Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего - какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.

По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .


- Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?

34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.

- Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?

В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домойпонравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда,много и разное.

Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессиябиблиотекаря разноплановая и творческая.

- Какая книга оказала на вассамое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?

Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».

Если говорить о книге, впечатление о которой я пронеслачерез всю жизнь,то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

- Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?

Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.

Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только еслиу вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволитьсебепокупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине - и это не единственный случай.

- Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?

На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.

Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?

- Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

Нет. Электронные книги - новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.

Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная - своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг - это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

- Что вам кажется, будет с бумажной книгойлет через 20?

Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.

Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные - бумажные.

И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.

- Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

Библиотека превращаетсяв многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,удовлетворением и реализациейсвоих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальнымдосугом и информацией!

В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.

- Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями

Образ современной библиотеки - это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество - удивлять, вызывать интерес, любопытство - становится основным мотивом нашей деятельности.

Приметой последнего времени стало использование нетипичных для насформатов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.

- В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.

Библиотека стремится позиционировать себя в городскомпространстве с помощью самых различных проектов. Один из известных культурно-просветительских проектов библиотеки - фестиваль книги и чтения«Челябинск Читающий», который проходит в нашем городе уже 9 лет, при активном участии областных библиотек, челябинского отделения Союза писателей,книгоиздателей и партнеров библиотек.Большой интерес у молодежи летом 2014 года вызвал проект «Мобильная библиотека» на Кировке, реализованный совместно с МТС при поддержке Управления культуры администрации города Челябинска. Более 3-х лет мы реализуем популярный социальный проект«Мир новых возможностей» по обучениюлюдей старшего поколения компьютерной грамотности.

В преддверии 2015 Года литературы планируем еще несколько тематических проектов. Один из них начали совсем недавно. Проект называется «Вернем поэзию в библиотеки» - по продвижению книг и творчества поэтов уральской поэтической школы совместно с издательством М. Волковой.

Что касается клубов, количество любительскихклубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка - это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.

Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч.в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина - 13.

Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.

- Как вы видите будущее библиотеки?

Библиотека будущего -это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотекиэто место, где человеку приятно находиться, местодля самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство - это своего родауникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа-продукты.

Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.

Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.

- В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?

Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.

- И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?

С большим уважением отношусь к своему коллективу. Это профессионалы своего дела, большинство из которых не один год работает в библиотеке.Моя задача - создать условия для их деятельности. Сегодня очень важно завершить ремонт основного здания, начать работу по приведению в порядок помещения отдела иностранной литературы.Кроме того, депозитарий находится в аварийном здании. Как видите, проблем много, и многие из них смог бы решить второй корпус, строительство которого нам пообещалГубернатор Челябинской области Б.А.Дубровский в августе этого года.

- Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанныес давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чемже, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?

Хотим мы или не хотим, библиотеки относятся к сфере обслуживания. Главная библиотечная услуга - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Но сегодня мы оказываем не только информационные, но и образовательные, культурные и досуговые услуги. Хотя для библиотеки, прежде всего, важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры.

- Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?

Библиотека - одно из общедоступных учреждений культуры.Большинство услуг,которые мы оказываем - бесплатны. Сегодня вход в наш выставочный зал открыт для всех, кто хочет увидеть экспозицию. Каждый желающий может свободно прийти навстречу, презентацию. У людей должна быть возможность не только выбора, но и возможность этим выбором воспользоваться. Но оставаясь доступной, библиотека все- таки должна определенные средства зарабатывать сама.

- Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.

Наша библиотека сегодня - крупный информационный, образовательный центр. «Выставочный зал Публички» -один из интересных проектов, привлекающих внимание посетителей библиотеки. Темы выставок разнообразны. В июле мы открыли первую выставку «Право на образование». Это была выставка работ-победителейМеждународного конкурса плакатов, участникам которого стали художники из 80 стран мира. Выставку «Мысли на ночь глядя» мы посвятили дню рождения Челябинска. Этоарт-проект подготовил замечательный художник, фотограф Владимир Витлиф.Большое внимание посетителей библиотеки привлекла историко-документальная выставка«Атомный проект СССР». В общей сложностиее посетили около 1500 человек. А сейчас мы готовим новый проект Рождественскую народную выставку

- Недавно начальник столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в библиотеки никто не записывается, потому что они не нужны - есть интернет и книжные магазины. Это правда?

Для меня лучший аргумент - это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.

- Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?

Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.

- Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?

Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнениюи содержанию книжнойпродукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание.Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

- Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.

Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению,Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.

- Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?

Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы - все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.

- Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?

В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный - алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.

- Как вы можете описать современных читателей, их запросы?

Все наши читатели - разные, но все они очень интересные, активные, любознательные. Каждый из них приходит в библиотеку с определенной целью. Один - чтобы просто написать курсовую работу, второй - чтобы готовить себя к дипломной работе, кто-то приходит посмотреть выставку, кто-то - пообщаться. Мы говорим с каждым из наших читателей в разных форматах, в зависимости от их запросов. Глядя на них, мы сверяем свой шаг. Мы понимаем, что для читателя важно, сколько времени он затратит на поиск книги - значит, мы работаем над этим, для него важно, какую книгу он получит - мы работаем над пополнением фондов, мы создаем комфортную среду, чтобы читателям было приятно у нас находиться.

- Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.

Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.

Обсуждая будущее библиотек, нельзя забывать об их главном «контенте» - книгах. Чтобы выяснить, будет ли существовать в XXI веке книга, и что станет с культурой чтения, мы обратились к профессионалу в области книжного производства - директору издательства «Взгляд» Евгению Владимировичу Дрибинскому.


- В девяностые был популярен лозунг «россияне - самая читающая в мире нация». Соответствует ли это истине?

У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.

- И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.

Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.

- Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг - формировать читательский вкус?

Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки - с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете - во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?

С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.

- Сейчас много говорят о том, что существование библиотек становится неактуальным - все теперь можно скачать в ридер, планшет и на компьютер. Нужны ли сейчас библиотеки?

Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.

С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.

- Какой же должна быть библиотека в современных условиях?

На мой взгляд, путь выживания библиотеки - это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм - пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.

Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.

- Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?

Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.

Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге - это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.

О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.

Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».

Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке - это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».

Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке - это сервисы для уточнения запроса - удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».

История библиотек превышает 4 тысячи лет. На протяжении всего этого времени они оставались главным инструментом сохранения и передачи информации. Достаточно вспомнить знаменитый роман «Имя розы», в котором книга определяет судьбу героев, а в широком понимании – всего западного общества.

В последние годы XX века значение библиотек в жизни человека изменилось: телевидение, а затем Интернет претендовали на роль основного источника информации. Между тем как библиотекам предлагалось стать чем-то вроде музеев устаревших способов передачи данных, хранилищем книг, микрофильмов, аудиозаписей на аналоговых носителях.


К счастью, библиотеки начали активно осваивать возможности ИТ, чтобы на равных вступить в борьбу за читателя, зрителя и слушателя. Многие крупные библиотеки, такие как знаменитая British Library, непрерывно ведут работу по оцифровке и публикации своих архивов в Интернете.

В России с 2009 года работает «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», которая изначально формировалась на основе цифровых копий печатных изданий и была построена на платформе Microsoft .

Еще один хороший пример – ЦГПБ им. В.В. Маяковского, где уже много лет ведется работа по внедрению современных технологий, одним из результатов которой стало создание сети, объединяющей фонды 197 библиотек города. Сеть построена на базе общей ИТ-инфраструктуры, которую могут использовать как читатели, так и сотрудники библиотек-участников. Технологическим фундаментом сети стали собственные решения в области каталогизации и оцифровки архивов, электронных читательских билетов, веб-сервисов, доступных на сайте , а также продукты Microsoft, такие как SharePoint, Azure и Office 365.

Мы попросили ИТ-супервайзера ЦГПБ им. В.В. Маяковского Антона Жандарова рассказать об этом инновационном проекте.

– Как возникла идея внедрения? Почему реализовать его смогли именно вы?

– На самом деле многие крупные библиотеки начали создавать цифровые базы данных и автоматизировать некоторые процессы еще в конце 80-х годов. Так что формально наш проект не является чем-то принципиально новым или уникальным. Его главное отличие – актуальность и масштабируемость. И в определенной степени это – результат нашего партнерства с Microsoft. Внедрение современных технологий позволило продолжить развитие и использовать существующие наработки максимально эффективно.


– Почему вы выбрали облако Microsoft Azure в качестве одного из инструментов?

– По мере роста базы данных и объема информации, генерируемого нашими веб-сервисами, мы поняли, что использовать собственные серверные мощности для всех задач будет слишком дорого и неэффективно. Поэтому сначала мы перенесли большую часть нагрузок в наш виртуальный хостинг. А чуть позже поняли, что еще более выгодным будет размещение в облаке. Помимо прочего – это очень удобно с учетом удаленности друг от друга различных библиотек, входящих в сеть. К тому же большая часть баз данных, с которыми мы работаем, была создана давно и поэтому требовательна к ресурсам. Возможности облачных технологий Microsoft позволяют работать с ней более эффективно. Также инструменты Microsoft помогают нам централизовать и унифицировать все базы данных, с которыми мы работаем. Это, в частности, упростит доступ к базе данных и поиск цифровых изданий, которые принадлежат всем библиотекам – участникам сети. На сегодняшний день проблема сквозного доступа еще существует: в ряде случаев пользователю приходится сначала авторизоваться на сайте, а потом искать необходимую информацию в выбранной библиотеке. Мы надеемся унифицировать поисковую индексацию с помощью ПО Microsoft.

– Какие новые возможности вы предоставляете читателю с помощью технологий?

– В стенах библиотеки читатели получают доступ к нашим фондам и подписным фондам, с владельцами которых мы сотрудничаем. При этом они могут использовать собственные устройства (смартфоны, планшеты, ноутбуки) или оборудование на рабочих местах, специально созданных в библиотеке. Кроме того, мы продолжаем развивать наши сервисы, которые предоставляют читателям удаленный доступ к тем или иным ресурсам. Здесь большой проблемой является договоренность с владельцами баз. Доступ к их данным в библиотеке и из дома или другого места регламентируется по-разному. Но мы рассчитываем решить эту задачу уже в самом скором времени. Скорее всего, с помощью временных ссылок, ассоциируемых с аккаунтом пользователя (в нашем случае – электронным читательским билетом).


– Какие результаты внедрения видят сотрудники библиотеки? Какие изменения произошли в их повседневной работе?

– За последние несколько лет спектр наших услуг вырос в несколько раз. При этом количество сотрудников не увеличилось. Отсюда можно сделать простой вывод: внедрение позволило ощутимо повысить производительность труда. Типовые задачи выполняются быстрее за счет использования единой базы данных, а также интернет-сервисов библиотеки. Оформление читателей, выдача книг, предоставление доступа к услугам внутри библиотеки – все это не требует ощутимых затрат времени.

Разумеется, нам пришлось провести обучение – многие из технологий были незнакомы для работников, но они быстро их освоили. Впрочем, это не касается отдела автоматизации – сюда мы стараемся привлекать специалистов, обладающих знаниями в области ИТ.

Сегодня ЦГПБ им. В.В. Маяковского стала чем-то вроде ИТ-аутсорсера для остальных библиотек, сети. Поэтому мы стараемся централизовать работу ИТ-подразделений и использовать облачные технологии с максимальной отдачей. Наверное, здесь возможна аналогия с системными администраторами в небольших компаниях, типовые задачи которых можно автоматизировать за счет использования облачных сервисов.

– Сколько библиотек будет участвовать в проекте?

– Мы надеемся, что к нам присоединятся все библиотеки города, а впоследствии и области – работа по их вовлечению уже ведется.

Load third party embed

– В результате этот проект станет, вероятно, одним из самых масштабных в России. А раз так – позвольте задать вам несколько провокационный вопрос: Зачем все это? Вы хотите конкурировать с Интернетом в области доступа к данным?

– Согласитесь, не все данные, доступные в сетевых библиотечных ресурсах, заслуживают доверия. Если для читателей развлекательной литературы это несущественно, то для научной работы, образования, исследований такие библиотеки просто не подходят. К тому же в них, как правило, очень слабо представлена «серьезная» профессиональная литература.

А потребность такого рода есть, и она растет с каждым годом: молодые ученые, активно использующие технологии в своей работе, как никогда заинтересованы в быстром удаленном доступе к научным данным и возможности качественного поиска информации на том уровне, который может гарантировать только система профессиональных библиотечных каталогов.

С другой стороны, каждая библиотека с историей, а таких в Санкт-Петербурге много, обладает уникальными фондами, которые также представляют значительный научный интерес. Для того чтобы работать с ними исследователи из других городов приезжают в эти библиотеки. В наших планах есть предоставление удобного удаленного доступа к подобной информации.

Также мы используем дорогостоящие подписные базы авторитетных организаций и институтов, которые исключительно интересны профессионалам – такой услуги нет ни у одной из «свободных» библиотек в Интернете. Собственно, в этом и заключалась изначальная задача библиотеки: предоставить человеку доступ к информации, которую он не может приобрести себе в личное пользование.

Все это в целом – части единой общей концепции развития библиотеки и ее роли в жизни общества. Действительно, мы планируем конкурировать за внимание пользователя с существующими ресурсами, предлагающими электронные книги, но это только часть нашей работы.

Доступ к уникальным историческим архивным материалам, а также данным, представленным в иных форматах - вплоть до голограмм и дополненной реальности!

Например, мы планируем предоставлять качественный доступ к уникальным историческим архивным материалам, а также создавать собственные центры доступа к данным, представленным в иных форматах – вплоть до виртуальной среды, голограмм и дополненной реальности. Для этой последней задачи мы сейчас присматриваемся к Microsoft HoloLens.

Одним из первых таких центров станет центр работы с данными на иностранных языках, который скоро будет открыт в историческом здании библиотеки на Охте. Сейчас мы общаемся с крупными зарубежными учебными заведениями, такими как Массачусетский технологический институт, на тему проведения интерактивных лекций. Кроме того, в центре будут специально оборудованные помещения как для индивидуальных занятий, так и для общих лекций. Там же будет размещена виртуальная площадка с инструментами для взаимодействия с данными, представленными в виртуальной среде.

В результате мы сконцентрируем в одном месте уникальные и исключительно востребованные возможности для образования и научных исследований, большая часть которых будет предоставляться на бесплатной основе.

МОУ УСТЬ – ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Проект: «Библиотека будущего!».

Александрова ЛарисаВикторовна

  1. ученица девятого класса МОУ

Усть-Ламенской средней школы.

2010– 2011 учебный год

Библиотека будущего!

1. Цель: Создать школьную библиотеку, отвечающую современным требованиям школьного и санитарного стандарта.

2. Задачи:

  1. Оборудовать уютную, красивую библиотеку.
  2. Привлечь читателя в библиотеку.
  3. Привить интерес к чтению.
  4. Повысить успеваемость в школе и роль самообразования.

3. Действия:

Я бы для библиотеки отвела две комнаты. В одной – поставила шкафы со стеллажами. В них расположила книги по алфавиту и по темам. По средине поставила стол с компьютером. Здесь библиотекарь будет фиксировать поступление книг, вести учет книг, отслеживать спрос читателя. Для уюта на подоконниках расположить комнатные растения, на окнах жалюзи постельных тонов. Схема первой комнаты.

№1. Шкафы со стеллажами для книг.

№2. Окна с жалюзи.

№3. Стол компьютерный с компьютером для библиотекаря.

№4 – Офисный стул.

В другой комнате поместила бы небольшие столики. Один ряд: компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами, рядом офисные стулья для работы. Другой ряд: школьные столы с настольными лампами, рядом удобные стулья для работы. В читальном зале дети будут читать книги, искать информацию, работать по оформлению проектов и рефератов. Школьники смогут общаться, искать нужную информацию через интернет. В этой комнате будет стоять столик с видеодвойкой и карооке. Здесь можно слушать и смотреть художественные и документальные фильмы по произведениям русских и зарубежных авторов, а так же проводить коллективные творческие дела: часы чтения, дискуссии, викторины, игры и так далее.

Схема второй комнаты.

№ 1 – компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами для учащихся, рядом офисные стулья.

№ 2 – окна с жалюзи.

№ 3 – компьютерный стол с компьютером и настольной лампой для библиотекаря.

№ 4 –офисный стул.

№ 5 – школьные столы с настольными лампами и со стульями для учащихся.

5. Оборудование:

Компьютерные столы с компьютерами, настольные лампы, офисные стулья, жалюзи, школьные столы, стулья, шкафы со стеллажами для книг, цветочные горшки, комнатные растения.

  1. Финансовое обоснование:

Материал.

Цена.

Количество.

Всего:

Шкафы со стеллажами

2.000 руб.

40.000 руб.

Компьютерные столы

1.300 руб.

14.300 руб.

Компьютерные

стулья

500 руб.

6.000 руб.

Простые стулья.

200 руб.

2.200 руб.

Школьные столы

1.000 руб.

10.000 руб.

Видеодвойка.

15.000 руб.

15.000 руб.

Музыкальный центр.

10.500 руб.

10.500 руб.

Компьютер.

24.000 руб.

264.000 руб.

Настольная лампа.

300 руб.

6.300 руб.

Жалюзи постельных тонов.

700 руб.

8.400 руб.

Цветочные горшки

45 руб.

545 руб.

Итого: 377.245 руб.

7. Необходимая помощь.

Нужны спонсоры, которые помогут приобрести оборудование для реализации проекта: «Библиотека будущего».

8. Результат: Я думаю, что школьники смогут после уроков с пользой провести время в школьной библиотеке:

  1. отдохнуть,
  2. почитать,
  3. если не поняли материал, то дополнительно изучить;
  4. если материал, изученный на уроке, заинтересовал школьника, то поработать в ИНТЕРНЕТЕ;
  5. приготовить домашние задания по предметам: рефераты, проекты и другие.

9. Вывод: В результате реализации проекта «Библиотека будущего» успеваемость и качество образования повысятся, станет больше детей, само реализующихся через раскрытие своих способностей и одаренности.

Если хочешь ты получить «пять»

Приходи в «Библиотеку – будущего» опять.

Здесь ты сможешь с пользой отдохнуть,

Реферат или проект создать.

К вашим услугам современные ТСО

Музыкальный центр, INTERNET и видео!

В настоящий момент уже более 5 лет, я работаю штатным сотрудником по удаленной схеме. В этой статье я расскажу о том, как я пришел к такой работе, какие есть плюсы и минусы, и что я планирую с этим всем делать.

Начинал я свою карьеру в IT с работы в 1С-франчайзи, где получал средние деньги для моего небольшого городка, потом меня потянуло на что-то более «трушное», я стал учить Python/Java. Это позволило мне создать несколько проектов, которые по сей день приносят мне среднюю зп для моего города, но круто выстрелить не получилось. Яиц и денег для открытия чего-то более серьезного и рискованного у меня не нашлось, поэтому я стал искать другую работу. Как оказалось, в городе ничего не было (да и сейчас нет), поэтому стал рассматривать варианты переезда в другой город, заодно читал разные книжки. Так в знаменитой книге «Remote. Офис не обязателен», я узнал о возможности работать на удаленке, после чего и начал поиск. Спустя 2 месяца, посылая каждый день по 30 заявок в разные компании, я нашел работу тестера на удаленку, потом дорос до QA-Automation, а потом перешел уже в отдел разработки, где и нахожусь по настоящий момент.

Организация удаленки

1) Я полностью оформлен, как штатный сотрудник. Фактически мое рабочее место числится, как город Москва. Документы отсылаю по почте, а раз в год на общей встрече в Москве подписываю все второстепенные бумаги.
  • Единственный минус такой схемы – это боязнь банков. Типа, почему ты хочешь взять кредит тут, если ты работаешь в Москве. Где работал, там и получай. Но как говорят мои коллеги, мой случай исключение.
2) Рабочее место, все оборудование, IDEA и прочее – за мой счет. Я гарантирую работодателю, что самостоятельно обеспечиваю работоспособность оборудования. Максимальный срок отсутствия по техническим причинам – 2 часа. На это в общем-то забивают все, но когда шло строительство соседнего дома и частенько падал нет, мне приходилось держать дома сразу кабели двух провайдеров.

3) Нет никакой «дрочки» со снимками экрана, веб-камер и прочее. Просто должен списать в день 7 часов на задачи. Раз в неделю, тим-лид проверяет адекватность твоих списаний. Насчет этого особых конфликтов за 5 лет не было.

4) Стандартные митинги, созвоны через zoom, slack для корпоративного общения, инструменты поставки Jira и другие. По общему ощущению, так получается в разы проще, чем ходить по офису и искать нужного тебе человека. Написал, позвонил – он ответил, пошарил экран, показал код, и все отлично.

5) Зп падает на карточку, страховку присылают по почте, отпуска справки и прочее – через бухгалтеров и менеджеров. Пару раз за год собирается на корпоративный выезд (фактически оплачиваемый отпуск на неделю).

6) Бонусы, плюшки, корпоративный английский и прочее – все как у людей, отчетность по чекам в бухгалтерии.

Как вывод: в плане продуктивности и организации работы, вообще нет никакой разницы, сидишь ты дома, или ездишь в офис.

Плюс удаленки для фирмы

Практика показывает, что разработчики из Москвы, Питера, Новосибирска достаточно дорогое удовольствие, которое при этом достаточно мобильно. Т.е. если ты сегодня наймешь человека на адекватную зп, через 6-12 месяцев, человек может уйти по вполне адекватным причинам:
  • Выше зп
  • Ближе к дому
  • Более комфортный офис
  • Наличие друзей в этой фирме
  • И прочее
Это все добавляет текучку, что достаточно негативно сказывается на сроках разработки. Плюс приходится сильно тратиться на все, что связано с Hr.

При этом если мы берем города по типу: Нижний Новгород, Самара, Крым, Краснодар, Саратов, Белгород и прочее, то можно найти достаточно большое число компетентных разработчиков, которые будут рады работать зп Москвая минус 10-20%. Это будет в разы больше, чем они получают на месте, и немного дешевле для фирмы.

Плюс ментальность людей. Если разработчик достаточно высокого уровня не уехал «покорять Москву или Долину», то вполне вероятно, что он не особо любит перемены, его устраивает спокойная, размеренная жизнь. Поэтому, предлагая хорошую зп и отсутствие гемора, такой человек остается с нами. Так у нас практически 2/3 команды работают больше 5 лет, а все обязанности Hr – делает одна девочка.

Вопрос уровня дохода

На текущем месте я получаю примерно 3 зарплаты, которые мне бы предложили в областном центре. Сюда добавляем доход от моих собственных проектов, и получается, что я живу небедно по местным меркам.

Учитывая то, что это не фриланс, у меня нет никаких проблем с налогами, медицинским обеспечением и прочее. Это достаточно хорошее условие, если вы имеете подвижную психику и сильно переживаете, когда нет заказов, заказчик кидает на деньги и прочее.

Работая из дома, я примерно экономлю 20% своей зп, которую бы потратил на дорогу на работу, столовую на работе, какие-то спонтанные покупки по дороге домой, одежду, бензин и прочее. Т.е. например, у меня джинсам и кедам 4 года, и они вполне хорошо себя чувствуют. Просто они не изнашиваются. Правда иногда возникает ситуация, что нужно куда-то сходить в более менее деловом виде, а у меня этого нет.

Что стало хуже – это повысились коммунальные платежи, плюс меняю компьютерное кресло + мышку, клавиатуру раз в год.

Вопрос профессионального роста

Что касается личного роста, то современные технологии позволяют организовать «совет опытных коллег» по удаленке. Тут каких-то проблем нет, лишь бы было собственное желание задавать вопросы.

Что касается карьерного роста, то тут сложнее. Рост в одной компании имеет предел, а удаленка прямо с реальными крутыми проектами – большая редкость. Чаще всего крутые тим-лидовые должности находятся в Москве, и там уже набирают людей в офис. Т.е. пока удаленка больше, для рядовых разработчиков.

Вопрос эмоциональной составляющей

1) Отношения и девушки. Желательно уходить на удаленку, когда у вас уже есть спутница, либо есть хороший вариант. Во-первых, в одного сидеть дома – можно съехать с катушек. Во-вторых, когда ты ходишь в офис, ты всегда готов куда-то пойти, выйти прогуляться, рассказать какие-то истории и прочее, а когда работаешь из дома, то и желание пропадает, одежды приличной на готове нет, да и вообще становишься более замкнутым.

2) Кошки и прочие домашние питомцы. У меня дома живет кот и кошки, которые мне помогают справляться с напряжением. Время от времени с ними играюсь, во-вторых, часто при программировании я им объясняю, как работает мой код. На удивление, помогает быстрее вникать в суть задачи. У моих коллег с удаленки, также практически у всех живут питомцы.

3) Комфорт работы из дома. Часть моих коллег делает себе «гнездо» на балконе, чтобы жена и дети их сильно не дергали. Кто-то арендует себе какой-то спейс. Кто-то ходит работать к соседям, кто-то работает от родителей. Вариантов много, все имеют свои минусы. Одно можно сказать точно, 100% избавиться от помех не получится. К этому нужно быть готовым.

4) Чувство «вечной работы». Когда работаешь из дома, есть ощущение, что твой дом и есть работа. Это может напрягать. В моем случае, психовать стал не я, а моя жена, которая стала жаловаться, что у нас дома все время жужжит компьютер. Решал вопрос переносом рабочего места на кухню, плюс покупки тихого компьютера. Но все равно, время от времени идут небольшие ссоры, особенно если приходиться работать ночью.

5) Не для живчиков. Были в команде люде, которая любят пообщаться на различные темы, «пошутить в курилке», пофлиртовать с девочками с других отделов и прочее. На удаленке они работать не могли, просто в какой-то момент у них падала продуктивность, появлялась какая-то депрессия и люди уходили.

6) Дополнительный стабилизатор. При общении с коллегами стало понятно, что многие не могут работать все время, поэтому кто-то прогуливается с помощью гуглы карты по Ньй-Йорку, кто-то играет на акциях, кто-то смотрим стримы игр, либо сериалы. Продуктивности это не мешает, но зато расслабляет.

Как вывод

Удаленная работа – это хороший способ получать хорошую зп, если вы не хотите ехать покорять Москву или долину. В ней много минусов, больше всего в эмоциональном плане, но зато получаются достаточно комфортные условия работы.

Я убеждена, что удалённая работа — это будущее нашей планеты. Не в единичных проявлениях, как это происходит сейчас, а в масштабах всего населения Земли. Сегодня технологии развиваются с бешеной скоростью, и порою всем нам кажется, что мы — герои какой-то футуристической книги.

Технологический прогресс ошеломляет, поражает, вдохновляет и пугает одновременно. Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью: ещё никогда у человека не было столько возможностей в любой жизненной сфере. Особенно это касается работы — основной составляющей жизни человека. В этой статье я хочу детально рассмотреть меняющий сознание феномен XXI-го века — возможность удалённой работы.

Что такое удалённая работа

Казалось бы, всем понятно, что удалённая работа — это когда сотрудник не привязан к своему рабочему месту, и выполняет свою профессиональную функцию «дистанционно». Возможность работать удалённо появилась с развитием интернета, когда участники интеллектуального рынка труда осознали, что передавать результаты работы и получать новые задачи можно с помощью компьютера и глобальной сети, без необходимости сидеть за конкретным столом в конкретном офисе.

Концепцию удалённой работы разработал американец Джек Ниллес. В 1972-м году он высказал идею, что не обязательно держать работников в офисе, так как современные средства связи позволяют поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии. Власти проявили интерес к развитию идеи удалённой работы, увидев в ней решение транспортных проблем, остро стоявших в городах. Новая организация труда могла позволить решить эти вопросы, а заодно обеспечить работой население удалённых сельских районов.

Тем не менее, во многих случаях на людей, работающих удалённо до сих пор смотрят с прищуром, отождествляя их с чём угодно, но только с не честным трудом. Большинство людей, совершенно не понимает словосочетания «удалённая работа», не смотря на то, что это же самое большинство ежедневно пользуется всеми благами интернета.

Поверьте, я знаю это не понаслышке. У нас через день спрашивают: «А как это вы работаете удалённо? У вас свой бизнес? Чем вы занимаетесь? Как именно вы зарабатываете?» Кажется, у людей сложилось впечатление, что удалённая работа — для каких-то избранных. Это не так! Удалённая работа — это не бизнес, не халтура и не обман. Просто люди делятся на два типа: те, для кого интернет — это развлечение, а иногда и убийца времени, и тех, для кого интернет — это море возможностей и инструмент для заработка.

Удалённая работа - это обычная работа с трудовым договором, графиком, выходными, оплачиваемым отпуском, начальниками и подчинёнными, рабочими буднями, стрессами и дедлайнами. Всё как на классической работе в офисе, только вне офиса.

Чем удалённая работа отличается от фриланса

Я заметила, что многие путают удалённую работу и фриланс. Никиту часто называют фрилансером, хотя он таковым не является. На самом деле удалённая работа и фриланс имеют только одну общую черту — интернет как способ связи. Всё.

Слово «фрилансер» дословно переводится с английского freelancer , как «свободный работник». Это значит, что фрилансер не связан ни с какой компанией, он работает на разные компании, разных клиентов, и ищет их самостоятельно. Возможно фрилансер зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, у него есть свой сайт, где он описывает свои услуги, или слава о нём ходит по интернету, и клиенты сами его находят. Возможно он активный участник таких специализированных сайтов, как fl.ru или freelance.ru , где заказчики и исполнители любой услуги находят друг друга.

Фрилансер находится в свободном полёте , у него нет графика, начальника, команды и чаще всего нет постоянной работы. Есть разные проекты - один-пять-двадцать в месяц - которые приносят ему доход. Это уже зависит от специализации и авторитетности специалиста. Удалённый работник имеет постоянный контракт с одной компанией , фиксированный рабочий день и фиксированную ежемесячную зарплату. Он не свободен в выборе проектов и задач, он делает то, что ему говорит его руководитель. Возможно он и сам кем-то руководит. Ведь сегодня существуют целые "распределённые" команды, где все сотрудники работают из разных городов и даже стран.

Почему удалённая работа и заработок в интернете — это разные вещи

Есть ещё одна большая путаница в понятиях. И я очень хочу расставить все точки над «i». Что такое удалённая работа, вы уже поняли. Теперь давайте разберёмся в том, что такое заработок в интернете.

Работа в интернете — это выполнение определённых действий, которые приносят прибыль, но сам процесс работы и результаты труда не имеют выхода за рамки виртуальности. Я не буду рассматривать все возможные способы заработка в интернете, приведу лишь примеры. Есть специальные сайты, где любой пользователь интернета может выполнять задания и получать за них деньги: ставить лайки, оставлять комментарии, подписываться на паблики; кроме того, есть нашумевшие бинарные опционы и другие финансовые операции, разбираясь в которых можно получать деньги; существуют всевозможные инфопродукты — курсы, лекции, электронные книги, авторы которых также зарабатывают.

В чём здесь отличие от удалённой работы и от фриланса? Интернет в такой работе - это не просто инструмент связи, а непосредственно материал для заработка. Грубо говоря, удалённая работа и фриланс возможны и без интернета - специалисты выполняют задачу дома (например, делают кадастровые расчёты или бухгалтерские отчёты) и лично привозят в офис на флешке или отправляют документы по почте. Интернет не нужен. А именно "заработок в интернете" без интернета не возможен.

Мифы об удалённой работе

Миф 1. Удалённую работу найти очень сложно.

Реальность: Найти удалённую работу также сложно, как и обычную работу. Всё зависит от ваших знаний, опыта, личных качеств, целей и т.д. На удалённые позиции также нужно проходить интервью, тесты, показывать портфолио.

Миф 2. Удалённая работа подходит не всем.

Реальность: Дистанционный рынок труда развивается с каждым днём. Я уверена, что через пару лет, даже типично «прикладные» профессии типа врачей, учителей и даже уборщиков найдут себя в удалённой работе. Спектр удалённых вакансий намного шире, чем мы привыкли думать.

Миф 3. Удалённые работники получают меньше, чем офисные.

Реальность: Возможно на рассвете удалённой работы, как явления, такая дискриминация имела место быть. Сейчас это не так.

Миф 4. Удалённый работник не может построить карьеру.

Реальность: Если вы поняли главный тезис этой статьи, то этот миф для вас уже не актуален. Удалённый работник — обычный работник, и если он достоин повышения, его повысят.

Плюсы и минусы удалённой работы для сотрудника

Плюсы Минусы
Свобода перемещений: удалённый сотрудник может работать дома, в парке, в кафе, на пляже, путешествовать по миру. Постоянный поиск хорошего интернета: любое самое сказочное место для работы может оказаться адом для удалённого сотрудника, если там плохой интернет.
Удобное рабочее место: тёплая кровать с горячим какао, гамак между пальмами, шум прибоя — всё что угодно для вашего вдохновения. Работать можно голым, в пижаме, без макияжа и причёски. Расходы на воду, туалетную бумагу, электроэнергию и интернет — это ваша забота, компания этого не оплачивает. Также вы сами обеспечиваете себя необходимым для работы оборудованием.
Экономия времени на дорогу и сборы: не нужно добираться до офиса с пробками или на метро. К тому же — никаких утренних стрессов. Сэкономленное время можно потратить на семью, самообразование и отдых. Весёлых пьяных корпоративов с коллегами больше не будет. Хотя, для кого-то это плюс.
Нет лишних отвлечений от рабочего процесса: коллега за соседним столом не будет доставать анекдотами, а обеденный перерыв можно больше не посвящать обсуждению новогоднего подарка начальнику. Новогодних и любых других подарков у вас не будет. Зато в шумном кафе могут также помешать вашей продуктивной работе.
Если вы интроверт, то представить более идеальную для вас работу невозможно. Если вы экстраверт, то вам будет не хватать общения за чашечкой чая, коллективных приколов и возможности завести новых друзей. Хотя удалённо завести друзей тоже можно.

Плюсы и минусы удалённой работы для работодателя

Плюсы Минусы
Удалённый сотрудник более мотивирован: он не обязан сидеть в офисе восемь часов. Он выполняет свои задачи, чем быстрее он их выполнит, тем больше у него будет личного времени. Как показывает практика, чаще удалённые сотрудники работают даже больше восьми часов, т.к. они увлечены задачей и хотят завершить её. Настроить грамотную работу «распределённой» команды не так уж просто. Необходимо тщательно продумать систему отчётов, коммуникации, онлайн-планёрок и так далее.
Выбор соискателя не ограничивается одним городом: можно выбрать в свою команду самого талантливого специалиста в отрасли, даже если он живёт в другой стране. Кадровая служба должна быть готова к процедуре официального оформления удалённых сотрудников. Это влечёт за собой дополнительные операции, например, пересылку контракта, оформление денежных переводов и т.д.
Экономия расходов на аренде рабочего места и изнашивании оборудовния, а также других сопровождающих тратах: удалённый сотрудник берёт на себя расходы, к примеру, за поломку компьютера. Если работодатель не обеспечивает сотрудника необходимым оборудованием, он не имеет права требовать определённых вещей. Например, в случае форс-мажора: поломки компьютера, отключения электроэнергии или землятресения в месте, где работает сотрудник, работа временно будет приостановлена, и это нужно всегда иметь в виду.

Рейтинг востребованности удалённых профессий

Я изучила несколько крупнейших российских и международных сайтов, на которых регулярно публикуются новые удалённые вакансии, также проанализировала популярные страницы с актуальными предложениями о работе в социальных сетях. На основе этого исследования я составила рейтинг самых востребованных удалённых профессий на сегодняшний день.

  1. Информационные технологии: программисты, всевозможные разработчики, HTML-верстальщики, SEO-специалисты и другие.
  2. Финансовый сектор: банковские специалисты, бухгалтеры, эксперты-сметчики, финансовые менеджеры проектов и другие.
  3. Продажи: менеджеры по продажам, операторы call-центров и другие.
  4. Образование: всевозможные репетиторы, тренеры, авторы студенческих работ и другие.
  5. Административная сфера: помощники, администраторы по сбору заявок, расшифровки текстов, операторы баз данных и другие.
  6. СМИ, маркетинг, реклама: PR-специалисты, SMM-специалисты, копирайтеры, журналисты, интернет-маркетологи, редакторы сайтов и другие.
  7. HR: специалисты по подбору персонала, менеджеры по персоналу и другие.
  8. Дизайн, фото, видео: графические дизайнеры, веб-дизайнеры, иллюстраторы, фото- и видеосъёмка, видеомонтаж, создание видео-роликов и так далее.
  9. Консультирование: менеджеры проектов, консультанты и другие.
  10. Другие: переводчики, менеджеры по туризму, страховые агенты и другие.

Способы найти удалённую работу

Для большинства людей поиск удалённой работы — это неведомый мистический ритуал, приправленный дикими танцами и вступлением в секту избранных. Многие говорили мне, что удалённая работа доступна только жителям мегаполисов, хотя идея удалённой работы как раз ломает какую-либо привязку к геолокации. Давайте рассмотрим три основных способа найти удалённую работу.

  1. Поговорите со своим начальником. Возможно он захочет перевести вас на удалённую позицию с посещением офиса один раз в неделю, а затем и вовсе без участия в еженедельных планёрках. Лично у нас был такой опыт, это работает на практике. Даже если у вашей компании пока нет ни одного удалённого сотрудника, вы можете стать первопроходцем.
  2. Просмотрите многочисленные сайты по поиску работы. Даже на том же HH.ru на сегодняшний день доступно более 12 тысяч удалённых вакансий. Существуют специализированные сайты по поиску именно удалённой работы. О них я напишу в отдельной статье, т.к. у меня накопилась неплохая база классных ресурсов.
  3. Обратитесь к профильным специалистам , которые профессионально подготавливают людей к удалённой работе, помогают переквалифицироваться, если это нужно, консультируют, обучают и помогают с трудоустройством. Сегодня существует множество свободных консультантов по удалённой работе, а также вебинаров, книг, статей, в которых эксперты делятся секретами по поиску удалённой работы.
Если вы действительно заинтересованы в удалённой работе, но совершенно не знаете с чего начать, я советую обратить внимание на . «РД2» - одна из наиболее динамично развивающихся компаний в области онлайн-обучения удаленной работе. Компания была основана в 2012-м году, и сегодня - это международная организация, которая обучает удаленной работе русскоязычных людей более чем из 30 стран мира на пяти континентах. Команда компании состоит из 65 человек, и все сотрудники трудятся удаленно из разных уголков планеты.

Компания проводит уникальные тренинги, которые помогают людям найти их сильные стороны и применять для заработка в новой для себя сфере. Девиз компании: «Удалённая работа найдётся для каждого» , что я полностью разделяю.

Заключение

Удалённая работа позволяет управлять своей жизнью, дарит больше свободы, больше возможностей, а это именно то, о чём мечтает среднестатистический менеджер среднего звена в любой стране. Крупные международные корпорации давно уже практикуют частично удалённый график для сотрудников, а молодые эффективные стартапы вообще редко рассматривают стандартные офисы как пространство для рабочего процесса.

В России удалённая работа, как явление только начинает свой путь. В больших городах всё больше компаний открывают удалённые позиции, а люди всё больше стремятся именно к такой работе. Но в нашем менталитете такой странный подход к работе всё же пока не укладывается. О чём свидетельствуют многочисленные недопонимания, мифы и стереотипы в отношении удалённой работы.

К сожалению, я не нашла ни опросов, ни конкретной статистики по этому поводу. Лишь по личному опыту могу сказать, что среди молодёжи всего мира удалённая работа — это не просто модный тренд, а максимально приемлемый образ жизни, в котором работа, семья, путешествия, досуг и хобби сочетаются сбалансированно.

Я долго собирала информацию и свои мысли по этому поводу, поэтому статья получилась большой. Надеюсь, вы воспримите её как основу для размышлений и собственных выводов, а не как истину в последней инстанции. Поделитесь в комментариях тем, что вы думаете по поводу удалённой работы? Есть ли у вас подобный опыт? Что бы вы добавили к моим тезисам?

Следующая статья