Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология... И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Тут появляется еще один термин - «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, - стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым - усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, - С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова

Человеческая жизнь – это беспрерывное движение. Линия, по которой движется человек – жизненный путь. Он состоит из событий, которые происходят за всю жизнь. Иными словами его можно назвать судьбой. У каждого человека своя судьба, которую он строит сам. Некоторые люди считают, что от них ничего не зависит, и плывут по течению жизни, может это и так, ведь ни подтверждения, ни опровержения этому нет. В любом случае некий вклад в свою судьбу человек делает сам. Ну а людям, которые хотят выбрать свой жизненный путь, помогут несколько советов.

Если вы хотите выбрать жизненный путь и не ошибиться, вам придется дать себе право на ошибку, ведь не попробовав, невозможно понять, подходит тебе это ли нет. К тому же жизненные цели могут меняться с возрастом и нет ничего удивительного, если этот вопрос заинтересовал вас в 30, 40 или 60 лет - жизненный путь может меняться несколько раз в жизни, ведь не меняются только те, кто не развивается.

Не стоит забывать о древних учениях, какими бы странными они не казались. Если обратить внимание на некоторые экзотические истории, то можно заметь, что сам человек никакого отношения к выбору своей судьбы не имеет. Она формируется еще задолго до его рождения.

Стрессы негативно сказываются на выборе жизненного пути, поскольку человек, находящийся в неуверенном состоянии, не сможет сосредоточиться и сделать правильный выбор. Раздраженный человек очень неуравновешенный, поэтому его мнение не уверенное и неточное. Депрессии не только ухудшают нервную систему, но и негативно сказываются на жизненной позиции.

Выбор жизненного пути напрямую зависит от настроения, поэтому нужно чаще улыбаться и позитивно смотреть на все происходящие ситуации. Даже от малейшей радости нужно уметь «выжимать» все удовольствие. Если же что-то пошло не по плану, стоит вспомнить пословицу: все, что не делается к лучшему.

Почти каждому человеку знакомая фраза: если часто повторять мысль, то она реализуется. Может это и так. Такой вариант исключать не стоит. Если человек чего-то хочет, думает об этом, движется к его реализации, то оно должно исполниться. Люди делают все, для исполнения своих желаний, и только уверенным и целеустремленным удается их исполнить.

Но не стоит исключать вариант, что человек сам выбирает свой жизненный путь. Ведь он совершает поступки, которые в дальнейшем решают его судьбу. Также немалый вклад в судьбу человека делают окружающие. Они могут как позитивно, так и негативно влиять на его развитие, помочь ему в выборе жизненной позиции или же наоборот.

Выбирая свой жизненный путь, человек ставит перед собою цель, к которой он приближается в течение всей своей жизни. Главное правильно поставить эту цель и не отступать ни в коем случае. Важно никогда не останавливаться. Только так можно добиться успеха.

Как выбрать жизненный путь и не ошибиться

Поиск смысла жизни волнует людей на протяжении многих веков. Но, ни великие мудрецы, ни философы, ни обычные люди, так и не смогли дать ответа на этот вопрос. В жизни нам постоянно приходится делать выбор: профессия, ВУЗ, место работы, супруг. Как найти свой жизненный путь, чтобы по прошествии многих лет у вас не возникло ощущение, что жизнь прожита зря.

Прежде всего, определитесь, что именно вы хотите от жизни. Это может быть крепкая, дружная семья, стремительная и успешная карьера, монотонные будни, лишенные бурных эмоций или, наоборот, жизнь полная страстей и опасных приключений.

Иногда мы просто следуем желанием других (например, родителей) , которые определяют за нас судьбу. Это не правильно. Каждый человек имеет право на самостоятельный выбор и ошибки. Вмешательство пусть даже и не постороннего человека может нанести существенный вред психике и самооценке. Привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других не может привести ни к чему хорошему.

Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, определитесь для себя, что именно доставляет вам удовольствие. Возможно, именно это подтолкнет вас на правильный жизненный путь. Быть может, вам доставляет удовольствие рисование, или занятия музыкой, или общение с детьми, может быть вам нравиться лечить людей или просто совершать добрые дела. Это будет подсказкой, как найти свой жизненный путь.

Постарайтесь по возможности больше времени уделять любимому делу. Не ставьте долг превыше собственных интересов, так можно навсегда отказаться от своего счастья.

Рискуйте, совершайте глупости, не бойтесь поменять свою жизнь. Откройте свою жизнь для нового.

Какой кино - или литературный герой больше всего вам импонирует, с кем вы себя ассоциируйте. Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, подберите несколько вариантов, это поможет установить, что - же на самом деле вы хотите от жизни.

Не пасуйте перед проблемами. Преодоление преград только закалит вас на сложном пути к намеченной цели.

И помните никогда не поздно поменять свой жизненный путь. Даже если в шестьдесят лет вы поняли, что ваша жизнь вас совсем не устраивает, и вы занимались совсем не тем делом, не следует отчаиваться. Никогда не поздно себя изменить, а меняясь, сами мы меняем мир вокруг себя.

И наконец, не забывайте о своих близких, ведь их судьба неразрывно связана с вашей, поэтому, им совсем не безразлично какой жизненный путь вы для себя избрали. А если где-то, в чем-то вы допустили промашку и сожалеете об этом, не бойтесь признать свою ошибку и двигаться вперед.

Как найти свой творческий путь

Порой нам кажется, что все талантливые люди впитали талант с молоком матери и не затрачивают абсолютно ни каких усилий для достижения творческих высот. Это не совсем так, каждый талантливый человек талантлив по-своему, и чтобы развить природные способности требуются годы упорного труда. Как найти свой творческий путь? Несомненно, в каждом человеке есть талант, но как его найти?

Мы можем жить и не подозревать о существовании таланта в себе, поэтому мы и не реализуем заложенные в нас природой творческие способности и энергию. Очень хорошо, если родители с детства направляют ребенка на творческий путь, занимаются его эстетическим воспитанием, отдают в художественную или музыкальную школу. Педагогам проще разобраться к чему наиболее склонен малыш.

Если развитию творческих способностей в детстве не было уделено достаточно внимания, талант может проспать довольно длительное время. Как понять, что вы не реализовали свой творческий потенциал.

Первым признаком потребности в творчестве является скука. Повседневные дела не доставляют вам удовольствия, но и чем-либо другим вам заниматься неохота. В этом случае нужно реализовать свои внутренние ресурсы, и определить к какому именно творчеству у вас склонность.

Существует несколько методов, как найти свой творческий путь.

Нужно вспомнить, чем вы увлекались в детстве, какое дело приносило вам радость и удовольствие. Выбросите из головы мысли о выгодности этого дела, просто получайте удовольствие от процесса. Новое увлечение станет прекрасным отдыхом и заполнит вашу жизнь энергией и счастьем.

Если первый метод не помог, попробуйте обратиться к своему подсознанию. Психологи утверждают, что в нашем подсознании можно найти ответ на практически любой вопрос, нужно только правильно его задать и расслышать ответ. Примите удобное положение, расслабьтесь и обратите взгляд внутрь себя. Мысленно задавайте волнующий вас вопрос. Не ждите ответа сразу. Он может возникнуть как какая-то идея или мысль спустя несколько дней.

Если предыдущие два варианта результата не принесли, следует воспользоваться такой техникой. Чтобы выбрать свой творческий путь и не ошибиться, просто понаблюдайте за людьми, которые вас окружают и отметьте для себя, что вас восхищает или просто нравиться. Записывайте все увлекшие вас вещи, а спустя некоторое время просмотрите сделанные записи и выберите, чему именно вы хотели бы посветить свое время.

Не отступайте перед трудностями, только упорным трудом можно добиться мастерства.

Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения - на свои способности и личные качества.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь - это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь - это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни - результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это - вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название - «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие "жизненного пути" немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение - это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание - одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда - каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований - это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь - это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное - иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому - судьбы героев "Войны и мира". Жизненный путь Пьера - это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути . Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн). Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане . Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер , чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).



Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер , заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла . По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву . Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде . Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни , составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки . События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни . Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора . Выбор – это поступок.
Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы» .

Жизнь человека – это путь становления и развития личности, которая происходит в процессе усвоения социального опыта через определенную активность – деятельность. Начало осознанного пути всегда сложно, страшно, многообразно. Человек реализует себя в течении всей жизни. То на что он способен, всегда можно реализовать. При этом нужно помнить, что путь своего развития и его результаты всегда зависят только от самого человека.

Поэтому в начале своего пути всегда возникают проблемы с удовлетворением определенных потребностей, реализацией своих возможностей. Необходимо помнить, что человек сам несет ответственность за сделанный выбор. Особым периодом в выборе дальнейшего пути развития является юношеский возраст. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мышления, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви и интимной близости становятся первостепенными. Для данного периода характерны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теориям действительности. Он стремиться утвердить свою независимость и самобытность, сопровождается это все типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но при этом он ищет моральную поддержку ровесников, он подвержен влиянию ровесников, которая обуславливает единство вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкульура) – даже преступления среди молодежи носит групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Человек свободен в своем выборе и обязан нести полную ответственность за то, что выбрал.

Становление самосознания в юношеском возрасте происходит по следующим направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира – воспринимают свои эмоции не как чувство от внешних событий, а как состояние своего Я, появляется чувство своей непохожести, особенности;
2. Появляется осознание необратимости, конечности времени, своего существования;
3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе;
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувствительности.
Человек самоопределяется в различных видах: жизненное самоопределение (определение себя относительно критериев смысла жизни и реализация себя); личностное самоопределение (определение себя относительно критериев становления личности в обществе); социальное самоопределение (определение себя относительно критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений, принадлежности к определенному социальному кругу); профессиональное самоопределение (определение себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма). Виды самоопределения зависят от этапа развития человека и от тех условий общества, в котором он находится.