Межличностное изучение/узнавание является осознанием человеком того, как каков он в восприятии других людей. В группе появляется возможность исследовать отрицательные и положительные эмоциональные реакции, а также анализ других форм поведения. Члены группы открыто могут просить о поддержке и помощи друг друга и выказывать сколько хочется сильные аффекты, которые помогают получению исправляющего эмоционального опыта. Группа выступает в качестве социального микрокосма, личность внутри которого может приобрести большой опыт. Большое количество клиентов уверены, что большую пользу получили от группы, нежели от терапевта, ведущего группу.
Катарсис.
Когда сдерживаемые длительное время чувства злости, беспомощности, вины или иные «недопустимые» побуждения получают в группе выход, это способствует чувству освобождения и облегчения. сплоченность группы усиливается в итоге катарсиса, что благоприятствует возникновению условий для значительного взаимодействия между членами группы в обстановке понимания и безопасности.
Сплоченность.
Постоянный контингент участников группы есть необходимым условием продуктивной работы длительной групповой терапии. На ранних этапах многие терапевтические группы проходят через период нестабильности, когда одни клиенты уходят из группы, а другие к ней присоединяются, далее наступает долгий период стабильности, на который и падает больша часть терапевтической работы. Постоянное пребывание в группе - это залог успешного лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем более высока вероятность, что он продолжит быть ее участником. Один успешный пациент, после двухгодичной лет терапии оглядываясь назад, выразился так: «Главным было то, что группа просто оставалась рядом, что были люди, с которыми я мог всегда обсудить возникшие вопросы, которые не отделывались от меня. Было так много заботы в группе, ненависти и любви, и я являлся частью этого. Теперь мне гораздо лучше, я живу свой жизнью, и все же печально думать, что наша группа более не существует» .
Самопонимание.
Настоятельная потребность в ходе терапевтического процесса появляется в интеллектуальном понимании. Клиенты автоматически тянутся к пониманию, а терапевты интеллектуальный поиск приветствуют, вливаются в него. И хотя цель терапии состоит в трансформации, а не самопонимании, оно облегчает и направляет трансформацию.
Межличностное изучение/формирование (навыки общения).
Явственно или нет, но члены группы оттачивают свои навыки взаимопонимания и общения. К примеру, в одной из групп присутствовала девушка, которая не общалась ни с кем и не принимала участия в терапевтической работе. Однако она стала со временем улыбаться, нашла друзей и стала принимать участие в терапевтических сеансах. Для приобретения навыков общения могут быть применены специальные приемы, такие как обратная связь и ролевые игры.
Экзистенциальные факторы.
К ним принадлежат суждения и чувства, касающиеся индивидуального мировосприятия, к примеру: «Я осознаю, что должен предстать один перед жизнью, несмотря на любую близость, связывающую меня с другими людьми» или «Я осознал, что должен принять всю ответственность на себя за способ своей жизни, и не важно при этом, сколько я получаю руководства и поддержки от других» . Для большинства клиентов весьма важно обсуждать проблемы своей смертности и жизненной ограниченности в группе.
Альтруизм.
Целительным для клиентов является осознание того, что в группе каждый может быть полезен и нужен другим.
Вселение надежды.
Сама по себе вера в возможность изменений имеет терапевтический эффект. Других вдохновляет успешный пример решения проблем одним из клиентов.
Универсальность переживаний.
В группу люди приходят каждый с собственными проблемами, но осознают вскоре, что и другим свойственны те же трудности, то же состояние отчужденности и собственной несостоятельности.
Воспроизведение семьи.
Первичная семья пациента возрождается в том или другом виде в терапевтической группе. Хотя данный фактор не так уж высоко оценен собственно пациентами, он есть одним из основных источников силы терапевтической группы .
Руководство.
Данный фактор гарантирует не только внятное функционирование группы, но и дает возможность предоставить пациентам нужную по вопросам душевного здоровья информацию, предоставить предложения, советы и прямые указания к любым действиям.
Идентификация (или подражательное поведение).
Умение вести себя приобретается отчасти в ходе наблюдения за другими. Возможно подражание на начальном этапе поведению особо популярных членов группы или руководителя, чтобы получить одобрение. Постепенно участники группы приходят к экспериментам со всеми моделями поведения, наличествующими в группе .
В малой группе выделяют четыре базовых типа поведения людей.
Обособляющий тип.
Индивидуальная ориентировка хорошо выражена. Продуктивное решение задач наличествует только при условии некоего обособления от группы, более самостоятельно.
Ведомый тип.
Имеется тяготение к добровольному подчинению, конформности. Продуктивное решение повой задачи становится возможным за счет контакта с более компетентными и уверенными членами группы.
Лидирующий тип.
Индивидуум нацелен на власть в группе, эффективное решение задач становится возможным за счет подчинения других членов группы себе.
Сотрудничающий тип.
Индивидуум стремится постоянно к общему с другими членами группы решению задач и следует при варианте разумных решений за остальными .
Психотерапевту при распределении ролей способствует знание типов поведения участников группы, помогает более глубокому снятию механизмов психологической несовместимости некоторых ее членов.
Совпадение в одном лице неформального и формального лидера упрощает ситуацию, несовпадение делает более южным групповой процесс.
Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесным образом связана с пониманием особенностей групповой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей группой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.
Большинство курсов по управлению персоналом излагают руководства относительно повышения эффективности групп. Сюда относятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наиболее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.
Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на какое расстояние он переместился. Хотя в действительности свет вообще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос было много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно направления и величины перемещения света, и было достигнуто групповое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конкретных мнений, которые люди высказывали до этого.
Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но поведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:
1. Люди живут в группах в состоянии постоянной в заимозависимости.
2. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.
3. Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или менее специализированы. В действительности их специализация зависит от потребностей людей.
4. Индивиды участвуют по многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы.
5. Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).
6. Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой. В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.
Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче делать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх
урочной работе и т.п.).
Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные члены группы, однако группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.
Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, развивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.
Конфликт между группами и внутри группы - вполне естественное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлежности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «козла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.
Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.
Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не достигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние, которое приводит к новым действиям.
Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого индивида, не обязательно ясны и осознаны. Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.
Важен следующий результат наблюдений и экспериментов: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других. При наличии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависимости от привлекательности группы для ее членов. Личность вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.
Цели, которым группа может служить в организации, могут быть различными: начиная от распределения работы, осуществления управления и контроля за работой для решения проблем и принятия решений, до поднятия чувства ответственности и причастности к делам. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач.
Роли,связанные с групповой задачей | Роли, связанные с групповой поддержкой |
Инициирующий Предлагает новые идеи, способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы Разрабатывающий Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками Координирующий Объединяет идеи, предложения и пытается координировать действия членов группы Ориентирующий Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня | Поощряющий Поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений Гармонизирующий Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии Охраняющий и выполняющий Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения |
Оценивающий - критикующий Критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи Побуждающий к действию Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений | Устанавливающий стандарты Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса Пассивно следующий Пассивно следует за группой, выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психологическую напряженность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:
1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллектуальной, эмоциональной, двигательной активности;
2) общение по принципу «здесь и теперь», предполагающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;
3) выявление положительных качеств личности каждого участника;
4) искренность и доверительность в общении;
5) недопустимость непосредственных оценок человека (оцениваются не качества участников, а только их действия);
6) конфиденциальность всего происходящего в группе.
Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10-12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практика соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обычно рассчитан на 30-50 ч., средняя продолжительность каждого занятия - 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.
Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориентированные тренинги проводятся следующим образом:
Тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;
Осуществляется введение в проблематику тренинга, обеспечение открытости и доверительного отношения участников друг к другу;
Формируется готовность к взаимному сотрудничеству, мотивация достижения задач тренинга;
Осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и способностей;
Актуализируется профессионально-психологический потенциал специалистов;
Осуществляется коррекция профессионально-психологического потенциала личности специалиста.
При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этических правил и кодекса практического психолога.
Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора - человека, облегчающего проявление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.
Реализация личностно ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации 1 , максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:
Обеспечение сотрудничества всех объектов образования;
Построение общения на паритетных началах;
Признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;
Признание каждого субъекта общения уникальной личностью;
Открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
Фасилитационная организация пространства общения 2 .
Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.
Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни:
Рациональный (понимание эмоционального состояния);
Эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);
Действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);
Опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.
К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоценочное позитивное принятие другого человека; 2) активное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов.
Результатами личностно ориентированных профессиональных тренингов и критериями их эффективности являются:
Повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;
Переход специалистов на новый уровень профессионализма;
Развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
Создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;
Преодоление деструктивных профессиональных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.
Проведение личностно ориентированного профессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников - бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут оказаны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенствование каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен.
Рассмотрим основные этические противоречия,
1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:
Между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут
совпадать;
Между правом специалиста на профессиональный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;
Между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся получить конкретные рекомендации и четкие предписания.
О группе часто говорят как об организме. Одним из доказательств этого является готовность членов группы к сближению мнений и психологических качеств. В результате группа может решать совместные задачи.
Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Выход из этой затруднительной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых главными являются следующие:
- сложность задачи, которую приходится решать: увеличение сложности задачи ведет к уменьшению уверенности в себе;
- опыт решения подобного типа задач: если опыт большой, задача решается легко, но если его мало, то возникают затруднения с ориентированием в задаче - ориентироваться на себя или на других людей?
- авторитет личности в данной группе: если он высокий, то можно положиться на свои способности, но если он низкий, тогда мнение других может стать предпочтительнее;
- значимость группы для того, кто принимает решение: если человек уважает мнение группы, и она ему необходима, то вопрос решается путем соглашения с мнением группы, если группа не является значимой, выбор ориентирован только на собственное мнение.
Исследованиями обнаружено, что одного только присутствия других людей достаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.
Обычно расхождения во мнениях в начале формирования группы больше, чем при сформировавшейся структуре отношений. В значительной степени на сближение мнений членов группы влияют единые задачи. В сознании каждого они формируют готовность скорее согласиться, чем оспаривать положение дел. Правда, возможны исключения, если в группе идет борьба за лидерство. Эта борьба диктует членам группы свои правила поведения. Борьба за лидерство часто разделяет группу на две, со своими лидерами в каждой. Эта ситуация называется двойным лидерством. Возникшие группировки питают самолюбие лидеров, и они завершают раскол группы. В этом случае единая задача приобретает два смысла - отдельный для каждой из подгрупп. Сближение мнений становится в такой ситуации самым проблематичным.
В основе изменения и сближения мнений лежит механизм подражания и внушения. Академик В. М. Бехтерев считал, что подражание и внушение зачастую слабо осознаются человеком. Люди различаются степенью осознанности и критичности в тех случаях, когда им приходится менять собственные суждения. Один, например, осознает факт противоречий и соглашается с мнением группы или лидера-руководителя, но затем возвращается к собственному суждению. Другой, неосознающий эффекта подражания и внушения, настолько поддается влиянию, что перестает замечать подмену собственного суждения чужим (групповым, лидерским). Исследователи выделяют следующие обстоятельства, определяющие меру податливости членов группы:
- Максимальное внушающее давление на члена группы оказывают три человека с единым мнением. Особенно если эти лица обладают авторитетом.
- Влияние группы зависит от положения человека в группе. Меньше всего подвержены внушению лица, слабо зависимые от группы, но высоко ценимые ею. Обычно способности этих людей большие, чем у остальных членов группы, что заставляет большинство идти за высоко ценимым лидером. Более способному легче выбирать между группами, в которых ему приходится функционировать.
- Единство мнений сильнее в группах с демократической системой отношений, чем в авторитарных группах, но порядка и точности больше в авторитарном типе групп. Это происходит из-за того, что в группах с демократическими отношениями ее члены переключаются на межличностное общение. Если ситуация далека от экстремальной, критической, то снижается и эффективность совместной деятельности. Авторитарная система отношений оказывается эффективнее в сложных, кризисных ситуациях. Более жесткое распределение ролей и функций не только упорядочивает поведение каждого, но и повышает точность решения управленческих задач.
- Мнения, высказанные вслух, оказывают большее внушающее воздействие, чем полученные в письменном виде. Исключение составляют документы вышестоящих инстанций, которые в авторитарных обществах имеют особое значение. Живые свидетели всегда ценнее, т. к. бумаги можно уничтожить.
- Податливость групповому давлению зависит от очередности высказываемых мнений. Члены группы, раньше других высказавшие свое мнение, оказывают большее влияние на поведение остальных. Единство мнений большой части членов группы сильнее влияет на высказывания последних выступающих. Для повышения внушающего эффекта лидер, руководитель может высказать свое мнение не только в начале, но еще и подвести итог в конце, выбрав оптимальную линию поведения.
- Подверженность влиянию со стороны других значительная, если расхождение во мнениях существует, но оно незначительно. Оптимальной является определенная степень достоверности расхождений, не доходящая до абсурда.
- В сплоченных группах давление единого мнения на отдельных ее членов сильнее, чем в менее сплоченных. Сложившиеся положительные отношения связывают членов группы обязательствами друг перед другом. В менее сплоченных группах ее членам нечем особенно дорожить, кроме собственного мнения, поэтому они и испытывают меньше давления со стороны друг друга.
- При угрозе наказания чаще всего возникает эффект публичного согласия при внутреннем неприятии. Инакомыслие, всячески подавляемое тоталитарными режимами, приводит к внешнему единомыслию, что обеспечивает самосохранение членов групп и общества в целом. Однако это внешнее единомыслие делает людей равнодушными, пассивными, безынициативными, что приводит к постепенному снижению эффективности труда при внешнем благополучии.
- Мнение, выработанное группой, более устойчивое, нежели индивидуальное мнение рядовых членов группы. Групповое мнение становится нормой, «образцом для подражания». Неслучайно законотворчество на этапе завершения, принятия требует обязательного обсуждения и голосования.
Психологами определены типы поведения людей, которым приходится решать дилемму: быть независимым, но отвергнутым группой или быть несамостоятельным, но принятым группой. Было выделено три независимых и три несамостоятельных типа поведения:
- Первый тип независимых людей характеризуется полным доверием к собственным интеллектуальным способностям и жизненному опыту. Обычно это люди старшего поколения с высоким авторитетом в прошлом, и тем более в настоящем.
- Второй тип независимых людей характеризуется их уходом от давления группы с сохранением своего собственного мнения. Такое поведение возможно при наличии других значимых групп и авторитетов.
- Третий тип независимых людей отличается значительной напряженностью и сомнениями в условиях выбора решений. Но все же они, как правило, остаются при своем мнении.
- Первый тип несамостоятельных людей проявляет достаточную уверенность в своих интеллектуальных способностях, но нежелание быть отвергнутыми группой заставляет их принять чужие суждения. Их можно считать осмотрительными людьми.
- Второй тип несамостоятельных людей сравнительно легко принимает точку зрения большинства, т. к. мало доверяет собственным интеллектуальным возможностям.
- Третий тип несамостоятельных людей не замечает, что их мнение определяется точкой зрения большинства.
Объяснения людей несамостоятельных типов разнообразны. Одни оправдывают свое поведение недостаточностью информации для правильного принятия решений. Другие однозначно считают, что большинство всегда право, поэтому нечего и напрягаться.
Подверженность влияниям группы зависит от рода профессиональной деятельности. Специалисты, связанные с техникой, больше доверяют собственным знаниям, и мнение группы для них менее значимо. Гуманитарии и особенно обществоведы менее уверены в достоверности и истинности гуманитарных знаний и скорее изменят свое суждение в условиях группового давления.
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.
Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.
Групповой процесс
Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-
цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте»).
Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.
По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной «податливости» нормам и правилам группы - необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение).
Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько стадий (фаз) своего развития.
Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).
Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми ее участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привязанности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план
выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психотерапевта.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом, а в конечном результате - разочарование в самом методе лечения.
Если на первом этапе формирования группы психотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает своего апогея:
обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом - в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психотерапевтом.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную ф а з ы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.
Каковы желечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.
Сплоченность. Это характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворенность каждого.
Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.
Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтическое воздействие.
Альтруизм. Поведение, ориентированное на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.
Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.
Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-
тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистической оценке.
Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций и апробирования новых видов поведения. Члены группы убеждаются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.
Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.
Имитирующее поведение. Обучение адекватному поведению посредством наблюдения и имитации поведения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники группы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддержания.
Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, самораскрытию и в конечном итоге к облегчению.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:
· участие в работе группы;
· эмоциональная поддержка;
· помощь другим;
· самопроявление;
· отреагирование;
· обратная связь;
· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвязей);
· коллективный эмоциональный опыт;
· проверка и тренинг новых способов поведения;
· получение новой информации и социальных навыков.
В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воздействие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.
Групповая этика
Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, психотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.
Обоснованное требование, которое должно предъявляться психотерапевту, - это уровень его профессиональной подготовки. Многие полагают, что групповую психотерапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздействия групповой психотерапии.
Подготовка компетентных специалистов для групповой психотерапии - дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.
Первая стадия - обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вторая - стажировка в группе, которой руководит опытный специалист, третья - личное участие в групповом процессе.
Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специализации. Но опыт показывает, что этого бывает недостаточно.
Оптимальным вариантом второго этапа обучения является работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иногда полезно в процессе занятий передавать эту роль стажеру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руководство, а главное - «почувствовать» группу. В последующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.
Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-
ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, межличностных отношений, самораскрытия.
На Западе, например в Институте психиатрии и неврологии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психотерапии (Косевска, Чабала, 1990).
Внутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:
Согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
Свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
Профилактика психических травм.
Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей. В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.
Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.
Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при формировании группы.
И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.
ГРУППЫ ТРЕНИНГА
Общие положения
История создания групп тренинга тесно связана с именем социолога и психолога Курта Левина. Работая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.
Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с применением законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.
Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Естественно, такие группы на первых порах не были ориентированы на терапию.
Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование
личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).
Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитивные начала:
Применение общественных наук (психология, социология) в практической жизни;
Ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения;
Способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.