1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).

Фонетические процессы

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторные ипозиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений - позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») - фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами - эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

  • 1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») - взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») - взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [шк ], пример дистактной б а д а .
  • 2. Полная - два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости - звонкости, твердости - мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция - два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
  • 3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») - влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) ирегрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) - влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляцииявляется сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda - комната, odalar - комнаты; ev - дом, evler - дома .

Диссимиляция (от лат. dissimilatio«расподобление») - фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ),контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») - фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки - гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

  • 1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал - мял, вол - вёл, лук - люк . В этом случае мы наблюдаем 1прогрессивную аккомодацию.
  • 2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал - даль, год - голь, струн - струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении - регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними - мягкими: книга - книге, книги .

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

  • 1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще),вображать (воображать) и гаплология - выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).
  • 2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis) противоположное явление диэрезе: н д рав (нрав), ради в о (радио), шпи и он (шпион).
  • 3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis) -ведмедь из медведь, тарелка (из нем.Teller), Фрол (из лат. flor),ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral).
  • 4. Фузия - слияние согласных: мое тс я - мое(ц )а,мы тьс я - мы(ц )а.
  • 5. Субституция (приспособление) (от греч.Substitutio) - замена одной фонемы другой: Николай - Микола , Арина - Орина , Никифор - Микишка .

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова - форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова - слово языка-источника.

Явление протезы (гр. prothesis - подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах:в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый)

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio«отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, г о лова [ъ].

Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. су дно, су да, су довой).

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой, а сами сочетания звуков - синтагмами.

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других - изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называетсяпарадигматикой, а совокупность вариантов одного звука - парадигмой: ?с"н"э?гъ / c"н"э?к / с"н"иэга? / с"н"иэг"и?р" / c"н"ьг?в"и?к.

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция - это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: ?до?м - то?м / жа?р- ша?р // м"и?р / сы?р / са?т / му?ш / ро?м /л"э?с //?.

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: ?ту?т / са?т / с?ды? / съд?во?т//?.

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

  • 1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:
    • а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: ?ба?р - па?р / го?ркъ - ко?ркъ /д"э?лъ - т"э?лъ?;
    • б) положение звонких и глухих перед сонорными: ?бл"э?ск - пл"э?ск /п"jу? - б"jу? / гну?т -кну?т?;
    • в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками?в?, ?в"?: ?дво?бь - тво?б / св"э?т - зв"э?р"?;
    • г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание - или глухой, или звонкий.
  • 2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:
    • а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: ?ло?п / но?ш / са?т / с"н"э?к?;
    • б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: ?ло?ткъ / но?шкъ / пропкъ?;
    • в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: ?про?з"бъ / в?гза?л / мъл?д"ба??;

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

  • 1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:
    • а) перед гласными: ?са?т - с"а?т" / лу?к - лу?к / сэ?р - с"э?р?;
    • б) позиция в абсолютном конце слова: ?в"э?с - в"э?с" /тро?н - тро?н" / дво?р - дв"эр"?;
    • в) перед заднеязычными: ?ба?нкъ - ба?н"къ / го?ркъ - го?р"къ / д"э?тк"и - д"а?т"к"и?;
    • г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.
  • 2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:
    • а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: ?л"и?с"т"ик / ф"с"о? / в"з"а?т"?;
    • б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: ?ба?н"ш?"ик / збо?р"ш?"ик?;
    • в) положение твердых зубных перед?j?: ?с"jэ?л /друз"jа? / в"jу?гъ?;
    • г) положение твердых зубных перед мягкими губными: ?б?м"б"и?т" / з"м"э?б / т"э?р"п"ит?.
    • (В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)
    • д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: ?бунта?р" ? бунта?рск"иб / м"э?т" ? м"э?дныб?.

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими.

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ - [ш?"], может быть только долгим звуком: щука - [ш?"у?ка], прощай - [пр? ш?"а?i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: касса (ср.: коса), балл (ср.: бал), колосс (ср.: колос).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Россия, жужжать, дрожжи и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [?т?"иэб"а?] - от тебя, [р?с?"в"э?т] - рассвет, [в??з"и?т"] - ввозить, [ч"угу?н?ыi] - чугунный и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: аллея - [ал"э?iь], искусство - [иску?ствъ], артиллерия - [?рт"ил"э?р"иiь], баррикада - [бър"ика?дъ], грамматика - [гр?ма?т"икъ], коллекция - [к?л"э?кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелестный - [пр"л"э?сныi], но прелесть - [пр"э?л"ьс"т"], поздно - [по?знъ], но опоздал - [?п?зда?л], свистнуть - [с"в"и?снут"], но свистеть - [с"в"ис"т"э?т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

Со?м / ма?к / м"и?р / ды?м / лу?к / хл"э?п?.

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой: ?тр?ва? / др?ва? / м"иэста??.

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро?д оба безударных гласных [о]произносятся как [?]; а в слове молоко? первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): [мъл?ко?].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и] после твердых согласных произносится как [ы]: цирк - [цы?рк], жизнь - [жы?зн"], ширь - [шы?р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio - приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией: [ч"а?с / ч"иэсы? / ч"ьс?фш?"и?к]; [го?лъву / г?ло?ф / гъл?ва?]; [во?ды / в?да? / въд?во?с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией: [лу?к / луга? / луг?во?i], [сы?р / сыры? ].

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

А что вообще означает слово «природа»?

Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

Кто желает выполнить задание на доске?

Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

И слова к третьей схеме.

Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

С какой проблемой мы можем столкнуться? (У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи .

Задание 3. - Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

Почему же тогда глухие не озвончаются?

В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными , что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

Мы ответили на поставленный вопрос?

А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах .

Взаимопроверка.

[н] [л] [м] [р] [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы . Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске.

Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).