Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение - он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки

Дефекты речи могут принести ребенку неприятности при общении со сверстниками. Особенно актуальна эта проблема в 5 – 7-летнем возрасте. И для школьника в начальных классах важно четко произносить звуки.

Буква [Л] твердая и мягкая иногда трудно дается детям, но при правильном подходе это поправимо.

Как правило, к 4-5 годам речь детей становится четкой и им удается произносить большинство звуков. Но бывает, что дефекты речи остаются, и этому есть множество причин. Например, в семье кто-то разговаривает нечетко или говорят на двух языках, и ребенок путает звуки. Наиболее весомыми причинами речевых дефектов считаются:

  • проблемы со слухом;
  • проблемы с правильным дыханием;
  • нарушение развития речевого слуха.

Стоит обратить внимание и на артикулярный аппарат (особенности строения языка, губ, расположение зубов). Самая распространенная причина неправильного произношения буквы л — короткая уздечка, когда язычок не достает до верхних зубов.

Все перечисленные анатомические особенности определяются только квалифицированными логопедом и педиатром, сами не делайте никаких преждевременных выводов. И еще: сегодня при проблеме короткой уздечки ее не надрезают, специалисты советуют просто выполнять специальные упражнения для растяжки уздечки.

Слоговая таблица составляется для более быстрого усвоения и правильного произношения буквы

Варианты неправильного произношения звука «л»

Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:

  • малыш пропускает звуки [Л], [Л’] («имон» (лимон), «апата» (лапата));
  • вместо звука [Л] произносит [у], [в], и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
  • когда слышатся носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
  • в словах заменяет твердый звук на мягкий [Л’]: («люк» (лук), «дятель» (дятел)).

Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.

Атмосфера занятий

Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме

Научить говорить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.

Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.

Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.

Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.

Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.

За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.

Артикуляционные упражнения

  1. «Вкусное варенье!» : широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
  2. «Широкая улыбка» . Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
  3. «Ветерок» . При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
  4. Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее , при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
  5. «Трубочка» . Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
  6. «Лошадка» . Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  7. «Гамак» : Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
  8. «Грибок» — самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 — 30 секунд.
  9. «Качели» : при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
  10. Звук «ы» : попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.

Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 — 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.

Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.

Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.

Не расстраивайтесь, если твёрдый звук [Л] сначала у чада говорить не получается. Мягкий [Л´] допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.

Когда нужен логопед?

Вообще родителям в домашних условиях поставить звук «л» своим детям реально, но иногда только квалифицированный логопед может помочь. Например, в семье говорят с акцентом, или у родителей есть проблемы с дикцией. В таких случаях трудно качественно демонстрировать малышу произношение звуков.

Если вы достаточно долго занимаетесь с карапузом, но безрезультатно, тоже стоит обратиться за помощью к логопеду. Возможно, ваш ребенок лучше воспринимает информацию от чужого человека.

Резюме

Будьте терпеливы и мудры по отношению к своим детям, и тогда обязательно добьетесь результата.

Еще не забывайте учить с ними и время от времени повторять всевозможные потешки, скороговорки, смешные стишки для тренировки звуков. Все они эффективны в логопедии, а главное — дети их очень любят и даже с удовольствием придумывают сами.

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает: вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» - «уожка»; «Лариса» - «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» - «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л


Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л


После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить, чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.


Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Похожие материалы

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

К верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом "лак", "лужа", "лебедь", "люстра", "ложка", "лыжи". Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после "л", положение языка слегка меняется. При произношении "люстра" язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова "лыжи" - в самый верхних резцов. Но принцип произношения звука "л" одинаков - язык с усилием отталкивается от препятствия.

Если у вас сразу не получается сказать отчетливое "л", нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее :

При произнесении звука "л" в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.

Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:

- "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет";

- "Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали";

- "Полосатые полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала".

Полезный совет

Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Так вы сможете визуально себя контролировать.

Звук «л», как и другие звуки, может совсем отсутствовать в речи ребенка (например, вместо слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Очень часто дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что положение органов речи при произношении звука «л» несколько сложнее, нежели при произношении звука «ль».

Инструкция

Примите к сведению, что в случае правильного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее положение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя сбоку по краям и затем выходит из уголков губ.

Выполняйте следующие упражнения, способствующие выработке правильного произношения «л».
Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель научиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь вместе с , приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком положении, считая от одного до десяти. Можно посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в подобном положении.

Выполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (например, как лошадка цокает копытами).

Сделайте вместе с ребенком упражнение «Качели». Его цель научить быстро менять положение языка. Это необходимо при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте положение языка 6-8 раз, постепенно убыстряя темп.

Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте наличие и направление струи воздуха, поднеся ко рту кусочек ватки. Если систематически выполнять данное упражнение (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в итоге получится красивый звук «л».

Потренируйтесь вместе с ребенком произносить и слова со звуком «л» - спойте на мотив какой-нибудь песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампочка, лошадка и др.

Работу над произношением буквы Ш лучше всего начинать с раннего детского возраста. Но если у взрослого человека также имеется подобная проблема, то занятия артикуляционной гимнастикой способны помочь и ему.

Вам понадобится

  • - зеркало;
  • - ритмичная музыка

Инструкция

Выполните упражнение на развитие мышц нижней челюсти. Попросите широко открыть рот и держать его в таком положении в течение 20 секунд. Повторяйте это упражнение 10-15 раз.