Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или наоборот - «бессовестный». В характеристиках пишут «добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?

Господь дал нам Закон, Священное Писание, Божественное Откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть - это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.

Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

- Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?

Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

Есть еще одна функция - это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своей. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.

Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и набирает, впитывает в себя все, что его окружает и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.

Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?

Опять-таки здесь многое зависит от воспитания человека. Многое здесь может зависеть и от его предков, генов, среды, в какой человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков тоже. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не преступает, старается прислушаться к голосу совести.

- Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?

Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно, доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.

А с другой стороны, часто можно слышать такое выражение - «жить со спокойной совестью», или человек говорит: «моя совесть чиста». Почему так важно это необличение?

Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные действия.

- На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?

Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из Промысла Божия и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божией, действует благодать Божия.

Здесь есть участие ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слушает ангела, то состояние души его таково, что он не слышит ангела, не видит его.

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше: они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.

- Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.

Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь: Он хочет нам добра, человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь, который любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божию.

Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас - драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся, как требует Господь для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.

Экологичное родительство: Януш Корчак говорил: пусть дитя грешит. Он имел в виду: не дергайте ребенка по каждому поводу, он должен сам услышать голос своей совести, а не вашу ругань.

Людмила Петрановская о первом стыде в жизни ребенка

1-3 года: освоение горшка и внешняя ответственность

Первый стыд в жизни ребенка связан с физиологическими отправлениями : фу, как стыдно «пронести» мимо горшка. Это «фу» связано с базовым чувством отвращения: животным оно помогает не съесть чего-нибудь ядовитого, а людям – не быть отвратительными для других.

Стыд ребенка – это реакция на родительское отвращение.

Опасность: если ребенок чувствителен к стыду, то каждое «стыдно» от любимого взрослого причиняет ему боль. Токсичный стыд заполняет ребенка, появляется страх снова оказаться в неловком положении. Постарайтесь не злоупотреблять троллингом и никогда не стыдите ребенка при всех – ни в каком возрасте.

4-6 лет: эпоха эмпатии и «это все из-за меня»

На этом этапе ребенок эгоцентричен: если что-то случилось, то точно из-за него. А взрослые, осознав, что ребенка легко «дернуть» за вину, начинают этим пользоваться.

Опасность: абсолютная власть развращает родителей. Можно перестать разговаривать с ребенком, пригрозить, в очередной раз сказать, что у тебя от него голова разболелась, что он испортил день, суп, жизнь… И ребенок готов на все, чтобы поправить с вами отношения. Его захлестывают страх отвержения и вина, невроз гарантирован.

6-7 лет: «так вот ты какой» и признание несовершенства мира

На этом этапе часто родители впервые видят, каков по сути их ребенок, и испытывают разочарование: они представляли себе совсем другого человека. Только к 7-8 годам ребенок поймет, что многое происходит не потому, что он мало старался. Но пока он не осознал, несоответствие идеальной картинке вменяется ребенку в вину.

Опасность: ребенок чувствует, что он не такой, как родители хотели. Иногда ему хочется упасть на колени и молить о прощении, неизвестно кого и за что. Там, где появляется иррациональная вина, уже нет места ответственности.

Еще опасность: ребенок, которого «затюкали» обвинениями, может уйти в полное отвержение критики. Сама мысль, что сейчас ему укажут на ошибку, ему невыносима, он уходит в глухую оборону. Так вырастают люди из племени «на работе одни идиоты», «на себя посмотри» и «да он сам меня первый подрезал».

7-9 лет: огребать или уворачиваться

Младший школьный возраст – время постоянного оценивания. Если родители солидаризуются со школой, начинают оказывать давление, наказывать, контролировать – ребенок встает перед выбором: вечно ходить в виноватых или научиться уворачиваться.

Опасность: если жизнь – это гонка, где то и дело ты должен переживать ситуации вины, опасности, оправляться от наказаний, спасаться от недовольства взрослых – у тебя просто не остается ресурса, чтобы воспитать в себе ответственность. Так у детей вырабатывается внешний локус контроля.

Что такое локус контроля?

Внешний: контрольная была слишком сложная; Вася меня отвлекал на уроке.
Внутрений: я не очень хорошо подготовился, отвлекся, мало потренировался.

10-12 лет: правила группы и свой моральный кодекс

Януш Корчак говорил: пусть дитя грешит. Он имел в виду: не дергайте ребенка по каждому поводу, он должен сам услышать голос своей совести, а не вашу ругань. В 10-12 лет не вы должны регулировать поведение ребенка: он уже во многом сам по себе. Вот-вот в его душе произойдет революция, родится самостоятельная моральная личность.

Подростки постоянно обсуждают между собой моральные вопросы. А попробуют родители завести этот разговор – и получат суровый отпор.

Опасность: если к 10-12 годам ребенку совершенно осточертели ваши моральные установки и упреки, он захочет добыть себе другой моральный кодекс. Он будет искать его в малой группе, в соцсетях, возможно даже в криминальной среде. Важно, чтобы ему не хотелось совершенно отойти от привитых вами норм.

17-20 лет: риски двойной и радикальной морали

Строго говоря, это уже не совсем дети. Мы, родители, уже сделали все что могли – но сейчас могут взойти неприятные «посевы» прошлого воспитания.

Опасность 1: непринятие двойной морали. Вообще-то правильно так, но если никто не смотрит, сделаем иначе. Или – это почти всегда надо, но иногда не надо. Молодая душа очень чувствительна к моральному релятивизму.

Опасность 2: поиск радикальной морали. Если родительская норма себя не оправдывает, есть риск обратиться к другой норме, криминальной, радикальной, жестокой. В свое время фашистское общество имело отличную подпитку в виде горячих сердцем молодых людей, которым позарез был нужен нравственный ориентир. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

© Людмила Петрановская

В мире есть две вещи, которые можно изучать,

не уставая и не пресыщаясь: это звёздное небо

над нами и нравственный закон в нас.

И.Кант

Вниманию читателей предлагается разработка конкретных методик воспитания в человеке такого важнейшего нравственного качества как совесть. Все методики хорошо зарекомендовали себя как на протяжении нашей 28-летней практики, так и в практике наших коллег. Они предназначены для взрослых людей и подростков от 14 лет и старше.

Одновременно мы публикуем статью «Методики воспитания альтруизма и чуткости».

Насколько нам известно, наша разработка - это первое и пока единственное практическое пособие по формированию названных качеств личности.

ВВЕДЕНИЕ.

В словаре В.И.Даля СОВЕСТЬ определяется как "нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития". Ч.Дарвин, а вслед за ним П.А. Кропоткин убедительно доказали, что именно нравственное чувство (moral sens) отличает человека от животных и что именно оно, нравственное чувство, сыграло решающую роль в происхождении человека разумного как вида. (См. Ч.Дарвин, Собр. соч., т.5, "Происхождение человека…", гл. 4-5; Кропоткин П.А. "Взаимопомощь как фактор эволюции").

Есть много доказательств того, что СОВЕСТЬ как естественное и необходимое свойство человека сохраняет здоровье и удлиняет жизнь. Так, недавно финские и английские учёные провели совместное исследование, в котором приняли участие свыше 6,4 тысяч человек. Они выяснили, что добрые и честные отношения с людьми снижают риск сердечных заболеваний на 30%, а риск потерять здоровье в результате стресса – на 50%. Ещё раньше было установлено, что при совершении подлого, бессовестного, бесчестного поступка организм вырабатывает так называемые кардиодепрессоры – вещества, разрушающие сердце.

СОВЕСТЬ начинает активно формироваться у детей, начиная примерно с 6-летнего возраста. К сожалению, в дальнейшем очень многие либо совсем теряют совесть (а точнее - убивают её в себе), либо делают "гибкой", "условной", а значит, ущербной. Сегодня такие субъекты поступают нравственно и вызывают у Вас заслуженное доверие, а завтра способны подло предать, нанести удар в спину, оклеветать, бросить в беде и т.п. Пифагор в своё время делил всех людей на 3 типа: люди полулюди и нелюди, - именно в зависимости от их СОВЕСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

К сожалению, подавляющее большинство время от времени – кто чаще, кто реже – идёт на компромисс со своей совестью. При этом происходит странное явление: поступая бессовестно, субъект делает вид и перед другими людьми, и перед самим собой, что он поступает очень хорошо, честно, человечно. Для этого строятся целые бастионы лжи – так называемые "психологические защиты" против…СОВЕСТИ. Пример такой лживой "психологической защиты" - "благие намерения", которыми, как гласит древняя мудрость, "выстелен путь в ад". И чем хуже поступок, тем более "благими" намерениями его прикрывают, скрывая правду одновременно и от других людей, и от себя.

Это оправдание собственной бесчеловечности может начаться с малого и на первый взгляд пустякового случая. Например: Вам было лень поехать и навестить больного друга (который очень ждал Вас), и Вы придумали себе множество оправданий - правдоподобных, но лживых объяснений, почему Вы к нему не едете. Это может быть и плохая погода, и головная боль, и даже отсутствие денег на дорогу, а в более изощрённом варианте Вы выдумываете, чем этот друг перед Вами якобы виноват и почему Вы не должны (!!!) к нему ехать. В общем, чем больше Вашим сознанием завладели лень и подлый "шкурный" эгоизм, тем хитрее, изощрённее, подлее Вы будете находить "благородные" оправдания собственным недостойным поступкам. А допустив оправдание своего эгоизма даже в малом, Вы сдаётесь перед собственной бесчеловечностью, позволяете ей захватить власть над Вашим сознанием – и вот Вы уже начинаете подавлять естественные угрызения СОВЕСТИ, постоянно твердя себе: "Я хороший, я всё делаю правильно". Как только это произошло с Вами - один, два, три раза - всё! подлый механизм самообмана сработал и его жернова закрутились, загрохотали, заглушая уже еле слышный голос Вашей СОВЕСТИ. А через какое-то время Вы уже совсем не слышите свою СОВЕСТЬ, а только сладкий голос самообмана. Это входит в привычку, становится Вашим образом жизни, причём Вы действительно начинаете думать, что поступаете правильно, при этом не понимая, почему же окружающие Вас люди недовольны, ссорятся с Вами, а иногда и болеют, спиваются, преждевременно умирают. Вы ищете причины только в их эгоизме: мол, другие плохие, а я хороший.

Чаще всего людей мучит взаимный эгоизм, прикрытый взаимным обманом и самообманом. А иногда один бесчеловечный, безнравственный эгоист терзает окружающих и их же подло, лживо, клеветнически обвиняет, чтобы скрыть собственную бесчеловечность.

Единственное надёжное психологическое оружие против такой беспросветной лжи - ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ. ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ беспощадна ко всему эгоистическому, бесчеловечному в человеке.

МЕТОДИКИ СОВЕСТИ позволяют достаточно быстро и надёжно воспитать и укрепить это жизненно важное качество. Если применять эти методики добросовестно и часто, то совесть и основанная на ней нравственность становятся привычным и естественным качеством человека, его образом жизни, мышления и поведения. Они освещают его жизнь, делают её чистой и высокой, достойной звания Человека.

Все МЕТОДИКИ СОВЕСТИ основаны на взгляде на себя со стороны глазами других людей. Можно сказать, что СОВЕСТЬ – это и есть взгляд на себя со стороны глазами других людей. СОВЕСТЬ – не личное знание одного человека, а совместное знание с другими людьми моральных, нравственных норм, которые формируются в ходе развития человеческого общества. "Во всех европейских языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia , фр. conscience , итал. coscienza , англ. conscience , нем. Gewissen ) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия cовесть и сознание". (Из "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона).

Освоив эти методики, Вы сможете помочь другим людям воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ. Но только после того, как сами воспитаете её в себе, ведь "воспитатель сам должен быть воспитан".

Вы можете удивиться: разве можно воспитать или перевоспитать взрослого человека. Можно! По-настоящему человечные люди воспитывают себя всю жизнь, руководствуются СОВЕСТЬЮ в каждом своём поступке. Такие люди, как бы трудно ни сложилась их жизнь, всегда крылаты, их СОВЕСТЬ чиста как небо в ясный солнечный день.

1. МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА

Очень часто ссоры и конфликты людей возникают из-за мелочей, даже не заслуживающих внимания. Это могут быть разногласия по поводу цвета обоев, марки телевизора, очередности в мытье посуды, уборки по дому и т.д. Ссора может возникнуть на пустом месте и казаться незначительной, но такие «мелочи» накапливаются и убивают любовь, дружбу, ломают семьи и судьбы людей. Иногда люди даже не могут вспомнить, с чего начался конфликт. Каждая сторона обвиняет другую, каждый настаивает на своей «точке зрения», даже не слушая и не пытаясь понять точку зрения другого человека. Забывая о предмете спора, люди – часто самые близкие - переходят к взаимным оскорблениям и обвинениям в адрес друг друга. И вот любящие супруги, родители или дети превращаются во взаимных врагов и наносят друг другу глубокие, болезненные, долго не заживающие душевные раны.

МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА способна предотвратить развитие конфликтной ситуации раньше, чем начнутся «боевые действия» людей, иногда самых близких и дорогих друг другу. Она может помочь и против конфликта, который уже возник, и даже против конфликта, тянущегося годами. МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА - это способ преодоления своего эгоцентризма. Эгоцентризмом в психологии называют нежелание и неумение встать на точку зрения другого человека, понять его, поставить себя на его место, войти в его положение. Освоив эту методику, Вы сможете и других людей научить преодолевать их эгоцентризм – и вместо враждебности, ссор, вынашивания своих обид, вместо взаимного непонимания, которое доходит иногда до целой «войны» в семье или на работе – вместо всего этого люди начнут всё больше спрашивать с самих себя и идти навстречу друг другу.

Чтобы освоить МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, нужно несколько раз на примере прошлых ситуаций мысленно выполнить следующую тренировку. Для начала вспомните напряжённую или конфликтную ситуацию, в которой Вы на 100 % считаете себя правым. ВАЖНО: для тренировки подходят только те ситуации, где противоположной стороной конфликта является НЕПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, чья позиция НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИНЦИПАМ НРАВСТВЕННОСТИ. Желательно выбрать для тренировки ситуацию конфликта с близким, дорогим для Вас человеком. Если это невозможно – то конфликт с человеком, которого есть за что уважать.

Начинаем тренировку. Она выполняется по шагам . Не выполнив предыдущего шага, не переходите к следующему.

Шаг 1 . Зрительно представьте того человека, с которым у Вас произошёл конфликт. Представьте его очень живо, наглядно – и удерживайте это мысленное представление при выполнении 2-го шага.

Шаг 2. Ясно представляя себе образ этого человека, ПОДУМАЙТЕ О НЕМ ЗАСЛУЖЕННО ХОРОШЕЕ. Вспомните что-то хорошее, что было в ваших с ним отношениях: например, какой-то его добрый поступок, который вызвал у вас чувство уважения, любви и благодарности, или положительные черты его характера. (Например: «Вот человек, который мне помог в беде» или «Вот человек, всей душой открытый людям»).

Шаг 3 . Теперь вспомните, ясно представьте себе образ ДРУГОГО СУБЪЕКТА (желательно одного с вами возраста и пола), к которому вы относитесь резко отрицательно. Это и есть ПОДСТАВНОЙ СУБЪЕКТ. Выбирайте в качестве подставного субъекта того, к кому Вы относитесь крайне отрицательно, кого ненавидите, презираете. Если при выполнении следующего шага Вы почувствуете, что этот подставной субъект не подходит, остановитесь и выберите другого. Можно попробовать использовать нескольких подставных субъектов – пока тренировка не даст наиболее сильные результаты. (В качестве подставного обязательно должен выступать реальный субъект, которого Вы знаете лично. Персонажи книг и фильмов для этой методики не подходят, как не подходят и исторические лица, политические деятели, актёры и т.д.)

Шаг 4 . Это самый трудный момент тренировки. Представьте, что не Вы, а именно этот ненавистный Вам ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ действует в той же самой ситуации, делает то же, что делали Вы, говорит те же слова, что говорили Вы, повторяет Ваши жесты, интонацию и т.д. Вам нужно зрительно представить ту же самую спорную или конфликтную ситуацию, но вместо Вас в ней действует подставной субъект, а Вы, словно со стороны (как в кино), наблюдаете этот спор или конфликт во всех деталях. Добейтесь хотя бы на момент совершенно ясного зрительного представления, где отрицательный подставной субъект делает то же, что делали Вы, по отношению к тому самому неплохому человеку, о котором шла речь в 1-ом и 2-ом шаге.

Шаг 5 . Почувствуйте заслуженное отношение к подставному субъекту в выбранной Вами ситуации. Осознайте, сформулируйте словами это отношение.

Шаг 6 . Твердо скажите себе: «А ВЕДЬ ЭТО Я ТАК ПОСТУПИЛ (ПОСТУПИЛА)!"

Эта методика помогает увидеть себя со стороны без прикрас, оценить своё поведение с позиций беспощадного судьи-совести, а не со своей субъективной, эгоцентрической точки зрения.

Примечание. Иногда неуспех в применении МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА связан с тем, что люди выбирают для тренировки неподходящую ситуацию или неподходящего подставного субъекта. В таком случае нужно понять суть методики, - это поможет подобрать нужную ситуацию и нужный образ на роль подставного субъекта. Можно попытаться использовать несколько подставных субъектов - и выбрать самого подходящего для целей тренировки. Иногда для добросовестного выполнения первой тренировки требуется несколько дней подряд настойчиво «биться» над одной и той же ситуацией, но результат стоит потраченных усилий. Практика показывает, что в случаях самого упорного, запущенного, многолетнего эгоцентризма на первое выполнение этой методики уходит несколько дней, на второе – 10-20 минут, а в дальнейшем её выполнение получается сразу или почти сразу.

Когда Вы достаточно хорошо освоите МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, Вы сможете применять её для самоконтроля не только в ситуациях конфликта с неплохим, уважаемым Вами человеком, но и в тех ситуациях, где противоположной стороной конфликта является недостойный субъект. Ведь в столкновении с ним Вы тоже могли оказаться, что называется, не на высоте: могли опуститься до базарной склоки или, наоборот, малодушно стушеваться и отступить там, где необходимо было проявить твёрдость духа. В таких случаях, чтобы критично взглянуть на себя и свою эгоцентрическую точку зрения со стороны, МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА следует применять без первых 2-х шагов, начиная сразу с 3-го шага. Но, повторяем, такое применение методики возможно лишь после того, как Вы хорошо освоили её полный, основной вариант.

При помощи МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА людям удаётся, как уже было сказано выше, преодолеть затяжную конфликтную ситуацию. Подобные ситуации превращают жизнь тысяч семей в беспросветный мрак, доводят до тяжёлых неврозов, депрессии, пьянства, самоубийства. Применение МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА даже одной из сторон конфликта помогает увидеть всю ситуацию от самых её истоков и самого себя в этой ситуации другими глазами, глазами противоположной стороны, глазами другого человека. Одного этого часто достаточно, чтобы весь конфликт представился нелепым, а его разрешение – простым и очевидным.

В дальнейшем МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА рекомендуется применять не после эгоцентрических поступков, а перед ними - для их предотвращения. Тогда методика в полной мере становится орудием нашей совести: она не просто наказывает за уже совершённые – а значит, в той или иной мере непоправимые поступки, а руководит нами в нашем поведении и заставляет вовремя, заблаговременно подавлять свой эгоизм и эгоцентризм и поступать по-человечески.

Обычно люди, успешно освоившие эту методику, подбирают себе для регулярной работы одного или нескольких подставных субъектов, которые лучше других помогают им увидеть собственные пороки и недостойные поступки со стороны. Иногда возраст и пол подставных субъектов может быть иным, чем у человека, применяющего методику, - всё зависит от ситуации. Главное, чтобы взгляд на себя со стороны был уничтожающе-беспощадным, чтобы человеку открывалось без прикрас то плохое, что видят и чувствуют в нём другие люди.

Вот пример . 15-летняя девочка жила с бабушкой и дедушкой, родителями отца. Её отец, добрый и заботливый человек, умер, когда она была совсем маленькой. У девочки сохранились о нём самые хорошие воспоминания. Вскоре после его смерти мать, решив «устроить личную жизнь», вышла замуж за омерзительного субъекта, который хулиганил, избивал и жену, и падчерицу, из жадности держал их впроголодь. Бабушка и дедушка решили забрать внучку к себе, но, к сожалению, так баловали «бедную сиротку», что вырастили капризную, взбалмошную, эгоистичную девицу, привыкшую много получать и ничего не отдавать взамен, в грош не ставящую своих бабушку с дедушкой и их постоянную заботу. Даже подружки-одноклассницы делали ей замечания за грубость и бездушие по отношению к родителям отца. Как-то «за компанию» с одной из подружек эта девушка пришла на групповое занятие с психологом по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ. Она заинтересовалась МЕТОДИКОЙ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, но ей никак не удавалось выполнить её. Девушке очень не хватало критичности к себе, умения взглянуть на себя со стороны. Она пыталась использовать в качестве подставного субъекта то соседку-скандалистку, то избалованных и капризных сверстниц. Но достаточно сильного возмущения самой собой, своим поведением добиться не удавалось. И тогда девушка попробовала в качестве подставного субъекта представить ненавистного ей отчима. Она представила, что это он кричит на её бабушку и дедушку, хлопает дверью, оскорбляет их, заботливых и любящих, - в общем, делает всё то, что делала до сих пор она сама. Приём сработал настолько сильно, что девушка была потрясена. Вот её слова, присланные руководителю занятий в виде SMS -сообщения: "Спасибо за методику. Сначала было очень больно и тяжело, потом, наоборот, стало легко и светло». Она стала активно вспоминать и прорабатывать по МЕТОДИКЕ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА всё больше своих прошлых недостойных поступков. Её поведение дома в корне изменилось. Девочка стала вставать с утра раньше бабушки и готовить завтрак на всех, взяла на себя все трудоёмкие бытовые дела. Когда ей хотелось вспылить, поспорить со стариками, затеять ссору, она представляла ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА – отчима и тут же поступала наоборот: шла навстречу бабушке и дедушке в большом и в малом, ласково успокаивала их, старалась сделать так, чтобы на душе у них стало легко и спокойно. Через некоторое время бабушка и дедушка сказали внучке, что в ней как бы ожил их сын - её отец.

2. МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА»

К несчастью, люди часто лгут друг другу и самим себе. Причём лгут самим себе, в первую очередь, для того, чтобы «понадёжнее» обмануть окружающих. Эту ложь самому себе, этот хитрый – иногда изощрённо хитрый - самообман не надо путать с естественной для человека надеждой: например, мать, получив с фронта похоронку, всю жизнь ждёт сына и не хочет верить, что он погиб, или же семья смертельно больного человека до последних минут его жизни ищет средства для его спасения и не желает смириться с безнадёжным «приговором» врачей. Здесь нет самообмана, человек не теряет реальности: известно немало случаев, когда те, кого считали погибшим, возвращались с войны и когда, казалось бы, безнадёжные больные выздоравливали.

Самообман – это совсем другое. Здесь человек трусливо прячется от правды о самом себе, заглушает голос собственной совести, - причём тратит иногда огромные усилия на возведение целых крепостных стен из лживых самооправданий, демагогии, клеветы на окружающих и т.д., - лишь бы «обелить» себя. И чем тяжелее те пороки, те бесчеловечные поступки, которые он скрывает от себя и от людей, тем упорнее он в своей лжи, тем изощрённее его способы скрывать правду, тем «искреннее» он бьёт себя в грудь, заверяя всех в своей правдивости. Заблуждаются те, кто думает, что на исповеди люди говорят правду. Там обычно говорят полуправду (самую коварную ложь, потому что её труднее всего разоблачить), и даже признаются в некоторых отвратительных, низменных поступках специально для того, чтобы утаить, прикрыть этой видимостью полной откровенности другие поступки, намного более низменные и отвратительные.

Лгут люди и при обращении за помощью к психологу, и совершенно бесполезно убеждать их в бессмысленности лжи тому, кто должен и хочет разобраться в их проблемах и оказать им помощь. На все уговоры и требования психолога прекратить лгать и начать говорить правду, они заверяют, что именно правду-то они и говорят, - и продолжают громоздить ложь на ложь, накручивать один виток лжи на другой, - так что, в конце концов, никакая помощь им становится практически невозможной. Некоторые из таких людей, загнанные в угол своей бедой, отчаявшиеся от проблем, умоляют психолога о помощи, но при этом заверяют: «Я убеждён в том, что говорю Вам только правду. А Вы говорите, что я лгу и не даю Вам мне помочь. Что же мне делать?».

Здесь и приходит не помощь методика «СТРАШНОГО СУДА».

Приведём пример из практики. За психологической помощью обратилась женщина 50 лет. Жаловалась на необъяснимое чувство душевной тяжести, беспокойство и раздражительность после недавней смерти матери, говорила, что боится сойти с ума и готова лечь в психиатрическую больницу, лишь бы избавиться от непонятного ей тягостного душевного состояния. Выяснилось, что последний год мать этой женщины находилась в доме престарелых. На вопрос психолога, почему мать там оказалась, женщина объяснила, что так было «необходимо для её же блага», так как ни у кого «не было возможности присматривать за больной старой матерью», которая «только в больнице могла получить нормальный уход». Она обсудила этот вопрос со своим братом, мужем, взрослыми детьми, – и все сошлись во мнении, что для матери «так будет лучше». Но последнее время, после смерти матери, женщину терзали мысли, что мать умерла одна, среди чужих людей - и они даже не поговорили перед ее уходом. Вспоминалось, как в детстве мать любила их с братом, как заботилась о них, отказывая себе во всём, как в дальнейшем помогала воспитывать их собственных детей, как скрывала свою усталость и свои болезни, как надёжно и тепло всю жизнь было от этой маминой любви и помощи. Женщина снова и снова убеждала саму себя, что «другого выхода не было», но от этого становилось не легче, а тяжелее. Ей было предложено поработать по МЕТОДИКЕ «СТРАШНОГО СУДА». Она применила методику, - и методика помогла ей осознать то, что мучило её - и в чем она сама себе боялась признаться. Она, наконец-то, взглянула правде в глаза: мать отдала им с братом всю жизнь, а они не смогли между собой договориться, кто будет за ней ухаживать, испугались трудностей, пожалели самих себя. Каждый подумал о себе, а не о матери, не о своём долге перед ней. У самой матери, конечно, никто её желания не спрашивал, а если и спросили бы, то она, как всегда, пошла бы на любые жертвы ради детей. Работая по МЕТОДИКЕ «СТРАШНОГО СУДА», женщина призналась самой себе, что, принимая решение, и она, и брат хорошо знали: в домах престарелых беспомощные лежачие больные долго не живут, - т.е. они заведомо отдали мать на скорую смерть, избавились от неё. Исправить этот поступок было уже невозможно, как бы ни хотелось. Применение МЕТОДИКИ «СТРАШНОГО СУДА» вернуло женщину от самообмана к реальности - в результате непонятное, болезненное, пугающее невротическое состояние прошло и сменилось естественными угрызениями совести. Угрызения совести способны быть очень тяжёлыми, но это не болезнь, а душевное здоровье. Поэтому женщина перестала чувствовать, что сходит с ума. Она переживала свою вину перед матерью, но ощущала себя при этом при этом психически здоровым человеком. Там, где самообман довёл человека до порога психиатрической больницы, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ восстановила душевное здоровье.

Человеку совсем не обязательно прибегать к помощи психолога, чтобы услышать голос своей совести. МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА» может быть успешно применена любым человеком к самому себе. Особая сила МЕТОДИКИ «СТРАШНОГО СУДА» в том, что она взламывает любые, сколь угодно изощрённые, застарелые, привычные, возводимые годами и десятилетиями «психологические защиты» от собственной совести.

Возможно, уже сейчас, ещё не зная самой методики, Вы успели подумать нечто вроде: "Ничего особенного. Я уже и так всё понял (поняла). Очень простая, и даже банальная методика" или "Я сам (сама) всё о себе знаю и всегда себя очень жёстко критикую". Это заговорило в Вас внутреннее сопротивление , это сопротивляется как раз то плохое, что Вы можете в себе разоблачить.

Постарайтесь преодолеть всю эту мутную стихию собственного малодушия, все эти увёртки от собственной совести и даже от самой возможности воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ. Смелее глядите правде в глаза! Тем сильнее Вы станете как человек.

Как говорили древние, «благими намерениями выстелен путь в ад». Или, выражаясь словами выдающегося философа Нового времени Гегеля, «всё, что есть в мире испорченного, испорчено на хороших основаниях». «Мы хотели КАК ЛУЧШЕ…», «Всё это ТОЛЬКО РАДИ ТЕБЯ…», «У меня ПРОСТО НЕ БЫЛО ДРУГОГО ВЫХОДА…», «Я желаю тебе ТОЛЬКО ДОБРА…» и так далее, и так далее… К подобным самооправданиям и самообманам прибегают, к сожалению, большинство людей, когда хотят скрыть от окружающих и от самих себя собственный эгоизм, бездушие, жестокость, корыстный расчёт, измену, подлость, предательство. И, в конце концов, сживаются с собственной ложью.

Требуется специальная человечная методика - МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА» - чтобы человек взглянул на самого себя по-новому, не так, как он привык, – и стена лжи рушится. Как уже было сказано, ни одна «психологическая защита», ни один самообман не способен устоять против этого, казалось бы, необычного, но мощного приёма. Ваша Совесть при этом не даст Вам пощады - но, как известно, лучше горькая правда, чем сладкая ложь! Пусть суд Вашей Совести будет как можно более беспощадным - это в Ваших же интересах. По мере выполнения методики, Вы научитесь заранее, еще до совершения какого-либо поступка проверять себя с высоты ЧИСТОЙ СОВЕСТИ - и поступать соответственно. И тогда не придётся терзаться угрызениями совести, когда уже поздно: бесчеловечный поступок совершён и ничего нельзя исправить. Напротив, Ваши поступки будут поступками человека с чистой совестью, и вместо дутых самооправданий в Вашей душе будет жить и крепнуть заслуженное чувство собственного достоинства, которое Вы уже не захотите променять ни на какой самообман.

Как выполнять МЕТОДИКУ «СТРАШНОГО СУДА».

При работе психолога с человеком, запутавшемуся в самообмане, методика применяется в следующей формулировке: «Вам тяжело и Вам требуется помощь. Сейчас я применю один психологический приём. Он неприятный и даже болезненный, но он необходим, чтобы вам помочь. Представьте себе, что на приём пришли не Вы, а Ваш самый страшный недоброжелатель. Что бы он о Вас рассказал? Какую самую страшную ложь?»

Парадокс заключается в том, что на призывы говорить правду человек лгал, а на предложение рассказать о самом себе ложь, почти сразу же, безо всяких затруднений и увёрток, начинает говорить чистую правду. Причём в этом правдивом рассказе о себе ни разу не ссылается на «страшного клеветника». Напротив, часто люди подчёркивают правдивость своих слов.

В такой же формулировке, только без предисловия о болезненном психологическом приёме, любой человек может применить эту методику к самому себе.

Требуется немалое усилие воли, чтобы преодолеть внутренний протест, когда совесть начнёт открывать Вам правду о Вас самих. Ни в коем случае нельзя поддаваться на порождённый этим же внутренним протестом самый простой путь – ограничится привычной и безрезультатной самокритикой (вроде «Я ленив», «Я невнимательна») или слишком обобщёнными, и поэтому «пустыми», формулировками («Я плохая дочь», «Я эгоист» и т.д.). Бесполезно также заниматься ответами на вопрос: «Какой я плохой (плохая)?» Нельзя относиться к методике формально. Здесь нужно привлечь и настойчивость, и мужество. И только когда в Вашей душе появится совершенно неожиданное, новое для Вас и достаточно тяжёлое понимание тех или иных Ваших конкретных поступков, - и в ответ на внутренний протест: «Неправда!» - голос Вашей же совести ответит: «Правда», - вот тогда Вы узнаете мощь не только методики, но, прежде всего, самой ЧИСТОЙ СОВЕСТИ.

3. М ЕТОДИКА «ПОЯВЛЕНИЯ В ДВЕРЯХ»

Вы, наверное, помните как в детстве, подметая пол, заметали мусор под батарею или другую работу пытались сделать её лениво, кое-как. Но если в этот момент за Вашей спиной в дверях появлялся кто-то из взрослых, Вам становилось стыдно и Вы спешили выполнить работу на совесть. Во взрослой жизни бывает подобное: наедине с собой люди часто позволяют себе то, чего бы никогда не сделали на глазах у окружающих. А если на них в это время смотрит уважаемый ими человек, они действуют совсем иначе - по-человечески.

Принцип действия методики:

Если Вы собираетесь сделать или уже делаете нечто, что вызывает у Вас нравственные сомнение, представьте, что в этот момент в дверях появляется уважаемый Вами человек и видит Вас. Это может быть ваш отец, мать, супруг, товарищ, - любой человек, пользующийся у Вас заслуженным авторитетом. Когда Вы это представите, Вы невольно подумаете, как бы этот человек отнёсся к Вашему поступку, - и Вам станет стыдно, а затем и совестно за то, что вы собирались сделать или уже делаете.

Если Вы действительно уважаете этого человека, а возможно, берёте (или когда-то брали) с него пример, Вы сможете ясно почувствовать его отношение к Вашему поступку. В этот момент человек, которого Вы представили, как бы на мгновение становится Вашей СОВЕСТЬЮ, забытой Вами под влиянием сиюминутного безвольного состояния.

Эта методика очень проста в выполнении и обычно ни у кого не вызывает трудностей. О том, как она работает, большинство людей рассказывают с юмором по отношению к самим себе. Приведём пример. Молодая жена (не прошло и месяца после свадьбы) на кухне в присутствии мужа с особым старанием перетирала посуду. Как только муж вышел, она стала быстро рассовывать по шкафам не вытертые тарелки, ложки и т.д. Неожиданно выяснилось, что муж уже некоторое время стоит за её спиной в дверях и наблюдает за её поведением. Когда она обернулась, он спросил у неё, в чём причина такой перемены в поведении. По словам жены, она покраснела до корней волос, ничего не смогла сказать в ответ и только хотела провалиться сквозь землю от стыда. В дальнейшем она выработала в себе привычку, как только хочется что-то сделать небрежно, представлять себе, что в дверях за спиной появляется её муж и смотрит на неё. МЕТОДИКА "ПОЯВЛЕНИЯ В ДВЕРЯХ" работала безотказно, и в дальнейшем женщина распространила её не только на хозяйственные дела, но и на другие жизненные ситуации: как только ей хотелось сделать что-то не так, она представляла себе мужа, наблюдающего за её поведением – и тут же мучительный стыд и угрызения совести запрещали ей недостойное поведение и требовали вести себя по-человечески.

4. ДВЕ МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ»

Эти две простые и надёжные методики очень близки, поэтому излагаются вместе. С их помощью человек имеет возможность с высоты СОВЕСТИ проверить самого себя ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ПОСТУПКА. Как известно, после того, как поступок совершён, «исправить» его невозможно (жизнь – не школьное сочинение, её невозможно писать вначале начерно, а затем набело. Отсюда многочисленные пословицы и поговорки вроде: «Задним умом все крепки», «Знал бы, где падать, стелил бы солому», «Снявши голову, по волосам не плачут», «Сделанного не воротишь», «Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь» и т.д.). Каждый знает по себе, что значит «кусать локти» в запоздалом раскаянии, когда человек многое готов отдать, чтобы вернуться в прошлое и поступить не так, как он уже поступил, а по-другому. Но, увы – это невозможно.

МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» позволяют человеку ещё до совершения поступка наверняка узнать, что будет в результате с другими людьми (а как следствие, и с ним самим).

2.1. Первая МЕТОДИКА «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» ("ОБМЕН МОТИВАМИ")

Формулировка методики.

Прежде, чем совершить какой-то поступок по отношению к другому человеку, представьте, что этот человек (или другие люди) собирается (собираются) совершить точно такой же поступок по отношению к Вам. В зависимости от того, хотели бы Вы или нет, чтобы с Вами так поступили, Вы сможете узнать, как будет от Вашего поступка другому человеку (другим людям).

Например, Вы собираетесь солгать, обмануть близкого человека. Представьте себе, что он собирается так же солгать Вам. Вы бы этого хотели?

Или Вы, опаздывая на встречу с человеком и заставляя его ждать, собираетесь ещё задержаться по дороге по своим делам и думаете при этом: «Ничего, подождёт». Вы хотели бы, чтобы так поступили по отношению к Вам?

Вам, возможно, представляется, что описанные примеры слишком просты и очевидны: здесь всё, как говорится, лежит на поверхности. Однако даже в таких ясных случаях очень часто люди поступают далеко не по-человечески, а как проще, как легче, как им удобнее, как больше хочется… А ведь бывают ситуации, где верное решение далеко не столь очевидно. Приведём пример из жизни.

Руководитель крупной стройки сдавал комиссии только что построенный объект в другом городе, а дома в это время серьёзно заболела его жена. Не желая «нервировать» мужа, родные скрыли от него болезнь жены. Жена скончалась ещё до его возвращения. Родственники долго обижались и не могли понять, почему этот убитый горем человек порвал с ними все отношения и не желает понять, что они «хотели, как лучше» и «старались только ради него». А ведь они с самого начала поступили бы иначе, если бы представили, что от них хотят «заботливо» скрыть опасную болезнь близкого человека. Каждый понял бы, что ему не нужна подобная «ложь во спасение».

2. Вторая МЕТОДИКА «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» («ОТКРЫТОСТЬ МОТИВОВ»)

Формулировка методики.

Прежде, чем совершить какой-то поступок по отношению к другому человеку, представьте, что этот человек знает о Вашем намерении, что все Ваши мотивы как бы открыты для него. При этом Вам станет ясным, хотел бы человек или нет, чтобы Вы поступили с ним подобным образом.

Примеры из жизни. Один подросток (12 лет) получил в школе «двойку» в день рождения своей матери и решил спрятать дневник, чтобы «не портить маме праздник». Его старшая сестра в это время посещала занятия по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ и подробно рассказывала дома обо всех изучаемых методиках. Школьник вспомнил МЕТОДИКУ "ПРОВЕРЬ СЕБЯ" и решил с её помощью проверить своё намерение. Как только он представил, что его душа как бы прозрачна, открыта для матери и что она знает о его намерении спрятать дневник, он как бы услышал в душе её голос: «Сынок, не делай этого – мне будет очень больно». Он тут же пошёл и рассказал матери и сестре и о «двойке», и о применении МЕТОДИКИ "ПРОВЕРЬ СЕБЯ». К его удивлению, мать расплакалась не от огорчения, а от радости. Обняв сына и дочь, она сказала, что любую «двойку» можно исправить, а подлость – никогда, и что иметь честных детей – это для неё счастье.

Как уже было сказано, обе методики близки и зачастую люди, чувствуя это, применяют их обе – одну за другой. Приведём пример, где такое совместное их применение помогло человеку принять решение, спасшее другому жизнь.

На групповых занятиях по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ обучалась М. - женщина средних лет, по профессии врач. Она рассказала всем о своей непростой домашней ситуации, и многие, сочувствуя ей, помогали, чем могли (обстановка бескорыстной взаимопомощи вообще характерна и естественно для таких занятий). У неё было две маленькие дочери, старая больная мать и тётка, старшая сестра матери. 14-летней девочкой эта тётка была угнана фашистами в Германию и там, в неволе, на каторжных работах, заболела тяжёлым психическим заболеванием. После освобождения узников фашизма Советской Армией, она вернулась домой и прожила всю жизнь в семье своей младшей сестры – матери М. Её психическое заболевание к старости обострилось, - в результате М. ухаживала и за ней, и за своей матерью, причём мать сломала ногу и оказалась надолго прикованной к постели, а тётка всё чаще попадала в психиатрическую больницу. Товарищи по группе в помощь М. то навещали её тётку в больнице, то сидели с её детьми. На одном из занятий (на котором как раз изучались МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ») М. сообщила, что тётка лежит при смерти. Товарищи засыпали её вопросами – и вдруг выяснилось, что уже неделю старый человек лежит дома в тяжёлом состоянии, но никто не вызвал ни врача из поликлиники, ни «скорую помощь». М. объяснила это тем, что «она всё равно умирает». Такое заявление из уст врача, а также раздражённый тон и выражение лица М. навели многих на мысль, что она заинтересована в скорейшей кончине тётки. «Да как Вы могли подумать обо мне такое?!» - возмутилась М. На все предложения преподавателя отпустить её с занятий, чтобы она вызвала тётке «скорую», а также на предложения товарищей срочно подвезти её до дома на машине и т.д. она отвечала упрямыми отказами. Неожиданно после изучения обеих методик она вскочила и попросила срочно отпустить её домой. На следующем занятии М, сильно волнуясь и плача, рассказала всем, что применила первую методику - "ОБМЕНА МОТИВАМИ" - и представила себе, что это она лежит при смерти, а её родные ожидают её смерти и умышленно оставляют её без помощи, так как им надоело с ней возиться. Она сказала, что на мгновение испытала ужас, что ей хотелось кричать и объяснять всем, как она хочет ещё пожить. Ей представлялось, рассказывала М., что при этом её дочери, уже взрослые, отмахиваются и говорят: «Она всё равно умирает». По словам М., она решила перепроверить себя ("Может, просто сдают нервы?") и применила вторую методику - "ОТКРЫТОСТИ МОТИВОВ!" : представила себе, что тётка, доверявшая ей и называвшая дочкой, завещавшая ей свою квартиру, узнаёт, что М. хочет от неё избавиться. Она как бы увидела душой добрые, всегда наполненные болью глаза тётки и услышала её мысли: «Дочка, не убивай меня! Не будь такой, как фашисты!» М. сказала, что бежала домой с занятия бегом, что сразу же отвезла тётю в больницу, где работала сама, что несколько суток помогала врачам реанимации выхаживать её. Тётя осталась жива. Более того, её психическое состояние настолько улучшилось, что вскоре М. смогла оставлять на неё своих дочек. Вскоре и мать М. встала на ноги, - причём сама М. была уверена, что все эти события связаны друг с другом и являются следствием её человечного поведения в результате применения МЕТОДИК СОВЕСТИ.

_________________________________________________________________

Изложенные методики отличаются той особенностью, что даже первые несколько случаев их успешного выполнения приводят у большинства людей к формированию стойкого, не исчезающего с годами навыка. Освоив на деле «технику применения» любой из методик совести, человек применяет её в дальнейшем безо всякого напоминания и контроля со стороны. Она прочно входит в его нравственный «арсенал». Тем не менее, педагогам и психологам, которые в своей воспитательной работе начнут обучать подростков и взрослых методикам совести, мы настоятельно рекомендуем в течение длительного времени поддерживать связь с этими людьми. Во-первых, это позволяет им с помощью специалиста усовершенствовать свои навыки в применении методик. А во-вторых, подобное человеческое внимание и помощь обычно служат хорошей поддержкой людям, взявшим на себя нелегкий труд воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ.

И, разумеется, педагог и психолог, решивший применить эти методики в своей работе с людьми, должен в первую очередь сам освоить их, - ведь, как известно, «воспитатель сам должен быть воспитан».

Особо оговорим, что все приведенные методики рассчитаны не только на специалистов, но и на любого человека, решившего стать ЧЕЛОВЕКОМ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ.

Желаем Вам победы на этом достойном пути!

Ермаков В.А., практикующий психолог

Ермакова Е.Ю., кандидат психологических наук, практикующий психолог

Моб.тел. в Белоруссии: +375 29 963 61 56.

Что такое совесть?

Совесть часто сравнивают с внутренним голосом, посредством которого Бог проявляет Себя в человеке. Голос Бога обращен к нам в первую очередь через совесть. Когда мы говорим: «Моя совесть не позволяет мне это сделать», – для христиан это означает: «Я не могу совершить этого перед лицом моего Создателя». Оставшись верными голосу своей совести, многие люди были заключены в тюрьму и даже взошли на эшафот.

«Всё, что делается против совести, есть грех» (Святой Фома Аквинский).

«То, что я делал, я делал не неосознанно, наоборот, я даже рассчитывал на то, что в случае расследования мне придется расстаться с жизнью. Я просто перешагнул через все это, потому что мой внутренний долг действовать против национал-социалистического государства стоял выше этого» (Александр Шморелль (1917–1943). Студент, один из основателей немецкой студенческой группы мирного Сопротивления «Белая роза», арестован гестапо и казнен. Причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 2012 г.)

«Когда мы чувствуем себя ответственными, когда мы пристыжены, испуганы проступком против голоса совести, это означает, что есть Кто-то, перед Кем мы ответственны, Кем мы пристыжены, Чьих притязаний по отношению к себе мы боимся…» (Блаженный Джон Генри Ньюман).

См. также ККЦ 1776–1779

Можно ли принуждать человека к тому, что противоречит его совести?

Никого нельзя принуждать поступать против его совести, пока его действия не угрожают общественному благу.

Кто не считается с голосом совести другого человека, игнорирует его, оказывая на этого человека давление, тот ущемляет его человеческое достоинство. Вряд ли что-либо иное, кроме способности самоопределяться к добру и злу, способности выбирать, делает человека человеком. Это справедливо даже в том случае, когда принятое решение при детальном рассмотрении оказывается ошибочным. Когда совесть правильно воспитана, её голос соответствует тому, что перед Богом правильно, хорошо и разумно.

«Совершить насилие над человеческой совестью – значит тяжело оскорбить человека, нанести болезненный удар по его достоинству. Это в определённом смысле хуже, чем убить его» (Святой Иоанн XXIII (1881-1963), Папа Римский, созвавший и открывший Второй Ватиканский Собор).

См. также ККЦ 1780–1782, 1798

Может ли человек воспитывать свою совесть?

Да, более того, он должен это делать. Совесть – врожденное свойство любого разумного человека – может быть искажена и дезориентирована. Поэтому совесть должна быть сформирована таким образом, чтобы стать тонким инструментом для реализации правильных поступков.

Первая школа совести – это самокритика. В человеке всегда присутствует побуждение выносить оценочные суждения в свою пользу. Вторая школа совести – стремление подражать добрым поступкам других людей. Хорошо воспитанная совесть ведет людей к свободе, к способности осознанно творить добро. Церковь за многие века существования накопила с помощью Святого Духа и Священного Писания много мудрости о правильном поведении. Учить людей и давать им наставления – это обязанность Церкви.

См. также ККЦ 1783–1788, 1799–1800

Будет ли человек, который, действуя по своей совести, совершил дурной поступок, виновным перед Богом?

Нет, если человек, тщательно испытав себя, пришёл к какому-то уверенному суждению своей совести, он должен подчиниться её голосу при любых обстоятельствах, даже рискуя совершить ошибочный поступок.

Несчастье, которое происходит в мире в результате непреднамеренного ошибочного суждения совести, Бог не вменяет нам в вину. Но насколько нужно следовать своему внутреннему голосу, настолько же необходимо помнить о том, что под предлогом действия по совести многократно совершались обманы, убийства, пытки и мошенничество.

«Всё, что связано с моралью, логически восходит к богословию; во всяком случае, не к светскому обоснованию» (Макс Хоркхаймер (1895–1973), немецкий философ и социолог).

См. также ККЦ 1790–1794, 1801–1802

КЛАССИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ СОВЕСТИ

Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и поведением личности. Однако, когда мы говорим о такой сложной категории этики, как совесть, прежде всего, имеем в виду качество воспитания, которое является важнейшей движущей силой в человеческом обществе.

Как известно, духовно-нравственное состояние человеческого общества в целом всегда представляло собой не только принципиально важную, но и уязвимую составляющую на любом этапе его исторического развития. В целом сегодня вопросы о совести и процессе воспитания совести вновь приобретают чрезвычайную актуальность в связи со сложностью и нынешней ситуации, заключающейся в необходимости разрешения духовно-нравственного кризиса.

По нашему мнению, одной из причин затухания духовного и нравственного составляющего личности является забвение многих прогрессивных педагогических идей и опыта, имеющих концептуальное значение. Речь идет, в частности, о классических идеях о воспитании совести выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского, изложенных в книге «Как воспитать настоящего человека» (1990). Она состоит из 59 наставлений, органически связанных между собой по смысловому содержанию и манере изложения. Василий Александрович в своей книге вносит свою лепту в понимание совести, посвящая ей целых три параграфа: «Совесть -- чуткий страж поступков», «Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков», «Как формировать чувство совести; как добиваться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть».

В.А.Сухомлинский предстает перед учителями нового поколения как незаурядный педагог, сумевший вывести важность воспитания совести на основе многолетних включенных наблюдений и их анализа, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Прежде всего, весьма заметен вклад Василия Александровича в этическую науку. Он дает своё определение понятия совести, разъясняет сущность ее компонентов, в большей мере дополняющее весьма содержательные, в то же время противоречивые представления, которые существовали в разных областях знания: философии, социологии и психологии.

Совесть в данной работе предстаёт перед читателями как наиболее актуальная проблема, решающая концептуальные задачи нравственного воспитания. Автор считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодёжи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают.

Воспитание совести, -- писал он, -- одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения . Опираясь на это положение, Василий Александрович создал систему дидактических правил, где содержатся много важных для педагога и школьника поучений и наставлений, сопровождаемых главным постулатом: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг» .

Отличительная черта характеристики совести в книге «Как воспитать настоящего человека» -- подача материала в эмоционально-насыщенной разговорной форме. В нём отражается искренняя любовь Василия Александровича к детям, стремление проникнуть в их внутренний мир в целях уловить тончайшие особенности душевной жизни. Профессиональная заслуга В.А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность своей педагогической деятельности, помогающей ребенку открыть самого себя.

В первую очередь, следует принять во внимание то, что В.А. Сухомлинский определяет совесть как знание. Он поясняет свою точку зрения тем, что совесть лишь тогда станет стражем поведения, когда человек постоянно упражняется в умножении знания на переживание, чувствование. Важная исходная установка знаниевого подхода автора к совести заключается в том, что он в своей педагогической деятельности к знанию придавал культовое значение, относил его к ни с чем не сравнимому духовному богатству, которое приобретается, в большей степени, именно в годы детства, отрочества, ранней юности. В.А. Сухомлинский твердо считал, что культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.

В то же время Василий Александрович предостерегает учителя от того, что школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего, а должно быть гражданской жизнью молодого человека сегодня . Он рассматривал этот процесс как интегративный компонент духовно-нравственного формирования личности. Следует сказать, что В.А. Сухомлинский был одним из немногих педагогов, которые возвышали свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей народов в годы глубокой то- тализации советского государства.

Последовательно выявляя и раскрывая сущность, структуру и динамику проявления совести, Василий Александрович мастерски подводит учителя к процессу ее воспитания, в ходе которого происходит усвоение личностью моральных понятий, совестливых установок, духовных и нравственных ценностей.

В центре внимания В.А. Сухом- линского оказались такие структрные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы на специальных уроках совестливости. Он утверждает, что привести человека к позитивному душевному состоянию очень нелегко. Здесь самое главное, -- пишет он,- оставить его наедине со своей совестью, осветить его душу светом добра. Он призывал своих воспитанников быть ответственными, уметь быть духовно сильными и мужественными, прежде всего, по отношению к самому себе, пробуждать в себе угрызения совести, развивать чуткость своей совести.

В структуре совести несомненный интерес вызывает позиция автора о стыде. Василий Александрович придавал чувству стыда большое внимание, считал его внутренней работой самой личности. Развитое чувство стыда у Сухомлинского связано с осознанием личности своего ненадлежащего поведения, иногда даже самоосуждением. Именно такой человек в разрешении проблем и противоречий жизни способен опираться только на себя, на свои собственные принципы, причём исключительно на духовные и нравственные.

Умение устыдить и пристыдить он относит к большому искусству педагога. По сути, Василий Александрович призывает учителя овладеть искусством обращения к сознанию через тончайшие, чувствительные уголки сердца . Стыд, по определению В.А. Сухомлинского, есть способность человека совестливо удивляться [там же]. Раскрывая сущность стыда как важнейшего компонента совести, Василий Александрович предупреждал педагога о том, что он не должен иметь ничего общего с унижением, оскорблением, осмеянием человеком [там же].

Весьма актуальным на сегодняшний день по своему содержанию выступает оригинальный свод наставлений о стыде и стыдливости, составленные В.А. Сухомлинским:

Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»;

Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»;

Стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины -- будущей матери гражданина;

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке;

Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств;

Стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе .

Как видно, поучения и наставления В.А. Сухомлинского написаны в духе поговорок и пословиц, и потому они легко воспринимаются и запоминаются. О своей безмерной любви к устному народному творчеству писал академик г.Н. Волков: «Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы» . Оригинален и язык изложения, точность формулировок, их образность и эмоциональность.

Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, необходимо начать с освоения моральных понятий, которые должны быть не только усвоенными, но и превратиться во внутренние личные стремления. По этому поводу он дает следующее наставление: «Как бесценное моральное богатство надо беречь эти душевные порывы, не осквернять их равнодушием» . Как подчеркивает В.А. Су- хомлинский, моральные знания всегда связаны с нравственными ценностями общества и получают свое развитие в деятельности и поведении людей. В какой-то степени В.А. Сухомлинский считал совесть своего рода критерием моральности поведения личности.

В постановке цели воспитания совести большое значение для В.А. Сухом- линского имела необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. По этому поводу он пишет, что «даже грудные дети не одинаковые: один -- крикливый, другой

Спокойный; один капризный, другой благодушный и покладистый». Его требование к учителям относительно учета индивидуальных и возрастных особенностей тесно связано с требованием тщательного изучения самого процесса воспитания совести. Ярким примером тому служат собственные обращения Василия Александровича к самим детям: «С того времени, как ты делаешь свой первый шаг по земле и начинаешь видеть мир, к тебе устанавливается определённое отношение со стороны старших. Ты очень рано, 6-или 7-летним ребёнком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь.» .

Воспитание совести, считал В.А. Сухомлинский, наряду с усвоением моральных понятий начинается с крупиц нравственности исходя из того, что «совесть -- существо чрезвычайно тонкое, нежное и капризное» . Он рекомендует школьным учителям учить детей и подростков повелевать своей совестью, держать ее в узде, тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков, поведения всей жизни. В качестве наставления В.А. Сухомлинский приводит стихи Н. Заболоцкого:

личность совесть духовный сухомлинский

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звёзды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай её узды [там же].

Следует отметить, что выявленные педагогом смыслы воспитания совести обосновываются соответствующими необходимыми примерами из жизни своих подопечных: Феди, Мишко, Станислава, Юрки. Он проводит мысль о важности непрерывного процесса воспитания совести в любых реальных моментах жизни, самое главное -- не упустить время.

Удивляет в Василие Александровиче его умение выделять острые проблемы времени и донести их детям на самом доступном языке. В книге представлена также быль о жителях зоны затопления, когда строилась Кременчугская гидроэлектростанция. Она никого не оставляет равнодушным, особенно тех, кого постигла такая же участь: потеря малой родины в связи строительством грандиозных сооружений. Герой рассказа привозит своих детей и внуков вернуться на место старого дома, чтобы делать самую главную работу -- подметать двор. Причём не оставляя ни одной сухой веточки, ни клочка бумаги. На вопрос, почему они это делают, отвечает:

Совесть у человека должна быть чистой -- вот для чего мы двор подметаем и мусор вывозим. Не для рыб стараемся, а для себя; чтобы не стыдно самому себе в душу заглянуть [там же, с. 120].

С учетом понимания концептуальной значимости его идей и педагогического опыта в современных условиях нами сделана попытка создать своеобразную программу под названием «Тропинки совести» в виде тематических (дидактических) единиц и педагогических постулатов. Нами сохранены принцип изложения наставлений о совести и тематика расположения материала, которая представляет логическую завершенность. Программа сведена в 9 тематических групп и выражается в следующем:

Совесть как знание. Структурные компоненты совести. Переживание. Чувствование. Стыд. Ответственность. Долг. Долженствование. Достоинство. Честь. Красота. Установление добросовестных отношений между близкими людьми.

Постулат: «Воспитание совести -- одна из утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования».

Постулат: «Будь честен наедине с самим собой» .

Долг по отношению к другим людям. Долженствование как школа воспитания. Человеческая потребность - потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Коллектив -- самый могучий побудитель самовоспитания личности.

1. Постулат: «Только в величии духа постигается долг» .

2. Чувство стыда как неотъемлемое свойство совестливого человека. Стыдливость как показатель высокоразвитой и чуткой совести. Угрызение совести.

3. Постулат: «Совесть хоть и без зубов, а грызет» (русская пословица).

4. Моральные понятия: добро и зло, их сущность. Честь и бесчестие, их сущность. Справедливость и несправедливость, их сущность. Моральная стойкость и несгибаемость личности.

5. Постулат: «Обращаться к совести - это значит верить, доверять».

6. Цель воспитания совести. Желания и стремления. Самоконтроль и самопроверка поступков.

7. Постулат: «Поступай по велению собственной совести» .

8. Добро как выражение внутреннего побуждения. Творение добра. Умение замечать тончайшие порывы души.

9. Постулат: «Развивай чуткость своей совести» .

10. Этические беседы как один из методов воспитания совести («Что такое совесть?», «Что значит жить по совести?», «Что значит учиться на совесть?», «Совесть -- мать всех добродетелей» и др. Уроки совестливости (чтение художественной литературы, разбор нравственных ситуаций и т.д.).

11. Постулат: «Как неповторим человек, так и неповторимы условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют воспитанию совести».

12. Святое и нерушимое в человеке. Нравственные и духовные ценности в истории человеческого общества.

13. Постулат: «Воспитывай чистую совесть» .

14. Образцы нравственного величия. Пример как мотив желания стать настоящим человеком.

15. Постулат: «К костюму совести не пришьешь» (русская пословица).

16. Тропинки совести. Главные тропинки совести: регуляция собственного желания; преодоление трудностей; вкладывание духовных сил в труд; борьба с потребительским отношением к человеку.

Постулат: «Расчищай тропинку к своей совести» .

Системообразующей идеей программы «Тропинки совести», состоящей из 11 пунктов, выступает гуманистически направленная, общественно значимая совместная деятельность субъектов образования: педагогов, детей и их родителей, общественности. Здесь заложено их общее стремление проникнуть в глубинный мир личности через определённые тропинки, ведущие к нравственному закону -- совести. В постулате «Расчищай тропинку к своей совести» - суть всех заповедей В.А. Сухомлин- ского, изложенной в книге «Как воспитать настоящего человека».

В.А. Сухомлинский пунктуально, шаг за шагом раскрывает пути воспитания совести, при этом уделяя должное внимание примеру учителя: «Воспитатель только тогда является сеятелем разумного, доброго, вечного, когда он правильно видит добро и зло, правильно оценивает тончайшие порывы души, мысли, намерения, устремления» . Данная цитата, ставшая давно крылатой, была посвящена

В.А. Сухомлинским именно совести в заглавии под названием «Совесть как чуткий страж поступков» .

В.А. Сухомлинский принципиальное внимание уделял профессиональной подготовке учителя и признавал ее величайшую роль в воспитании совести. Фундаментальное значение для современного воспитания имеют те методы и средства, подсказываемые гением педагогики. Всё, что излагает Сухомлинский о совести и её компонентах, важно для родителей, учеников и учителей одновременно. Он блестяще доказывает исключительность роли учителя -- учителя знающего, профессионально подкованного в вопросах внутреннего мира ребенка. Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, -- писал он, -- с детьми надо говорить тонко, умно, задушевно и -- особенно важно, -- к чему-то призывая и побуждая их, обращаясь к их же совести. А обращаться к совести -- это значит верить, доверять.

В книге «Как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственном формировании школьников на современном этапе исторического развития российского общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня и потому представляет большой практический интерес, требует к себе должного исследовательского отношения.

Примечания

1. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику. М., 2006. 366 с.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990. 273 с.