Классный час «Что такое справедливость?»

Задачи

1. Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе).

2. Способствовать формированию этого качества в ребенке.

Оборудование: ручки и бумага для игры «Добрый гном»; карточки с описанием определенных ситуаций.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что такое справедливость и несправедливость? (Дети отвечают.)

Из словаря С.И. Ожегова: справедливый - действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.

(Дети приводят примеры из своей жизни.) Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых - законами, деловым этикетом и т. д. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.

Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении - значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или принижать их достоинства. (Достоинства - это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы и т. д.)

Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела - услугой. За серьезную помощь (доброту) - платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе». Быть справедливым - значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Работа со стихотворением

Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.

* * *

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,

Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.

С. Островой

(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)

Беседа

Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.

Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»

Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)

О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)

Осмысление отношений в классе

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?

2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?

3. Чему можно поучиться у вас?

4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?

5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?

(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать их всему классу, слушая мнения учащихся по очереди.)

Игра «Добрый гном»

Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок.

Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кому какой листок достался.

Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий - на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Но может возникнуть проблема, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым гномом.

Игры-ситуации

Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.

Ситуации

1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

5. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

Подведение итогов

Учитель. Что нового для себя вы почерпнули из этого классного часа?

(Дети высказывают свои мнения.)

«Слово «верумический» образовано от латинского слова «верум», означающего истину, правду, справедливость и правильность. Это слово обозначает все самые важные смыслы, содержащиеся в верумическом концепте, который позволит людям в будущем построить совершенное общество без войн, преступности, терроризма и лжи и поможет полностью избавиться от болезней и даже от смерти…»

Примеры действия справедливости

Здесь приведены примеры действия справедливости, исходя из принципа справедливости как точного соответствия деяния и воздаяния. Эти примеры показывают, что почти все люди слишком легкомысленны, чтобы правильно судить о справедливости жизни. Многие люди легко совершают гадости и причиняют окружающим большие страдания, но при этом они также легко оправдывают сами себя. Поэтому, когда с ними случаются большие беды, люди их воспринимают как очевидную незаслуженную несправедливость, и, конечно же, такое мнение не имеет под собой никаких серьезных объективных оснований.


Пример 1. Родитель бросил семью ради «большой любви», и ребенок остался без отца или без матери.

Этот родитель в следующей жизни будет ребенком, которого бросит мать или отец из-за «большой любви». Эта же участь может ожидать и того, кто был предметом «большой любви» и принял перебежчика.


Пример 2. Замужняя женщина родила ребенка от любовника, и никто об этом не знает, кроме женщины.

В следующей жизни и эта женщина, и любовник будут рождены своими матерями не от мужей, а от любовников. Каждый будет считать своим отцом мужа своей матери, но это будет ложью. Эта ложь раскроется, семья распадется, настоящий отец останется неизвестным. Дети (бывшие в прошлой жизни неверной женой и любовником) останутся на всю жизнь без отца.


Пример 3. Чиновник злоупотребляет своим служебным положением в личных интересах (взятки, вымогательство, протекция, воровство, клевета, содействие осуждению невиновных).

В следующей жизни этот чиновник родится в самых низах общества, он будет нуждаться в пище, в жилье и в денежных средствах, хотя он будет умен и талантлив. Возможно, он будет осужден по ложному обвинению. Он будет болен алкоголизмом, он будет считать жизнь абсолютно несправедливой и жестокой, будет смотреть новости по телевизору (или более продвинутому видеоустройству) и ругать власть. Вообще, достижение высокого социального положения – это большая редкость, такой шанс выпадает очень редко. После этого человек несколько жизней попадает в самые низы общества, чтобы ощутить на себе все последствия своих действий. Власть действительно возлагает на человека очень большую ответственность. Последствия безответственного, бездарного и самоуправного использования власти являются очень тяжелыми и длительными.

Верно и обратное: если человек правильно использовал власть, старался сделать жизнь простых людей лучше, старался строго соблюдать государственный закон, старался внедрить по-настоящему прогрессивное, то этот человек может прожить счастливо несколько следующих жизней, будучи не обремененным ни заботами, ни ответственностью.


Пример 4. Человек всю жизнь (возможно, еще и несколько предыдущих жизней) честно и тяжело работал, но ни денег, ни власти, ни славы, ни счастья не получил.

В следующей жизни этот человек может получить большое наследство, может родиться в семье богатых родителей, может получить «зеленый свет» в карьере, которая выстроится легко и без особых усилий. Возможно, что этот человек будет пользоваться большим успехом у противоположного пола.


Пример 5. Человек работает учителем и преподает ложные мировоззренческие знания школьникам и студентам. Этот пример по своей сути относится и к религиозным проповедникам, и к пропагандистам эзотерических учений, и к организаторам различных тренингов по типу «методика исполнения желаний» и «привлечение финансового успеха».

Ложные знания всегда приносят страдания от применения этих знаний. Учителя, преподающие ложные знания, в следующей жизни, будучи школьниками и студентами, получат те знания, которые они преподавали другим. Из-за этого они сами пострадают, когда будут применять эти ложные знания. Все действия, причиняющие страдания детям, несут с собой справедливые негативные последствия, которые проявятся только в следующей жизни. Это происходит потому, что виновник страданий детей сам должен пострадать по справедливости, когда он сам вновь будет ребенком.

Пример 6 (реальный случай). Молодая женщина, родив ребенка, решила от него избавиться и выбросила его на мороз в мусорный контейнер. Ребенок умер.

Эта женщина в следующей жизни сразу после рождения будет выброшена на мороз в мусорный контейнер. Все люди, узнав об этом, будут считать это жуткой несправедливостью жизни, считая погибшего ребенка невинным младенцем. Люди будут ошибаться: это будет абсолютно справедливо.


Пример 7. Девушка, провожая своего любимого парня в армию, обещала ему, что будет его ждать. Обещание она не сдержала, и это привело к трагическим последствиям. Парень, находясь на службе, узнал об измене и, не имея возможности очной встречи с девушкой и выяснения отношений, испытал психологический шок и покончил счеты с жизнью, выстрелив в себя из боевого оружия.

Такой поступок девушки может принести ей очень много страданий. Здесь присутствуют и измена, и нарушение обещания, и причинение очень больших душевных страданий парню, и причинение пожизненного горя матери парня из-за смерти сына. Последствия для девушки могут быть очень серьезными, возможно, они будут связаны с предательством ее мужа, которое принесет трагические последствия для ее детей. По справедливости девушка должна испытать все, что связано с предательством в самый трудный момент. Девушка может испытать страдания из-за смерти ее ребенка, возможно, что ее сын погибнет в аналогичных условиях после измены его невесты или жены. Возможно, что ее дочь покончит жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Вообще все, что связано с супружеской неверностью и невыполненными обещаниями партнеру противоположного пола, имеет серьезные последствия, если это приносит большие страдания партнеру.

Невыполненное женское обещание, которое партнер принял как клятву, и которое принесло трагические последствия, может привести к тому, что женщина может быть подвергнута жестокому насилию в этой жизни или в следующей жизни, если клятва давалась в девичестве. Такие последствия вызывает справедливое принудительное исполнение клятвы. Лучше вообще никогда и никому не давать никаких клятв и никаких серьезных жизненно важных обещаний, а если уж клятва была дана, то ее необходимо строго исполнять или нужно добиться разрешения на ее отмену у того, кому была дана клятва.

Если было обещание дать кому-то небольшую сумму денег, то неисполнение этого обещания приведет к соответствующему материальному ущербу. Если неисполненное обещание привело к серьезным последствиям, то это соответственно отразится на том, кто давал обещание. Об этом следует помнить всем – и мужчинам, и женщинам… и политикам, которые бездумно и легко раздают обещания множеству людей – всему народу.


Пример 8. Человек обманул другого человека. Это может быть мелкая ложь, как кажется обманщику, например, проспав и опоздав на работу, человек солгал начальнику, что попал в автомобильную пробку, сохранив у начальства хорошее мнение о себе.

Обман всегда связан с тем, что у обманутого человека создается неправильное мнение о реальности, то есть обманщик создает заблуждение в знаниях своей жертвы. Это деяние происходит без согласия жертвы, то есть против его воли насильственным путем. Обман всегда является насилием, как и любое другое насилие, включая воровство. Обман, конечно, ближе к воровству, к скрытому насилию, чем к открытому насилию. При обмане совершается подлог, и вместо истины подкладывается ложь. Это похоже на то, как вместо свежих продуктов в магазине продается просроченный продукт, на котором перебивается дата изготовления.

Нетрудно понять, что последствия обмана могут быть очень разнообразными, начиная от покупки тухлой рыбы при полной уверенности, что рыба свежая, и заканчивая аварией на дороге, когда машина считалась исправной, но на самом деле оказалась неисправной.

Именно из-за того, что люди используют в своей коммуникации ложь, они не могут понять, что справедливость является законом природы, потому что справедливые последствия очень часто и даже обычно по форме не совпадают с причиной, вызвавшей эти последствия. Так, человек, солгавший начальнику или подчиненному, может получить в магазине тухлую рыбу и, конечно же, посчитает это несправедливостью, хотя и словесная ложь, и тухлая рыба вместо свежей – это, по сути, одно и то же: это подлог.


Пример 9. Человек всем рассказывает о несправедливости жизни, о том, как с ним несправедливо поступили. При этом человек сам свято верит, что жизнь несправедлива.

Это случай добросовестного заблуждения, как говорят специалисты. Это не считается ложью, это считается ошибкой. Но на самом деле это порождение лживости и безответственности человека. На самом деле это автоматическая ложь, которую человек говорит на автопилоте, подсознательно. Все заблуждения в знаниях человека формируются автоматически в качестве справедливого последствия совершения обмана других людей. Справедлива жизнь или несправедлива – это ключевой вопрос мировоззрения, и этот вопрос связан с фундаментальной истиной бытия. Человек, который легкомысленно относится ко лжи, не считая ее большим грехом, всегда будет иметь в своих знаниях ключевую ошибку, заставляющую его ошибаться в действиях и страдать.

Добросовестный человек легко может вспомнить все свои халатно сделанные дела, попытаться просчитать последствия и убедиться, что его действия неоднократно могли привести к людской трагедии, а может, это даже и произошло, но об этом не известно. Любая мелочь может привести к трагедии, любое непродуманное слово может решить судьбу другого человека. Когда по-настоящему добросовестный человек это поймет, он поймет и то, что он просто не может оценить события жизни относительно справедливости. Ни у одного человека нет достаточной информации, чтобы вынести однозначный приговор жизни, что она несправедлива.

Можно привести соответствующий жуткий реальный пример из жизни. Однажды произошел трагический случай: мужчине отрезало голову листом железа, который сорвался с крыши дома. Так или иначе, у этой трагедии есть виновник, который не сделал того, что должен был сделать, чтобы этого не произошло. Возможно, это рабочий, который плохо закрепил лист на крыше. Возможно, это поставщик крепежного материала для листа, который оказался бракованным. Возможно, это начальник, который перегрузил работой своих рабочих, и они не успели или забыли закрепить лист. Возможно, это чиновник, который неверно составил требования для производства работ. Короче, какой-то виновник есть, но он не знает, что произошло по его вине. Как незнание о законе гравитации не отменяет действие этого закона, так и незнание о законе справедливости не отменяет его действия. У виновника этой трагедии тоже произойдет трагедия, и окружающие будут абсолютно уверены, что это несправедливо, ибо никто не будет знать о том, какая трагедия произошла по его вине. Возможно, что вина есть на многих, которые причастны к трагедии с листом железа, тогда она будет распределена на всех, и это будет менее заметно.


Люди не могут судить о справедливости или несправедливости событий жизни!


Мало кто понимает, что утверждение о несправедливости жизни несет с собой самые негативные последствия. Когда-нибудь люди поймут, что причиной всех бед людских является субъективный вердикт о несправедливости жизни и существовании зла. Это, кстати, означено как первичный грех даже в Библии. Позднее это будет показано подробно.

Мнение о несправедливости жизни очень негативно влияет на действия людей. Только из-за того, что люди считают жизнь несправедливой, существуют войны, преступность и ложь. Поэтому все люди, которые говорят о несправедливости жизни, так или иначе, виновны в существовании войн, преступности и лжи. К большому сожалению, современная психология и философия об этом не говорят и не изучают этот вопрос, заставляя людей так грубо ошибаться и совершать то, чего делать просто нельзя ни в коем случае. Утверждение о несправедливости жизни является главной причиной войн, преступности, болезней и лжи. Нетрудно понять, что если природный закон справедливости существует, то те, кто эту причину порождают, будут пожинать ее плоды – таков объективный закон природы.

Можно говорить, что кто-то поступил подло, можно говорить, что кто-то нарушил договор или уговор, можно говорить, что кто-то нарушил закон, кто-то обидел, вызвал возмущение, оскорбил или унизил, но ни в коем случае нельзя говорить, что кто-то поступил несправедливо. Лучше вообще не оценивать жизнь относительно справедливости или несправедливости, лучше просто говорить о деле, о реальных событиях, о своих желаниях или о своих чувствах, но о справедливости или несправедливости событий лучше не судить. Как только человек начнет судить о справедливости или несправедливости конкретных жизненных ситуаций, он обязательно ошибется, потому что у него нет всей необходимой информации для таких суждений. Так, например, уже было сказано, что обман другого человека может обернуться покупкой тухлой рыбы себе на ужин, но это необязательно, может и колесо у машины лопнуть, это тоже будет подлогом, равным обману. Главное в справедливости – это точное соответствие причиненных и полученных страданий (или радостей). Форма того, через что приходят страдания (или радости), часто бывает неважна, хотя есть и такие случаи, когда форма должна быть практически идентичной, что обычно связано с жаждой идентичной мести.

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам . Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное .

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник , то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой.. Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

Задать вопрос психологу

    Любовь как эмоцио­нальное отношение и сексуальная связь находится на одной чаше весов, и чем дольше продолжается эта связь, тем больше накапливается на другой чаше:

  • ожиданий;
  • на­дежд;
  • моделей поведения;
  • оценок: «Я не могу понять, как я могла влюбиться в это чудовище! Свой настоящий характер он показал только теперь. Он скуп, эгоистичен, а уж что до чистоплотности — так он просто свинья! С тех пор как я узнала, что он мне изменяет, между нами все кончено… От одной только мысли, что он может прикоснуться ко мне, я прихожу в ярость».

Социальные отношения между людьми формируются, хотят они этого или нет, посредством одной или несколь­ких систем подчинения. Партнеры могут быть равно­правными, исполнять равноценные роли в пределах большой игры. Но отношения могут строиться сверху вниз, т.е. по принципу господства и подчинения. Эти от­ношения характеризуют такими понятиями, как автори­тет, послушание, дисциплина. Вопрос о том, насколько оправдано авторитарное по­ведение одного партнера по отношению к другому, к своим родителям и родителям супруга, к детям и како­вы его критерии, не менее важен, чем вопрос о том, как мы реагируем на это авторитарное поведение. Кроме беспрекословного повиновения и антиавторитарного бунта, есть большое количество иных реак­ций. Они различаются между собой по степени и виду авторитарного кризиса, и вопрос заключается в том, какая из полюсных реакций — подчинение или бунт - стоит на первом плане. Даже когда мы видим только результат, т.е. если один реагирует, проявляя послушание, или приспосабливается, а другой упрям и не признает никаких авторитетов, такое поведение, в том числе и в рамках партнерства, является ответом на серьезный или жизненно важный конфликт. В та­ких случаях нарушается равновесие между приспособ­лением и самоутверждением, вежливостью и чест­ностью, любовью и справедливостью, привязанностью и отделением.

Контакты психолога в скайпе

Этот дисбаланс может привести к четырем формам реакций:

1. «Я делаю то, что хочу!» Здесь главную роль играют самоутверждение, откровенность, справедливость и тенденция к отделению, к самостоятельности.

2. «Я делаю то, чего хочет мой партнер!» При такой реакции речь прежде всего идет о приспособлении, вежливости, любви и привязанности.

3. «Я делаю не то, чего сам хочу, не то, чего хочет мой партнер, а что-то совсем другое!» Здесь на первом плане механизмы оттеснения конфликта.

4. «Для меня всякий кризис — это шанс!» В таких случаях человек старается научиться понять данную ситуацию, просит партнера ясно изложить свои жела­ния, сам четко и недвусмысленно выражает свои ожидания и желания, а если необходимо, идет на уступки, ободряет партнера, с тем чтобы сообща найти новые возможности решения конфликта в духе «расширения системы целей».

Чтобы их обойти необходимо в любом партнерстве всегда найти равнове­сие между справедливостью и любовью. Придерживаясь принципа справедливости, мы взвешиваем и сопоставля­ем результаты поступков и деятельности; это один из принципов воспитания. Справедливость, однако, не учитывает индивиду­альных особенностей человека.

Пример справедливости:

  • «Я буду ходить на работу, если ты будешь заботиться обо мне и о детях дома».
  • «Я буду для тебя все де­лать по дому, если ты обеспечишь меня»
  • «У тебя сей­час нет для меня времени, что ж, у меня тоже не будет его для тебя».
  • «У тебя нет времени для меня, что ж, хорошо, я найду кого-нибудь, у кого будет для меня время».

Разъяснение примера:

Если в партнерских отношениях справедливость воз­водится в абсолют, то очень скоро возникает заколдован­ный круг, в котором одна несправедливость влечет за собой другую. Партнеры видят только результаты своей деятельности, только отдельные стороны целостной лич­ности друг друга.

Услуги психолога - получить консультация онлайн

Любовь — это чувство, которое захватывает целиком. Она возникает не потому, что у другого человека есть определенные свойства, способности, своеобразие, она видит только носителя этих качеств.

«Я люблю тебя, по­тому что ты — это ты».

Избыток любви делает человека слепым к недостат­кам и слабостям партнера и поэтому мешает наладить от­ношения, соответствующие реальности. Здесь всегда есть опасность, что один из партнеров долгое время будет терпеть конфликты, но в один прекрасный день чаша терпения переполнится и это приведет к сильному эмоциональному взрыву.

Выводы:

Вполне правильно предъявлять партнеру справедли­вые требования, он даже ожидает их. Если в какой-либо сфере партнерских отношений имеет место неисполни­тельность или неумение что-либо делать, то очень важно уметь различать эти неудачи и самого партнера.

Балансированию можно научиться только тогда, когда один говорит другому: я принимаю тебя таким, какой ты есть, даже если ты чего-то не умеешь делать.

Справедливость - это чаша весов в руках Фемиды, склоняющаяся в сторону того, кто прав. Сочинение на тему: «Справедливость» предназначено к написанию учащимися старших классов, потому что это сложное для понимания понятие. Можно сказать, что оно является синонимом слова «правда». Только вот правда у каждого своя.

Закон и мораль

Сочинение-рассуждение на тему «Справедливость» сложно в исполнении тем, что ученику не всегда понятно то, с какой точки зрения рассматривать это понятие. В общем и целом справедливость представляется в двух плоскостях: в законе и морали.

С законом все понятно: есть прописанные правила, где определено наказание, мера и граница дозволенного. А вот с моралью дело обстоит намного сложнее. Каждый человек обладает своим набором ценностей и принципов, согласно которым действует в обществе. Так что понятие справедливости является исключительно индивидуальным представлением. Поэтому сочинение на тему «Справедливость» стоит писать исходя из того, что это понятие является личным представлением.

Пример работы

Даже мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?» стоит писать по собственным убеждениям. Можно в работу добавить аргументы из литературы, но тогда текст уже превысит формат «мини». В общих чертах такой пример может иметь следующий вид:

Я думаю, что справедливость - это черта человеческого характера. Только сильные духом могут следовать законам морали, защищая слабых и наказывая виновных. Справедливость - это когда каждый получает то, чего заслуживает.

Говорят, что она основывается на принципе равенства. Только там, где есть люди разных сословий, присутствует неравенство и несправедливость. Но это скорее социально-экономический момент, не имеющий никакого отношения к морали. На деле несправедливость проявляется в том, что некоторые люди начинают ставить себя выше других, умаляя их достоинства.

Справедливость выражается в отношении к другим людям. Каждый самодостаточный человек будет следовать по закону добродетели. Он точно знает, что такое правильно и неправильно, именно на таких людях держится общественная гармония.

Теоретическая база

Прежде чем приступать к сочинению на тему «Справедливость», необходимо ознакомиться с некоторыми секретами простого написания. Точнее - со структурой хорошего и полноценного текста. Он должен включать в себя:

  1. Первый абзац. Определить понятие. Справедливость связана с правдой, совестью и уважением к личности. Конечно, в словарях есть длинные и замысловатые определения, но их можно упростить к трем вышеобозначенным истинам.
  2. Второй абзац. Дать свой комментарий относительно понятия. Следует использовать такие словесные приемы, как «я думаю», «я считаю» и т.д.
  3. Третий и четвертый абзацы. Если есть возможность, можно привести аргументы из литературы. Например, вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина или печально известного «Тараса Бульбу».
  4. Пятый абзац. Подытожить все написанное.

Правда в моей жизни

В качестве еще одного примера можно представить сочинение на тему «Справедливость в моей жизни»:

Мне кажется, что справедливость - это прежде всего негласный закон, говорящий, что каждый должен получить по заслугам. Только с таким определением понятия я могу согласиться.

Мне кажется, что настоящая справедливость является мерилом нашего жизненного опыта. Чем больше человек пережил, чем больше разрешил проблем и трудностей, тем больше он понимает жизнь. Понятие справедливости у него будет шире.

Если говорить о справедливости в практическом применении, тогда стоит вспомнить тех, кто имеет с рождения проблемы со здоровьем. Эти проблемы учат его проявлять волю к жизни, о которой ничего не известно большинству здоровых людей. Награда - сила духа, которой могут позавидовать даже спортсмены. Эти качества человек обретает по справедливости, когда отказывается сдаваться даже в самых тяжелых жизненных условиях.

Приложенные усилия всегда найдут равноценную награду. Именно так справедливость проявляется в моей жизни. Сколько бы раз я не пытался (-ась) сделать что-то, полагаясь на везение, результат оказывался нулевым. Только после упорного труда можно получить желаемое. Думаю, это лучшее проявление справедливости, с которым приходится сталкиваться в жизни.

Напоследок хотелось бы сказать следующее: если человек все мерит материальными благами, тогда его жизнь будет несправедливой и скучной. Только с опытом приходит понимание, что в жизни все находится в равновесии. Это совсем как на весах Фемиды, чаша которых всегда склоняется в пользу того, кто прав.