1. В центре повести, несомненно, стоит фигура Дарьи Пинигиной , восьмидесятилетней старухи, которая находится в своем уме. Именно поэтому односельчане в любых сложных ситуациях идут к ней за советом. Она – этакий негласный лидер, за которой тянутся старожилы и прислушиваются к ее мудрым речам.

Свои корни

У стариков, видавших всякое на своем веку, одно желание – чтобы их оставили в покое, дали дожить последние годы на своей земле. И умереть на ней. А еще их очень тревожит легкомысленное отношение к жизни детей, то, что они забывают традиции, забывают свои корни. Следующее поколение не понимает, почему их предки так цепляются за этот остров, за пределами которой идет большая жизнь.

Конечно, пользу технического прогресса понимают и старики, только они против того, чтобы люди становились такими же бездушными, как эти самые машины. И вот уже человек ощущает себя царем природы, а это неправильно. Он всего лишь песчинка.

Старики пытаются привить молодежи любовь к своей земле, однако их посылы чужды молодежи. По всему видно, что и сам автор на стороне стариков, которых он искренне жалеет, болеет за их судьбы. Каждого из этих героев, автор описывает с большой теплотой. А вот образы молодежи, предстают перед нами не в самом выгодном для них свете. По сравнению со старшим поколением, они кажутся черствыми, порой бездушными людьми, которые находятся в погоне за развлечениями и красивой жизнью.

Посягательство на святое

По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.

Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.

Первый пожар

Дарья идет на кладбище, но неожиданно для себя приходит на самую высокую точку местности, откуда виден весь поселок. И грустит, невеселые думы одолевают ее. В очередной раз на остров приезжает сын Дарьи Павел, который уже перевез всю свою семью и хочет забрать мать, однако она упрямится.

Тем временем, старуха Настасья и дед Егор все-таки решаются уехать в город. Готовится к переезду и еще одна пожилая женщина по имени Катерина. Пользуясь этим, ее сын Петруха поджигает собственный дом. Он хочет побыстрее получить за него деньги. А потом неожиданно исчезает из деревни. Несчастная женщина находит приют в доме у Дарьи.

Время сенокоса. Время уезжать

Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.

После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.

Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.

Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.

Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.

Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.

Пришла для Матеры последняя весна - это остров и де­ревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать, в тот миг Ангара выйдет из берегов и затопит Матеру. Большая часть уехала в другие города. В деревне осталось лишь старшее поколение. Они остались охранять дома, ухаживать за домашним скотом и огородом. Зачастую все собирались у старухи Дарьи. Она ничем не могла помочь из-за сложившейся ситуации в Матери.

Сима часто заходила со своим пятилетним внуком Коленькой. Судьба у нее была нелегкой, долгое время скиталась по белому свету, ро­дила единственную немую дочь без мужа. Ее дочь долго была в девках, но стоило ей «попробовать мужика», сорвалась и начала чудить. Родила она не известно от кого мальчишку, затем уехала, ничего не объяснив. Сима и внук остались одни.

Частенько захаживала Настасья. Старуха чудила, оставшись одна с дедом Егором. Их дети умерли. Она много разного придумывала на деда, да все жа­лобное. По ее рассказам, он то плакал, то по ночам кричит вроде как умертвляют его. Егор сердился из-за этого, но ничего не предпринимал.

Одним из вечеров собрались Дарья, Нас­тасья и Сима с мальчишкой. Чайничали. Богодул взволнованно забегает к ним и закричал: «Мертвых грабют!». Богодул прибежал сказать всем плохую новость о том, что пришли зачинщики на кладбище и начали рубить кресты да спиливать тумбочки. Старухи сразу же побежали туда.

Жители Матери накинулись на пришедших так, что те не выдержали и уп­лыли с острова. Матера успокоилась. Жителям пришлось до полуночи ползать по кладбищу, возвращая кресты и тумбочки на место.

Начался сбор урожая. Для уборки хлеба приехали из города. Городские подпалили мельницу. Глядя на то, как она горит, старух заплакали, а молодежь танцевала у пылающей мельницы.

Наступил сентябрь. Остров стал пустым. Остались пятеро людей: Дарья с Катериной, Сима с внуком и Богодул. Прибыла бригада, которая начала сжигать избы. Не спаленными остались околоток от Дарьиной избы и ба­рак. До того как избу на сожжение оставить, Дарья ее побелила. Дом сожгли. Пришло время уезжать.

Павел приехал на остров с Настасьей. Она приехала проститься с Матреной. Дед Егор не вынес горя и умер. Уговорила Дарья их на последнюю прощальную ночь оставить - старика и Матера. Павел уехал, а вместе с ним уехали зачинщики. Был один лишь барак. В нем старики и провели последнюю ночь.

Картинка или рисунок Прощание с матерой

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание И дольше века длится день Айтматов

    Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Чехов Размазня

    В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает

  • Краткое содержание Чудак из 6 б Железников

    У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется

  • Краткое содержание Три девушки в голубом Петрушевская

    Три девушки живут в летнее время года со своими детьми на даче. Светлана и Ирина воспитывают своих собственных детей одни, потому что их троих женщин, муж присутствовал только у Татьяны.

Практическое занятие по теме

Практическое занятие по теме

«Актуальные и вечные проблемы

в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Оборудование: портрет писателя Распутина; выставка книг; иллюстрации;

видеозапись спектакля по повести В. Распутина «Последний срок»;

Эпиграф: Два чувства близки нам –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

Ход занятия

1. Вступительное слово преподавателя

Ребята, сегодня мы проводим практическое занятие по теме «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар» слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

Обратимся к словам А.С. Пушкина, написанным в XIX веке.

Два чувства близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

От них основана от века по воле Бога самого

Самостоянье человека – залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля б была без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

Обратите внимание на значение слов самостоянье и величие.

Как вы понимаете их значение?

(«Самостоянье» – это ощущение себя твердо и уверенно стоящим на земле, когда никакой, даже самый жесткий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин объясняет значение слова самостоянье так: «чувство собственного духовного достоинства».

«Величие» - огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении».)

А сейчас, исходя из значений данных слов, подумайте над смыслом пушкинской фразы?

И поэтому целью нашего сегодняшнего занятия будет обращение к повести В. Распутина «Прощание с Матерой», которая заставляет нас всех задуматься о таких изменениях в жизни, которые бы не уничтожили человеческое в человеке; повесть, которая помогает молодому поколению воспитать любовь к своей родине, бережно относиться к родной земле, к памяти своих предков;

Нравственные проблемы Распутин ставит во многих своих рассказах и повестях. Например, повесть «Последний срок», которую сам Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В этом произведении писатель показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время.

Восьмидесятилетняя старуха Анна, живущая у сына Михаила, имела одну единственную цель, которая осталась у неё в жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Много было детей у Анны, и все они разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. У всех свои семьи, работа, все они вспоминают о матери очень редко. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих детей, старуха стала оживать». А они решают свои проблемы, и никому не пришла в головы мысль уделить матери больше внимания. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её. Увидев, что мать поправляется, решили скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Дети упустили «последний срок» что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

Наш Старооскольский театр для детей и юношества в 2007 году поставил спектакль по мотивам этой повести. Вот несколько кадров из этого спектакля.

(видеофильм)

Скажите, а какие же проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матерой»?

(Прежде всего, писатель говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Остро ставит проблему самого существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры. Распутин касается и экологических проблем, расширяя это понятие, говоря об экологии души).

А сейчас обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, - «Прощание с Матерой».

В этой повести Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. Автор показывает прощание со своей малой родиной.

Скажите, от чего образовалось слово прощание? (заглянем в семантику этих слов).

Прощание – от слова проститься.

Проститься: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться.

Глагол прощаться выражает оба значения, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом.

Что же такое «Матера» ? Заглянем в словарь В.И.Даля.

«Матера – материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».

Составьте синонимический ряд к этому слову.

Матера – мать – сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина…

Действительно ли, что все эти понятия вместило название острова Матера? Попробуем это доказать содержанием повести.

2. Беседа по содержанию повести «Прощание с Матерой»

На столах лежат вопросы, по которым производится анализ повести «Прощание с Матерой»

    Какой вы запомнили распутинскую Матеру при чтении, какое впечатление она производит?

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, «встречая и провожая годы». На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А еще видится мне поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата, листень.

При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем Матера?»

Запоминается Матера и в ночной час, когда гаснут звезды и выходит оглядывать свои владения Хозяин острова. В ночной тиши слышатся журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различима изба Петрухи, не успевшая взобраться на горку. Вот другие уже оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина.

Скупые, но емкие приметы времени выявляют неразрывную связь прошлого и настоящего, свидетельствуют о том, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию» - колхоз. Как вся страна, Матера послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала война двоих сыновей у Дарьи: один остался в братской могиле на чужой стороне, другой, что заменил ушедших, погиб на лесоповале.

«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь» (гл. 7) «остров собирался жить долго».

Как вы думаете, почему повесть начинается с весеннего пейзажа?

(Художественное время начала повести символично: «…такая наступила кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень… с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара и так все казалось прочным, вечным…» Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда» дней Матеры – ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.

    Если так богата материнская земля, то почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? В деревне остались только старики и старухи. Какая уготована судьба острову?

Течет жизнь, время… Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – все это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению. Произойдет «убиение» Матеры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее и будущее. Для всех жителей Матера как родная мать.

«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля…»

    Что значит для жителей острова прощание с Матерой?

Прощание с Матерой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть материнцев.

«…будто остров сорвало и понесло как щепку… Все, что недавно еще казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай», - говорит Дарья. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матеры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, все мимо и мимо»..

    Для кого Матера – «зона затопления», «территория», «хламье»?

Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…» - «Ты сам…турист». А у туриста взгляды и заботы далеки от хозяйских. «Вот и нарушился порядок Матеры». Крушением вековых основ жизни оборачивается строительство ГЭС. Утрата невосполнима.

    В чем причина этой трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?

Произошло духовное оскудение жителей острова: распалась связь поколений, молодежь не понимает глубинной связи с землей, на которой выросло не одно поколение людей, и стремится к легкой жизни в поселке городского типа. Никто не может остановить надвигающуюся трагедию – затопление, «убиение» Матеры… А потому она для Дарьи «христовенькая».

«Прощание с Матерой» - это повествование о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, но и духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей.

Так входит в повествование тревожная нота: в деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матеры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежала доглядливость. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая».

С фразы Богодула: «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.

    Чем объясняется трепетное отношение автора и его героев к кладбищу? Обратимся к словарю синонимов З.А.Александровой:

«Кладбище – некрополь (книжн.), древнее: могильник; сельск.: погост, место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (ус тар.)».

    Какой смысл заложен в слове «погост» Какова его этимология?

С точки зрения православия кладбища – священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенным местом. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойников усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием. И если крест уничтожается, то усопшему отрезаются все пути к воскрешению.

    Что значит для Дарьи могилы близких ей людей?

«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек…ты перед всем миром ответишь».

    Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, жители называют «иродами», «обсевками», «нехристями»?

Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.

    Что такое святотатство?

Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.

    Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками так важна для писателя? На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?

«…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной материнской ратью, отдав все свое для нее, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

«…эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замеченное, что вокруг тебя, и потерять руку или ногу, - вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».

Действительно, человек – лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки.

    К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу?

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село».

Дарья является воплощением русского национального характера, совести, народной нравственности, хранительницей вековых устоев. Она чувствует ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много раньше. Сколько поколений копило для нее жизненную силу! Она понимает: ты – не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная ответственность и долг перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется она до последнего. Ее растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания – зачем тогда приходить на эти могилы». На этот вопрос у Дарьи пока только один ответ.

    В чем Дарья видит свою правду?

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.

    Что означает для человека память? Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…» Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»? Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи Павел?

«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»

«…слабы мы, непамятливы и разорены душой»; «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?»

    Что дало основание Дарье говорить о разорении души материнцев?

Исток трагедии – в нарушении основ бытия. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение).

    Значит, жители острова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека?..

    Символично описание церкви в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матеры?

Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила материнцев. «Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один – легче затем освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения» (сцена пожара). Нанимается в «пожогщики» Петруха, сама сжигает свою избу Клавдия: она устала от бесконечного деревенского труда, а переселение представляется ей освобождением, выходом в другую жизнь. Не случайно Андрей спрашивает Дарью: «…почему тебе человека жалко?» Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.

    Почему в семье Дарьи распалась связь поколений?

У молодых появились другие ценности: взамен духовных – материальные. Прагматический подход к жизни взял верх, духовные идеалы для них утратили свою силу. А потому главными героями повести являются старики, а не молодежь.

    В чем, по вашему мнению, причина «немоты» многих персонажей повести? Почему Петруха и Богодул утратили свои подлинные имена?

А ведь имя определяет земное предназначение человека… Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. У жителей Матеры произошло «оскудение души», а потому утрачены ими и подлинные имена, и «божественный дар» слова. Затопление Матеры напоминает библейскую историю о вселенском потопе.

    Раскройте идейно-художественный смысл 11-ой главы (сцена сенокоса)

Эта сцена поэтизирует жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, радость от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков. «Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Боль писателя выразилась в философских раздумьях о судьбе своей земли, о себе самом. В книге «Что в слове, что за словом» Распутин пишет: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет». Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матерой».

    Предавая смерти Матеру, что предают люди?

Родовую память, историю, вековые устоявшиеся традиции, «чувство собственного духовного достоинства».

    Что вкладывает Распутин в понятие «дом»? Что значит дом для Дарьи?

(Дом – основа жизни, залог укорененности человека, его память о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дарья выступает хранительницей дома, хранительницей жизни. Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато и смиренно прощаясь с избой»).

Ребята, Валентин Распутин с такой постановкой проблемы в своих произведениях стоял обособленно. После выхода повести «Прощание с Матерой» критик О. Салынский писал: «Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары…А Дарья, хотя у неё есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается… Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные…истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а её имитацией».

Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Дома вы обоснуете свой ответ.

В последнее время в литературе очень часто стали появляться произведения, поднимающие такую злободневную тему, как оставление своих родным мест стариками, жизнь которых неразрывно связана с историей своей малой родины, её прошлым.

    Выразительное чтение поэмы Александра Романова «Мать».

Дом – основа родовой укорененности человека в прошлом, он сохраняет память о тех, «кто был до нас», он «заставляет» думать о тех, «кто после нас придет». Дом хранит нравственные заповеди. Дом – это философская категория. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и героиня поэмы Александра Романова «Мать», и они прощаются с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению Распутина, - трагедия не только человеческая, но и национальная.

3. Итог урока

4. Заключительное слово преподавателя

Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России.

Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.

Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает каждому из нас священное право называться Человеком, обрести «самостоянье», духовную и нравственную состоятельность. Вот мы и доказали, что Матера вместила в сея все понятия: мать – сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина…

«Прощание…» было написано Валентином Распутиным в 1976 году, это время можно по праву назвать временем упадка и разрухи советской деревни. В ту пору шла активная кампания по уничтожению «неперспективных деревень», что вызывало у писателей-деревенщиков глубокую тревогу за традиции и своеобразный национальный уклад деревенской жизни, который вот-вот мог исчезнуть под влиянием города.

Так, в основу сюжета «Прощания с Матерой » В.Г Распутин положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям этих мест волей-неволей пришлось переселиться в соседние города, переезд для большинства сельских жителей оказался очень болезненным и морально тяжелым.

Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в «Прощании…» поднимает и ряд других проблем. Это «вечные» проблемы нравственного характера: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни.

В. Распутин в своей повести показывает взаимосвязь нравственности народа с его прошлым и окружающими местами, малой родиной. В понимании писателя без малой родины человек не может жить по-настоящему, ведь родная земля дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. И поэтому отрыв человека от родной земли, корней, традиций для В. Распутина равносилен утрате совести. Это осознают пожилые герои повести, в первую очередь, главная героиня — старуха Дарья.

Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, радостные годы материнства и замужества, тяжелое время войны. Неслучайно образ дома в повести изображен, словно одухотворенный и живой. Другие старики также остаются верными родной Матере. В. Распутин приводит красочное сравнение стариков со старыми деревьями, которые взялись пересаживать. Весьма символична смерть, казалось бы, совершенно здорового старика Егора, которая происходит в первые недели после его отъезда из Матеры. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами.

Так, сын Дарьи Павел понимает страдание старой матери, однако он не находит времени, чтобы помочь облегчить их (выполнив просьбу Дарьи о перевозе могил ее родни). А внук Дарьи Андрей оказывается и вовсе безразличным к горю пожилого поколения по родным местам, он уезжает на строительство платины, в результате которого и будет погублена Матера. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора «Прощания…» логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом.

В. Распутин хочет показать, что в корне неверно достигать новых целей (пусть и таких значимых, как развитие промышленности) ценой предательства своего прошлого, мотивируя это словами Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни».
Таким образом, повесть можно назвать криком души о заглублении деревень и людей, которых насильно выселили с родных мест. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

Патриотизм - это не любовь к идее,
а любовь к отчизне.
В. Распутин
Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: «Деньги для Марии» (1967 г.), «Последний срок» (1970 г.), «Живи и помни» (1975 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.) и другие.
В повести «Прощание с Матерой» писатель пишет о «малой» родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге «Что в слове, что за словом?» Распутин так объясняет это понятие: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль...»
Повесть «Прощание с Матерой» - это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать «на материк». Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. «Кто же старое дерево пересаживает?!», «Всех нас, девка, пересаживают, не однуе тебя...»
Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. «Побелить избу всегда считалось на-праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут - так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует...»
Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой «высшей цели» надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное - могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?
Дарья да листвень - хранители традиций и самой Матеры - матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. «Царственный листвень» назвали пожогщики «неповалимым». «Один выстоявший непокорный... продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто».
На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: «Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни». Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.
Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.
Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности.
Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.
Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если в своей жизни не могут разобраться?