Лев Михайлович Галлер

Основные события

  • Командовал Балтийским флотом
  • Сражения/Войны: Гражданская война,Первая мировая война.

Вершина карьеры

Лев Миха́йлович Га́ллер (17.11.1883,Выборг - 12.7.1950, Казань) - был советским военно морским деятелем.Получил чин Адмирала 4 июня 1940 года. Родился и вырос в семье военного инженера. Л.М. Галлер - был один из самых уважаемых советских адмиралов

Биография

Из семьи военного инженера - обрусевшего немца. В году Л.М.Галлер окончил Морской кадетский корпус.После,через 7 лет Галлер окончил офицерский артилеррийский класс.После, с отличием окончил тифлисскую гимназию.1 сентября года, по экзамену был зачислен в младший специальный класс Морского Кадетского корпуса.Был 92 дня плавания на учебном судне "Верный" под командованием капитана 1 ранга Воеводского С. А. . Компания года.Плавание на крейсерах «Адмирал Корнилов» и «Вестник». Старший унтер-офицер 3-й роты.

Военная служба

В году - Л.М.Галлер плавал на крейсерах и линкорах, стал первоклассным артиллеристом. Был старшим офицером линкора "Слава" в дни Моонзундских боев в октябре 1917 года. После этого экипаж эсминца "Туркменец-Ставропольский" избрал его своим командиром. Весной 1918 года корабль участвовал в знаменитом Ледовом походе и без повреждений пришел в Кронштадт. Под его командованием линкор "Андрей Первозванный" принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в отражении наступления армии генерала Юденича. Он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. В ходе Гражданской войны командовал эсминцем, крейсером, был начальником штаба отряда действующих судов Балтийского моря. В 1919 году , командовал линкором "Андрей Первозванный".Он участвовал в операциях против войск Юденича и английских интервентов.

В 1921 году - Л.М.Галлер стал начальником минной дивизии.После начальником штаба Балтийского флота. Л.М.Галлер окончил курсы высшего нач.состава при Военно-морской академии.

В 1927 году - Л.М.Галлер командовал бригадой линкоров Балтийского флота.

В 1932-1940 годах - Л.М.Галлер комндовал Балтийским флотом.В 1937 году - Л.М.Галлер стал заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР.В 1938 году - Л.М.Галлер стал начальником Главного морского штаба.В 1940 году - Л.М.Галлер стал замещать наркома ВМФ по караблестроению и вооружению.

Во время Великой Отечественной Войны Л.М.Галлер руководил разработкой новейших кораблей и строительством новых судов флота. 19 декабря 1947 года Лев Михайлович Галлер с адмиралами Н. Г. Кузнецовым, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым были обвинены в том, что в - годах адмиралы тайно передавали Великобритании и США материалы тйные материалы.Одним из этих материалов были - карты двух островов и побережья Камчатки. Суд признал их виновными и адмиралы были приговорены к 4-рем годам лишения свободы.20 февраля 1950 года Л.М.Галлера положили в Казанскую психиатрическую больницу. 12 июля Лев Михайлович Галлер скончался. В 1953 году он был реабилитирован.

Вера в лучшее - это величайший дар, позволяющий человеку менять судьбы людей в лучшую сторону.

Автор поднимает важную и волнующую проблему о том, как важно верить в хорошее, и вселять эту веру в окружающих. Зинаида Ильинична является безусловным примером для подражания. Она обычный человек: мама, бабушка, учитель, соседка. Но очень нужный каждому из нас: «…соседи любили за доброту и уме¬ние со¬ве¬том или нуж¬ным сло¬вом под¬бод¬рить че¬ло¬ве¬ка». Бывают в жизни каждого человека такие моменты, когда нужно что бы кто-то помог тебе добрым советом, просто поверил в тебя. Именно так было в случае с Иваном: «Ре¬зуль¬тат пре¬взошёл все ожи¬да¬ния». Поверив в Ванечку, Зинаида Ильинична подарила и ему эту веру. И даже во время войны, ее оптимизма хватала на всех окружающих.

Г. Галлер пишет с восхищением, теплотой и любовью о своей бабушке. Воспоминания о ней пропитаны истинным восхищением силы этой женщины: «Рядом с ней даже бомбёжка была не так страш-на». А так же уважением к ее подвигу, рискуя своей жизнью, она была на посту, от начала и до конца. Даже спустя многие годы воспоминания о ней живы, и в минуты уныния заставляют улыбнуться.

Я согласна с мнением автора. Очень важно иметь такого рядом человека, который в трудную минуту подарит лучик надежды, и конечно важно быть самому таким человеком. Свое мнение я готова подтвердить примерами из художественной литературы.

Во-первых, философская повесть Вольтера «Кандид и оптимизм».

Главный герой произведения проходит через многие испытания на пути к своей возлюбленной. Но согласно наставлениям своего учителя, не теряет оптимизм не смотря ни на что.

Во-вторых, произведение М. Горького «Детство». Бабушка главного героя Акулина Ивановна так же является всеобщим источником хорошего настроения. Она всегда готова прийти на помощь и помочь добрым советом.

Прочитанный текст заставил меня задуматься о многом. В первую очередь конечно о важности в жизни каждого человека веры в добро, и в лучшее. Ведь делать добрые дела не так сложно как может показаться, но как же приятно видеть счастливых и улыбающихся людей, и знать что это твоя заслуга.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Summary . The article briefly shows the activities of the prominent Soviet naval commander Admiral L.M. Galler, unreasonably subjected to repression in 1948

Аннотация. В статье кратко показана деятельность видного советского флотского военачальника адмирала Л.М. Галлера, необоснованно репрессированного в 1948 г.

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич - доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

(г. Краснодар. E-mail: [email protected]).

C ЛУЖБА ДЛЯ НЕГО БЫЛА СМЫСЛОМ ЖИЗНИ

Судьба адмирала Л.М. Галлера

Лев Михайлович Галлер родился 17(29) ноября 1883 года в Выборге: отец инженер-полковник Михаил Фердинандович фон Галлер, мать Юлия Паукер - дочь пастора1. В 1902 году Лев Галлер был определён в Морской кадетский корпус, окончив который в 1905 году, начал службу мичманом на Балтийском флоте. В должности вахтенного начальника он плавал на крейсере «Азия», учебных судах «Генерал-адмирал»2 и «Герцог Эдинбургский», а с лета 1907 года - на линкоре «Слава»3, погибшем в 1917 году в Моозундском морском сражении. В 1908 году во время заграничного плавания Галлер принимал участие в оказании помощи жителям сицилийского города Мессина, пострадавшего от сильного землетрясения4. В том же году Лев Михайлович получил чин лейтенанта, а в 1912-м, после завершения обучения в офицерских артиллерийских классах, - старшего лейтенанта и был назначен артиллерийским офицером на линкор «Андрей Первозванный». Первую мировую войну он встретил флагманским артиллеристом 2-й бригады линкоров Балтийского флота. В сентябре 1916 года его назначили старшим офицером на эсминец «Автроил», а в январе 1917 года - на линкор «Слава». Тогда же ему присвоили звание капитана 2 ранга. На «Славе» Галлер участвовал в боевых действиях против кайзеровского флота. В одном из боёв получил контузию, но продолжал выполнять свои обязанности5.

Перед Октябрьской революцией Лев Михайлович принял под своё командование эсминец «Туркменец-Ставропольский»6. Весной 1918 года он совершил переход в составе флота из Гельсингфорса в Кронштадт7 и летом того же года возглавил экипаж эсминца «Мечеслав». В феврале 1919 года Галлер принял крейсер «Баян», а в апреле - линкор «Андрей Первозванный»8. Л.М. Галлер принимал активное участие в Гражданской войне, отражении иностранной военной интервенции на северо-западе страны, в подавлении июньского мятежа 1919 года в фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

17 апреля 1920 года Л.М. Галлер вступил в обязанности начальника штаба Действующего отряда (ДОТ) Флота Балтийского моря (ФБМ)9, куда вошли наиболее боеспособные корабли и вспомогательные суда. Начальник ДОТ С.Н. Дмитриев был рад энергии нового начштаба. Поддержал планы Галлера по развертыванию усиленной учебно-боевой подготовки и комиссар ДОТ П. Марин. И на кораблях началась систематическая учёба - занятия, учения, тренировки. Было, однако, и немало недовольных. Часто Лев Михайлович слышал шепоток кое-кого из бывших офицеров: «Выслуживается…». Но он продолжал свою линию, приказами подгоняя ленивцев и недобросовестных командиров.

26 сентября 1920 года Л.М. Галлер стал начальником Минной дивизии10. Он сразу занялся организацией ремонта миноносцев. Ремонт кораблей шёл медленно, несмотря на то, что 23 октября 1920 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об ускорении работ по восстановлению Балтфлота11. Однако это решение выполнялось плохо, в результате командование флота поменялось, кадровые передвижки затронули и Л.М. Галлера: он был назначен временно исполняющим должность (врид) начальника штаба ФБМ12. В этом качестве он оставался и в ходе так называемого Кронштадтского мятежа, принял участие в его подавлении. Действия Галлера не остались без внимания высшего военно-политического руководства: в апреле, а не в феврале, как указывается в некоторых источниках, 1921 года он был назначен начальником штаба Флота Балтийского моря13. Казалось бы, следующая карьерная ступенька - должность командующего флотом, теперь Морских сил Балтийского моря (МСБМ), однако на неё в мае 1921 года был назначен М.В. Викторов, также выпускник Морского кадетского корпуса, в Первую мировую войну - старший штурман линкора «Гражданин», как и Галлер, добровольно перешедший на сторону советской власти. Отметим: с ним Л.М. Галлер прослужил долгие годы, всегда оставаясь в прекрасных товарищеских отношениях. Тон этим отношениям Викторов задал с первого же дня их совместной службы. После утреннего доклада он напрямую открыто объяснился с Галлером по поводу своего назначения на должность начальника морских сил (наморси) в обход по старшинству кандидатуры начштаба. Галлер искренне ответил, что он не в претензии, и просил полностью доверять ему. И до 1924 года, когда Михаил Владимирович ушёл командовать Морскими силами Чёрного моря (МСЧМ), они прекрасно работали вместе, понимая друг друга с полуслова. Викторов скоро убедился, что ему повезло: Галлер оказался отличным начштаба, эрудитом во всех флотских вопросах.

По свидетельству адмирала Ю.А. Пантелеева, служившего под началом Л.М. Галлера в 20-х годах прошлого столетия, Лев Михайлович «был незаменимым помощником начальнику Морских сил Балтийского моря М.В. Викторову». Пантелеев также отмечал следующее: «Мы часто наблюдали, с каким уважением тот относился к нему. Галлер никогда не шумел, не кричал. А если при нём некоторые начальники полагали самым лучшим проявлением своих волевых командирских качеств сокрушительный бас и различные “эпитеты”, не включённые ни в одну энциклопедию, Лев Михайлович весь как-то сжимался. Это был не его стиль»14.

В 1927 году Лев Михайлович возглавил соединение линейных кораблей МСБМ15. Будучи старшим флагманом, во время походов и учений он командовал не только своим соединением, но и приданными ему разнородными силами. В конце 1929 года Реввоенсовет СССР назначил Галлера начальником Практического отряда кораблей МСБМ. Под его руководством состоялся переход из Кронштадта в Севастополь линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь») и крейсера «Профинтерн» (в 1939 г. переименован в «Красный Крым»)16. Надо сказать, что время для похода вокруг Европы - конец декабря 1929 года - было выбрано не самое удачное. Шторма следовали один за другим, особенно свирепствовали они в Бискайском заливе. Тем не менее в январе корабли прибыли в Севастополь. В приказе начальника Военно-морских сил РККА № 13 от 18 января 1930 года особо отмечались заслуги командования отряда, в том числе лично Л.М. Галлера, который был награждён золотыми часами17.

В 1932 году Л.М. Галлера выдвинули на должность командующего Морскими силами Балтийского моря18. Это были годы перевооружения и модернизации флота. МСБМ пополнялись новыми кораблями - лидерами, эсминцами, подводными лодками и торпедными катерами. Значительное развитие получила морская авиация. В этот период велась подготовка нового Боевого устава ВМС РККА (БУМС-37), ряда других важнейших оперативных документов, и Галлер принимал активное участие в их разработке. Несмотря на большую загрузку по службе, Лев Михайлович находил время и для общественной работы. С 1925 по 1931 год он состоял членом Ленсовета, с 1933 года - президиума Ленсовета, с 1935 года - ЦИК СССР и президиума Леноблисполкома. Знавшие его вспоминали неизменный демократизм и вежливость, уважительность в обращении с кем бы то ни было.

Памятным для Л.М. Галлера стал визит в сентябре 1934 года балтийских кораблей - линкора «Марат» (бывший «Петропавловск») в сопровождении эсминцев «Володарский» (бывший «Победитель») и «Калинин» (бывший «Прямислав») в Польшу. На «Марате», где командующий держал свой флаг, находились также член РВС МСБМ А.С. Гришин и командир бригады линкоров Г.И. Левченко.

Зарубежный вояж прошёл весьма успешно. Точно в назначенном месте советские корабли встречали польские эсминцы «Вихер» и «Бужа», с которыми обменялись положенными 17 выстрелами артиллерийского салюта. В Гдыню пришли 3 сентября и ошвартовались у стенки напротив морского вокзала19.

Для Л.М. Галлера и А.С. Гришина началась череда визитов и ответственных приёмов. Пришлось даже выезжать в Варшаву, где состоялись встречи с заместителями военного министра и министра иностранных дел Польши, начальниками главного штаба и морского управления.

В последующие дни польские моряки и гражданское население осматривали «Марат», наши краснофлотцы и командиры - польские корабли. Осмотрел польские подводные лодки и эсминцы и Л.М. Галлер. Тогда Лев Михайлович даже и не предполагал, что через пять лет, в сентябре 1939 года прочтёт в газете о бое эсминца «Вихер» с многократно превосходящими силами немцев, в ходе которого отважный экипаж предпочёл гибель спуску флага.

20 ноября 1935 года Л.М. Галлеру было присвоено воинское звание флагман флота 2 ранга20. До конца 1936 года он продолжал командовать Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ). В эти годы КБФ уверенно лидировал в соревновании флотов Советского Союза по многим показателям. Заслуги Л.М. Галлера в деле укрепления боевой мощи КБФ были отмечены орденом Красной Звезды21, а также выдвижением в центральный аппарат ВМС РККА: 25 января 1937 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер был назначен заместителем начальника Морских сил РККА22.

Лев Михайлович сразу активно включился в работу. Много сил он отдавал повышению боевой подготовки всех флотов Советского Союза, что в условиях развернувшихся репрессий делать было далеко непросто. После ареста 10 июля 1937 года начальника Морских сил РККА флагмана флота 1 ранга В.М. Орлова Л.М. Галлер два месяца исполнял обязанности главного военно-морского начальника страны. И только 15 августа на эту должность был назначен флагман флота 1 ранга В.М. Викторов, который с 1932 по 1937 год командовал Тихоокеанским флотом (ТОФ), а Л.М. Галлер вернулся к своим прямым обязанностям. Ему пришлось инструктировать новых командующих флотами на Балтике (флагмана 2 ранга И.С. Исакова) и на Чёрном море (флагмана 1 ранга П.И. Смирнова-Светловского), а также заместителя командующего ТОФ капитана 1 ранга Н.Г. Кузнецова. Лев Михайлович оказал этим молодым флотоводцам неоценимую практическую помощь на первых порах становления их в новых ответственных должностях.

30 декабря 1937 года был образован Наркомат ВМФ СССР. В январе следующего года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер был назначен начальником вновь образованного Главного морского штаба (ГМШ). В первую очередь следовало определить роль и основные функции нового органа управления флотом. Под его руководством было разработано Положение о Главном морском штабе, которым устанавливалось, что ГМШ есть «центральный и боевой орган НК ВМФ СССР по подготовке и использованию ВМС для морской обороны страны, организации и координации работы всех управлений»23. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 435. Оп. 5. Д. 8288. Л. 1-6.

2 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 12. Л. 5.

3 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 3. Оп. 1. Д. 727. Л. 55.

4 См.: Русские и советские моряки на Средиземном море. М., 1978. С. 156.

5 РГА ВМФ. Ф. 771. Оп. 1. Д. 13. Л. 8.

6 Там же. Ф. 481. Оп. 14. Д. 80. Л. 101.

7 Кровяков Н.С . Ледовый поход Балтийского флота. М., 1955. С. 45.

8 В ночь на 18 августа 1919 г. линкор и учебное судно «Память Азова», стоявшие в Кронштадтской гавани, подверглись внезапной атаке английских торпедных катеров. «Память Азова» был потоплен, а линкор получил пробоину, которую тогда хотя и ликвидировали, но окончательно корабль восстановить не удалось, и в 1924 г. его пришлось списать. См.: ЦВМА. Ф. 11. Оп. 03006. Д. 384. Л. 189-192.

9 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Изд. 1932 г. Составлен Управлением кадров УВМС РККА. М., 1932. С. 20.

11 Ленин В.И . Военная переписка 1917-1922 гг. М., 1966. С. 297.

12 Список… С. 20.

14 Флагманы: Сборник воспоминаний и очерков. М.: Воениздат, 1991. С. 186.

15 Список… С. 20.

16 РГА ВМФ. Ф. 307. Оп. 2. Д. 55. Л. 100.

17 Список… С. 20.

19 Линкор «Парижская коммуна». Минск, 1934. С. 77.

22 Морской сборник. 1937. № 1. С. 3.

23 РГА ВМФ. Ф. 1877. Оп. 1. Д. 37. Л. 1.


Лев Михайлович Галлер родился в ноябре 1883г. в Выборге. Получив традиционное для небогатой дворянской семьи воспитание, ещё в детстве «заболел» морем и в 1902г. поступил в специальный класс морского корпуса. На мировоззрение будущего адмирала в ходе учёбы большое влияние оказали действия российского флота в русско-японской войне.

В Морском корпусе горячо обсуждались статьи Н.Л. Кладо, А.Н.Щеглова и других авторов, остро переживали гибель С.О. Макарова, «Варяга», неудачи в войне. Многое из пережитого и понятого в то время осталось в памяти на долгие годы службы, которая началась после выпуска в феврале 1905г. назначением на Балтийский флот. Начиналась служба в обстановке грядущей революции, потери престижа военно-морского флота после поражения в войне, волнений в матросской среде. В этих трудных условиях своей службой Л.М. Галлер являл пример честного служения России, уважения к тем, с кем связала судьба.

Уже тогда, многое передумав, Лев Михайлович определил для себя принципиальные вопросы ответственности военного руководителя любого ранга за порученное дело. Это стало стержнем всей его дальнейшей службы – высочайшая ответственность, работа по 16-18 часов в сутки, стремление глубоко разбираться в сложных вопросах самому и только на этом основании ставить задачи подчиненным. Все указанные качества закреплялись в длительных плаваниях, учениях, на артиллерийских стрельбах и в ходе подготовки к грядущей войне. Такой самоотверженный подход к службе сказался и на служебном росте. Первую мировую войну он встретил уже в должности старшего артиллериста линкора «Андрей Первозванный», одного из новейших кораблей Балтийского флота.

Первое боевое крещение старшего лейтенанта Галлера – флагманского артиллериста бригады линкоров – состоялось в августе 1915г. в бою линкора «Слава» с двумя немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». После боя Лев Михайлович писал отцу: «Вспоминая те часы под огнем, скажу Вам честно, что страха не испытывал, работал как на учебной стрельбе, помогая управляющему огнем….». Затем были революционные события начала 1917г. и Моонзундское сражение, в котором Л.М. Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора «Слава». Был и последний бой «Славы» в начале октября и назначение командиром эсминца «Туркменец - Ставропольский» за неделю до вооруженного восстания в Петрограде. Л.М. Галлер не принял идеи революции, но выбор определился пониманием необходимости служения Родине и народу.

Сложный период революции, выхода России из мировой и гражданской войны закалил его, дал новый опыт. В январе 1918г. Л.М. Галлер подписал контракт «военного флота Российской Федеративной Республики» и указал: «Обещаю честью и верно служить в военном флоте…». Представители советской власти доверяли Льву Михайловичу, что подтверждалось назначениями по службе – в апреле 1918г. временное командование линкором «Андрей Первозванный», в феврале 1919г. командиром крейсера «Баян», а уже 2 апреля того же года вновь командиром на «свой» линкор. Новому командиру здесь всё знакомо и привычно. 17 апреля 1920г. Л.М. Галлер вступил в обязанности начальника штаба действующего отряда кораблей (ДОТ), в состав которого входил, почти весь Балтийский флот. С приходом нового начальника штаба на кораблях отряда развернулась систематическая учёба, подготовка к летней кампании.

Военная страда на Балтике закончилась в июле, возникли новые проблемы восстановления флота и поддержания его в боеготовом состоянии. В это время руководство флотом не было стабильным. Командовавший с октября 1920г. минной дивизией Галлер, уже в январе 1921г. временно возглавил штаб флота. 15 апреля Л.М. Галлер был утвержден в должности начальника штаба флота Балтийского моря. Первые месяцы на новом посту были сопряжены с необходимостью скорее залечить раны войны, особенно заботила сложная минная обстановка. Многие корабли были не укомплектованы, регулярно в море ходили только тральщики.

Новая работа давала возможность разработать более совершенную организацию Морских сил Балтийского моря. Было обосновано решение отказаться от деления на дивизии и перейти к дивизионам, но фактически реформу провели лишь через год. Но все предложения Льва Михайловича по организации боевой подготовки флота, планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны возражений не встретили и сразу стали проводиться в жизнь.

В это период, рассматривая возможности флота, Л.М. Галлер, как и многие другие руководители и ученые, участвовал в дискуссии «Какой РСФСР нужен флот». Он с самого начала занял реалистическую позицию: использовать те силы, что есть, восстанавливать все корабли, которые не устарели и могут быть использованы для обороны морских рубежей. Он исходил также из понимания слабости флота на Балтике, не говоря уже о практическом его отсутствии как реальной боевой силы на других театрах.

Вот поэтому в основу осенних маневров флота им был положен бой на минно-артиллерийской позиции против превосходящих корабельных сил противника. Вести его должны были наши линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Помощник главкома всеми вооруженными силами по морским делам Э.С. Панцержанский был доволен маневрами: флот показал, что на Балтике у РСФСР есть реальная морская сила. Успех маневров в эту кампанию 1922г., кроме всего, был обеспечен полным взаимопониманием Начальника морских сил Балтийского моря М.В. Викторова и Л.М. Галлера. В то время это было принципиально важно.

Интересная встреча состоялась у Л.М. Галлера летом 1925г. на линкоре «Марат». На борту находился М.В. Фрунзе. Нарком хотел в непринужденной обстановке выяснить у командования флота нужды Морских Сил, поговорить о новом кораблестроении. Здесь впервые Лев Михайлович высказался о необходимости комплексного (сбалансированного) развития флота. Предполагалось иметь в его составе крупные корабли, лёгкие силы, подводные лодки и катера. Речь шла и о необходимости строительства носителей самолётов – авиаматок, а также о ведущей роли во флотах всех крупных держав линкоров. Михаил Васильевич Фрунзе был собеседник внимательный, много уточнял и записывал. Вскоре после похода он писал: «…мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра – неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось лучшим концом». Лев Михайлович многого ждал от нового наркома, считая, что страна теперь имеет мыслящего военного лидера, понимающего нужды армии и флота и видящего перспективы их развития. К сожалению, преждевременная смерть М.В. Фрунзе сорвала эти планы.

С октября 1925г. Галлер находился на полугодичной учёбе в Военно-морской академии на Курсах усовершенствования высшего командного состава (КУВНАС). Появилась возможность в спокойной обстановке многое переосмыслить, ознакомиться с новейшими материалами учёных академии по военному искусству, более глубоко изучить опыт применения флотов в Первой мировой войне.

В апреле 1926г. Л.М. Галлер вновь назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря. Время было спокойное, обстановка на флоте деловая, что позволило быстро втянуться в работу. Правда, надо отметить, что для Галлера в любой обстановке никогда не было мало работы. В одной из последних аттестаций того времени о нём говорилось: «Энергичный, инициативный, хороший администратор. Прекрасно ориентируется в обстановке. Скромен, дисциплинирован. Работает, не считаясь со временем, на совесть. Пользуется исключительным авторитетом и уважением у начальников и подчиненных. Вежлив и ровен, активен в общественной работе. Аттестуется на наморси» (начальник морских сил).

Конец того года ознаменовался принятием программы военного кораблестроения. Это была первая программа новой власти. Пусть кораблей планировалось построить не очень много, но Лев Михайлович оценил её как переломный момент в истории отечественного флота.

После завершения осенних маневров Галлер был вызван в Москву, где Начальник морских сил РККА Р.А. Муклевич предложил ему перейти на должность командира дивизии линкоров. Считали, что с поступлением новых кораблей для дивизии она фактически превратится в эскадру. Сила действительно была внушительной линкоры «Марат», «Парижская коммуна» и «Октябрьская революция». Была надежда вернуть ещё два линкора, уведенные белыми в Бизерту, но переговоры результатов не дали.

И в новой должности Галлер не изменил себе. Всю свою энергию и знания опять посвящал главному – боевой учебе. Особое внимание при этом уделял отработке организации взаимодействия линкоров с артиллерией фортов, с самолётами и лёгкими силами, в том числе и с торпедными катерами, а также бою на минно-артиллерийской позиции. Все теоретические положения, закрепленные в действующих руководящих документах, проверялись на учениях и маневрах.

В 1929г. Галлеру было поручено организовать перевод на Черное море линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн». Лев Михайлович со всей ответственностью приступил к подготовке сложного перехода, связанного с выходом в океан. Переход предстоял длительный и трудный. Но даже в этих условиях Л.М. Галлер находил время для самообразования. Его беспокоила дискуссия «о малом флоте» и «малой войне». Не отрицая оборонительного боя на минно-артиллерийской позиции, Галлеру импонировало стремление к активным действиям, а в будущем создание океанского флота. В этом «флоте Галлера» гармонично сочетались корабли всех классов, подчёркивалась важность иметь свою (морскую) авиацию. Надо признать, что большое влияние на взгляды Л.М. Галлера оказывали признанные специалисты военно-морской академии М.А. Петров и В.А. Белли. Прибытие в Севастополь состоялось 18 января 1930г. Истинное значение передачи двух мощных кораблей Морским силам Чёрного моря в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Возвращение в дивизию целиком поглотило внимание Галлера много, как всегда, работавшего. Соединение пополнялось новыми кораблями, что требовало в каждом конкретном случае разрабатывать документацию, осуществлять боевую подготовку, готовить командиров и штабы. В этой работе Галлер был незаменим не по должности, а по отношению к делу. Было и на кого опереться, особенно на командиров линкоров В.И. Иванова и Н.Н. Несвицкого.

Весной 1932г. Л.М. Галлер вступил во временное исполнение должности начальника Морских Сил Балтийского моря вместо убывшего на ТОФ В.М. Викторова. Флот вступал в этап перевооружения на новую технику и её освоения. Галлер как никто другой понимал необходимость разработки новых тактических приёмов, разработки оперативно-тактических документов для новых соединений и проверки всего наработанного на учениях в море.

К этому времени в целом уже сложились взгляды на задачи Морских Сил, на способы ведения морского боя. Однако близость границ с Финляндией предъявляла высокие требования к готовности сил. По-новому виделись действия своих сил на минно-артиллерийской позиции. Теперь следовало их вести в форме операции, всесторонне используя подводные лодки, торпедные катера и авиацию. Тогда уже Галлер видел трудности использования крупных кораблей за пределами Финского залива, понимая, что без прикрытия авиацией они могут быть уничтожены силами потенциального противника. Понимал он важность проведения десантных действий, учитывая и свой опыт 1919г.

Внедрение в практику соединений всего нового требовало напряженной работы органов управления Морских Сил, большую часть которой, особенно связанную с разработкой оперативных документов, Лев Михайлович брал на себя.

В июле Галлер был окончательно утвержден в должности, продолжая готовиться к осенним маневрам. Присутствующие на учениях наркомвоенмор К.Е Ворошилов и командующий военно-морскими силами страны В.М. Орлов высоко оценили уровень подготовки балтийцев.

В 1933г. начальником штаба был назначен И.С. Исаков, который стал Галлеру хорошим помощником. Он отлично знал Балтику, имел отличную подготовку и был прекрасным штабным работником. Много лет на разных должностях им пришлось работать вместе. А здесь, на Балтике, им приходилось решать вопросы базирования сил, строительства и судоремонта, перевода части кораблей на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. Часто приходится бывать Галлеру и в Москве. Авторитет Льва Михайловича очень высок. Его награждают орденом Красного Знамени, приглашают на обсуждение новой программы военного судостроения. Сбываются надежды на создание большого флота, а отсюда и планы по его базированию, боевой подготовке, новым формам использования сил.

С января 1935г. Галлер стал именоваться командующим Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ). В сентябре Галлеру было присвоено звание флагман флота 2 ранга, соответствующее адмиралу. В декабре он был награжден орденом Красной Звезды. Работа продолжалась.

Лев Михайлович постоянно размышлял о будущей возможной войне, рассматривая в качестве угрозы теперь уже флот фашистской Германии. О своих взглядах по этому вопросу он подробно информировал нового командующего Ленинградским военным округом Б.М. Шапошникова, с которым был знаком ещё с 1925г. Многое уже тогда объединило этих двух незаурядных людей. Главным было преданность делу, увлеченность, поиск нового. Любовь к книге и военной истории. Объединял и замечательный трёхтомный труд Шапошникова «Мозг армии», на первом томе которого было автором написано: «Уважаемому Льву Михайловичу - с признательностью». Эта новая встреча укрепила их отношения.

Вообще, по оценке самого Галлера, в новом (1936) году работа шла хорошо. Особое удовлетворение доставляло укрепление флота, строились новые корабли, базы, аэродромы и многое другое. Этот год оказался последним в командовании Балтийским флотом. В конце его Л.М. Галлер был переведен в Москву на должность заместителя командующего ВМС РККА. Инициатором назначения явился командующий Морскими Силами В.М. Орлов. По традиции Галлер немедленно включился в работу и даже жил в своём кабинете, чтобы не ограничивать продолжительность рабочего дня. Включаясь в разработку новой программы кораблестроения, принятия новых образцов оружия и вооружения, он глубже понял необходимость чётко сформулированной военной доктрины и глубокого военно-политического анализа обстановки. К сожалению, ясности в этих вопросах было недостаточно, хотя шла война в Испании.

В этот период своей работы Галлер впервые задумывается о несовершенстве структуры органов руководства Морскими силами, особенно в сравнении с Генеральным Штабом, чёткую работу которого возглавил Б.М. Шапошников. Льву Михайловичу потребовалось несколько месяцев, что глубоко разобраться в проблеме и сформулировать требования к организации органов управления на современном уровне. Особо он выделял роль Штаба Морских Сил, ясно представлял его структуру и содержание работы всех составных частей. Однако сразу воплотить в жизнь новые идеи не удавалось. Продолжалась напряженная работа, приходили новые руководители, которым помощь и поддержка мудрого и опытного специалиста была крайне необходима. Такую поддержку в это время получили многие ставшие потом известными советские флотоводцы, включая и Н.Г. Кузнецова, назначенного осенью 1937г. после Испании заместителем командующего ТОФ. Вместе с молодыми военно-морскими руководителями Галлер завершал разработку очередной кораблестроительной программы, которая уже тогда могла вывести СССР в ряд великих морских держав. По ряду причин, прежде всего экономическим, программа не была принята.

Флот продолжал боевую подготовку, в ходе которой внедрялся в практику новый Временный Боевой Устав Морских Сил (БУМС-37), где уделялось много внимание тактике разнородных сил, взаимодействию с сухопутными войсками. Участвуя в разработке и внедрении в жизнь БУМС – 37, Галлер обращал особое внимание на глубокое понимание вопросов оперативного характера. Это было тем более важно, что Морские Силы ещё не имели своего Наставления по ведению морских операций. 30 декабря 1937г. Постановлением ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР. Флот обретал самостоятельность и входил в непосредственное подчинение Правительству. Предусматривалось и создание Главного Морского Штаба (ГМШ), который возглавил Л.М. Галлер, являясь и заместителем Наркома (П.А. Смирнов). Были учтены все предложения, разработанные ранее Галлером.

Огромная ответственность была возложена на начальника ГМШ. Уровню этой ответственности соответствовал и уровень личности Л.М. Галлера. Подтверждения этому являлись каждодневно – постоянный напряженный труд по 18-20 часов в сутки. Продолжались и поездки на флоты, судостроительные заводы, НИИ. В марте 1939г. на должность заместителя Наркома ВМФ был назначен Н.Г. Кузнецов, которого Л.М. Галлер ввел в курс дела. С этого времени служба двух выдающихся моряков проходила вместе. Опыт плюс энергия славно послужили отечественному флоту, учитывая, что уже в апреле Кузнецов стал Наркомом. Н.Г. Кузнецов, вспоминая о своей первой наркомовской встрече с Галлером, писал: «Он пробыл у меня два часа. Мне хотелось посоветоваться с этим опытным, умным человеком….». Первой большой совместной работой стала разработка для флотов системы оперативных готовностей. Был учтен опыт адмирала Н.О. Эссена в годы Первой мировой войны и собственный опыт Кузнецова по службе на Тихоокеанском флоте. Уже в июне под руководством Галлера документы были разработаны и стали немедленно внедряться на флотах. С тех пор этот вопрос был постоянно в центре внимания Л.М. Галлера. Высшей оценкой внедренной системы было быстрое приведение флотов в полную боевую готовность накануне войны. Вклад Галлера невозможно переоценить.

Особой заботой Галлера стала разработка новых оперативных планов для Балтийского морского театра. Опасность скорой войны нависла над страной. В ноябре 1939г. началась война с Финляндией. Галлер срочно готовит документы, в которых чётко определяются задачи Балтийскому флоту. Мало того, Нарком направляет Галлера и Исакова в Ленинград на помощь командованию флотом. Пригодился их опыт и авторитет и в отстаивании интересов флота в «дискуссиях» с Мехлисом и Куликом. После окончания войны ГМШ взял на себя обобщение опыта применения КБФ и распространения его на флотах.

Главный Морской Штаб работал безукоризненно. Единственным «недостатком» Галлера была, как отмечал Кузнецов, осторожность. Особо талант Галлера проявлялся в вопросах анализа информации, на основе которой он затем разрабатывал предложения по тому или иному важному вопросу. Завершилась работа Галлера в ГМШ разработкой и принятием в ноябре 1940г. «Временного наставления по ведению морских операций». Наставление отразило основные положения оперативного искусства ВМФ, подчёркивая значительную роль авиации в действиях на море. В этом же году при переходе на новые воинские звания Галлер стал адмиралом. В октябре неожиданно для руководства ВМФ было принято решение о замене Галлера на посту начальника ГМШ Исаковым и назначении его заместителем Наркома по судостроению. Приняв в свое ведение целый ряд управлений, новую работу начал с вопросов кораблестроения, пытаясь внедрять все, что уже подтвердилось практикой войны на море.

Вечером 21 июня 1941г. Галлер с Кузнецовым принимали неотложные меры по повышению готовности флотов, не сомневаясь в скором начале войны. Теперь невозможно сказать, сколько же людей они спасли своими решениями. Флоты выдержали внезапное нападение, не потеряли ни одного корабля. В годы войны Л.М. Галлер решал широкий круг вопросов, без которых флот действовать не мог. Это обеспечение защиты кораблей от неконтактных мин, ремонт и строительство кораблей, перевод кораблей с Тихого океана и многое другое. На Галлера возлагалась и прежняя работа по руководству ГМШ, так как Исаков часто убывал на флоты на длительное время. На флотах складывалась сложная обстановка.

В 1943-1945гг. важным направлением работы была приемка кораблей от США и Англии. Все необходимые требования и документы по организации этой работы разработал Л.М. Галлер. Не упустил он и вопросов подготовки нашего личного состава в иностранных учебных центрах. Перелом в ходе войны выдвинул на повестку дня вопросы восстановления баз, судоремонтных заводов, восстановление кораблей. Новое строительство ограничивалось только катерами. Галлер постоянно настаивал на строительстве тральщиков, понимая серьёзность минной опасности. Его усилия позволили на всех наших морях своевременно приступить к тралению.

На завершающем этапе войны Л.М. Галлер неоднократно обсуждал с Наркомом будущее отечественного флота. Он в это труднейшее время пытался найти новый ответ на старый вопрос, – «какой флот нужен стране»? Уже тогда он понял необходимость для СССР океанского флота. Галлер остался верен себе – он видел в перспективе сбалансированный флот, в составе которого обязательно должны быть авианосцы. В течение 1944г. Галлер постоянно возвращался к этой проблеме и к концу года был готов документ, легший в основу предложений для первой послевоенной кораблестроительной программы.

1945г. Победа! А работа Л.М. Галлера значительных изменений не претерпела. Совместные планы с Наркомом о строительстве нового мощного флота. Не все идет, как намечено. Есть противники строительства авианосцев. Парадоксально, но судостроители пробивали программу, которая не устраивала двух ведущих руководителей ВМФ.

Следовали раздел флотов, упразднение Наркомата ВМФ, сложности в отношениях с военно-политическим руководством страны. Всё это совершенно не соответствовало взглядам Галлера. Короткое время 1947-48гг. был начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. Крылова, где пригодился огромный опыт работы в этой области.

Галлер ожидал и других ударов по ВМФ, не зная, что один из них придется по нему и его товарищам - адмиралам. Этот удар справедливо получил название «суд без чести».

Завершая разговор о Льве Михайловиче Галлере, следует помнить, что талантом и самоотверженным трудом этого человека к 1941г. был создан ВМФ СССР, с честью выполнивший свой долг перед Родиной. Многое он успел и после войны сделать для ВМФ. Заслуги его отмечены 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Парадокс нашей памяти состоит в том, что имена некоторых людей, судивших Л.М. Галлера судом без чести, уже давно присвоены боевым кораблям ВМФ. Настала пора, празднуя 100-летие Н.Г. Кузнецова, вспомнить его соратника и единомышленника всю жизнь отдавшего нашему флоту, решить вопрос о присвоении его имени одному из крупных кораблей.

Лев Михайлович Галлер родился 17 (по новому стилю — 29) ноября 1883 года в Санкт-Петербурге. По национальности русский. В 1902 году поступил на учёбу в Морской кадетский корпус. После его окончания в 1905 году служил вахтенным начальником на крейсерах «Азия», «Генерал-адмирал», «Герцог Эдинбургский». В 1907-1911 годах был вахтенным начальником линейного корабля «Слава». В 1908 году участвовал в спасении жителей итальянского города , пострадавших при землетрясении.

В 1912 году Галлер окончил артиллерийский офицерский класс, после чего служил артиллеристом на линейном корабле «Андрей Первозванный». С июля 1914 года занимал должность флагарта бригады линейных кораблей, участвовал в боях . С сентября 1916 года командовал эсминцем «Автроил». В январе 1917 года Галлер был назначен на должность старшего офицера линейного корабля «Слава», в октябре того же года переведён командиром эсминца «Туркменец-Ставропольский».

В январе 1937 года Галлер был переведён на работу в центральный аппарат Военно-морского флота СССР. Служил заместителем начальника Морских сил РККА, Начальником Главного морского штаба ВМФ СССР. На этих постах он внёс большой вклад в развитие отечественного судостроения, повышение боеспособности советского флота. При его непосредственном участии были созданы морская авиация, противовоздушная и береговая оборона. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание адмирала. В октябре 1940 года Галлер был назначен заместителем народного комиссара военно-морского флота СССР по кораблестроению.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в связи с отсутствием начальника Главного морского штаба Галлер осуществлял руководство приведением в полную боевую готовность сил Военно-морского флота СССР. В годы он продолжал занимать должность заместителя наркома ВМФ. Галлер сумел отлично наладить руководство действиями флотов, флотилий и тыловых подразделений, связь между ними. При его участии осуществлялось перебазирование на северные базы группы кораблей Тихоокеанского флота, бесперебойно работали судостроительные заводы, в том числе и в , осуществлялся приём на вооружение новейшего вооружения. Галлер курировал также вопросы ремонта повреждённых в боях кораблей, а также принимал активнейшее участие в решении оперативных вопросов боевого применения морских сил.

В 1945 году Галлер руководил разработкой программы строительства кораблей и судов Военно-морского флота СССР на десять последующих лет. С апреля 1946 года он занимал должность первого заместителя Главнокомандующего Военно-морскими силами по кораблестроению, а феврале 1947 года возглавил Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения.

В декабре 1947 года по ложному обвинению в передаче западным разведкам образцов новейшего торпедного вооружения Галлер был смещён со своего поста и предан «суду чести» совместно с адмиралами , В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым. 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к 4 годам лишения свободы, а 10 февраля 1948 года Постановлением Совета Министров СССР Галлер был лишён воинского звания адмирала (в тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР он был также лишён всех государственных наград). Наказание он отбывал в Казанской тюрьме. В феврале 1950 года Галлер был переведён в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР, где умер 12 июля того же года. Точное место захоронения неизвестно, на Арском кладбище Казани установлен кенотаф.