Правила правописания предлогов очень важны для грамотного письма. Пишутся предлоги по-разному: через дефис, слитно, раздельно. Эта статья расскажет о том, как предлоги пишутся со словами и сами по себе.

Через дефис пишутся предлоги: из-под, из-за и подобные им. Примеры: вытащить из-под прилавка; выскочить из-за поворота.

Производные предлоги

Предлоги делятся на производные и непроизводные. Непроизводные предлоги, это простые предлоги: в, без, для, из, до, над, от, под, при, через, с, по и другие. Производные предлоги более сложны по своей форме, они образованы от других частей речи.

Как пишутся производные предлоги? И слитно, и раздельно. Их следует отличать от самостоятельных частей речи, от которых они произошли: наречий, существительных, деепричастий.

Примеры предлогов:

  • которые образованы от наречий: впереди отряда (идти впереди), напротив окна (стою напротив), внутри помещения (нахожусь внутри), возле дома (сижу возле), вдоль реки (иду вдоль), вблизи огорода (сажаю вблизи), согласно указанию (жить согласно), вокруг сада (оглянуться вокруг).
  • которые образованы от существительных: насчет работы (положить на счет), вследствие аварии (в следствии по данному делу), в течение времени (в течении реки), сказать в заключение (находиться в заключении), в продолжение ночи (в продолжение романа), в силу обстоятельств (верить в силу).
  • которые образованы от деепричастий: благодаря дождю (благодаря хозяина), несмотря на болезнь (не смотря вниз).

Производные предлоги требуют после себя слов в определенном падеже. Как видно, производные предлоги могут писаться слитно и раздельно. Часто (но не всегда) написание производного предлога совпадает с написанием того слова, от которого оно образовано. Однако лучше всего запоминать правописание производных предлогов.

В таких предлогах, как невзирая на, несмотря на "не" пишется слитно. Необходимо различать: в выражении "несмотря на изрядный возраст" несмотря является предлогом, а в выражении "не смотря вниз" не смотря – деепричастный оборот. Различайте подобные выражения по смыслу, обязательно смотрите контекст. Предлоги пишутся слитно, а деепричастия - раздельно.

Написание предлогов слитно и раздельно

Слитно пишутся предлоги

  • вместо,
  • вследствие,
  • ввиду,
  • вроде,
  • навстречу,
  • насчет,
  • внутри,
  • сверх,
  • наподобие,
  • вслед,
  • поверх.

Следует отличать их от существительных с предлогами, которые звучат также. Предлог, как правило, можно без изменения смысла легко заменить синонимичным непроизводным предлогом, например: навстречу – к; насчет – о, об; вследствие – из-за; ввиду – из-за; вслед – за; наподобие – вроде и т. п.

Раздельно пишутся предлоги

  • В виде, в продолжение, в завершение, в сравнении с, по окончании, в течение, в заключение, в отличие от, в связи с, по прибытии.
  • Наподобие, в продолжение, в заключение, вследствие, в течение, в отличие от, в завершение. На конце этих предлогов пишется –е.
  • На протяжении, по окончании, в сравнении, по прибытии. На конце этих предлогов пишется –и.
  • По окончании и по прибытии. Эти предлоги всегда означают "после чего-либо".
  • В продолжение, в течение, в заключение. Эти предлоги всегда означают время.

Как пишутся предлоги со словами? В русском языке предлоги с остальными словами пишутся раздельно. Это также и ответ на вопрос о том, как пишутся местоимения с предлогами. Например: перед собой, у меня, к тебе, с ней, от него, для себя.

Теперь вы знаете о том, как пишутся предлоги. Подведем итоги: предлоги в русском языке пишутся слитно, раздельно и через дефис. Следует запомнить, как пишутся разные предлоги, чтобы правильно употреблять их в письменной речи, а также различать, в каких случаях перед Вами производный предлог, а в каких - слово, от которого он произведен.

На уроке вы повторите основные сведения о предлоге и подробнее остановитесь на теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Вместе с учителем вы разберете примеры, которые помогут вам отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, от которых предлоги образованы.

Рис. 2. Существительные с предлогом. ()

· Отличие предлога от деепричастия.

· Отличие предлога от наречия.

Домашнее задание

Упражнения № 308, 309, 310. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1 . Составить и записать предложения со словами:

в течение - в течении; вследствие - в следствии; в продолжение - в продолжении; насчет - на счет.

Задание №2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. (В)следствии.. снежных заносов нам пришлось заночевать на полпути в (не)знакомом городе. 2. Разговор необходимо (от)ложить (в)виду предстоящего отъезда. 3. Я пришел поговорить (с)вами (на)счет сестры. 4. Придется тебе подежурить (в)место меня. 5. Имейте (в)виду , я (не)пременно приду завтра узнать, выполняете ли вы советы врача.

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

3. Культура письменной речи ().

Лекции и электронные учебники.

Предлог. Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Правописание производных предлогов.

Прежде чем выполнять предложения, вспомните правило:

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:

достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.

Различайте!
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),
он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)) вниз,
он осторожно прошёл по краю обрыва.


Пишутся слитно предлоги:

ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за;
наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за)) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия)).

Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.);

держаться в виду (сущ. (близко от берега)) берега.


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение,
в отличие от, в заключение, в завершение
имеют на конце -е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончании
-и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени.

Не спать в течение суток.
(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго?)

Поворот в течении (сущ.) реки,
вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Упражнение 1. Списать, вставить пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи ). Обращайте внимание на написание производных предлогов (выделенные слова являются производными предлогами )

В виде бронирова_ого жилета, в течение рискова_ого путешествия, в продолжении

рифмова_ой повести, вроде шнурова_ого ботинка, вместо газирова_ой воды,

наподобие кова_ого сундука, застрахова_ый впоследствии, в связи с костюмирова_ым

балом, в заключение заинтересова_ого разговора, вследствие взволнова_ости, ввиду

загазова_ости, иметь в виду шифрова_ую запись, насчёт лакирова_ых сапог, несмотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов )

На_счёт жела_ого подарка, в_течени_ письме_ого экзамена, в_роде кова_ого железа,

в_ продолжени_ камее_ого века, наподоби_ тонирова_ого стекла, в_заключени_

напряже_ой подготовки, не_смотря на це_ые сведения, в_виду измене_ого

расписания, в_виде краше_ого столба, вместо торжестве_ой встречи, в_следстви_

неравноце_ого обмена, в_последстви_ удивле_о спрашивал, в_связи с неожида_ым

приказом, иметь в_виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки. Определи, к какой части речи относится слово!

Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на

семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги,

один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место,

чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли

(на)встречу с одноклассниками.8) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли

пораньше. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.9) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

10)(В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течение недели..11) (В)начале урока мы

читали текст. 12)Мы идём в поход (в)месте с родителями. 13) (В)месте падения

метеорита образовался кратер. 14) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное

спокойствие.

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви... своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

Тестовые задания.

Тест №1

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

А.Блок

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2. Каким членом предложения является предлог?

  1. 1.Обстоятельством.
  2. 2.Дополнением.
  3. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги .

1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

    1. А.Причинное значение.
    2. Б.Значение цели.
    3. В.Значение пространства(места).
    4. Г.Временное значение.

4.Укажите непроизводные предлоги .

1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов .

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, - и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).

А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.

9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

Тест № 2

1 На месте пропусков пишется и

а) идти в течени... дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4 . Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочет;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5 . Пишется раздельно

а) говорить (на)счет похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно

а) (в)следствие непогоды;

б) (в)виду болезни;

в) что-то (в)роде дневника;

г) согласуй (в)роде.

В этой статье мы с вами окунемся в изучение русского языка и сделаем еще один маленький шажок к получению новых знаний. Мы рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов. А на основании приведенных примеров наглядно увидим отличие предлога от других частей речи.

Понятие предлога

Служебной частью речи является предлог, функциональной особенностью которого является выражение зависимости слова от другого слова или от их группы. Служит предлог для связи в словах в предложениях.

Предлоги производные и непроизводные

Предлоги называют производными, если они были образованы путем перехода из самостоятельных в служебные части речи. Таким образом, первые из них теряют свои морфологические признаки и лексическое значение.

А непроизводными предлоги считают, если названного перехода не было. Пишутся такие предлоги раздельно:

  • на берегу;
  • к подруге;
  • от корабля и т. п.

Написание производных предлогов

Предлог - это важная часть речи, без которой представить полноценное общение достаточно трудно. Это обязательный компонент, который очень и очень часто встречается в разговоре и не только. Мы с вами рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов "вследствие" и "в следствии".

Слитно пишется предлог "вследствие", если есть причинное отношение и данное слово можно в тексте заменить синонимом "из-за", не теряя смыслового значения:

  • Вследствие (из-за) того что осталось мало работы, Иван не торопился .

Раздельно же слово пишется, если в тексте оно является именем существительным:

  • В следствии по обвинению в краже не хватало прямых улик.

Теперь рассмотрим еще одну пару: "ввиду" и "в виду". Ввиду пишется слитно, если есть значению. То есть данное слово можно заменить синонимом «из-за»:

  • Николай почувствовал некое уважение к сидящему рядом, ввиду того что он вел себя тихо и сдержанно.

Раздельно пишется, во-первых, при употреблении устойчивого выражения "иметь в виду", во-вторых, если у в фразу вкладывается пространственное значение (поблизости, вблизи ):

  • Лодка плыла по тихому течению реки в виду (поблизости, вблизи) берега.

Слова "насчет" и "на счет" пишутся слитно, когда можно употребить синонимичные предлоги "о", "об":

  • А насчет Федора хотелось бы поговорить.

Раздельно пишется, если в тексте оно является существительным:

  • На счет в банке было переведена большая масса денег .

Теперь рассмотрим слова "невзирая на" и "несмотря на". Деепричастие с не пишутся раздельно - это главное правило, а предлоги пишутся слитно, если по характеру в предложении имеют уступительное значение:

  • Несмотря (можно заменить «невзирая») на усталость, мы с большим удовольствием поднимались на вершину холма.

Пример с деепричастным оборотом:

  • Не смотря по сторонам, парень уверенно подошел к сцене .

"Вроде" и "в роде" мы можем написать слитно и заменить синонимом "наподобие":

  • Что-то вроде тоски коснулось моей души.

Но не стоит предлог "вроде" путать с существительным (в роде) с предлогом.

"Вслед" или "в след"? Пишем слитно, если предлог можно заменить синонимом "вслед за":

  • Вслед убегающим годам, кричу я громкое: "Не надо"!

А сочетание «в след» может быть существительным с предлогом:

  • Пес громко залаял, как только ткнулся носом в след этого зверька.

"Навстречу" и "на встречу" также нужно суметь различить по принадлежности к разным частям речи:

  • Из темного переулка идет ему навстречу незнакомец .

Отличить можно следующим способом: пишем раздельно, если мысленно разделить это слово и вставить подходящее по смыслу прилагательное:

  • На (эту) встречу выпускников я пойду обязательно .

"Посередине" или "посредине" служит для выражения пространственного отношения, слитное и раздельное написание зависит от вашего умения отличить существительное с предлогом от предлога. Пример правописания предлогов выглядит так:

  • Я увидел освещенную солнцем поляну, посередине которой рос огромный дуб .

Приведем пример с существительным:

  • По (мысленно можно добавить подходящее по смыслу слово, например "самой") середине зала была проведена линия.

Чтобы не ошибиться в словах "наподобие и "на подобие", можно попробовать использовать синоним "вроде", если он подходит, то пишем слитно:

  • Из-за куста неожиданно выпорхнула птица, наподобие (вроде) совы .

Для большей наглядности предлагаем вам таблицу написания предлогов.

Слитное написание:

Раздельное написание:

вследствие

наподобие

посередине

навстречу

со стороны

в течение

в заключение

в продолжение

по причине

по сторонам

Как отличается исследуемый элемент от других частей речи?

Для того чтобы правильно написать слово, необходимо уметь отличать его от тех частей речи, от которых оно было образовано. Этими частями речи могут быть наречие, существительное, деепричастие. Мы рассматриваем с примерами слитное и раздельное написание предлогов.

И прежде всего обратим внимание на то, что предлог не может быть членом предложения, но обязательно он входит в вопрос, который можно задать от одного слова к другому. Приведем такой простой пример:

  • Я хотел спросить насчет заказа. Хотел спросить (насчет чего?) насчет заказа .

Разберем, "в течение" и "в течении". И предлог, и существительное с предлогом пишутся раздельно. Ошибки допускаются, как правило, в окончании этих слов:

  • В течение месяца она много работала.

То есть работала как долго? Здесь подразумевается количество времени. Предлог "в течение" заканчивается на -е.

  • В течении реки много подводных камней .

Если же к слову можно добавить прилагательное (в сильном течении реки), то перед нами сочетание существительного с предлогом. То есть "в течении" - это существительное среднего рода, употребленное в предложном падеже. Заканчивается оно на -и.

Теперь разберем правописание предлогов, которые необходимо отличить от деепричастия:

  • Мальчик бежал вприпрыжку, не смотря себе под ноги.

"Не смотря" является деепричастием, отвечает на вопрос - что делая? "Не" с деепричастиями пишется раздельно.

  • Поехали на море, несмотря на непогоду.

"Несмотря на" выступает в роли предлога, и его можно заменить на сочетание "вопреки чему-то".

И в конце отметим различия между изучаемым нами элементом и наречием.

  • Впереди колонны двигались мотоциклисты с флагами .

В этом предложении "впереди" - это предлог, соответствующий по значению словам "перед чем-то" или "перед кем-то".

  • Впереди все было застелено туманом.

А в этом предложении "впереди" является наречием и отвечает на вопрос - где?

Заключение

На основании приведенных примеров сравнительного характера показаны отличия предлогов от других частей речи, рассмотрены правила слитного и раздельного написания предлогов. Правила написания мы обобщили в таблице, что существенно облегчает восприятие нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

  • Обучающие:
    – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
    – научить правильно писать производные предлоги;
    – устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
    – обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  • Развивающие:
  • Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
  • Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
  • Коррекционные:
  • Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН . Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

(Предл. пад.)

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Вин. пад.)

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

Теперь потренируемся.

  1. А там, (в)течени… реки,
    Где воды были глубоки,
    (В)течени… недели
    Образовались мели.
  2. А (в)продолжени… романа
    Пройдет рассказ о дальних странах,
    Где (в)продолжени… трех лет
    Скитался сосланный поэт.

А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

Теперь потренируемся.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие .

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии ”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии .

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

  1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
  2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
  3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
  4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
  5. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
  6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.

Игра “Корректор”.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и :
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е :
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Подведение итогов:

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
  4. Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?

Домашнее задание на выбор:

1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы :

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.

2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.

3-й вариант – творческое задание: написать эссе:

Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.

  1. В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.
  2. (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.

Литература:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.