«Я видел принцип «круглого стола» в действии в школах, которые посетил, и был впечатлен разницей»

«Круглый стол»

Сдвиньте столы (парты) и посадите учеников в круг. Убедитесь, что круг имеет правильную форму, чтобы любой участник видел лицо каждого. Учитель является частью круга и сидит на таком же стуле или табурете, как и все остальные. Это помогает предупредить что-нибудь особенное, что может происходить в классной комнате; в данном случае учитель является посредником, а не руководителем.

Идеальное количество детей - от шести до восемнадцати; если их больше, то беседы становятся обременительными. Необходимо также установить основные правила. Я рекомендую использовать минимальное количество, но следующие три правила являются обязательными.

Рекомендую не пожалеть времени на то, чтобы подготовить классную комнату для «круглого стола». Возьмите рулон клейкой ленты, которая быстро и легко приклеивается к полу. В образованный круг можно поставить стулья или табуреты.

Как провести «круглый стол»?

Единовременно может говорить только один человек.

Никто не обязан говорить, если он не хочет.

Никому не позволяется грубость или недоброжелательность.

Проведите беседу с младшими школьниками, например о медведе. Тот, у кого в руках медведь, тот рассказчик. Когда игрушка передается, то ребенок, держащий его, становится следующим рассказчиком (вместе медведя может использоваться подушка или любой другой предмет). Объект разговора передается по кругу, и единственный человек, которому разрешается говорить, тот, кто держит его в руках. Это поддерживает порядок и не дает всем говорить одновременно. Это также дает любому застенчивому ребенку шанс участвовать в беседе.

«Качественная модель «круглого стола» преобразует замкнутые, отрицательно настроенные коллективы. Она поможет всем взрослым и детям бороться с травлей в школах, деструктивным поведением и плохими взаимоотношениями. Эта программа должна быть в основе новой учебной стратегии».

С чего начать и чем закончить?

Начните «круглый стол» с игры, чтобы растопить лед и стимулировать навыки умения слушать. Когда вы продвигаетесь дальше к управляемой дискуссии, начните с нейтральной темы, например «Мое любимое занятие в выходные дни».

«Круглый стол» может также использоваться для проработки какой-то определенной проблемы. Например, если группа младших школьников втягивается в процесс запугивания, то это поведение можно было бы открыто обсудить в тесном кругу. Другим примером может быть следующее: когда ученик исключается из группы из-за несовместимости во мнениях; можно провести обсуждение на «круглом столе», которое сосредоточится на праве человека быть другим, а не как все. Это можно сделать так, чтобы не привлекать внимания к исключенному человеку, но заставить остальных детей задуматься над причинами изоляции.

И в заключение хочу сказать: всегда правильно заканчивайте работу «круглого стола». Придумайте, что можно использовать как сигнал об окончании. Некоторые учителя используют релаксацию или упражнения на растяжку, тогда как другие читают короткое стихотворение.

«Круглый стол» против школьной травли

Преимущество «круглого стола» заключается в том, что он облегчает оказание помощи и создает атмосферу уважительного отношения в школе, улучшает навыки общения и помогает детям развивать их чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Метод также способствует развитию гражданской позиции, учит демократии и решению проблем, питает творческий потенциал. Кроме того, «круглый стол» повышает результативность и эффективность системы воспитания и поддерживает персонал школы.

«Круглый стол» уже регулярно используется во многих школах в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и в США и играет важную роль в профилактике школьной травли. Применение метода оказывает помощь подросткам в развитии таких навыков, как умение слушать и сопереживать. «Круглый стол» способствует развитию чувства уважения к другим людям и индивидуальному ощущению собственного достоинства. Метод позволяет создать мини-форум, в пределах которого можно рассмотреть природу и последствия издевательств, он может также использоваться для коллективной разработки системы правил борьбы с травлей, в которую вносят вклад все члены школьного сообщества.

Круглый стол «Я и моя ответственность»

(в рамках проведения профилактики безнадзорности)

Дата и время проведения : 23.04.13

Место проведения : кабинет №32

Участники: Обучающиеся ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №39»

Ведущий: Умбеткалиева Т.К., мастер производственного обучения

Эксперты : студенты

Регламент: вся программа длится до 1 ч. - из них 50 мин – рабочее время, 10 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

Оформление:

  • «Правила ведения дискуссии» (на проекторе)
  • плакат с названием круглого стола «Я и моя ответственность»
  • результаты опроса «Я и моя ответственность» (на проекторе)
  • Вопросы «круглого стола»

План игры

  1. Встреча и размещение гостей и участников
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Представление гостей и участников
  4. Итоги по проведенному анкетированию
  5. Обсуждение вопросов игры
  6. Выполнение заданий.
  7. Высказывания мнений и пожеланий по игре.

Цель:

  1. помочь учащимся понять важность правовых знаний
  2. обогатить знания учащихся по их правам и обязанностям.
  3. Выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом;
  4. Развивать умение высказывать своё мнение.

Задачи:

  1. Определить степень знакомства участников конституцией РФ, Уголовным кодексом, Административным кодексом и т.д.
  2. познакомить подростков с основными правовыми понятиями
  3. помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями

Предполагаемый результат:

  1. Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.
  2. Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.
  3. Знание того, что существуют документы по защите прав граждан всего общества;

Ход круглого стола с элементами правовой игры

Приветствие

Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести правовую игру на тему: «Я и моя ответственность» . Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Эти изменения закреплены законом.

Мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности.

Тема нашего разговора: «Я и моя ответственность» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам наших гостей и участников нашего круглого стола.

Гости:

Смирнов Георгий – эксперт по юридическим вопросам из Саратова;

Ульин Алексей - эксперт по административным правонарушениям из Новоузенска;

Лобза Матвей - эксперт по юридическим вопросам из Красноармейска;

Кручинин Роман – кандидат социальных наук из Красноармейска

Кисилев Даниил – эксперт по уголовным правонарушениям Энгельса

Букатин Роман – кандидат социальных наук из Саратова

Рудаков Дмитрий – эксперт по уголовным правонарушениям Саратова

Чуков Артем – кандидат социальных наук из Вольска

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

Детская пьянство и бродяжничество, детская наркомания и токсикомания – это наша беда на сегодня.

Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня .

Правила ведения дискуссии

Ведущий: Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения дискуссии и регламентом

1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2. Когда один говорит – другой должен слушать.

3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5. Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.

Перед началом обсуждения вопросов круглого стола, предлагаем вам ознакомиться с результатами анкетирования, который был проведен среди учащихся 11, 12, 14 группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

«Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Количество участников – 28 учащихся

(Демонстрация презентации)

1. Назови свои права:

  • Право на образование – 11 ч.
  • Право на фамилию – 1 ч.
  • Право на жизнь – 1 ч.
  • Право на свободу слова – 3 ч.
  • 14 учащихся не ответили на данный вопрос

Видно, что наши учащиеся довольно неплохо знают свои основные права. Право на образование – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство,
на безопасные условия жизни, на общение с родителями и другими родственниками,
на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав учащиеся не назвали – значит, не знают и не имеют представление.

2. Назови свои обязанности:

  • Охранять природу – 4 ч.
  • Платить налоги – 2 ч.
  • Соблюдать законы – 7 ч.
  • Служить в армии – 7 ч.
  • Выполнять гражданский долг – 2 ч.

Обязанность в понимании учащихся – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др.

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

  • Исполнять обязанности – 16 ч.
  • Требовать соблюдения прав – 0
  • И то и другое – 12 ч.

Большинство учащихся выбрали первый вариант ответа. Отрадно, что часть учащихся выбрали и третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.

4. Назови главный Закон нашей страны

  • Конституция РФ – 12 ч.
  • Другое – 16 ч.

Обидно, что большинство учащихся не знают главного закона нашей страны.

5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

  • С рождения – 4 ч.
  • С 14 лет – 2 ч.
  • С 16 лет – 11 ч.
  • С 16-18 лет – 2 ч.
  • С 18 лет – 9 ч.

Мнения ребят разошлись, Только 9 учащихся правильно назвали возраст,
с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет.

6. Административная ответственность наступает с:

  • 13 лет – 0
  • 14 лет – 13 ч.
  • 15 лет – 0
  • 16 лет – 15 ч.

Большинство учащихся ответили верно, что административная ответственность наступает с 16 лет. Это радует.

7. К уголовной ответственности привлекают за:

  • Оскорбление – 2 ч.
  • Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии – 1 ч.
  • Убийство – 21 ч.
  • Распитие спиртных напитков в общественном месте – 3 ч.

На седьмой вопрос верный ответ убийство (ст. УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет:

  • 9 часов вечера – 0
  • 10 часов вечера – 24 ч.
  • 11 часов вечера – 4 ч.
  • 12 часов вечера – 0

Несовершеннолетние учащиеся должны быть дома не позднее 10 часов вечера. Отрадно, что многие учащиеся это знают, но проживающие в общежитии нарушают данный закон.

9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков?

  • Да – 19 ч.
  • Нет – 8 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

Мнения учащихся разошлись, но большинство из них ответили что нужно ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков.

10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение?

  • Да – 16 ч.
  • Нет – 11 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

По мнению многих учащихся нужно ужесточит ответственность за курение.

Ситуации для обсуждения

(Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)

№ 1

Учащийся 1-го курса, проживающий в общежитии, занимается в своей комнате за своим компьютером. Входит старшекурсник, грубо выгоняет и занимает его место.

Прокомментируйте данную ситуацию .

Вопросы для обсуждения:

№2

Во время перемены учащиеся спровоцировали драку с другими учащимися, в результате которой были нанесены телесные повреждения.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№3

Учащаяся во время перемены написала оскорбительное слово на доске в адрес другой учащейся, что послужило поводом для конфликта.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№4

Учащийся в отсутствие воспитателя зашел в его кабинет и взял со стола чужой телефон.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№5

Учащийся получил стипендию. Двое других учащихся угрожая потребовали отдать деньги им, а затем силой их отняли.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

Завершение правовой игры

Заполнение гостями отзывов по круглому столу

Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»

Детям вручаются буклеты.


В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».

Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол , прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола , как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

Подготовительный этап круглого стола

1.Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2.В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

3.На этапе подготовки круглого стола приглашается группа специалистов, которая будет своего рода генератором идей на мероприятии. Это могут быть представители местных государственных и общественных организаций, вузов, специалисты различного профиля. В отдельных случаях роль специалистов могут сыграть наиболее подготовленные читатели, библиотечные активисты, которые предварительно готовят короткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы.

4.Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5.Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6.Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7.Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

Этап проведения круглого стола

1.Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

2.Ведущий предоставляет слово выступающим с краткими сообщениями по различным аспектам обсуждаемой темы (проблемы), либо приглашенным специалистам, либо заранее подготовленным читателям. Это могут быть как инициатив-ные выступления, так и заблаговременно подготовленные ответы на поступившие письменные вопросы читателей.

3.Если после сообщений читатели задают устные вопросы, то ведущий (библиотекарь) по своему усмотрению для ответов предоставляет слово тому или иному специалисту. Если у читателей возникает желание обменяться мнениями по существу выступлений, им необходимо предоставить возможность высказаться.

4.После завершения обсуждения ведущий (библиотекарь), как правило, берет заключительное слово, в котором подводит итоги круглого стола. В своем выступлении ведущему целесообразно отметить полноту и глубину рассмотрения темы и ее основных проблем, дать оценку активности читателей, поступивших вопросов и ответов на них.

Варианты проведения круглых столов

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.


Организационные особенности круглых столов

Отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Существенные ограничения в плане количества посетителей;

Относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

Камерность мероприятия.

Модерация (ведение) круглого стола

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Круглый стол – довольно распространенное мероприятие практически в любой сфере, где приходится работать с людьми, вести переговоры или совещания . Рассмотрим, что это за вид публичных выступлений и каковы его особенности.

Круглый стол – это разновидность группового обсуждения . Его проводят для того, чтобы дать возможность группе людей послушать выступление нескольких экспертов в определенной теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.

Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.

Как провести круглый стол

Определите проблему или тему, которая вызывает резонанс. Сформулировать тему можно в виде вопроса, гипотезы, реальной жизненной ситуации и т.д.

  1. Выберите экспертов, т. е. участников, достаточно компетентных, чтобы выступать по данной проблеме. Желательно также, чтобы они представляли разные точки зрения на проблему. В круглом столе обычно принимают участие от 3 до 5 экспертов.
  2. Выберите лидера или модератора – того, кто будет следить за ходом обсуждения, передавать слово участникам и направлять дискуссию в нужное русло, используя ораторский прием “Обращение к слушателям” , чтобы представлять на рассмотрение вопросы.
  3. Выберите формат мероприятия

Круглый стол может проводиться в разных форматах. Например, в таком:

  • Лидер круглого стола или его модератор озвучивает тему, а эксперты представляют свое видение проблемы за установленный отрезок времени
  • Участники свободно обсуждают тему между собой, задавая вопросы или предоставляя контраргументы. На обсуждение выделяется определенное количество времени. Дискуссия регулируется модератором.
  • Модератор закрывает дискуссию и подводит итог выступлений экспертов и обсуждения

Обязанности организатора круглого стола

  • Определите проблемные темы для дискуссии
  • Убедитесь, что участники и модератор ознакомлены с процедурой проведения круглого стола, чтобы каждый мог эффективно выполнять свою роль и избегать распространенных ораторских ошибок .
  • При необходимости предоставьте помощь участникам круглого стола (источники информации, необходимые материалы по теме и т.д.).
  • Перед началом круглого стола ознакомьте участников с его принципами, а именно:
  1. Свобода обсуждения
  2. Право на собственное (аргументированное) мнение
  3. Уважение к другим мнениям
  4. Толерантное отношение к участникам
  5. Дружелюбный тон дискуссии

Рецепт успеха круглого стола тот же, что и любого другого публичного выступления. Помните, что цель круглого стола – разносторонний взгляд на проблему, на все ее аспекты. Нет смысла убеждать остальных в собственной правоте, отрицая мнения других. Истина рождается в дискуссии.

На наших курсах ораторского мастерства иногда мы проводим дискуссии, где каждый побывает в роли и ведущего, и участника.

Методика

Подготовки и проведения круглого стола

Методические рекомендации по подготовке и проведению круглого стола предназначены для организаторов и участников профессионального конкурса «Учитель года г. Красноярска». При разработке методических рекомендаций использованы тексты Т.Г. Григорощук, к.э.н., Н.В. Матюхиной, Петрова А.В., материалы Википедии, сайтов http://www.kadroman.ru, http://www.inter-pedagogika.ru, http://www.vap-vdonsk.ru.


Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность специалиста, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, «круглый стол» имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея «круглых столов» заключается во встрече одиномышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.



Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).

Круглый стол предполагает:

1. готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.

2. наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

1. неразрешённый вопрос;

2. равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении «круглого стола» для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

· подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

· подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

· подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

Определение понятийного аппарата (тезауруса);

Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

Заключительную речь модератора;

· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

· - избегай общих фраз;

· - ориентируйся на цель (задачу);

· - умей слушать;

· - будь активен в беседе;

· - будь краток;

· - осуществляй конструктивную критику;

· - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

· Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

3. проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

5. ответов на дискуссионные вопросы;

6. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

· подведение заключительных итогов ведущим;

· установление общих результатов проводимого мероприятия.