Процесс получения новых знаний учащимися в современных реалиях невозможен без таких составляющих, как педагог и ученик, именно эти объекты учебно-воспитательного процесса считаются основополагающими, а успешность их взаимодействия определяет качество знаний.

Тема взаимоотношения учителя и ученика считается одной из самых простых в педагогике, поскольку оба эти субъекта образовательного процесса легко поддаются описанию и категоризации. С другой стороны, проблема взаимоотношения учителя и ученика является достаточно трудной, ведь когда речь заходит о человеке, его поведении, воспитании или целостности восприятия мира, простыми шаблонными фразами обойтись невозможно, ведь каждый на земле – уникален. Именно поэтому данная тема в педагогическом мастерстве является до сих под одной из самых изучаемых, а публикации, посвященные учителям и ученикам – одними из самых частых в периодических изданиях. Школа – понятие, которое уже не одно тысячелетие активно используется обществом, и до сих пор человечество не нашло способа передать знания без помощи человека. Конечно, постоянно проводится автоматизация этого явления, особенно в нынешнее время, когда кажется, что всем миром правят компьютеры, но даже они требуют присутствия человека, его правок или программ.

Как бы этого не желали отдельные ученики, их родители или другие заинтересованные лица, современный процесс обучения невозможен без активного участия учителей, готовых передавать свои знания, а также контролировать процесс их усвоения. Однако, взаимодействие между людьми невозможно назвать прямым и единогласно толкуемым, ведь при общении активную роль играют такие факторы, как настроение, тип темперамента, личные симпатии или даже погода. Все это может стать причиной как недопонимания, так и открытых конфликтов между объектами учебно-воспитательного процесса. Не стоит также забывать и о том, что если ученик в силу определенных обстоятельств не находит общий язык с педагогом, то так правило в этот конфликт вступает и ещё одна сторона, а именно родители. Стоит ли говорить о том, что даже если взрослые и понимают степень вины своего ребенка, то они предпочитают умалчивать об этом, делая акцент на такой, столь распространенной формулировке, как неспособность учителя заинтересовать. Там же, где появляются родители, чаще всего в конфликт вмешивается и администрация, которая готова на многое для того, чтобы удержать квалифицированного учителя, но доставляющая немало неприятностей ему многочисленными проверками, отчетами и пояснительными записками, что несомненно отвлекает от основного вида деятельности, предоставления педагогических услуг.

Педагог, в отличии от того, как принято считать в современном обществе, это не машина, которая готова держать все под контролем, работать без отдыха и по первой просьбе родителей, правда, чаще всего это бывает требование, уделять все внимание конкретному ребенку. Учитель – обыкновенный человек, который выбрал себе не простою, но увлекательную профессию, у него может случиться недомогание, он имеет право на скверное настроение или хандру, однако, профессиональный этикет предписывает оставлять все проблемы за порогом той классной комнаты, в которой он проводит урок. Именно это зачастую и отличает мастера от новичка или же человека, который просто отбывает повинность, а не делает свою работу с душой. Если каждый задумается о самом любимом преподавателе в школе, то первое, что восстает в памяти – открытая улыбка, добродушие и оптимизм. Будучи взрослыми, многие осознают, что вероятнее всего, у этого человека тоже могли быть какие-то проблемы или плохое настроение, но эти негативные факторы никогда не влияли на ход урока или отношения к ученикам.

Помимо этого, идеальным может называться тот учитель, которые не выделяет любимчиков, а в каждом видит личность со своими достоинствами, сильными сторонами и недостатками. Умелый педагог стремится минимизировать негатив в своих учениках, но делает это не напрямую, в то же самое время, похвала за достижения или успехи открыто звучит из уст учителя. Секрет успеха во взаимодействии – принятие ребенка таким, каким он является, отсутствие желания уровнять всех, сделать их послушными, а значит запуганными. Другими словами, учитель должен быть готовым к тому, что ученик может иметь ошеломляюще успехи в изучении какого-нибудь предмета, но в тоже время постоянно получать выговоры относительно поведения. Профессионал никогда не будет смешивать эти два понятия, замечания – это одно, а успехи в учебе – совсем другое, как хорошее, так и плохое должно в обязательном порядке фиксироваться в дневнике или классном журнале, но снижение оценки из-за поведения – прием молодых учителей или же тех, кто не считает себя хорошим специалистом.

С другой стороны, дружелюбный тон, шутки и веселые замечания могут стать причиной несерьезного восприятия педагога его учениками. Это также проблема, ведь учитель должен быть авторитетом для ученика, панибратские отношения ни к чему хорошему не приведут, ведь это отсутствие уважения, а значит источник проблем как в знаниях, так и воспитании. Не стоит также забывать и о том, что администрация школы имеет право и даже более того, обязана контролировать успехи учащихся, а о каком открытом уроке может идти речь, если учитель воспринимается как друг и все его слова обязательно ставятся под сомнение. Авторитет, не смотря на не слишком педагогичное определение этого понятие, это ключ к наведению порядка в классе, наличие рабочей обстановки и нормальной дисциплины. Эти компоненты несомненно помогают успехам в процессе получения знаний, но иногда делают невозможным близкий контакт учителя с учеником, считается, что строгий педагог не в силах понять проблемы школьника, однако это не всегда так.

Если говорить о проблемах, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия учащегося и учителя, то существует такой аспект, о котором все предпочитают умалчивать и делать вид, что в школе этому места нет. Речь идет о влюблённости, достаточно распространенном явлении, которое упорно отрицается официальной педагогической этикой, не рассматривается, как объект научных работ и попросту умалчивается учителями. Считается, что право влюбиться в учителя имеют только учащиеся старших классов, да и то только в том случае, если педагог молодой и привлекательный. На самом деле, учащиеся младших классов гораздо более часто влюбляются в учителей, правда выражают они это по-своему, отвратительным поведением, ревностью к одноклассникам или желанием прикоснуться к педагогу. Классоводы, которые хоть раз становились объектом влечения четко выделяют проявления первых признаков влюбленности и сразу же устанавливают правила, которые помогают ученику успешно получать знания без ущерба дисциплине. А вот те, кто работают в старшей школе, иногда кажутся абсолютно беспомощными в подобных ситуациях. Все дело в том, что влюбленность учеников может иметь достаточно неприятные последствия, такие, к примеру, как ночные звонки с объяснениями в любви или же грубость, отказ выполнять задания во время урока. Правильного и четкого алгоритма действий в подобных ситуациях нет, необходимо действовать по обстоятельствам, но то, что точно не стоит делать учителю, так это вовлекать администрацию и общественность, максимум – школьный психолог, да и то только в том случае, если педагог абсолютно уверен в его профессионализме и возможности оказания реальной помощи. Один из возможных способов – откровенный разговор учителя с учеником, он будет трудным, педагог будет смущаться не менее ученика, но это важный шаг, который поможет преодолеть временные трудности, вселит надежду, но не станет препятствием при проведении уроков.


Очередной подошёл к концу и пора подводить некоторые итоги. У многих детей в этом учебном году появились новые предметы и учителя. Как складываются отношения с ними у вашего ребёнка? , если у него не все в порядке, нужно искать причину.

Причина 1. Несовпадение взглядов на жизнь

Проблемы отцов и детей будут всегда, и неважно в каком веке мы живём. Также и с учителями, особенно если те - люди старой закалки. Согласно опросам, в основном, учителя недолюбливают мальчиков, которые хулиганят, пропускают уроки, иногда даже хамят учителю. Девочки в этом плане более спокойны, поэтому учителя к ним более лояльны. Но если девочки носят рваные джинсы или миниюбки, едва прикрывающие нижнее бельё, пирсинг, матерятся, то претензии появляются и к ним. А заодно и к их родителям.

Но бывает и так, что ребёнок действительно начинает попирать законы морали и нормы, и тогда конфликтов не избежать. И это уже становится проблемой родителей. Если в школе принято носить строгую форму, то никаких рваных джинсов и миниюбок не должно быть, как и пирсинга в носу и яркого макияжа. Ведь получается, что ребёнок хочет самоутвердиться за счёт яркой внешности и дорогой одежды, а значит, это уже и проблема родителей.

Причина 2. Ненависть к предмету = ненависть к учителю

Если ребёнок начинает прогуливать определённые уроки, ругаться на учителя, то, возможно, у него не сложились отношения с новым предметом. Ещё одним показателем могут быть изрисованные учебники, колкости в адрес учителя. В этой ситуации важно не предъявлять претензии учителю, а выслушать и поговорить с ним (именно поговорить). Возможно, у преподавателя тоже есть некоторые претензии к вашему ребёнку. А чаду нужно доходчиво объяснить, что предмет учить всё равно придётся и найти общий язык с преподавателем тоже необходимо.

Причина 3. Учителя-диктаторы (взяточники, педанты)

Конечно, в любой школе могут встретиться учителя, которые требуют от учеников безусловного подчинения, не позволяя иметь и высказывать своего мнения. Или учителя, которые обращают слишком пристальное внимание на опрятность школьных работ, не вникая, например, в суть написанного, а лишь замечая помарки и криво написанный текст. Или взяточники, которые, нарочно занижают оценки, предлагая свои услуги репетитора.

С первыми, как правило спорить бесполезно, можно попробовать перевести ученика в другой класс. Или, заручившись поддержкой других родителей, потребовать другого учителя.

Со вторыми нужно ходить беседовать, выявляя критерии оценки работ. А вот с последними необходимо бороться. Причем жёстко и открыто. Идти сначала на откровенный разговор к учителю, затем (если не поможет) - к директору. К тому же, можно нанять преподавателя по конкретному предмету, чтобы он оценил реальные знания вашего ребёнка.

Отстаивать интересы ребёнка необходимо. Ведь, если не вы, то кто? К тому же, ребёнка нужно приучать к мысли, что конфликты нужно решать, а не избегать их, думая, что все само собой решится. И ребёнок будет чувствовать вашу поддержку. Но все разговоры с учителями должны быть по существу в максимально вежливом тоне.

А вот если виноват в конфликте не только учитель, но и ваш наследник? Тогда придётся искренне извиниться. Если в школе вас не устраивает большинство учителей-диктаторов, взяточников, педантов, то нужно рассмотреть вариант замены самой школы, а не одного учителя. А если таких преподавателей единицы, то переводиться нет смысла, так как и в новой школе тоже могут оказаться такие учителя. Гораздо более правильным будет нанять репетитора по проблемному предмету.

Васильева В.Н

Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.

Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

Сорокина Оксана Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Обдорская гимназия»,

г. Салехард

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.

(К. Д. Ушинский)

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае - это «роскошь», в другом - профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.

В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4 . Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...» Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формирует свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника».

6. Общение - устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..."

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения

    интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.

    способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

    гибкость , оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

    умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

    умение управлять собой , управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

    способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

    умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

    хорошие вербальные способности : культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

    владение искусством педагогических переживаний , которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

    способность к педагогической импровизации , умение применять все разнообразие средств.

Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.

Человеческие качества - доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.

Организационные качества - справедливость, последовательность, честность, уважение других.

Деловые качества - полезность, демократичность, умение заинтересовать.

Внешний вид - хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Отрицательные качества учителей:

    кричит, обрывает, не выслушивает до конца;

    выделяет отдельных учеников;

    придирчивый, старается наказать за каждый проступок;

    относится как к маленьким;

    относится неуважительно;

    не умеет хранить тайну.

Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок - это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом . Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения - это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.

Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.

Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.

Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок - это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб