Мечта, заветное желание, жизненная цель – на первый взгляд, это похожие понятия. На самом деле эти слова обозначают совершенно разные вещи. Мечта может быть нереальной, а желание – невыполнимым. Чтобы то, о чем вы мечтаете, сбылось, надо от пожеланий перейти к целеполаганию. Однако цель тоже может остаться недостигнутой, если вы неверно ее сформулируете. Правильная постановка целей и их достижение. Эта логическая цепочка – путь к успеху.

Как правильно ставить цели

Целеполагание – процесс постановки цели. Этому понятию посвящено много научно-популярных книг. Как утверждают психологи, верно сформулированная задача – 50% гарантии ее достижения. Многие не знают, как ставить цели правильно. Поэтому неудивительно, что стали популярны тренинги, где профессиональные психологи учат основным принципам целеполагания. В отличие от желания и мечты, цель – понятие определенное, четкое, так как за ней стоит конкретный результат. Этот результат надо видеть. В достижение цели необходимо верить. Только тогда ее можно действительно добиться.

Формулировки: «Я хочу расширить свой бизнес», «Я хочу увеличить свои доходы» – примеры желаний. Чтобы перевести их в категорию целей, надо конкретно определить, что значит для вас расширить бизнес. Открыть новые филиалы? Расширить ассортимент услуг? Привлечь большее количество клиентов? Увеличить объем производства? Насколько увеличить или расширить: на 20% или в 2 раза? Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Лучше всего записать конкретно поставленную цель в ежедневник. Для ее формулировки используйте активные глаголы, типа «сделать», «заработать», «достигнуть». Не употребляйте слова «надо», «необходимо», «нужно», «следует», так как они несут смысловой оттенок принудительности, преодоления внутренних барьеров. Это ваша цель. Вы хотите ее достигнуть, никто не заставляет вас это делать.

Достигать слишком простые цели не интересно. Задача должна быть сложной, чтобы на пути к ней приходилось преодолевать трудности, только так можно развиваться. Но цель должна быть реальной. Поэтому перед ее формулировкой надо проанализировать настоящее положение вещей и оценить имеющиеся ресурсы и возможности. Открыть сразу 5 новых филиалов или увеличить доходы в 10 раз вряд ли получиться. Сначала добейтесь достижения более скромных целей. Со временем вы придете к тому, о чем даже не осмеливались мечтать в начале пути.

Правильная постановка цели обязательно содержит указание на время ее достижения. Например, цели расширить клиентскую базу или увеличить объем производства нужно конкретизировать процентными показателями (на 30%) и сроком (1 год).

Если вы научитесь правильно и конкретно формулировать цели для себя, то сумеете понятно и четко ставить их перед другими. Руководитель организации должен знать основные принципы целеполагания. Тогда от своих менеджеров он потребует правильно формулировать цели их работы. А это гарантия того, что они свои задачи действительно выполнят.

Как достичь целей

Методы достижения целей таковы:

  1. Цель ведет к получению результата. Если для вас он очень важен, то добиться его будет легче. Представьте все плюсы от достижения конечного результата. Заранее предвкушайте ощущения радости и успеха, которые вы испытаете в тот момент. Тогда никакие страхи и сомнения не помешают на пути к поставленной цели. Этот прием психологи называют методом визуализации. Он помогает актуализировать для достижения цели все внешние и внутренние ресурсы, притягивает нужные идеи, людей, средства. Например, подумайте о преимуществах, которые получите, увеличив доход на 50%. Вы сможете позволить себе более дорогую недвижимость, машину, отдых, подарки близким. Повысите свой социальный статус. Какое из этих преимуществ для вас самое желанное? Представьте, что вы его уже достигли. И пусть эта картинка вас мотивирует. Когда вы ставите цели перед своими сотрудниками, помогите им увидеть плюсы их общих достижений. Повышение зарплаты, премии, карьерный рост, получение дополнительных средств в бюджет компании на корпоративные мероприятия.
  2. Чтобы пройти длинный путь к достижению большой и важной цели, нужно разделить его на этапы. Для этого глобальная цель разбивается на цели поменьше. Они, в свою очередь, также могут быть раздроблены на более мелкие задачи. Если все это схематично изобразить на бумаге, то получится настоящая система целей и подцелей. Каждую из них старайтесь сформулировать четко с указанием сроков достижения, и тогда эту схему можно будет легко превратить в пошаговый план движения к главной глобальной цели. Такое планирование станет основой для составления понятной инструкции к действию для ваших подчиненных. Например, цель расширить ассортимент услуг можно разделить на подцели: изучить специфику новых услуг, закупить необходимое для их оказания оборудование, подобрать специалистов или обучить своих сотрудников, найти дополнительное место.
  3. В достижении личных целей могут помочь близкие люди. А когда речь идет о задачах, связанных с бизнесом, не обойтись без помощи сотрудников и партнеров. Разбив глобальную цель на конкретные подцели, продумайте, кто из подчиненных может справиться с каждой из них наиболее успешно. Но помните, первоначальную цель ставили для себя вы, она важна для вас, поэтому и ответственность за ее достижение тоже лежит, в первую очередь, на вас. Если вы не придете к своей цели, потому что кто-то из сотрудников не выполнил поставленную перед ним задачу, то вина за это будет лежать на вас. Значит, ресурсы этого работника вы переоценили. Возможно, ему для решения своей задачи требуется больше времени или необходимо повысить квалификацию. А может быть, для достижения данной подцели нужен совсем другой специалист.
  4. Постарайтесь заранее оценить препятствия, которые возникнут на пути достижения цели. Подумайте о том, как можно их преодолеть или устранить. Не все сразу, а постепенно, по одному. Конечно, предугадать все проблемы не получится. Но у вас будет план по устранению хотя бы части их.
  5. Ищите дополнительные ресурсы. Новая информация, новые знания и умения помогут преодолеть преграды, которые сначала могут показаться самыми большими. Возможно, вам придется нанять новых специалистов (маркетологов, аналитиков, контент-менеджеров, бизнес-тренеров) или вашим прежним сотрудникам нужно будет пройти обучающие курсы, тренинги, семинары.
  6. Составьте общий план действий на тот период времени, который вы отвели себе для достижения цели. В нем отразите, кто и в какие сроки будет решать промежуточные задачи, какие ресурсы и дополнительные вложения будут привлечены для преодоления препятствий. На основе общего плана составьте более подробные планы для каждого квартала, месяца и даже недели. Конечно, во время выполнения вам придется многое скорректировать в плане. Ведь на пути к цели у вас появятся новые знания, опыт, и обстоятельства могут поменяться. Скорее всего, во время осуществления плана вы увидите ошибки, допущенные при составлении. Так что по ходу движения нужно будет осуществлять работу над ошибками. Может быть, вам даже придется скорректировать поставленные цели, если вы поймете, что пока ваших ресурсов не хватает на достижение первоначальных. Но это не страшно. Все равно вы пройдете уже часть пути, приобретете новые знания и опыт, которые помогут скорректировать цели и двигаться дальше.
  7. Периодически анализируйте свои цели, методы их достижения и ресурсы. Это полезно для дальнейшего рационального планирования своего пути.
  8. Взвесьте цену, которую вам придется заплатить за достижение цели. Для обучения сотрудников и покупки оборудования понадобятся финансовые вложения. Чтобы контролировать работу нового филиала, нужно дополнительное время. Возможно, вам придется сократить часы личного отдыха или меньше времени проводить с семьей. Для прохождения тренинга надо потратить силы и энергию. А привлечение в дело партнера заставит отказаться от привычки решать все самостоятельно. Оцените свою готовность пожертвовать всем этим и выйти из своей зоны комфорта.

Цель всегда ведет к действиям, ведь если ничего не делать, то и цели не достигнешь. И наоборот, чтобы начать действовать, надо поставить себе цель. Лучше мотивации к действиям не бывает.

План достижения цели – это перечень конкретных действий, четко запланированной
цели с указанием срока ее выполнения.

КПД (коэффициент полезного действия) – это аббревиатура сокращенных слов, применяемых в физике. Но можно КПД применить и в достижении цели, которое будет складываться из слов: Контроль + Планирование + Делегирование (Действие).

План достижения цели разбитый на шаги

1. Выбрать цель .
Если цель осуществиться в ближайшее время, то лучше держать в сознании. Если цель будет исполняться через год, 5 лет, то лучше записать в блокнот или в ПК.

Примеры:
С зарплаты купить выходную одежду — держите в памяти.
Планируете в следующем году приобрести дачу или машину — все действия письменно фиксируете.

2. Придумайте несколько вариантов скорейшего достижения цели .
Посоветуйтесь с друзьями, родственниками, как лучше исполнить свое желание.

Пример:
Откладывать денежные средства с каждой зарплаты, взять кредит, попросить у знакомых в долг под маленький процент или ждать наследство.

3. Выберите самый доступный путь достижения цели .

Пример:
Копить деньги ежемесячно и хранить в Банке. Ограничить себя во всем, позволять покупать вещи, обувь только в самых крайних случаях.

4. Разбейте на шаги .
Необходимую денежную сумму делите на количество месяцев, которые вы хотели откладывать в Банке. Определитесь числом вносимого вклада. Фиксируйте каждый вклад письменно. Возможно, будет квартальная премия, годовая.

5. Отслеживайте один раз в месяц накопившую сумму, т. е. результат сбережений .

Как составить план для достижения цели

Вы наверно, не однажды задумывались, имеют ли отличие слово цель и слово мечта. Конечно, имеют. У целей всегда есть планы, которые осуществятся в запланированные сроки. А мечта, остается долго мечтой, которая может забыться или выполниться в последнюю очередь.

Слово «кайдзен» с японского языка обозначает «изменение, улучшение». Это слово активно использовали в Японии в год подъема хозяйства, который называли феноменом или «чудом экономики». Способы «кайдзен» предпринимательства перенеслись в наши дни, как техника обычаев и самоорганизации.

Основное значение искусства «кайдзен» наибольшая конкретность и четкое постоянство . Все намеченные прозаичные (плановая уборка в квартире) или глобальные (финансовые, трудовые, жизненные) должны разбиваться по шагам.

Осознанность является второй значимой чертой. Важно ежедневно мотивировать свои действия, тормозить от излишних трат, фиксировать каждый шаг по достижению цели.

В основе техники «кайдзен» предусмотрены наводящие задачи, которые регулярно вы задаете себе, потратив полминуты не больше. Неважно, какие они по объему: символические или большие.

Примеры:
«Что купить на ужин, чтобы не прибавить в весе?». «Что мне сделать, чтобы наладить хорошее отношение в семье?».

Оказывается, крупными вопросами вы очерчиваете направление правильного движения. Маленькими — для работы над конкретной целью .

Советую действия техники кайдзен испытать на себе, овладевая этим искусством сначала на маленьких, но точных вопросах:

  1. Конкретность. Определите лаконичные задачи, работая над конкретной целью;
  2. Реальность . Сформулируйте задачу таким образом, чтобы он стимулировал и подтолкнул к действию.
  3. Последовательность . Не переходите ко второму вопросу, пока не разобрались с первым.
  4. Регулярность . Задавайте вопрос каждый день. Если забыли про методику кайдзен, о пропущенном дне, задайте это количество вопросов: утром, днем или вечером, чтобы восстановить баланс.

Совет из практики: «Кайдзен – испробованный метод организации мышления, для достижения целей».

1. Напишите на листе бумаги свой вопрос.
Задавайте этот вопрос каждый день в конкретный час, пока не получите ответ.

2. Немного подумав, запишите ответ.
В течение дня появляются множество вариантов, записывайте.

Следует запомнить, что мозг работает постоянно, даже когда не думаете над этим вопросом. В момент отдыха, сна творческие вдохновленные силы высвобождаются .

3. Необходима ревизия над целью.
Актуален ваш вопрос в настоящее время?

  1. Саморазвитие. Что нужно прочитать сегодня, чтобы узнать нового в области науки?
  2. Работа. Какие действия нужно сделать, чтобы ускорить начатую работу?
  3. Поднятие своего настроения. Может посетить парикмахерскую, поменять имидж или купить обувь?
  4. Здоровье. Каким видом спорта заняться, чтобы понравится невесте?
  5. Отношение к сотрудникам. Что можно купить к чаепитию, чтобы всем понравилось?

В каком возрасте дети проектируют будущее

Для тестирования подобрали детей трехлетнего, четырехлетнего и пятилетнего возрастов, под руководством психологов Cristina Atance, Andrew Meltzoff.

1. Для выявления умения вообразить поход (в лес), в горы предложили три предмета: чашку, обед, расческу. Но можно было взять только один предмет. Дети 4-х и 5-ти лет выбрали – обед.

В заключении установили, что им сложно представить ситуацию, все зависит от их физиологического состояния.

2. Вторым тестированием: дошкольников разделили на равные 2-е части. Первой категории ребятам выдали печенье, после чего у них появилась жажда. 2-ой категории печенья не предлагали.

Через некоторое время ребят соединили в общую группу и предложили воду и печенье на выбор. «Сытые» дети выбрали воду, А «голодные»- печенье.

Затем дошкольникам задали вопрос: «Кто на завтра предпочтет выбрать воду или печенье?».

Оказалось, дети, которые ели печенья и испытали чувства жажды, не желают кондитерские продукты. Вторая часть детей выбрала выпечку — печенье.

Исследователи своим открытием, доказали, что окружающая среда влияет на развитие способности мыслить во времени у детей.

3. В Атланте специалистами Университета проводили исследования: влияние здоровой пищи в младенческом возрасте. Детей так же разделили на равные категории.

В 32-х летнем возрасте участников проверили на интеллектуальность.

Стало очевидным, что дети, которых до двух лет кормили кашами, обладают наилучшим созерцанием и познавательными навыками, чем остальные дети, которых не ели каши в раннем детстве, или употребляли в другом периоде жизни .

Родители, учителя примите во внимание результаты исследований психологов, которые помогут развить у детей способность мысленных путешествий во времени, которые способны развиваться параллельно другим навыкам .

Возможный план достижения цели в жизни

1. Распланированная по годам жизнь вмещает в себе больше весомых дел и событий.

Пример:
Вы на «скорую руку» собираетесь отдыхать. Накидали вещи в сумку и вперед. А если аккуратно все сложить, вошло бы больше. Так и ваша жизнь.

2. Составьте план по достижению цели, разумный, вдохновляющий.
Маленький план не сможет вас вдохновить. А большой – лучше разбить на цели, разбить на шаги.

3. Свобода созиданию.
Составленный план можно корректировать, дополнять при необходимости.

4. Удовлетворение в бытье.
Осуществление грандиозного плана, да еще раньше срока, придает стимул жизни.

5. Планируйте каждый день.
С вечера планируйте дела следующего дня и обязательно выполняйте.

Регулярное составление плана достижения цели – это цель вашего жизненного пути. С помощью внутренней мотивации обязательно достигните намеченной цели. Нужно только очень захотеть и все получиться.

Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового госу-дарства раскрывается через ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Высоко оценивая значимость этих конституционных запи-сей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права н свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. И это факт законо-мерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства н уважения прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Остановимся на причинах трудностей формирования пра-вового государства в России. а) Одна из основных трудностей - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией п сво-бодой. Россия - страна, в которой господствовал систсмоцен-тристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII -XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десиицкий, Н.И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, безграничной верой в "доброго царя". Либеральные идеи начали проникать в политико-правовую мысль во второй половине XIX - начале XX в. Стремление осмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформации и Просвещении, характерно для большой плеяды русских юристов и историков. Отсюда и идеи естественного права и правового государства, которые исследуются в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новго-родцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого и др. Они являются пока еще не оцененным вкладом в создание идеала права, обеспечение свободы личности и се прав. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде про-фессионалов, они остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Об этом с горечью писал Б.А. Кистяковскпй: "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию пашей интеллигенции"". Режим, установленный после Октябрьской революции, явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности - свободу, господство права, права человека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индиви-дуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными пра-вилами новой жизни. Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию революции - диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами2. Диктатура пролетариата - это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению Ленина, "дает ряд изъятий из свободы"4 по отношению к лицам, принадлежащим к "чуждым классам". Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Последующий период, связанный с деятельностью Стали-па, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. Процессы, произошедшие после победы Октября, не были случайными отклонениями в развитии страны. Они были закономерны для России с ее общиной, антииндивидуалпстической идеологий, со слепым подчинением власти, с массовым психологическим неприятием любых личностных проявлений, с ав-торитарностью лжеколлективизма. Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мерс способствовало утверждению в обществе лжеколлектпиистскпх начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, И. Бердяев отметил, что "марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью п оценкой человека класс с его классовыми интересами"1. Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип "нового советского человека". Формально не отрицая нрав и свобод граждан и даже включая их каталог в свои конституции, власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифицированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны в условиях казарменного режима. Преследование любых проявлений инакомыслия было органично для сложившегося политического строя и сохранялось долгие годы после ликвидации сталин-| ского режима. Перестройка явилась важным переломным этапом в отно-| шснни прав человека п правового государства. И хотя это были! первые робкие и непоследовательные таги по пути свободы([ недооценивать их нельзя. Нынешняя Россия оказалась па развалинах тоталитарно-! го режима, где сохранились живучие традиции недооценки че-| ловска, его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило последовательности, подлинно демократических ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры. Необходимо длительное время для того, чтобы государство не на словах, а на деле руководствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель-ной и исполнительной власти, местного самоуправления. Зада-ча состоит в том, чтобы сделать Конституцию РФ с ее ориента-цией па личность подлинным, реально действующим Законом, чтобы системой мер - правовых, организационных, нравствен-ных - создавать в обществе глубокое уважение к правам лич-ности. б) Низкая правовая культура должностных лиц, усугубля-емая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении и пренебрежении правом. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечи-вать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя де-мократическим и правовым. Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои нрава, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного производства. Вероятнее всего это результат неверия в ре-альность любых попыток защитить себя от беззакония. Р. Исринг стремление отстаивать свое право сопрягал с чувством достоинства личности. "Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремле-ния защитить себя и свое право, тот уже человек безнадеж-ный..."1. Покорность и непротивление человека в случаях наруше-ния его прав - характерная черта общественного правосозна-ния, доставшаяся нам в наследство от вековых антиличностных традиций. Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в своем обществе "идеи права". Необходимо под-готовлять людей к "борьбе за право" как проявлению их граж-данского долга, осуществлять пропаганду законодательства, которая в настоящее время предана забвению, чем отброшены хорошие традиции в данной области, сформировавшиеся в 60 - 80-е годы. Массовое практическое участие граждан в борьбе за утверждение порядка, основанного па праве, - необходимое условие формирования правового государства. Нынешняя апатия, безверие, аполитичность создают почву для произвола, полной незащищенности человека. в) В последние годы произошло ослабление российской -государственности, а это - движение в сторону, противопо-| ложную обществу, основанному на праве. Разрушение тота-|* литарного государства не было подкреплено четкими прсд-г? ставлепнями о принципах создания нового демократического" государства. Неприятие и негативное отношение к тоталитар-ному государству было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества - по-литических, экономических, социальных, нравственных. Сво-бодный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Государство должно содействовать реформам, а не восприниматься как враждебная сила, противостоящая интересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Только государство, действующее на принципах права, может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права. Укрепление российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня. Нельзя отождествлять "сильное" государство с тоталитар-ным. Последнее обретает могущество прежде всего путем развития своих силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится "сильным", лишь опираясь на право. Замечательный русский философ и юрист И.А. Ильин, насильственно высланный из России в 20-е годы, даже в период наибольшего торжества советской власти проро-чески предвидел ее неизбежное падение. Он предсказал и те разрушительные процессы, свидетелями которых мы сейчас являемся. И.А. Ильин считал, что для преодоления распада России необходима "сильная власть", которая совсем не то же самое, что "тоталитарная власть". "Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не свсрхправовой, а оформленная правом н служащая но нраву, при помощи права - всенародному правопорядку"". Правовая власть - это антипод тоталитаризма, способный обеспечить нрава и свободы личности, защитить ее достоинство. г) Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции н ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Указание на прямое действие Конституции не имеет ана-логов в отечественной практике и обязывает к тому, чтобы Кон-ституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенный признак правового государства. Запись ст. 15 дополняется и конкретизируется в ст. 18 Конституции, которая провозглашает: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание н применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления н обеспечиваются правосудием". Признание прав и свобод человека и гражданина непос-редственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее. Непосредственное прямое действие конституционных прав и свобод тесно связано с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Это - одни из существенных признаков правового государства, под-черкивающий значение прав и свобод человека как высшей цен-ности. Принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепят-ственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации текущим законом, разработке правил и процедур, упоря-дочивающих осуществление н соблюдение прав и свобод. Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждого проживающего па территории РФ на свободное передвижение н выбор места пребывания и жительства, конкретизирована в Законе РФ от 25 нюня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жн-, тельства в пределах Российской Федерации"; ст. 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедания"; п. 4 ст. 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе - в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267. Большое значение имеет законодательная регламентация судебных и административных процедур защиты нрав граждан. В частности, требует законодательного урегулирования ст. 33 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на индивидуальные и коллективные обращения. Однако принцип непосредственного действия прав и сво-бод означает, что эти права реально принадлежат человеку не-зависимо от того, конкретизированы они в текущем законода-тельстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Принцип непосредственного действия прав п свобод чело-века означает и их верховенство в правовой системе государ-ства. Законодательные и иные нормативно-юридические акты государства крайне многообразны, регулируют самые различ-ные сферы общественных отношений. И в этом многообразии приоритет принадлежит правам и свободам человека и гражда-нина, которые должны выступать главным ориентиром законодательной и правопрнмепитслыюп практики. Смысл и содер-жание законов, их применение выверяются тем, насколько они соответствуют обеспечению прав и свобод человека. В право-вон системе практически пет законов безразличных, нейтраль-ных к правам человека даже в тех случаях, когда они регули-руют отношения, на первый взгляд удаленные от этих нрав (например, компетенцию каких-либо органов государства, хо-зяйственную пли финансовую деятельность предприятий и т. д.). В конечном итоге любые законодательные акты замыкаются па сфере нрав и свобод человека и гражданина. Если какие-либо положения нормативно-юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными процедурами. Особая роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ, который призван разрешать дела о соответствии Конституции зако-нодательных и иных нормативно-юридических актов. Поэтому соответствие правам и свободам человека - не-пременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодатель-ной власти и призванное обеспечить верховенство прав и свобод человека. Это требование обращено и к органам исполнительной власти, для которых система прав и свобод человека и гражданина должна служить естественным ограничителем, не позволяющим в своей нормотворчсской и правопримснителыюн деятельности ущемлять эти права н свободы. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано осуществлять меры по укреплению законности, прав н свобод граждан (п. "е" ч. 1 ст. 114). Особое значение имеет рассматриваемое конституционное положение для органов местного самоуправления. Реализуя свою компетенцию, в частности обеспечивая самостоятельное реше-ние населением вопросов местного значения, владения, пользо-вания, распоряжения муниципальной собственностью, осуществление референдумов, выборов п других форм прямого волеизъ-явления, органы местного самоуправления должны исходить из незыблемости, нерушимости и непосредственного действия ос-новных конституционных и иных прав и свобод граждан как основополагающих принципов своей работы. Осуществление этих принципов на уровне местного самоуправления крайне важно для нормальной жизнедеятельности гражданина России. Непосредственное действие нрав н свобод человека и гражданина обеспечивается правосудием, что является признаком их реальности и эффективности. Обеспечение прав п свобод правосудием означает, что любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также индивидов, посягающие па права и свободы человека п гражданина и ущемляющие пх, могут быть обжалованы в суд. В соответствии со сг. 118 судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного п уголовного судо-производства. Эти формы судопроизводства выступают различными способами судебной защп ты прав и свобод человека. Прямое п непосредственное действие Конституции РФ, к сожалению, не стало реальным принципом пашей правовой жизни. Еще принимается немало юридических актов, противо-речащих Конституции (это характерно, в частности, для зако-нодательства значительной части регионов России, которые расширение самостоятельности восприняли как "освобождение" от этого непременного требования Конституции). Некоторые суды все еще не принимают дела к рассмотрению, если речь идет о праве, записанном в Конституции, но не конкретизиро-ванном в текущем законодательстве. Это свидетельствует о низком уровне правосознания и правовой культуры должностных лиц, о конституционном ни-гилизме. Конституция только тогда может стать Основным за-коном жизни, если ее предписания будут обязательны для каж-дого должностного лица - от президента до рядового работ-ника местной администрации п самоуправления. д) Непосредственное действие прав и свобод человека, зак-репленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершен-ствовании механизмов и процедур (конституционных, судебных, административных и иных), призванных защищать и обеспечивать права и свободы граждан. Это делает надежной государственную защиту прав граждан, которая является важным фактором развития правовой государственности. Напомним прежде всего, что ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Гараитированпость государственной защиты непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 2). С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему государ-ственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи. 1. Прежде всего следует подчеркнуть, что государственная гараптпроваиность прав и свобод человека и гражданина воз-можна лишь и условиях демократического правового государ-ства. Как уже отмечалось, ст. 1 Конституции провозглашает РФ таким государством. Права и свободы человека и гражданина исторически возникают с развитием демократии, порождены сю н могут реально существовать и развиваться только в демократическом обществе. Свертывание демократии всегда начинается с ограничений (прямых или косвенных) нрав н сво-бод человека и гражданина. Поэтому для их обеспечения необ-ходимо формирование н развитие демократии, утверждение принципов права п ценности достоинства личности. 2. Важной государственной гарантией прав и свобод чело-века является признание их непосредственно действующими, определяющими функции законодательной п исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18). 3. Государственной гарантированпости прав и свобод че-ловека и гражданина служит то, что их регулирование относит-ся к исключительному ведению РФ, а это призвано обеспечить единый правовой статус лиц, проживающих на территории РФ. Вместе с тем защита прав н свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федера-ции и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). 4. Гарантом прав и свобод человека н гражданина является Президент РФ. 5. Конституция РФ предусматривает учреждение должно-сти Уполномоченного по правам человека. В настоящее время этот институт функционирует в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г." 6. Задача осуществления мер, обеспечивающих права и свободы человека, входит в компетенцию Правительства РФ (ст. 114, п. 1 "с"). Учитывая важность этой задачи и необходи-мость ее реального обеспечения, при Правительстве РФ следо-вало бы создать орган (комитет, комиссию), в функции которо-го входила бы разработка гарантий социальных, экономических и культурных прав граждан. Эти вопросы приобретают особую значимость в условиях рыночных отношений. Наряду с общими государственными следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. 1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ), которая в соответствии с Конституцией РФ обеспечена каждому (ст. 46). Часть 2 ст. 118 отмечает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав человека и гражданина. 2. Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также на-правлять индивидуальные и коллективные обращения в го-сударственные органы п органы местного самоуправления. В этой связи необходимо принять Закон об обращениях граж-дан. 3. Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблении властью. Го-сударство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Следует рассчитывать, что право каждого па возмещение госу-дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должно-стных лиц, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ, займет достойное место в системе юридических гарантий. Практика возмещения государством вреда в прежние годы фактически отсутствовала, и сейчас она нелегко пробивает себе дорогу. Поэтому так важно закрепление в Конституции РФ приведенного выше положения. 4. Наконец, в Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ). Как видно из изложенного, Конституция предусматривает широкий спектр способов и механизмов защиты нрав человека. К сожалению, многие из них пока еще работают крайне слабо. Совершенствование всех механизмов п процедур защиты прав человека - необходимое условие формирования правовой го-сударственности. Государственная защита прав человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого все-ми способами, не запрещенными законом. Такими способами защиты могут быть обращения в средства массовой информа-ции, использование различного рода общественных объедине-ний (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, собраниям граждан с целью привлечь внимание к нарушению своих (а подчас и не только своих) прав и свобод. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим государственные гарантии защиты прав человека. Особое место занимает правозащитное движение, т. е. кол-лективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (ин-валидов, детей-сирот, военнослужащих и т. д.). Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было официально сформулировано в Итого-вом документе Венской встречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев-ропе. Государства - участники Венской встречи выразили ре-шимость "уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и за-щиту прав человека и основных свобод". Однако действия человека не должны идти вразрез с зако-нами, установленными в обществе: нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу правоохранительных и других учреждений; публично оскорблять лиц, которые, по мнению индивида, отстаивающего свои права, виновны в их нарушении, создавать ситуации, создающие угрозу для жизни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремистские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельности общества. е) Есть еще одна причина, тормозящая формирование пра-вового государства в России: крайне сложная экономическая ситуация. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемо-сти экономики, сосредоточение огромных богатств в руках небольшой группы людей определили резкую поляризацию обще-ства но признаку отношения к собственности и степени матери-альной обеспеченности. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом пашен жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, связанное с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения, незаконным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядовых граждан под-ключиться к деятельности различных акционерных обществ п фондов кончаются неизбежным разорением, безучастным сви-детелем которого является государство. Озабоченность повседневными материальными проблема-ми отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повысить свое материальное положение и влиять на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни. Между тем, как уже отмечалось, правовое государство спо-собно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарно-сти п согласовании интересов, нравственных началах. После затянувшейся эпохи насилия и подавления свободы личности должен идти поиск новых форм жизни, обеспечивающих спра-ведливость и благо всех членов общества."В чем же настоящие и истинные цели государства? - спрашивал Б. Кпстяковс-кий. - Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Государство само но себе есть всеобъемлющая форма солидарности между людьми, и вместе с тем оно ведет к созданию и выработке наиболее полных п всесторонних форм человеческой солидарности. Общее благо - вот формула, в которой выражаются цели п задачи государства"1. Всеобъемлющей формой солидарности людей может бьт только правовое государство, цель которого - защита прав и; свобод человека, и на формирование такого государства должны | направляться усилия всего российского общества.

Организация по определению – это группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить то, что они не могут выполнить индивидуально.

Цели – это конечные состояния системы (в данном случае организации и ее элементов), которое стремиться добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели; особенно это касается организаций различных типов. Например, организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, некоммерческие учебные и научные учреждения, больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направлений деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того, чтобы получить, например, прибыль, предприятие должно сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность, – то есть в каждой функциональной области, о которой говорилось выше. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но они, вероятно будут уделять большее внимание социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Таким образом, любая организация ставит перед собой множество целей, разных по значимости, срокам их достижения и охвату персонала, занятого их достижением. Одни цели устанавливаются для всей организации в целом и на их достижение затрачиваются практически все имеющиеся ресурсы. Другие же определяются только для какой-то функциональной области, третьи – для конкретного человека или определенной группы людей.

Поэтому все многообразие целей, как правило, разделяют на четыре категории по степени охвата целью персонала организации и горизонту, на который эти цели определяются.

К первой категории относится только одна цель, называемая миссией организации. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Все остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат критериями для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у нее не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решения только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство целей, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как IBM, Ford, Delta Air Lines, McDonalds, Sony Corporation, Kodak и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку миссии.

В качестве примера можно привести формулировку миссии одного из крупнейших финансовых учреждений США – компании Son Banks: «Миссия компании Son Banks заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».

Миссия известной японской фирмы Sony Corporation заключается в том, чтобы посредством высокотехнологичных разработок, инновационной деятельности в сфере производства и организации сплоченного трудового коллектива удовлетворить потребности покупателей в мировом масштабе.

Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержания организации в будущем. Если предприятие берет на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если конечно, исключить плохое управление при осуществлении этой миссии. Аналогичным образом, если некоммерческая или общественная организация последовательно работает над удовлетворением потребностей своего круга потребителей, она обязательно должна получить поддержку, которая ей необходима для продолжения своей деятельности.

Итак, как уже было сказано, миссия – это основная общая цель организации. Для ее осуществления, собственно, и существует сама организация. Деятельность каждого члена организации направлена в первую очередь на реализацию ее миссии.

Другие общие цели , за исключением миссии, образуют вторую категорию целей. В отличие от миссии, цели этой категории, хотя и разрабатываются для организации в целом, имеют ярко выраженную функциональную направленность. Так же, как и миссия, они разрабатываются на длительную перспективу, но, вместе с тем, они обязательно увязываются с имеющимися ресурсами и имеют четкую ориентацию во времени, горизонт прогнозирования (то есть для каждой цели должно быть определено, к какому периоду времени, к какой дате эта цель должна быть достигнута).

Общие цели устанавливаются для каждой функциональной области, однако, перечень таких функциональных областей может быть различным. Поэтому в каждой конкретной организации формируется собственный набор общих целей. Он разрабатываются для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она захочет наблюдать и измерять.

Например, общими целями в области маркетинга могут быть увеличение доли рынка до определенного процента в течение определенного периода, обеспечение продажи какого-либо объема товара, завоевание какой-то определенной потребительской аудитории (опять-таки, за четко обозначенный период времени) и т.д. Общие цели в управлении персоналом могут выражаться в таких количественных показателях, как число невыходов на работу, опозданий, количество часов профессионального обучения, размер заработной платы и т.д.

Третью категорию целей образуют специфические цели , которые разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности в рамках общих целей для каждой функциональной области. Между общими и специфическими целями существует ряд различий прикладного характера, что и обусловило их выделение в отдельную категорию. Во-первых, специфические цели разрабатываются, как правило, на более короткий срок, чем общие. Во-вторых, в рамках каждой общей цели разрабатывается несколько специфических, и если общие цели устанавливаются для каждой функциональной области в целом, а нередко их достижением занимается несколько функциональных областей, то реализацией специфических целей занимаются отдельные подразделения в рамках одной функциональной области. Достижение специфических целей всеми функциональными подразделениями обеспечивает и достижение общей цели.

Специфические цели могут быть двух типов. Одни являются детализацией общих целей (или других специфических целей более высокого уровня), а другие представляют собой эквиваленты критериев достижения этих целей. Например, в рамках такой общей цели, как увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Украины к началу следующего года, могут быть разработаны следующие специфические цели: «Увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Луганской области на 8% к 1 октября нынешнего года» и Увеличение времени трансляции рекламы продукции предприятия на украинском национальном телевидении на 20% до 1 сентября текущего года». В первом случае специфическая цель представляет собой детализацию общей цели, а во втором – является одним из критериев ее достижения.

Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Например, цели отдела маркетинга корпорации Sony будут ближе к целям такого же отдела компании Proctor & Gamble, чем к целям производственного отдела самой Sony, и могут заключаться, скажем, в увеличении потребительской аудитории на 15% в следующем году.

Из-за различий в специфических целях подразделений руководство должно принимать усилия по их координации. Основными направляющим моментом при этом следует считать общие цели организации. Цели подразделений должны внести конкретный вклад в достижение целей всей организации, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Четвертая, последняя категория целей – это задачи. Задача – это краткосрочная цель, строго ограниченная во времени и других ресурсах и выполняемая одним или несколькими определенными членами организации заранее определенным способом. Возникновение задач связано с углублением разделения труда в организации и появлением специализации отдельных работников в рамках одного подразделения. С исторической точки зрения, изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. В соответствии с принятой структурой организации каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (подробнее об этом будет сказано ниже).

Все задачи организации направлены на работу с ресурсами и в соответствии с этим делятся на несколько категорий. Это работа с людьми (человеческими ресурсами), капиталом (финансовыми ресурсами), предметами (материальными ресурсами) и информацией (информационными ресурсами). Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоим из работы с предметами. Задачи же мастера – это, в основном, работа с людьми.

Чтобы лучше понять различия между миссией, общими, специфическими целями и задачами, в таблице 2 приведены их основные особенности.

Таблица 1 Характеристики целей организации

ХАРАКТЕРИСТИКА МИССИЯ ОБЩИЕ ЦЕЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ
1. По уровням управления
1. Организация в целом Единая миссия на неопределенный срок Несколько целей на длительную перспективу
2. Функциональная область Единая общая цель или частичное достижение нескольких целей Несколько целей в средне- и краткосрочном аспекте
3. Подразделение Одна или несколько целей, как правило краткосрочных Несколько задач для отдельных работников или групп
4. Работник или малая группа Одна или несколько взаимосвязанных задач
2. По элементам характеристики
1. Горизонт определения цели Не определен Долгосрочный и среднесрочный Среднесрочный и краткосрочный Краткосрочный
2. Уровень обеспечения реализации Организация в целом Одна или несколько функциональных областей Одно или несколько подразделений Отдельный работник или малая группа
3. Количество устанавливаемых целей в определенный момент времени Одна для всей организации Одна для функциональной области или несколько для нескольких областей Одна для подразделения или несколько для нескольких подразделений Одна для работника или несколько для малой группы
4. Число уровней целей Один для всей организации Несколько для организации и один для функциональной области Несколько для функциональной области и один для подразделения Несколько для подразделения или малой группы и один для конкретного работника
  • Как правильно ставить цели по системе SMART.
  • Как применять технику SMART-цели в компании.
  • Как внедрить SMART-цели в компании.

SMART-цели – самый распространенный метод постановки целей в целеполагании. Однако не все умеют им пользоваться на практике.

Методика SMART, предложенная Питером Друкером, названа по первым буквам английских слов specific (конкретная), measurable (измеримая), achievable (достижимая), relevant (совместимая) и time-bound (определенная во времени).

Концепция управления по целям (management by objectives, MBO), в рамках которой появились принципы SMART, уже стала классикой международного менеджмента. Она основывается на умении руководителя ставить «умные» (англ. smart – умный) цели перед подчиненными и самим собой (стратегическое управление, в свою очередь, предполагает взгляд сверху, когда целостная картина важнее отдельных цифр. Построить целостную картину позволяет инструмент – стратегическая карта компании. Инструмент был разработан в рамках теории сбалансированной системы показателей, научиться составлять такую карту и пользоваться ей вы сможете, пройдя в Школе генерального директора).

SMART:

S – specific, significant, stretching - конкретная, значительная. Это значит, что постановка цели должна быть конкретна и ясна. «Прозрачность» определяется однозначным восприятием всеми сторонами. Если вы ставите цели, они должны быть понятны и выражены предельно точно. При постановке целей нельзя использовать глобальность и неопределенность. Конкретные цели скажут вашему сотруднику:

  • ваши ожидания от его деятельности;
  • сроки выполнения поставленных задач;
  • точный результат.

Конкретизация сможет точно оценить промежуточные успехи, приближающие выполнение конечных целей. Продолжение каждой конечной цели - это сверхзадача. Если сверхзадача отсутствует, недостижимой будет даже ближайшая цель. По сути, это дополнительный мотив.

M – measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая. Результат выполнения цели должен быть измеримым, притом измеримость должна применяться не только к финальному результату, но и к промежуточному. Какой толк от цели, если нет возможности ее оценки? Если цель будет неизмеримой, невозможно оценить ее достижение. А сотрудники? У них не будет мотивации двигаться дальше, если у них не будет конкретной оценки их успеха.

A – attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия. Важно не забывать про адекватность поставленной цели и быть уверенным, что эта цель точно достижима, путем оценки ресурсов и различных влияющих факторов. Каждая цель должна быть достижима для любого сотрудника и, как следствие, всей компании. Самое оптимальное - цели, которые требуют при выполнении усилий, однако не являются запредельными. Слишком высокие и слишком легкие цели теряют свою ценность и сотрудники будут ими пренебрегать.

R – realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты. Цели должны быть всегда актуальными и не идти вразрез с прочими целями и приоритетами организации. Обоснованность цели это один из ключевых инструментов для претворения миссии вашей компании в жизнь. Каждый знает закон Паретто, который гласит, что 80% результатов достигаются 20% усилий, а оставшиеся 20% результата потребуют 80% усилий. Аналогично можно сказать, что 20% товара дают 80% выручки и здесь главное видеть эти 20% продукции.

T – time-based, timely, tangible, trackable - на определенный период, своевременная, отслеживаемая. Срок выполнения цели - ключевая составляющая целепостановки. Срок может быть определен конкретной датой или периодом. Каждая цель - как поезд, имеет свое время отправления, прибытия и длительность поездки. Ограничение цели во времени поможет сосредоточиться на выполнении в срок. Цели без сроков чаще всего будут провалены, в виду повседневных авралов.

Как с помощью SMART улучшить бизнес-процессы

Метод SMART позволяет выявить узкие места в бизнес-процессах, повысить операционную эффективность и выбрать эффективные методы анализа. Как строить стратегию по принципу SMART, читайте в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Примеры личных целей по SMART

  1. Начать зарабатывать 200 000 рублей ежемесячно на текущем месте работы к 1 марта 2018 года.
  2. Поступить на бюджет в МГУ на филологический факультет в 2018 году.
  3. Сдать экзамен на получение водительского удостоверения категории В до 31 мая 2018 года.
  4. Похудеть на 10 кг к 1 июля 2018 года.
  5. Провести 3 недели в Риме, в 5-звездочном отеле в центре города с 1 по 20 мая 2018 года.
  6. Пройти бесплатный тренинг «Личностный рост» до 31 августа 2018 года.
  7. Выучить 100 английских слов за 30 дней.
  8. Прочитать все статьи Генерального Директора до 20 ноября 2018 года.

Это примерные цели, которые корректно поставлены и соответствуют всем вышеперечисленным критериям.

Как сформулировать цель с помощью техники SMART

  1. Чтобы достичь какой-либо цели, важно для начала сформировать намерение. Желательно в письменном виде. Чтобы верно сформулировать цель, примените к своему намерению метод SMART. Таким образом, вы сразу увидите те скрытые проблемы, которые могут помешать вашему намерению исполниться.
  2. Формулировка цели по методу SMART - лучший способ сконцентрироваться на вашем намерении. То есть, вы уже автоматически настроитесь на необходимую волну. Как результат, вы не только придумаете способ, как достичь цель, но и «притянете» все необходимые события, а в некоторых случаях, достигнете целей, ничего для достижения не делая.
  3. Применяя конкретизацию и способ измерения достижения результата, вы сформируете лучшее понимание того, что вы хотите на самом деле. Такой подход поможет выявить свои цели и избавиться от навязанных.
  4. Проверяя свою цель на реалистичность, вы непременно осознаете и поймете связь этой цели с другими вашими целями, целями близких людей и т.д.
  5. SMART-метод применим также к советам от других людей, к любым рекомендациям, предложениям и т.п. (например, на совещании)
  6. Когда целей много, SMART поможет отсеять «плохие» цели и работать только с «хорошими».

Мнение эксперта

Владимир Ларионов, генеральный директор компании «Ауди Центр Варшавка», Москва

Наше предприятие при постановке целей использует методику SMART. Остановлюсь подробнее на основных составляющих этой методики:

Буква S. Наша цель – заработать.

Буква M. Для каждого центра прибыли мы четко определяем, сколько он должен принести денег в общую копилку и что для этого нужно сделать. Например, цель отдела продаж – заработать известную сумму за счет реализации определенного числа автомобилей. Есть подразделения, которые сами ничего не продают, но без них бизнес-процесс немыслим (например, клиентский отдел). Перед сотрудниками таких подразделений ставится своя цель – также выраженная в цифрах. Например, мы измеряем уровень удовлетворенности клиентов, проводя опросы, поэтому цель клиентского отдела – достичь запланированного уровня удовлетворенности.

Буква A. Цели должны быть достижимы. Достижимы не означает занижены – лучше приподнять планку. У меня есть поговорка: «Если ты выйдешь на ковер против более тяжелого соперника – ты его, может, положишь, а может, и нет. А если не выйдешь – не положишь никогда». Очень важно контролировать достижение промежуточных показателей. Если мы видим, что кто-то не выполняет план, задача всех подразделений – помочь ему. Например, несколько лет назад у нас была угроза срыва плана продаж из-за отсутствия новых машин определенных моделей на складах производителя. Тем не менее компания нашла выход: мы стали управлять спросом, стараясь продавать автомобили тех моделей, которые были в наличии, и стимулировать производственный заказ дефицитных моделей. В общем, делать все, чтобы не потерять наших драгоценных клиентов из-за возникших проблем.

Буква R. Цели конкретных подразделений должны соотноситься с общей целью компании. К примеру, основная задача транспортного отдела – поддержание парка тестовых и подменных машин в исправном состоянии. С другой стороны, подменные автомобили помогают зарабатывать деньги – при наличии свободных машин мы предлагаем их в аренду клиентам.

Буква T. Достижение цели должно быть ограничено временными рамками (месяц, квартал, год и т. д.).

Когда SMART-цели уместны, а когда нет

1.Дата достижения результата должна актуализироваться. Нет смысла в долгосрочном планировании по SMART, так как ситуация может меняться кардинально, если вы ставите не актуальные цели до достижения сроков. Как пример, тот случай, когда у человека «семь пятниц на неделе».

2. Если при вашем положении дел результат не важен, а важен лишь вектор движения и его направление, полноценное использование SMART становится невозможным.

3. Метод SMART всегда направлен на совершение какого-либо действия для того, чтобы достигнуть поставленных целей. Если же вы понимаете, что действия предприниматься для достижения цели не будут, метод теряет свою эффективность.

4. Многим сотрудникам гораздо больше подойдет спонтанное планирование. О том, как цели, поставленные по SMART, помогают предовращать конфликты в компаниях, мы расскажем ниже.​

14 советов, как ставить и достигать цели

SMART-подход в первую очередь используют крупные и технологичные компании. Чем крупнее организация, тем сложнее следить за работой отдельного сотрудника. SMART же позволяет контролировать работу даже большого коллектива. Если работникам приходится выполнять однотипные задания, имеет смысл задать алгоритм действий, используя принципы SMART, чтобы каждый раз не объяснять все заново. Ограничение существует только одно: писать алгоритм имеет смысл лишь для достаточно простых задач с заранее понятным результатом.

SMART позволит честно оценить результат каждого сотрудника в режиме онлайн. Достижение конкретных целей – самый понятный критерий при расчете вознаграждения. Средний показатель исполнения поставленных задач по методике SMART обычно колеблется в пределах 80–90%; если он снижается до 50% или падает еще ниже, то работу сотрудника следует признать неэффективной. В соответствии с ним и рассчитывается вознаграждение.

Эффект от внедрения методики SMART сравнивают с включением света в темной комнате: в одно мгновение становится видно, кто чем занят и насколько каждый сотрудник полезен компании.

Цели для подчиненных, поставленные по SMART, помогли решить споры с начальством

Кирилл Гончаров, Начальник отдела продаж компании Oy-li, Москва

Расскажу свой практический случай. Я занимал позицию заместителя директора по развитию в управляющей компании банковско-строительной группы. Начальник отдела маркетинга постоянно вступала со мной в спор. К примеру, я говорил: «На днях услышал о запуске новой акции нашими конкурентами (партнерами и т.п.). Может мы можем внедрить этот опыт и у нас?». Чаще всего, в ответ мне доставались негодования и протесты. Конечно же, я осознавал, что те акции, которые проводятся, например, магазинами сантехники, нашему бизнесу подходят мало, но я был не согласен с маркетинговым планом, где из месяца в месяц стояли одни и те же мероприятия - выставки и публикации. Я начал применять другой подход, ставил задачи директивно: «Прошу вас подготовить комплекс мероприятий, направленных на повышение продаж. Жду план действий и расчет бюджета к такому-то числу. Я понял, что вы считаете, что все не работает, значит предложите мне то, что будет работать». Руководителю отдела маркетинга не понравились подобные задачи и мне пришлось ее заменить.

Когда подобная ситуация возникла в моей практике впервые, я переживал и думал, где была моя ошибка. Но затем я нашел решение данной проблемы. Каждое мое задание я выверяю по SMART и удостоверяюсь в полном понимании исполнителем.

Как внедрить SMART-цели в компании

SMART можно приобрести как продукт – компьютерную программу, которая устанавливается на ПК сотрудников. В этом случае у каждого работника появляется личный план со сроками выполнения отдельных заданий и их стоимостью. В любой момент руководитель может проверить степень готовности той или иной работы, посчитать количество рабочих часов сотрудника, количество просрочек, ошибок. Если исполнителей несколько, то можно проконтролировать, например, сколько времени какой-либо документ находился у каждого участника процесса, кто задерживал работу. Приобретая подобную программу, будьте готовы к тому, что придется потратить много времени и сил на описание целей работы каждого сотрудника. Поручите сделать это специалистам по работе с персоналом на основе должностных инструкций.

SMART как управленческую технологию может без ограничений использовать любой руководитель: давая очередное задание подчиненному, сверьтесь с описанными выше принципами постановки целей. Помните, что работа организована наиболее эффективно, если сотрудник сам ставит себе задачи, а вы лишь утверждаете их.

  • Критерии оценки персонала, которые дадут наилучший результат

Рассказывает практик

Руслан Алиев , генеральный директор ЗАО «Капиталъ Перестрахование», Москва

Мы планируем деятельность компании на основе концепции целевого управления. Начинаем с определения глобальных целей бизнеса, фиксируем их в стратегическом плане развития компании. Далее описываем конкретные цели на ближайший год. Они находят отражение в операционном плане.

Операционное планирование – серьезное мероприятие: от качества его проведения зависит вся деятельность компании, включая бюджетные показатели и систему мотивации.

Умение грамотно поставить цели мы считаем ключевым навыком управленца. Чтобы добиться от подчиненных нужного результата, следует избегать неопределенных заданий с формулировкой «улучшить» или «усовершенствовать» что-либо. Очень важно определять цели вместе с сотрудником и предоставить ему возможность пообщаться с руководством по итогам проделанной работы. Наконец, цели должны ставиться «на вырост». Высокая планка только увеличивает мотивацию, если, конечно, сотрудник внутренне готов достичь ее.

Чтобы иметь возможность максимально объективно оценивать эффективность работы персонала, мы разработали ключевые показатели деятельности (КПД) для всех должностей. Необходимого уровня можно достичь, только если сотрудник хорошо справляется с задачами операционного плана. Среди ключевых показателей есть как количественные (монетарные), так и качественные (немонетарные). У каждой категории сотрудников – свои приоритетные направления работы. Соответствующие показатели имеют большее значение при оценке их деятельности и в большей степени отражаются на доходе. Так, для продающих подразделений важнее всего финансовые показатели и монетарные КПД, для поддерживающих (кадровая служба, юристы, финансисты) – качественные, связанные с организацией и поддержкой бизнес-процессов.