

Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее. Одни мухи улетели обсасывать свою мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным хвостом. Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку и ехать за водой, причем приговаривал: "ну, иди ты, хвостяка!", на что гнедой ответил только шептаньем.

А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:

Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

И она была совершенно права.