Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей ; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст .

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом .

Звонкий ручьи; смолистые почки.

м. р., ед. ч., Т..п.

ж. р., ед. ч., Д. п.

Храбрый мальчик, широкий ручей; небрежный мальчик, низкий куст.

Сосновую шишку, крепким клювом

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый , говорливый ручеёк . Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик . Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки ; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко .

3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу

пр. вр., ед. ч.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image099.png" width="23" height="16">.png">.png" width="10" height="16">Засветило, утренний, берёзки; развесили, весёлый, местечко

Побежал, взглянешь, принесу

Контрольное списывание № 1

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(По Г. Остеру)

Контрольное списывание № 2

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!

Контрольное списывание № 3

Липки

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.

Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки , щёчки , спинки . Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото. (70 слов)

Грамматические задания:

1. Выпишите предложение с однородными второстепенными членами предложения и разберите его по частям речи и членам предложения.

2. Выпишите из предложения два словосочетания с вопросами.

3. Выполните фонетический разбор слова «дорожки».

Шумит (где?) в лесу, пропитались (чем?) солнцем.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image128.png" height="17">Дорожки - дарошк´и - 3 слога

д – д - согл., тв., зв., парн.

о – а - гл., безуд.

р – р - согл., тв., зв., непарн.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил его.

Грамматическое задание:

    Синтаксический разбор предложения.

1 вар. - Из земли показалась молоденькая травка.

2 вар. – В овраге журчал звонкий ручеёк.

    Разобрать слова по составу.

1 вар. 2 вар.

Травка еловым

берёзовым березки

подснежники подберёзовики

    Спишите предложение, определите падеж сущ., выделите окончание.

В зеленых ветвях деревьев будут строить свои гнезда певчие птицы.

4. Определить время и число глаголов.

Покрывает, прошла, зацветут, появятся, стоит, греются, начинала, щебечет.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Дев..ч()ка, разг..дат.., д…рога, щ…ка, т..релка, ч..рный, ш..л, ..днажды, кв..ртира, вт..рой, лё..кий, жира…, сла..кая, ска..ка, лес..ница, ус…ный, сне…, с…ест, п..ро, гн..здо, туч…

Входная контрольная работа №1

В лесу

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

Грамматическое задание

  1. Подчеркнуть грамматическую основу в 4 предложении.
  2. Разделить слова на слоги: весело, поют, серые, ежики.
  3. Подчеркнуть мягкие согласные, обозначающие мягкость согласных звуков

в словах: ветки, белки.

Контрольная работа №2

В роще.

Наступила осень. Дети идут в рощу. Рядом бежит Жучка. Под кустом шуршит ёжик. Белка грызет шишки. Стучат пестрые дятлы. Интересно детям наблюдать за животными.

Хорошо в роще!

Грамматическое задание:

  1. Найти и подчеркнуть орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
  2. В 4 предложении подчеркнуть грамматическую основу.

Словарный диктант:

Воробей, тетрадь, линейка, карандаш, сорока, девочка, капуста, ягода, посуда, ребята.

Контрольная работа №4

Весна.

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и Миша пускают бумажные кораблики. Мальчики любят играть. Скоро она будут ходить в школу.

Грамматическое задание

  1. В 3 предложении подчеркнуть грамматическую основу.
  2. Разделить слова для переноса: мальчики, огоньки, коньки, ручейки, сильные.
  3. В двух последних предложениях подчеркнуть согласные, обозначающие мягкость согласных звуков

Контрольная работа № 7

Щенок Шарик.

Дядя Витя принес щенка. Петя назвал собаку Шарик. Шарик был рыжий, пушистый. Он ел булку и суп. Летом Петя уехал на дачу в село Каменку. Мальчик взял туда и щенка. Они часто ходили в лес, купались в реке Вязьме.

Грамматическое задание:

  1. В 1 предложение подчеркнуть существительные.
  2. Составить предложение с именем собственным
  3. Разделить слова для переноса: мальчик, щенок, пушистый, рыжий, летом.
  4. В 5 предложении подчеркнуть грамматическую основу.

Контрольная работа № 10

Весной в лесу.

Денис любил ходить в лес с дедушкой. Лес встречал звонкими песнями птиц. Вот стайка грачей. Они прилетели в субботу утром. На веточках деревьев лопались клейкие листочки. Сочная зелень и яркие лесные цветы росли на полянке. Много интересных историй о птицах и зверях рассказал дедушка внуку.

Грамматическое задание.

  1. Во втором предложении подчеркнуть существительное одной чертой, глагол – двумя чертами, прилагательное – волнистой линией.
  2. Выписать два слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Подобрать проверочные слова.
  3. разделить слова для переноса: стайка, суббота, клейкие, полянка, рассказал.

Контрольная работа № 11

Белочка.

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Она сушит грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.

Грамматическое задание.

  1. Сделать грамматический разбор первого предложения.
  2. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подобрать проверочные слова.
  3. Выписать 2 слова с парными согласными по звонкости-глухости на конце корня. Подобрать проверочные слова.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову зима. Выделить корень.
  5. Сделать транскрипцию слова МОРОЗ.

3 класс

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Совенок

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совенка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совенка. (42 слова)

Грамматическое задание:

  1. Во втором предложении сделать грамматический разбор.

Контрольная работа № 2

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть гласные члены пятого и шестого предложений.
  2. Написать три однокоренных слова, выделить корень.
  3. разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.

Контрольная работа № 3

Зима

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)
  2. Разобрать слово по составу: подснежник, зеленка, замазка.
  3. выписать три слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова.

Контрольная работа №4

Находчивые птицы.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. подобрать и записать два слова на то же правило.

Контрольная работа №5

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам третье и десятое предложения. (по вариантам)
  2. Разобрать по составу слова: осинка, переход.
  3. Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольная работа № 6

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! (47 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.
  3. найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

Контрольная работа № 7

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. второе и пятое предложение разобрать по частям речи.
  2. написать пять имен существительных с шипящим согласным на конце.

Контрольная работа № 8

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Разобрать по членам предложения четвертое предложение.

Узкий ручей-

Старательный ученик-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными во множественном числе.

4. Разобрать по составу слова: сахарные, лесистый, глубокая.

2 вариант

1. Разобрать по членам предложения пятое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Трусливый мальчик-

Высокий куст-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными среднего и женского рода.

4. Разобрать по составу слова: северное, голосистый, сказочные.

Контрольная работа № 9

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (79 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам седьмое и девятое предложения
  2. разобрать по составу слова: 1-засветило, утренний, березки; 2-развесили, веселый, местечко.

Контрольная работа № 10

По зеленым тростникам ползли золотые солнечные колечки. Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Растения дрогнули. Показался плоский утиный нос.

Это продиралась вперед утка -чируша. За ней гуськом по дорожке торопились утята. Один утенок застрял между стеблями. Он стал пищать: утка ринулась назад. Схватила птенца носом за шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищит и дергает ногами.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова. Подобрать и написать два слова на это правило.
  2. Выписать два слова с непроверяемым написанием. Написать еще два таких слова.
  3. Выписать два слова с приставками.
  4. В первом и четвертом предложениях обозначить грамматическую основу. Указать части речи.
Выписать нераспространенное

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Весеннееутро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное ме­стечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 - седьмое, вариант 2 - девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 - засветило, утрен­ний, берёзки; вариант 2 -развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

III. Подведение итогов урока

Написание каких слов вызвало затруднения?

Цели: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.

Ход урока

I. Организационный момент

Прочитайте пословицу. Грамоте учиться - всегда пригодится.

Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)

- Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо - это умение читать и пи­сать.

Для чего нужно быть грамотным человеком?

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тя­нулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье - свет, а неученье - тьма».

II. Работа по теме урока

Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понят­но, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необ­ходимыми знаниями, сведениями в определённой области.

Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грам­матических и стилистических ошибок.)

А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот уче­ник умеет правильно писать и говорить.)

- Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:

Грамматика (запись) - наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

Что изучает морфология? (Части речи.)

- Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосо­четаниях и предложениях.)

Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс - это части слова.)

- Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

Существительное - школа.

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объеди­няющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах - трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак - общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, со­бытие, прилагательное - признак предмета, глагол - действие.

В доказательство того, что вы поняли этот признак, приве­дите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазерка­лье» и укажите, какими частями речи являются «зеркаль­ные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)

Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Напри­мер, слово хрюкотали- глагол прошедшего времени, а слово мюмзики- существительное множественного числа.)

Итак, второй признак - морфологический.

Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)

А теперь давайте поставим их в определённую форму и бу­дем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок по­лучаются бусы, а из слов - предложения. Запишите пред­ложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и инто­национно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школь­ники встречаются с ветеранами.

Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объеди­няются в группы.)

Сделайте морфологический разбор существительных.

Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

Сделайте морфологический разбор глагола.

Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правиль­ность выполнения всех заданий.

Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.

III. Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 237 (с. 131).

Рассмотрите таблицу.

Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы де­лятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)

Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные?

Приведите примеры.

Упр. 238 (с. 131).

V. Рефлексия

Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Смелость, бег, мечтать, урок.

2) Смелый, морская, книжный, дом.

3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Упр. 239 (с. 132).

Тема: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Цели: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

Как вы распределили слова?

По каким признакам определили части речи?

Прочитайте имена существительные. Назовите орфограм­мы и объясните их написание.

Прочитайте имена прилагательные. Назовите орфограммы и объясните их написание.

Прочитайте глаголы. Назовите орфограммы и объясните их написание.

Прочитайте имена числительные. Назовите орфограммы и объясните их написание.

Прочитайте предлоги.

Какие из этих частей речи являются самостоятельными? А какие служебными?

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 240 (с. 132).

Прочитайте стихотворение.

Объясните написание слов с орфограммами.

Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

Назовите части речи.

Упр. 241 (с. 132-133).

(Работа по заданиям упражнения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Самостоятельная работа

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лес оделся в з..л..ную л..ству. На светлых п..лянах цв..тут кудрявые липы. В лугах зап.хтрели цв..ты. Пчёлы носятся около цв..тущих в..твей липы. В восковых сотах они зап.товят душ..стый мёд.

VI. Рефлексия

Назовите самостоятельные части речи.

Приведите примеры.

Назовите служебные части речи.

VII. Подведение итогов урока

Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Составить и записать предложение. Указать части речи.

Тема: Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, точно употреблять глаголы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте предложения.

Назовите части речи в предложениях.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом

Упр. 242 (с. 133).

- Прочитайте текст. О чём он?

Какой заголовок можно к нему подобрать?

Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это ча­сти? (Три: начало, основная часть, концовка.)

Когда произошёл этот случай?

К чему приложил пулемёт боец?

Почему ветка с гнёздышком упала?

Что сделал солдат?

Почему он так поступил?

2. Составление плана

Найдите в тексте три части.

Прочитайте первую часть, начало.

(Шёл бой.)

Прочитайте вторую часть, основную.

Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)

Прочитайте третью часть, заключительную.

Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на де­реве.)

3. Орфографическая работа

Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах?

Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один уче­ник рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Само­проверка.)

VI. Подведение итогов урока

Что мы делали сегодня на уроке?

Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Разобрать по составу слова: осенний, саду.

Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольное списывание.

Принцесса на горошине.

У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.

Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.

Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.

II четверть.

Диктант.

Зимний денек.

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.

Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)

Грамматическое задание:

Во втором предложении подчеркни главные члены.

Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.

Диктант.

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)

Грамматическое задание:

Выполнить разбор 10 предложения (дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).

Разобрать по составу слова осинка, переход.

Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.

Жизнь в лесу.

Стоит чудесный зимний день.

По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.

Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом! (60 слов)

Слова для справок: лакомились.

Грамматическое задание:

В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.

Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.

Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.

Подобрать проверочное слово, написать эти слова.

Контрольное списывание.

Медвежата.

Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их. Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. (58 слов.)

III четверть.

Диктант.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. (63 слова.)

Грамматическое задание:

8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать характеристику.

Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.

Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.

Итоговый диктант за четверть.

Охраняем природу.

Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов) Слова для справок: устанавливаем.

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.

Выполнить фонетический разбор слова слабые.

Подобрать антонимы к прилагательным: - узкий ручей - …- старательный ученик - …- трусливый мальчик - …- высокий куст - …

Контрольное списывание.

Родина моя.

Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!

Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.

Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.

Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)

IV четверть.

Диктант.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (78 слов.)

Грамматическое задание:

Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.

Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Итоговый диктант.

Весной.

У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.

Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.

Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.

Выполни синтаксический разбор предложения:

Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.

Определить падежи имен существительных в 9 предложении.

Контрольное списывание.

Гималайский медведь.

В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.

Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30