Психологическая защита

Психологическая защита

Как я писал в статье « », истоки психологического вампиризма не осознаются личностью. Но организм человека сопротивляется: появляются различные виды психологических защит. На какое-то время это решает проблему, но впоследствии защиты уже не только не защищают, но и... Вот и приходится с ними бороться.

Психологическая защита - центральное понятие современной психотерапии психоаналитических направлений, оно используется в когнитивной и гуманистической психотерапии. В данной главе я постараюсь свести воедино термины, которыми пользуются представители разных психоаналитических направлений. Поэтому неизбежны некоторые повторы, за что прошу прощения.

Психологическая защита - это неосознаваемые психологические процессы, направленные на то, чтобы уменьшить действие психической травмы.

Описание психологических защит начну с вытеснения, потому что этот вид психологической защиты легче всего понять.

Вытеснение

Это один из самых распространенных видов защит, при котором болезненный травмирующий момент забывается, перемещаясь в бессознательное. Самый яркий пример вытеснения - когда человек забывает о смерти близкого или не верит в это. Таких примеров было много во время войны, когда женщины, несмотря на пришедшую похоронку, верили, что муж жив и ждали его всю жизнь. В таком случае женщина принимает роль страдалицы. Помимо этого могут вытесняться какие-то неприятные моменты или ситуации, плохие качества характера, комплексы, влечения и прочее.

Чем больше моментов уходит из сознания, тем меньше индивид разбирается в себе и в итоге придет в тот же тупик. Поэтому самое главное при такой защите - вернуть всё вытесненное из сознания и переосмыслить, понять причину проблем и решить их. Чтобы такое не повторялось вновь - полезно вести дневник, и отражать всё, что происходит. Так легче понять потом причины расстройств.

Проекция

При данной форме психологической защиты все неосознаваемые мысли, мечты, инстинкты, качества личности или потребности переносятся на другие объекты. Вытесненные качества присваиваются объектам вокруг, например, женщина с неудовлетворенными сексуальными потребностями, которая их уже не испытывает, видит вокруг сплошные намеки на секс и обвиняет любую девушку в легком поведении.

О проекции можно сказать, что человек замечает и указывает на те качества людей, которые у него вытеснены - проблема на лицо. Так проявляется по механизмам проекции ревность, или же человек подозревает других в предательстве, в доносах - значит, все эти качества присущи самому человеку. Выявление проекций - очень важный процесс для психотерапии больного, для этого существует множество психологических тестов - Люшера, Роршаха, Юнга и другие.

Хорошая профилактика проекции - это здоровая самокритика, когда человек может смотреть на себя со стороны и отмечать недочеты. Если же человек критикует других - ему нужно задуматься и проанализировать ситуацию - нет ли каких-либо вытесненных качеств. Проекция - это та причина, по которой не стоит спрашивать совета у друзей в сложной ситуации, потому что они могут вам посоветовать то, на что не могут решиться, то, что вытеснено у них из сознания.

Трансформация

Такая форма защиты переделывает вытесненные негативные качества характера в позитивные. В таких случаях человек оправдывает себя во всем, будь то глупость или злость и несдержанность. Они объясняются повышенной эмоциональностью и чувствительностью. Чтобы человек осознал, что заблуждается в своей правоте, необходимо, чтобы он увидел свои недостатки, признал их и начал работать над собой.

Сублимация

Вы, наверняка, не раз слышали этот термин. Это тоже вид защиты, характеризующийся перенесением влечений, потребностей и энергии в нечто иное, в другое действие.

Самый распространенный пример, когда не растрачиваемая сексуальная энергия переводится в творчество и какое-то время человек живет в гармонии. Но всё равно наступает момент, когда необходимо решать физиологические потребности. Другие потребности тоже могут сублимироваться, или же может быть наоборот - например, донжуанизм может являться сублимацией потребности в творчестве.

Помимо творчества сублимация может выражаться в другом - активной деятельности - политической или общественной, в хобби и увлечениях. Бывает, что человек тратит большую часть своего времени и энергии именно на хобби, а работа становится в тягость. В такой ситуации человеку стоит постараться и сделать свои увлечения - работой и зарабатывать ими на жизнь, так он будет заниматься любимым делом и не страдать. Работа с сублимацией помогает освободить творческую и сексуальную энергию.

Идентификация

При идентификации человек неосознанно присваивает себе черты и качества человека или людей, которые являются для него идеалом. В детстве мы все повторяли за взрослыми. Дети идентифицируют себя с родителями и смотря на их поведение, затем поступают также. Поэтому так важно показывать хороший пример, быть добрым, отзывчивым и уравновешенным родителем, чтобы ребенок тоже вырос гармоничной личностью.

Дети постарше, подростки, начинают подражать героям сериалов и фильмов, а уже для взрослых идентификация - это вид психологической защиты. Каждая личность стремится к развитию, к тому, чтобы самореализоваться и стать собой. Но, когда человек не знает как это сделать, как найти себя, он начинает кого-то копировать. И, таким образом, человек упускает шанс узнать себя и развить свои способности, так как всё время тратит на подражание. Начинается конфликт личности и человек будет возмущаться и критиковать тех, кто добился большего успеха.

Во время процесса критики, осуждающий ощущает себя лучше и умнее того, кого обсуждают. Идентификация приводит человека к одиночеству, ведь все негативные качества он запоминает и ассоциирует на других людей, так появляется недоверие к врачам, сантехникам, мужчинам, женщинам, политикам и т.д. Идентификация часто возникает у человека с предпосылками к невротизму. Чтобы справиться с идентификацией, нужно хорошо изучить себя и те правила, по которым ты действуешь, возможно, что-то уже неактуально и пора меняться.

Образование противоположных реакций

Бывают такие ситуации, когда человек выражает эмоции и мысли, отличные от тех, которые вытеснились в бессознательное. Самый яркий пример такой защиты - когда в подростковом возрасте мальчик ещё не знает, как выражать симпатию к девочке и разнообразно обижает ее. В итоге не получив в ответ взаимного чувства, мальчик обижается и все эти эмоции уходят в бессознательное, а остается только неприязнь.

Со стороны девушек тоже наблюдается такое поведение, они могут дерзить и неуважительно относиться к тем юношам, которые им симпатичны. Всё это ведет к тому, что человек не может построить гармоничные отношения и получить необходимую любовь и тепло. Выражение противоположных реакций может происходить и в рабочей атмосфере.

Зачастую такая форма защиты наблюдается у людей, которые имеют низкую самооценку и они пытаются опустить ещё ниже статус того, кто им нравится.Чтобы преодолеть такую психологическую реакцию, необходимо учиться выражать своевременно свои настоящие эмоции и мысли. И как только кто-то понравится - не стесняться выражать симпатию, чем быстрее это сделать, тем меньше будет вероятности того, что сработает защита.

Образование симптомов

Иногда бывает, что нерешенные психологические проблемы переходят уже в физиологию. Существует защита, при которой образовываются «симптомы» - защитные реакции в виде кашля, головной боли, температуры, нарушений пищеварения. Например, нарушение работы кишечника наблюдается при проблемах в общении с противоположным полом. При обследовании врачи не находят никаких отклонений, потому что заболевания ещё нет и если вовремя решить проблему и найти психологическую травму - то человек останется здоров.

Вымещение

В нашем обществе очень часто встречается такой вид защиты - при этом, скопившиеся отрицательные эмоции вымещаются не на причину психологической травмы, а на другие объекты - на окружающих, семью, подчиненных. Мы часто наблюдаем, как жена пилит мужа, он затем срывается на сослуживцев, они в свою очередь на работников статусом ниже и т.д.

Чтобы разорвать этот круг и пытаться справиться с такой защитой, нужно стараться завершать любой конфликт, пытаться решить ситуацию логично и оптимально безболезненно для всех сторон. Если отношения подошли к завершению, лучше их мирно окончить, а не конфликтовать. Я разработал психологическое айкидо, которое представляет собой целую систему поведения при конфликтных ситуациях.

Уход

Человек может и не вымещать эмоции на других, а просто уходить - это тоже вид защиты, при котором бесконтрольно избегается причина и сама ситуация, которая может травмировать. Так из-за какого-то конфликта, человек может уйти с работы или из семьи, не попытавшись решить проблему, а потом жалеть об этом долгие годы.

Перенос

Это такой вид защиты, при котором все эмоции, мысли, мечты, предназначенные определенному объекту, переносятся на другой. Перенос часто наблюдается в личных отношениях и в браке, когда любовь, предназначенная нелюбимому мужу, переносится на детей, домашних животных, хобби и увлечения. Это на какое-то время спасает брак от развала.

Часто перенос встречается у одиноких женщин, которые свою нереализованную любовь и заботу переносят на сестер, братьев, племянников и т.д. Встречается перенос у больных, проходящих курс психотерапии, они могут переносить свои эмоции и любовь на врача.

Для преодоления переноса, нужно вспомнить первичную цель и следовать ей. В рабочих ситуациях главная цель - это реализация своих профессиональных данных. В личных отношениях - это восстановление нежных отношений и любви между мужчиной и женщиной. Нам всем необходима любовь, и если в отношениях чувства переносятся на другой объект, то в этом случае человек не будет счастлив и удовлетворен, и вскоре может появиться невроз.

Рационализация

При рационализации в человеке подавляются те порывы и мысли, которые идут из ОНО (зоны влечений), и на их место приходят «правильные» поступки и эмоции, одобренные моралью.Такое равновесие дает человеку ощущение, что он не нарушает социальных законов и что он часть общества, и при этом решает сам за себя. Примером рационализации может быть ежегодное отмечание праздников и дня рождения на работе, когда на самом деле никому не хочется это делать, неприятны коллеги и просто не хочется тратить деньги и время, но социальные рамки обязывают выполнять этот обряд.

С рационализацией крайне сложно бороться, для этого сначала нужно определить свои истинные мысли и порывы, ощущения и эмоции, и следующим этапом - попробовать рискнуть и следовать своим желаниям, поступать так, как на самом деле хочется. И через некоторое время поступать по-своему станет намного легче.

Интеллектуализация

Когда человек-неудачник пытается оправдать свое невезенье с помощью придумывания теорий и пространных объяснений, обвиняя во всем окружающую среду и обстоятельства, то это интеллектуализация. Так работник обвиняет в своих неудачах начальника, студенты сваливают вину за все сложности на преподавателей, да и любой человек может таким образом найти причину своего невезения. Мы везде можем услышать возгласы недовольных - страной, городом, администрацией, виноватых в бедах всегда очень много.

Оглушение

При такой форме защиты человек решает свои проблемы с помощью алкоголя или наркотиков. Употребив что-либо человек сразу расслабляется, проблема кажется не столь существенной, и ее решение откладывается. Это происходит за счет того, что алкоголь временно снимает отрицательные эмоции и тем самым, блокирует мыслительный процесс.

Что может спасти от оглушения? Такому человеку необходимо тренировать свои мыслительные процессы, стараться расти в профессии, достигать новых высот и учиться психологическим аспектам. Как мы помним, каждому из нас нужна информация и знания, которые делают нас более развитыми и счастливыми. Поэтому стоит тренировать себя и свое мышление, быть разносторонним человеком и совершенствовать свои способности.

Экранирование

В этом случае человек не употребляет алкоголь, но прибегает к транквилизаторам, с помощью которых снимает раздражение, стресс и напряжение. Транквилизаторы способны нейтрализовать негативные эмоции - тревогу, беспокойные навязчивые мысли. Могут как расслаблять, так и стимулировать к действию. На время человеку кажется, что всё хорошо, спокойно, но при этом также - проблемы не решаются, поведение остается таким же. И через время ситуация становится ещё более сложной.

В некоторых ситуациях пациентам выписывают препараты, но врачу нужно очень внимательно относиться к дозировке, чтобы симптомы с помощью лекарств не исчезали полностью, но при этом, чтобы человек мог продолжать лечение и осознавать ту информацию, которую ему пытаются донести.

Играние ролей

При такой защите человек неосознанно выбирает какой-то определенный тип поведения и везде и всюду применяет его, ничего не меняя. Например, учитель даже вне школьных стен читает всем мораль и учит, как правильно жить, руководитель, который везде всем указывает, что делать и прочее. Чтобы разрушить эту защиту нужно закончить игры, попробовать вести себя иначе, выходить из образа вне рабочего процесса.

Окаменелость

Некоторые люди защищаются окаменелостью - полным отсутствием внешнего проявления эмоций и реакций. Человек сначала ощущает, что сдерживает эмоции, но быстро привыкает и уже не может выйти из этого состояния. У таких людей сдержанные, зажатые лица, при этом они могут выражать какую-то одну эмоцию - именно ту, которая вытеснена.

Это происходит, потому что эмоции имеют свои соответствующие мышечные маски. Помимо выражения лица, окаменелость может проявляться и в дефектах тела - это различные проблемы с позвоночником, нарушение осанки, при этом создается соответствующий мышечный каркас. И, чтобы бороться с окаменелостью, необходимо работать с зажимами и с телом.

Он также может быть защитой, если применяется индивидом для отвлечения людей и себя самого от своих неудач и не достигнутых целей. Таким образом человек пытается самоутвердиться. У современной молодежи достаточно часто встречается эта защита, она, как и любой другой вид, отнимает много сил и энергии. Но избавиться от нее трудно, потому что при просьбах прекратить шутить, человек в ответ включает рационализацию и интеллектуализацию. Чтобы побороть эту форму защиты, нужно начать шутить над собой.

Важно помнить, что у каждого больного есть свой комплекс защит, которые потребляют много жизненных сил. Вначале, этих защит достаточно для реализации потребностей человека, но в итоге количество защит разрастается, и приводит к неврозу, который также является защитой. Пациент погружается в болезнь, а задача психотерапевта - определить формы защиты, ликвидировать их и научить человека жить в реальности и быть счастливым.

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту , которая встречается наиболее часто.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

С моей точки зрения, именно с Вытеснения у личности начинает формироваться клубок психологических защит. С целью лучшего понимания того, что представляет собой Вытеснение, каковы его механизмы и методы борьбы с ним, приведу небольшие выдержки из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм» (раздел 5 «Психологическая защита») и материал некоторых других авторов:
«Вытеснение — форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное.
Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, побуждений или чувств. Открыт он был Зигмундом Фрейдом, который подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, к нему подключаются другие формы психологических защит.
По Фрейду вытеснение - это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили.
Хотя действует вытеснение лишь Единожды, для своего поддержания оно Требует от нашего сознания Постоянных Затрат Энергии, (вот почему невротические личности так часто жалуются на слабость, вялость, упадок сил; вот почему так сильно и подолгу болеют; вот почему вся их деятельность напоминает автомобиль, буксующий в яме – чем больше вытеснено, тем больше энергии организм тратит впустую, следовательно, тем больше ее не хватает для жизни, а это уже неизбежно ведет к быстрому износу внутренних органов и систем; Ю.Л.).
А вот как вытеснение описывает немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр: «Неприятное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забывается так много неприятного». Вот почему несчастная жизнь кажется такой короткой. Чтобы жизнь казалась длинной, ее следует разбавить радостными событиями и достижениями.

Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.
С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, Вытеснение занимает уникальную позицию, т.е. оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый Опасный механизм. Отъединение от нашей реальной личности, наступающее вследствие Изоляции Сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни (подробнее про аффекты, чувства и эмоции я напишу в другой статье; Ю.Л.), может полностью разрушить целостность личности (речь идет о психозе; подробнее о нем читайте в статье « »; Ю.Л.). Согласно З.Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:
1. Предотвращает первоначальное появление негативного импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
2. Обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.
Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.
С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма) и мн. др. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают Его чувство Собственной Ценности как Личности. Чаще этот механизм проявляется у психологически незрелых личностей с истерическими чертами характера, а также у детей (подробнее о том, почему так происходит, читайте ниже; Ю.Л.)».

Здесь я привел выдержки из книги Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». Далее вновь передаю слово Михаилу Литваку:

«Примером такой формы психологической защиты может служить вытеснение из сознания гибели близкого человека. Действительно, если он не погиб, то и переживать незачем. Такой вид защиты культивировался у нас во время войны. В средствах массовой информации, кинолентах упор делался на такие случаи, когда женщина не верила, что ее муж погиб и продолжала его ждать, а потом оказывалось, что он жив и здоров. Вред такой защиты заключался в том, что многие женщины отказывались вновь устраивать свою личную жизнь, делая несчастными себя, своих детей и претендентов на их руку и сердце. Правда же такова, что, во-первых, таких случаев было мало, во-вторых, о чем говорят клинические факты, когда пропавший без вести вдруг возвращался, это был уже совсем другой человек, который оказывался ненужным жене, да и она уже изменилась и привыкла к роли страдалицы. Внезапное возвращение супруга лишало ее этого ореола, а при анализе часто выявлялось, что жизнь с мужем у нее была тяжелой, вытеснение же позволяло ей не делать пугающую ее вторую попытку.
Что еще вытесняется? Вытесняются некоторые факты личной жизни, когда индивид проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким, Эдипов комплекс, комплекс Электры и т.д. (к сожалению, невротические личности всего этого не осознают, не замечают в своем характере таких отрицательных черт, как обидчивость, терпеливость, гнев, ирония, критицизм и мн. др. или не считают их плохими, и относятся к ним как к само собой разумеющимся — изменить их не стремятся; более того, иногда даже ими гордятся; (так, ироничный насмешник полагает, что обладает высоким интеллектом и остроумием, тогда как на самом деле — это садист, только в мягкой форме; так, терпеливый хвастает умением выносить муки и страдания, которых при небольших усилиях легко можно было избежать; так, храбрец засовывает голову в пасть тигру, чтобы не выглядеть трусом в глазах других людей); лишь спустя 2 года упорных занятий психотерапией и самоанализом, я наконец-то научился замечать в Себе негативные стороны Своего характера, и корректировать их; до этого весь накопленный материал из книг и аудиосеминаров Литвака я ассоциировал с другими людьми, но Никак Не с Самим Собой, наивно полагая, что все это ко мне не относится, что все это не обо мне, а о других — о невротиках, и что я — психологически здоровая личность; однако когда я понял свое заблуждение, то быстро исправился, начав методично прорабатывать дефекты Своего Характера, и отбросив стремление исправить других; вскоре дела мои пошли в гору; Ю.Л.).

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах . Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова. Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить (именно для этого мне иногда приходится буквально «заставлять» своих клиентов или пациентов писать Автобиографию; ведь методичное поэпизодное описание своей предыдущей жизни – лучший способ вернуть все вытесненное, пережить его, переосмыслить и сделать так, чтобы кошмарное прошлое не тянуло назад – не мешало наслаждаться прекрасным настоящим и не омрачало планов светлого будущего; Ю.Л.). Следует пережить гибель близкого, поумнеть, реализовать свое властолюбие реальным ростом, избавиться от неосознаваемой враждебности к близким, наладив с ними отношения. Чем больше вытесняется в бессознательное, чем хуже человек себя знает, тем менее он ориентирован, тем чаще жизнь его будет заходить в тупик. Поэтому, прежде всего, познай самого себя. И можно согласиться с К.Хорни, которая полагала, что одна из важнейших задач врача-психотерапевта – познакомить пациента с одним странным незнакомцем — с самим собой. Кстати, одна из задач психологического тренинга — стать самим собой.
Основная борьба с вытеснением — осознание его с помощью психоаналитических процедур, а профилактика его — бдительность. Желательно ведение дневника, четкая письменная формулировка своего мнения во время дискуссий. Когда у меня с коллегами возникали диагностические разногласия, я приучил себя записывать свое мнение на бумагу, даже если и не высказывался. Я заметил, что расхождений у меня стало больше, чем тогда, когда я этих записей не вел. Причина этого в вытеснении. Когда диагноз верифицируется, всегда начинает казаться, что именно этого мнения ты и придерживался. Через некоторое время я заметил, что точность моей диагностики повысилась».

Михаил Литвак точно описал механизмы борьбы с .
От себя мне хочется добавить: вытесняется только то, с чем наша психика (наше сознание) Справиться Не Может (не способна это перенести).
Я заметил, что, чем сильнее Взрослая позиция (по трансактному анализу), тем меньше попадает в наше Бессознательное, и тем больше остается в сознательном (вот почему так многое вытесняется именно в детстве – ведь там Взрослой позиции, по сути, нет – мало того, что вся информация напрямую попадает в шаблон Родителя, так она еще и способна нанести сильную психическую травму нашему Дитяте; естественно, через какое-то время последняя будет вытеснена (возможно, даже сразу)). Чем сильнее Взрослый, тем больше человек способен переварить, хотя полученная информация нередко носит для него весьма болезненный характер. Но не стоит вытеснять. Раньше я часто обижался, однако всеми силами стремился придать лицу невозмутимый равнодушный вид, хотя в душе хотелось рыдать (или кричать от гнева). Я не рыдал, а занимался самоуспокоением: «Я не обиделся. Обижаться – удел невротиков». Так-то оно так, но ведь и невротизм Весь и Сразу не уходит. А если вытеснять обиду, это будет лишь замедлять наш личностный рост. Возможно, даже заблокирует его вовсе. Ведь даже если обиделся, но обида находится в твоем сознании, то простишь ее своим Естественным Ребенком и быстрее, и легче.
Как определить, что обиделся, но вытеснил? Очень просто – если, вспоминая человека, понимаешь, что общаться с ним не хочешь по каким-либо Несущественным Причинам, или чувствуешь на него какой-либо негатив (хотя явная причина для недовольства отсутствует), значит, обиду вытеснил. Вот тогда-то и надо написать в дневнике все, что происходило в Вашей жизни с участием этого человека. Вы обязательно найдете потерянного скелета в шкафу, путем анализа ситуации отыщите причину вытесненной обиды (работа Взрослого), поплачете (покричите), простите и успокоитесь (нелегкая, но необходимая работа Дитяти). Если, вспомнив о человеке, у Вас возникли положительные эмоции или же эмоций не возникло вовсе, следовательно, Вы его простили. И, следовательно, больше эпизодов, связанных с этим человеком, у Вас не вытеснено.

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака:
«Постоянно забываю какие-нибудь мелочи (закинуть денег на телефон например).
Вот с этим пунктом как раз проблемы. При уходе на работу я уже привык проверять выключил ли я все конфорки и закрыл ли всё что нужно, это ладно. Но в целом забывчивость конечно зашкаливает. Свет забыть выключить (на ночь или при уходе на работу) — вообще в порядке вещей.
Поехал например на выходные в родной город, с родителями увидеться, с друзьями и т.д. Задержался у друга, пришлось у него заночевать, на следующий день уехал — и забыл у него пропуск на работу и карточки по мелочи. Вроде и не критично, и пропуск взял временный, но всё равно неприятно. Ещё и другу забот добавил, выслать мне всё это курьером (потому что в следующий раз неизвестно когда я приеду).
Надо что то делать с этой забывчивостью, пока не спалил себя нафиг 🙂
P.S. ну вот, котлеты сжёг.

Так что механизм борьбы с психологической защитой «Вытеснение» одновременно и прост, и сложен. Сложен он тем, что человеку придется (возможно, неоднократно) переживать самые неприятные и болезненные моменты своей жизни. Но поверьте, Уважаемые Читатели, оно того стоит!

В следующей статье я расскажу о психологической защите «Проекция ».

По Нэнси Мак Вильямс:

Самой основной из так называемых защит высшего порядка является репрессия. Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда, и сегодня имеет давнюю историю психоаналитического клинического и эмпирического исследования. Сутью репрессии является мотивированное забывание или игнорирование. Скрытая здесь метафора напоминает о ранней модели драйвов, содержащей идею о том, что импульсы и аффекты стремятся высвободиться и должны контролироваться динамической силой. Фрейд (Freud, 1915) писал, что “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют репрессию. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего либо становятся неприемлемыми для осознания из за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.

Примером действия репрессии в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда то назывались “военными неврозами”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции репрессии*. В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал “возвращением репрессированного”. В исследованиях, посвященных раннему психоанализу, описано много подобных случаев.

Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травме. Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Современные аналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы репрессиией. У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту константность идентичности, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция и расщепление (Myerson, 1991).

Неклиническим примером репрессии может служить то, что Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” – временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащем некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку. Во всех этих трех вариантах репрессии – в тяжелых, глубоких случаях забывания непереносимой травмы, в процессах, нормальных с точки зрения развития и позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи, а также в тривиальных и часто забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, репрессия начинает создавать проблемы только тогда, когда она: (1) не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности); (2) стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни; (3) действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности .

Вначале Фрейд пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей истории и те потребности и чувства, которые они возбуждают, и обсудить добытую интересную “неприемлемую” информацию. Работая с такими пациентами, он первоначально пришел к выводу (как было отмечено в главе 2), что репрессия является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что репрессия и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий иррациональный страх порождает необходимость забыть.

Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерная репрессия несомненно может вызвать столько же проблем, сколько и разрешить.

Данный процесс, обозначенный Моурером (Mowrer, 1950) как “невротический парадокс”, где попытки подавить одну тревогу только вызывают новую, составляет суть того явления, которые однажды было названо неврозом (термин, который раньше использовался более широко, чем это принято сегодня). В соответствии с этими положениями, Теодор Райк противопоставил эмоционально здорового человека, который может стоять перед витриной, восхищаться ювелирными изделиями “Тиффани” и спокойно фантазировать о том, как их украсть, и невротическим человеком, который, посмотрев на витрину, бежит от нее прочь. Когда психоаналитические идеи начали овладевать умами образованной части общества, такие популярные примеры патологического действия репрессии в качестве защиты внесли свой вклад в широко распространенное преувеличение значения устранения репрессии и отбрасывания ограничений. Они также сформировали представления, что именно это является сутью всей психоаналитической терапии.

Элемент репрессии присутствует в действии большинства защит высшего порядка (хотя мысль, что в тех случаях, когда остается неясным, действительно ли человек изначально не знает что-то или утратил то, что знал, задействовано скорее отрицание, чем репрессия, требует доказательств). Например, при реактивном образовании, смене определенной точки зрения на противоположную (ненависти – на любовь или идеализации – на презрение), настоящая эмоция может выглядеть как репрессированная (или отрицаемая – в зависимости от того, была ли она прочувствована осознанно). При изоляции аффект, связанный с идеей, репрессирован (или отрицается). При реверсии происходит репрессия первоначального сценария, который теперь разворачивается в обратном направлении. И так далее. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что репрессия является прародителем всех других видов защитных процессов, несмотря на существующее в настоящее время в аналитическом сообществе согласие, что описанные в главе 5 процессы предшествуют репрессии у ребенка в возрасте до полутора лет.

Комментарии

    Интерпретация Индекса жизненного стиля
    З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными.

    По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

    Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п.

    Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

    В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – . При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

    Примечательно, что диспозиция, связанная с вытеснением названа пассивной, а её описание очень напоминает шизоидную личность, которой по Мак Вильямс как раз и свойственно использование примитивной изоляции.

    инертность и пассивность, уход в себя , безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

    При этом та же Мак Вильямс связывает с вытеснением истерический тип личности, которому авторы ИЖС ставят в соответствие .
  • Люди редко примиряются с постигшим их унижением; они попросту забывают о нем.
    Л.Д. К. де Вовенарг

    Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания - забывания истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.

    Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей -проявлениям инфантильности, фантазированию.
    Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!».

    Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни уже усилившиеся, вспомнила все».
    Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил -организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям -с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось.

    Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.

    Р.М. Грановская

    realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!

Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение . Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция . Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции - студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение . В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример - ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация . Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой - это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование . Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия . Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, - это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация . Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ь:ло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми . Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание . Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

Сложные ситуации, проблемы... Кто из нас не задает себе вопросы "как быть?" и "что делать?" Задаем. И часто. И сами пытаемся как-то разрешить сложившиеся трудности. А если не получается, то прибегаем к помощи других. Нет денег — будем доставать, нет работы — будем искать. Но это все внешне. А вот с внутренними проблемами сложнее. Признаваться в них не хочется зачастую даже самому себе. Больно. И неприятно. А самоедство и самобичевание все равно не помогут.

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие — "забывают" о травмирующем их событии. Третьи — ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим "слабостям". А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне "не видят" проблему, искренне "забывают" о причинах... Но к какому бы способу не прибегали бы люди, защищая свою психику от болезненных напряжений, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Защитные механизмы — система таких механизмов, которые стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мира. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность.

Итак, рассмотрим некоторые виды защитных механизмов.

Вытеснение — наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности. Иначе говоря, вытеснение — произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих психических содержаний.

Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило "анорексивное" вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. В клинике неврозов иногда встречается синдром нервной анорексии, которой чаще подвержены девушки возраста 14-18 лет.

В пубертатный период ярко выражаются изменения внешности и тела. Оформляющуюся грудь и появление округлости в бедрах девушки часто воспринимают как симптом начинающейся полноты. И, как правило, начинают усиленно с этой "полнотой" бороться. Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, предлагаемой им родителями. А по сему, как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где и мануально вызывают рвотный рефлекс. Это с одной стороны освобождает от грозящей пополнению пищи, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает автоматически на прием пищи. И болезнь — сформирована. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена. Остались последствия. Заметим, что такая нервная анорексия — одно из трудно излечимых заболеваний.

Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти "оправдательные" объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статуса кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Мотивы защитного характера проявляются у людей, которые, с одной стороны, вроде бы не допускают до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дают этим мотивам реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом.

Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем (и самому себе в частности), что сам виноват — не выучил материал! На такой удар по самолюбию способен далеко не каждый. А критика со стороны других, значимых для тебя людей, болезненна. Вот и оправдывается школьник, придумывает "искренние" объяснения: "Это у преподавателя было плохое настроение, вот он двоек и понаставил всем ни за что", или "Я же не любимчик, как Иванов, вот он мне двойки и ставит за малейшие огрехи в ответе". Так красиво объясняет, убеждает всех, что сам верит во все это.

Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь. Но здесь они не перестают оказывать свое влияние. Этот внутренний конфликт сохраняется, и значит существует возможность того, что этот конфликт вырвется наружу, будет "обнародован". А бить по себе, давить свои желания — это трудно и больно. В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. И индивид, "не замечая" своих желаний, видит их у других, горячо осуждает и негодует по поводу их наличия в другом человеке.

Проекция легче осуществляется легче на того, чья ситуация схожа с проецирующим. Так, соседка — старая дева — будет горячо осуждать распущенную молодежь (особенно девушек) с ее сексуальными пристрастиями (ведь она сама-то как раз этого-то и лишена, а желания и страсти где-то в глубине душе бродят). Но еще более горячо она осудит свою же "подружку по лавочке", такую же одинокую, как и она сама: "Характер у нее такой ужасный, что никто замуж не взял, да и подруг у нее настоящих нет, вот и кукует всю жизнь одна".

По тому же механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне. Не даром же самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.

Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Иногда жалеет, что не обманывал людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: "В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит".

Отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях "пропускать" в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары "не видит", отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.

Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей /сложностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты характера Героя он идентифицирует со своими.

Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные примеры взрослых, с которых можно скопировать поведение, манеры и т.д. — это близкие. Так, девочка бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик — на своего отца.

Регрессия — это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.

Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны внутреннего "цензора". "Цензор" запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период — время . Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.

Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Как мы видим, механизмы защиты — это способ, с помощью которых мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся нашими внутренними характеристиками, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Но несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог

Комментировать статью "Защитные механизмы психики - для чего они нам?"

Что МОЖНО и что НЕЛЬЗЯ делать при высокой температуре у ребенка (7 золотых правил) Есть ли польза от высокой температуры? Несомненно! Лихорадка – это ответ на инфекцию, защитный механизм, помогающий организму бороться с вирусами, при повышении температуры тела в организме вырабатываются защитные факторы. 1. Как и когда сбивать температуру у ребенка Сбиваем, если выше 39 Ваша задача - снизить Т до 38.9 С в попке (38.5 С подмышечная впадина). для снижения Т используйте парацетамол...

Психология переходного возраста Рано или поздно у ребенка начинается переходной возраст, иногда он проходит довольно тихо и незаметно, но, это скорее исключение из правил. Этот период трудный не только для подростка, но и для всех членов семьи без исключений. В это время организм ребенка находится под постоянным прессом гормонов, а психика испытывает большое давление. Это давление не только физиологическое, но и эмоциональное, связанное с полным пересмотром собственных оценок себя и...

В этой статье мы будем говорить о желанной и неосложненной беременности. Думаю, что про это важно сказать в самом начале. Так как, если желанная беременность может сопровождаться психологическими сложностями, то беременность не желанная или протекающая с угрозой прерывания беременности, тем более не простое испытание для женщины. Вопрос - кому и зачем нужно психологическое сопровождение беременности? Ответ - беременной женщине, которая испытывает психологические сложности связанные своим...

Современные дети порой чувствуют себя в виртуальной реальности увереннее, чем в обычной. Нам остается только диву даваться, наблюдая за тем, как кроха, которая толком еще ни ходить, ни говорить не умеет, осваивает компьютерные игры и вездесущий интернет. Неудивительно, что родителей начинает тревожить подобное увлечение современных детей виртуальной реальностью. Тем более что на каждом углу кричат об угрозе интернет-зависимости. Как уберечь свое чадо от вредного влияния компьютера? И всегда...

1. Вытеснение Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а)...

Многие родители сегодня специально выискивают в Интернете различные методики воспитания детей. Одни выбирают для себя экзотическую японскую методику, другие полагаются на отечественных исследователей детской психики Макаренко, Зайцева и других авторитетов, советами которых пользовались еще мамы. Но не зависимо от того, какую методику мы выбираем, хотим мы одного вырастить культурного, воспитанного, умного, а самое главное счастливого малыша. Так на чем же стоит остановить свой выбор, какая...

Исследователь Японского агентства науки и технологий Аи Каваками пытается узнать, почему люди осознанно слушают грустную музыку вместо того, чтобы избегать ее и ограждать себя от возможных негативных эмоций. Об этом он написал колонку для The New York Times, а T&P выделили в ней самое главное. Грусть - эмоция, которую мы стараемся избегать. Так почему же мы осознанно слушаем грустную музыку? Этим вопросом задаются музыкальные теоретики и философы. Грустная музыка может вызвать сильные эмоции...

«К&З»: Фрейд на склоне лет сетовал, что, несмотря на многолетнюю и обширную практику, так и не понял, чего хотят женщины. Александр Полеев знает ответ на этот вопрос? А.П.: Темный континент - так назвал Фрейд женскую психику. Она устроена гораздо сложнее мужской, и исследование ее глубин продолжается. Если говорить об интимной жизни, то представительницы прекрасного пола, как и во все времена, хотят любить, испытывать страсть и получать наслаждение. Не могу не отметить, что в последнем пункте...

Видать у меня реакция организма на стресс сильнее, чем я думала. С другой стороны сон это тоже защитный механизм психики, последствия стресса и нервной обстановки будут меньше.

Обсуждение

Решила, что - что бы ни случилось, буду отчитываться каждый день.
Вчера было не очень хорошо, но и не совсем плохо:) А все потому, что у нас 3 дня праздников, а они, как и выходные, выбивают из колеи...
з: кофе с м 3 хлебца 120 г творога
п: 500 г клубники
о?: кальмары, салат. вино белое 250г
у: орехи миндаль, кофе с молоком, яблоко
на ночь: три хлебные палочки с кунжутом кола-зеро

подробно отчитываться не буду, но была куча нарушений, завтра будет привес. Но КД вошли в пик, у меня это 2 самых тяжелых дня.

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

Обсуждение

Почему так происходит? Для того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие, базовые принципы их отношений – это стабильность и безопасность. На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще. Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними. Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать – дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Что же происходит с детьми-школьниками?
Их реакции зависят от того, как они воспринимают факт усыновления. Если их изъяли из семьи, если они воспринимают усыновление как нечто насильственное, угрожающее, унизительное, являющееся причиной потери родных родителей, то тогда у этих детей возникают очень серьезные психологические проблемы. Исследователи указывают на тяжелые эмоциональные нарушения, депрессии (у некоторых детей выявляются суицидальные намерения), повышенную тревожность и сниженную самооценку. По сути, все описанные симптомы проявляются у людей, ставших жертвами насилия и получивших тяжелую психологическую травму.

По данным американского психиатра Дэвида Бродзинского, исследовавшего детей в приемных семьях, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения у них встречаются в 4 раза чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Когда усыновленные дети вырастают, то они намного чаще, чем обычные дети становятся преступниками, а также среди них гораздо чаще встречаются наркомания.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается сплошь и рядом. Когда люди слышат о ювенальных технологиях, о том, что у таких-то родителей отнимают детей, они часто думают так: «Наверное, это были очень плохие родители. Наверное, детям в приюте будет лучше, ведь их там будут хорошо кормить и одевать, папа не придет домой пьяным, мама не устроит скандал». Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают свих детей (т.е, не могут создать постоянных устойчивых связей). Неслучайно, в США одним доводов в пользу изъятия ребенка является то, что мать или отец сами в детстве потеряли родителей.

Конечно, существуют тяжелые патологические детско-родительские отношения (например, систематические садистические истязания или сексуальное насилие), которые разрушают психику ребенка больше, чем потеря объекта привязанности. Здесь очень важно разграничить физические наказания и садистические истязания. В случае последних причинение боли и унижение становится центральной, самой главной составляющей отношений, самоцелью. В результате такого «воспитания» формируется личность с очень серьезными психическими отклонениями. Однако такие патологические отношения встречаются достаточно редко, как и всякое резкое отклонение от нормы. Во всех же остальных случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти, для ребенка является страх потери родителей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из приемных семей и детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых «благополучных» родителей в результате несчастных случаев

Итак, дети, потерявшие своих родных родителей, не могут впоследствии построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована или разрушена (в случае с детьми, потерявшими родителей в школьном возрасте) или не успела полностью гармонично сформироваться (в случае с детьми в возрасте от нескольких месяцев до 3-4 лет). Это позволяет нам сделать вывод, что самым безопасным местом для ребенка, способствующим его гармоничному развитию, является традиционная семья, состоящая из родных родителей.

Однако, мы видим, что именно традиционная семья сейчас подвергается массированной атаке. Ювенальные технологии появились и разрабатывалась на Западе, но сейчас они пришли и к нам. Несмотря на заверения чиновников, что у нас ювенальной юстиции не будет, она, тем не менее, уже здесь. На данный момент в Госдуме рассматривается закон о социальном патронате. Это совершенно ювенальный закон, развязывающий руки чиновникам, существенно облегчающий отнятие детей у родителей. Закон этот еще не принят, но в пилотных регионах детей уже отнимают достаточно активно. Тенденция очевидна: вместо укрепления института семьи создается еще одно орудие для ее разрушения. И вот тут сам собой напрашивается вопрос: не получим ли мы в перспективе общество разрозненных индивидов, не способных любить, думать и трудиться? И долго ли протянет такое общество?

Неврозы – наиболее распространенная форма детских расстройств. Термин «невроз» предложил шотландский врач Вильям Куллен в 1776 году. До этого в практике безраздельно доминировала истерия. Невроз – греч. – нерв – нервное расстройство. Неврозы – это своего рода плата за прогресс, поскольку нагрузки на психику значительно возрастают. Дело в том, что эмоции человека изначально были направлены на мобилизацию организма и приспособление к условиям существования. Но в процессе эволюции происходит...

Обсуждение

Во многом согласна с автором статьи. Могу сказать, что действительно, очень много зависит от мамы и ее состояния. А также от тех, кто воспитывает(воспитатели, учителя, бабушки)Вот здесь можно еще узнать немного о воспитании детей: www.prozwetanie.ru/pp/2076p.php

Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям.

Не думайте, что у нас от переживаний с головой не все в порядке стало, просто наверное сработал, так сказать, защитный механизм нашей психики. Ведь мы всегда сами, лучше кого бы то ни было, знаем, как себе помочь!

Как защитный природный механизм для продолжения рода, вместе с осторожностью. Действительно, похоже на явное отклонение развития психики. Я вот подумала, а должны же быть этому серьезные причины, пожалуй...

Обсуждение

Это не он отличается эгоцентричностью, а вы нарциссизмом. Перенос на себя ваших чувств и переживаний - одно из проявлений эмпатии, СО-чувствия и СО-переживания. А вот вы-то как раз и требуете не этого, а культа своей "самости" - это мои чувства, и больше ничьи, а ты со своими ко мне не лезь.
Об этом же и говорит ваше желание все контролировать. Шуточные намеки мужа, что он чувствует себя рядом с вами "ребенком" - первые звоночки, это может привести к конфликту. впрочем, если эта ролевая модель всех устраивает, то вы так всю жизнь и проживете "я и баба, и мужик", периодически сокрушаясь, как он слаб и беспомощен, но втайне гордясь своими достижениями и пестуя их.

Им абсолютно до лампочки, что было ДО НИХ
как минимум, интересует сегодняшний день, как максимум - будущее
еще они фантазеры и мечтатели))
мне кажется, Вы с дочерью из разных групп
это нормально, просто надо отдавать себе в этом отчет))

Не успела прочитать всю ветку, так что, может, повторюсь. Мне кажется, что если неадекватное реагирование Светы относится только к этой одной, болезненной для нее области, то не стоит переживать. Я тоже думаю, что это защитный механизм психики, и не нужно мешать его работе. 16 лет - сложный возраст, а у умного ребенка - особенно. Очень болезненно воспринимается несправедливость мира вообще, а несправедливость по отношению к тебе - тем более... И иногда проще эту картину мира мысленно исправить, чем смириться с существующим положением вещей. Это просто этап душевной работы по взрослению, принятию себя

Он не выводов не делает, а срабатывает защитный механизм психики. Детки очень часто используют этот прием, закрыл глазки или спрятался за маму и вроде как страшного и неприятного нет на свете.

Обсуждение

Как жалко мальчика! Посмотрела ваши фото какой прелестный ребенок. А вам - держитесь и не отчаивайтесь! Кто знает, что будет через 2 года? И врачи могут ошибаться в своих прогнозах и чудеса на свете бывают (правда мало на всех не хватает). Нужно верить в лучшее. Во всяком случае живите счастливо сейчас, делайте все, что необходимо для ребенка. А готовить его специально ни к чему не нужно. Даже если самые плохие прогнозы оправдаются это случится не в один день, мальчик постепенно сам все поймет. Главное чтобы он чувствовал, что его по-прежнему любят. И может за это время исподволь привить ему постепенно интерес к чему-нибудь не требующему активных движений, что бы в дальнейшем ребенок мог как-то реализоваться. У вас самих должен быть позитивный настрой на будущее, каким бы оно ни было.Удачи вам.

Может, сейчас и не стоит ему ничего говорить, пока сам не спросит? В конце концов, подобное знание ни в чем не поможет ему на данный момент. Вот когда наступит время и он задумается и спросит, то сказать ему, что ученые всего мира ищут сейчас пути излечения этого заболевания. Об этом мне говорил один профессор-невропатолог. Он сказал, что не сомневается, что в ближайшие десятилетия эта проблема будет решена. Еще сказал, что поиски способов лечения ведутся во многих генных лабораториях мира. У нас - в лаборатории молекулярной диагностики Института медицинской генетики в Москве, а также в Томске и Санкт-Петербурге. Временный эфффект давала пересадка мышечных клеток эмбриона - это в США. Но радикальным способом станет генотерапия, когда в каждую мышцу вводится фрагмент гена, способного продуцировать номальный мышечный белок. Вся основная работа в этом направлении уже сделана - найден и актирован ген мышечной дистрофии, установлена его молекулярная природа, он клонирован. Так что в лабораторных условиях такое лечение уже смоделировано. Осталась нерешенной последняя задача - каким образом нормальный ген может попасть в организм человека, да так, чтобы прижиться в нем и начать полноценную работу. Пытались "внедрить" его на аденовирусе, ген приживался, но когда человек выздоравливал, то вирус уничтожался на пару с продуцирующим геном. Но ученые продолжают искать. Вы извините, я сама в этом мало что понимаю, просто пересказала вам наш разговор - возможно, вам самим это в чем-то поможет.