Школ, курсов и частных преподавателей немецкого языка в России и СНГ достаточно много. Казалось бы, остается только выбрать подходящий вариант. Но не все так просто. У любых школ и курсов есть два серьезных недостатка:
1. до них нужно как-то добираться, и, следовательно, тратить свое время;

2. они рассчитаны на массовое обучение (даже если речь идет о малых группах) и почти не учитывают индивидуальных особенностей обучаемого.

Что касается частных преподавателей, то с ними тоже все непросто: под них нужно подстраивать свой график, качество их работы сложно контролировать, а платить за их услуги приходится немало.

Существует один вариант, полностью лишенный этих недостатков – обучение немецкому языку по скайпу. Нужно всего лишь скачать Skype (бесплатное приложение для онлайн-конференций) и найти веб-камеру, микрофон и наушники/колонки (как правило, все это встроено в каждый современный ноутбук). После этого можно смело начинать занятия немецкого языка по скайпу и постигать лингвистические тонкости.

Для многих людей изучение немецкого по скайпу оказывается даже удобнее, чем традиционное – в школе, на курсах или у репетиторов. На это есть несколько причин:
не нужно тратить свое время на дорогу, потому что можно заниматься, не выходя из дома;
есть возможность выбрать наиболее подходящего преподавателя из кандидатов по всему миру (при желании можно даже учить немецкий по скайпу с носителем языка);
можно организовать обучение по индивидуальному графику, т.е. подобрать оптимальную для себя частоту и продолжительность занятий;
можно вести запись занятий на видео, что очень удобно и в плане контроля обучения, и в плане повторения (всегда есть возможность вернуться к нужной теме);
не нужно оплачивать транспортные расходы (свои или репетитора), что позволяет сэкономить на обучении (да и в целом обучение по Skype стоит дешевле «оффлайнового»).
Когда вы изучаете немецкий язык по скайпу, вы учитесь воспринимать его на слух и одновременно развиваете собственные речевые навыки. Это не значит, что в результате страдают грамматика, чтение, письмо и перевод – при правильной организации учебного процесса все нужные навыки развиваются параллельно. При этом грамотный репетитор немецкого языка по скайпу строит занятия, отталкиваясь от ваших природных способностей и поставленных вами задач.

На сайт могут изучать немецкий язык ученики любого уровня: от «нулевого» (Anfanger или А0) до суперпродвинутого (Fortgeschrittene 2 или С2). Выбранный вами репетитор немецкого языка по скайпу поможет скорректировать учебный процесс так, чтобы он наиболее полно соответствовал вашим задачам: овладеть словарным минимумом или деловой лексикой, иметь возможность читать книги в оригинале, подготовиться к сдаче экзаменов (BULATS, TestDaF, ZOP, KDS, GDS) и т.п.

Немецкий язык по скайпу для детей и взрослых является отличной возможностью учиться с комфортом, при этом экономя деньги и время.

Регулярно в сети появляются ресурсы для изучения иностранных языков: тексты для чтения, аудио и видео с заданиями по тренировке понимания на слух. А самое главное, есть сервисы, которые помогают найти собеседников для разговорной практики среди носителей иностранного языка!

Добавьте статью в закладки, чтобы не потерять список!

1 italki


Очень люблю этот ресурс, ведь он подходит для разных целей: языковой обмен, полноценные уроки с преподавателем, разговорная практика с любым носителем языка или просто общение с единомышленниками со всего мира.

Когда в планах не только общение, но и сбалансированная тренировка всех языковых аспектов, вам стоит попробовать платную опцию сайта - занятия с профессиональным преподавателем. Можно запланировать урок заранее или пройти его сразу, как вы зашли на сайт. Через поиск вы найдете людей, которые могут связаться с вами без предварительной договоренности.

2


Онлайн площадка для тех, кто не просто хочет общаться с носителями языка, а проходить последовательную разговорную практику по нужным темам, от простого к сложному и с исправлением ошибок.

SkyEng - это регулярные уроки с профессиональными преподавателями и носителями английского языка в одном лице.

3 EnglishDom


Онлайн школа английского языка для учеников от начального до продвинутого уровня. У компании собственная методика преподавания, которая включает занятия на специальной интерактивной платформе. Преподаватель и ученик получают доступ к кабинету, где отображаются материалы и задания в режиме онлайн.

Среди дополнительных опций обучения на практике: разговорный клуб, курсы для самостоятельного обучения, база справочных материалов.

4 PrePly


Вообще, площадка Preply - инструмент для поиска репетиторов по иностранным языкам, урокам музыки и наставников по другим творческим дисциплинам. Но, одна из функций - поиск носителя изучаемого языка для традиционных занятий дома у вас или у репетитора. Так что, если вы хотите общаться на английском и других языках с теми, для кого он родной, плюс "вживую", этот ресурс стоит вашего внимания.

5 LinguaTrip


Linguatrip - компания, которая помогает подобрать курсы иностранных языков за рубежом и организовать весь процесс поездки. Но это еще не все. Ресурс также предлагает образовательные услуги: регулярно проводятся интенсивы с носителями языка по разговорному английскому и .

6 Speaky


Классный сайт, который я открыла для себя совсем недавно. Скоро сделаю его обзор, как протестирую.

Регистрация простая и быстрая. Когда вы попадаете в свой профиль, вы можете приступать к общению с другими участниками. Справа на экране появляется список потенциальных собеседников онлайн, каждому из которых легко написать сообщение в чате. Если вы добавитесь друг к другу в друзья, то сможете созвониться, подключив видео.

7 Verbling


Сайт для тех, кого по большей части интересуют уроки с преподавателями-носителями языка, а не просто практика общения на разные темы.

Выбор учителя идет по разным параметрам. Например, носитель французского, который преподает испанский. Или англичанин, который научит вас своему родному языку. 🙂 В общем, вариантов много.

Подключайтесь к индивидуальным сессиям утром, днем или вечером. Чтобы получить больше разговорной практики, познакомиться с новыми людьми и при этом сэкономить на стоимости урока, присоединяйтесь к групповым занятиям или приглашайте друзей учить язык вместе!

8 HelloTalk


Сайт предоставляет общение посредством текстовых чатов и голосовых сообщений на более, чем 100 языках. Есть удобное мобильное приложение.

Программа помогает даже в тренировке произношения: есть опция прослушивания каждого сообщения, которое вам присылают. Также ресурс помогает создавать свою базу материалов по изучению языка: предложения, картинки, слова, аудио.

С помощью специальных инструментов программы носители языка смогут легко корректировать вас, если необходимо. Вы тоже можете стать для кого-то таким помощником.

9 Pen4Pals


Более 15000 людей по всему миру, которые готовы практиковать изучение иностранных языков через языковой обмен, ждут вас на этом ресурсе. На сайте есть простая опция поиска по разным параметрам: пол, родной язык, язык изучения.

10 Couchsurfing


Сообщество путешественников из разных стран. Присоединяйтесь к встречам по всему миру, останавливайтесь у новых друзей в другой стране, принимайте их у себя в гостях. Или просто пообщайтесь с носителем языка за чашкой кофе.

11 Polyglot Club


Вы учите языки не по необходимости, а потому что вам это безумно нравится? Обратите внимание на этот ресурс.

Сайт регулярно организует встречи для всех желающих попрактиковаться в общении на разных языках. Выбирайте язык изучения и город, где живете. Вы узнаете, какие встречи проходят рядом с вами и сможете организовать свою. На сайте носители языка отвечают на вопросы по его изучению и предлагают языковой обмен.

12 Interpals


Этот сайт по большей части предназначен для общения с иностранцами по переписке. Конечно, когда вы найдете единомышленников, вы уже лично договоритесь об общении в скайпе.

Если вы пока не готовы к разговорной практике, этот сайт даст возможность начать общение с носителями языка письменно. Это поможет научиться формулировать фразы на другом языке, набраться уверенности перед настоящим разговором, найти новых знакомых, с которыми реально продолжить общение дальше.

13 Meetup


Когда вы знаете язык на продвинутом уровне или даже живете за границей, вы ищете способы повышать свой уровень иностранного языка. Один из вариантов - посещать встречи и лекции по разнообразным темам в том месте, где вы находитесь сейчас.

14 Internations


Дополнительный сайт в рубрику для продвинутых пользователей иностранных языков. Через этот ресурс можно связаться с людьми по всему миру и посещать различные мероприятия и встречи. Особенно здорово для иммигрантов - можно в короткий срок обзавестись интересным кругом общения и найти новых друзей.

15 Conversation Exchange


Еще один ресурс для поиска собеседников для языкового обмена. Выбор друзей идет в зависимости от страны проживания, языка изучения и родного языка, а также типа общения: в чате, по переписке и в разговоре. Чтобы полноценно пользоваться поиском, необходимо зарегистрироваться.

16 Penpaland


После регистрации на этом сайте языкового обмена вы сможете не только найти новых друзей по переписке, но и вести собственный микроблог, а также создавать альбомы с фотографиями. Настоящая социальная сеть, только с большей пользой!

17 Easy Language Exchange


На этом ресурсе вы легко найдете собеседников для языкового обмена и общения по переписке. Дополнительная опция сайта - регистрация в качестве учителя. Если для вас актуально - дерзайте!

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

18 LingQ


Среди возможностей сайта - общение с другими участниками по переписке и в разговоре, уроки и курсы с преподавателями, онлайн сессии индивидуально и в группе. Можно просить подкорректировать ваше письмо или произношение. Учтите, что часть опций - платная.

19 Livemocha [закрыт]


Это глобальное сообщество для изучения 36 языков, где вы можете пройти обучающие курсы и создать собственную компанию единомышленников среди носителей языка, которые станут вашими партнерами для языкового обмена, собеседниками в скайпе, а в будущем хорошими друзьями.

20 Paltalk


Сервис предоставляет общение в видео чатах с людьми по всему миру. Вы можете присоединяться к другим участникам в онлайн комнате чата, чтобы обсудить музыку, спорт, изучение языков, разные события и другие темы. Дополнительно есть опция общения через текстовые сообщения.

21 Lang-8


Наверняка, во время изучения языка, вы сталкивались с проблемой: вы составляете предложения и примеры с новыми словами, но некому вас проверить. Этот сервис решает проблему. Скопируйте сюда диалог, текст, фразы, которые вы составили, и получите корректировку от носителей языка. Помогите участникам, которые учат русский язык, ответив на их вопросы, если чувствуете, что можете дать подсказку.

22 The Mixxer


Бесплатный образовательный сайт для поиска партнеров языкового обмена с последующей практикой в скайпе. Контакты можно посмотреть прямо в профиле у пользователя. Есть бесплатные уроки по английскому, китайскому, испанскому, французскому, немецкому.

23 My Language Exchange


Сайт посвящен языковому обмену. Выглядит это так: вы находите человека, который заинтересован в изучении вашего родного языка, но при этом является носителем языка, что вы учите. Выбрав форму общения (чат, переписка по email, разговор), вы помогаете друг другу в изучении языков: взаимные уроки, подсказки, консультации по словарному запасу или просто разговоры на разные темы.

На сайте более миллиона участников из 133 стран, которые в сумме практикуют 115 языков! К сожалению, писать сообщения другим людям можно только после денежного взноса на сайте. Бесплатные опции: отвечать на запросы и сообщения других людей, общаться на форуме.

Каким сервисом пользуюсь я?

Все перечисленные сайты по-своему полезны. Попробуйте тренировку на нескольких и вы определитесь, какой сайт подходит вам. Что касается меня, то я выбрала для языковой практики сайт italki . Удобно искать преподавателей и носителей языка для уроков и языкового обмена, отслеживать пройденные уроки и обратную связь преподавателя. А еще бонус: легко найти учителя, который может провести урок или разговорную практику по Skype без предварительной договоренности.

Какие еще сайты для практики общения на иностранном языке вы знаете? Поделитесь в комментариях!

Вчера мне исполнилось 50 и я закончила курс немецкого языка с преподавателем.Если в начале этого года я твердо знала,что говорить по немецки я смогу лишь в следующей жизни,то сейчас я
столь же твердо знаю,что говорить я буду очень скоро.Курс очень хорошо структурирован.К концу
выполнения домашнего задания процентов 60 слов как -то сами собой вкладываются в голову.Остальное нужно учитьДве недели назад я слушала лекцию на немецком и понимала очень много(к моему большому удивлению) МНЕ ОЧЕНь НРАВИТСЯ УЧИТЬ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Огромное спасибо Елене Шипиловой и всей команде SpeakASAP!

Вот у меня закончились очередные 10 недель с Данило:) Очередные, потому что я прошла со Speakasap "огонь, воду и медные трубы": 10 недель с носителем, курс В2, немецкий для переселенцев, 10 недель индивидуальных занятий и с марта стартую снова +10.
На самом деле я уже перестала воспринимать Данило, как преподавателя, больше именно как друга, собеседника. Тем, кто сомневается, а начинать ли занятия и будет ли толк скажу - будет!
Я реально горжусь собой только потому, что меньше, чем через полгода я совершенно спокойно общалась с немцами, а после зимних каникул и баварский диалект не кажется мне страхом божьим. Все это я смогла со Speakasap!
В очередной раз говорю вам - ВЫ ЛУЧШИЕ и вам нет альтернативы! Огромное спасибо за все, что вы для меня сделали и продолжаете делать!!!

прошла грамматику самостоятельно (7 уроков) и индивидуальный курс 10 уроков с немцем Данило. если учесть, что уровень знаний был в районе "guten Tag" и "Hände hoch", то после курса ситуация изменилась существенно. я спокойно переписываюсь на любые темы и общаюсь вживую с немцами, при этом поправляют меня довольно редко и понимают практически всегда. честно говоря, я думаю, занятия в группе такого эффекта бы не дали, т.к. мне одной даже часа было маловато.
очень надеюсь достичь хотя бы такого же уровня по английскому(на данный момент закончила занятия с Евгением).
Вобщем, сотрудничеством с командой speakASAP очень довольна.

Я в полном восторге!
Понимаю почти все новости по телику (когда не хочу даже вникать, все равно понимаю...). И детективы)) Легко общаюсь с кассиршами в супермаркетах, парикмахершами и докторшами! Не уверена, что и им легко со мной))) Но это их проблемы! Ориентируюсь на немецких веб-сайтах, разбираюсь в туристической информации, объявлениях на транспорте, в ресторанных меню (!!!), могу задать уточняющие вопросы проводнику в поезде или стюардессе))
Сейчас настало время почитать дурацкие бабские романы на немецком языке. Накупила уже))) И задумываюсь, как бы мне "углУбить" знания, чтоб учиться было б также весело, без напряжения и с энтузиазмом, как это организовано на SpeakASAP.
Спасибо Елене и всей команде! Все вас люблю!

Елена! у Вас не голова, а дом советов просто!!! :)) восхищена вашей работой!!! так держать!!! УСПЕХОВ! сказать спасибо Вам, НУ ПРОСТО МАЛО!!!
Ведь сколько раз я не пыталась.... умом немецкий не понять!!!
с английским мне мозгов хватало, а тут PLUSQUAMPERFECT решил мои мозги взорвать!!!
везде искала я подсказки, кто, мол, поможет мне с бедой?
кто книжки, кто словарь, кто сказки, приватные уроки.................всё не то!!!
и вот утратив всю надежду, в иНет залезла по утру... там были 100тни сайтов, и eustudy.РУ.
за пол-часа мне стало ясно, куда какой глагол писать, и всё в табличках, всё понятно, о Боже! Что за благодать!?!?!?! от всей души благодарю! ещё раз спассссибо Вам говорю!!!

1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
?
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).


? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

    Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

    Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

    Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

    Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

    Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)

2 Общественное и индивидуальное сознание

1. Психика человека : сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

2. Сознание .

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:

1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.

Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

Сознание

    свойство высокоорганизованной материи;

    субъективный образ объективного мира;

    идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

3. Структура сознания :

    восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);

    логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);

    эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);

    ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).

4. Свойства сознания :

    Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).

    избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);

    субъективность;

    творческое начало.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Проявления активности сознания:

5. Основной признак сознания :

    Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

    Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

3 Самосознание индивида и социальное поведение

1. Самосознание это:

    осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4. Самооценка
эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).


5. Факторы, влияющие на самооценку
:

    сопоставление реального «Я» с идеалом,

    оценка других людей и сравнение себя с ними,

    отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

10.
Виды социального поведения :

    массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

    просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

    помогающее – конкурентное;

    девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

    связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

    связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

    связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.


12.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.


13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

    Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

    Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

    Ретритизм (отвергает и цели и способы)

    Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

4 Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

    познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

    эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

    чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

    мировоззрение

    направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

    Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

    Пути формирования: стихийный, осознанный.

    Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

    Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

    Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

    Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

    Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

    Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

    Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5 Виды знаний

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

    индуктивное (от частного к общему);

    дедуктивное (от общего к частному);

    по аналогии.

Виды интуиции:

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность;

    наглядность и предметность;

    воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания;

    абстрактность и обобщенность;

    воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

    внезапность;

    неполная осознанность;

    непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

    знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

    знание как познавательно-значимая информация;

    знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний :

    Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

    Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

    Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

    Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

    Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

    Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

    Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний :

    Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

    Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

    Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

    Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

    Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

    Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности