Диагностическая работа по биологии включает в себя 10 заданий. Ответы на задания нужно записывать в поля ответов в тексте работы.

В архиве находится файл с текстом диагностической работы в четырёх вариантах. Есть файл файл с системой оценивания диагностической работы.

Целевая аудитория: для 10 класса

В архиве опубликованы:


В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Интерактивный тест задание может использоваться как во время изучения нового материала, так и для закрепления ранее изученного. Так же уместно его использование и на факультативных занятиях с обучающимися в спец. классах с углублённым изучением биологии. Прекрасно подходит и для самостоятельной домашней работы в комплексном исполнении (онлайн + записи в тетради)

Целевая аудитория: для 5 класса

При выполнении задания необходимо подобрать пары: фото - текст, текст-текст, фото-фото, видео-фото,видео-текст.
Разработка предназначена для работы в классах или с отдельными учениками с углублённым изучением биологии.

Целевая аудитория: для 5 класса

Итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии содержит 4 варианта. Учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017.
На основании спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся. В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня. В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Целевая аудитория: для 7 класса

Контрольно измерительный материал по биологии 5 класс. Сборник содержит тесты различного уровня сложности. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой В.В. Пасечника. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки уровня усвоения учебного материала на основании образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников школ.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данные задания различных типов разработаны в соответствии с программными требованиями (программа Пасечника В.В., Вертикаль) и предназначены для проверки и систематизации знаний учащихся по темам "Жизнь растений (размножение)", "Классификация растений". Представлены в 4 вариантах, в каждом 14 вопросов. Система оценивания прилагается. В конце теста для педагогов приведены правильные варианты ответов для облегчения проверки.Тест может быть использован при подготовке к ОГЭ обучающихся 9 класса с целью повторения соответствующих тем.

Целевая аудитория: для 6 класса

Презентация подготовлена для проведения игры по биологии в 5-6 классах. УМК любой.

Цель: Расширение кругозора учащихся о раннецветущих растениях.

Задачи: способствовать развитию познавательной активности учащихся; развивать интеллектуальные способности и логическое мышление; познакомить учащихся с первоцветами на примере загадок.

В презентации даны загадки, ответы к ним и иллюстрации о раннецветущих растениях. Смена слайдов и объектов на них производится по щелчку. Сначала выходит текст загадки, затем - название растения и иллюстрация. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Целевая аудитория: для 5 класса

16 вариантов

Варианты созданы для качественной подготовки к ЕГЭ 2018 по биологии. Могут использоваться для проведения самостоятельных пробных ЕГЭ в школах. В конце тестов содержатся ответы ко всем заданиям, а также критерии для проверки сложной, второй части теста.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная презентация актуальна для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии учащихся 6 классов. Работа выстроена на материале образца Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации "Биология. 6 класс". Образец 2018.

Представлены две версии презентации: одна с ответами, вторая без ответов. Это сделано для удобства учителю, если он предполагает предварительный контроль с последующим разбором допущенных ошибок, то можно использовать версию презентации без ответов.

Если учитель планирует одновременные вопросы-ответы, то можно использовать версию презентации с ответами, где сначала на слайде появляется вопрос и учащимся дается возможность ответить на данный вопрос, а затем по щелчку появляются ответы.
Имеются ссылки на конкретные вопросы и возврат на слайд с номерами вопросов.

С уважением, Феоктистова Т.И.

Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.

Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.

Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"

Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку по биологии "

Задачи урока:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).

Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.

УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.

Целевая аудитория: для 6 класса

Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

  • Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
  • Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
  • Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».

Вид урока: урок - практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Целевая аудитория: для учителя

Урок «Правила здорового питания»

(биология-литература)

Класс : 8

Форма проведения : заседание школьного парламента

Время: 45мин.

Цель урока : на основе повторений знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформулировать представление о гигиенических условиях питания, о режиме питания, системах питания.

Задачи: познакомить учащихся с разными системами питания;

продолжить развитие творческих способностей учащихся,

воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и образу жизни.

Ход урока :

1. Орг.момент . (Круг радости ). Я желаю вам дорогие восьмиклассники интересно и с пользой провести сегодняшний урок. Продолжают по желанию ученики.

2. Проверка знаний . Подготовленный флипчат (названия органов пищеварения написаны в квадратах нужно составить систему пищеварения) .Один у доски другие в тетради. Второй флипчат с готовым ответом. Или аппликация может быть использована.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Представьте на мгновение, что мы с вами перенеслись на берега туманного Альбиона и за окнами не день казахстанского городка, а промозглое утро улиц Лондона. Мы находимся в полицейском участке перед кабинетом комиссара полиции мистера Фокса. Итак, смотрите и слушайте! (в это время демонстрируется фрагмент фильма без звука)

Разыгрывается сценка: комиссар полиции, инспектор полиции, миссис Синтия -вдова

Комиссар. Мери, пожалуйста, пригласите ко мне инспектора Дрейка.

Дрейк . Доброе утро комиссар.

Комиссар . Доброе утро инспектор.

Дрейк . Удивляюсь, комиссар. Как вам всегда удается так хорошо выглядеть. Всегда подтянуты и свяжи. У вас свой секрет?

Комиссар . Никакого секрета- сбалансированное питание и физкультура. Но я не для этого вас пригласил, инспектор. Вы читали сегодняшние газеты? В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного в нашем городе человека.

Дрейк. А кстати, почему умер мистер Бабингтон?

Комиссар . Что-то с желудочно-кишечным трактом, я в этом не особенно разбираюсь. Вам необходимо встретиться с его вдовой.

Дрейк. В чем ее подозревают?

Комиссар. Да в том-то и дело, что мы можем только подозревать. Никаких улик против нее нет. Муж умер в больнице под присмотром врачей.

Дрейк . Тогда что вас смущает?

Комиссар . Вы не знаете самого главного. Мистер Бабингтон третий муж миссис Синтии. До того она уже дважды была замужем. Все ее мужья были очень состоятельными людьми. И все они умерли с теми же симптомами, как и бедный мистер Бабингтон. Интересно еще вот что, перед смертью они завещали ей все свое состояние, так что она теперь очень богатая вдова. Но согласитесь, инспектор, когда умирает муж-такое возможно. Когда умирает второй- это может быть трагическим совпадением, но когда от таких же симптомов умирает и третий муж, это уже закономерность. Так что, инспектор, идите и поговорите с вдовой. Вряд ли она вам что-нибудь скажет, но кто знает, кто знает…

Действие второе.

Синтия. Добрый день, инспектор. Рада вас видеть, правда я немного была удивлена вашим звонком. Присаживайтесь.

Дрейк . Добрый день, миссис Синтия.

Синтия .так что же вас привело ко мне?

Дрейк. Не буду лукавить. Миссис. Я пришел по поводу смерти вашего мужа, Мистера Бабингтона- примите мои соболезнования. Меня интересует один вопрос- почему ваши мужья, а вы не первый раз замужем, не живут долго, а умирая, завещают вам все свое состояние?

Синтия . Я вижу, вы хорошо осведомлены о моей жизни. Правда, немного бестактно то, что вы сейчас сказали, но мне нравиться ваша откровенность. Я вам отвечу. Но сначала о себе. Я выросла в небогатой семье, всегда любила помогать маме на кухне. Самым дорогим для меня подарком была книга »Кухня народов мира». Я мечтала стать взрослой и открыть кафе, где посетителей кормили бы вкусно и сытно и недорого. Поверьте это возможно. Первый раз я вышла замуж за известного адвоката. Он был богат, недурен собой. Но мое желание открыть кофе считал блажью, денег давал только на мелкие расходы. Ждать я не могла и решила пойти другим путем. Муж абсолютно не интересовался тем, что ест. Обедал быстро всегда. Вечерами после работы довольствовался небольшим ужином. Тогда я из еды сделала культ. Когда он приходил домой. Я накрывала стол всякими вкусными блюдами. Представьте себе, на большом блюде- жареная курица, фаршированная черносливом, плавающими в масле профитролями. Вот где мне пригодилась моя книга, сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно отказать мне. В конце концов, это ему даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. После ужина. Когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, бисквитами. Вы знаете. Когда человек смотрит телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что и сам не поверит.

Дрейк. Везет же вашему мужу. Я хотел сказать везло.

Синтия . Он тоже так думал. За короткое время он сильно прибавил в весе и волновался, но я его успокаивала, говорила, что люблю его еще больше. Но время шло. Аппетит рос. А с ним и болезни. У него появились боли в боку, стал задыхаться, даже при небольшом подъеме, ночами - бессонница. Он стал раздражительным. В больнице, куда он пошел по моей просьбе (я ведь заботливая жена) у него, что только не признали: и сахарный диабет, и ожирение, гастрит и еще кучу всяких медицинских непонятных болезней.

Дрейк. Неужели врачи не смогли ему помочь?

Синтия . Пытались, на то они и врачи. Они посадили его на диету, стали колоть всякими лекарствами. Но…

Дрейк. Что но?..

Синтия . Но он ждал меня. И я приходила к нему в больницу, как Санта Клаус в рождество, приносила ему его любимые жареный картофель, шашлык из баранины и много острого и перченного.

Инспектор. А врачи? Как это могли допустить врачи?

Синтия. врачи об этом даже не догадывались! А муж, видя мою заботу о нем чувствовал, себя все хуже и хуже, переписал на меня все свое состояние. Он был таким милашкой. Со вторым и третьим мужем была та же история. Дело только во времени.

Инспектор . Какая медленная, но со вкусом подготовленная смерть» Неужели вам их совсем не жалко?

Синтия . Жалко? Какая глупость! Вы знаете, еще греки говорили: «Обжора роет себе могилу собственными зубами». Они сами вырыли себе могилу. А у меня теперь есть деньги, и я смогу открыть собственное кафе. И главное выйти замуж по любви. Не хотите ли посмотреть мой зимний сад инспектор.

Учитель: Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли, думал, что он будет играться на нашем уроке. Но тем не менее именно в этой истории, которая сейчас развернулась перед вашими глазами, ответ на мой вопрос: о чем пойдет речь на нашем уроке? (тема высвечивается на доске). Записывают в тетрадь.

Учитель . (сопровождается рассказ слайдами ) На протяжении многих тысячелетий люди старались прокормить себя, чтобы уцелеть в схватке за существование. Сначала они примитивно и робко собирали дань с окружающего мира. И постепенно, наряду с другими достижениями, овладевали сложным искусством кулинарии. Долгое время придерживались мнения, что поесть- значить «заправить свой организм» порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую энергию для жизнедеятельности. Поэтому никому м в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось, чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось- при избыточном питании организм как бы задыхается от изобилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их виде жира.

Отношение к еде формируется с детства. Родители стараются приготовить, прежде всего, то что им самим нравится, как им, кажется, должно понравиться ребенку. Воспитывая детей, родители прививают им вкусы. Когда ребенок мал. Когда он лишен выбора или возможности протестовать. Он довольно быстро привыкает к тому. Чем его кормят. Кому из нас не знакомо стремление впихать в свое чадо как можно больше самой калорийной пищи. Вот вам пример.(стих читает или ученик или сам учитель)

Идет в знакомом театре драма

Спектакль с названием «Обед»

Играют роли папа с мамой,

Сынишка, бабушка и дед.

Ну ешь сыночек. Ты хороший.

Ну открывай же шире рот

И пап хлопает в ладоши,

И мам суп сынишке льет.

Дед нарядился фантомасом,

Устроил целый карнавал, Ч

Чтоб внучек взял кусочек мяса

Чтоб макаронину сжевал.

С тарелкой папа, с вилкой –мама,

В руках у бабушке салат…

А не назвать ли эту «драму»

Комедией «Кто виноват»?

Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела. Кроме того, в развивающимся организме закладываются структурные основы полноты- большое количество жировых клеток. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждому человеку отмеряет то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет. Основоположники разных школ питания пытались ответить на извечные вопросы науки о питании- как, когда, сколько и что есть? Попытаемся и мы ответить на них. Учитель объявляет цель урока .

Учитель: Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как можно использовать их с пользой. И сегодня мы с вами этот пробел заполним. В достижении цели урока нам поможет авторитет великих писателей, мысли ученных. Предлагаю эпиграфом к уроку взять слова А.С. Пушкина «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Существует изречения: «Кто долго жует. Тот долго живет», «Хорошо прожуешь- сладко проглотишь». Перефразируйте эти изречения на современный лад и сформулируйте первое правило правильного питания. Запишите в тетрадь.

Американский исследователь Ирвинг Фишер, который посвятил многие годы изучению биоритмической системы нашего организма, писал…» магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение к нашему организму. И я могу сказать, что афоризм «Завтрак съешь сам. Обед подели с другом, а ужин отдай врагу» в настоящее время устарело. Не созвучно ли 7 раз отмерь и один отрежь другому-«Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться». Поэтому я рекомендую 7 разовое питание. Не будем это отвергать, но и согласиться с этим сразу не получается. Давайте последуем правилу «золотой середины». Возьмите среднее арифметическое между 7 и 3 , получиться 5. Запишите второе правило питания в тетрадь.

Следущие: «Недосол на столе, пересол на спине», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»- Абуль-Фарадж. «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья»-

А. Джами. Сформулируйте третье правило питания.

«Скажи мне, что ты ешь, и скажу, кто ты»(Пушкин А.С.) Сформулируйте 4 правило. Можно помочь. Пища должна быть разнообразной. Но что стоит за этими словами? Сейчас в мире появилось столько систем питания, и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. И я думаю, что нам поможет в этом разобраться прямая трансляция с заседания школьного парламента

Заседание школьного парламента (можно сразу вначале урока разделить на группы с помощью картинок с фруктами, можно перед думой чтобы была смена позы – как валеопауза).

Председатель. Господа! Мы знаем. Что здоровье и работоспособность во многом зависят от характера питания. И поэтому нам сегодня необходимо обсудить очень важный вопрос- как правильно питаться должен подросток. Каким должно быть питание, которое принято считать рациональным? Для того чтобы выработать правильное решение, мы выслушаем представителей каждой фракции. Регламент 3 минуты.

Спикеры от фракций выступают с сообщением и презентацией(опережающее задание за неделю до урока).

Фракция «Яблоко»- вегетарианцы, «Аграрии»-Сыроеды, ЛДПР -раздельное питание, Согласие-гурманы.

После того как выступили все, председатель подводит итоги.

Председатель. Мы выслушали все выступления и, взяв из каждого рациональное зерно, я предлагаю вашему вниманию проект «Рационального питания школьника».

    Есть регулярно, а лучше5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

    Тщательно пережевывать пищу. не злоупотребляй соленными и перчеными блюдами

    Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, салаты, растительное масло. Меньше употреблять мучного и сладкого.

    Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.

    Не ужинать позже, чем за 1,5-2 часа до сна. Кто согласен с данным проектом, прошу проголосовать. И мы для вас приготовлены буклеты, где отражены основные положения нашего заседания. Заседание окончено.

Итоги урока.

Учитель: Мы открыли урок высказыванием А.Пушкина, и закончить хочу его же словами: «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность»

Оценки за урок. Д/З. Изучить недельное меню в нашей столовой оценить его по сбалансированности и полезности. И разработать проект здорового меню для школьников. Записать свое домашнее меню и принести на следующий урок.

От сердца к сердцу . И урок я хочу закончить словами одного из диетологов «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.

Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.

Ведение биологии в рамках школьной программы

Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?

На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.

Главный критерий урока

Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.

Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.

Уроки биологии: виды

Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:

  • беседа;
  • проблемный урок;
  • комбинированный урок;
  • экскурсия;
  • лекция;
  • семинар;
  • ролевая игра;
  • зачет;
  • киноурок;
  • урок с использованием интернет-ресурсов;
  • лабораторная работа;
  • обобщающий урок;
  • зачет;
  • контрольно-проверяющий урок;
  • конференция.

Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.

Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.

Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.

Используемые методы

Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:

  1. Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
  2. Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
  3. Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
  4. Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
  5. Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
  6. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
  7. Энергосберегающие технологии.

План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.

Современные программы по биологии

  • А. И. Никишов;
  • В. В. Пасечник;
  • И. Н. Пономарева;
  • Н. И. Сонин;
  • Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
  • Л. Н. Сухорукова и другие.
  • рабочие тетради для учащихся;
  • дневник наблюдений (не у всех);
  • методическое пособие для учителя;
  • рабочая программа и поурочное планирование на год.

Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.

Технологическая карта урока: составление

Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые Согласно им по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:

  1. Тема урока.
  2. Цель занятия.
  3. Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и УУД (универсальные учебные действия) - в другой.
  4. Основные понятия данной темы.
  5. Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
  6. Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.

План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:

  • включающий обозначение темы и ее актуальность;
  • целеполагание;
  • первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
  • итоги занятия;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

Анализ результатов урока

Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.

Формы анализа могут быть разные. Например:

  • самоанализ;
  • комплексный анализ;
  • методический разбор и прочие.

Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.

Современный учитель биологии

Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.

Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.

Профессиональные компетенции

Можно выделить 6 основных:

  1. Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
  2. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
  3. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
  4. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
  5. Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
  6. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.

Личные качества преподавателя

Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:

  • чувством юмора;
  • эмоциональностью;
  • выразительностью речи;
  • творческим началом;
  • организаторскими способностями;
  • дисциплинированностью;
  • настойчивостью;
  • целеустремленностью.

В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.

Тесты: суть и значение

Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой план урока по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.

Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.

Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.