Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" 633455

Кушенова Светлана Алексеевна , учитель

Разделы: Преподавание биологии

...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью”.
К.Д. Ушинский.

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно” . Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.

В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта” .

Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.

В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.

Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.

Урок - обобщение по темам “Земноводные” и “Пресмыкающиеся”.

Цель: углубление и обобщение знаний о земноводных и пресмыкающихся, активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Задачи:

    Проверить и систематизировать знания и умения учеников по теме;

    Воспитывать стремление к самосовершенствованию, к самореализации через умение работать в группах.

    Развивать монологическую речь, мышление, познавательную активность в ходе игры.

Оборудование: цветные таблицы “Класс Земноводные”, “Класс Пресмыкающиеся”, дидактический материал (карточки с заданиями, конверты с рисунками, кроссворды), Красная книга Тверской области.

Примечание: Игра командная, поэтому команды можно сформировать заранее или перед началом уроком. Надо проследить, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий (обычно это учитель - предметник), ему помогает жюри из приглашенных учителей и старшеклассников, свободных от уроков. Жюри же и подводим итоги каждого конкурса и игры в целом. По итогам можно провести награждение, отметить наиболее активных игроков в команде.

Ход урока

    Организационный момент.

    Тема, задачи и цель урока.

    Основной этап урока - выбор команд, жюри и игра.

Конкурс 1.

Работа по вопросам учителя.

Каждая команда отвечает на три вопроса. Другая команда может дополнять ответы. Время ограничено, команды отвечают по очереди.

Команда 1

    Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и на воде.

    Если голодной лягушке положить мертвых насекомых, будет ли она их есть? Почему?

    Язык лягушки не может проталкивать пищу к глотке. Кто же выполняет эту работу? Как?

Ответы на некоторые вопросы: 2. Нет – глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых. 3. Глаза выполняют работу вместо языка. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Команда 2

Докажите, что пресмыкающиеся - настоящие наземные животные.

Как правильно выразится: “укусила” или “ужалила” змея? Почему?

Желтопузики (ящерицы) спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки - с открытыми. Как это можно объяснить.

Ответы на некоторые вопросы: 2. Правильно “укусила”. Многие слышали о том, что ядовитые змеи жалят жертву, отравляя ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел, ос, а не у змей. Иногда за жало принимают раздвоенный язык змей, но так они улавливают запахи. В жертву же они впрыскивают яд с помощью ядовитых зубов. 3. Дело в том, что у ящериц глаза прикрыты подвижными веками. А у змей – края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным.

    За полный ответ - 2 балла.

    За не полный ответ - 1 балл.

    За дополнение - 0.5 - 1 балл.

Конкурс 2

Биологический диктант или тестирование.

Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.

I Земноводные: ,.. .

II Пресмыкающихся: ,.. .

Утверждения:

    Постоянная температура тела.

    Непостоянная температура тела.

    Обитают и в воде и на суше.

    Обитают в основном на суше.

    Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.

    Один круг кровообращения.

    Дышат только с помощью легких.

    В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.

    Обитают только в воде.

    Имеют жабры.

    Голая кожа покрыта слизью (в основном).

    Кожа сухая с роговыми чешуями.

    Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.

    Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.

Ответы: I - 2,3,5,8,11,14; II - 2,4,5,7,12,13.

Максимальное количество баллов - 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).

Конкурс 3

Решение кроссвордов.

Кроссворд “Пресмыкающиеся”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Название класса холоднокровных животных, приспособленных к наземно-воздушной среде.

2. Ядовитая змея, обитающая в том числе и в нашей Тверской области.

3. Животные, имеющие костный панцирь, покрытый роговыми пластинами.

По вертикали:

4. Это животное похоже на огромных ящериц, бывают до 8 метров в длину, а тело их покрыто роговыми щитками, сердце четырехкамерное.

5. Существо более древнее, чем ящеры-великаны, обитающее на острове Новая Зеландия, животное – ископаемое.

6. Одна из самых крупных ящериц с массой тело до 130 кг.

7. Безногая ящерица, которую часто путают со змеей.

8. Типичный представитель отряда чешуйчатые, обитатель смешанных лесов, способна отбрасывать хвост при опасности для жизни.

Ответы.

    По горизонтали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Гадюка. 3. Черепаха.

    По вертикали: 4. Крокодил. 5. Гаттерия. 6. Варан. 7. Веретенница. 8. Ящерица.

Кроссворд “Земноводные”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Это животное живет почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов.

2. Название класса, к которому относятся хладнокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

3. Маленькие лягушки, обладающие смертоносным ядом и обитающие в Южной Америке.

4. Животные из отряда Хвостатые земноводные, обитающие в нашей зоне.

По вертикали:

5. Животные, обитающие на Кавказе, имеющие ядовитые кожные железы, хвостатые. Окраска - черная, с яркими желтыми пятнами.

6. Представители отряда Безногие.

7. Древесные лягушки, обитающие и в России.

8. Это животное отряда Бесхвостые земноводные имеет грубую кожу, покрытую бугорками.

Ответы.

    По горизонтали: 1.Лягушка. 2. Земноводные. 3. Кокои (кокоа). 4. Тритоны.

    По вертикали: 5. Саламандры. 6. Червяга. 7. Квакша. 8. Жаба.

Максимальная сумма баллов - 8, по 0.5 балла за угаданное слово.

Дополнительный балл получает команда, которая выполнила задание раньше назначенного времени и без ошибок.

Конкурс 4

Узнать животных и назвать характерный признак.

Карточки для команды 1 и команды 2.

Количество баллов: по баллу за угаданное животное, дополнительно 0.5 балла за названный характерный признак. Максимально 7.5 баллов.

Ответы: Конверт №1: 1 - Квакша. 2 - Тритон. 3 - Остромордая лягушка. 9 - Черепаха. 10 - Кобра.

Конверт №2: 4 - Лягушка прудовая. 5 - Тритон карпатский. 6 - Жаба обыкновенная. 7 - Гадюка обыкновенная.

Конкурс 5

Составить название животных из букв данных слов.

Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.

1. тон, три .

2. басма, и, мот .

3. код, ил, рок .

4. репа, а, чех .

Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано - тем меньше баллов.

Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.

4. Обобщение по вопросу “Значение Земноводных и Пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана животных” в форме беседы. (Жюри в это время подводит итоги)

4.1 Систематическое положение Земноводных и Пресмыкающихся.

Ответ: царство Животные, тип Хордовые, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся.

4.2. Количество видов и отрядов.

Ответ: Земноводных 4800 видов, 3 отряда – Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Пресмыкающихся 6000 видов, 4 отряда – Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.

4.3. Земноводные России и Тверской области.

Ответ: Хвостатые и Бесхвостые, всего 24 вида, из них в Тверской области 10 видов. Это тритоны – обыкновенный и гребенчатый; лягушки – травяная, остромордая, прудовая, озерная; жабы – зеленая и обыкновенная, и другие.

4.4. Пресмыкающиеся России и Тверской области.

Ответ: В России 72 вида, из них в Тверской области 6 видов: обыкновенная гадюка, прыткая ящерица, степная черепаха, веретеница, уж обыкновенный, желтопузик, уж водяной и другие.

4.5 Значение пресмыкающихся и земноводных в природе.

Ответ: земноводные регулируют численность беспозвоночных, поедая пауков, насекомых, слизней, червей, а пресмыкающиеся еще грызунов и растения. Сами служат добычей для птиц, зверей, то есть являются важным звеном природных биоценозов.

4.6 Значение для человека.

Ответ: земноводные используются как лабораторные животные, за что им поставлены памятники во Франции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки; мясо саламандр и лягушек съедобно, земноводные являются индикаторами, так как их кожа очень чувствительна к загрязнениям; некоторых земноводных содержат в аквариумах и террариумах для красоты. Некоторые пресмыкающиеся приносят пользу человеку, поедая моллюсков, грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Морских черепах промышляют из-за вкусного мяса, а крупных змей и крокодилов добывают для получения красивой и прочной кожи; иногда черепахи наносят ущерб бахчам, а водяные ужи – рыбным хозяйствам; некоторые пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и сельскохозяйственных животных; опасны укусы ядовитых змей, но на основе змеиного яда создано много ценных лечебных препаратов для лечения болезней сердца и суставов.

4.7 Виды, занесенные в Красные книги России и Тверской области.

Ответ: многие виды амфибий стали редкими, в Красную книгу России занесены: уссурийский когтистый тритон, малоазиатский тритон, камышовая жаба и другие. В Красную книгу Тверской области занесены 4 вида земноводных: жаба зеленая, чесночница обыкновенная, тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая. Пресмыкающихся в Красной книге России 21 вид: пискливый геккончик, западный удавчик, гюрза, средняя ящерица и другие. В Тверской области охраняются: веретенница ломкая, ящерица прыткая, медянка обыкновенная.

Вывод: амфибии и рептилии поддерживают равновесие в природе. Они часть биосферы и тесно связаны с другими организмами.

5. Итоги игры, итоги урока.

6. Д/з: составить ребусы, рассказы с ошибками, синквейны или презентации по данной теме (по желанию) .

Список литературы.

1. Александровская Т.О., Васильева Е.Д., Орлова В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной Книги СССР; Береги природу! М.; 1998.

2. Биологический энциклопедический словарь. М.; 1986 - Энциклопедия для детей. Том 2. М.; “Аванта+”, 1995.

3. Жизнь животных: Земноводных, пресмыкающиеся; том 1-7. М.; Посвящение 1986.

4. Зоология для учителя. Хордовые. М.; “Просвещение”, 1985.

5. Константинов В.М. И др., Биология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.; Вентана-Граф, 2009.

6. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С. Сорокин. - Тверь: ООО “Вече Твери”, ООО “АНТЭК”. - 2002.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, М.; ООО “ИТИ Технологии”, 2003.

8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология: 7-8 класс. Поурочные разработки к учебникам - Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И другие - М.; ВАКО, 2004.

9. Трофимова Г.В. Урок - возможны варианты/ Биология в школе, №5, 1991.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.; 1954.

Повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

Развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;

Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся » и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний . Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.

Время проведения - один урок.

КВН предшествует тщательная подготовка:

1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.

2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.

3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.

Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

1)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

1 специалист-ихтиолог:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

2 специалист - батрахолог:

Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

3 специалист - герпетолог:

Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

Учитель:

Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Критерии оценок по следующим направлениям:

1) Личное первенство

2)Степень участия в работе команды.

Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.

Итак! Начинаем нашу игру!

1 конкурс « Визитка команды»

Представление команд по плану:

1.Название команды

2.Девиз команды

3.Капитан команды.

Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

2 конкурс «Биологическая викторина»

(максимальное количество баллов-7)

Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

Предоставим слово специалистам.

1 специалист-ихтиолог:

Вопросы первой команде «Эрудиты»:

1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

(У донных рыб, обитающих на дне.)

3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)

7.Бывают ли «летучие» рыбы?

(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)

2 специалист - батрахолог:

Вопросы второй команде «Краеведы»:

1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

4.Какое самое большое земноводное вам известно?

(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

6.В чем сходство головастика с рыбами?

(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

7.Бывают ли безлегочные земноводные?

(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

3 специалист - герпетолог:

Вопросы третьей команде «Знатоки»:

1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

Учитель:

3 конкурс «Кто здесь лишний?

Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

1 команде «Эрудиты»:

Окунь, скат, сом, треска

(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

2 команде «Краеведы»:

Квакша, жаба, тритон, лягушка

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

3 команде «Знатоки»:

Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс «Головоломки»

(максимальное количество баллов-4)

Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.




Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

(максимальное количество баллов-4)

Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:

1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

(морской конек-тряпочник)

2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

(латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)

Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:

1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)

2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:

1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)

2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

6 конкурс «Мозаика»

(максимальное количество баллов-5)

Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

1 команде «Эрудиты»:


2 команде «Краеведы»:


3 команде «Знатоки»:


Учитель:

Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

7 конкурс «Незаконченная таблица».

(максимальное количество-10 баллов)

каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

№ 1

Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

№ 2

У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

№ 3

Эта рыба «бьет» электрическим током

№ 4

Усатая рыба

№ 5

Безногая амфибия

№ 6

Ядовитая змея

№ 7

Рептилия с непостоянной окраской тела

№ 8

Ужасный ящер

№ 9

«Истребитель» комаров

№10

Безногая ящерица

Ответ:

(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

Звучит торжественная музыка.

Подведение итогов:

1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

2.Награждение-вручение призов, грамот.

Заключительное слово учителя:

Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».

Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока: Повторение и закрепление особенностей внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Задачи: - Уметь сравнивать внешнее и внутреннее строение ящерицы и лягушки; - Называть приспособления в строении и жизнедеятельности существования в наземно -воздушной и водной среде; - Уметь применять полученные знания для реализации жизненной ситуации, имеющей личностный и познавательный интерес; - Развивать коммуникативную компетентность через коллективную творческую работу - Развивать способность к адекватной самооценке своей деятельности; Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Методы и приемы: Словесные, наглядные, частично – поисковые Форма работы: Индивидуально коллективная Ход урока I Организационный момент. Приветствие класса. Слово учителя: Добрый день. Как вы наверное уже заметили, у нас с вами сегодня будет несовсем обычный урок. Урок обобщения и повторения. Обратите внимание на экран. Попробуйте определить, о каких разделах пойдет речь. Давайте постараемся определить тему урока. Слайд 1 (На слайде разнообразные представители земноводных и пресмыкающихся) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Слайд 2 Каковы же цели нашего урока? О чем мы сегодня будем разговаривать? Мы сегодня с вами поговорим об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Слайд 3 Наш урок будет состоять из нескольких последовательных этапов 1 Экспресс – опрос, как актуализация знаний Слайд 4 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей наземно – воздушной среды? (речь идет о внешнем строении) – Пятипалые конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки, воздушное дыхание Слайд 6 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей водной среды? – Голая, богатая железами кожа, перепончатые задние лапы, глаза и ноздри на возвышениях. Слайд 8 – Какие признаки характеризуют принадлежность к классу пресмыкающихся? – Дышат легкими, размножаются на суше, внутреннее оплодотворение, голая сухая кожа, покрытая чешуйками (роговой покров) Слово учителя: Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на оценочные листы. А сейчас у нас будет индивидуальная работа. Обратите внимание на экран. Слайд 9. Задание 1. Перед вами строение внутренних органов представителей классов земноводных и пресмыкающихся. Кроме того, у каждого из вас, есть карточка с заданием. Подпишите свои карточки. Вам необходимо, напротив каждой цифры указать название органа. (После выполнения задания, на экране появляются ответы) Слайд 10. Я попрошу вас обменяться карточками, и оценить результаты, по трехбалльной системе, согласно критериям, которые указаны на карточках, и определить количество баллов 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Ну а сейчас, внимательно посмотрите на свои карточки, и попытайтесь сделать вывод о причинах сходства в строении внутренних органов. Какой вывод можно сделать? Почему? (Общность происхождения) Ну а сейчас у меня к вам вопрос. У кого из вас есть черепаха? Я предлагаю вам решить такую задачу. Слайд 12 – на слайде задание: Задание 2 (Стимул) Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? (Проблемное задание) В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 -3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему? Тем временем, один учащийся, по желанию приглашается к доске. Слово учителя: Я предлагаю тебе выполнить импровизированный каллаж (На доске надпись – земноводные. Задание (индивидуально). Ученик должен разместить вокруг признаки и представителей данного класса). Ответы по решению задачи. Далее проверяем каллаж. А сейчас я вас попрошу проверить и оценить работу вашего товарища. Перед вами есть своеобразные жетоны. Если, вы считаете, что задание выполнено верно, поднимите смайлик «с улыбочкой», но если вы считаете, что ответы неудовлетворительные, соответственно поднимите грустный смайлик. Молодцы ребята, теперь можно заводить черепаху. Задание 5 Перед вами лежат карточки с заданием под номером 2 Вам необходимо найти ошибки в тексте. Подчеркните их. После выполнения работы на экран выходит правильный текст, и ребята приступают к самооценке, согласно критериям. Пресмыкающиеся - многочисленная группа наземных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. Оплодотворение наружное. Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает влажная кожа с многочисленными железами. (плотная сухая). Широкое и короткое тело ящерицы лишено хвоста. Между головой и туловищем имеется – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука. Если вы верно определили все ошибки, ставите себе 3 балла Если не заметили 1, то 2 балла, если 3, то 1 балл Хорошо, молодцы. Продолжим. У вас на столах лежат конверты с заданием под номером 3 Задания с выбором одного верного ответа Задание 3 1 Хлоднокровных животных, обитающих в водной и наземно – воздушной средах, но размножающихся только в воде, относят к классу А) Земноводные Б) Хрящевые рыбы В) Костные рыбы Г) ракообразные 2 К классу Земноводные не относится: А) крокодил Б) озерная лягушка В) саламандра Г) тритон 3 Земноводные имеют дыхание А) кожное Б) легочное В) кожное и легочное Г) жаберное 4 Способность к регенерации характерна для представителей класса: А) Земноводных Б) пресмыкающихся В) рыб 5 Число конечностей у наземных земноводных: А) 2 пары Б) 3 пары В) 1 пара Г) 4 пары 6 Хорошая координация движения в основном связана с развитием у пресмыкающихся: А) промежуточного и продолговатого мозга В) спинного мозга и мозжечка Б) продолговато и среднего мозга Г) переднего мозга и мозжечка (1-а; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г) А сейчас, обменяйтесь работами, для взаимопроверки. 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Не забывайте вносить количество заработанных баллов в свой оценочный лист Далее подсчитываем общее количество баллов, для выставления оценок за урок. (А сейчас сделаем выводы о различиях в строении и процессах жизнедеятельности между представителями данных классов) Спасибо Слайд 14 - жетоны Рефлексия. Какой этап урока, для вас был наиболее интересным и почему? Слайд 15 – спасибо за внимание))) Урок окончен.


Выпишите признаки, характерные для каждого класса. 1. Кожа голая и имеет множество желез. 2. Кожа сухая и не имеет желез. 3. Тело покрыто костной чешуей. 4.Имеется шейный отдел позвоночника. 5.У некоторых отрядов скелет хрящевой. 6. Дыхание жаберное. 7. Дыхание легочное и кожное. 8. Дыхание легочное. 9.Сердце двухкамерное. 10. Сердце трехкамерное. 11. Сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой. 12.Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения. 13.Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения. 14. Имеется клоака. 15.Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия 16.Оплодотворение внутреннее. 17.Оплодотворение наружное




Биологические задачи Биологические задачи Класс Рыбы 1.Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно- брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл- иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения. 2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе. Класс Земноводные 1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы? 2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. Класс Пресмыкающиеся 1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи с чем могут вертеть головой. 2.Змеи не имеет мочевого пузыря. Объясните этот факт? Почему?














Значение Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.





































Урок – игра

Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Задачи урока:

    Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.

    Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Средства обучения : таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки – задания, схематические рисунки. Использование компьютера.

Основное содержание урока:

    Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.

    Первая команда представляет класс Рыбы.

    Вторая команда представляет класс Земноводные.

    Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.

2. Подготовительный этап.

Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.

    Работайте в группе сообща.

    Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

    Работайте быстро, смелее, у вас все получится.

    Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников

    В конце урока вас ждет мини – тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.

Желаю успеха!

(сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)

Название тура

Команда

«Рыбы»

Команда

«Земноводные»

Команда

«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»

2. «Стоп - кадр»

3 . «Найди ошибку»

4. «Анатомическая лаборатория»

5. «Книга рекордов природы»

3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур – «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)

Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю. (5 баллов)

    Характеристика класса

    Особенности класса

    Многообразие класса

    Значение

Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.

(время отводится 2 мин)

Характеристика классов

признаки

земноводные

пресмыкающиеся

1. кожные покровы

2. органы дыхания

3. строение сердца

4. круги кровообращения

5. место обитания и размножения

Каждый проверяет свою работу (на экране представлена таблица)

Выставляем оценки: (критерия оценивания на доске)

    7-11 баллов - «3»

    12 – 13 баллов - «4»

    14 – 15 баллов - «5»

2. тур – «Стоп - кадр».

Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

окунь


лягушка травяная

Жаба обыкновенная


лягушка прудовая

саламандра огненная

тритон обыкновенный


головастики


змея кобра


крокодил нильский
икра лягушачья


морская черепаха


прыткая ящерица


уж обыкновенный


щука


ящерица живородящая

3 тур – «Найди ошибку».

За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.

(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур – «Анатомическая лаборатория»

Используем диск – Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс.

Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.

Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. (3 балла)

5 тур – «Книга рекордов природы»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

    Самая крупная лягушка – обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/

    Самая большая ядовитая змея – она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/

    Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/

    Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/

    Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина – 3 м, а ширина – 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/

    Самая крупная рыба – в длину до 18 м и весом до 25 т, одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/

    Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес – 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/

    Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/

    Самая большая рыба – людоед, длиной 7,92 м? / белая акула/

мини тест

1 вариант

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды

    Органом обоняния

    Боковой линией

    Органом вкуса

2. К хрящевым рыбам относят:

3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.

    Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

4. Координацией движения управляет:

    Спинной мозг

    Мозжечок

    Средний мозг

5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:

    Только легких

    Легких и кожей

2 вариант

1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:

    Дышат при помощи жабр

    Имеют хорду

    Имеют спинной о головной мозг

2. По характеру питания окуня относят:

    Растительноядным

    Хищникам

    Сапрофитам

3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

    Приспособления к жизни в воде

    Хорошего зрения

    Приспособления к жизни на суше.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:

  1. Капилляры

5. Живорождение наблюдается:

  1. Кожистой черепахи

    Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания –

5 баллов –оценка «5», 4 балла –«4», 3 балла – оценка «3», 2 балла – оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.

Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Домашнее задание:

    Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. (по желанию)

    Составить кроссворд по многообразию. (по желанию)

    Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. (параграфы -35, 39, 43)