Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.

Специфика и структура научного знания.

Структура научного знания включает основные элементы научного знания, уровни познания и основания науки. В качестве элементов научного знания выступают многообразные формы организации научной информации. Научное познание реализуется в особой исследовательской деятельности, включающей разнообразные методы изучения объекта, которые, в свою очередь, подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический. И, наконец, важнейшим моментом структуры научного познания в настоящее время считают основания науки, которые выступают ее теоретическим базисом.

Научное знание представляет собой сложно организованную систему, которая объединяет различные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы, гипотезы, научные программы и т. д. Центральным звеном научного знания является теория.

В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Между теоретическим и эмпирическим знанием существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые состоят в следующем: теоретическопе знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; с другой стороны, само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.

Прежде чем обратиться к рассмотрению методологии кратко охарактеризуем третий элемент в структуре научного познания – его основания. Основаниями научного познания выступают: 1) идеалы, нормы и принципы исследования, 2) научная картина мира, 3) философские идеи и принципы. Они составляют тот теоретический базис науки, на который опираются ее законы, теории и гипотезы.

Идеалы и нормы исследования представляют собой признанные в науке требования к научной рациональности, выраженной в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания. Исторически эти нормы и идеалы менялись, что было связано с качественными изменениями в науке (научными революциями). Так, важнейшей нормой рациональности научного знания выступают его систематичность и организованность. Это выражено в том, что каждый новый результат в науке опирается на предшествующие ее достижения, каждое новое положение в науке выводят, опираясь на уже доказанные ранее высказывания и положения. В качестве идеалов и норм научного познания выступают ряд принципов, например: принцип простоты, принцип точности, принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, принцип преемственности в развитии и организации научного знания в единую систему.

Логические нормы научного мышления прошли длительный путь развития. В XVIII в. Г.В. Лейбниц сформулировал в логике принцип достаточного основания, который стал четвертым законом логики после трех законов правильного мышления, выведенных Аристотелем – закона тождества (сохранения смысла термина или тезиса на всем протяжении рассуждения), принципа непротиворечивости в рассуждениях и закона исключенного третьего, утверждающего, что об одном и том же предмете в одном и том же отношении (смысле) может существовать либо утвердительное, либо отрицательное суждение, при этом одно из них истинно, а другое ложно, и третьего не дано). Все идеалы и нормы науки находят свое воплощение в методах научного исследования, которые доминируют в ту или иною историческую эпоху.

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающую в результате обобщения и синтеза основных принципов и достижений наук в данную историческую эпоху. Картина мира играет в познании роль систематизации научных представлений и принципов, что позволяет ей выполнять эвристическую и прогностическую функции, успешнее решать междисциплинарные проблемы. Научная картина мира тесно связана с мировоззренческими ориентирами культуры, во многом зависит от стиля мышления эпохи и, в свою очередь, оказывает на них значительное влияние, при этом она выступает в качестве ориентиров исследовательской деятельности ученых, выполняя, таким образом, роль фундаментальной исследовательской программы.

Велико значение философских оснований науки. Как известно, философия была колыбелью науки на ранних стадиях ее формирования. Именно в рамках философской рефлексии закладывались истоки научной рациональности. Философия ставила перед наукой общие мировоззренческие ориентиры и, отвечая на потребности развития самой науки, осмысливала ее методологические и гносеологические проблемы. В недрах философского знания сформировалась традиция диалектического познания мира, воплотившаяся в трудах Гегеля, Маркса и Энгельса в науку о диалектическом методе исследования природы, общества и самого мышления. В истории развития общества можно наблюдать взаимовлияние философской и научной картин мира: изменение основ и содержания научной картины мира неоднократно оказывало влияние на развитие философии.

Основные методы эмпирического и теоретического познания

В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования (познания). Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов». Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Разница между ними состоит в том, что истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально, а истинность высказываний, содержащие теоретические термины, проверить невозможно. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках.

Рассмотрим основные способы эмпирического исследования. Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского experement, что означает «проба», «опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент делится на следующие этапы:

· Сбор информации

· Наблюдение явления

· Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление

· Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях в более широком плане.

В современной науке эксперимент занимает центральное место и выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и к практической деятельности человека.

Другим важным методом эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а наблюдение как способ изучения различных явлений. Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Различие между экспериментом и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям.

Более подробно рассмотрим выше перечисленные средства теоретического познания.

· Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.

· Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

· Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.

· Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы.

Помимо универсальных и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся в конкретных науках. К ним относят метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие.

Проблема развития научного знания.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, «центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам». К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла Е том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. «Я, - писал К. Поппер, - называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования». Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины микрофизикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные границы философии науки следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Заключение

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории, и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.

Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Можно подвести своеобразный итог сказанному: наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою на­дежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.

Использованная литература:

1. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1994.

2. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М.: МГУ, 1990.

3. Философия и методология науки. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, "центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам". К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла Е том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. "Я, - писал К. Поппер, - называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования". Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины микрофизикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные границы философии науки следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.


  1. «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

  2. «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

  3. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

  4. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

  5. Автором концепции «единого индустриального общества» является … Р. Арон

  6. Автором концепции «обоснованного рационализма» является … Г. Башляр

  7. Автором концепции «стадий экономического роста» является … У. Ростоу

  8. Автором первой типологии характеров человека (сангвиник, холерик и т.д.) является … Клавдий Гален

  9. Автором произведения «Государство» является … Платон

  10. Автором произведения «Истина и метод» является … Х.-Г. Гадамер

  11. Автором произведения «Исторические письма» является … П. Л. Лавров

  12. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является … Г. В. Плеханов

  13. Автором произведения «Первобытная культура» является … Э. Тайлор

  14. Автором произведения «Смысл и назначение истории» является … К. Ясперс

  15. Автором произведения «Судьба России» является … Н. А. Бердяев

  16. Автором произведения «Третья волна» является … Э. Тоффлер

  17. Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является … М. Хайдеггер

  18. Автором работы «Размышления о технике» является … Х. Ортега-и-Гассет

  19. Автором теории культурно-исторических типов является … Н. Я. Данилевский

  20. Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

  21. Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

  22. Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

  23. Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

  24. Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

  25. В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

  26. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

  27. В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

  28. В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

  29. В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

  30. В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

  31. В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

  32. В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

  33. В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

  34. В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

  35. В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

  36. В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

  37. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

  38. В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

  39. В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

  40. В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

  41. В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

  42. Важнейшей социальной ценностью является … человек

  43. Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

  44. Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

  45. Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

  46. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

  47. Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

  48. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

  49. Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

  50. Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

  51. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

  52. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

  53. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

  54. Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

  55. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

  56. Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

  57. Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию , то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

  58. Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

  59. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

  60. Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

  61. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

  62. Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

  63. Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

  64. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

  65. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

  66. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

  67. Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

  68. Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

  69. Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

  70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

  71. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

  72. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

  73. Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

  74. Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

  75. Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

  76. Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

  77. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

  78. Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

  79. Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

  80. Для средневековой философии, связанной с христианской религией , характерен … монотеизм

  81. Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

  82. Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

  83. Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

  84. Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

  85. Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

  86. Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

  87. Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

  88. Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

  89. Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

  90. Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

  91. Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

  92. Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

  93. Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

  94. Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

  95. Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

  96. История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

  97. История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

  98. К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

  99. К естественным наукам относятся … физика химия биология

  100. К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

  101. К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

  102. К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

  103. К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

  104. К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

  105. К числу сократических школ относится школа …киников

  106. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

  107. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма , называется … механистической

  108. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к … эстетике

  109. Категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека, называется «_________». Бытие

  110. Классическая наука основана на принципе … объективности

  111. Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

  112. Количественная мера возможности называется … вероятностью

  113. Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

  114. Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

  115. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

  116. Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

  117. Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

  118. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

  119. Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

  120. Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

  121. Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

  122. Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

  123. Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

  124. Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

  125. Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

  126. Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

  127. Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

  128. Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

  129. Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

  130. Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

  131. Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов , является … З. Фрейд

  132. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

  133. Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

  134. Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

  135. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

  136. Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

  137. Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

  138. Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

  139. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

  140. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

  141. Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

  142. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

  143. Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

  144. Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

  145. Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

  146. науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

  147. Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

  148. Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

  149. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой


  150. Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

  151. Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

  152. Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

  153. Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

  154. Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

  155. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

  156. Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

  157. Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

  158. Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

  159. Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

  160. Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль , при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

  161. Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

  162. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

  163. Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

  164. Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

  165. Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

  166. Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

  167. Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

  168. Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

  169. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

  170. Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

  171. Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

  172. Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

  173. Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

  174. Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

  175. Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

  176. Одной из характеристик истины является … конкретность

  177. Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

  178. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

  179. Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

  180. Основателем объективного идеализма является … Платон

  181. Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

  182. Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

  183. Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны … Г. Гегелем

  184. Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

  185. Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

  186. Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

  187. Основой каждой ценности является … идеал

  188. Основой самосознания является … рефлексия

  189. Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

  190. Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

  191. Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

  192. Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

  193. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

  194. Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

  195. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

  196. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

  197. Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

  198. Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

  199. Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

  200. Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

  201. Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

  202. По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

  203. По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

  204. По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том , что … существование предшествует сущности

  205. По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

  206. По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

  207. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

  208. По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

  209. По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

  210. По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

  211. Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

  212. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

  213. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

  214. Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

  215. Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

  216. Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

  217. Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

  218. Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

  219. Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

  220. Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

  221. Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

  222. Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

  223. Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

  224. Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

  225. Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

  226. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

  227. Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

  228. Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

  229. Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

  230. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

  231. Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

  232. Потенциальная форма бытия называется … возможностью

  233. Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

  234. Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

  235. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

  236. Представителем английского Просвещения , обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

  237. Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

  238. Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

  239. Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

  240. Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

  241. Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

  242. Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

  243. Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

  244. Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

  245. Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

  246. Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

  247. Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

  248. Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

  249. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

  250. Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

  251. Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

  252. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

  253. Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

  254. Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

  255. Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

  256. Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

Данная проблема философии науки имеет в себе три аспекта (вопроса).

Первый. Что составляет сущность динамики науки? Это просто эволюционное изменение (расширение объема и содержания научных истин) или развитие (изменение со скачками, революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет)?

Второй вопрос. Является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (включающем постоянный отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их)?

Третий вопрос. Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением или также существенным влиянием на него вненаучных (социокультурных) факторов?

Очевидно, ответы на эти вопросы нельзя получить, исходя только из философского анализа структуры сознания. Необходимым является также привлечение материала реальной истории науки. Впрочем, столь же очевидно, что история науки не может говорить «сама за себя». Обсуждение сформулированных выше вопросов заняло центральное место в работах постпозитивистов (К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, Ст. Тулмина, П. Фейерабенда, М. Полани и др.) в отличие от их предшественников - логических позитивистов, считавших единственным «законным» предметом философии науки логический анализ структуры ставшего («готового») научного знания. Но предлагаемые постпозитивистами модели динамики научного знания не только опирались на историю науки, но и предлагали («навязывали») ее определенное видение.

Говоря о природе научных изменений, необходимо подчеркнуть, что хотя все они совершаются в научном сознании и с его помощью, их содержание зависит не только и не столько от сознания, сколько от результатов взаимодействия научного сознания с определенной, внешней ему объектной реальностью, которую оно стремится постигнуть. Далее, как убедительно показывает реальная история науки, происходящие в ней когнитивные изменения имеют эволюционный, т. е. направленный и необратимый характер. Это означает, например, что общая риманова геометрия не могла появиться раньше евклидовой, а теория относительности и квантовая механика - одновременно с классической механикой. Иногда это объясняют с позиций трактовки науки как обобщения фактов; тогда эволюция научного знания истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а смена научных теорий понимается как смена менее общей теории более общей.

Взгляд на научное познание как обобщение, а на его эволюцию как рост степени общности сменяющих друг друга теорий - это, безусловно, индуктивистская концепция науки и ее истории. Индуктивизм был господствующей парадигмой философии науки вплоть до середины XX в. В качестве аргумента в ее защиту был выдвинут так называемый принцип соответствия, согласно которому отношение между старой и новой научной теорией (должно быть) таково, чтобы все положения предшествующей теории выводились в качестве частного случая в новой, сменяющей ее теории. В качестве примеров обычно приводились классическая механика, с одной стороны, и теория относительности и квантовая механика, с другой; синтетическая теория эволюции в биологии как синтез дарвиновской концепции и генетики; арифметика натуральных чисел, с одной стороны, и арифметика рациональных или действительных чисел, с другой, евклидова и неевклидова геометрии и др. Однако при ближайшем, более строгом анализе соотношения понятий указанных выше теорий, никакого «частного случая» или даже «предельного случая» в отношениях между ними не получается.

Ясно, что выражение «предельный случай» имеет очень нестрогое и скорее метафорическое значение. Очевидно, что масса тела либо меняет свою величину в процессе движения, либо нет. Третьего не дано. Классическая механика утверждает одно, релятивистская - прямо противоположное. Они несовместимы и, как показали постпозитивисты, несоизмеримы, т. к. у них нет общего нейтрального эмпирического базиса. Они говорят разные и порой несовместимые вещи об одном и том же (массе, пространстве, времени и др.). Строго говоря, также неверно утверждать, что арифметика действительных чисел является обобщением арифметики рациональных чисел, а последняя - обобщением арифметики натуральных чисел. Говорят, что множество натуральных чисел может быть «изоморфно вложено» в множество рациональных чисел. Обратное неверно. Но быть «изоморфно вложенным» отнюдь не означает быть «частным случаем». Рассмотрим, наконец, соотношение евклидовой и неевклидовых геометрий. Последние не являются обобщением первой, так как синтаксически многие их утверждения просто взаимно противоречат друг другу. Ни о каком обобщении геометрий Лобачевского и Римана по отношению к геометрии Евклида говорить не приходится, так как они просто противоречат последней. Одним словом, понятие «предельного случая» призвано скрыть качественное различие между различными явлениями, ибо при желании все может быть названо «предельным случаем» другого.

Таким образом, принцип соответствия с его опорой на «предельный случай» не может рассматриваться в качестве адекватного механизма рациональной реконструкции эволюции научного знания. Основанный на нем теоретический кумулятивизм фактически представляет собой редукционистскую версию эволюции науки, отрицающей качественные скачки в смене фундаментальных научных теорий.

Необходимо также подчеркнуть, что несовместимость старой и новой теорий является не полной, а лишь частичной. Это означает, во-первых, что многие их утверждения не только не противоречат друг другу, а полностью совпадают. Во-вторых, это означает, что старая и новая теории частично соизмеримы, так как вводят часть понятий (и соответствующих им предметов) абсолютно одинаково. Новые теории отрицают старые не полностью, а лишь частично, предлагая в целом существенно новый взгляд на ту же самую предметную область.

Итак, развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в видении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие науки является некумулятивным. Несмотря на то, что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весьма опрометчиво делать отсюда выводы о том, что имеет место прогресс в истинном содержании науки. Твердо можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их фундаментальные теории видят мир не просто существенно по-разному, но зачастую и противоположным образом. Прогрессистский же взгляд на развитие теоретического знания возможен только при принятии философских доктрин преформизма и телеологизма применительно к эволюции науки.

В современной философии и истории науки существуют две концепции движущих факторов - интернализм и экстернализм. Наиболее полно интерналистская концепция представлена в трудах А. Койре. Само название «интернализм» определяется тем, что главное значение в этой концепции придается внутринаучным факторам. По Койре, поскольку наука - духовная деятельность, то она может быть объяснена только из нее самой, тем более потому, что теоретический мир полностью автономен, отделен пропастью от реального мира.

Другой подход в понимании движущих сил развития науки - экстернализм исходит из признания ведущей роли внешних науке факторов, в первую очередь социально-экономических. Экстерналисты пытались выводить такие сложные элементы науки, как содержание, темы, методы, идеи и гипотезы, непосредственно из экономических причин, игнорируя особенности науки как духовного производства, специфической деятельности по получению, обоснованию и проверке объективно истинного знания.

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Соответствующие условия раньше всего сложились в Древней Греции, где первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит, уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии, Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей).

Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980-1037), Ибн Рушд (1126-1198), Бируни (973-1050). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука - схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для науки в современном смысле слова, поскольку опиралась на опытное изучение природных веществ и соединений и подготовила почву для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время - XVI-XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследовании утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н.Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н.Коперник (1473-1543) опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом, чем был нанесен удар по антропоцентризм и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута геоцентрическая система Птолемея. Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы - движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей добился успеха в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принадлежат такие достижения в области, механики, как введение понятий силы, энерции, формулировка трех законов механики; в области оптики - открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики - алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисление.

В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом (172-4-1804) и ПЛатасом (1749-1827), а также в химии - ее начало связано с именем АЛ.Лавуазье (1743-1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711-1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания. Опора науки Нового времени на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамки механистического объяснения природы и общества. Потребовался новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук.

К рубежу XIX-XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки, Она связана прежде всего с именем А.Эйнштейна (1879-1955), Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.

Кумулятивизм - общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель роста научного знания, согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (или высоковероятных) атомарных истин (теорий). Впервые кумулятивистскую модель роста научного знания выдвинул Г. Галилей, который считал, что по своему достоверному содержанию человеческое познание равно божественному, уступая ему лишь с экстенсивной стороны, т.е. по отношению к множеству познаваемых объектов. Поэтому процесс человеческого познания правомерно представить в виде бесконечного линейного накопления частных, "атомарных" истин. Как бесконечно малые части всеобщей абсолютной истины такие частные истины совершенно не зависят от дальнейшего экстенсивного развития знания. Отвергая К. как универсальную эпистемологическую модель роста науки, современные направления в философии науки, как правило, допускают преимущественно кумулятивный характер накопления научных знаний лишь в пределах системно организованных комплексов теорий или их непрерывно связанных последовательностей - напр., научных исследовательских программ, научных парадигм и т.д.

Методологическая концепция Поппера получила название "фальсификационизм ", так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости. Подобно логическим позитивистам, Поппер противопоставляет теорию эмпирическим предложениям. К числу последних он относит единичные предложения, описывающие факты, например, "Здесь стоит стол", "10 декабря в Москве шел снег" и т.п. Совокупность всех возможных эмпирических или, как предпочитает говорить Поппер, "базисных" предложений образует некоторую эмпирическую основу науки. В эту основу входят и несовместимые между собой базисные предложения, поэтому ее не следует отождествлять с языком истинных протокольных предложений логических позитивистов. Научная теория, считает Поппер, всегда может быть выражена в виде совокупности общих утверждений типа "Все тигры полосаты", "Все рыбы дышат жабрами" и т.п. Утверждения такого рода можно выразить в эквивалентной форме: "Неверно, что существует не-полосатый тигр". Поэтому всякую теорию можно рассматривать как запрещающую существование некоторых фактов или как говорящую о ложности базисных предложений. Например, наша "теория" утверждает ложность базисных предложений типа "Там-то и там имеется не-полосатый тигр". Вот эти базисные предложения, запрещаемые теорией, Поппер называет "потенциальными фальсификаторами" теории. "Фальсификаторами" - потому, что если запрещаемый теорией факт имеет место и описывающее его базисное предложение истинно, то теория считается опровергнутой. "Потенциальными" - потому, что эти предложения могут фальсифицировать теорию, но лишь в том случае, когда будет установлена их истинность. Отсюда понятие фальсифицируемости определяется следующим образом: "теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст". Фальсифицированная теория должна быть отброшена. Поппер решительно настаивает на этом. Такая теория обнаружила свою ложность, поэтому мы не можем сохранять ее в своем знании. Всякие попытки в этом направлении могут привести лишь к задержке в развггтии познания, к догматизму в науке и к потере ею своего эмпирического содержания.

Обращение К. Поппера к проблемам развития знания подготовило почву для обращения философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Попиера все еще носили умозрительный характер и их источником оставались логика и некоторые теории математического естествознания.

Первой методологической концепцией, получившей широкую известность и опиравшейся на изучение истории науки, была концепция американского историка и философа науки Томаса Куна. Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Вообще говоря, парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий служат физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона. Однако, говоря о парадигме, Кун имеет,в виду не только некоторое знание, выраженное в ее законах и принципах. Ученые - создатели парадигмы.- не только сформулировали некоторую теорию или закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученью осваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины. Парадигма дает набор образцов научного исследования - в этом заключается ее важнейшая функция. Задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение: все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников парадигмы. Вместе с тем парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Таким образом, она определяет, какие факты могут быть получены в эмпирическом исследовании, - не конкретные результаты, но тип фактов. Науку, развивающуюся в рамках современной парадигмы, Кун называет "нормальной", полагая, что именно такое состояние является для науки обычным и наиболее характерным. В отличие от Поппера, считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности основоположений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке. "Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает". Итак, развитие науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; следовательно, рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; следовательно, научная революция, означающая смену парадигм. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, т.е. все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления знания разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки.

Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) - единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов. В своих ранних работах И. Лакатос анализировал рост научного знания на примере математики ХVII-ХIХ вв. В более поздних работах учёный обосновал идею конкуренции научно-исследовательских программ, которая, по его мнению, лежала в основе развития науки. Концепция Лакатоса во многом выросла из спора К. Поппера и Т. Куна о развитии науки. Соратник К. Поппера, Лакатос немало почерпнул из его трудов, в частности, рациональное объяснение роста науки и научного знания. Согласно Лакатосу, научная программа - основная единица развития научного знания. Развитие науки заключается в смене совокупности и последовательности теорий, связанных общими основными принципами и идеями - в смене исследовательских программ. Исходная теория тянет за собой вереницу последующих. Каждая из последующих теорий развивается на основе добавления дополнительной гипотезы к предыдущей.

В разработанную Лакатосом методологию научно-исследовательских программ входят следующие структурные элементы: «жёсткое ядро», «защитный пояс» гипотез, «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика». У всех исследовательских программ есть «жёсткое ядро». Это совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы. «Жёсткое („твёрдое“) ядро» называется так потому, что составляет основу научно-исследовательской программы и не может быть изменено. По соглашению участников исследований, гипотезы «жёсткого ядра» признаются неопровержимыми. Напротив, это «ядро» должно быть защищено от возможных контраргументов, для чего вводится такой элемент, как «защитный пояс» - набор вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. Говоря о деятельности «защитного пояса», Лакатос вводит понятия положительной и отрицательной эвристики. Положительная эвристика состоит из предположений, направленных на развитие «опровержимых вариантов» исследовательской программы, на уточнение и модификацию «защитного пояса», на улучшение опровергаемых следствий для более эффективной защиты «ядра». Ещё одна функция положительной эвристики - обеспечение некой «плановости» исследований. Как правило, теоретики, работающие в рамках исследовательской программы, предвидят возможные «аномалии» (опровержения), и с помощью положительной эвристики выстраивают стратегии такого предвидения и последующей переработки опровержений, развивая гипотезы и улучшая их, и в то же время защищая «жёсткое ядро». Отрицательная эвристика запрещает использовать логическое правило modus tollens, когда речь идёт об утверждениях, включенных в «твёрдое ядро», для обеспечения невозможности тотчас же фальсифицировать теорию. Для этого усилия направляются на создание гипотез, объясняющих всё новые «аномалии», и modus tollens направляется именно на эти гипотезы.По мнению Лакатоса, любая научно-исследовательская программа проходит две стадии: прогрессивную и вырожденную (регрессивную). В прогрессивной стадии главную роль играет положительная эвристика. Теория динамично развивается, и каждый следующий шаг способствует её улучшению, она объясняет всё больше фактов и позволяет предсказывать ранее неизвестные. Прогрессивный сдвиг характеризуется увеличением эмпирического содержания защитного пояса вспомогательных гипотез. Со временем исследование может достичь такой стадии, когда основная масса усилий будет направлена не на развитие гипотез, а на защиту от контрпримеров с помощью отрицательной эвристики и уловок ad hoc. В таком случае «защитный пояс» становится вместилищем гипотез, слабо связанных с «жёстким ядром», и в какой-то момент он «распадается», не в силах «переварить» все контрпримеры. Этот момент называется «пунктом насыщения» исследовательской программы. На смену существующей программе приходит альтернативная.К концу жизни И. Лакатос, пересматривая свой взгляд на проблему естественных границ роста научно-исследовательских программ, относился к своему собственному понятию «пункт насыщения» с иронией. Такой подход был аргументирован тем, что, по мнению ученого, о полноценном развитии научно-исследовательской программы можно судить исключительно ретроспективно.