МБОУ «Сокрутовская оош»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Сокрутовская»

Ильченко Людмила Николаевна

2012-2013 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

ИКТ: презентация к уроку

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку .

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 3)

А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

Скажите, что объединяет эти слова?

Какое слово лишнее? (слайд 4 )

V. Словарная работа.

Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями - Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Саша - Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал Саша?

Как правильно записать это слово?

с м…чом - м я ч - с м я чом (слайд 6)

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд7)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Например, слово ЗИМА

Сначала прочитаем слово.

Затем - поставим ударение.

Потом определим безударную гласную.

И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово. (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику .

Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 99. (слайд 9)

Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Как крылья сложат назад.

Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый - тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала - хвАлить 4) гостиница - гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

(слайд 11)

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

IX. Работа с текстом.

Сова приготовила для вас новое задание - текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

XI. Подведение итогов.

Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 13)

Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Молодцы!

XII. Рефлексия.

Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

Получился ли урок, каким мы его задумали?

Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем - не найдём.

9. Ходит - бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15 . Течет, течет - не вытечет.
Бежит. Бежит - не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.


Тема. Правописание безударных гласных в корне

Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов сс слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.

Оформление класса: На доске деревья со словами (в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.

Ход урока

    Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель.

Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.

В какой позиции гласная не требует проверки?

Д. В сильной.

У. Что такое сильная позиция для гласной?

Д. Под ударением.

У. Что такое слабая позиция?

Д. Без ударения.

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы

II. Чистописание

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

У. А какие?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.

Закрепление пройденного материала

    У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 2

Яг...да, ч...совщик, зв...зда, к...пуста, ов...щи, стр...ла, ш...рф

ВариантЗ

Л ...СТЫ, п...суда, м...шина, к...рмушка, з,..ма, вр...чи, ...дежда.

Вариант 4

Р...бота, х...роший, б...гуны, х...дить, т...варищ, ск...ла, пч...ла.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.

Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

Дети работают в парах.

IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

Карточка

Хорошее начало!

IVФизкультминутка

    Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Карточка

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово…..

Дети «по цепочке» выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...

Галкина Светлана Петровна

МОУ средняя школа №1 г.Чехова

Учитель начальных классов

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.

Ход урока.

Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)

О, люди, мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты:

Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)

Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Словарная работа.

1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь)

— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).

2. По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (заяц)

— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.

3. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан;

Очень грозен был … (кабан)

— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?

4. И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы Филины и … (совы)

— Запишите это слово в единственном числе.

Постановка учебной задачи

— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?

Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?

Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.

Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.

Запишем с комментированием .

Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)

(взаимопроверка)

— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.

— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Давайте составим алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Подбери проверочные слова.

    Напиши слово.

    Обозначь орфограмму.

Закрепление изученного

— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:

Х.лмы-холм

Л.сица — лисы

В.рхушка-верх

К.рмушка-корм

Т.игрица – тигр

— Каким правилом пользовались при написании этих слов.

Физ.минутка

Ах, какой прекрасный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили вот так.

— Среди записанных слов найдите зверей.

В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

Есть одна планета – сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой планеты нету. Я.Аким

— Ребята, а что за книга у меня в руке?

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»

Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)

Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)

Какой взор у этой птицы?(холодный)

А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)

Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?

Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.

Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.

— Кто же такие сокольничьи?

— Что же это за место, Сокольники?

Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?

Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.

Повторим алгоритм

Самостоятельная работа

(по карточкам с разным уровнем сложности)

Проверьте свою работу (ответы на доске)

— Найдите в карточках слова по теме «Лес»

Рефлексия

Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Напомните правила поведения в природе. (знаки)

— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.

Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты её немедленно поставь под ударенье.

— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.

Домашнее задание

Стр.41 упр74 (д.м.)

Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.

Урок русского языка в 1-м классе

Тема: «П равописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для работы в парах; индивидуальной работы.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Форма работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, групповая работа.

Этапы

Ход

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием побудут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Приветствие гостей.

3.Чистописание.

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Повторим написание строчных букв: а, о, и, е, я.

Что можете сказать про эти буквы?

4. Введение в тему через проблемную ситуацию.

Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Что значит: гласная без ударения? Под ударением?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

«Правописание безударной гласной в корне слова».

Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ?

5. Актуализация знаний.

Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я.

Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова.

Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать слово с ударным звуком в корне.

Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением.

- Вспомните стихотворение на это правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

6. Работа по теме урока.

Составление алгоритма.

А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Итак, вот слово ВОДА.

Что сделаем первым? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень

Определим безударную гласную.

Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.

5. Подбери проверочное слово.

Закрепление.

Используя алгоритм, выполним упражнение.

На доске:

Один – много много – один однокоренное слово

Звезда - шары - лесной -

Река - глаза– шагать -

Гроза - грибы - морской -

Зима - следы - кричать -

На какие 3 группы разделены слова?

Назовите способы подбора проверочных слов, которыми вы пользовались.

Физминутка.

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке,
Возвращаемся к тетрадкам.

Работа в парах.

Работа по карточкам.

Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Выб…гать - зал…вать - …кно - т…жёлый - н…га - пч…ла -

Работа с предложением.

А сейчас я предлагаю вам прочитать предложение. В нём есть слово, у которого пропущена буква. Я хочу, чтобы вы вставили эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков, и ваш сосед по парте вас правильно понял.

1) Маша лучше всех зап…вала песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы.

Витя сл…зал сладкую пенку.

Обменяйтесь предложениями. Проверьте друг у друга.

Как вы считаете, верно ли ваш сосед определил пропущенную букву в слове?

Проверьте написанное, исправьте ошибки.

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

- «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща)

Учебная ситуация

Предлагаю побыть вам врачами и написать рецепт для больного.

Какая трудность возникла?

Какой вывод сделаем?

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Кто хочет ответить?

8. Рефлексия.

Используется метод: « Незаконченного предложения»

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»


Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Планируемые результаты:

Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Ход урока:

1. Организационный момент . Психологический настрой.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Красив и богат русский язык.

Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

Готовы начать работу?

2. Чистописание

Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:

Этот пальчик мама

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - братик

Этот пальчик - сестренка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

3. Подведение к теме урока

Дерево держится своими корнями за землю.

Прочитайте предложение

Поставьте в словах ударение

Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)

В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

Это орфограмма?(да)

Почему? (произношение не совпадает с написанием)

Сформулируйте тему урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

4. Постановка цели

1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную

5. Работа по теме урока (у доски)

Какие гласные требуют проверки? (безударные)

Моря, море, леса, лес, река, реки.

(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)

Как это сделать?

Составим алгоритм (на доске)

2. поставить ударение

3. выделить корень

4. подчеркнуть безударную гласную

Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.

Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?

1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного.

1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.

Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.

2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)

Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.

Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.

Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)

Как же их проверить?

Можно сразу две безударных гласных проверить?

Как поступить?

Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную

Зеленеть - зелень, зелёный

Корешок - корень, коренья

3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)

Сова, лимон, мосты.

Работа со словарными словами

Какое затруднение встретили?

Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)

Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).

8. Итог урока

Какая была тема урока?

Какая была цель урока?

1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную

2. Подбирать проверочные слова

Справились мы с этой задачей?

Что для этого делали?

Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.

За каждое правильное задание - 5 баллов

15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.

Проверка:

Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?

Как подобрать проверочное слово?

Если две безударных гласных в корне?

Как сегодня поработали на уроке?

Работа в парах?

Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)

Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.

Какое настроение в конце урока?

Физкультминутка

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как живешь?