Неоднозначное пояснение, к чему снится бант, дают различные сонники. С одной стороны, этот красивый атрибут во сне символизирует легкомыслие, неопределенность спящей особы. С другой – означает защиту, покровительство, успехи в делах.

Трактовка сонника Миллера

Психолог предполагает, что приснившийся бантик – символ успеха в любовных делах. Женщине, видеть себя украшенной большим ярким бантом, означает возможное романтическое приключение, которое, в итоге, будет помехой для основных целей и идей сновидящей.

Фальшь и притворство прогнозирует Миллер, толкуя, к чему снится вплетенная в косу лента. Также, подобное сновидение, для замужних людей, отображает обман и неверность второй половинки.

О любовных делах…

Сонник для Стервы советует отказаться от серьезных отношений с человеком, не вызывающего любовного трепета, разъясняя, к чему снится красный бант. Лучше останьтесь хорошими товарищами, нежели продолжайте играть роль плохих любовников.

Увидеть у себя на голове атрибут белого цвета, олицетворяет чистые намерения связать судьбу с искренним и добрым человеком. Если незамужней девушке приснился белый бант на голове, значит, по мнению Восточного снотолкователя, сновидица скоро встретит идеального мужчину.

Интимные моменты…

Женщине, увидавшей бант, Фрейд предвозвещает, невероятное блаженство и сильный оргазм во время интимной близости. Мужчине, приснившийся образ возвещает о необходимости воздержаться на время от сексуальных контактов.

Не упустите шанса!

Завязать на чужих волосах красивый бантик, по версии Восточного женского сонника, означает, что вам удастся вовремя оказать помощь и поддержку близкой особе.

Девушке, которой привелось во сне украшать себя лентой, стоит воспользоваться возможностью улучшить свое благополучие и материальное положение.

Грядет веселое мероприятие!

Тем, кому случилось обнаружить на своем повседневном платье нарядную тесьму, следует готовиться к веселому торжеству, важному мероприятию. Образ белоснежного, украшенного бантами платья, с фатой и украшениями, может свидетельствовать о предложении руки и сердца.

Рисовать во сне бант на бумаге, сулит Общим снотолкователем приглашение на грандиозное торжество, веселое мероприятие.

Подготовьтесь!

Неблагоприятным знаком, отождествляющим с болезнью и застоем в делах, является сновидение, в котором приснился развязанный бант на растрепанной голове. Видеть много черных ленточек во сне, говорит о нужде, необходимости ежедневно бороться за существование, чтобы свести концы с концами.

Разочарования и мелкие хлопоты предвозвещает Общий сонник, поясняя, к чему снится потерять бант. Видеть завязанную на шее ленточку во сне, по версии сонника Странника, возвещает о самообмане, обольщении.

Доверьтесь интуиции

Синий бант в косе, свидетельствует о внутреннем чутье спящей персоны, которое поможет загладить неурядицы. Видеть этот предмет на одежде одного из персонажей во сне – сулит Современным совмещенным сонником выгодную сделку, сотрудничество.

Не обостряйте углы!

Приснилось, что никак не удается завязать ленточку? Значит, придется пережить ссору с близким человеком, причина которой останется тайной для вас. Постарайтесь не вступать в диспут с оппонентом – это лишь подхлестнет агрессора.

Сонник Светлого Мага, поясняя, к чему снится завязывать себе бант, пророчит роль третейского судьи. Вам придется дать объективную оценку поступкам человека, тщательно изучив предоставленные факты.

В продолжение вчерашнего разговора о стукачах, хочу порекомендовать вам замечательный текст Леонида Каганова , где он довольно подробно разбирает, почему у нас не любят "стукачей":

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления круче, чем «ябеда». Ябеда - бесспорный враг общества. Ябед ненавидят дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим словом - стукач или доносчик. А это уже - фактически людоед. Но что означает странное слово «ябеда» и откуда оно взялось?

Впервые «ябедник» встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает - чиновник, судья.

В словаре Даля встречается «ябедничать и ябедить» в смысле «клеветать, чернить, возводить напраслину - промышлять ябедой по судам». Чудесные поговорки приводит Даль: «Ябедника на том свете за язык вешают», «Бог любит праведника, а черт - ябедника», «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный».

«Ябеда - это клевета» , - говорит словарь Ушакова.

«Ябеда - вчинание заведомо неправильных исков» , - говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню: во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ. Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово «ябеда» изменило свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к воспитательнице и говорит: «А Колька пластилином измазал занавеску!» Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души вовсе не этим. «Ябеда! - кричит он Леночке, - Ябеда!» И дети понимают. И я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое современное слово «ябеда». Мне приходит в голову только такая: «Ябедничать - сообщать кому следует правду о неком преступлении для восстановления общественной справедливости».

Собственно говоря, слово «стучать» и «донести» в современном понимании означает примерно то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у нас есть слово «клевета» - его никто не отменял и оно своего значения не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но при этом утверждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами, становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной стороне пропасти, а другой - на противоположной. Попробуем осмотреться.

Пример первый.

Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США, поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев, как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу о неполиткорректных высказываниях, оброненных кем-то... В США очень почетно являться «добровольным помощником полиции» - человеком, который считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том, что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас! Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология? Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

В далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то. В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу - это очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на меня глубокое впечатление. Хотя сегодня у меня есть веские основания подозревать, что эта страшная сказка - плод первой ксенофобии 90-хх, уж очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе) существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его обворовывает какой-то незнакомый тип - большой позор, стукачество, ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с тем, что это - мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество - это стукачество, и не любой донос - донос? Что, в принципе, логично, поскольку сообщить «правду для торжества справедливости» - по сути своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову «ябеда», «стукач» и «доносчик». И по большому счету все определения получились похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать - это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать - плохо. У каждого были свои вариации, которые подчеркивали гнусность явления. Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка. А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что «Колька мажет пластилином занавески» может быть сказано и на ухо воспитательнице, и вслух при всей группе, но все равно сказавший - ябеда. И если вы в метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач - сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У кого остались сомнения - давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе. Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности высказать вору личное «фе» или разбудить соседа при нем. Почему? Не важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может, сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по мобильнику - незаметно для вора. Теперь отвечайте: это - стукачество? Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученные лица, чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

Вот тут мы и нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать - это сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой справедливости, а - чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты - то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК - вы непримиримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК люто ненавидит, - вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится понятно, кто такой «добровольный помощник полиции» в США - это человек, который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то прогулах. Для него фирма - родной дом, а прогульщик - человек, разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это - ее родная соседка, а что касается няньки - гнать такую няньку от дома подальше.

Из всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше всего запомнился ответ Спейса: «это человек, ставящий вертикальные отношения выше горизонтальных»...

Возникает вопрос: а как так получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме - гордились властью. Американцы - обожают историю своей власти. Немцы - ценят «орднунг». А в России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка «от тюрьмы не зарекайся» - лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и уважают, а у нас ментов - ненавидят. Для кого-то полицейский друг и защитник, а для нас мент - враг и бандюга. Ябедничать? За минувшую сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях. Причем большинство - по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные - те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные законы, принесенные из-за колючей проволоки, - за что им уважать стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово «ябеда» самым страшным ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач - стукач. Стукач только тот, кто сообщает правду «вертикально». Если ты заметил, что в твоей родной хате, пока все спали, какой-то сучонок принялся крысятничать, разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу - ничего не утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим домом, а прочих сограждан - своей семьей, и тем чаще у него возникает абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш дядя - шериф, ваш отец - начальник автобана, и сами вы строили этот автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то нанятый на прошлой неделе сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в бухгалтерии лежат... разве стукачеством будет сообщить брату, заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми, нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно выходит, правда?

«То, что тебе ненавистно, не делай другому»

В Священном Писании сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26) Библия довольно часто говорит о гневе, но она разделяет гнев Божий и гнев человеческий.

Гнев Божий

Божий гнев всегда:

  • праведный то есть справедливый (Пс.77:41-49; Рим.1:18)
  • творит правду , то есть его излитие всегда приводит к торжеству справедливости (Пс.55:6-10)
  • его излитие происходит только после долгого периода Божьего терпения и многих предупреждений (Пс.77:38; 2Петр.3:9)

Гнев человеческий

Гнев человека - это совсем другая история. Вот, что читаем об этом:

  • «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20)
  • «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истреблятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс.36:8)

Апостол Павел говорит следующее:

«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков...» (2Кор.12:20)

Гнев человека - это всегда нечто, замешанное на малом знании планов Божьих и незнании сердец человеческих, на плоти, на неспособности оценивать ситуацию, мы предупреждены.

Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию:

«Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: „Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его“, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».

Бог хорошо знает, что мы - несовершенные существа и потому всё же время от времени будем оказываться на пороге гнева, поэтому Он предупреждает нас о том, что мы должны внимательно следить за собой, чтобы в нашем гневе не зашло солнце правды, т.е. чтобы мы, расстроившись, не начали бы согрешать тем, что забудем своё предназначение - быть святыми и праведными детьми Божьими.

Гнев изгоняет из человека душу

Гнев изгоняет из человека душу, и тот, кто возвышался над всем творением, попадает под власть самых низких сил. Хотя в Евангелии мы предупреждены: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Про всякого, кто гневается, известно, что его грехи преобладают над его заслугами. Одним же из лучших советов против гнева является способность осознать собственную ничтожность.

Тогда человек:

  • во-первых, не будет так резко реагировать на обиды - ведь гнев приходит из-за гордости,
  • во-вторых, будет считать каждого человека выше себя, склонится перед ним и, само собой, не рассердится на него, подобно тому, как раб не может рассердиться на своего господина,
  • а в третьих, будет постоянно помнить о низости своих деяний и о множестве своих грехов и даже обрадуется своему посрамлению, которое обеспечивает более легкое искупление грехов.

Что такое гнев

Гнев - выражение чувства большого неудовольствия, негодования, враждебности, злобы и даже мести. Часто гневом человек выражает неудовлетворённость своей жизнью. Гнев проявляется в словах или действиях. Именно когда в нас закипает гнев, мы должны суметь сдержаться. Может быть, у нас достаточно серьёзные причины для гнева, но какими бы они ни были, нельзя гневаться долго. Не допустимо оправдывать своё раздражение, лучше попросить Бога помочь нам его преодолеть.

Апостол Павел призывает: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». (Рим. 12:21) Если мы будем делать всё возможное, то Бог будет делать невозможное. «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл 7:9).

Всякий ли гнев можно назвать греховным?

Нет. Даже Бог испытывает праведный гнев по отношению ко греху, несправедливости, непослушанию и посредственности. Гнев иногда бывает полезным, а значит не всегда гнев - это грех. Также совершенно очевидно, что не всякий гнев праведен, иначе Бог не сказал нам быть воздержанными и контролировать себя.

Искушение само по себе не грех. Грехом оно становится, когда мы ему поддаёмся. Бог иногда позволяет нам гневаться для того, чтобы мы могли выразить возмущение неправильным к нам отношении. Но даже, когда мы замечаем явную несправедливость, мы не должны давать свободу своему гневу.

Нельзя допустить, чтобы гнев затянул нас в грех: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф 4:26–27)

Любой гнев, какими бы ни были его причины, воздействует на нас. Мы огорчаемся и расстраиваемся. Если же мы скрываем гнев, притворяясь, что его нет, это начинает негативно влиять на наше здоровье. Когда мы принимаем решение относиться к гневу так, как относится к нему Бог, мы можем его преодолеть.

Святой Дух даёт нам силу пребывать в мире, оставаться спокойными, держать себя в руках. У нас есть силы прощать тех, кто поступает с нами несправедливо, и любить тех, кого нам трудно любить. Люди рождены быть свободными. Это - Божий дар. Но это не свобода от ответственности. Когда мы теряем свободу или её у нас отнимают, нам это сильно не нравится.

Святитель Феофан Затворник , пишет: «Гнев и обидчивость - от самоцена (то есть самолюбия.), по которому мы признаем и чувствуем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка - вот частая причина обидчивости и гнева».

Гнев и молитва - две несовместимые вещи

Священное Писание категорически запрещает молиться в состоянии гнева, непримиримости с ближними.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). И еще: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Молитва человека непримиренного, злопамятного есть лицемерие. Как мы можем читать , в которой есть слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», и при этом иметь в сердце непрощенную обиду. Неискреннюю, лицемерную молитву Господь не приемлет.

Совершенно немыслимо приступать к таинству причащения, не простив от всей души обидчиков. Если мы дерзаем причащаться в таком состоянии, то принимаем Святые Тайны в суд и осуждение, уподобляясь Иуде-предателю. Поэтому нужно использовать все средства и пути к примирению.

Как говорит апостол Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). Если же такой возможности нет, если примирение невозможно, то нужно хотя бы в душе примириться с обидчиком и от всего сердца простить ему все обиды. И, конечно же, молиться за него.

Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине.

Из-за чего пошел на братоубийство Каин?

Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца.

Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства.

«Вспышки одолевают... Учитесь не давать им ходу, а как только покажутся, подавлять их. Вспылить будто ничего, но тут весь эгоизм или грешный человек. Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водой против сего огня. Память Божию держите и память смертную. Эти два помышления суть держава всего доброго и прогнание всего недоброго... На свете ничего нет, из-за чего можно бы серьезно ссориться, кроме спасения души» (Святитель Феофан)

Александр А. Соколовский

[греч. ορϒὴ, θυμός, лат. furor], 1. Г. Божий; 2. Страстная раздражительность, один из основных человеческих пороков. В НЗ и у св. отцов чаще встречается слово ορϒὴ (напр., сущ.: Мк 3. 5; Иак 1. 19; Кол 3. 8; 1 Тим 2. 8; Еф 4. 31; прил. ὀρϒίλον: Тит 1. 7; глагольные формы: Мф 5. 22; 18. 34; 22. 7; Лк 14. 21; 15. 28; Еф 4. 26), к-рое происходит от ὀρέϒομαι (Theodoret . In Gen. 95) или от ὀρϒᾶν (Isid . Pel . Ep. IV 223). Но и θυμός со значением сильного раздражения, вспышки Г., ярости также используется достаточно часто: Лк 4. 28; Деян 19. 28; 2 Кор 12. 20; Гал 5. 20; Еф 4. 31; Кол 3. 8; Евр 11. 27).

Нередко ορϒὴ и θυμός не различаются, и все же употребление этих 2 слов рядом, напр. в НЗ, свидетельствует об их различии (Еф 4. 31: πικρία καὶ θυμός καὶ ὀρϒὴ - в синод. пер.: «раздражение, и ярость, и гнев»; Кол 3. 8: ὀρϒήν, θυμόν, κακίαν - в синод. пер.: «гнев, ярость, злобу»; ср.: Macar . Aeg . I-II 40. 1). Раздражение (θυμός) и Г. кажутся почти одним и тем же, пишет прп. Исидор Пелусиот , но 1-е указывает на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить, а 2-й - на долговременное пребывание в страсти. 1-е берет свое название от слова αναθυμίασις - воспламенение, а 2-й от ορϒᾶν - вскисать и αμύνες ερᾶν - желать отмщения (Isid . Pel . Ep. III 125).

Свт. Василий Великий объясняет различие раздражения и Г. след. образом: «...раздражение (θυμός) есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти, а гнев (ὀρϒὴ) - постоянная скорбь и продолжительное стремление воздать равным тому, кто обидел, так что душа как бы жаждет мщения»,- и то и другое является грехом: и когда человек безумно кидается на обидчика, и когда злонамеренно расставляет ему сети (Basil . Magn . Hom. 10. 6 // PG. 31. Col. 369).

Для обозначения гневной страсти в различных оттенках ее проявления употребимы и такие слова, как πικρία (раздражение), παροξυσμός (ожесточение), μῆνις (неудовольствие), κότος (злоба). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин выделяет 3 рода Г.: 1-й (θυμός - ярость) пылает внутри; 2-й прорывается в слово и дело (ὀρϒὴ); 3-й вспыхивает не на короткое время, но сохраняется долго (μνησικακία - злопамятство) (Ioan . Cassian . Collat. V 11). Свт. Тихон Задонский определяет злобу как утвердившийся, «закоснелый и застарелый», Г. (Т. 5. С. 229).

Вместе с тем θυμός - такая сила в человеке, к-рую он получает как «дар Божий»,- сила эмоциональная, сердечная (δωρήματ᾿ ἐστὶν ἐκ θεοῦ - Greg . Nazianz . Carmina moral. 25: Adv. iram // PG. 37. Col. 838; Isid . Pel . Ep. I 280), она возбуждает душевную энергию в человеке, вдохновляет его разум и волю; в таком качестве она не имеет характера личного возмездия за нанесенное оскорбление или ущемление прав. Эту силу человек должен употреблять только во благо (Basil . Magn . Hom. 10. 5 // PG. 31. Col. 365): в ревности о славе Божией или в отношении ближнего с целью исправления его.

Г., если его не угасить, может перерасти в ненависть (μῖσος). «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти» (Ioan . Climacus . 8. 5). Ненависть более затрагивает мыслительную способность в человеке, Г.- проявление преимущественно чувства и воли, почему он заметнее в области физических и физиологических проявлений (Зарин . 1996. С. 275). В свою очередь, вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, Г. стремится к внешнему проявлению, обнаруживая при этом характер неудержимой стремительности («внутренняя буря смятенного духа» - Basil . Magn . Hom. 10. 2 // PG. 31. Col. 366-367), по последствиям Г.- явление разрушительное (Зарин . 1996. С. 276), более того, он может быть определен как «кратковременное бешенство» (μανία τίς ἐστιν ὀλιϒοχρόνιος ὁ θυμός - Basil . Magn . Hom. 10. 1 // PG. 31. Col. 356).

Г. Божий

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию,- учит ап. Павел.- Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим 12. 19). Г. Божий - это реальность. «...Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис 30. 27-28); Господь «явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис 30. 30); дуновение Господа, как поток серы, воспламенит дерево (Ис 30. 33); крепкою мышцею и излиянием ярости будет господствовать он над Израилем (Иез 20. 33), проявивший непослушание народ «из руки Господа выпил чашу ярости Его... чашу опьянения» (Ис 51. 17), чашу «с вином ярости» (Иер 25. 15); пламень Г. Господня обрушивается на народ, ведущий братоубийственную войну (2 Пар 28. 11, 12). «...Открывается гнев Божий (ὀρϒὴ θεοῦ) с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1. 18).

Результат Г. Божия - поражение мором (Числ 16. 46), проказой (Числ 12. 9 слл.), смерть (1 Цар 6. 19). «И будут пораженные Господом в тот день от конца земли и до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли. ...Истребляются мирные селения от ярости гнева Господня» (Иер 25. 33, 37; ср.: 2 Цар 24. 15 слл.); Г. Божий обрушивается на всех ожесточенных в грехе: прежде всего на Израиль, так как этот народ избран Богом (Исх 19. 32; Втор 1. 34; Числ 25. 7-13; 4 Цар 23. 26; Иер 21. 5); и на все народы (Ис 34. 2; Иер 10. 10), т. е. и на языческие. Обрушивая Свой Г. на впавший в грех народ, Бог изводит из него праведников, верующих в Него. Моисей спасся, когда Бог потопил в море все войско фараоново, ибо «они восстали против народа Божия. Подобное при Лоте тоже произошло. Он один, победив, смог избежать огня и спастись вместе с дочерьми. Подобное произошло и при Ное, ибо он один со своими, спасшись, победил мир. В то время как все устремились в погибель и уничтожение, он один смог избежать Божия гнева, благодаря совершенному своему к Нему благоугождению» (Macar . Aeg . I 50. 3. 5-6 ; ср.: I 36. 2).

Но Г. Божий не таков, как Г. человека: «Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я - Бог, а не человек» (Ос 11. 9). Бог долготерпелив (Исх 34. 6; Ис 48. 9; Пс 102. 8) и всегда готов проявить милосердие (Иер 3. 12). Г. и милосердие как бы борются в Боге (Исх 34. 7; Ис 54. 8-10), являясь выражением «страстной» привязанности Бога к человеку, «ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его» (Пс 29. 6). Кажется, что Бог неистовствует в Г., но Он благоволит тому, кто возвращается к Нему (2 Пар 30. 6-9).

Свой Г. Господь проявляет с целью вразумить и исправить человека (Basil . Magn . Hom. 9; Ioan . Chrysost . Ad Theodor. I 4). Наведением неприятностей Бог часто приводит ум надмевающийся к скромности и смирению. Боясь «страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли» (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 4).

Господь Иисус Христос обрушивает Свой Г. на фарисеев, вместе с тем «скорбя об ожесточении сердец их» (Мк 3. 5), на торговцев, превративших дом Божий в дом торговли (Ин 2. 13-16), Он произносит гневную речь перед народом и Своими учениками о лицемерии книжников и фарисеев, «затворяющих Царство Божие человекам», гонящих и убивающих посланных Им пророков (Мф 23. 13 слл.). О Г. Божием, пребывающем на неверующем в Сына Божия, говорит Иоанн Креститель Господень своим ученикам (Ин 3. 36).

Конечное проявление Г. Божия будет в конце времен, в день Г. и праведного суда Божия (Рим 2. 5), «Который воздаст каждому по делам его»: верующим в Него, делающим добрые дела - жизнь вечную, «а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев (ὀρϒὴ καὶ θυμός)» (Рим 2. 7-8; ср.: Притч 24. 12; Пс 63. 10-11). Грядет «великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр 6. 17). «Откровение» представляет образы страшных картин судного дня: «точило гнева Божия» (τὴν ληνὸν τοῦ θυμοῦ τοῦ θεοῦ - Откр 14. 19), «семь золотых чаш, наполненных гневом Бога» (τοῖς πτὰ φιάλας χρυσᾶς ϒεμούσας τοῦ θυμοῦ τοῦ θεοῦ - Откр 15. 7 слл.), к-рые ангелы выливают на землю (см. статьи Ад , Второе пришествие , Иоанна Богослова св. ап. Откровение , Страшный Суд).

Вера в Иисуса Христа Сына Божия дает нам спасение, ибо «будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5. 9). «Воля Пославшего Меня,- говорит Христос,- есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6. 40; ср.: 6. 44, 54).

Возможно ли Богу гневаться?

Г. Бога не является каким-то раздражением, он не есть страсть (Ioan . Chrysost . In Psalm. 4. 7; Idem . Ad Theodor. I 4). Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что Бог не за Себя мстит согрешившим против Него, «ибо никакой вред не достигает до существа Его», но ради их пользы, чтобы не множили своих грехов, продолжая оказывать пренебрежение Ему (Ibidem). Святитель приводит много примеров терпения и милости Бога по отношению к людям, совершившим тяжкие грехи; наказаны были только нераскаявшиеся, закосневшие в грехе. Кто преступнее царя вавилонского, вопрошает святитель? После того как он признал силу Божию и поклонился пророку Его (Дан 2. 46), он предался прежней гордости: сделал золотого истукана, чтобы его почитали больше Бога; бросил 3 отроков, не поклонившихся истукану, в пещь огненную. И этого нечестивца, «более зверя, чем человека», Бог опять призывает к покаянию, доставляя ему различные средства к исправлению, вразумляя его и через сновидения, и через пророка. Но царь нисколько не исправился, и тогда только Бог предает его казни - но не за прежние преступления, а «пресекая будущее зло и удерживая порок от преуспеяния», однако наказание это было не навсегда: через неск. лет Бог снова возвел его в прежнюю честь. В результате наказания он не претерпел вреда, заключает свт. Иоанн, а приобрел величайшее благо - утверждение в вере в Бога и раскаяние в прежних проявлениях Г. (Ioan . Chrysost . Ad Theodor. I 5).

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин замечает: «...о гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь не человекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что неправильно делается в этом мире...» (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 4). Свт. Иоанн Златоуст, поясняя, что в словах «ярость», «гнев», относящихся к Богу, нельзя видеть ничего человеческого, добавляет, что так говорится лишь для того, чтобы «приблизить предмет к разумлению людей», это - «слова снисхождения» (Ioan . Chrysost . In Psalm. 6. 1).

Г. человека

Как душевная страсть

Г. оказывает гибельное влияние на духовную жизнь человека, почему он и считается одним из губительнейших пороков, всеми аскетическими писателями Г. включается в число 8 основных пороков (Зарин . 1996. С. 274-275). Прп. Евагрий страсти Г. отдает 1-е место среди страстей (Evagr . De octo vit. 6 // PG. 40. Col. 1273; Greg . Nyss . De virgin. 4); прп. Иоанн Кассиан Римлянин помещает Г. на 4-е место, после чревоугодия, блуда и корыстолюбия (сребролюбия) (Ioan . Cassian . Collat. V 2, 10), Марк Пустынник - после сребролюбия, тщеславия и сластолюбия (Marc . Erem . Or. 1. 101-104), так же и прп. Иоанн Лествичник (Ioan . Climacus . 8. 29). Прп. Иоанн Дамаскин ставит Г. после печали: «...будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы огорчаемся: и тогда происходит смешанное чувство - из желания и гнева» (Ioan . Damasc . De fide orth. II 16). Свт. Иоанн Златоуст советует найти причину страстной болезни Г., и, уничтожив причину, уничтожим и саму болезнь; причиной Г. святитель считает гордость (Ioan . Chrysost . In Act. 32. 3). И свт. Тихон Задонский поучает, что Г. рождается от самолюбия (гордости), ибо самолюбец во всем ищет корысти, славы, чести, но когда встречает препятствия, то гневается и «тщится гнев свой в дело произвести, то есть отомстить, что свойственно есть злобе» (Т. 2. С. 178). Свт. Феофан Затворник также считает, что Г. происходит от гордости: подави гордость и Г. «отстанет» (Письмо 833). Свт. Игнатий (Брянчанинов) , говоря о «сродстве» пороков, полагает, что «от ненависти и памятозлобия является ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца начинают преобладать в человеке плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть... является стремление к корыстолюбию и славе человеческой...» (Т. 5. С. 351-352).

Одной из причин Г. является нетерпеливость, с к-рой человек возлагает на другого вину за свое состояние (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 15, 18). Г., будучи бурным, стремительным, легко возбуждаемым, всякий раз колеблет душевную устойчивость, нарушает психическое равновесие, вносит в духовную жизнь беспорядочность, расшатанность. Если страсть Г. отвергнет внушения рассудка и овладеет душой человека, то он перестает быть собственно человеком, говорит свт. Василий Великий, но становится зверем, «они бесятся, как псы, бросаются, как скорпионы, угрызают, как змеи» (Basil . Magn . Hom. 10. 1 // PG. 31. Col. 353; ср.: Ис 56. 10; Мф 23. 33). От раздражительности и Г. человек совершает убийство; от Г. братья не узнают друг друга, родители и дети забывают узы природы; душу, приведенную в бешенство Г., почти так же трудно удержать, как человека, одержимого бесом; Г. возбуждает ссору, ссора - драку, драка - раны, что нередко приводит к смерти (Basil . Magn . Hom. 10. 1 // PG. 31. Col. 356; ср.: Greg . Nazianz . Carmina moral. 25: Adv. iram.). Свт. Тихон Задонский считает Г. «мучительной и лютой страстью», к-рая «сокровенна быть не может». В отличие от др. страстей, имеющих возможность оставаться скрытыми, Г., переполнив сердце, извергается наружу (Т. 2. С. 177). Крайний предел Г.- когда человек и наедине гневается (Ioan . Climacus . 29. 10; 8. 13).

Стремление отомстить обидчику, дать ему почувствовать боль от нанесенной им обиды признается основной причиной возникновения Г. (Basil . Magn . Hom. 10. 1 // PG. 31. Col. 356; Greg . Nazianz . Carmina moral. // PG. 37. Col. 816; Greg . Nyss . De anima et resurr. // PG. 46. Col. 56; Evagr . De octo vit. 6 // PG. 40. Col. 1273). Г. является извращением естественной силы души (θυμός). Г.- принадлежность не естества, поясняет свт. Феофан Затворник, а следствие испорченности его; побеждающий Г. «не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин» (Письмо 565). Г. есть воспоминание ненависти, памятозлобие, зложелание. Соответственно безгневие - это победа над естеством и нечувствительность ко всякого рода досаждениям (Ioan . Climacus . 8. 2; 8. 5).

Нередко Г. порождает печаль (Ioan . Cassian . De inst. coenob. IX 4; Collat. V 11). Она возникает по причине неудовлетворенности или неполного удовлетворения страстного желания. Другая причина может заключаться в том, что чувственный эгоизм человека в Г. достигает наивысшей интенсивности, после чего следует реакция: ослабление, упадок душевной энергии, выражающийся в печали, унынии. В таком случае более последовательно ставить печаль после Г., что и делают мн. св. отцы. Г., полагают нек-рые отцы Церкви, приводит к любостяжательности, сребролюбию (Greg . Nyss . De virgin. 4 // PG. 46. Col. 344).

Сохранение страсти Г. в человеке, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), отнимает у него возможность к духовному преуспеянию (Т. 1. С. 510). Бог не внимает молитве гневливого (Т. 5. С. 92). Святитель повторяет слова прп. Исаака Сирина о том, что «молитва злопамятного - сеяние на камне» (Isaac . Syr . Sermo 89). И свт. Иоанн Златоуст отмечал, что «станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении» (Ioan . Chrysost . In Act. 17. 3). Страсть Г. удаляет из сердца важнейшие христ. добродетели: любовь к Богу и ближним, терпение, кротость, милосердие и проч. «Дух Святой не обитает там, где гнев» (Ibidem; ср.: Ioan . Climacus . 8. 14). По выражению прп. Ефрема Сирина , кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, делается обителью Духа Святого (Ephraem Syr . Sermo de virtut. et vit. 9).

«...Чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их» (Evagr . Capita cognoscitiva. 28). Истинное ведение дается только кроткому, гневливому - лживое (ср.: Idem . Cap. cogn. (= Skemmata). 57; ср.: Macar . Aeg . I 3. 4). «Гнев губит и разумных» (Притч 15. 1).

Христианин не должен иметь Г., проявляющийся не только в действии, но и в помышлении. Это запрещает ветхий Закон: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев 19. 17); «перестань гневаться и оставь ярость... ибо делающие зло истребятся...» (Пс 36. 8-9); «гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19. 19). Тем более запрещают Г. евангельские заповеди: «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5. 22), и поучения апостола членам Тела Христова: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф 4. 31; ср.: Гал 5. 20-21). Свт. Игнатий (Брянчанинов) замечает, что в евангельских заповедях «Господь первые слова свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к ближнему и смирению. На этих двух добродетелях основано все здание христианской деятельности» (Т. 1. С. 510).

Средства искоренения Г.

«Побеждающему (себя.- Л . Л .) дам сесть со Мною на престоле Моем...» (Откр 3. 21). Свт. Феофан Затворник увещевает: «...извольте побеждать свою гневливость, прозревая впереди венец мученический» (Письмо 565). Наставляя юного князя, как бороться против Г., святитель советует: 1-й прием - «стиснув зубы молчать»; 2-й - «когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев»; 3-й - когда Г. не унимается и наговорил уже множество глупостей, «найдите веревку - толстенькую - и идите к сестре... скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько» (Письмо 833). Человеку, привыкшему гневаться, свт. Тихон Задонский предлагает утишить себя немного и счесть, сколько дней он не сердился, если даже один или два дня, то для того, кто по нраву своему привык сердиться, это уже верный знак, что Г. убывает, а если неделю не сердился... и так далее, пока Г. не оставит его совсем (Т. 1. С. 236). Прп. Исидор Пелусиот советует своему адресату предварить Г. рассудительностью, а потом говорить, если же Г. пойдет впереди рассудка, то все пойдет вверх дном (Isid . Pel . Ep. II 393). Прп. Иоанн Лествичник советует гневающемуся умеренность в пище, умеренное песнопение, умеренное общение (Ioan . Climacus . 8. 16, 17), ибо нередко усердные упражнения гневливых в бдении, посте и безмолвии оказываются питающими их страсть (Ibid. 8. 21).

Когда овладевает человеком искушение произнести укоризненное слово, должен он решить, хочет ли он приблизиться к Богу, сохраняя долготерпение, или через Г. предаться противнику Его (Basil . Magn . Hom. 10. 3 // PG. 31. Col. 360; ср.: Greg . Nyss . De virgin. 4). Сначала обучись смиренномудрию, к-рое Господь и словом и делом заповедал, советует свт. Василий Великий (Ibidem). Г. исключает присутствие в душе человека добродетелей, смиренномудрия, терпения, кротости, милосердия. Кто не примиряется даже с тем, кто просит о мире, говорит прп. Исидор Пелусиот, кто не обуздал свой Г. милосердием, тот испытает от всех укоризны и не избежит наказания Божия (Isid . Pel . Ep. I 555; ср.: Мф 5. 25).

Гневающийся тем самым подтверждает упреки обвинения, выдвинутые против него. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч 15. 1). Показав, что не уязвляют его укоризны, брань, человек в себе взращивает терпение, а обидчик его оказывается наказан, ибо болезненно для него видеть, что враг его выше обид: «Кто бьет не чувствующего боли, тот сам себя наказывает, потому что и врагу не отмщает, и своего раздражения не успокоивает». Обидчик будет жалеть о том, что говорил (ибо «злоречивые... Царства Божия не наследуют» - 1 Кор 6. 10), а не ответивший на обиду мщением никогда не будет раскаиваться в добродетели («претерпевший же до конца спасется» - Мф 10. 22). Смиряя себя, христианин размышляет: тебя оплевали? но оплеван был и Владыка наш и не отвратил лица Своего; тебя оклеветали? но оклеветан был и Судия; разодрали рубашку? но и с Господа сняли одежды - ты еще не осужден, ты еще не распят, «многого недостает тебе, чтобы дойти до уподобления Господу» (Basil . Magn . Hom. 10. 4 // PG. 31. Col. 364).

Однако без помощи Божией, без Его покровительства не может человек окончательно преодолеть как Г., так и др. cтрасти (Ioan . Cassian . Collat. V 15).

Возможен ли Г. спасительный?

У св. отцов находим разные ответы на этот вопрос. Слово Божие, разъясняет прп. Исидор Пелусиот, воспретило не просто гневаться, но гневаться напрасно (ср.: Мф 5. 22); иногда же гневаться бывает полезно: за славу Божию, или за обижаемых, или к исправлению ближнего. Моисей гневался на тех, кто отлили тельца, и повелел убить их (Исх 32. 19); Финеес гневался на блудников и умертвил их копьем (Числ 25. 7-8); прор. Илия гневался на иудеев и усмирял их голодом (3 Цар 17. 1) (впрочем, свт. Иоанн Златоуст отрицает, что здесь имел место Г.: Илия не гневался, и «Финеес совершил убийство, но не гневался», однако признает, что Моисей иногда возбуждался Г., «хотя Писание и называет его самым кротким человеком (Числ 12. 3)» - Ioan . Chrysost . In Act. 17. 4). Гневались ап. Павел на Елиму (Деян 13. 6-11) и ап. Петр на Ананию и Сапфиру (Деян 5. 1-10). Сказано, говорит прп. Исидор Пелусиот, гневайтесь справедливо, когда речь идет или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обиженных, но не согрешайте, прикрывая Г. согрешающих, или в отмщении за себя самих. Ибо Г. вложен в нас не для того, чтобы и нам грешить, но для того, чтобы падающих удержать от падения; не для того, чтобы он обращался в страсть, но для того, чтобы служил врачеванием от страстей (Isid . Pel . Ep. II 29; ср.: Ioan . Chrysost . In Act. 17. 4). Филон Александрийский , восхваляя Моисея, сказал, что тот исполнился праведного Г. на приспешников фараоновых (ap. Isid . Pel . Ep. II 171). Свт. Василий Великий видит «пользу раздражительности (ἀπὸ θυμοῦ ὠφέλιμον)» для тех, кто умеют держать ее в руках, если она направлена на злоумышленника, на страсть сластолюбия напр. (Basil . Magn . Hom. 10. 5 // PG. 31. Col. 365). Святитель ссылается на Быт 3. 15 и Числ 12. 4 в оправдание Г. на врагов. Свт. Иоанн Златоуст в толковании на Мф 5. 22 поясняет, что Христос не устраняет Г. совершенно, во-первых, потому, что человек не может быть абсолютно свободен от страстей: он может их сдерживать, но вовсе их не иметь не властен; во-вторых, Г. может быть полезен, «когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных» (Ioan . Chrysost . In Matth. 16. 7).

Однако прп. Иоанн Кассиан резко выступает против тех, кто понимают Мф 5. 22 как запрет на Г. напрасный. Здесь слово «напрасно», говорит он, «прибавлено теми, которые не поняли намерения Свящ. Писания, желающего всячески истребить и корень гнева и не оставить совершенно никакого повода к негодованию» (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 20). Гневающий по справедливой причине отвечает злом на зло вопреки заповедям Спасителя и апостола и, т. о., совершает грех (Господь поучает: «...зло извнутрь исходит и оскверняет человека» - Мк 7. 23; «всякий, делающий злое... не идет к свету» - Ин 3. 20; и апостол предостерегает: «Отвращайтесь зла... Никому не воздавайте злом за зло» - Рим 12. 9, 17).

Можно гневаться только против самого Г., допускает прп. Иоанн Кассиан, «за то, что он возгорелся в нас против брата», т. о. мы не даем ему возможности укрыться в нашем сердце (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 7). Свт. Тихон Задонский также допускает возможность Г. «на грехи, а не на человека»; такой Г. бывает у пастыря, к-рый «грехи гонит и тщится искоренить, а не согрешивших», такой Г. святитель называет праведным (Т. 2. С. 334). Нельзя гневаться на ближнего, в противном случае мы не можем возносить молитвы Богу, ибо нарушаем евангельскую и апостольскую заповедь: «...пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5. 23-26); «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим 2. 8). Если же мы удерживаем яд Г. в сердцах своих, то остается либо никогда не молиться в нарушение евангельской и апостольской заповедей, заключает прп. Иоанн Кассиан, либо, в случае когда мы все же приносим молитву Господу, имея Г. в сердце, мы «должны знать, что будем приносить Господу не молитву, а упрямство в духе противления Ему» (Ioan . Cassian . De inst. coenob. VIII 12). Христианин, идущий путем совершенства, чтобы достичь цели, не должен гневаться даже на бездушные вещи, хотя они и не отвечают на проклятия и Г. человека (Ibid. VIII 18). Однако нужно, «когда закон Божий нарушается и ближнему обида наносится, за тое,- учит свт. Тихон Задонский,- крепко стоять, не молчать, и насильников усмирять» (Т. 2. С. 334).

Лит.: Тихон Задонский, свт . Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Зарин С . М . Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. М., 1996р. С. 273-283, 327, 337; Николай (Могилевский), иером . [митр . Алма-Атинский и Казахстанский] . Учение аскетов о страстях. М., 1914; То же, изм. загл.: Тайна души человеческой: (Святоотеч. учение о борьбе со страстями). М., 1999; Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. М., 1996-1998. 5 т.; Феофан Затворник, свт . Творения: Собр. писем: В 2 т. М., 2000; Бунге Г ., иером . Вино дракона и хлеб ангельский: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости. Рига, 2004.

Л. В. Литвинова

Быт 27:45 ...пока утолится гнев брата твоего на тебя,..
Быт 49:7 ...проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа;..
Исх 4:14 ...И возгорелся гнев Господень на Моисея,..
Исх 15:7 ...Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому...
Исх 22:24 ...и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом,..
Исх 32:10 ...итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них,..
Исх 32:11 ...да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой,..
Исх 32:12 ...отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;..
Исх 32:22 ...Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего;..
Чис 11:1 ...и Господь услышал, и воспламенился гнев Его,..
Чис 11:10 ...и сильно воспламенился гнев Господень,..
Чис 11:33 ...как гнев Господень возгорелся на народ,..
Чис 12:9 ...И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел...
Чис 16:46 ...ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение...
Чис 22:22 ...И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,..
Чис 22:27 ...И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою...
Чис 24:10 ...И воспламенился гнев Валака на Валаама,..
Чис 25:3 ...И воспламенился гнев Господень на Израиля...
Чис 32:10 ...и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря:..
Чис 32:13 ...И воспылал гнев Господа на Израиля,..
Втор 6:15 ...чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя,..
Втор 7:4 ...и тогда воспламенится на вас гнев Господа,..
Втор 11:17 ...и тогда воспламенится гнев Господа на вас,..
Втор 29:20 ...но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека,..
Втор 29:27 ...за то возгорелся гнев Господа на землю сию,..
Втор 31:17 ...и возгорится гнев Мой на него в тот день,..
Нав 7:1 ...и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля...
Нав 9:20 ...чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им...
Нав 22:20 ...а гнев был на все общество Израилево?..
Нав 23:16 ...то возгорится на вас гнев Господень,..
Суд 2:14 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 2:20 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 3:8 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 9:30 ...и воспылал гнев его...
Суд 10:7 ...И воспылал гнев Господа на Израиля,..
Суд 14:19 ...И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего...
1Цар 11:6 ...и сильно воспламенился гнев его;..
2Цар 24:1 ...Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян,..
4Цар 13:3 ...И возгорелся гнев Господа на Израиля,..
4Цар 22:13 ...потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас...
4Цар 22:17 ...воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет...
4Цар 23:26 ...какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления,..
4Цар 24:20 ...Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою...
1Пар 27:24 ...И был за это гнев Божий на Израиля,..
2Пар 12:7 ...и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима;..
2Пар 12:12 ...И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа...
2Пар 19:2 ...За это на тебя гнев от лица Господня...
2Пар 24:18 ...и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их...
2Пар 25:10 ...И возгорелся сильно гнев их на Иудею,..
2Пар 25:15 ...И воспылал гнев Господа на Амасию,..
2Пар 29:8 ...И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим,..
2Пар 32:25 ...И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим...
2Пар 32:26 ...то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии...
2Пар 34:21 ...потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас...
2Пар 34:25 ...И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет...
2Пар 36:16 ...доколе не сошел гнев Господа на народ Его,..
Езд 8:22 ...могущество Его и гнев Его!..
Езд 10:14 ...доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело...
Неем 13:18 ...А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу...
Есф 2:1 ...После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса,..
Есф 7:10 ...И гнев царя утих...
Иов 10:17 ...усиливаешь гнев Твой на меня;..
Иов 14:13 ...и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой,..
Иов 16:9 ...Гнев Его терзает и враждует против меня,..
Иов 32:2 ...тогда воспылал гнев Елиуя,..
Иов 32:2 ...воспылал гнев его на Иова...
Иов 32:3 ...а на трех друзей его воспылал гнев его...
Иов 32:5 ...тогда воспылал гнев его...
Иов 35:15 ...Но ныне, потому что гнев Его не посетил его...
Иов 36:13 ...Но лицемеры питают в сердце гнев ...
Иов 36:18 ...Да не поразит тебя гнев Божий наказанием!..
Иов 42:7 ...горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих...
Пс 2:12 ...ибо гнев Его возгорится вскоре...
Пс 29:6 ...ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его:..
Пс 73:1 ...возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?..
Пс 75:11 ...И гнев человеческий обратится во славу Тебе:..
Пс 77:21 ...и гнев подвигнулся на Израиля...
Пс 77:31 ...гнев Божий пришел на них,..
Пс 77:38 ...многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:..
Пс 78:6 ...Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя,..
Пс 84:6 ...прострешь гнев Твой от рода в род?..
Пс 105:40 ...И воспылал гнев Господа на народ Его,..
Притч 11:23 ...ожидание нечестивых – гнев ...
Притч 12:16 ...У глупого тотчас же выкажется гнев его,..
Притч 14:35 ...а гнев его – против того, кто позорит его...
Притч 15:1 ...Кроткий ответ отвращает гнев ,..
Притч 16:14 ...Царский гнев – вестник смерти;..
Притч 19:11 ...Благоразумие делает человека медленным на гнев ,..
Притч 19:12 ...Гнев царя – как рев льва,..
Притч 21:14 ...Подарок тайный тушит гнев ,..
Притч 24:18 ...и Он отвратит от него гнев Свой...
Притч 27:3 ...но гнев глупца тяжелее их обоих...
Притч 27:4 ...Жесток гнев , неукротима ярость;..
Притч 29:11 ...Глупый весь гнев свой изливает,..
Еккл 7:9 ...Не будь духом твоим поспешен на гнев ,..
Еккл 7:9 ...потому что гнев гнездится в сердце глупых...
Еккл 10:4 ...Если гнев начальника вспыхнет на тебя,..
Ис 5:25 ...За то возгорится гнев Господа на народ Его,..
Ис 5:25 ...И при всем этом гнев Его не отвратится,..
Ис 9:12 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 9:17 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 9:21 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 10:4 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 12:1 ...Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня...
Ис 26:20 ...укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев ;..
Ис 30:27 ...горит гнев Его,..
Ис 34:2 ...Ибо гнев Господа на все народы,..
Ис 48:9 ...Ради имени Моего отлагал гнев Мой,..
Ис 66:15 ...чтобы излить гнев Свой с яростью...
Иер 2:35 ...то верно гнев Его отвратится от меня...
Иер 4:4 ...чтобы гнев Мой не открылся, как огонь,..
Иер 7:20 ...вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие,..
Иер 7:29 ...ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его...
Иер 8:19 ...Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами,..
Иер 11:17 ...что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу...
Иер 18:20 ...чтобы отвратить от них гнев Твой...
Иер 23:20 ...Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит...
Иер 30:24 ...Пламенный гнев Господа не отвратится,..
Иер 36:7 ...ибо велик гнев и негодование,..
Иер 42:18 ...как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима,..
Иер 44:6 ...И излилась ярость Моя и гнев Мой...
Иер 49:37 ...и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь,..
Иер 52:3 ...посему гнев Господа был над Иерусалимом и Иудою...
Плач 4:11 ...Совершил Господь гнев Свой,..
Иез 5:13 ...И совершится гнев Мой,..
Иез 6:12 ...так совершу над ними гнев Мой...
Иез 7:3 ...и пошлю на тебя гнев Мой,..
Иез 7:8 ...и совершу над тобою гнев Мой,..
Иез 7:12 ...ибо гнев над всем множеством их...
Иез 7:14 ...ибо гнев Мой над всем множеством их...
Иез 9:8 ...изливая гнев Твой на Иерусалим?..
Иез 16:42 ...И утолю над тобою гнев Мой,..
Иез 20:8 ...И Я сказал: изолью на них гнев Мой,..
Иез 20:21 ...и Я сказал: изолью на них гнев Мой,..
Иез 21:17 ...и утолю гнев Мой;..
Иез 24:8 ...Чтобы возбудить гнев для совершения мщения,..
Иез 36:18 ...И Я излил на них гнев Мой...
Иез 38:18 ...гнев Мой воспылает в ярости Моей...
Дан 9:16 ...да отвратится гнев Твой и негодование Твое...
Дан 11:36 ...и будет иметь успех, доколе не совершится гнев :..
Ос 5:10 ...изолью на них гнев Мой, как воду...
Ос 8:5 ...воспылал гнев Мой на них;..
Ос 14:5 ...ибо гнев Мой отвратился от них...
Иона 3:9 ...и отвратит от нас пылающий гнев Свой,..
Мих 7:9 ...Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним,..
Наум 1:6 ...Гнев Его разливается как огонь;..
Авв 3:8 ...Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой?..
Соф 2:2 ...доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень,..
Зах 7:12 ...за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа...
Зах 10:3 ...На пастырей воспылал гнев Мой,..

Лк 21:23 ...и гнев на народ сей:..
Ин 3:36 ...но гнев Божий пребывает на нем...
Иак 1:19 ...медлен на слова, медлен на гнев ,..
Иак 1:20 ...ибо гнев человека не творит правды Божией...
Рим 1:18 ...Ибо открывается гнев Божий с неба...
Рим 2:5 ...ты сам себе собираешь гнев ...
Рим 2:8 ...ярость и гнев ...
Рим 3:5 ...не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев ?..
Рим 4:15 ...ибо закон производит гнев ,..
Рим 9:22 ...Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое,..
Гал 5:20 ...идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев ,..
Еф 4:31 ...Всякое раздражение и ярость, и гнев , и крик,..
Еф 5:6 ...ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;..
Кол 3:6 ...за которые гнев Божий грядет на сынов противления,..
Кол 3:8 ...А теперь вы отложите все: гнев , ярость, злобу, злоречие,..
1Фес 2:16 ...но приближается на них гнев до конца...
1Фес 5:9 ...потому что Бог определил нас не на гнев ,..
Откр 11:18 ...и пришел гнев Твой и время судить мертвых...

1Мак 1:64 ...И был весьма великий гнев над Израилем...
1Мак 2:49 ...ныне время переворота и гнев ярости...
1Мак 3:8 ...и отвратил гнев от Израиля,..
2Мак 4:25 ...а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя...
2Мак 7:38 ...и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего,..
2Мак 8:5 ...когда гнев Господа преложился на милость...
2Мак 13:4 ...Но Царь царей воздвиг гнев Антиоха на преступника,..
3Мак 6:20 ...Гнев царя превратился в жалость и слезы...
Вар 1:13 ...и не отвратилась от нас ярость Господа и гнев Его до сего дня;..
Вар 2:20 ...ибо на нас Ты послал ярость Твою и гнев Твой,..
Вар 4:9 ...ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил:..
Вар 4:25 ...Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев :..
2Езд 9:13 ...доколе не отвратится от нас гнев Божий за это дело...
3Езд 8:22 ...гнев расплавляет горы и истина пребывает во веки!..
Иудф 9:9 ...Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их,..
Прем 5:20 ...строгий гнев Он изострит, как меч,..
Прем 16:5 ...гнев Твой не продолжился до конца...
Прем 18:20 ...и много их погибло в пустыне, но недолго продолжался этот гнев ,..
Прем 18:23 ...он, став в средине, остановил гнев и пресек ему путь к живым...
Прем 19:1 ...А над нечестивыми до конца тяготел немилостивый гнев ,..
Сир 1:22 ...Не может быть оправдан несправедливый гнев ,..
Сир 5:7 ...ибо милосердие и гнев у Него,..
Сир 5:9 ...ибо внезапно найдет гнев Господа,..
Сир 7:18 ...Помни, что гнев не замедлит,..
Сир 16:7 ...как и в народе непокорном возгорался гнев ...
Сир 16:12 ...ибо и милость и гнев – во власти Его:..
Сир 16:12 ...силен Он помиловать и излить гнев ...
Сир 23:20 ...Два качества умножают грехи, а третье навлекает гнев :..
Сир 27:33 ...Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими...
Сир 28:3 ...Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения;..
Сир 28:12 ...и какова сила человека, таков будет и гнев его,..
Сир 30:26 ...Ревность и гнев сокращают дни,..
Сир 36:7 ...воздвигни ярость, и пролей гнев ;..
Сир 39:29 ...Но и гнев Его испытывают народы,..
Сир 47:23 ...так, что навел гнев на детей твоих, –..
Сир 48:10 ...чтобы утишить гнев , прежде нежели обратится он в ярость, –