Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их первоклашка к новой жизни - урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон - все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Что же должны знать взрослые о показателях такой адаптации, ее особенностях и своей роли в этом процессе? Попробуем разобраться.

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу - это когда он с радостью идет в школу, с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других учеников, лучше справляющихся с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят.

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе - это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний школьников в сентябре, особенно первоклассников.
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия.
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, многие детишки к окончанию первой четверти в первом классе теряют вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли. А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием.
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная, и ученик испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись.
  3. Уровень самостоятельности первоклассника при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания учиться.


Стресс и адаптация ребенка к школе

Нередко первоклассники испытывают стрессы в период адаптации к школе. И особенно этому подвержены дети, которые не посещали детский сад . Первоклассники испытывают три вида стрессов:

  1. Социальный. Это проявляется в формировании взаимоотношений с одноклассниками, учителем.
  2. Интеллектуальный. Он проявляется при интеллектуальных нагрузках и усвоении новых знаний.
  3. Иммунологический. В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей, которые иногда провоцируются естественным обменом бактериями между одноклассниками.

Для того чтобы облегчить все эти виды стресса, родители должны соблюдать определенные рекомендации, разработанные психологами и педиатрами:

  1. Сон. Семилетним детям надо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, возможен и дневной сон.
  2. Прогулки и физические нагрузки. Лучший отдых - смена деятельности, поэтому умственную активность нужно сочетать с двигательной. Запись в бассейн, спортивный кружок поможет легче пережить адаптацию в школе. Первоклассникам врачи советуют проводить на свежем воздухе как минимум два часа в день.
  3. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах.

Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения. Школьная дезадаптация - это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника. Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание к новой школе, необходимость смены которой зачастую обусловлена семейными обстоятельствами, - сильный эмоциональный стресс в любом возрасте. Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: "Как же меня будут воспринимать в классе?", "Понравятся ли мне новые учителя?". И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой. Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании.

Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию , не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Адаптация к школе после летних каникул

После трехмесячного отдыха детишкам гораздо сложнее привыкнуть к школе, нежели взрослым выйти на работу после отпуска. Чтобы им быстрее включиться потом в учебный процесс, психологи советуют уже с середины августа менять режим дня. Он должен быть таким, как и в сентябре. Ребенку необходимо раньше ложиться спать и соответственно подниматься в то время, в какое он обычно поднимается в период школы. Во второй половине августа необходимо повторить пройденный в прошлом учебном году материал, больше читать.

За лето детская рука отвыкает от письма, поэтому необходимо написать с ребенком несколько диктантов. Пусть дома он напишет сочинение о проведенных каникулах и о лучших впечатлениях.

В первые дни сентября давайте возможность своему ученику отдыхать после уроков час или полтора. Важно также следить за пребыванием сына или дочки на свежем воздухе.

Беспокойный сон ребенка в это время - симптом тревоги и утомляемости. Не лишним будет заваривание на ночь чая из мяты, спокойное совместное времяпровождение на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы за час-два до сна ваш ученик или ученица не играли в слишком активные, возбуждающие игры.

Усильте в начале сентября детский рацион витаминами. Включайте в меню больше салатов и фруктов. Пусть ребенок ежедневно съедает горсть орехов, которые помогут облегчить умственные нагрузки. Помочь в интеллектуальной деятельности сможет и шоколад. Но только черный. Побалуйте ваше чадо!

Специально для - Диана Руденко

Началась осень, и многие ребята стали первоклассниками. Казалось бы, к этому моменту долго готовились и сами малыши, и их родители. Но переход от детского сада к школе обычно сопряжен с множеством самых разных психологических проблем.

Это и неумение долго сидеть без движения, изменение режима, которое вызывает раздражительность, нервозность, возникновение повышенной капризности. Период привыкания может продлиться довольно долго, особенно если родители не только не помогают малышу, но еще и постоянно повышают требования, ругают за каждый промах, заставляют по многу раз переписывать домашнее задание. Если в этот момент не прийти к ребенку на помощь, то это может стать причиной стойкой нелюбви к школьным занятиям, которая будет сопровождать ребенка во время всего периода обучения в школе.

Как помочь первокласснику скорее адаптироваться к школе, почитайте советы психологов, собранные для вас порталом сайт

Знания первоклассника

К знаниям первоклассника в последнее время предъявляются уж слишком повышенные требования. Если прежде умеющие читать до школы малыши считались наиболее умными и могли сразу занять ведущие по успеваемости позиции, то теперь умение читать, знать весь алфавит, писать и считать стали требованием при поступлении в первый класс. Кроме того, во многих школах стали проводить экзамены перед поступлением в школу.

На таких экзаменах ребенок должен продемонстрировать свои знания в логике, навыках беглого чтения, при котором малыш просто обязан прочитать определенное количество знаков в минуту, решить достаточно сложные математические примеры и задачи. В случае, если ребенок не справляется, его вполне могут не принять или обязать родителей платить за обучение в данной школе. Все это создает крайне напряженную обстановку, как для деток, так и для родителей будущих первоклассников .


Адаптация первоклассников к школе

От того, насколько благоприятной будет обстановка в семье в период поступления ребенка в школу, зависит скорость адаптации первоклассников к школе . Родители четко должны усвоить правило: как бы строго не относился к ребенку учитель, дома малыш должен иметь возможность расслабиться и отдохнуть. Здесь должны царить постоянная доброжелательность и поддержка. Даже если вы знаете, что ребенок не прав, что он не справился с какими-то требованиями учителя, дома он всегда получит возможность быть выслушанным и понятым. Во всяком случае, это правило должно действовать в течение первого года обучения. На данном этапе формируется его отношение к школе в принципе. Будет ли он любить процесс обучения или поход в школу будет сопровождаться желанием свернуть в ближайший парк – это напрямую зависит от теперешнего поведения родителей и формирования у ребенка позитивного отношения к школе.

Программа адаптации первоклассников

Программу адаптации первоклассников можно условно разделить на физиологическую, психологическую и социальную. Что касается физиологической части адаптации, то она не мыслима без достаточно четкого режима дня, который должен быть максимально приближенным к привычному. Не стоит отменять дневной сон, если малыш привык к нему. Но даже если он уже давно не спит днем, в этот период, особенно в первые два-три месяца обучения, стоит ввести хотя бы кратковременный дневной отдых. Постарайтесь не оставлять малыша в продленной группе, ему необходимо расслабиться в привычных домашних условиях.

Погуляйте с ним подольше, подышите свежим осенним воздухом. Заданное домашнее задание не стоит делать сразу после возвращения домой, но не следует его оставлять и на поздний вечер. Оптимально заканчивать все уроки еще до момента, когда дома собирается вся семья. Вначале стоит помочь ребенку в выполнении заданий. Но по мере его привыкания, старайтесь оставлять ему больше времени и простора для самостоятельных занятий, сводя все только к заключительной проверке.

Вечернее время лучше всего посвятить свободному времени, играм, общению с домочадцами. Перед сном учите ребенка собирать портфель на завтра, готовить одежду. Спать ребенка нужно укладывать пораньше, даже если в вашей семье это не принято. Полноценный сон помогает быстрее восстановить нервную систему, справиться со стрессом, избежать возникновения заболеваний, которые так характерны для этого периода.

Психологическая адаптация первоклассников

Показателем психологической адаптации является тот факт, что ребенок идет в школу с радостью, с удовольствием готовит уроки, охотно рассказывает обо всех событиях, которые происходят с ним в школе. Обратная реакция показывает, что малыш еще не адаптировался и нуждается в помощи.

Старайтесь вникать во все проблемы, о которых вам говорит ребенок. Не стоит его высмеивать, стыдить, а тем более, приводить в пример тех детей, которые лучше справляются с процессом обучения. Как показывает практика, это приводит лишь к раздражению, нежеланию делиться с родителями своими переживаниями и затаенной ненавистью к более успешным одноклассникам.

Старайтесь чаще хвалить ребенка, даже самые небольшие и незначительные успехи. Помните, что постоянная критика убеждает ребенка в том, что он неудачник, что стремиться к успеху бесполезно, все равно им всегда недовольны. Не стоит равняться на кого-то, ведь у каждого свои способности, таланты, свой склад характера. Неправы те родители и педагоги, которые пытаются дотянуть весь детский коллектив до одной планки. Отмечайте лишь явные успехи вашего ребенка. Хвалите за то, что он научился тому, чего раньше не знал, лучше прочел, лучше написал.

Помогайте ему, если он с чем-то не справляется, учите и показывайте, но при этом не делайте все за него, формируйте навыки самостоятельной работы.

Социальная адаптация первоклассников

Пожалуй, это самый сложный этап, особенно у тех детей, которые не посещали дошкольных учреждений. Как научить ребенка ладить с одноклассниками, находить себе друзей, избегать конфликтов? Ведь в школе, к сожалению, учитель в основном уделяет внимание учебному процессу, а на атмосферу в детском коллективе обращают внимание только самые талантливые педагоги.

Поэтому и здесь на помощь должны прийти, прежде всего, родители. Выслушивайте внимательно все жалобы и просьбы ребенка, возможно именно этот период наиболее важен в формировании последующего доверия и зарождения дружбы между детьми и родителями. Старайтесь не только жалеть своего ребенка, но и пытаться найти справедливые пути выхода из конфликтных ситуаций. В случае необходимости, встречайтесь с родителями тех детей, с которым общается ваш малыш, обращайте внимание педагога на некоторые моменты, которые тревожат или беспокоят вашего ребенка.

Всегда помните о том, что только вы можете защитить и уберечь вашего ребенка, но также только вы можете научить его уважать и оберегать других.

Сроки адаптации первоклассников к школе

Обычно сроки адаптации первоклассников к школе колеблются от трех месяцев до года. Кто-то привыкает к школе очень быстро, другим требуется больше времени. Все зависит от обстановки в семье, от поддержки родителей, от той атмосферы, которой будут окружены школьные занятия.

Если ребенка хвалят, если у него получается выполнять то, что требуется, то процесс адаптации будет значительно короче и пройдет мягче. Не жалейте потраченного времени и усилий, ведь именно в этот период вы закладываете и формируете стереотипы, связанные с обучающим процессом, который отразится на всей дальнейшей жизни вашего ребенка.

Посмотрите и послушайте мнение психолога о том, как проходит адаптация первоклашек к школе:

А вот еще один сюжет о том, как лучше помочь малышу скорее адаптироваться:

Как помочь гиперактивным деткам быстрее пройти адаптационный период:


Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям . Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам - и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок - самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка - только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи - не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, .
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайте и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:


Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.