Идея «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.


Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса. Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:


1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)). 2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»). Особенности круглого стола






Темы круглого стола Давайте уберем те, что непригодны для круглого стола Повышение пенсий по старости. Поэт и певец Высоцкий – явление советской эпохи. Проектная деятельность библиотек как способ создания положительного имиджа. И мужество как знамя пронесли








4. подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»). Сценарий предполагает: - определение понятийного аппарата (тезауруса); - краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения; - перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок); - разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации; - заключительную речь модератора;








II этап. Дискуссионный включает: 1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.


К общим правилам коммуникации относятся рекомендации: - избегай общих фраз; - ориентируйся на цель (задачу); - умей слушать; - будь активен в беседе; - будь краток; - осуществляй конструктивную критику; - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника. (ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола») 2. проведение «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.


3. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы. 4. ответов на дискуссионные вопросы; 5. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.




Сценарии круглых столов Конфликт. Я в конфликтной ситуации. Родительская любовь и стили родительского поведения Участие молодёжи в деятельности политических партий на местном уровне Женщина и семья; права и обязанности «Экология жилья. Экология человека» Выбор за нами



Круглый стол – довольно распространенное мероприятие практически в любой сфере, где приходится работать с людьми, вести переговоры или совещания . Рассмотрим, что это за вид публичных выступлений и каковы его особенности.

Круглый стол – это разновидность группового обсуждения . Его проводят для того, чтобы дать возможность группе людей послушать выступление нескольких экспертов в определенной теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.

Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.

Как провести круглый стол

Определите проблему или тему, которая вызывает резонанс. Сформулировать тему можно в виде вопроса, гипотезы, реальной жизненной ситуации и т.д.

  1. Выберите экспертов, т. е. участников, достаточно компетентных, чтобы выступать по данной проблеме. Желательно также, чтобы они представляли разные точки зрения на проблему. В круглом столе обычно принимают участие от 3 до 5 экспертов.
  2. Выберите лидера или модератора – того, кто будет следить за ходом обсуждения, передавать слово участникам и направлять дискуссию в нужное русло, используя ораторский прием “Обращение к слушателям” , чтобы представлять на рассмотрение вопросы.
  3. Выберите формат мероприятия

Круглый стол может проводиться в разных форматах. Например, в таком:

  • Лидер круглого стола или его модератор озвучивает тему, а эксперты представляют свое видение проблемы за установленный отрезок времени
  • Участники свободно обсуждают тему между собой, задавая вопросы или предоставляя контраргументы. На обсуждение выделяется определенное количество времени. Дискуссия регулируется модератором.
  • Модератор закрывает дискуссию и подводит итог выступлений экспертов и обсуждения

Обязанности организатора круглого стола

  • Определите проблемные темы для дискуссии
  • Убедитесь, что участники и модератор ознакомлены с процедурой проведения круглого стола, чтобы каждый мог эффективно выполнять свою роль и избегать распространенных ораторских ошибок .
  • При необходимости предоставьте помощь участникам круглого стола (источники информации, необходимые материалы по теме и т.д.).
  • Перед началом круглого стола ознакомьте участников с его принципами, а именно:
  1. Свобода обсуждения
  2. Право на собственное (аргументированное) мнение
  3. Уважение к другим мнениям
  4. Толерантное отношение к участникам
  5. Дружелюбный тон дискуссии

Рецепт успеха круглого стола тот же, что и любого другого публичного выступления. Помните, что цель круглого стола – разносторонний взгляд на проблему, на все ее аспекты. Нет смысла убеждать остальных в собственной правоте, отрицая мнения других. Истина рождается в дискуссии.

На наших курсах ораторского мастерства иногда мы проводим дискуссии, где каждый побывает в роли и ведущего, и участника.

Круглый стол «Я и моя ответственность»

(в рамках проведения профилактики безнадзорности)

Дата и время проведения : 23.04.13

Место проведения : кабинет №32

Участники: Обучающиеся ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №39»

Ведущий: Умбеткалиева Т.К., мастер производственного обучения

Эксперты : студенты

Регламент: вся программа длится до 1 ч. - из них 50 мин – рабочее время, 10 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

Оформление:

  • «Правила ведения дискуссии» (на проекторе)
  • плакат с названием круглого стола «Я и моя ответственность»
  • результаты опроса «Я и моя ответственность» (на проекторе)
  • Вопросы «круглого стола»

План игры

  1. Встреча и размещение гостей и участников
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Представление гостей и участников
  4. Итоги по проведенному анкетированию
  5. Обсуждение вопросов игры
  6. Выполнение заданий.
  7. Высказывания мнений и пожеланий по игре.

Цель:

  1. помочь учащимся понять важность правовых знаний
  2. обогатить знания учащихся по их правам и обязанностям.
  3. Выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом;
  4. Развивать умение высказывать своё мнение.

Задачи:

  1. Определить степень знакомства участников конституцией РФ, Уголовным кодексом, Административным кодексом и т.д.
  2. познакомить подростков с основными правовыми понятиями
  3. помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями

Предполагаемый результат:

  1. Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.
  2. Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.
  3. Знание того, что существуют документы по защите прав граждан всего общества;

Ход круглого стола с элементами правовой игры

Приветствие

Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести правовую игру на тему: «Я и моя ответственность» . Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Эти изменения закреплены законом.

Мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности.

Тема нашего разговора: «Я и моя ответственность» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам наших гостей и участников нашего круглого стола.

Гости:

Смирнов Георгий – эксперт по юридическим вопросам из Саратова;

Ульин Алексей - эксперт по административным правонарушениям из Новоузенска;

Лобза Матвей - эксперт по юридическим вопросам из Красноармейска;

Кручинин Роман – кандидат социальных наук из Красноармейска

Кисилев Даниил – эксперт по уголовным правонарушениям Энгельса

Букатин Роман – кандидат социальных наук из Саратова

Рудаков Дмитрий – эксперт по уголовным правонарушениям Саратова

Чуков Артем – кандидат социальных наук из Вольска

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

Детская пьянство и бродяжничество, детская наркомания и токсикомания – это наша беда на сегодня.

Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня .

Правила ведения дискуссии

Ведущий: Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения дискуссии и регламентом

1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2. Когда один говорит – другой должен слушать.

3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5. Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.

Перед началом обсуждения вопросов круглого стола, предлагаем вам ознакомиться с результатами анкетирования, который был проведен среди учащихся 11, 12, 14 группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

«Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Количество участников – 28 учащихся

(Демонстрация презентации)

1. Назови свои права:

  • Право на образование – 11 ч.
  • Право на фамилию – 1 ч.
  • Право на жизнь – 1 ч.
  • Право на свободу слова – 3 ч.
  • 14 учащихся не ответили на данный вопрос

Видно, что наши учащиеся довольно неплохо знают свои основные права. Право на образование – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство,
на безопасные условия жизни, на общение с родителями и другими родственниками,
на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав учащиеся не назвали – значит, не знают и не имеют представление.

2. Назови свои обязанности:

  • Охранять природу – 4 ч.
  • Платить налоги – 2 ч.
  • Соблюдать законы – 7 ч.
  • Служить в армии – 7 ч.
  • Выполнять гражданский долг – 2 ч.

Обязанность в понимании учащихся – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др.

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

  • Исполнять обязанности – 16 ч.
  • Требовать соблюдения прав – 0
  • И то и другое – 12 ч.

Большинство учащихся выбрали первый вариант ответа. Отрадно, что часть учащихся выбрали и третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.

4. Назови главный Закон нашей страны

  • Конституция РФ – 12 ч.
  • Другое – 16 ч.

Обидно, что большинство учащихся не знают главного закона нашей страны.

5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

  • С рождения – 4 ч.
  • С 14 лет – 2 ч.
  • С 16 лет – 11 ч.
  • С 16-18 лет – 2 ч.
  • С 18 лет – 9 ч.

Мнения ребят разошлись, Только 9 учащихся правильно назвали возраст,
с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет.

6. Административная ответственность наступает с:

  • 13 лет – 0
  • 14 лет – 13 ч.
  • 15 лет – 0
  • 16 лет – 15 ч.

Большинство учащихся ответили верно, что административная ответственность наступает с 16 лет. Это радует.

7. К уголовной ответственности привлекают за:

  • Оскорбление – 2 ч.
  • Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии – 1 ч.
  • Убийство – 21 ч.
  • Распитие спиртных напитков в общественном месте – 3 ч.

На седьмой вопрос верный ответ убийство (ст. УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет:

  • 9 часов вечера – 0
  • 10 часов вечера – 24 ч.
  • 11 часов вечера – 4 ч.
  • 12 часов вечера – 0

Несовершеннолетние учащиеся должны быть дома не позднее 10 часов вечера. Отрадно, что многие учащиеся это знают, но проживающие в общежитии нарушают данный закон.

9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков?

  • Да – 19 ч.
  • Нет – 8 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

Мнения учащихся разошлись, но большинство из них ответили что нужно ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков.

10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение?

  • Да – 16 ч.
  • Нет – 11 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

По мнению многих учащихся нужно ужесточит ответственность за курение.

Ситуации для обсуждения

(Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)

№ 1

Учащийся 1-го курса, проживающий в общежитии, занимается в своей комнате за своим компьютером. Входит старшекурсник, грубо выгоняет и занимает его место.

Прокомментируйте данную ситуацию .

Вопросы для обсуждения:

№2

Во время перемены учащиеся спровоцировали драку с другими учащимися, в результате которой были нанесены телесные повреждения.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№3

Учащаяся во время перемены написала оскорбительное слово на доске в адрес другой учащейся, что послужило поводом для конфликта.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№4

Учащийся в отсутствие воспитателя зашел в его кабинет и взял со стола чужой телефон.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№5

Учащийся получил стипендию. Двое других учащихся угрожая потребовали отдать деньги им, а затем силой их отняли.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

Завершение правовой игры

Заполнение гостями отзывов по круглому столу

Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»

Детям вручаются буклеты.


«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) - это место, где нужно и можно говорить.

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), - это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе - это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

В процессе организации мероприятия в формате «круглый стол» нужно учитывать большое количество нюансов. Ведь общение за таким столом предполагает максимальную открытость участников друг другу и их готовность к диалогу. Поэтому для эффективного «круглого стола» обязательно в первую очередь необходимо позаботиться о выборе правильного помещения. Оно должно быть достаточно просторным и светлым - таким, чтобы каждый участник мероприятия мог почувствовать себя достаточно комфортно.

Также нужно обдумать то, каким будет зала. Зачастую в середину ставят цветы. В некоторых случаях центр стола отдается под демонстрационные экраны, которые будут дублировать текст выступления.

Не забудьте и про детали. Подготовьте заранее таблички с именами участников мероприятия. Сразу определите, кто и где будет сидеть. Это решайте с учетом взглядов и интересов присутствующих. Так, например, не стоит располагать рядом друг с другом людей, у которых диаметрально противоположные взгляды на одно и то же событие - ничего, кроме конфликта у вас не получится.

Поставьте на стол стаканы с водой по количеству участников мероприятия. Также положите чистые листы бумаги и пишущие принадлежности.

Для удобства выступающих подготовьте проектор, двд-проигрыватель и (можно ноутбук), который будет подсоединен к экрану. Все это необходимо, чтобы можно было демонстрировать наглядные материалы в процессе выступления.

Выберите человека, который будет вести данное мероприятие. В его задачи входит процесса. Этот ведущий должен четко реагировать на обстановку, владеть темой мероприятия, уметь вовремя вставить нужный вопрос или перевести беседу в более мирное русло, на случай столкновения непримиримых по тому или иному вопросу соперников.

Нужно подготовить и ряд вопросов по теме мероприятия. Вдруг разговор где-то «просядет» и нужно будет помочь собравшимся. Для этого и необходимо заранее ознакомиться с темой беседы и проработать малейшие детали, связанные с ней.

Конечно же, учтите и тот факт, что собрание за круглым столом должно обязательно хотя бы раз прерваться на кофе-брейк. К нему тоже следует готовиться заранее. Плотного обеда такая пауза не предполагает, поэтому нужно организовать канапе, тарталетки с икрой, печенье, бутерброды, а также чай и кофе. Чем душевнее вы организуете «перекусочную» паузу, тем легче вам будет в ходе всей встречи принять какое-то общее решение.

Ну и не забудьте про закрытие мероприятия. Финал встречи обязательно нужно продумать очень тщательно. Это может быть и награждение всех участников, и кого-то одного. Может в качестве заключения использоваться итоговое слово организатора «круглого стола».