Что такое причастие прошедшего времени и как его понять?

Русский язык - это куча правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. Тема причастие - одна из важных тем, усвоив которую можно научиться немногословной, но выразительной речи.

Сравните предложения вялым и причастным оборотом: Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второе предложение.

Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая форма глагола потому, что она имеет свойства и глагола и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж и полную/краткую форму. Также причастие делится на действительное и страдательное.

Например:

Идущий мальчик - это действительное причастие, т.к. это он сам делает это действие - он идет!

Стрекочущий кузнечик - само насекомое выполняет действие - стрекоче.

Платье, носимое девочкой - это страдательное причастие, потому что это не платье производит действие, а девочка: это же она носит платье.

Вымытая Таней посуда искрила блеском и чистотой. Действие производит, не посуда, а Таня.

Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени вроде не сложно: надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.

А как образуется причастие прошедшего времени ?

Оно формируется с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые ему помогают:

Идет - идущ ий, поет - поющий, играет - играющий - это настоящее время; любил - любивш ий, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший - это прошедшее. Для действительного и страдательного времени есть свои специфичные суффиксы:

Действительное причастие прошедшего времени.

Образуется от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш-. Вид и переходность значения не имеют.

Суффикс зависит от окончания основы глагола:

  • Если она оканчивается на гласный, то - вш-. Рисов а ть - рисовавш ий, строить - строивший, смотреть - смотревший.
  • И если на согласный, то -ш-. Вез ти - вез ший.
  • Если причастие прошедшего времени составляется от глагола на -ть, то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая перед -ть.

Например: мы ть - мы вший, хохота ть - хохота вший, висе ть - висе вш ий.

На примере таблицы можно подробно рассмотреть образование действительного причастия прошедшего времени в зависимости от глагольных признаков.

Действ. причастие

Таким образом, действительные причастия прошедшего времени совсем не трудны в понимании.

Чтобы легко проверять переходность причастия можно от слова поставить вопрос, если от него можно задать вопрос косвенного падежа, то это непереходный глагол. Например:

Глядеть (что?) фильм, печатать (что?) реферат;

Бежать (где?) по дороге. Здесь вопрос «что?» не подойдет, значит это непереходный глагол и причастие соответственно.

С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несов. вид, если уже произошло - сов. вид.

Страдательное причастие в прошедшем времени.

Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. Вид особо не имеет значения, но от глаголов несов. вида причастий совсем не много.

Какой основой оканчивается глагол

От глагола с сов/несов. видом

Ать, -ять, -еть.

Оть, -нуть + односложные гл.

По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, а когда с двумя?

Тут важно запомнить несколько немудреных правил:

Одна -Н будет у глаголов несовершенного вида если они:

  • не имеют зависимое слово, приставку, -ова-/ -ёва-; Например: жареный, вареный, копченый.
  • краткие причастия; Например: дети кормлены, товарищество образовано, дело решено.

Две - НН имеют полные страдательные причастия прошедшего вида , образованные глаголами совершенного вида с наличием:

  • зависимых слов. Например: жареный в масле осетр. Вареный в бульоне горох.
  • -ова-/-ёва-. Например: балованный мамой ребенок. Заколдованный ее чарующим взглядом принц.

Они имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, т.е. в предложении являются чаще всего определением .

Причастие прошедшего времени также может иметь возвратный суффикс -ся. Например: спрятавшийся таракан, колотый орех, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

Но всегда в русском языке есть свои исключения, которые могут быть не такими так все. Такие слова как «искать», «любить» и «брать» не способны образовывать страдательные причастия: им это абсолютно не под силу. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти: они могут перевоплотиться в страдательное причастие прошедшего времени .

Например:

  • Сплести. Сплетенные бабушкой варежки смотрятся совсем как магазинные.
  • Украсть. Украденные котом тапки мы долго не могли найти.
  • Обрести: Вновь обретенная Шариком кость долго его радовала, из-за чего он долго вилял хвостом.
  • Найти: Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ схитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.

Подводя итоги важно вспомнить главное: суффиксы причастий прошедшего времени - это вш, ш у действительных причастий, и нн,т, енн у страдательных. Запомнив их и правила употребления одной и удвоенных н вопросов с причастиями прошедшего не будет.

Рассмотрите таблицу. От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

К каким основам присоединяется суффикс -нн- , а к каким - -енн- (-ённ-) ?

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и -т- .

Страдательные причастия прошедшего времени от глаголов несовершенного вида возможны, но они не частотны и малоупотребительны. Лингвисты в качестве примеров таких причастий чаще всего приводят одни и те же слова: читанн ый, жеванн ый, вязанн ый, стриженн ый.

Страдательные причастия прошедшего времени не образуются от большинства глаголов несовершенного вида.

При помощи суффикса -нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять) : прочитать - прочитанный. При помощи суффикса -енн- образуются причастия от глаголов на -ить : осветить - освещённ ый и от глаголов с основой на согласный: заплести - заплетённ ый.

124. От глаголов образуйте и запишите страдательные причастия прошедшего времени. От какого глагола не образуются причастия? Почему? С двумя причастиями составьте предложения с однородными членами.

Образец: Потерять - потерянн ый. Скосить - скошенн ый. Лишить - лишённ ый.

Обещать, увешать, засеять, овеять, замешать, приехать, заместить, заклеить, наградить, победить, возвратить, расколоть, бросить, вырастить, взвесить, углубить, исправить, привлечь, преобразить, спрессовать, привести, увидеть, обидеть, разбить, перевести.

приведё нный
переведё нный

125. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите падеж, число и род причастий.

1. Мы рас..матр..вали сотни горных пород, то завязанных в узлы то падавших волнистыми пл..стами то св..савших над головой квадратными плитами. 2. Зеленоватый сумр..чный воздух наполненный солнечн..м дымом и ж..лтыми отсветами скал струился над ними. 3. Нескошенные луга так душ..сты, что с(не)привычки туманится и тяжеле..т голова. 4. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников. 5. Из деревни изредка доносился запах только что испечённого ч..рного хлеба.

(К. Паустовский)

126. Проанализируйте таблицу и вспомните написание н и нн в прилагательных. Кратко расскажите об этом, используя соответствующий стиль речи. Какой?

127. Прочитайте предложения. Из какого они произведения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий и прилагательных.

1. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил стари..ый русский барин Кирила Петрович Троекуров. 2. Окна в флиг..л.. были заг..рожены деревя..ою реш..ткою. 3. Рождё..ые в одном сослов.. воспита..ые одинаково, они сходствовали отчасти и в характере и в наклонностях. 4. Посреди др..мучего леса на у..кой лужайк.. возвышалось маленькое земл..ое укрепление состоящее из вала и рва. 5. В это время дверь одного из шалаш..й отв..рилась и старушка в белом чепце опрятно и ч..порно одетая показалась у порога. 6. Землянка устлана и обвешана была богатыми коврами. 7. Победа была решена.

(А. Пушкин)

Глаголы имеют особую форму-причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие - это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек , т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.

Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий -настоящее время, работавший - прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший - несовершенный вид, поработавший - совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.

В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).

Действительное и страдательное причастия.

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и несовершенного вида.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать-читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать-прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.

1) Везут - везущий 2) Держ-ат-держащий

Работа-ют-работающий Вид-ят - видящий Бор-ют-ся - борющийся Стро-ят-ся - строящийся

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать- читавший, видеть - видевший, нести - нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются-борющийся; бороться - боровшийся.

Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий-стоячий, текущий - текучий, колющий - колючий. Первое слово каждой пары-старославянского происхождения, второе - русского.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом: вед-ут, вед-ом-ый; влек-ут, влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола:

а) при помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а(-я), -е: чита-ть -читанный; посея-ть - посеянный; виде-ть- виденный.

б) При помощи суффикса -енн-(-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унесённый; запеч-ь- запечённый; раскраси-ть - раскрашенный; освети-ть - освещенный; убеди-ть -убеждённый; прослави-ть- прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с-ш, з-ж, т - ч - щ, д-ж-жд, в-вл и т. д.).

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –т- мы-ть - мытый; ви-ть - витый; мя-ть - мятый; трону-ть - тронутый; тере-ть- тёртый; запере-ть - запертый; мо-мо-ть - молотый; коло-ть - колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы в) относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, а также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть - витый, мы-ть - мытый, трону-ть- тронутый, коло-ть - колотый, мя-ть (мн-у) - мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) - сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть - тёртый.

Краткая форма страдательных причастий.

Страдательные причастия имеют две формы - полную и краткую: прочитанный - прочитан; открытый - открыт.

Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий не склоняется и служит в предложении сказуемым.

Сравните: 1. Шумит опутанный туманом лес. -Лес окутан туманом. (Слово окутанный - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери. -Дверь открыта. (Слово открытой - определение, а слово открыта - сказуемое.)

Страдательные причастия краткой формы образуются при помощи суффикса -я- или реже -т-.

В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга - книга прочитана, выкрашенные полы - полы выкрашены.

Склонение причастий.

Причастия полной формы имеют такие же падежные окончания, как и "прилагательные.

Так же склоняются причастия прошедшего времени: сражавшийся, сражавшегося, сражавшемуся и т. п.

Переход причастий в существительные и прилагательные.

Причастие может употребляться в значении обычного существительного или прилагательного. Например, в предложениях: 1. Трудящиеся СССР радостно встречают празаник Первого мая, 2. Учащиеся готовятся к весенним испытаниям - слова учащиеся и трудящиеся имеют значение существительных.

Причастие, которое переходит в прилагательное, утрачивает значение времени и обозначает постоянное свойство предмета. Особенно часто переходят в прилагательные страдательные причастия прошедшего времени. Например: печёный хлеб, гружёная баржа. Такие причастия не имеют при себе пояснительных слов. Страдательные причастия без приставок, превратившиеся в прилагательные, пишутся с одним н. Например, раненый зверь (сравните: раненный пулей зверь); печёный хлеб (сравните; хорошо выпеченный хлеб).

Страдательные причастия с приставками всегда пишутся через два н (-НН-): замороженный, усиленный, раскалённый, избранный, воспитанный. Причастия с суффиксом -ованн-ый, даже если они перешли в прилагательные, также пишутся с двумя сорганизованный коллектив, квалифицированный работник.

Правописание частицы не с причастиями.

Частица не с причастиями в полной форме пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово.

Частица не с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов.

К огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка.

На нескошенном лугу пестрели цвети..

Недопитый стакан молока стоял на столе. К огороду вела извилистая, никем не расчищенная дорожка.

На лугу, ещё не скошенном колхозниками, пестрели цвети.

Не допитый ребёнком стакан молока стоял на столе.

С причастием в краткой форме отрицание не пишется раздельно: Работа не окончена. Нужные материалы ещё не собраны.

Примечания. 1. При пояснительных словах, обозначающих степень (крайне, совсем, совершенно, очень, весьма, чрезвычайно и др.), не с причастием пишется слитно, например: совершенно нерешённый вопрос, крайне необдуманный поступок.

2. Если не входит в состав усилительных отрицаний-далеко не, отнюдь не, вовсе не и других, стоящих перед причастием, то отрицание не пишется раздельно, например: далеко не обдуманное решение, вовсе не решённый вопрос.

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".