“Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы
Серия "Психолог в школе"

«Генезис», 2004.

Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. По мнению автора, сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем. Книга содержит не только психологический анализ всех этих умений, но и сценарий тренинговой работы педагогами.
^

От автора


Эта книга для тех, кто считает, что школа не может быть равнодушной к проблемам личностного роста своих учеников: для педагогов, школьных психологов, школьной администрации. К сожалению, в наше время воспитательные системы в школе - огромная редкость. Прагматизм современной жизни не обошел стороной ни учителей, ни родителей. «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует Декоммунизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитательной системы и ее разрушение - все это повлекло и организационно-педагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, вожатых, классных руководителей… Уже началось массовое бегство педагогов из сферы воспитания…» - писал В.А. Караковский, один из приверженцев систематического воспитания ребенка в стенах школы (Караковский, 1993). Если за прошедшие десять лет что-то и изменилось, то непринципиально.

Воспитание - это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе предлагаемой нами технологии лежат гуманистические взгляды на развитие личности. Вместо «всестороннего развития личности», которое никто никогда реально не мог представить, я предпочитаю говорить о пути к зрелости. Вслед за Карлом Роджерсом я считаю, что стремление к зрелости имманентно присуще всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и «трудным», и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает его всегда, прежде всего в период взросления.

Один из аспектов взросления - социально-психологическая адаптация детей и подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.

Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, не могут поставить перед собой реальные цели, не чувствуют себя уверенно и потому легко внушаемы и зависимы. Мой опыт психологической работы с подростками показывает, что именно «хорошие» мальчики и девочки, у которых нет двоек по поведению и которые не доставляют больших проблем учителям, чувствуют себя после окончания школы наиболее растерянными и уязвимыми. По привычке они продолжают демонстрировать «послушное» поведение и… быстро понимают, что во взрослой жизни им нужно нечто иное.

Взросление без личностного роста обрекает подростка на серьезные трудности, и мы не можем недооценивать возможности школы в решении задачи развития личности ученика. Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Вслед за известным американским педагогом Уильямом Глассером, я полагаю, что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем (Глассер, 1991). Я уверена, что никто не снимал со школы функции подготовки детей к взрослой жизни. Вместе с тем работа школы по социально-психологической адаптации детей, а тем более направленная работа по развитию личности, сегодня практически никак методически не обеспечена. В этой книге я попыталась изложить конкретную психолого-педагогическую технологию, которая, с моей точки зрения, весьма эффективна.

Книгу можно было бы назвать «Учитель и проблемы дисциплины. Как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые "плохо" себя ведут». Под «плохим» поведением я понимаю не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Если вы психолог и интересуетесь не только содержанием предлагаемой программы, но и технологией работы по ней, то вам имеет смысл прочитать Приложение - Сценарий тренинга. Сценарий содержит детальное описание каждой групповой встречи: цели и стратегию поведения ведущего, содержание и структуру дискуссий, схемы проведения и обсуждения упражнений и проблемных ситуаций.

Я взялась за эту работу не случайно, хотя никогда не работала учителем и уже довольно давно вышла из подросткового возраста. Наверное, так же, как и все, я хорошо помню свои подростковые проблемы и переживания. Размышляя над тем, почему я занимаюсь этой темой, я обнаружила, что весь мой путь в профессиональной жизни - и выбор факультета психологии МГУ, и дальнейшая специализация на кафедре педагогической психологии, и вот уже пятнадцатилетняя работа с подростками и с теми, кто учит подростков, - все это выросло из школьных подростковых переживаний девочки-отличницы, у которой при внешнем благополучии было много вопросов к миру, оставшихся в то время без ответа. Потому эта книга ни в коей мере не является сухим сборником советов и рекомендаций, скорее можно сказать, что в ней - результаты моего поиска ответов на детские вопросы. И этот поиск, к счастью, еще не окончен.

С. В. Кривцова
^

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Мини-тест для читателя, или Попытка ответить на вопрос, нужно ли вам читать эту книгу

В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны, и обведите кружком соответствующую ему букву - А или Б.

***

А. ^ Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.

Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

***

А. ^ Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.

Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

***

А. ^ Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.

***

А. ^ Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

***

А. ^ Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и делают что-то, то обязательно не так.

Б. Дети должны пробовать себя, при этом они, конечно, часто ошибаются, и все, что может сделать учитель, - это научить детей спокойно исправлять последствия своих ошибок и не бояться их.

***

А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.

Б. ^ У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

***

А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей.

Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них.

***

А. ^ Хороший учитель должен прежде всего учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.
^

Подсчитайте результаты.

Если вы выбрали пять и более утверждений, обозначенных буквой Б, то вы - наш единомышленник. Уверены, что эта книга доставит вам удовольствие, потому что в ней говорится о том, над чем вы думаете, и многое, о чем вы догадывались, здесь изложено в виде психолого-педагогических приемов и рекомендаций. Кроме того, прочитав эту книгу, вы наверняка получите ответы на многие свои вопросы.

Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3-4 утверждения, то все равно вы - наш читатель. Только не торопитесь сразу же изучать Сценарий тренинга. Начните чтение с первой части книги, в которой рассказывается о том, как быть твердым и одновременно доброжелательным, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства. Возможно, какие-то наши идеи покажутся вам неприемлемыми, но в целом предлагаемая нами психолого-педагогическая технология может вызвать у вас понимание и значительно расширить репертуар ваших профессиональных приемов.

Если из всех выбранных вами утверждений не более двух обозначены буквой Б, то вряд ли эта книга покажется вам полезной. Не стоит тратить на нее время, лучше подарите ее какому-нибудь молодому коллеге.

Введение

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Вот два первых пришедших на ум примера…

Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

Такие или похожие Пети и Дины встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую - осознанно или нет - проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.

^ Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

^ Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

^ Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников - это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, - вот чему учит предлагаемая нами программа.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель-ученик». Мы основывались на определении Томаса Гордона: «Коммуникативно компетентным является такое поведение, которое повышает (или не снижает) возможности для последующих коммуникаций с другими или с самим собой каждого из партнеров по общению в качестве свободной личности» (Gordon, 1975).
^

Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником


Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:


  1. Распознать истинный мотив проступка.

  2. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

  3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
В книге мы рассматриваем все три вида навыков, предлагаем методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе, а также анализируем разнообраз ные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями. Хотелось бы, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников.

Новизна излагаемого в книге подхода - в том, что она учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика.
^

Внутренняя свобода и «плохое» поведение


Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником - говорит с ним или просто как-то на него реагирует, - он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы.

Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса!
Ученик: Почему я?
Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность - нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:


  • ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;

  • свобода выбора - это готовность самому отвечать за его последствия.
Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность… В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.

Психолого-педагогическая программа «Учитель и проблемы дисциплины» - это способ изменить поведение учеников и отношения в школе, невзирая на сильнодействующие внешние факторы и обстоятельства.

Учитель и проблемы дисциплины

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Примеры:

Семиклассник(ученик 7 б класса) Конанцов Денис постоянно забывает дома тетрадь по экологии и отказывается работать на уроке. Когда учитель попросила его открыть учебник и выполнить задание, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учителю отвернуться к доске, как Денис начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

Кочетков Алексей, бывший ученик 9 в класса, постоянно опаздывал на биологию, забывал тетрадь и учебник, отказывался отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учитель биологии говорила ему, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Алексей с вызовом отвечал, что ему наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

Такие или похожие Денисы и Алексеи встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую - осознанно или нет - проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.

Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников - это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель-ученик».

Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

    Распознать истинный мотив проступка.

    В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

    Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Критерием компетентности педагогического общения является сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником - говорит с ним или просто как-то на него реагирует, - он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы.

Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Пример:

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса!
Ученик: Почему я?
Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность - нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

    ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;

    свобода выбора - это готовность самому отвечать за его последствия.

Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность. В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.

Постоянно сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, мы спрашиваем себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее нашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были.

Три основных закона поведения

1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

    привлечение внимания

  • избегание неудачи.

1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Примеры:

Пирматов Назар(ученик 6в класса) опаздывает на все уроки биологии и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?

Петросян Мариам(ученица 6 б класса) очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?

Крысина Татьяна(ученица 10 а класса) всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему?

Дружкин Алексей(ученик 10 б класса) тихо бормочет ругательства на литературе. Почему?

Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

Многие психологи предлагают сложные и подробные обоснования такого поведения: они объясняют «плохое» поведение детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные трактовки, справедливыми они являются или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. Когда учитель поймет, что поведение учеников основывается на выборе, он сможет влиять на этот выбор и чувствовать себя увереннее.

2-й закон: Любое поведение ученика подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни

Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди - существа социальные. Ежедневно в течение 10-11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности.

В процессе школьной жизни базовая потребность ученика - ощущать себя причастным к школьной общности - воплощается в три частные цели:

    ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

    строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

    вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».

Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

    качество отношений между ним и учителем;

    атмосфера в классе - поддерживающая или, наоборот, деструктивная;

    соответствующая этому структура классного коллектива.

3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

    привлечение внимания

  • избегание неудачи.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, - я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее - пожалуйста» (Дрейкурс, 1968).

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. "Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы.

Педагогическое вмешательство - это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения. Эти четыре цели как путеводные нити. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами. Практический инструмент индивидуализации подхода к обозначенной проблеме - составление так называемого Школьного плана действий (ШПД).

Школьный план действий

Это план изменений ребенка через описание взаимодействия с ним.

Составление ШПД требует времени, но правильно составленный план оправдает затраты. Уже само его составление снижает тревогу и снимает стресс. В процессе первых шагов составления ШПД вы начинаете верить, что все можно изменить. Меняются ваши установки: раньше вы постоянно ожидали подвоха, теперь настроены на ожидание успеха.

Составляя Школьный план действий - индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретными учениками, учитель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ними. При этом он решает последовательно пять задач, как бы делает пять «шагов».

Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.

Это означает умение:

    Собирать и точно формулировать факты: точное указание того, что ученик делает, нарушая поведение; фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает; определение того, как часто он поступает именно таким образом.

    Избегать субъективных оценок.

    Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения.

Качественное описание включает:

    Избегайте субъективных оценок. Т.е то, что именно делает ученик, нарушая дисциплину, должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений, то есть «без эмоций».

Описания, в которых фигурируют слова «невозможный»; «рассеянный», «инфантильный», «необщительный», «взрывной», - это оценки обиженных учителей. Они впечатляют больше, чем само поведение. В них столько личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение ученик не сможет никогда. Так, например, учительница, которая называет Ирину неуправляемой, скорее описывает свои неудавшиеся попытки изменить ее поведение.

Описывая поведение, мы должны избегать субъективных утверждений и эффектных ярлыков, используя эмоционально нейтральные, объективные слова.

    Регистрируйте частоту «плохого» поведения. Объективное описание поведения включает также информацию о том, как часто проявляется подобное поведение. Когда у вас возникают трудности с определенным учеником, создается иллюзия, что это поведение появляется чаще, чем на самом деле. Например, вам кажется, что Лена «все время» стучит карандашом по парте. Но если задокументировать ее поведение в течение нескольких дней, мы удивимся, обнаружив, что она стучала только четыре раза и только на уроках истории.

    Удвойте объективность. Вот простой способ проверить, объективно ли вы описываете поведение учеников. Если ваши слова описывают то же, что можно показать с помощью видеокамеры и магнитофона, ваше описание точно. Никакая воспроизводящая техника не может зафиксировать такие понятия, как «неуважительное» поведение или «необщительность». Уберите их из описания!

Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.

Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

    привлечение внимания

  • избегание неудачи

    Привлечение внимания - некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.

Принципы профилактики

Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

    Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!

    Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

    Власть - некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» - и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше. И здесь есть две причины.

Одна из них - современные социальные отношения. Если раньше отношения господства-подчинения были понятными и обоснованными экономически (муж содержал жену и был главой дома, наниматель мог уволить строптивого подчиненного), то при демократизации общества все возжелали равных прав. Эмансипация женщины и завоеванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребенка отчетливо и ясно.

Раньше школьник должен был строго соответствовать своей подчиненной роли: хорошо учиться и быть послушным и вежливым, а учитель должен был быть строгим, но благожелательным судьей. Теперь все изменилось: роли заменены межличностными отношениями, и учитель интересуется такими вопросами, как «Что вы хотите?», «Что вы собираетесь делать?», «В чем вы нуждаетесь?». Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому лети и не умеют подчиняться.

Другая причина распространения властолюбивого поведения - мода на «сильную личность».

Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец - вот герои сегодняшнего дня. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Учитель должен быть готов грамотно, профессионально отреагировать на выходки властолюбца и научить ученика различать истинную личностную силу и властолюбие. Если учитель научится это делать - атмосфера в классе будет способствовать росту этой личностной силы и свободы.

Сильные стороны властолюбивого поведения

Как и поведение, направленное на привлечение внимания, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие ученики, демонстрирующие такое поведение, особенно в активной речевой форме, - интересные, незаурядные личности, которые обладают:

    лидерскими способностями;

    честолюбием, склонностью к самоутверждению;

    независимым мышлением.

Два принципа профилактики такого поведения:

    избегайте прямой конфронтации;

    позволяйте ученикам проявлять власть и руководить разрешенными способами.

    Месть - для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

Природа мстительности

Насилие в стенах школы существует, потому что его много в мире за стенами школы. Повсюду преступность растет в геометрической прогрессии. Особенно много насилия на экранах телевизоров, на улицах больших городов, хватает его повсюду. Редко дети могут увидеть образцы такого поведения, при котором чувства гнева или обиды человек переживает приемлемым способом. Обычная же модель - это ответный удар: в боевиках, очередях, в коммуналках и даже дома можно видеть именно это. Ничего удивительного, что их собственные чувства, вскипая от обид, приводят к жестоким выходкам.

Принципы профилактики мстительного поведения

Существуют два главных принципа поведения учителя, которые приводят к уменьшению случаев на ваших уроках.

Первый - строить отношения со всеми учениками так, чтобы в них чувствовалась забота о них. Хотя понятно: такой совет означает, что учитель должен обладать личной смелостью и мудростью. В самом деле, естественная реакция на человека, который нас обидел, - негодование. Однако если следовать принципу: «Отличай поступок от того, кто его сделал», можно сделать шаг в позитивном направлении.

Второй принцип - обучение учеников нормальным способам выражать свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения. Когда ученики научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться, вместо того чтобы раздавать удары налево и направо.

    Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, и предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Принципы профилактики

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

    Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

    Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение.

Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Выбирая то или иное педагогическое вмешательство помните, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

И это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас.

«Верная техника» - учитывает истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подходит ученикам, боящимся неудачи.

Еще одно свойство педагогического воздействия состоит в том, что оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это означает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.

Нет приемов худших и лучших. Каждый подходит для своих обстоятельств

Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание

Стратегии

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания.

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».

Неожиданное поведение

Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.

Отвлечение внимания ученика

Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.

Поощрение хорошего поведения

Благодарите учеников.

Пересаживание учеников

Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

Педагоги часто применяют приемы экстренного педагогического вмешательства и понимают при этом: нет гарантии, что завтра, послезавтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. Действительно, экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки - может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он

    ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности;

    строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые;

    вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

И в заключении:

Разработка ШПД для построения конструктивных взаимоотношений с теми или иными учениками не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимают ваши проблемы! или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать! свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но и решать собственные воспитательные проблемы.

Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, выигрывает учитель. Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. «Эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) исчезает, на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по предлагаемой нами программе полезна в равной степени всем педагогам, от воспитателя детского сада до преподавателя старших классов школы. Базовые навыки взаимодействия учителей и учеников остаются неизменными, какого бы возраста ни были ваши питомцы (просто для учеников разного возраста вы используете разные приемы педагогического воздействия и разные способы повышения самоуважения).

Во-вторых, выигрывают ученики. Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

В-третьих, становятся спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они часто берут ШПД за основу для коррекции отношений со своим собственным ребенком.

Наконец, довольна и администрация школы. Для нее письменный ШПД - это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а также определять, когда учителю нужна помощь более опытного коллеги.

Последнее замечание. Все выше изложенное - не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом этой технологии являетесь вы сами как активно действующий образец партнерского отношения к людям. Успех зависит от вас и вашей веры в себя и в свой успех.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    С.В. Кривцова . Учитель и проблемы дисциплины . Серия "Психолог в школе" «Генезис», 2004.

Оборудование: разрезные картинки, познакомиться с описанием стилей педагогической деятельности, утверждения поведенческих установок, бутылочка, печатный материал для педагогов.

Введение.

Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Урок – это временной процесс, состоящий из 40 минут времени. Ощущение учителем временных рамок урока - залог успеха протекания данного процесса. В классическом уроке существуют определенные временные этапы. Данная проблема относится к методике преподавания предмета и нами не затрагивается.

Упражнение 1. «Минута времени»

Цель: осознание временных границ и своего отношения к ним.

Участники разбиваются на пары: один испытатель, другой - помощник испытателя.

Испытатель пытается ощутить 1 минуту времени, а помощник определяет неточности ощущения испытателя.

Тот, кто уложился за минуту, тот живет в реалиях жизни. Другие должны обратить внимание на временные границы своего урока, более четко планировать и отслеживать время и его наполненность на уроке, а также чем заняты в это время дети.

Основная часть.

В работе учителя важной проблемой является порядок на уроке, т.е. вопросы дисциплины. Так как урок – это субъектные отношения учителя и учеников, то они зависят от философии учителя в вопросах дисциплины.

Упражнение 2 . Ассоциации

Цель: активизировать понимание участников по проблеме дисциплины.

ДИСЦИПЛИНА – ЭТО……

Почему у одних педагогов не встает вопрос с дисциплиной, а у др…..?

Какие стили педагогической деятельности тут присутствуют? (приложение 1 ) Презентация. (Слайд №1-4)

ДИАГНОСТИКА стиля педагогической деятельности.

Если у вас большое количество ответов

«А»
«Б»

Упражнение 3. Стили педагогического общения

Цель: выявить наиболее эффективный стиль педагогического общения.

Разбить участников на 3 группы (разрезные картинки (приложение 4 ) , познакомиться с описанием стилей педагогической деятельности (авторитарный, либеральный, демократический), выбрать из предложенных утверждений поведенческие установки, соответствующие данному стилю (игра бутылочка)

Какой из стилей наиболее эффективный на ваш взгляд и почему?

Влияет ли стиль общения учителя начальной школы на эффективность учебной деятельности в среднем звене?

Влияет ли разность стилей общения учителя нач. школы и педагога среднего звена на дисциплину?

Упражнение 4 . Мозговой штурм

Отследить поведение учащихся и их эмоциональную реакцию на воздействия педагога. (мозговой штурм по 3 группам: вы -либералы (к вам пришли дети от демократа, авторитара, либерала и т.д.), вы - демократы, вы – авторитары).

Таким образом, стиль педагогической деятельности непосредственно влияет на поведение ребенка. Давайте попробуем, используя предложенные ситуации, четко описать, что делает ученик в каждой проблемной ситуации.

Упражнение 5. Разыгрывание проблемных ситуаций (приложение 2 )

Цель: научиться отслеживать и описывать поведение ученика.

Изобразить плохое поведение ученика на уроке (предложить участникам ситуации для показа)

Например:

  • Учитель объясняет материал, а ученик разговаривает в это время.
  • Учитель просит выйти ученика к доске, а он отказывается выйти.
  • Учитель слушает ответ у доски, а ученик с места выкрикивает.

Как же строить конструктивное взаимодействие с учеником на уроке?

Презентация (Слайд № 4- до последнего) и печатный материал для педагогов. (приложение1 и приложение 3 )

Заключение

Сегодня на занятии мы говорили о «плохом» поведении ребенка на уроке, рассмотрели от чего это зависит, показали, что конструктивные партнерские отношения между учителем и школьником являются гарантом дисциплины на уроке.

Недостаточно, чтобы воспитание только не испортило нас, - нужно, чтобы оно изменило нас к лучшему.
М.Монтень

Издательство: Генезис, 2004г.

В преддверие первого сентября родители находятся в состоянии законного мандража. Виновники событий - дети - редко ощущают нечто подобное, расценивая школу как некоторую докуку, изменение привычек в сторону обязанностей - вставать рано да еще эти уроки. Что же чувствует в это время другая сторона - преподаватели школ? Как они готовятся, пишут планы, настраиваются на отражение психологических атак со стороны родителей, директоров, самих детей… Учитель - это серьезно. Люди, отбывающие в школе некую повинность заметны издалека, хорошие учителя на вес золота. Родители мало задумываются о том, что испытывает учитель, находясь один на один с классом - своих забот хватает.

Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса!

Ученик: Почему я?

Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

. ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;

. свобода выбора — это готовность самому отвечать за его последствия.

…особенно если ваш ребенок, как вы подозреваете, относится к категории трудноуправляемых детей. Он не тихоня, идущий у коллектива на поводе, не преданный Санчо Панса, служащий лидерам. Он сам - лидер. В книге дается подробный расклад, как нужно общаться с такими детьми в классе. Ведь ребенок-лидер (или хулиган, или не в меру вспыльчивый, ранимый и т.д., вариантов много) «тянет» за собой почти весь класс, его энергетика приковывает к себе внимание, особенно во время учебного процесса.

Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть вполне обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это — самый тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать учителя. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий». Когда ваш ученик, маленький еще человек, устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Да, мы, взрослые, можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее и у нас есть система угроз, шантажа и санкций. Однако такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И мы получаем в ответ куда более серьезные выходки учеников-мстителей. Такая выходка может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 дня, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует, в этом можно не сомневаться. Поскольку невозможно все время ожидать нападения, мы никогда не сможем быть полностью готовы к ней. Подобно Кутузову в 1812 году, ученики-мстители дают учителям — своим противникам — выиграть в нападении, но побеждают их в партизанской войне. Месть ученика не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно.

Учителям приходится делить ответственность за детей, но они не обязаны брать на себя абсолютно все. Все-таки, детей воспитывают дома. В школе к ребенку применимы педагогические системы, в них очень мало живой психологии, но учителю волей-неволей приходится быть неплохим психологом, развязывая различные ситуации. Он знает, что одно слово, сказанное невпопад, один упущенный жест может привести к «взрыву», и выстраданный урок пойдет насмарку. Хороший учитель умеет держать внимание класса. Хорошим учителем быть очень непросто.

Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии. Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке. Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут». Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

В книге даны упражнения для тренингов во внеклассное время, так же в ней приводится масса советов, которые пригодятся людям, желающим открыть собственные школы или курсы. Например, должен ли ученик компенсировать порчу имущества. Или как стимулировать тягу к знаниям и уверенность в себе простыми наглядными пособиями. Кстати, этот совет пригодится и родителям - что висит у ребенка в комнате на стенах? Может, уговорить его повесить вместо плакатов «с мрачными рожами» хотя бы карту мира…

Плакат с «заклинаниями-девизами». Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! — говорит мудрый учитель своему ученику. — Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается». Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами): «Я смогу это!» «Пробуй - и результат обязательно будет!» «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!» «Я могу стать таким, каким я хочу быть». Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но… «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

Наверное, каждый из нас может вспомнить своего самого нелюбимого учителя. Почему же он был нелюбим? Чаще всего, благодаря раздраженному тону и негативной (недовольной, осуждающей) нотке в разговорах.

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому. «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать». Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманнее, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим «увидеть свет в конце туннеля». Овладение навыком позитивной речи может привести к тому, что учитель сдвинется с позиции «красного карандаша» и почувствует себя более эффективным в вопросах воспитания.

И самое, пожалуй, важное.

Не избалуем ли мы учеников своим вниманием? Не избалуем. Ни вниманием, ни принятием, ни утверждением, ни признанием, ни своими теплыми чувствами избаловать невозможно. Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.

Мы портим его, когда:

- видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,

- делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,

- «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.

Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. Удваивая, утраивая, учетверяя дозы, мы все равно не рискуем нанести вред воспитаннику. Усиление всех видов поддержки — лучшая педагогическая реакция на поведение ученика в ситуации стресса. Что бы ни явилось причиной стресса — болезнь, разрыв с любимым мальчиком или девочкой, развод родителей, — мы немедленно должны ответить удесятеренными «инъекциями» всех видов поддержки. Некоторые учителя говорят, что как раз те ученики, которые нуждаются в поддержке больше других, не могут ее получить от нас, так как все время доставляют нам неприятности. Но чья это проблема? Трудность, возможно, существует для нас, действующих педагогически в целях повышения их самоуважения. Сначала мы испытываем трудности, но потом замечаем, что дело идет легче, и в конце концов обнаруживаем, что наши усилия оплачены улучшением поведения ученика.

Книга будет хорошим подарком для вашего любимого преподавателя и намеком для нелюбимого. Остается надеяться, что любимых всегда будет больше, и наше смутное время не разгонит, не испугает и не спрессует людей, верных своему нелегкому, но уважаемому труду.