Психологическое или эмоциональное насилие в отличие от физического насилия не всегда очевидно как для окружающих, так и для самих участников отношений. Часто оно протекает в скрытой форме и воспринимается как нечто нормальное. При этом эмоциональное насилие может поразить любые отношения, не только супружеские и партнерские, но и детско-родительские, и даже дружеские.

Агрессором в таких дисфункциональных отношениях может выступать, как мужчина, так и женщина, о чем говорят данные многих исследований. В любом случае, эмоциональное насилие и дисфункциональные отношения крайне разрушительны для самоуважения и самооценки человека.

Эмоциональное или психологическое насилие заключается в таком стиле взаимоотношений, при котором агрессор постоянно унижает, оскорбляет, критикует, стыдит, запугивает и манипулирует жертвой с целью получения контроля над другим человеком и поддержания собственной неустойчивой самооценки. Эмоциональное насилие автоматически не влечет за собой физическое насилие, но в большинстве случаев предшествует ему.

Причины поведения агрессора кроются в его личной травматизации. Агрессорами часто становятся именно те, кто сами в детстве страдали от эмоционального насилия. Их переполняет неуверенность в себе, подавленный гнев, тревога, депрессивные установки и ощущение беспомощности.

Агрессоры не имеют представления о том, что такое здоровые отношения, который закладываются в родительской семье, и не умеют справляться с негативными эмоциями иначе, чем доминируя и подавляя партнера. В большинстве случаев эмоциональное насилие характерно для людей с нарциссическим личностным расстройством, пограничным или антисоциальное расстройством личности.

Жертва часто не осознает своей жертвенной позиции , также имея опыт дисфункциональных и травматичных отношений в детстве. Этому «способствуют»:

  • ​Различные защитные механизмы психики. Например, один из самых распространенных - отрицание, когда человек не допускает в сферу сознательного негативные переживания, просто «проглатывая» эмоциональную агрессию в свой адрес.
  • Слабые и проникаемые личностные границы. Человек не вполне осознает, чего хочет он, а что от него требуют другие. Он легко пренебрегает своими потребностями в угоду желаний окружающих, не может сказать «нет», легко поддается манипуляциям.
  • Алекситимия. Человек с трудом понимает и описывает как свои эмоциональные состояния, так и чужие. Вследствие этого он легко заражается чужими эмоциями, например, страхом, тревогой или гневом, что опять же делает его уязвимым для манипуляций.

Как проявляется психологическое насилие в дисфункциональных отношениях?

Агрессор постоянно унижает и осмеивает жертву один на один и в присутствии других людей. Агрессор заставляет чувствовать жертву некомпетентной, неумелой и бездарной. Он указывает на ее реальные и мнимые недостатки, вызывая у жертвы чувства стыда и смущения. Агрессор дает неприятные клички и прозвища жертве. Если жертва пытается что-то возразить против нелестных замечаний, то агрессор убеждает ее, что она «принимает все слишком близко к сердцу».

Жертва старается всеми мысленными и немыслимыми способами предугадать, что расстроит агрессора, и пытается предотвратить это. Но поведение агрессора остается для жертвы непредсказуемым и любое слово, действие или какое-то внешнее событие может вызвать шквал критики и оскорблений в адрес жертвы.

Агрессор систематически пренебрегает чувствами жертвы. Он игнорирует мнение, потребности и нужды жертвы. Агрессор контролирует все сферы ее жизни. Сюда можно отнести не только финансовую зависимость, но и зависимость жертвы в выборе того, как провести время, с кем общаться, во что одеваться, какие фильмы смотреть. Жертва вынуждена просить разрешения при принятии любых решений.

Жертва не может обсуждать проблемы в отношениях с агрессором, так как любое адекватное замечание воспринимается агрессором враждебно. Жертва чувствует себя беспомощной и загнанной в ловушку. Она парализована страхом и неуверенностью в себе. Жертва не представляет, как будет жить вне дисфункциональных отношений.

В дисфункциональных отношениях отсутствует эмоциональная близость, так как нет базового условия для ее возникновения - чувства безопасности. Именно в этом проявляется дисфункция, то есть нарушение, отношений, так как задача образования любой пары (муж-жена, родитель-ребенок, друзья) является формирование близости.

Первым шагом в решении любой проблемы является ее осознание. Для этого жертве требуется пробиться через собственные защитные механизмы и распознать признаки того, что она находится в дисфункциональных отношениях и подвержена эмоциональному насилию.

Что делать человеку, который понял, что находится в дисфункциональных отношениях и страдает от эмоционального насилия?

Выхода всего два.

Первый, жертве совместно с агрессором следует обратиться за помощью к психологу. Процесс оздоровления отношений займет время, скорее всего, много времени. Но, если агрессор все же согласится на психологическую помощь, то качество жизни пары улучшится довольно быстро.

Второй выход - это завершение дисфункциональных отношений, которое, конечно же, требует огромных моральных сил от жертвы. В данном случае также рекомендуется обратиться к психологу, дабы не наступить на подобные грабли повторно. И проработать те психологические трудности, которые так долго держали человека в дисфункциональных отношениях.

В любом из двух предложенных вариантах жертве (а в первом варианте и агрессору) потребуется мобилизовать все свои ресурсы, чтобы начать путь к самоуважению и достойным отношениям. Поэтому вот несколько советов жертве для того, чтобы сделать этот важный шаг к психическому благополучию.

  • Установить границы. Сказать агрессору, что она больше не будет терпеть крики и оскорбления. Жертве следует позаботиться о безопасном (в психологическом и физическом смыслах слов) месте, где она может уединиться в случае конфликта с агрессором.
  • Позаботиться о своих нуждах. Жертва должна перестать думать о том, как сделать приятное для агрессора, а должна найти способы, как реализовать собственные потребности. Это не только базовые потребности во сне, еде и отдыхе, что тоже важно. Но и организовать время для встречи с друзьями и близкими. Посвятить время себе и своим интересам.
  • Сохранять спокойствие. Обычно агрессор знает болевые места жертвы и легко провоцирует ее на ссоры. Поэтому жертве следует эмоционально не вовлекаться в дискуссию, не стараться оправдаться или успокоить агрессора.
  • Разграничить ответственность. Жертва должна понять, что эмоциональное насилие - это вопрос личного выбора агрессора, а терпеть это насилие - это выбор самой жертвы. Жертва не виновата в том, что агрессор так себя ведет. Жертва не может изменить агрессора. Но она может изменить свои отношения с этим человеком и прекратить психологическое насилие.
  • Найти помощь и поддержку. Агрессор часто препятствует общению жертвы с другими людьми, потому важно восстановить прежний круг общения с теми людьми, которые позволяют жертве почувствовать себя нужной и ценной.
Вышеприведенные советы кажутся самоочевидными, но одновременно невыполнимыми в ситуации эмоционального насилия. Но надо понимать, что агрессор не так страшен, как кажется. Надо понимать, что в глубине душе он раним и неуверен в себе. Обычно агрессор не вступает в конфликт с тем, от кого веет уверенностью и силой. Он никак не готов встретить отпор со стороны жертвы, что дает ей определенное преимущество.

Если проанализировать мотивы людей, которые вступают в брак, то главной потребностью семейной жизни является чувство безопасности, в котором нуждается едва ли не каждый человек. Но, увы, не всегда чувство безопасности нам абсолютно гарантировано, более того, часто партнер не очень-то готов обеспечивать нам безопасность или не знает, как это сделать. А в некоторых случаях может отыгрывать собственные сценарии, в которых безопасность партнера не является ценностью.

Под безопасностью мы понимаем не только физический ее аспект, но и психологический. Часто психологическое почти не заметно и выглядит как желание «улучшить» партнера, «сделать ему добро», дать ему свое понимание, что есть «правильно», а что «неправильно» в его жизни. При этом психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Важно уметь распознать его на ранней стадии, считает Екатерина Гольцберг, психолог проекта #Небийдитину ГО «Бітьківська спілка».

Обесценивание

Обесценивается все: вклад в семью («ты не зарабатываешь», «сидишь дома», «суп пересолен»), личность партнера («ты не развиваешься»), внешность («ты толстый/-ая»). Партнер или ребенок постоянно подвергается критике, ему постоянно указывают на его недостатки и просчеты, часто это выглядит как высмеивание при других людях, где целью является вызов чувства вины и стыда, которые развиваются в комплексы неполноценности. Часто человеку очень сложно восстановиться после таких отношений, теряется как вера в партнерство, так и вера в себя.

Контроль

Как правило, партнер или родитель устанавливает очень жесткий контроль над тем, что делает, с кем общается, куда ходит и как одевается его партнер или ребенок. Он настаивает на том, чтобы с ним всегда советовались по поводу принятия даже самых незначительных решений, он контролирует финансы, телефонные разговоры, соцсети, контакты, увлечения. В случае неподчинения его воле – старается наказать, усилив все формы ограничений и подавляя волю жесткими запретами, часто сопровождающимися шантажом или истериками.

Газлайтинг

Одна из самых жестких и непереносимых форм психологического насилия скрывается за таким элегантным словом. Человек, который использует , отказывает своему партнеру или ребенку в адекватности: «тебе показалось», «этого не было», «ты просто не понимаешь этого». Часто отрицаются события, чувства, эмоции. Человек, который подвергся газлайтингу, чувствует, словно он сходит с ума. Очень часто газлайтингу подвергаются жертвы сексуального насилия, когда насильник постоянно внушает жертве, что она что-то не так понимает, или вообще отрицает факт насилия. Точно так же могут поступать и близкие люди, которые не верят жертве, обвиняя ее в странных фантазиях и отказываясь верить в происходящее.

Игнорирование

Эмоциональное отстранение очень тяжело переносят дети, так как значимость привязанности к взрослому для них является ключевым для возникновения базового доверия к миру в целом. Ребенок ощущает, что если самому важному и значимому человеку наплевать на его чувства, эмоции и дела, то уж чужим людям он точно не будет нужен. Игнорирование часто становится причиной возникновения суицидальных мыслей и других радикальных форм привлечения к себе внимания. Взрослые тоже сложно справляются с постоянным игнорированием их потребностей и чувств, что вызывает чувство вины и безысходности.

Изоляция

Изоляция отличается от игнорирования тем, что не сам насильник отстраняется от партнера, а заставляет его исключить из своей жизни близких и друзей, всех, кроме него. Таким образом насильник замыкает на себе все коммуникации партнера или ребенка. Лишаясь поддержки, а как правило, жертве запрещается любое общение с родственниками, насильник делает жертву полностью эмоционально зависимой от себя. Так же исключаются из общения друзья и коллеги, что приводит к потере даже теоретической возможности попросить кого-либо о помощи.

Шантаж и запугивание

Задачи этих форм психологического насилия – лишить жертву собственной воли, собственного мнения, подчинить полностью своим желаниям и образу жизни. Часто при данных формах насилия человеку предъявляется материал интимного характера, который используется как компромат: «вот будешь себя плохо вести – расскажу, что ты мочишься в постель», «не будешь делать то, что я хочу – покажу всем твои фото ню». Чувство стыда и неловкости заставляет жертву отказываться от собственных планов в угоду желаниям насильника.

Как поступать

Какой бы ни была форма психологического насилия, важно знать, что справиться с насилием, находясь в отношениях с насильником, очень сложно. Поэтому очень важно сначала выйти из ситуации насилия, а потом уже разбираться с партнером. Выйти – это в буквальном смысле уйти от насильника, убежать или даже исчезнуть из его поля зрения. Ведь если вы будете находиться рядом, то насильник найдет способы влиять на вас, как делал это всегда. Очень сложно в этой ситуации детям, если психологическое насилие практикуют их собственные родители. Часто они интуитивно уходят из дома, пытаясь таким образом противостоять насилию.

В качестве профилактики психологического насилия важно развить в себе и в детях два, на мой взгляд, самых необходимых умения: умение критически мыслить и умение доверять своим чувствам.

Критическое мышление поможет распознать вовремя психологическое насилие, в процессе которого часто происходит огромное количество искажений фактов и событий.

Доверие своим чувства м помогает понять, что то, что происходит – действительно насилие, если в тот момент, когда рядом с вами насильник, вы чувствуете себя плохо. Важно уметь называть свои чувства, иметь близких людей, которые могут вас услышать и отрефлексировать ваши чувства, возможно, это будет профессиональный психолог.

И помните: просить о помощи не стыдно, скорее, это важная составляющая инстинкта самосохранения – базового инстинкта человека.

«Неглект – это пассивный абьюз», – с умным видом сказала как-то моя подруга. У меня уши в трубочки свернулись, стою, боюсь показаться полным профаном и все же спрашиваю. «Что?» Она улыбается, довольная произведенным эффектом и говорит: «Пренебрежение – это скрытая форма насилия. Я эту фразу сама долго учила, но действует на все сто! Ты первая, кто спросил, что это значит, остальные с умным видом согласились». И смеется… А мне не до смеха. Скрытые формы насилия – моя любимая тема.

Все мы в том или ином возрасте попадаем в ситуации абьюза. То есть . От прямого насилия, по крайней мере, можно спрятаться, защититься. Хуже, когда насилие, скрытое. Ведь в этом случае, мы даже не догадываемся, что оно происходит. Но испытываем порой жесточайший дискомфорт неясной этиологии. Для начала, давайте определимся с терминами, чтобы избежать недопонимания.

Итак,
Абьюз – психологический термин, который обозначает разного рода насилие над близким человеком (обычно психологическое, но также физическое, сексуальное, экономическое).

Абьюзивные отношения между родителями и детьми приводят к , депрессиям и соматическим заболеваниям. Доведенные до крайней точки обострения такие отношения могут вызвать суицид, асоциальное поведение, бегство из дома и другие острые проявления защиты и недовольства ребенка подобными отношениями.

Абьюзивные отношения между супругами проявляются в различных формах. Психологический абьюз – в оскорблениях, манипуляциях, шантаже, унижении, повышенном контроле и т.д., когда с мнением, желаниями и потребностями близкого человека не считаются.

Физический абьюз – это физические издевательства, нанесение телесного вреда, избиения, причинение физической боли или неудобства.

Сексуальный абьюз проявляется в принуждении или наоборот, отказе от половой близости, половом шантаже, инцесте, насилии.

Неглект – одна из форм абьюза , которая заключается в игнорировании своих обязанностей по заботе о близком человеке, пренебрежение им, его потребностями, желаниями и просьбами.

Неглект – наиболее тонкая форма психологического насилия, которую порой очень трудно распознать. Это не прямой удар или натиск, а опосредованное тонкое издевательство, которое ударяет тем больнее, чем ближе человек, который это совершает.

Тема абьюза и неглекта по отношению к детям – особая и очень широкая тема.

С абьюзом физическим, сексуальным тоже все более-менее прозрачно, хотя есть свои тонкости.

Я хочу остановиться на неглекте и абьюзе психологическом, то есть не всегда явном и очень часто скрывающемся под красивыми словами, ритуалами и заверениями о заботе.

Как определить психологический абьюз?

Очень часто в отношениях мы испытываем дискомфорт, но не можем себе объяснить, с чем он связан, ведь все как будто бы нормально. Мы любим друг друга. Ну, ссоримся иногда, так это нормально. Мы ведь разные, у каждого свои привычки, особенности характера. Притираемся. Все люди ссорятся. Все это так, но есть одна особенность. Если ссора превращается в поведенческий паттерн (постоянно повторяющуюся схему), то есть носит всегда один и тот же характер, заканчивается одинаково (вашим покаянием и извинениями и никогда не наоборот), то речь идет, скорее всего, о , который таким образом пытается закрепить свою власть.

Для абьюзера власть и превосходство и их постоянное подтверждение – потребность. Можно порыться в причинах такого его поведения, поискать их в шизоидном типе личности, неуверенности в себе, в наследуемых от абьюзных родителей моделях поведения – это отдельная большая тема. В данном случае, нас интересует выявление абьюзера и защита от него.

Как проявляется прямой психологический абьюз?

А проявляется он в поведении исследуемого субъекта. Прямой психологический абьюз – это :

постоянная критика в адрес близких людей;
нетолерантность (неприятие) к их привычкам, внешности и поведению;
игнорирование их потребностей, желаний и мнений;
насмешка, вербальная агрессия, приклеивание ярлыков;
ревность, постоянный контроль, допросы;
неустойчивость (лабильность) настроения. Семь пятниц на неделе.

Но существует масса скрытых и тонких приемчиков, которые буквально, высасывают из партнера жизненные силы, уверенность в себе и хороших отношениях. Их можно назвать абьюзом или неглектом. Суть от этого не меняется. Человек пренебрегает близким человеком, невнимательно к нему относится, воспринимает как должное, не считается с ним даже в те минуты, когда это жизненно необходимо, не говоря уже о бытовых мелочах. Но делает он это все под маской «великой любви и заботы» и «своей единственно верной правоты». Абьюзеров вообще можно назвать «людьми последней инстанции», которые ведут себя так, будто владеют абсолютной истиной и просто обязаны всем ее навязать и насадить. Но в большинстве случаев эта абсолютная истина в голом виде и без красивых одежек выглядит так: «я самый главный (важный, умный, мудрый и т.д.)» Это типичное кредо эгоцентриста и нарцисса.

Как неглект проявляется в отношениях?

Например,
Вас в чем-то ограничивают. Не рады, когда вы встречаетесь с друзьями, долго рисуете или вышиваете, играете на трубе или гуляете с собакой. Советуют вам не покупать то, что вы очень хотите и можете себе позволить. Не пускают в путешествие или на прогулку по любимым местам. Откладывают подальше любимую книгу, блюдо, платье, переключают на другой канал и т.д. Мотивируя это тем, что вам это вредно, вам надо отдохнуть, это вас портит, мешает вам жить и т.д. То есть решают за вас, что вам надо и чего вы хотите по праву человека, лучше которого вас никто не знает и любить так сильно, соответственно, не будет. Вам не дают денег, если вы находитесь в материальной зависимости, например, в период декретного отпуска или временной потери работоспособности.

Обижаются на вас. Вообще, если вы не знали, обидчивость – первый признак нарциссизма. Человеку, адекватно воспринимающему себя и окружающих, не свойственно обижаться. Он скорее простит, чем надолго зависнет в перемалывании опилок и . Ну, обиделся и обиделся, на обиженных воду возят. Так нет же. Абьюзер мозг вам выест своей обидой. Он погрузит вас на такое дно вины и боли, что вы будете хвостом за ним ходить и на коленях вымаливать прощение, отбывать повинности и искупать свою вину в самых изысканных покараниях. И снова вы окажетесь козлом отпущения, а тот, кто все это затеял – белым и пушистым невинным ягненком, который вас любит и слишком раним, чтобы попросить о том, чтоб вы тоже его любили. Вот хитрец!

Перекладывают на вас ответственность. Как говорят украинцы: «Хто всрався? Невистка!» Так и вы для абьюзера всегда будете виноватым. Во всем и всегда. Даже если прямо ничего не совершали. «А почему ты меня не остановила? А куда ты смотрела?» Это типичное перекладывание с больной головы на здоровую иногда доходит до абсурда, если человек привык искать себе оправдания и назначать виноватых во всех своих ошибках и поражениях.

О вас не заботятся. Не поддерживают в начинаниях, не одобряют ваши действия, не радуются вашим успехам, но акцентируют на ошибках и недостатках. Перекладывают на вас всю домашнюю работу, мотивируя своей тотальной занятостью и усталостью. Не дают вам поболеть. Задерживаются на работе, когда вы зашиваетесь с больным ребенком, и партнер об этом знает. Просят вас поболтать или «покувыркаться», когда в глаза хоть спички вставляй. Занимаются с вами сексом, когда у вас, действительно, болит голова. Вас будят с утра, громко собираясь или требуя готовить завтрак, хотя вам на работу на два часа позже и можно было бы еще поспать. Вас никогда не спрашивают, хотите ли вы что-то есть или делать, будто ваши предпочтения не могут быть иными, чем предпочтения партнера. Вам делают кофе без сахара (или с сахаром), хотя вы любите наоборот. «Тебе вредно», «Я забыл купить лекарства», «Я не могу взять отгул», – самый невинный в этом случае комментарий к своим действиям. Могут быть и более жесткие.

Что делать с абьюзерами?

Бежать и лечиться от их влияния! Потому что влияние может быть плачевным: от самооценки ниже плинтуса до суицидальных попыток и хронических болезней разного рода. Это мое личное мнение, могу и ошибаться. Каждый решает индивидуально. Можно и побороться за человека, если вы его, действительно, любите. Но следует учесть, что вряд ли вам удастся переделать, перевоспитать и растопить холодное сердце абьюзера. И не тешьте себя иллюзиями, что он (она) вас любит (полюбит). Скорее любит (полюбит) себя в вас. Нарциссам это свойственно. А если они любят, то автоматически прекращают быть нарциссами, потому что любовь направлена прежде всего на того, кого любишь, а не на себя.

Только будьте осторожны! Не записывайте в абьюзеры сразу и за малейшую провинность. Грубость и невнимательность, небрежность и эгоизм по отношению к другим людям свойственны нам всем, в той или иной степени. Но они не носят тотального характера. Не превращаются в паттерн –повторяющуюся модель поведения. И со временем проходят, если человек работает над собой и, действительно, любит вас или хорошо к вам относится.

А что делать, если абьюзеры – очень близкие люди, от которых невозможно убежать? Мне кажется, лучший способ – соблюдать дистанцию. Ограничивать контакты и возможность манипулирования вами. Не играть по их правилам и защищать и отстаивать свои права.

Мне кажется, когда психологи призывают женщин любить себя, это касается именно тех женщин, которые подверглись влиянию и жили с абьюзерами. Потому что нарцисс долгое время своей нелюбовью приучал их любить только его и ненавидеть себя. Вот таким жертвам абьюза я тоже настоятельно советую полюбить себя заново и прекратить потакать капризным самовлюбленным эгоистам, под модным названием абьюзер.

О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Виды

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Признаки

Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.

Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:

  1. За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
  2. Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
  3. Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
  4. Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
  5. Боязнь идти домой.
  6. Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
  7. Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
  8. Депрессивное состояние.
  9. Сонливость, жалобы на мышечные боли.
  10. Нервный тик.
  11. Тремор.
  12. Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
  13. Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
  14. Покорность, подчинение к любым требованиям.
  15. Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
  16. Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.

Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.

Последствия

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:

  1. Постоянное чувство вины, стыда.
  2. Страх по незначительным поводам.
  3. Нервный тик.
  4. Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
  5. Частые депрессии, угнетённое состояние.
  6. Нарушения сна.
  7. Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
  8. Страх одиночества или отвержения социума.
  9. Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
  10. Психологические заболевания.
  11. Наплевательское отношение к окружающим.
  12. Агрессивное поведение в обществе.
  13. Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
  14. Резкая смена настроения.
  15. Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.

По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.

Реабилитация

Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:

  1. Психологические тренинги.
  2. Психотерапия.
  3. Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.

Мужчины и женщины одинаково по частоте страдают от психологического насилия.

Часто можно услышать мнение, что тревожное расстройство — последствие какой-либо психологической травмы. В этой статье мне хотелось бы показать, что тревожное расстройство может быть еще и своеобразным оружием против психологического насилия.

Моббинг в школе и на работе приводит человека к серьезным проблемам вплоть до желания покончить с собой. Ничем не отличается от него и моббинг дома, в семье.

Представим человека, который приходит на встречу к психологу и жалуется, что у него панические атаки. Вроде бы работа с психологом помогает, однако постепенно выясняется, что этот человек скрывает от семьи факт своего сотрудничества с психологом, потому что мама против, и девушка боится наказания.

  • Мама будет обвинять меня в том, что я плохая мать, а папа в том, что я трачу деньги семьи на психолога.
  • Как часто вы слышите упреки в свой адрес?
  • Каждый день. Мы все время вместе. Если бы не они, я наверное, бы все делала неправильно, а так они исправляют почти каждое мое действие с ребенком. И я все больше понимаю, что одна не справлюсь.
  • Вас когда-нибудь били?
  • Нет, они хорошие люди. Просто я плохая дочь. Я не должна злиться за упреки, потому что они за дело. Муж тоже так говорит.
  • Как вы реагируете?
  • Никак. Извиняюсь. Особенно часто перед папой. Потому что я мешаю ему смотреть телевизор по утрам, он любит просыпаться в 6 утра по привычке, а я хочу еще немного поспать.

«Где же тут насилие?»- спросит каждый второй читающий, не бывавший в этой ситуации. Да, собственно, везде. И при чем тут панические атаки девушки? При том, что это ее единственный инструмент выживания в сложившихся условиях. С тех пор, как она стала страдать паническими атаками, ее стали травить чуть меньше. И это более благоприятный вариант, чем многие другие. Некоторым приходится бессознательно причинять себе вред, чтобы остальные перестали это делать. И даже, выйдя из этой прикрытой травли здоровой, эта женщина вряд ли перестанет слышать осуждение внутри себя.

Методы психологического насилия.

Многие думают, что методы психологического насилия должны вызывать страх, как физическое насилие. Но их хитрость заключается в том, что в единичном виде акты психологического насилия ничем особенным не примечательны. Они начинают играть существенную роль, только когда повторяются многократно, как капли воды, капающие на темечко.

Психологическое насилие — это многократное повторение действий, нарушающих психологические границы человека строго по правилам насильника, ради установления контроля над этим человеком, демонстрации влияния на него. Насильник транслирует жертве: «Я на тебя влияю. Я всесилен. А ты, жертва, бессильна. И ты у меня в заложниках.»

В любой момент насильник(и) может вмешаться в жизнь жертвы (я на тебя влияю, когда хочу) , и она ничем не может этому заранее помешать. Ключевое слово — заранее . Жертва чувствует себя беззащитной для атаки в любое время дня и ночи. Когда захочется тирану, ей придется реагировать, ощущать какие-то эмоции, делать действия, нарушая все свои планы, отвлекаясь на это.(ты будешь реагировать, когда я захочу) Она может очень здорово отвечать на каждый удар. Но насилие в том, что она не может эти удары предотвратить. Постепенно тиран или группа тиранов берут контроль над всей жизнью жертвы. Над ее вещами, личным пространством, самооценкой, мыслями, эмоциями, отношениями с близкими, карьерой и т.п. (у тебя в жизни будет что-то, только если я разрешу/помогу/не помешаю). Пытаясь определить, имеет ли место психологическое насилие, стоит ориентироваться, скорее, на чувство бессилия , а не страха.

Степень вреда зависит не от метода, а от силы и продолжительности давления, степени очевидности давления. Если давление неочевидно, то оно более разрушительно. Поэтому стучание карандашом по столу всякий раз, когда человек входит в комнату, и отказ прекратить, может довести человека до полной потери себя, если будет продолжаться достаточно долго, и если этому человеку некуда уйти.

Некоторые скажут, что, подумаешь, можно просто не реагировать. Внешне можно не реагировать. Внутренне нельзя.

Для наглядности представьте себе, что на ваш мобильный телефон звонят каждые час — полтора. Предположим, что вы не можете выбросить телефон, и не выключаете звук (вам важно не пропустить другие звонки). Вы можете не брать трубку и можете сбрасывать звонок. Но он все равно будет звонить, когда вы на работе, когда спите, когда гуляете с друзьями, когда вы в постели с любимым человеком, когда вы едите, когда вы в магазине, на лекции, на совещании, когда вы в парикмахерской, когда играете в футбол, когда вы в музее, когда вы в палате навещаете кого-то, когда спит ваш ребенок. Когда вы на собеседовании, когда вы в кабинете начальника, в туалете, когда вы за рулем, в очереди, в сауне или на массаже. Даже это длительное перечисление мест, где он может прозвонить, вызывает раздражение. Этот звонок будут слышать все. Будут задавать вам вопросы, раздражаться, требовать остановить это, а вы … не сможете его отключить, потому что пропустите звонок от кого-то, кто вам дороже всего на свете. Сколько лет сможете выдержать? Думаете привыкнете? Через какое-то время будет казаться, что наступило привыкание. Это признак того, что реакции теперь будут проявляться не на эмоциональном уровне, а на телесном или в форме симптомов психологических расстройств. Так психика защищается от ежеминутной боли.

Есть и излюбленные методы психологического насилия:

  • Оскорбление, унижение, критика
  • Доминирование: требование отчета и согласования всех решений и действий (мужья/жены-тираны, родители-тираны),
  • Игнорирование или наоборот постоянные попытки общаться, нежелание прекратить говорить,
  • угрозы и запугивание,
  • шантаж,
  • обвинения,
  • намеки на неприятные и беспокоящие человека аспекты его жизни,
  • газлайтинг (отрицание действительности, внушение человеку мыслей о его неадекватности в восприятии, реакциях),
  • нарушение физических и социальных границ (тиран втирается в доверие ко всем близким жертвы),
  • подрыв самооценки,
  • уверенности в себе как в человеке, профессионале, матери и других ролях,
  • попытки постоянно дразнить человека,
  • захват и постоянное удержание внимания на тиране,
  • преследование физическое и киберпреследование (сталкинг),
  • причинение вреда насильником самому себе, если жертва не хочет выполнять его условия (родители третирующие взрослых детей, дети-тираны, сталкеры),
  • маскировка под жертву, то есть насильник обвиняет свою жертву в том, что своим существованием или защитой она наносит ему вред (виктимблейминг)
  • постоянное изменение правил игры в одностороннем порядке.

Инструкция по применению : для достижения хорошего эффекта использовать регулярно, не менее раза в день, каждый день выбирая новое место и время применения. Иногда давайте жертве пару дней тишины, чтобы она почувствовала расслабление, надежду и уменьшение желания бороться.

Каковы последствия психологического насилия?

Если насилие происходит в виде моббинга в школе, на работе и сталкинга, то чаще всего можно констатировать посттравматический синдром. И уже в его рамках депрессию, бессонницу и патологическое сомнение. Последствия в этих случаях похожи на последствия физического насилия.

При травле в семьях развиваются тревожные расстройства типа: ПА, ОКР (в том числе, компульсивное вырывание волос, причинение себе вреда), пищевые расстройства (булимия, анорексия, вомитинг), которые служат средством адаптации к ситуации, оружием для защиты. Они позволяют как-то выживать в этой ситуации, оставаясь в той же системе, не изменяя ее прямо, но изменяя косвенно через введение расстройства как нового «игрока», неподконтрольного ни жертве, ни тирану.

Примеры встраивания тревожного расстройства в систему коммуникаций в семье.

Например, вомитинг. У жертвы появляется желание «заесть» проблему. Или не только заесть, но и вызывать рвоту. Выясняется, что это не нравится маме. которая ежедневно дает дочери плохие оценки ее способностей и внешности, требует от дочери полного посвящения внимания родителям, запрещает встречаться с мужчинами и ожидает учебы только в выбранном для нее ВУЗе, а для верности шантажирует деньгами. Маме не нравится новое «хобби» дочери. Но дочь объективно не может себя остановить, она ведь зависима. Она получает некоторую разрядку благодаря тому, что хоть что-то маме неподконтрольно. (Теперь ты не во всем можешь на меня влиять, я не бессильна/бессилен)

Могут развиться панические атаки или ОКР с манией чистоты. Дикий ужас перед грязью становится существенным аргументом, которому не может противостоять ни сам человек, ни тиран, которому теперь приходится снимать ботинки в отдельном месте, помогать жертве что-то делать вопреки его желанию. Жертва не могла сама отстоять право на учет ее требований, теперь симптом делает это за нее. Жертва начинает влиять на тирана. (ты не всесилен.)

Взаимозависимость.

Казалось бы, здорово. Способ работает. Но парадоксальным образом оружие поворачивается против самой жертвы. Ведь жертва зависима от тирана, иначе он не мог бы быть тираном для нее. Депрессия, ПА, патологическое сомнение - все это удерживает человека дома, тиран пользуется этим для наращивания чувства бессилия у жертвы. И более того, иногда жертва может неосознанно поддерживать эти расстройства, чтобы … остаться с тираном, так как к этому времени (а может быть и до этого) ее уверенность в жизни без него может быть сведена до минимума, и страх самостоятельной жизни становится сильнее, чем страх постоянного давления. (ты не всесилен, но и ты был прав: я бессильна/бессилен)

Вернемся к нашей к истории в начале статьи. Девушка ежечасно получает упрек в отношении своих действий по уходу за дочерью, ежечасно ее действия исправляются. Она находится в условиях, где у нее нет своей территории. В любой момент любой человек может зайти в комнату, где она спит или занимается собой и дочерью. В любой момент мама может взять внучку и делать с ней то, что решает нужным. Ее шантажируют деньгами. Внушают ей мысли о ее несостоятельности, как матери и личности, а также мысли о неправомерности своих желаний и потребностей. А дальше обычно объединяется человека три-четыре вместе и травят уже слаженно. В итоге девушка начинает страдать паническими атаками, если остается дома одна(!). Родители ругают ее за это, обвиняют в симуляции, но ничего не могут поделать. Им приходится изменять свое поведение и дочь обретает некоторый контроль над ними, но все больше зависит от них. (Ты бессильна, ты у нас в заложниках, ты у своего ребенка в заложниках и не сбежишь. Мы всесильны, и ты всегда будешь с нами. Мы влияем на твою жизнь и будем влиять всегда. — Нет, вы не всесильны. Я тоже могу влиять на себя и даже на вас…но вы правы.. я бессильна, теперь без вас я со своими ПА не справлюсь) Ловушка захлопнулась.

Иногда жертвы выбирают очень радикальные методы доказательств своих возможностей влиять на свою жизнь. Речь о попытках самоубийства. Однако самоубийство = победа тирана.

Выиграть жертва может, только став счастливой 🙂

Зачем все это тирану?

Для решения собственных психологических проблем, коих может быть без счета. Контроль над кем-то — один из способов достичь иллюзии контроля над своей жизнью и проблемами. Он чувствует силы в любой момент поднять или опустить уровень самооценки жертвы, видит, что в любой момент, он может помешать ее планам или наоборот помочь, переключить внимание на себя, заставить отвлечься от чего-то. Любовь, если она есть, тиран откладывает в сторону. Когда человеку застилают глаза свои личные страхи, то восприятие действительности искажается, он перестает замечать страдания других. Только когда страхи отходят, он видит, что делает.

Что нужно делать в первую очередь?

Рассказать психологу о том, что кроме вашего тревожного расстройства, вас мучает еще и что-то в отношениях с тем или иным человеком. Порядок работы с тревожными расстройствами при постоянном нахождении под гнетом психологического насилия может меняться от случая к случаю, и зависит от желаний самого человека: остаться ли с теми, с кем тяжело, и выстроить новый способ взаимодействия, или найти силы для самостоятельной жизни, или попытаться пресечь преступления, совершающиеся в отношении человека. Но работа должна вестись по обоим вопросам. Вряд ли можно сказать, что только избавление от давления позволит решить проблему с тревожным расстройством. К этому времени оно может уже иметь свою независимую структуру. Равно, как и наоборот: решение проблемы с тревожным расстройством не наладит отношений с близким человеком (если тиран он), зато может возникнуть новое тревожное расстройство, которое по-прежнему будет играть роль коммуникативной связки в отношениях.
.
Но оружие против моббинга есть. Изучите вместе с психологом все, что касается ваших преследователей. Их самих, их мотивов, страхов, сильных и слабых сторон. И станет очевидно, почему они выбрали вас, почему им это удается, а значит, сразу станет очевидно, чем и как вы можете защитить себя

Вы сильны. Вы разберетесь. И вы не обязаны делать это в одиночку.

Внимание: поступила информация о том, что статьи с этого сайта используются в корыстных целях другими людьми. Уведомляю вас о том, что статьи, опубликованный на этом сайте нигде более не публикуются.

© Анна Владимировна Сенина, 2013-2017. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование статей, видео-роликов и других объектов и информации, размещенной на данном сайте.

http://сайт/wp-content/uploads/2016/08/Dizajn-bez-nazvaniya-18.jpg 315 560 Анна Сенина /wp-content/uploads/2018/11/3.png Анна Сенина 2016-08-01 19:20:30 2019-03-24 10:36:40 Психологическое насилие.