Егорова Н. В.

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11

Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11

Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13
Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17

Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17

Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25

Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31

Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина

«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33
Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39

Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39

Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса

русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42

Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45

Урок 10 . Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48

Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51

Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55

Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58

Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60
Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62

Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62

Вариант урока 13 . Претворение евангельского сюжета

в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64
Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66

Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69

Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75

Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81

Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88

Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97

Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98

Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100

Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104

Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110

Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117

Уроки 24-25 . Сочинение …………………………………………………………………………….......122

Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123

Вариант уроков 24-25 (I I ). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129
Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138

Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138

Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142

Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145

Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152

Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153

Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154

Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155
Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156

Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)

и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156
Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162

Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162

Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164

Урок 37 . «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171

Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175

Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178

Вариант уроков 38-39 ……………………………………………………………………………………182
Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189

Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189

Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194
Творчество С. А. Есенина ……………………………………………………………………………….198

Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198

Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202

Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207

Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210
Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215

Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215

Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227

Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232

Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234

Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239
Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240

Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240

Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244
Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246

Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249

Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»

и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251
Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254

Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254

Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259

Уроки 60-61. Сочинение по произведениям

Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261

Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262
Приложение ……………………………………………………………………………………………….262

Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262

Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263

Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265

Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265

Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266

Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267

Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268

Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269

Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270

Ответы………………………………………………………………………………………………………274

Литература………………………………………………………………………………………………… 275

Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками :

Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.

Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

Примерная программа
Программные материалы
Литература начала ХХ века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).
Проза начала ХХ века

Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи » (по выбору учащихся), повести: «Деревня » или «Суходол ». Стихотворения, например: «Крещенская ночь », «Собака », «Одиночество », «Последний шмель », «Песня », «Ночь ». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня ». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско ». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.

Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», « Allez !» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок» , рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся », богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).

Аркадий Тимофеевич Аверченко (2 ч.). Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон » в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона ». Резкое изменение тональности рассказов Аверченко после революции. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко (годы эмиграции). Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко.
Серебряный век русской литературы

Символизм (2 ч.). «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов (3 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Энциклопедическая образованность. Рационализм, отточенность образов и стиля. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Переводческая деятельность Брюсова.

Константин Дмитриевич Бальмонт (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник ». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица») .

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург » (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (1 ч.). Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев (2 ч.). Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции.

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

Россия рубежа ХIХ-ХХ веков.
Историко-культурная ситуация
Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. с историческими процессами в стране и в мире.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока
I. Вводная беседа
Задание: записать основные положения лекции.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот ру-беж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века?
(Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 гг., Первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.)

Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты, программы пере-стройки: сверху средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Сто-лыпин), и «снизу», путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учрежде-ние думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор.).

Содержание
Программные материалы 4
Общая характеристика эпохи 11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация 11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков 13
Творчество И. А. Бунина 17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества 17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». 20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви 31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина «Грамматика любви», «Солнечный удар» 33
Творчество А. И. Куприна 39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». 42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» 45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» 51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» 60
Творчество А. Т. Аверченко 62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко 62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 64
Поэзия Серебряного века 66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» 66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» 69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) 75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) 81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) 88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) 97
Урок 19. Акмеизм 98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) 100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) 104
Урок 22. Футуризм 110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) 117
Уроки 24-25. Сочинение 122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века 123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века 129
Творчество М. Горького 138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького 138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. 142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» 145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» 147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» 150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» 152
Вариант изучения романа «Мать» 153
Урок 1. Образ Павла Власова 153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» 154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького 155
Творчество М. Горького и А. А. Блока 156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли») и А. Блока («Интеллигенция и революция») 156
Творчество А. А. Блока 162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока 162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915) 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) 178
Вариант уроков 38-39 182
Новокрестьянские поэты 189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. 189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор) 194
Творчество С. А. Есенина 198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт 198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина 202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» 207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек» 210
Творчество В. В. Маяковского 215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930) 215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» 227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция 232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» 234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского 239
Творчество А. А. Фадеева 240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции 240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» 242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром» 244
Творчество Е. И. Замятина 246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» 246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») 249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы» и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 251
Творчество А. П. Платонова 254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» 254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». 258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован» 259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова 261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова 262
Приложение 262
Тест по урокам 1-2 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 262
Тест по творчеству А. Белого 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева 264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой 265
Тест по произведениям С. А. Есенина 265
Тест по произведениям В. В. Маяковского 266
Тест по творчеству М. Горького 267
Тест по произведениям А. А. Блока 268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века 269
Карточки для проведения контрольной работы 270
Ответы 274
Литература.