Практическая работа №1
«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.
Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.
Правила техники безопасности во время выполнения практической работы
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Порядок выполнения работы
1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.
Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:
m (рас. в-ва)= w
Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .
V =;
После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.
2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.
3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.
Составляем отчет в такой форме:
Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.
Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.
Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.
Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.
Задания
А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;
Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;
В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;
Наблюдения: соль растворилась.
Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.
Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.
Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.
ТЕМА:
Практическая работа
№3
.
Приготовление
растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества
.
Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.
Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.
Тип урока : урок закрепления знаний.
Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.
Организационные формы : беседа, практическая работа.
Структура урока
I. Организационный этап 2 мин
II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин
Инструктажи: по технике безопасности
по проведению практической работы..5-6 мин
Проведение практической работы …. 25 мин
Домашнее задание...1- 2 мин
Подведение итогов урока...3 мин
Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)
АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.
Беседа по вопросам
Какие компоненты входят в состав раствора?
m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).
Как определить состав раствора?
Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:
Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.
Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:
m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)
m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%
Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.
ρ=m / v V= m / х;
Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.
Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).
Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.
ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).
Учащиеся называют Правила по ТБ.
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.
Нельзя брать реактивы не защищенными руками.
Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.
Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.
Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).
Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)
Практическая работа №3
Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).
Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.
Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.
Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.
Ход работы
Задание № 1. Проведите расчеты.
Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.
Результаты расчетов занесите в таблицу:
Масса раствора | Массовая доля раств. вещества w (%) | Масса вещества | Масса воды | Объем воды |
||
Задание № 2. Взвешивание.
Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.
Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.
Задание № 3. Приготовление раствора .
Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.
Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.
Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.
Список использованной литературы:
Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.
Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.
m (вещества) | m (вещества) |
||||
Приложение №1.
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
||
m (раствора) | w (вещества) | m (раствора) | w (вещества) |
Приложение №2.
Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества
Практическая работа (1 ч) 8 класс
Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.
Цели
. Уметь готовить растворы с
определенной массовой долей растворенного
вещества, используя следующие операции:
взвешивание, отмеривание определенного объема
жидкости, растворение; производить необходимые
расчеты; знать расчетную формулу для определения
массовой доли растворенного вещества, правила
пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование
. Технические весы с
разновесами, химический стакан, мерный цилиндр,
ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка,
склянка под приготовленный раствор.
Реактивы
. NaCl, Н 3 ВO 3 , СuSO 4 ,
NaHCO 3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH,
дистиллированная (кипяченая) вода.
Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим
оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы
посудой.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).
ХОД УРОКА
В письменном отчете записываются название
темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных
задач для приготовления растворов и пример
решения задачи.
Вариант № 1
Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Вариант № 2
Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?
Вариант № 3
В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?
Вариант № 4*
Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?
Вариант № 5*
Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?
Пример решения задачи
Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.
Этапы выполнения работы
1
. После произведенных расчетов по
одному из вариантов оформите их в тетради (6–7
мин).
2
. Отвесьте рассчитанное количество
вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл
или колбу на 200 мл.
Помните!
К соли приливают воду! Кислоту
добавляют в воду при постоянном перемешивании!
Взвешивание
(6–7 мин)
·
Отрегулируйте арретиром
весы.
·
Взвешиваемое вещество кладите на
левую чашку весов, разновесы на правую. (Для
левшей – на правую чашку кладут вещество, на
левую – разновесы.)
·
Разновесы брать только пинцетом и при
снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра,
из которых они были взяты.
·
После взвешивания чашка весов должна
оставаться чистой.
·
По окончании работы проверьте
разновесы. Весы арретировать (привести в
нерабочее состояние).
Жидкости на весах не взвешивают ! |
3
. Отмерьте мерным цилиндром
рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с
солью или водой (1–2 мин).
4
. Перемешайте стеклянной палочкой
смесь до полного растворения вещества. Раствор
готов!
5
. В отчете опишите последовательность
ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в
котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с
раствором сдайте учителю или лаборанту.
Пример . 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.
6
. Сделайте письменный вывод о
проделанной работе (5–6 мин).
7
. Приведите рабочее место в порядок (1–2
мин).
Сдайте тетради на проверку.
Домашнее задание
Задача . Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.
Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.
Карточка учета умений
Операции практической работы | Фамилии учащихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Я | ||
Приготовление склянки для раствора | ||||||
Знание правил техники безопасности | ||||||
Взвешивание вещества | ||||||
Работа с мерным цилиндром | ||||||
Приготовление раствора | ||||||
Kультура выполнения опыта | ||||||
Оформление отчета |
Образцы отчета о проделанной
практической работе
Вариант № 1
Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в
стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл.
Вещество растворяется в воде. Для его лучшего
растворения перемешиваю раствор стеклянной
палочкой. Переливаю раствор в приготовленную
склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как
дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для
промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
Вариант № 2
Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в
химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл).
Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество
растворяется. для его полного растворения
перемешиваю раствор стеклянной палочкой.
Получила 10%-й раствор NaHCO 3 . Переливаю
раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки
кожного покрова в случае попадания на него
кислоты.
Вариант № 3
Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю
соль в химический стакан. Мерным цилиндром
отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего
растворения соли перемешиваю раствор стеклянной
палочкой. Переливаю раствор в приготовленную
склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и
квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl
используют как реактив для проведения химическиx
реакций.
Вариант № 4*
Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO 4 . Отмериваю
мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с
солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой.
Приготовленный раствор переношу в склянку с
этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями
сельскохозяйственных культур.
Вариант № 5*
Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл
воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание
! Если для приготовления растворов
берут щелочь в кристаллическом виде, тогда
щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для
проведения химических реакций.
Вывод.
Рассчитав массу вещества и объем воды,
приготовили раствор с заданной концентрацией
растворенного вещества, используя операции:
взвешивание, отмеривание объема жидкости,
растворение. Растворы широко применяются в быту
и народном хозяйстве.
Домашнее задание
Практическая работа №1
«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.
Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.
Правила техники безопасности во время выполнения практической работы
Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.
Порядок выполнения работы
1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.
Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:
m (рас. в-ва)= w
Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.
Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .
V =;
После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.
2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.
3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.
Составляем отчет в такой форме:
Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.
Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.
Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.
Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.
Задания
А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;
Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;
В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;
Наблюдения: соль растворилась.
Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.
Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.