· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.

· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира , объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.

· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей ), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.

· Святослав ( 962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. з аключил с ней мир.

· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия .

Причины принятия христианства :

1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;

2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Причины выбора христианства в его православном варианте :

1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;

2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);



3. терпимость православия к местным традициям.

Последствия принятия христианства (православия) на Руси :

1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г .) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре . В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион . Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Краткая редакция Русской Правды , помимо Правды Ярослава , включала Правду Ярославичей , созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.

· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г . принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г .), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев .

На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Как бы там ни было, но вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря. Несмотря на то что были они одного роду-племени, особенно мирными отношения между ними не были никогда.

В постоянных междоусобицах быстро возвеличивались племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Киевской Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры.

Рюрик (862-879)

О реальности этой исторической фигуры до сих пор идут яростные споры в среде ученых. То ли был такой человек, то ли это собирательный персонаж, прообразом которого послужили все первые правители Руси. То ли был он варягом, то ли славянином. Кстати, мы практически не знаем о том, кем были правители Руси до Рюрика, так что в этом вопросе все зиждется исключительно на предположениях.

Славянское происхождение очень вероятно, так как Рюриком его могли прозвать за прозвище Сокол, которое с древнеславянского языка переводилось на норманнские наречия именно как «рюрик». Как бы там ни было, но именно он считается основателем всего Древнерусского государства. Рюрик бъединил (насколько это было вообще возможно) под своей рукой многие славянские племена.

Впрочем, этим делом с переменным успехом занимались практически все правители Руси. Именно благодаря их стараниям наша страна сегодня имеет столь значимое положение на карте мира.

Олег (879-912)

У Рюрика был сын Игорь, но ко времени смерти своего отца он был слишком мал, а потому Великим князем стал его дядька, Олег. Прославил свое имя воинственностью и той удачей, которая ему сопутствовала на воинской стезе. Особенно замечателен его поход на Константинополь, который открыл славянам невероятные перспективы от появившихся возможностей торговли с далекими восточными странами. Современники его так уважали, что прозвали "вещим Олегом".

Конечно, первые правители Руси были фигурами настолько легендарными, что об их реальных подвигах мы, скорее всего, никогда не узнаем, но Олег наверняка и в самом деле был выдающейся личностью.

Игорь (912-945)

Игорь, сын Рюрика, по примеру Олега также неоднократно ходил в походы, присоединил немало земель, но он не был столь удачливым воином, а его поход на Грецию и вовсе оказался плачевным. Был жесток, зачастую "обдирал" побежденные племена до последнего, за что впоследствии и поплатился. Игоря предупреждали, что древляне его не простили, советовали брать на полюдье большую дружину. Он не послушался и был убит. В общем-то, об этом когда-то рассказывал сериал «Правители Руси».

Ольга (945-957)

Впрочем, древляне скоро пожалели о своем поступке. Жена Игоря, Ольга, сперва расправилась с двумя их примирительными посольствами, а потом сожгла главный город древлян, Коростень. Современники свидетельствуют, что она отличалась редким умом и волевой жесткостью. За время своего правления не потеряла ни одной пяди земли, которая была завоевана мужем и его предками. Известно, что на склоне лет приняла христианство.

Святослав (957-972)

Святослав пошел в своего предка, Олега. Также отличался смелостью, решительностью, прямотой. Был прекрасным воином, приручил и завоевал множество племен славян, нередко бил печенегов, за что те его ненавидели. Как и прочие правители Руси, предпочитал (если было возможно) договориться "полюбовно". Если племена соглашались признать верховенство Киева и откупались данью, то даже правители у них оставались прежними.

Присоединил до тех пор непобедимых вятичей (которые предпочитали воевать в своих непроходимых лесах), побил хазар, после чего взял Тьмутаракань. Несмотря на малочисленность своей дружины успешно воевал с болгарами на Дунае. Завоевал Андрианополь и грозил взять Константинополь. Греки предпочли откупиться богатой данью. На обратном пути погиб вместе с дружиной на порогах Днепра, будучи убит все теми же печенегами. Предполагается, что мечи и остатки снаряжения именно его дружины нашли при строительстве Днепрогэса.

Общая характеристика 1-го столетия

С тех пор как на Великокняжеском престоле воцарились первые правители Руси, эпоха постоянных смут и междоусобиц постепенно стала заканчиваться. Настал относительный порядок: княжеская дружина обороняла рубежи от наглых и свирепых кочевых племен, а те, в свою очередь, обязались помогать ратниками и платили дань на полюдье. Главной заботой тех князей были хазары: на ту пору им платили дань (не регулярную, при очередном набеге) многие славянские племена, что сильно подрывало авторитет центральной власти.

Другая проблема заключалась в отсутствии единоверия. На славян, которые покорили Константинополь, смотрели с презрением, так как в ту пору уже активно устанавливался монотеизм (иудаизм, христианство), а язычников считали едва ли не животными. Но племена активно сопротивлялись всем попыткам вмешаться в их веру. Об этом повествуют "Правители Руси" - фильм довольно правдиво передает реальность той эпохи.

Это вносило свою лепту в рост количества мелких неурядиц внутри молодого государства. Но Ольга, которая приняла христианство и начала способствовать и потворствовать строительству христианских храмов в Киеве, проложила путь крещению страны. Началось второе столетие, в котором правители Древней Руси сотворили еще немало великих дел.

Владимир Св. Равноапостольный (980-1015)

Как известно, между Ярополком, Олегом и Владимиром, которые были наследниками Святослава, никогда не было братской любви. Не помогло даже то, что отец еще при жизни определил для каждого из них свою землю. Кончилось тем, что Владимир уничтожил братьев и стал править единолично.

Правитель в Древней Руси, отбил у полков червонную Русь, много и отважно воевал против печенегов и болгар. Прославился как щедрый правитель, который не жалел золота для одаривания верных ему людей. Сперва он снес практически все христианские храмы и церкви, которые были построены при его матери, а немногочисленная христианская община терпела от него постоянные гонения.

Но политическая ситуация сложилась так, что страну нужно было приводить к единобожию. Помимо этого, современники говорят о сильном чувстве, которое вспыхнуло у князя к византийской царевне Анне. За язычника ее никто бы отдавать не стал. Так правители Древней Руси пришли к выводу о необходимости принять крещение.

А потому уже в 988 году состоялось крещение князя и всех его приближенных, а затем новая религия начала распространяться и среди народа. Василий и Константин, выдали Анну за князя Владимира. О Владимире современники отзывались как о строгом, жестком (порой даже жестоком) человеке, но любили его за прямоту, честность и справедливость. Церковь до сих пор превозносит имя князя по той причине, что он начал массово строить в стране храмы и церкви. Это был первый правитель Руси, принявший крещение.

Святополк (1015-1019)

Как и его отец, Владимир при жизни роздал земли своим многочисленным сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После того как отец умер, Святополк решил править самостоятельно, для чего издал приказ об устранении собственных братьев, но был выгнан из Киева Ярославом Новгородским.

При помощи польского короля Болеслава Храброго он смог вторично овладеть Киевом, но народ принял его прохладно. Вскоре он был вынужден бежать из города, а затем умер в пути. Его смерть - темная история. Предполагается, что он сам лишил себя жизни. В народных преданиях прозван "окаянным".

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Ярослав быстро стал самостоятельным правителем Киевской Руси. Отличался большим умом, много сделал для развития государства. Строил много монастырей, содействовал распространению письменности. Его же авторству принадлежит "Русская правда", первый официальный сборник законов и уложений в нашей стране. Как и его предки, сразу раздал сыновьям наделы земли, но при этом строго наказал "жить в мире, козней друг другу не чинить".

Изяслав (1054-1078)

Изяслав был старшим сыном Ярослава. Первоначально правил Киевом, отличился как неплохой правитель, но с народом умел ладить не слишком хорошо. Последнее и сыграло свою роль. Когда он пошел на половцев и потерпел в том походе неудачу, киевляне его попросту выгнали, призвав на княжение его брата, Святослава. После того как он умер, Изяслав вновь вернулся в стольный град.

В принципе, он был весьма неплохим правителем, но на его долю выпали довольно непростые времена. Как и все первые правители Киевской Руси, он был вынужден решать массу непростых вопросов.

Общая характеристика 2-го столетия

В те века из состава Руси выделяется сразу несколько практически самостоятельных (наиболее могучее), Черниговское, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское впоследствии), Галицко-Волынское. Особняком стоял Новгород. Управляясь Вечем по примеру греческих полисов, он вообще смотрел на князей не слишком хорошо.

Несмотря на эту раздробленность, формально Русь все еще считалась самостоятельным государством. Ярослав смог раздвинуть его границы до самой реки Роси При Владимире страна принимает христианство, возрастает влияние Византии на ее внутренние дела.

Так, во главе вновь созданной церкви встает митрополит, подчинявшийся непосредственно Царьграду. Новая вера принесла с собой не только религию, но и новую письменность, новые законы. Князья в ту пору действовали сообща с церковью, строили много новых храмов, содействовали просвещению своего народа. Именно в это время жил знаменитый Нестор, являющийся автором многочисленных письменных памятников того времени.

К сожалению, все было далеко не так гладко. Вечной проблемой были как постоянные набеги кочевников, так и внутренние междоусобицы, постоянно раздиравшие страну, лишавшие ее силы. Как выражался Нестор, автор "Слова о полку Игореве", от них "стонет русская земля". Начинают проявляться просветительские идеи Церкви, но пока что народ плохо принимает новую религию.

Так начиналось третье столетие.

Всеволод I (1078-1093)

Всеволод Первый вполне мог остаться в истории как образцовый правитель. Он был правдив, честен, содействовал образованию и развитию письменности, сам знал пять языков. Но он не отличался развитым воинским и политическим талантом. Постоянные набеги половцев, мор, засухи и голод никак не способствовали его авторитету. Только лишь его сын Владимир, впоследствии прозванный Мономахом, удерживал отца на престоле (уникальный случай, между прочим).

Святополк II (1093-1113)

Был сыном Изяслава, отличался неплохим характером, но был на редкость безволен в некоторых вопросах, отчего удельные князья его не считали за Великого князя. Впрочем, властвовал он очень даже неплохо: прислушавшись к совету все того же Владимира Мономаха, на Долобском съезде в 1103 году уговорил своих оппонентов предпринять совместный поход на «окаянных» половцев, после чего в 1111 году те были наголову разбиты.

Воинская добыча была огромной. полоцких в той битве было убито почти два десятка. Эта победа громко разнеслась по всем славянским землям как на Востоке, так и на Западе.

Владимир Мономах (1113-1125)

Несмотря на то что по старшинству не он должен был занять Киевский престол, именно Владимира туда избирают единогласным решением. Такая любовь объясняется редким политическим и воинским талантом князя. Отличался умом, политической и воинской храбростью, был очень отважен в ратном деле.

Каждый поход на половцев считал праздником (половцы его взглядов не разделяли). Именно при Мономахе излишне ретивые в вопросах самостоятельности князья получают строгий укорот. Оставляет потомкам "Поучение детям", где рассказывает о важности честного и бескорыстного служения своей Родине.

Мстислав I (1125-1132)

Следуя заветам своего отца, он жил в мире со своими братьями и прочими князьями, но ярился при одном намеке на непокорность и стремлении к междоусобице. Так, князей половецких он в гневе изгоняет из страны, после чего те вынуждены спасаться от недовольства правителя в Византии. Вообще многие правители Киевской Руси старались без нужды не убивать своих врагов.

Ярополк (1132-1139)

Известен своими искусными политическими интригами, которые в конечном итоге плохо обернулись по отношению к "мономаховичам". В конце своего правления решает передать престол не своему брату, а племяннику. Дело едва не доходит до смуты, но на престол все же восходят потомки Олега Святославовича, "олеговичи". Ненадолго, впрочем.

Всеволод II (1139-1146)

Всеволод отличался неплохими задатками правителя, правил мудро и твердо. Но он захотел передать престол Игорю Олеговичу, закрепив положение "олеговичей". Но киевляне не признали Игоря, он был вынужден принять монашеский постриг, а потом и вовсе был убит.

Изяслав II (1146-1154)

Зато жители Киева с восторгом приняли Изяслава II Мстиславовича, который своими блестящими политическими способностями, ратной доблестью и умом живо напоминал им своего деда, Мономаха. Именно он ввел оставшееся с тех пор непререкаемым правило: если жив дядя в одном княжеском роде, то племянник получить его престол не может.

Был в страшной вражде с Юрием Владимировичем, князем Ростово-Суздальской земли. Его имя ничего не скажет многим, но впоследствии Юрия прозовут Долгоруким. Изяславу дважды приходилось бежать из Киева, но до самой смерти он так и не отдал престол.

Юрий Долгорукий (1154-1157)

Юрий наконец-то получает доступ к Киевскому престолу. Пробыв на нем всего три года, он многого добился: смог замирить (или покарать) князей, способствовал объединению раздробленных земель под сильной властью. Впрочем, вся его работа оказалась бессмысленной, так как после смерти Долгорукого грызня между князьями вспыхивает с новой силой.

Мстислав II (1157-1169)

Именно разруха и свары привели к тому, что на престол взошел Мстислав II Изяславович. Он был неплохим правителем, но отличался не слишком хорошим нравом, а также потворствовал княжьим междоусобицам ("разделяй и властвуй"). Из Киева его выгоняет Андрей Юрьевич, сын Долгорукого. Известен в истории под прозвищем Боголюбского.

В 1169 году Андрей не ограничился изгнанием злейшего врага своего отца, попутно спалив Киев дотла. Так он заодно отомстил и киевлянам, которые к тому времени приобрели привычку изгонять князей в любое время, призывая к себе на княжество любого, кто пообещал бы им "хлеба и зрелищ".

Андрей Боголюбский (1169-1174)

Как только Андрей завладел властью, он сразу перенес столицу в свой любимый город, Владимир на Клязьме. С тех пор главенствующее положение Киева сразу стало ослабевать. Ставший под конец жизни суровым и властным, Боголюбский не хотел мириться с самодурством многих бояр, желая основать самодержавную власть. Многим это не понравилось, а потому Андрея убили в результате заговора.

Так что сделали первые правители Руси? Таблица даст общий ответ на этот вопрос.

В принципе, тем же самым занимались все правители Руси от Рюрика до Путина. Таблица вряд ли может передать все те тяготы, которые перенес наш народ на сложном пути становления государства.

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности).

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.


Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).



Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Отразил набеги кочевников-печенегов.
Организовал военные походы против Византии:
1) 941 г. - закончился неудачей;
2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
1) уроков определения точных размеров дани;
2) погостов - установления мест сбора дани.
Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Сын князя Игоря и княгини Ольги.
Инициатор и руководитель многих военных походов:
- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
- Договор между Русью и Византией (971 г.)
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
988 г. - принятие христианства на Руси.
(Причины принятия христианства:
- необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
- оправдание социального неравенства;
- необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Значение принятия христианства:
- укрепило государство и власть князя;
- повысило международный авторитет Руси;
- способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)
При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.
Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.
Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.
Окончательно разгромил печенегов.
Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").



Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Первого и Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).
Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.
Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.



Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.
Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

Рюриковичи.

862 –1598гг.

Киевские князья.

Рюрик

862 – 879гг.

IХ В. – образование Древнерусского государства.

Олег

879 – 912гг.

882г. – объединение Новгорода и Киева.

907г., 911г. – походы на Царьград (Константинополь); подписание договора Руси с греками.

Игорь

912 – 945гг.

941г., 944г. – походы Игоря на Византию. /первый – неудачный/

945г. – договор Руси с греками. /не так выгоден, как Олега/

Ольга

945 –957гг.(964г.)

/регетша малолетнего князя Святослава/

945г. – восстание в земле древлян. Введение уроков и погостов.

Святослав

I 957 –972гг .

964г. – 966г. – разгром камских болгар, хазар, ясов, косогов. Присоединение Тмутаракани и Керчи, открыт торговый путь на Восток.

967г. – 971г. – война с Византией.

969г. – назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

Ярополк

972 – 980гг.

977г. – смерть князя Олега в борьбе с братом Ярополком за лидерство на Руси,бегство князя Владимира к варягам.

978г. – победа Ярополка над печенегами.

980г. – поражение Ярополка в битве с князем Владимиром. Убийство Ярополка.

Владимир I Святой

980 – 1015гг.

980г. – языческая реформа /единый пантеон богов/.

988 –989гг. – принятие христианства на Руси.

992г., 995г. – битвы с печенегами.

Святополк Окаянный

1015 - 1019гг.

1015г. – начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство малолетних князей Бориса и Глеба по приказу Святополка.

1016г. – битва князей скятополка и Ярослава под Любичем. Бегство святополка в Польшу.

1018г. – возвращение Святополка в Киев. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019гг. –война ярослава со Святополком.

Ярослав Мудрый

1019 –1054гг.

Нач. XIв. – составление « Русской Правды » (Правды Ярослава), состоявшей из 17 статей, (по мнению академика Б. А. Рыбакова, это была инструкция о штрафах за скандалы и драки).

1024г. – битва Ярослава с братом Мстиславому Листвена за контроль над всеми территориями Руси.

1025г. – раздел Русского государства по Днепру. Мстиславу восточная, а Ярославу западная часть государства.

1035г. – смерть Мстислава Владимировича. Переход его удела Ярославу.

1036г. – образование Киевской митрополии

1037г. – начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1043г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1045г. - начало строительства храма Св. Софии в Новгороде.

Изяслав I Ярославич

1054 – 1073гг., 1076 – 1078гг.

1068г. – поражение Ярославичей на р. Альте от половцев.

1068 – 1072гг. – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях. Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей».

Святослав

II 1073 –1076 гг.

Всеволод

1078 – 1093гг.

1079г. – выступление Тмутараканского князя Романа Святославича против Всеволода Ярославича.

Святополк II Изяславич

1093 – 1113гг.

1093г. – разорение Южной Руси половцами.

1097г. – съезд русских князей в Любиче.

1103г. – разгром половцев Святополком и Владимиром Мономахом.

1113г. – кончина Святополка II, восстание горожан, смердов и закупов в Киеве.

Владимир Мономах

1113 – 1125гг.

1113г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира Мономаха о «закупах» /должниках/ и «резах» /процентах/.

1113 –1117гг. – написание «Повести временных лет».

1116г. – поход Владимира Мономаха с сыновьямина половцев.

Мстислав Великий

1125 – 1132гг.

1127 – 1130гг. – борьба Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка их в Византию.

1131 – 1132гг. – успешные походы на Литву.

Усобицы на Руси.

Московские князья.

Даниил Александрович 1276 – 1303гг.

Юрий Данилович 1303 –1325гг.

Иван Калита 1325 – 1340гг.

Семен Гордый 1340 – 1355553гг.

Иван II Красный 1353 –1359гг.

Дмитрий Донской1359 –1389гг.

Василий I 1389 – 1425гг.

Василий II Темный 1425 – 1462гг.

Иван III 1462 – 1505гг.

Василий III 1505 – 1533гг.

Иван IV Грозный 1533 – 1584гг.

Федор Иванович 1584 – 1598

Окончание династии Рюриковичей.

Смутное время.

1598 – 1613гг.

Борис Годунов 1598 – 1605гг.

Лжедмитрий I 1605 – 1606гг.

Василий Шуйский 1606 – 1610гг.

«Семибоярщина» 1610 – 1613гг.

Династия Романовых.

1613 –1917гг.