Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р. ___________ Протокол № 1 | «Согласовано» Зам. и.о. зав.филиалом по УР Багавиева.Т. А. ______________ | «Утверждаю» И.о заведующей филиалом: Тумакова И. А. __________ Приказ № 239 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содомовой Елены Владимировны
«Конструируем и моделируем»
1 класс
2016-2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для развития познавательных способностей.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 лет.
Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные цели программы:
- Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
- Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Курс включает: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе
Тематический план:
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс: | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |
Развитие мышления. | |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | |
Итого: |
1 класс (31 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (5 ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
1 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
I четверть (7 часов) |
||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | ||||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | ||||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | ||||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | ||||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления . Графический диктант «Самолет». | ||||
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | ||||
II четверть (8 часов) |
||||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | ||||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | ||||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | ||||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант « Ящерица ». | ||||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | ||||
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | ||||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | ||||
Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | ||||
III четверть (9 часов) |
||||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | ||||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | ||||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | ||||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | ||||
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | ||||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | ||||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | ||||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | ||||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | ||||
IV четверть (7 часов) |
||||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | ||||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». | ||||
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». | ||||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | ||||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | ||||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | ||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.)
Занятие «Развитие познавательных способностей»
Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Цель: Создать условия для развития концентрации внимания и мышления.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирования УУД
Познавательные УУД : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выбор оснований для сравнений, доказательство.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (при парной и групповой работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Личностные УУД: формирование культуры учебного труда; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные связи: изо, окружающий мир, математика.
Оборудование : Рабочая тетрадь О. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс (часть 1), конверт с заданием, рисунок снеговика, солнышка.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
Ребята, посмотрите на доску, что светит и улыбается нам? (Солнце)
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.
А теперь, повернитесь ко мне и давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
Ребята, сегодня для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась большая неприятность. Баба Яга порвала мою фотографию и заколдовала меня. И я теперь не могу прийти к вам в гости. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Снеговичок ».
Ребята, поможем снеговику. Для этого нам с вами нужно выполнить задания и тогда соберем фотографию по частям и расколдуем его. Готовы? Тогда начинаем.
Чтобы вам было легко и интересно работать, давайте, проведем «Мозговую гимнастику» и разминку.
I. Мозговая гимнастика.
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
1. «Качание головой» - (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2. «Ленивые восьмерки».
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. «Шапка для размышлений».
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4. «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».
II. Разминка. Коллективная работа.
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.
Итак, ребята, выполняем 1 задание для спасения Снеговика:
1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»
- Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? На какой сигнал светофора надо переходить улицу? Т – согласный, а – О? Сколько хвостов у двух ослов? У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков? Как называется полосатая африканская лошадь? Какие буквы не обозначают звуков? Назовите последний день недели... Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле? В шахте трудится? (шахтер) В жаркой кузнице? (кузнец) Кто все знает? (молодец).
Молодцы, ребята, мы с вами справились с первым заданием и получаем 1 часть фотографии.
II I . Логически – поисковые задания. Работа в парах.
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.
1. Задание «Найдите лишний предмет»
Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.
Откройте тетради на странице 22 и выполните задание №1.
(задание читает ученик) Это задание вы выполняете в парах, объясняя свой выбор. Проверка.
И с этим заданием вы справились. Получите часть фотографии.
I V. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.
1 . Задание «Закончи предложение».
Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.
Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения. Развивать умения работать в группе и в коллективе .Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.
Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.
У птицы есть... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
У человека есть... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).
А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем.
Дети получают часть фотографии.
V . Индивидуальная работа.
1. Задание «Карандаши»
Цель: Развитие произвольного внимания, мыслительной и поисковой деятельности.
Консультант помогает тем, у кого возникли трудности при выполнении этого задания.
Молодцы, с заданием справились быстро, получите часть снеговика.
VI. Работа в парах.
1. Задание «Соберите снеговика»
А составить фотографию снеговика на доске сможет та пара, которая первая составит снеговика из деталей в конверте.
Вот у нас и собралась целая фотография снеговика. Какие мы молодцы.
VII. Коллективная работа.
1. Задание «Телефон»
На груди снеговика его телефонный номер. Наберите правильный номер и прочитайте сообщение.
С п а с и б о
VI . Рефлексия
Ребята, какие задания были для вас интересными?
А при выполнении, каких заданий у вас возникли трудности?
(Стук в дверь, на пороге пакет с зефиром и записка)
(Спасибо, ребята. Вы так помогли мне. За это я вас хочу отблагодарить сладким подарком. (зефир)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Сафоново Смоленской области
Конспект учебного занятия
внеурочной деятельности
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тимофеева Марина Николаевна,
учитель начальных классов
г. Сафоново
Тема занятия: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Предмет: внеурочная деятельность «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока).
Форма организации обучающихся на занятии : индивидуально - групповая.
Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимания, восприятия, воображения, различные виды памяти и мышления); совершенствование навыков решения нестандартных задач; развитие логического мышления, формирование вычислительных навыков обучающихся, воспитание познавательного интереса к предмету.
Задачи урока:
формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
совершенствовать мыслительные операции;
развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
развивать навыки контроля и самоконтроля;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Элементы содержания : упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, разгадывание загадок.
Технологии, применяемые на уроке: системно-деятельностный подход, работа в малых группах, применение ИКТ технологий, технология ТРИЗ, технология использования в обучении игровых методов, технология развития творческих способностей, технология коллективного взаимообучения, здоровьесберегающие технологии.
Ожидаемые результаты:
Формирование УУД
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
Самооценка своей работы;внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД :
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться планировать учебную деятельность на уроке, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД :
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
учитьсяставитьвопросы и обращаться за помощью;
совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке в группе и следовать им;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Методическое обеспечение: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2 –х частях, часть 1/ О. А. Холодова – М.:Издательство РОСТ, 2017. учащихся 2 класса Москва: РОСТ книга, 2018 год. – 56 с.
Ход учебного занятия
Оргмомент (мотивация учебной деятельности) Цель : создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определённого положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. |
||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
||
Психологический настрой Перед началом занятия в классе звучит веселая мелодия. Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас. Разрешите мне начать наше внеклассное занятие! Давайте встанем вкруг порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками, поделимся хорошим настроением: Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам) Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу). Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед) Делится счастьем и добром (руки в стороны). Молодцы! Улыбка дарит хорошее настроение всем. Итак, начнём наше занятие. | Эмоциональная подготовка к занятию Слайд 1 | Регулятивные УУД: обеспечение учениками организации их учебной деятельности; эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование |
||
Мозговая гимнастика Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. |
||||
1.«Мозговая гимнастика» Ребята, мне нужна ваша помощь. Кто из вас напомнит, а с чего мы начинаем обычно наши занятия? Для чего мы ее выполняем? «Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы) - дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. «Ленивые восьмёрки» (обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания) - по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох. «Вижу палец!» (для улучшения зрения) - указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами. 2 .Вводная беседа Ребята, у нас сегодня гости! Это …весёлый добрый озорной гость. (Звучит музыкальный фрагмент из м/ф «Малыш и Карлсон»). О ком это я? (На магнитной доске открывается плакат с изображением Карлсона). - Его друг Малыш ужу учится в школе, умеет читать писать решать примеры и задачи. Карлсон тоже хочет научиться многому. Он просит нас помочь ему в этом. - Вы согласны помочь Карлсону? Так давайте поможем ему научиться: рассуждать, думать, размышлять, исследовать, узнавать. | Ответы детей. Выполнение упражнений вместе с детьми. В течение 2 минут дети выполняют качания головой, «ленивые восьмёрки», моргания, «вижу палец». О Карлсоне | Регулятивные УУД: действия под руководством учителя. Личностные УУД: Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
||
Определение и осознание обучающимися темы и задач занятия Цель: мотивирование (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности. |
||||
1.Определение темы и задач занятия Рассмотрите задания сегодняшнего занятия. Открывают тетради, рассматривают задания. Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? Итак, тема нашего занятия… Какими вы постараетесь быть на занятии? | Ответы детей. Я хочу развивать: зрительное внимание, память, логическое мышление, сообразительность; быстроту реакции, умение рассуждать и анализировать. Развитие внимание, памяти, логического мышления и умения рассуждать. Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. | Познавательные УУД: целеполагание. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, высказывание своего мнения, учёт разных мнений. |
||
IV . Разминка Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. |
||||
1. Деление детей на группы Сегодня на занятии вы будете решать интересные задания, развивающие ваше внимание, память мышление, сообразительность и воображение. А Карлсон будет учиться у вас. Ведь он вас считает всезнайками. А вы знаете, кто такой всезнайка? (Человек, который знает много обо всем на свете.) Кто считает себя всезнайкой? Поднимите руку. Как много у нас всезнаек. Сладкоежка Карлсон принёс на наше занятие конфеты, загадки. Конфеты будут для вас вкусным талисманом, и его вы съедите в конце нашего путешествия. А кто знает, что такое талисман? (По суеверным представлениям - предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу и наделяющий чудодейственной силой. Служит также оберегом.) Угощаю детей конфетами «Ласточка» и «Королёк» так, что бы образовались 2 команды. Заранее предупреждаю, что нужно прочитать название конфеты. Читая, дети замечают, что у многих конфеты с одинаковым названием. Объединяю детей, образуя группы - команды. Давайте назовём названия команд. Оно будет совпадать с названием ваших конфет. Каждой группе - команде присваивается название и вручается их символ рисунок птицы. Учитель коротко делает сообщение о этих птицах. Ребята, у нас образовались 2 команды. Назовите правила работы в командах (группах). Ещё Карлсон принёс на наше занятие тайные конверты. Их вы будете получать за правильно выполненные задания . Внутри каждого конверта – сюрприз. Удачи, вам, ребята. Разминка С чего мы начнем работать? С какой целью мы проводим разминку? Учитель загадывает загадку каждой команде по очереди. Загадка 1 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом. Вопросы разминки задаются по очереди командам. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? Ночная птица с круглыми глазами. Кто это? По нему можно перейти реку не замочив ног. В какую посуду нельзя налить воды? По-гречески - алфавит, по-русски - ...? Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена. Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Что это? Домашняя птица, которая может нести золотые яйца. Наибольшее двузначное число. А наименьшее? В конце проводится самооценкаработы с помощью карточек красного, жёлтого и зелёного цветов. У вас на столе карточки 3-х цветов. | «Ласточка» «Королёк» Правила работы в группе Слушаю, что говорят другие. Делаю выводы об услышанном, задавай вопросы. Говорю спокойно ясно, только по делу. Помогаю товарищам, если они об этом просят. С разминки. Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность. Есть у каждого своя, Чистотой блестеть должна, На уроке без неё Не напишешь ничего. (Парта) Пух, лист, горсть песка. В полную. Зелёный – получилось всё отлично Красный – только часть заданий выполненаверно. Жёлтый – хорошо | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; Р егулятивные УУД: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция в случае затруднения, коррекция. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, учёт разных мнений. |
||
V . Тренировка концентрации внимания и зрительной памяти Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. |
||||
Загадка 2 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом. Задание 1. Прочитайте задание. Что мы сейчас будем делать? Проводится самопроверка выполненной работы. Приложение 1. Загадка 3 Ученики получают тайный конверт с сюрпризом. Задание 2. Не водя рукой по схемам, а лишь отслеживая глазами линии, связывающие цифры вверху с буквами внизу, выпишите буквы по порядку, и вы сможете прочитать четыре слова, которые образуют русскую загадку. Самопроверка. Приложение 2. Загадка 4 . О ком эта загадка? Как можно быстрее отгадайте её. тайный конверт с сюрпризом. Задание 3 . Сосчитайте голубей. Проверка: Как считали голубей? Самопроверка выполненной работы. Приложение 3. Загадка 5 . Разгадав загадку, ученики получают тайный конверт с сюрпризом. Задание 4 . Посмотрите на нарисованный квадрат. В одной из клеток стоит машина. Это гараж. Я рассказываю, как она едет, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживаете её путь. В последней клетке поставьте цифру один, затем два и так далее. Каждый раз машина начинает свой путь из гаража. Самопроверка. Приложение 5 | Пишем белым мы по ней И стираем без затей Для учителя она Необходима и важна. (Доска) - З апомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в рамках. Как только работа будет выполнена, учениками всей группы сигнализируют, показывая «Звёздочку» (после выполнения каждого задания) . Я и туча, и туман, И река, и океан, И стекаю, и бегу, Я стеклянной быть могу.(Вода) Их на окошко, полку ставят, От холода и ветра берегут. Весну зимой они нам дарят, Потому что зеленеют и цветут. (Цветы) Замечаем, что у каждого голубя на рисунке по одному глазу: удобно сосчитать глаза - столько же будет и голубей. Ответ: 12 голубей. На стене – озерцо. В Озерце моё лицо. Рисует Водичка Весёлое Личико.(Зеркало) Маршрут первый : 2 клетки вниз, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 2 вниз - ставьте цифру 1. Маршрут второй : 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево - цифра 2. Маршрут третий : 1 вверх, 2 влево, 1 вниз,1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх - цифра 3. | Познавательные УУД: составление, понимание и объяснение алгоритма при работе с конкретным заданием. Коммуникативные УУД: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
||
VI . Веселая переменка Цель : развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела |
||||
Кинезиологическое упражнение «Я хороший» (Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки). «Напиши» своё имя носом. | Выполнение упражнений вместе с учителем. | Регулятивные УУД: действия под руководством учителя Личностные УУД: овладение приемами здоровьесбережения. |
||
VII . Логически-поисковые задания Цель: обучение учащихся умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. |
||||
Что мы сейчас будем делать? Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику? Ребята, пришло время учиться рассуждать и решать логические задачи. Но сначала отгадаем загадку. Загадка 6 . Задание 5 . Если бы собака была легче жука и тяжелее слона, то кто был бы легче всех? Ответ: слон. Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? Ответ: кролик. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех? Ответ: Коля. Самопроверка. Приложение 4. Загадка 7 . Разгадав загадку,ученики получают тайный конверт с сюрпризом. Задание 6 . Маша нанизала на нитку 20 бусинок так, что каждая четвёртая бусинка большая, а остальные - маленькие. Сосчитай, сколько больших и сколько маленьких бусинок на нитке? Приложение 6. Задание 7. Надо найди закономерность и вписать номер нужной фигуры. Назовите номер подходящего самолетика. Самопроверка. Приложение 7. А теперь вскройте все полученные вами конверты и составьте слово из букв. | Одной ручкой-всех встречает, Другой ручкой -всех провожает. Никого не обижает, а её все толкают. (Двери) Круглое, румяное С дерева достану я, На тарелку положу, «Кушай мамочка»-скажу! (Яблоко) Ответ: №6. Слова «Молодцы», «Спасибо». | Познавательные УУД: общеучебные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные УУД:: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
||
VIII . Итог занятия. Рефлексия. Цель : осознание учащимися учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
||||
Понравилось ли вам занятие? Удалось ли решить поставленные задачи? Как вы думаете, чему вы научили нашего гостя, Карлсона, в течение урока? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать? -Покажите, какое у вас настроение. Смайлики : весёлый и грустный. - А теперь я скажу своё мнение. - Вы работали очень хорошо, много выполнили заданий в течение урока. Даже, если у кого-то из вас не получилось выполнить правильно, это не беда. На следующем уроке обязательно всё получится! Вы все молодцы. Отличная работа. Всем спасибо! - А теперь пришла пора угоститься вашими сладкими талисманами, которые сопровождали нас весь урок. Хорошо вы потрудились, Переменку веселитесь, И начнем урок опять. | Ответы детей. Ученики показывают «весёлый» смайлик. | Личностные УУД: самооценка понимания причин удач и неудач (успехи и неуспехи в УУД). Познавательные УУД: контроль, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Регулятивные УУД : волевая саморегуляция; оценка, прогнозирование. |
Приложение 1
Запомни увиденные изображения и зарисуй как можно точнее.
Приложение 2
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, выпиши буквы по порядку. Если ты всё сделал верно, у тебя получилась загадка.
Как можно быстрее отгадай её.
Приложение 3
Сосчитай голубей.
Приложение 4
Учись рассуждать.
А).Напиши, кто был бы легче всех, если бы собака была легче жука и тяжелее слона?_____________________________
Б). Подумай, если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? _____________________________
В).Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от неё, чем Витя. Напиши, кто жил от школы дальше всех?
_____________________________
Приложение 5
Посмотри на квадрат. В одной из клеток стоит машина. Не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай её путь.
Приложение 6
Выбери нужную фигуру из 7 пронумерованных.