Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет - он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

С давних времен чеченцы проживают на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Территория Чеченской республика составляет 17200 кв.км. Население Чечни свыше миллиона человек. По предположениям исследователей, примерно полтора миллиона чеченцев проживает по всему миру. Из них большая часть проживает в Российской Федерации. Историки называют чеченскую нацию «корневой частью Кавказской расы» Это самый многочисленный из .


Нахчой — чеченский народ

Предки современных чеченцев появились в 18 веке в результате отслоения от нескольких древних родов. В источниках встречается название народа – нахчой (т.е. люди, говорящие на языке «нохчи»). Пращуры чеченцев прошли через Аргунское ущелье и поселились на территории нынешней республики. Основной язык – чеченский , присутствуют диалектные группы(итумкалинские, аккинские, мелхинские, галанчожские и другие). Достаточно распространен на территории республики и русский язык. Чеченцы исповедают мусульманскую веру.

На мифологию народное творчество оказали влияние другие древние цивилизации. На Кавказе пересекались пути многих кочевых племен и народов и Азии, Средиземноморья и Европы. Трагические страницы в чеченской истории нанесли огромный урон духовной культуре. В период запрета народных танцев и музыки, проведения национальных обрядов творческие порывы чеченцев были скованы страхами попасть в политическую опалу. Однако, никакие ограничения и запреты не смогли сломить и задушить чеченскую самобытность.

Традиции чеченцев

Гостеприимство

Гостеприимство у чеченцев возведено в ранг священного долга каждого гражданина. Эта традиция имеет исторические корни. Проход по гористой местности нелегок, в любой момент обессилевший путник мог надеяться на помощь со стороны. В чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Хозяин дома мог подарить гостю что-либо из предметов домашнего интерьера в знак уважения. В благодарность путники одаривали детей хозяина гостинцами. Такое радушное отношение к гостю сохранилось и в наше время.

С особым почтением на Кавказе относятся к матери: ее уважают, стараются во все помогать и прислушиваться к ее советам. Мужчины обычно встают, когда в помещение входит женщина.

С особым трепетом мужчины берегут свою папаху . В ней выражался символ мужской чести и достоинства. Считается крайне унизительным, если посторонний дотрагивается до папахи. Такое поведение незнакомца может спровоцировать скандал.

Горское воспитание

Младшие члены семьи ведут себя скромно, не вмешиваются в разговоры и дела старших. Чтобы вступить в разговор, нужно спросить разрешения. До сих пор в обсуждении какого-либо вопроса вы можете услышать, как чеченец произносит фразу: «Можно мне сказать…», словно прося дать разрешение на вступление в беседу. Такое автоматическое поведение – показатель стойкого и сурового воспитания испокон веков. Излишняя ласка, забота о малых детях и беспокойство, связанное с капризами ребенка на людях не одобрялись. Если по какой-то причине ребенок расплакался, то его отводили в другую комнату, где он успокаивался. Плач, шалости детей не должны отвлекать взрослых от важных дел и разговоров.

В старину не принято было оставлять у себя в доме найденные чужие вещи. При свидетелях вещь отдавали сельскому мулле, чтобы он нашел хозяина. В современном чеченском обществе тоже считается дурным тоном забирать хоть и найденную, но чужую вещь.

В чеченском доме

Кухня

Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш , несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Свадебные традиции

Выходя замуж, женщина принимала семью мужа с особым уважением и относилась к ним с заботой почтением. Молодая жена скромна, тиха, нелюбопытна. Без особой надобности женщине не стоило затевать разговор со старшими родственниками. На чеченской свадьбе есть даже забавный ритуал «развязывания языка невесте». Будущий свёкр шутками и ухищрениями пытается разговорить молодую сноху, но она четко держится народных правил и молчит. Только после одаривания гостями девушке можно было разговаривать.

До свадьбы молодые чеченки могут общаться с женихами только в людных общественных местах. На свидание всегда первым приходит парень и только потом девушка. Девичья честь – гордость жениха и предмет защиты молодым чеченцем, в котором кипит горячая кавказская кровь.

В конце 12 или начале 13 веков между чеченцами стало распространяться христианство. Следы его и теперь видны в развалинах храмов, в праздниках: кистины и ингуши празднуют новый год, день пророка Илии и Троицын день. Во многих местах они приносят жертву баранов в честь Святой Девы, св. Георгия и св. Марины.

В начале 18 века чеченцы приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов первобытного язычества, между прочим, и фаллического культа. Находимые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин, как охранители стад, и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола.

У кистов и галгаев находим еще более интересный обычай. Бездетная женщина отправляется в избушку с двумя выходами, в которой сидит в одной рубашке священник, представитель матсель(матери Божией) и просит его о даровании детей, после чего удаляется через другой выход, все время обращенная лицом к священнику.

Во время своей независимости чеченцы, в противоположность , не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны.

Мы все «уздени» (то есть свободные, равные), говорят чеченцы. У немногих только племен были ханы, наследственная власть которых ведет свое начало от эпохи магометанского нашествия. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель.

Единственным неравноправным элементом среди чеченцев были военнопленные, бывшие на положении личных рабов. Они делились на лаеви ясиров; последние могли быть выкуплены и возвратиться на родину. Юридический строй представляет обычные черты родового быта. Кровная месть еще недавно была в полной силе.

Одежда мужчин – обычная одежда горцев Кавказа: чекмень из желтого или серого сукна домашнего приготовления, бешметы или архалуки разных цветов, летом преимущественно белого, суконные ноговицы и чирики (род башмаков без подошв). Нарядное платье обшивается позументом. Оружие - то же, что у черкесов, на украшение его обращается особое внимание. Женский костюм ничем не отличается от живописного костюма татарок.

Чеченцы живут селениями - аулами. Дома - турлучные, внутри опрятные и светлые, у горных чеченцев дома каменные и менее опрятные. Окна без рам, но со ставнями для защиты от холода и ветра. Со стороны входа - навес для защиты от дождя и жары. Для отопления - камины. В каждом доме кунакская из нескольких комнат, где хозяин проводит целый день и только к вечеру возвращается к семье. При доме двор, обнесенный плетнем.

В пище чеченцы умеренны, довольствуясь уреком, пшеничной похлебкой, шашлыком и кукурузной кашей. Хлеб пекут в особо устроенных на дворе круглых печах.

Главные занятия чеченцев – скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах, положение которых лучше, чем у лезгин, лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукна, приготовляют ковры, войлоки, бурки, шьют платье и обувь.

Внешний вид

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы).

В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Характер

Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными, впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами.

Еще совсем недавно идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти поземле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, — любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: «убирайся, ты даже не способен угнать барана!»

Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность чеченцев к родине. Их песни изгнания («О птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и так далее) полны трагической поэзии.

Чеченцы – кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и в Терской области, к востоку от , между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ.
Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются:

  • Кисты;
  • Галгаи;
  • Карабулаки;
  • Самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в ) и ичкеринцы.

Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч человек. Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами чеченцы себя называют «нахчой», что переводится как «люди» или «народ». Ближайшие соседи чеченцев называют их «мисджегами» ( и кумуки) и «кистами» ().

О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с 16 века чеченцы последовательно вели борьбу с , кумуками и, наконец, с русскими (с начала 17 столетия). В наших исторических актах имя чеченцев встречается впервые в договоре калмыцкого хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным (1708 год).

До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под предводительством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба окончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор на равнину. Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

1.История чеченцев.

1.2Далекие предки

2. Тейпово-тукхумная демократия

4. Нашествие Тимура

5. Народные предания

5.1Предание о восхождении на гору Тебулос-Мта

5.2Нохчалла

5.3Взаимопомощь, взаимовыручка

5.4 Гостеприимство

5.5 «В семейном кругу»

5.6 «Честь семьи».

5.7 этикет свадебного обряда

5.8 Папаха – символ чести

5.9 Особые цифры - 7 и 8

5.10 Отношение к женщине

5.11Обряд «призывания дождя»

5.12 Праздник громовержца Села

5.13 Праздник богини Тушоли

5.14 Праздник выхода плуга

5.15 Праздник весны

5.16 Новый год

6. Чеченская Республика

7. Другая Чечня

7.1 Анархисты

7.4 О чем молчат все историки…

7.4 межэтнический кризис в Чечне

1.История чеченцев.

1.1Легенда о происхождении чеченцев

Предки чеченцев вышли из страны Шем много тысячелетий назад. Затем они долго жили в стране Нахчуван. Из Нахчувана трое братьев перекочевали в Казыгман, где жили родственники их отца, в том числе дядя. Прожили они в Кагызмане 10 лет. Там умер их младший брат. Оставшиеся в живых двое братьев отправились в Эрзрум, где прожили шесть лет. Там умер второй брат. Оставшийся старший брат побывал после этого у халибов, которые жили на юго-восточном побережье Черного моря. Здесь он прожил некоторое время со своим семейством, состоявшим из жены, трех сыновей, четырех дочерей и племянника. Племянник женился и остался у халибов, а сам он с семейством перекочевал на место, где протекал Баксан. Оттуда его потомки расселились в сторону нынешней Чечни.

Интересно, что в этой легенде упоминается местность Халиб. Теперь такого названия нет, но в древности у юго-восточного побережья Черного моря жил народ халибы…

1.2Далекие предки

Этническая история вайнахов (чеченцев и ингушей) восходит к древнейшей Переднеазиатской цивилизации. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV - I тысячелетиям до н.э. Именно хурритов, которые составляли основную часть шумерского общества – самой ранней цивилизации на нашей планете - современная историческая наука считает древнейшими прапредками нахских народов (чеченцев, ингушей, цова-тушин).

Многочисленные хурритские государства и общины в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях. Последнее, самое мощное государство хурритов - Урарту. Часть урартских племен слилась со временем с доминирующими этносами. Но другая часть сохранила себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние чеченцы, ингуши, цоватушины, другие народы и народности, сумевшие выжить в ущельях древнего Кавказа.

Другие прапредки современных чеченцев и ингушей - аборигены, проживавшие издревле на северных склонах Центральной зоны Большого Кавказского хребта. На территории современной Чечни, в районе озера Кезеной-Ам в Веденском районе обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, можно констатировать, что нынешняя родина чеченцев - место обитания древнейших людей. Здесь наслоились одна на другую ряд материальных культур. Молчаливые свидетели истории вайнахов - сооружения из громадных каменных глыб, древние курганы, средневековые башни…

1.3Этногенез современных чеченцев

Каким образом далекие предки вайнахов – хурриты - перешли Главный Кавказский хребет и осели в долинах? Среди источников, проливающих свет на этот процесс, “Картлис Цховреба” - свод грузинских летописей, приписываемых Леонтию Мровели. Большая часть этих летописей появилась в конце 1 тысячелетия до н.э. Далекие предки вайнахов именуются в них дзурдзуками. О них, как о значительной политической силе, упоминается в связи со многими важными событиями того времени: междоусобными столкновениями, династийными браками и т.п. Женой первого грузинского царя Фарнаваза была женщина из дзурдзуков.

Дзурдзуки – далекие предки современных чеченцев, мигрировавшие из Урарту на север. И вот почему. Восточные хурритско-урартские племена проживали на берегу озера Урмия. Там находился город Дурдукка. По имени города и назвали перекочевавшие в Закавказье племена «дурдуками» (дзурдзуками). Язык, на котором они говорили, родственен языку вайнахов. Одинаковые языки не могли зародиться одновременно и в Малой Азии, и на Северном Кавказе. И языки не передвигаются сами по себе. Таким образом, языковые аналогии объяснили появление хурритов - представителей древнейшей шумерской цивилизации - на территории современной Чечни.

Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды.

В тех районах, где река Аракс (древнее название - Ерасхи) протекала по месту обитания эров, в эпоху Армянского царства располагался округ Ераз в ущелье Ерасхадзор («дзор»-ущелье). Любопытно, что есть упоминания и об общине Нахчрадзор, т.е. общине ущелья Нахчра. Слово «нахчра» напрямую перекликается с самоназванием чеченцев - нахче.

С древних времен часть предков вайнахов населяла северокавказские степи, примыкающие к территории нынешней Чечни. Эти земли в первом тысячелетии были во владении Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм. Связи с хазарами до сих пор ощутимы в чеченской этнографии. Современная этнологическая память чеченского этноса хранит знание о далеких от Чечни землях, прилегающих к Черному морю, к Дону и Волге.

Предки чеченцев активно участвовали в политической жизни на юге Восточной Европы, в истории того же Хазарского каганата.

Примечательный момент этнической идентификации чеченцев - отношение к евреям.

Некоторые тейпы просто возводят себя к тому или иному еврейскому предку. Существует народная шутка, говорящая, что когда соберутся три человека, то один из них будет еврей (жукти). По мнению Ахмада Сулейманова, название известного Шотойского общества идет от слова шот, шубут - еврейского обозначения субботы. В Чечне есть топонимы, которые переводятся: "Войско евреев", "Курган, где погибли евреи". Возможно, это свидетельства о хазарском прошлом.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Верхние аорсы в "Географии" Страбона, которые по территории расселения (а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющий царя и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Древнегреческий автор предполагает, что аорсы являются беглецами из народов, живущих выше, т.е. в горах Кавказа.

Монархией была и Кавказская Албания, основную и, вероятно, наиболее культурную часть населения которой составляли гаргары (ср. чеч. гьаргар -

"близкий, родственный"), одно из нахских племен, помещаемое в I в. до н.э. Страбоном в восточной части Кавказа. По Страбону, в Кавказской Албании "все жители подчинены одному лицу, а в древности каждая группа с особым языком имела особого царя".

Об активной роли нахских племен на Кавказе отмечается в "Жизни картлийских царей" Леонтия Мровели, грузинского историка XI в. В древнеармянской версии источника говорится о том, что потомки Торгома "перевалили горы Кавказа и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука", т.е. Дурдзука (Дурдзук - этноним горных чеченцев). В сведениях из "Жизни Вахтанга Горгасала" грузинский историк пишет: "Тогда же отпустил царь своим союзникам - персам и царям кавкасианов - великие дары..." То, что под этнонимом "кавкасианы" подразумеваются именно нахские племена, не вызывает сомнения у большинства ученых. Можно предположить, что под "царями кавкасианов" подразумевались правители, имевшие определенный социальный статус, и какой бы смысл это понятие ни имело, оно предполагает наличие социальной стратификации у нахских племен в тот исторический период.

Не менее могущественными были предки чеченцев и позже, в период арабского завоевания Закавказья и Дагестана. В это время "горные области предстают как районы развитого земледелия, густонаселенные, располагающие сильными укреплениями, районы, где вполне сформировались стойкие этнополитические образования. Во главе большинства из них стояли династии правителей, которые к моменту арабского завоевания уже имели развитые родословные". По свидетельствам арабских авторов (Ибн Рустэ, ал-Масуди) за Сериром, который идентифицируется историками с современной Аварией, находится государство Ал-Лан, очень густонаселенное, имеющее множество крепостей и замков, способное выставить 30-тысячное войско. Согласно Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, наиболее могущественным из которых является племя "дахсас". Я.С. Вагапов считал, что "дахсас" в арабских источниках нужно читать как "нах-сас", где второй элемент восходит к древнему этнониму чеченцев "сасан". Накануне монголо-татарского нашествия в предгорной и равнинной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа существовало крупное раннефеодальное государство - Алания. Общество этого государства состояло из класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимых крестьян, домашних рабов.

2.Тейпово-тукхумная демократия.

Таким образом, чеченцы вплоть до нашествия Тимура имели различные государственные образования с оформленной монархической формой правления и очерченной социальной стратификацией общества. И говоря об историческом опыте государственного строительства у чеченцев, нельзя ограничиваться только тейпово-тукхумной демократией, которую некоторые исследователи считают единственной формой политической организации чеченского общества в прошлом. Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XIV до начала ХГХ в. Верховный орган - Мехк-кхел или Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различных тейпов.

Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон - право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти в горы.

Для того чтобы говорить о роли тейпово-тукхумной организации в истории Чечни, нужно определить, что мы имеем в виду под понятиями "тейп" и "тукхум". Эта проблема является очень сложной и запутанной и до сих пор не получила более или менее ясного решения. "Констатация и изучение родовых группировок на Кавказе чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что у многих кавказских родов для обозначения этих группировок употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков", - писал об этом М.А. Косвен. Различные исследователи понимали под этими терминами и фамилию, и отдельные общества, и род, и родовую общину. Но чеченский тейп в своем классическом виде не является ни патронимией, ни родом.

У чеченцев существовал термин "вар" - род (который, кстати, сохранился у ингушей, но уже в ином значении). Он гораздо ближе по своей структуре и содержанию к понятию рода. Вар - это кровнородственная организация, все члены которой восходят к реально существовавшему единому предку. Подтверждением этому может быть реликтовое понятие, сохранившееся в чеченском языке до сих пор в идиоматических выражениях: "Вари да - отец рода, прародитель", хотя народная этимология часто переосмысливает его в "Ворхи да - отец семерых (имеются в виду семь поколений)", но вполне вероятно, что "вар" - род и "ворх/варх" - семь восходят к одному корню. Определение М. Мамакаевым тейпа как "патриархальной экзогамной группы людей, происходящих от одного общего предка", более подходит к понятию "вар" или более позднего "некъи".

(2)