Проверочная работа по русскому языку. Языковые нормы

Автор: Кузнецова Екатерина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ"СОШ № 24" г. Асбеста Свердловской обл.
Описание материала: Данный материал представляет собой текст проверочной работы по русскому языку в четырех вариантах, а также ключи. Работа предназначена для учащихся 10 классов и предлагается после изучения раздела "Языковые нормы". Каждый номер задания соответствует номеру демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2015 года.
Цель: оценить уровень знаний учащихся по данной теме, предоставить возможность познакомиться с типологией заданий ЕГЭ по русскому языку

1 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды - весьма распространённые объекты.
ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
трое друзей
военные госпиталя
пара носков
более точно
наилучший результат

7.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»
Б) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульп¬торы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
В)Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом.
Г) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
Д) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ




А Б В Г Д

2 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
бОроду
лилА
назвалАсь
сверлИшь
прозОрлива

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


6.
к ДВУХСОТЛЕТИЮ со дня рождения
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРЫ наук
ДВУМЯСТАМИ рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях учителя и учеников.
Б) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
В) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука.
Г) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
Д) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

3 вариант

4 . В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
гнАлась
зАтемно
кремЕнь
звонИт
тОрты

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
2) В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
3) В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
4) Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
5) КАМЕНИСТУЮ почву сложнее обрабатывать.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем.
Б) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
В) Он обратился и получил помощь от директора завода.
Г) В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа.
Д) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

4 вариант

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ракУшка
принЯться
обеспЕчение
пОнявший
облегчИть

5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и рома¬нам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
опытные ШОФЕРЫ
несколько ГЕКТАРОВ

7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
Б) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
В) Получив начальное домашнее образование в Москве, этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
Г) Я читал роман «Анну Каренину».
Д) Я знаком с группой ребят, болеющими
за «Динамо». ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ключи
№ задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
4 Дозировать Прозорлива Гналась Понявший
5 Памятливый Стряхнуть Затруднительного Гордость
6 Госпитали Доктора Промок Положите
7 71236 15263 21435 41536

Проверочная работа

Вариант 1

Ст..ял х..л..дноватый, но тихий зимний день. На месте грязных луж хрустели тонкие л..дяные корки. Порхал ре..кий чистый сн..жок.

Имя существительное – это часть ____________, которая обозначает __________________ и отвечает на вопросы _________________________ .

Мужской род

Женский род

Средний род

Аллея, вагон, богатство, восток, декабрь, молоко, тетрадь, октябрь, солома, радость, лагерь, квартира, молодёжь, ёж.

Солнце опускается к горизонту. Мы с друзьями бродили по лесу. Скоро станет совсем темно.

    Какие части слов выделены?

ЗИМний, ПЕРЕлесок, прибежаЛ, с товарищАМИ.

Солнце осветило зелёное поле .

Проверочная работа

Вариант 2

    Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, глаголы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил., глаг.

Уже густели ранние д..кабрьские сумерки. В небе з..жглись первые крупные звёзды. А белые х..лмы во тьме к..зались огромными.

    Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя прилагательное – это часть ____________, которая обозначает __________________ предмета и отвечает на вопросы _______________________________________________ .

    Запиши существительные в три столбика.

Мужской род

Женский род

Средний род

Учитель, яблоко, четверг, товарищ, февраль, календарь, одежда, пальто, метро, жилище, деревня, небо, помощь, багаж.

    В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Река радует светлым журчанием. Ночью в реке заиграют звёзды. Мы мечтали найти исток реки.

    Какие части слов выделены?

ПОДснежник, за полЯМИ, встретиЛ, ГОРный.

    Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное в предложении слово.

Ветер спутал мои волосы .

Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Образец
Часть 1
ДиктантЧасть 2.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Звонит, начать, баржа, ракушка.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.
Гуляя по лесу, мы обнаружили лисью нору.
Ответ. _____________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания 6–16. Запиши ответы в отведённых для этого полях.
ФАЗАНЫ(Описание)
(1) На Кавказе диких кур зовут фазанами. (2) Их так много, что они там дешевле домашней курицы. (3) За фазанами охотятся с кобылкой, с подсаду и из-под собаки.
(4) С кобылкой вот как охотятся: возьмут парусины, натянут на рамку, в середине рамки сделают перекладину, а в парусине сделают прорешку. (5) Эта рамка с парусиной называется кобылкой. (6) С этой кобылкой и с ружьем на заре выходят в лес. (7) Кобылку несут перед собой и высматривают в прорешку фазанов. (8) Фазаны по зорям кормятся на полянках; иногда целый выводок - наседка с цыплятами, иногда петух с курицей, иногда несколько петухов вместе.
(9) Фазаны не видят человека, а не боятся парусины и подпускают к себе близко. (10) Тогда охотник ставит кобылку, высовывает ружье в прореху и стреляет по выбору.
(11) С подсаду охотятся вот как: пустят дворную собачонку в лес и ходят за ней. (12) Когда собака найдет фазана, она бросится за ним. (13) Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. (14) Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве. (15) Охота эта была бы легка, если бы фазан садился на дерево на чистом месте и сидел бы прямо на дереве - так, чтобы его бы видно было. (16) Но фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и как завидят охотника, так прячутся в сучках. (17) И бывает трудно пролезть в чаще к дереву, где сидит фазан, и трудно рассмотреть его. (18) Когда собака одна лает на фазана, он не боится ее, сидит на сучке и еще петушится на нее и хлопает крыльями. (19) Но как только он увидит человека, то сейчас же вытягивается по сучку, так что только привычный охотник различит его, а непривычный будет стоять подле и ничего не увидит.
(20) Когда казаки подкрадываются к фазанам, то они надвигают шапку на свое лицо и не глядят вверх, потому что фазан боится человека с ружьем, а больше всего боится его глаз.
(21) Из-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. (22) Собака чутьем услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. (23) И сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдет последний след, выход с того места, где кормились. (24) Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдет до того места, где днем сидит в траве или ходит фазан. (25)Когда она подойдет близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она все будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. (26) Когда собака подойдет совсем близко, тогда фазан вылетает и охотник стреляет.
6. Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ. _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты понимаешь значение слова «петушится»? 18 предложение. Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «прорешку» (из 4-го предложения) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).
Ответ. ______________________________________________________________
11. В 4-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:
Корень, суффикс, окончание
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ______________________________________________________
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _
13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 2-го предложения все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
Ответ. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ. _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Представь, что одноклассник (одноклассница) просит у тебя почитать книгу, а ты не можешь ее дать, потому что она не твоя. Постарайся отказать так, чтобы не обидеть одноклассника (одноклассницу). Запиши свой отказ. Ответ. ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________