(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Белочка»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»
(из опыта работы)

Воспитатель: Кузьминых С.И.

2016 г

Основной вид дошкольной деятельности - это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.

Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно использую игровые технологии.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровосбережение.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игра - главное содержание детской жизни.

В своей педагогической деятельности мною используются занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения.

Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводили НОД по таким темам, как «Веселые приключения», «Путешествие в страну чудес», «Прогулки в сказочный лес», и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает) .

Для обеспечения активной деятельности детей в НОД я предлагаю им своеобразную реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, освоение средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.)

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать детей, активизировать внимание дошкольников, побудить их к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения».

После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивает у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже? » дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.

Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе? », «Сколько концов у одной палки? А у двух? », «Найди отличие», «Цепочка закономерностей».

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивают произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учатся выявлять закономерности.

Обязательно в НОД включаем физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяет переключить активность (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации.

Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания занятию игрового характера, мы используем разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, созданные своими руками.

Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры помогают обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр нами также широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что непосредственно образовательная деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

Так, дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Помоги Буратино дойти до школы», «На что похоже? » и др. - знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивать сообразительность, упражняют ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.

Игра « Найди игрушку».

« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти» Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

Игра «Считай - не ошибись! »

Игра «Чудесный мешочек»

Направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

“Танграм” и «Монгольская игра» - из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Успешность освоения игр в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходит прививание ребенку знания в области математики, он обучается выполнять различные действия, умственные операции, развивает память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности.

А проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-Пресс, 2008.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Диагностика готовности ребенка к школе/ Под ред. Н. Е. Веркасы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

6. Полякова Н. Воспитывать радость познания// Дошкольное воспитание. – 12/2004.

7. Смоленцева Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987.


«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»

Формирование элементарных математических представлений

посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному

образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут

активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:

морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая

аналогия), наоборот.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.

Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.

Формирует подвижность и системность мышления.

Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.

Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.



Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)

1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.

2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».

(Роль Героя будут выполнять сами дети.)

3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).

4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов:

1.Объект, ты кто?

2.Объект, какого ты цвета?

3.Объект, какое у тебя главное дело?

4. Объект, что ты ещё умеешь делать?

5.Объект, какие у тебя есть части?

6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?

Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины

–  –  –

Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)

1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.

2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.

3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).

Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.

Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?

В своей работе я использую:

а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;

б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.

Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

Возможности метода:

Развивает воображение, речь детей.

Формирует у детей основы системного мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.

Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.

Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.

В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").

Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).

В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.

–  –  –

Алгоритм работы по СО:

В: Для чего люди придумали число 5?

Д: Обозначать количество предметов.

В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).

Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.

В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.

Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.

В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?

Д: Числом 4.

В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?

Д: Числом 6.

Примечание.

Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).

Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.

В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.

СИНЕКТИКА

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».

В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.

Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.

В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:

а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);

б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).

Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).

Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.

Например, В: На что похожа цифра 3?

Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….

В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?

Д: На рога барана.

В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.

ДИХОТОМИЯ.

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".

Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".

Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска

Обучать мыслительному действию - дихотомия.

Возможности метода:

Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.

Формирует элементарные математические представления.

Ломает стереотипы в формулировке вопросов.

Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).

Активизирует словарь детей.

Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.

Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).

Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).

Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:

Это трапеция? - Нет.

Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),

Это овал? - Нет.

Это слева от овала? - Да.

Это круг? - Нет.

Это справа от круга? - Да.

Это призма? - Да, молодцы.

Метод «НАОБОРОТ».

Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.

Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».

Варианты игры:

1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.

2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».

Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»

и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».

Подготовила педагог Журавлева В.А.

Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.

    Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

    Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

1.Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма­тематических представлений в детском саду. На них возлагает­ся ведущая роль в решении задач общего умственного и математи­ческого развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реа­лизуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и разви­ваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений у детей строят­ся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, ин­дивидуального подхода к детям и др.

Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непре­ходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

2.Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

Что сделает занятия по математике эффективными?

Нетрадиционная форма.

Учет индивидуальных, возрастных и психологических

особенностей детей.

Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Игровая мотивация.

Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

К нетрадиционным формам занятий относятся:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

Занятия-аукционы . Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты . Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию.

Занятия -диалоги . Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной.

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей. Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда. Экспериментирование и опыты . Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Экскурсии и наблюдения . Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся:

С трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

С количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятия по ознакомлению детей с какими-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном и социальном мире, а также по мере освоения математического материала. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений и профилактики нарушений счетной деятельности. Литературное произведение как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи и сформированность элементарных математических представлений у дошкольников. Если внимательно прочитать произведения для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Художественные произведения, прежде всего стихотворные, педагог может использовать на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам и т.п. литературные произведения включаются в театрализованные и сюжетно- дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами. Одно и тоже произведение можно использовать в разных игровых ситуациях. Таким образом, оно как бы проходит через жизненный и игровой опыт ребенка. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет». Таким образом, умение отбирать лексические средства, наиболее точно раскрывающие математический смысл, проявляется как в контексте формирования математических представлений, так и в контексте обучения произвольности построения связного высказывания. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

Занятия с использованием новых информационных технологий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Вывод :

Использование непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей.

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников.

НОД способствует развитию умения работать самостоятельно.

В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры).

Ребята с удовольствием ждут таких игр.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974

Козлова Людмила Николаевна
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Обобщение педагогического опыта работы

Представил :

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 13 г. Сосногорска»

Козлова Л. Н.

г. Сосногорск, 2018г.

1.Aктуальность

Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

2. Теоретическое обоснование опыта

Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины.

Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал .

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

3. Результативность педагогического опыта работы

С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :

1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения .

2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.

3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр .

3. Библиографический список :

1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005.

2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) .

3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993.

5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003.

9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984.

10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990.

11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006.

12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

на тему «Использование развивающих игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

воспитатель МБДОУ Детский сад № 5 пгт Тымовское

Дубцова Ирина Николаевна

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р, повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян и обеспечит потребности в квалифицированных специалистах.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало.

Одна из таких технологий – это игры Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный «мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

Занимаясь с ребенком играми - головоломками Воскобовича мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику рук, творческие способности детей.

В основу этих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил нам разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллекта и аналитических способностей.

Свою работу по технологии В.В. Воскобовича, я построила так: в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры. Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка.

Интересное знакомство произошло у детей с играми «Чудо-крестики», «Чудо-соты». На начальном уровне дети собирали фрагменты фигур в единое целое, а затем задания усложнялись. Дети, используя схемы, собирают различные образы фигур и предметов.

Конструктор В.В. Воскобовича «Геоконт» несомненно, привлёк внимание ребят. С помощью волшебных ниточек-резинок дети выполняли задания. На первом этапе они конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение.) В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» в виде задания, вопроса, задачи. Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка. Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной.

С неменьшим интересом ребята познакомились с игрой «Прозрачный квадрат». Сказочная история Малыша Гео служит прекрасной мотивацией для выполнения ребенком различных интеллектуальных задач и одновременно, является материалом для развития речи. Эта игра предоставляет огромные возможности детям для собственных творческих идей.

Всем родителям хочется, чтобы их малыш как можно раньше запомнил цифры, научился считать, разобрался с составом числа, а в школе легко освоил таблицу умножения. Чтобы добиться этих целей мне в работе помогают «Математические корзинки», где без дидактического давления ребята осваивают состав числа в пределах пяти, десяти и второго десятка, учатся считать складывать и вычитать. Знакомится с такими понятиями, как полное, неполное и пустое множество . Изюминкой этой дидактической игры является комплексное использование трёх анализаторов ребёнка: слухового, зрительного и тактильно-осязательного. Это помогает наилучшему освоению им состава числа и счётной деятельности.

Еще одна из игр, которая помогает нам освоить состав числа – это Счетовозик. Увлекательная развивающая игра, которая развивает у детей пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомит с составом числа.

На всех этапах работы с играми Воскобовича приходится создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, важно детей заинтересовать данными играми, ведь если игра нравится ребёнку, то он будет в неё играть, а соответственно повышать свой уровень развития.

Использование этих игр помогает мне эффективно решать образовательные задачи по математике. Разработанная нами на основе технологии Воскобовича система предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. Реализация данной системы проходит во время совместной деятельности детей и взрослого. Разработано перспективное планирование, включающее в себя 34 образовательные ситуации. Игровые образовательные ситуации проводится рамках культурных практик в свободное время продолжительностью 25-30 мин. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Применяя данную технологию, мы уже смогли достичь положительных результатов. Анализ результатов диагностики показывает увеличение количества детей со средним и высоким уровнем развития интеллектуальных способностей. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть: желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Важно, что у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в команде.

Наблюдается интерес детей к играм в свободное время, когда у детей есть большой выбор деятельности, многие возвращаются в «развивающий уголок» и продолжают сказочные приключения .

Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе был проведен семинар по применению игровой технологии Воскобовича « Сказочные лабиринты игры » .

В дальнейшем мы планируем ввести весть комплекс игр Воскобовича в образовательный процесс. С этой целью мы уже приобрели комплекты игр на всех детей группы, панно «Фиолетовый лес» и сказочных персонажей. В группе хотим создать отдельный уголок «Фиолетового леса».

Я уверенна, что игры помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, что позволит им ещё ни раз побеждать на конкурсах, хорошо учиться в школе и в дальнейшем быть успешными людьми.