О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ

Происхождение Славян Российских. Поляне. Радимичи и Вятичи. Древляне. Дулебы и Бужане. Лутичи и Тивирцы. Хорваты, Северяне, Дреговичи, Кривичи, Полочане, Славяне Новогородские. Киев. Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов. Финские или Чудские народы в России. Латышские народы. Междоусобия

Славян Российских. Господство и гибель Обров. Козары. Варяги. Русь.

Нестор пишет, что Славяне издревле обитали в странах Дунайских и,

вытесненные из Мизии Болгарами, а из Паннонии Волохами (доныне живущими в

Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. Сие известие о

первобытном жилище наших предков взято, кажется, из Византийских Летописцев,

которые в VI веке узнали их на берегах Дуная; однако ж Нестор в другом месте

говорит, что Св. Апостол Андрей - проповедуя в Скифии имя Спасителя,

поставив крест на горах Киевских, еще не населенных, и предсказав будущую

славу нашей древней столицы - доходил до Ильменя и нашел там Славян:

следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили в России уже в

первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары утвердились в Мизии. Но

вероятно, что Славяне, угнетенные ими, отчасти действительно возвратились из

Мизии к своим северным единоземцам; вероятно и то, что Волохи, потомки

древних Гетов и Римских всельников Траянова времени в Дакии, уступив сию

землю Готфам, Гуннам и другим народам, искали убежища в горах и, видя

наконец слабость Аваров, овладели Трансильваниею и частью Венгрии, где

Славяне долженствовали им покориться.

Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем

венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, Славяне в то же

время обитали и внутри России; может быть Андрофаги, Меланхлены, Невры

Геродотовы принадлежали к их племенам многочисленным. Самые древние жители

Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем

вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых

воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое

летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то

древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром

Великим, победителем Гетов.

Но Историк не должен предлагать вероятностей за истину, доказываемую

только ясными свидетельствами современников. Итак, оставляя без

утвердительного решения вопрос: "Откуда и когда Славяне пришли в Россию?",

опишем, как они жили в ней задолго до того времени, в которое образовалось

наше Государство.

Многие Славяне, единоплеменные с Ляхами, обитавшими на берегах Вислы,

поселились на Днепре в Киевской губернии и назвались Полянами от чистых

полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем

Ляхов, основателей Государства Польского. От сего же племени Славян были два

брата, Радим и Вятко, главами Радимичей и Вятичей: первый избрал себе жилище

на берегах Сожа, в Могилевской Губернии, а второй на Оке, в Калужской,

Тульской или Орловской.

Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской

Губернии; Дулебы и Бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; Лутичи и Тивирцы

по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; Белые

Хорваты в окрестностях гор Карпатских; Северяне, соседи Полян, на берегах

Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской Губернии; в Минской и

Витебской, между Припятью и Двиною Западною, Дреговичи; в Витебской,

Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги,

Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними

Полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые Славяне,

которые после Рождества Христова основали Новгород.

К тому же времени Летописец относит и начало Киева, рассказывая

следующие обстоятельства: "Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили

между Полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших

братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово

время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в

тогдашних густых лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем

старшего брата, т. е. Киевом.

Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте

перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как

сказывают, в Константинополь и приял великую честь от Царя Греческого; на

возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел

обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему там утвердиться, и доныне

именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя

братьями и сестрою". Нестор в повествовании своем основывается единственно

на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь

описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда

неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья его никогда в самом

деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест,

неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя Киева, горы Щековицы -

ныне Скавицы - Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди, впадающей в Днепр

недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к сочинению басни о

трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в Греческих и Северных

повествователях, которые, желая питать народное любопытство, во времена

невежества и легковерия, из географических названий составляли целые Истории

и Биографии. Но два обстоятельства в сем Несторовом известии достойны

особенного замечания: первое, что Славяне Киевские издревле имели сообщение

с Царемградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще

задолго до походов Россиян в Грецию. Дулебы, Поляне Днепровские, Лутичи и

Тивирцы могли участвовать в описанных нами войнах Славян Дунайских, столь

ужасных для Империи, и заимствовать там разные благодетельные изобретения

для жизни гражданской.

Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские,

также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX

веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо

прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян.

Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и

многие иноплеменные: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или

Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; Черемиса, Мещера,

Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в Эстонии и на восток к

Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь в Финляндии; Весь на

Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние Березовские Остяки

на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли

в новейшие времена или смешались с Россиянами; но другие существуют и

говорят языками столь между собой сходственными, что можем несомнительно

признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков Обских, Чуваш, Вотяков,

народами единоплеменными и назвать вообще Финскими. Уже Тацит в первом

столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах, которые жили издревле в

полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки согласно думают, что

Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже самая Дания, по мнению

Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на

Восток до Сибири, до Урала и Волги, рассеялись многочисленные племена

Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого

старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и

многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе

и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал

чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии Готфам, а в

России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для себя безопасности:

"не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами,

одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями". В

Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и нынешних, особенно же

Лапландцев, которые от предков своих наследовали и бедность, и грубые нравы,

и мирную беспечность невежества. "Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов

(пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое редкое в мире благо:

счастливую от судьбы независимость!"

Но Финны Российские, по сказанию нашего Летописца, уже не были такими

грубыми, дикими людьми, какими описывает их Римский Историк: имели не только

постоянные жилища, но и города: Весь - Белоозеро, Меря - Ростов, Мурома -

Муром. Летописец, упоминая о сих городах в известиях IX века, не знал, когда

они построены. - Древняя История Скандинавов (Датчан, Норвежцев, Шведов)

часто говорит о двух особенных странах Финских, вольных и независимых:

Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простиралась до самого

Белого моря, вмещала в себе нынешнюю Финляндскую, Олонецкую и часть

Архангельской губернии; граничила на Восток с Биармиею, а на Северо-запад -

с Квенландиею или Каяниею. Жители ее беспокоили набегами земли соседственные

и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею

называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до

реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и

злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии,

которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская Губернии.

Исландские повести наполнены сказаниями о сей великой Финской области,

но баснословие их может быть любопытно для одних легковерных. Первое

действительно историческое свидетельство о Биармии находим в путешествии

Норвежского мореходца Отера, который в девятом веке окружил Норд-Кап,

доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей многое о стране

их и землях соседственных, но сказывает единственно то, что народ Биармский

многочислен и говорит почти одним языком с Финнами.

Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней

России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в

Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но

вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский. В языке его находится

множество Славянских, довольно Готфских и Финских слов: из чего основательно

заключают Историки, что Латыши происходят от сих народов. С великою

вероятностию можно определить даже и начало бытия их. Когда Готфы удалились

к пределам Империи, тогда Венеды и Финны заняли юго-восточные берега моря

Балтийского; смешались там с остатками первобытных жителей, т. е. с Готфами;

начали истреблять леса для хлебопашества и прозвались Латышами, или

обитателями земель расчищенных, ибо лата знаменует на языке Литовском

расчищение. Их, кажется, называет Иорнанд Видивариями, которые в половине

шестого века жили около Данцига и состояли из разных народов: с чем согласно

и древнее предание Латышей, уверяющих, что их первый Государь, именем

Видвут, Царствовал на берегах Вислы и там образовал народ свой, который

населил Литву, Пруссию, Курляндию и Летландню, где он и доныне находится и

где, до самого введения Христианской Веры, управлял им северный Далай-Лама,

главный судия и Священник Криве, живший в Прусском местечке Ромове.

Многие из сих Финских и Латышских народов, по словам Нестора, были

данниками Россиян: должно разуметь, что Летописец говорит уже о своем

времени, то есть о XI веке, когда предки наши овладели почти всею нынешнею

Россиею Европейскою. До времен Рюрика и Олега они не могли быть великими

завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных

сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными. Так, Нестор

упоминает о нападении Древлян, лесных обитателей, и прочих окрестных Славян

на тихих Полян Киевских, которые более их наслаждались выгодами состояния

гражданского и могли быть предметом зависти. Люди грубые, полудикие не знают

духа народного и хотят лучше вдруг отнять, нежели медленно присвоить себе

такие выгоды мирным трудолюбием. Сие междоусобие предавало Славян Российских

в жертву внешним неприятелям. Обры или Авары в VI и VII веке господствуя в

Дакии, повелевали и Дулебами, обитавшими на Буге; нагло оскорбляли

целомудрие жен Славянских и впрягали их, вместо волов и коней, в свои

колесницы; но сии варвары, великие телом и гордые умом (пишет Нестор),

исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их долго была пословицею

в земле Русской. - Скоро явились другие завоеватели: на юге - Козары, Варяги

на Севере.

Козары или Хазары, единоплеменные с Турками, издревле обитали на

западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в Географиях

Восточных. Еще с третьего столетия они известны по Арменским летописям:

Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между Каспийским и Черным

морем, на степях Астраханских.

Аттила властвовал над ними: Болгары также, в исходе V века; но Козары,

все еще сильные, опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, Царь Персидский,

должен был заградить от них свои области огромною стеною, славною в

летописях под именем Кавказской и доныне еще удивительною в своих

развалинах. В VII веке они являются в Истории Византийской с великим блеском

и могуществом, дают многочисленное войско в помощь Императору (который из

благодарности надел диадему Царскую на их Кагана или Хакана, именуя его

сыном своим); два раза входят с ним в Персию, нападают на Угров, Болгаров,

ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю землю от устья Волги

до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Воспор и большую часть Тавриды,

называемой потом несколько веков Козариею. Слабая Греция не смела отражать

новых завоевателей: ее Цари искали убежища в их станах, дружбы и родства с

Каганами; в знак своего к ним почтения украшались в некоторые торжества

одеждою Козарскою и стражу свою составили из сих храбрых Азиатцев.

Империя в самом деле могла хвалиться их дружбою; но, оставляя в покое

Константинополь, они свирепствовали в Армении, Иверии, Мидии; вели

кровопролитные войны с Аравитянами, тогда уже могущественными, и несколько

раз побеждали их знаменитых Калифов.

Рассеянные племена Славянские не могли противиться такому неприятелю,

когда он силу оружия своего в исходе VII века, или уже в VIII, обратил к

берегам Днепра и самой Оки. Жители Киевские, Северяне, Радимичи и Вятичи

признали над собой власть Каганову. "Киевляне, - пишет Нестор, - дали своим

завоевателям по мечу с дыма и мудрые старцы Козарские в горестном

предчувствии сказали: Мы будем данниками сих людей: ибо мечи их остры с

обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие". Басня, изобретенная уже в

счастливые времена оружия Российского, в Х или XI веке! По крайней мере

завоеватели не удовольствовались мечами, но обложили Славян иною данию и

брали, как говорит сам Летописец, "по белке с дома": налог весьма

естественный в землях Северных, где теплая одежда бывает одною из главных

потребностей человека и где промышленность людей ограничивалась только

необходимым для жизни. Славяне, долго грабив за Дунаем владения Греческие,

знали цену золота и серебра; но сии металлы еще не были в народном

употреблении между ими. Козары искали золота в Азии и получали его в дар от

Императоров; в России же, богатой единственно дикими произведениями натуры,

довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли. Иго сих

завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере Летописец наш,

изобразив бедствия, претерпенные народом его от жестокости Обров, не говорит

ничего подобного о Козарах. Все доказывает, что они имели уже обычаи

гражданские. Ханы их жили издавна в Балангиаре, или Ателе (богатой и

многолюдной столице, основанной близ Волжского устья Хозроем, Царем

Персидским), а после в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и другие

Азиатские варвары любили только разрушать города: но Козары требовали

искусных зодчих от Греческого Императора Феофила и построили на берегу Дона,

в нынешней земле Козаков, крепость Саркел для защиты владений своих от

набега кочующих народов; вероятно, что Каганово городище близ Харькова и

другие, называемые Козарскими, близ Воронежа, суть также памятники их

древних, хотя и неизвестных нам городов. Быв сперва идолопоклонники, они в

осьмом столетии приняли Веру Иудейскую, а в 858 [году] Христианскую...

Ужасая Монархов Персидских, самых грозных Калифов и покровительствуя

Императоров Греческих, Козары не могли предвидеть, что Славяне, порабощенные

ими без всякого кровопролития, испровергнут их сильную Державу.

Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием

подданства их на Севере. Козары не властвовали в России далее Оки:

Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда - заметим сие первое

хронологическое показание в Несторе - какие-то смелые и храбрые завоеватели,

именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и

наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез

два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862

году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского,

которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве и по

которым оно стало именоваться Русью. - Сие происшествие важное, служащее

основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и

рассмотрения всех обстоятельств.

Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что

Балтийское море издревле называлось в России Варяжским: кто же в сие время -

то есть в IX веке - господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех

Королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готфами. Они, под

общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу. Еще Тацит

упоминает о мореходстве Свеонов или Шведов; еще в шестом веке Датчане

приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и

флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли

гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть

и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию,

Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые

доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец, основали

Королевство Неаполитанское и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году

покорили Англию. Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа, или

Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Колумба

открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие

отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое

страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию? Нельзя, конечно, верить

Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы

царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в

родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких

исторических памятников для описания сей глубокой древности и заменял оные

вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным Исландским

повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и нередко

упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом,

Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но Рунические камни, находимые в Швеции,

Норвегии, Дании и гораздо древнейшие Христианства, введенного в Скандинавии

около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia,

Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение. А как в то

время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами

Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме

Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю

от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери), то мы уже с великою

вероятностию заключить можем, что Летописец наш разумеет их под именем

Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда

прибавим к ней следующие обстоятельства:

1. Имена трех Князей Варяжских - Рюрика, Синеуса, Трувора - призванных

Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских

около 850 года - что достойно за- мечания - упоминается о трех Рориках: один

назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто

Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике,

в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей

Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия. - II.

Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе

Норманами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа,

бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. "Руссов, говорит

он, именуем и Норманами". - III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке

особенных телохранителей, которые назывались Варягами,

Βαραγγοι, а по-своему Waringar, и

состояли большею частию из Норманов. Слово Vaere, Vara есть древнее Готфское

и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию

искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или

товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное, - IV. Константин

Багрянородный, царствовавший в Х веке, описывая соседственные с Империею

земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и

Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не

могут быть изъяснены иначе. - V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему

Государству, весьма сходны с Норманскими.

Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть

древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте). -

VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и

что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в

особенности означает Норвежцев, второе - Шведов, а под Готами Нестор

разумеет жителей Шведской Готии.

Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами

составляли Варяжскую дружину в Константинополе. Итак, сказание нашего

собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы.

Но сие общее имя Датчан, Норвежцев, Шведов не удовлетворяет любопытству

Историка: мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал

отечеству нашему и первых Государей и само имя, уже в конце девятого века

страшное для Империи Греческой? Напрасно в древних летописях Скандинавских

будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных

властвовать над Славянами; однако ж Историки находят основательные причины

думать, что Несторовы Варяги-Русь обитали в Королевстве Шведском, где одна

приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. Жители ее могли в

VII, VIII или IX веке быть известны в землях соседственных под особенным

названием так же, как и Готландцы, коих Нестор всегда отличает от Шведов.

Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами

Швеции, доныне именуют всех ее жителей Россами, Ротсами, Руотсами. - Сие

мнение основывается еще на любопытном свидетельстве историческом.

В Бертинских Летописях, изданных Дюшеном, между случаями 839 года

описывается следующее происшествие: "Греческий Император Феофил прислал

Послов к Императору Франков, Людовику Благонравному, и с ними людей, которые

называли себя Россами (Rhos), а Короля своего Хаканом (или Гаканом), и

приезжали в Константинополь для заключения дружественного союза с Империею.

Феофил в грамоте своей просил Людовика, чтобы он дал им способ безопасно

возвратиться в их отечество: ибо они ехали в Константинополь чрез земли

многих диких, варварских и свирепых народов:

для чего Феофил не хотел снова подвергнуть их таким опасностям.

Людовик, расспрашивая сих людей, узнал, что они принадлежат к народу

Шведскому". - Гакан был, конечно, одним из Владетелей Швеции, разделенной

тогда на маленькие области, и, сведав о славе Императора Греческого, вздумал

отправить к нему Послов.

Сообщим и другое мнение с его доказательствами. В Степенной Книге XVI

века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из

Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана,

или Мемеля, Руссою, окрестности же их Порусьем. Варяги-Русь могли

переселиться туда из Скандинавии, из Швеции, из самого Рослагена, согласно с

известиям древнейших Летописцев Пруссии, уверяющих, что ее первобытные

жители, Ульмиганы или Ульмигеры, были в гражданском состоянии образованы

Латышами, они могли разуметь язык Славянский и тем удобнее примениться к

обычаям Славян Новогородских. Сим удовлетворительно изъясняется, отчего в

древнем Новегороде одна из многолюднейших улиц называлась Прусскою. Заметим

также свидетельство Географа Равенского: он жил в VII веке, и пишет, что

близ моря, где впадает в него река Висла, есть отечество Роксолан, думают,

наших Россов, коих владение могло простираться от Курского залива до устья

Вислы. - Вероятность остается вероятностию: по крайней мере знаем, что

какой-то народ Шведский в 839 году, следственно, еще до пришествия Князей

Варяжских в землю Новогородскую и Чудскую, именовался в Константинополе и в

Германии Россами.

Предложив ответ на вопросы: кто были Варяги вообще и Варяги-Русь в

особенности?

Скажем мнение свое о Несторовой хронологии. Не скоро Варяги могли

овладеть всею обширною страною от Балтийского моря до Ростова, где обитал

народ Меря; не скоро могли в ней утвердиться, так, чтобы обложить всех

жителей данию; не вдруг могли Чудь и Славяне соединиться для изгнания

завоевателей, и всего труднее вообразить, чтобы они, освободив себя от

рабства, немедленно захотели снова отдаться во власть чужеземцев: но

Летописец объявляет, что Варяги пришли от Балтийского моря в 859 году и что

в 862 [году] Варяг Рюрик и братья его уже княжили в России полунощной!..

Междоусобие и внутренние беспорядки открыли Славянам опасность и вред

народного правления; но не знав иного в течение многих столетий, ужели в

несколько месяцев они возненавидели его и единодушно уверились в пользе

Самодержавия? Для сего надлежало бы, кажется, перемениться обычаям и нравам;

надлежало бы иметь опытность долговременную в несчастиях: но обычаи и нравы

не могли перемениться в два года Варяжского правления, до которого они, по

словам Нестора, умели довольствоваться древними законами отцев своих. Что

вооружило их против Норманских завоевателей? Любовь к независимости - и

вдруг сей народ требует уже властителей?.. Историк должен по крайней мере

изъявить сомнение и признать вероятною мысль некоторых ученых мужей,

полагающих, что Норманы ранее 859 года брали дань с Чуди и Славян. Как

Нестор мог знать годы происшествий за 200 и более лет до своего времени?

Славяне, по его же известию, тогда еще не ведали употребления букв:

следственно, он не имел никаких письменных памятников для нашей древней

Истории и счисляет годы со времен Императора Михаила, как сам говорит, для

того, что Греческие Летописцы относят первое нашествие Россиян на

Константинополь к Михаилову Царствованию. Из сего едва ли не должно

заключить, что Нестор по одной догадке, по одному вероятному соображению с

известиями Византийскими, хронологически расположил начальные происшествия в

своей летописи. Самая краткость его в описании времен Рюриковых и следующих

заставляет думать, что он говорит о том единственно по изустным преданиям,

всегда немногословным. Тем достовернее сказание нашего Летописца в

рассуждении главных случаев: ибо сия краткость доказывает, что он не хотел

прибегать к вымыслам; но летосчисление делается сомнительным. При Дворе

Великих Князей, в их дружине отборной и в самом народе долженствовала

храниться память Варяжского завоевания и первых Государей России: но

вероятно ли, чтобы старцы и Бояре Княжеские, коих рассказы служили, может

быть, основанием нашей древнейшей летописи, умели с точностию определить год

каждого случая? Положим, что языческие Славяне, замечая лета какими-нибудь

знаками, имели верную хронологию:

одно ее соображение с хронологиею Византийскою, принятою ими вместе с

Христианством, не могло ли ввести нашего первого Летописца в ошибку? -

Впрочем, мы не можем заменить летосчисление Несторова другим вернейшим; не

можем ни решительно опровергнуть; ни исправить его, и для того, следуя оному

во всех случаях, начинаем Историю Государства Российского с 862 года.

Но прежде всего должно иметь понятие о древнем характере народа

Славянского вообще, чтобы История Славян Российских была для нас и яснее и

любопытнее.

Воспользуемся известиями современных Византийских и других, не менее

достоверных Летописцев, прибавив к ним сказания Несторовы о нравах предков

наших в особенности.

Цикл рассказов о славянских племенах продолжается. На арену вступают радимичи, жившие в междуречье Десны и Днепра, в верхнем их течении. Так называлось население, которое входило в союз восточно-славянских объединений.

Про радимичей известно достаточно мало. Историки лишь знают, что в состав Древнерусского государства эти объединенные поселения вошли примерно в 885 году, а к двенадцатому веку они переселились на южную часть Смоленских угодий и постепенно также расселились на большей территории Черниговских земель. Догадываются историки также и о происхождении названия племен, оно пошло от имени родоначальника народности, которого звали Радимом.

Следующими из тьмы веков выходят северяне (их же называли Северами), племенной союз (а может, и целое единое племя – доподлинно неизвестно) восточных славян, которые населяли территорию, идущую от среднего течения реки Днепр и на восток, вдоль рек Сула, Сейм и Десны. Отчего этих людей называли северянами? Выяснить это с точностью сто процентов так и не удалось. Но большинство ученых связывают название союза племен с гуннским объединением савиров. Есть и еще одна версия, которая рассказывает о древнеславянском слове, кое давным-давно вышло из общего употребления. Слово это означало термин «родственник», а звучало как «сивер». Ну и еще одна версия явно неверная: северян называли так из-за особого географического положения их земель. Но Севера никогда не были крайними племенами, жившими на севере, так что, не смотря на схожесть двух слов, связывать их не стоит.

Запутать может и схожесть терминов славяне и словене. Последние представляли собой не «чистых славян», а ильменских. Восточнославянское племя, которое впервые упоминается во второй половине первого тысячелетия, жило в эти же времена в бассейне оз. Ильмень, а также по всему верхнему течению реки Молога. Словене составляли основное население новгородских территорий. Про это племя также известно очень мало.

Тиверцами называлось племя восточных славян, которое проживало у самого побережья Черного моря, между Дунаем и Днестром. Впервые тиверцы вошли в письменный источник, Повесть временных лет, вместе с рядом других восточнославянских образований времени девятого века. Основным ремеслом этих людей было земледелие. Но, помимо мирных занятий, тиверцы принимали участие в военных походах князя Олега на город Царьград (произошел в 907 году) и на князя Игоря (произошел в 944 году). А в середине десятого столетия тиверские земли стали принадлежать Киевской Руси. Известно также, что потомки тех самых тиверцев впоследствии образовали украинский народ вместе с некоторыми другими племенами. А западных тиверцев «настигла» румынизация.

Еще одно восточнославянское племя – уличи . Они населяли нижнее течение Днепра, черноморское побережье и нижнее же течение Южного Буга в период с восьмого по десятое столетие. Известно, что столицей племени уличей являлся город Пересечень. Какое-то время уличи пытались бороться за свою независимость от Киевской Руси, но в итоге, конечно, проиграли – слишком неравны были силы. Так уличи тоже стали принадлежать власти Киевской Руси. А потом на их земли прибыли печенеги и вытеснили уличей, вместе с соседями – тиверскими племенами – на север. Там уличи ассимилировались с волынянами. Последнее упоминание в летописях, касающиеся уличей, датировано 970ми годами. Затем, по всей видимости, как отдельный народ, уличи существовать перестали…


К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на территории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривичский, дреговичский, радимичский и древлянский.

Карта расселения древнерусских племен.

Русский летописец дал этногеографию восточнославянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог больших и длительных этнических передвижений и сложных взаимоотношений славянских племен с местным населением.

В археологии восточнославянских племен несомненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования


племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточнославянских племен были сделаны на основании сравни-тельно поздних археологических данных периода Киевской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деления достаточно отчетливо запечатлелись в материальной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные определенным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадающих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первичные и неизвестные из летописи племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен - кривичи, согласно начальной летописи, занимали земли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой территории, а также в отдельных районах Понеманья и Западного Буга были распространены длинные и удлиненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями. Удлиненные курганы представляют собой невысокие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ширине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обнаруживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ямку под курганом и накрытые перевернутым сосудом.

Длинные курганы имеют вид вала, протяженностью до 80…100 м. Ширина их бывает 20 м и больше, высота



Удлиненные и длинные курганы весьма бедны находками. Обычно это грубые лепные горшки, мелкие украшения из бронзы и детали костюма: трапециевидные подвески, спиральки, браслеты, бубенчики, пряжки.

Древнейшие длинные курганы на территории Белоруссии датируются приблизительно VII в. К этому времени относятся курганы в Будранах на Полотчине, где найден узколезвийный топор, характерный для древностей V…VIII вв. Там же между деревнями Машули и Шалтени раскопан длинный курган, датированный В-образными пряжками

Большинством исследователей прослеживается преемственная связь между удлиненными и длинными курганами, с одной стороны, и древнерусскими погребальными сооружениями - с другой. Для тех и других характерны ритуальные кострища, сохраняющиеся в виде зольно-угольной прослойки в насыпи или ямке под основанием кургана. Это обстоятельство позволяет связывать длинные и удлиненные курганы с кривичами. Последние исследования кривичских памятников приподнимают завесу над вопросом об их происхождении. К середине I тысячелетия н. э. наметилась территориальная обособленность кривичей от остальных восточнославянских племен. Древнейшие из известных пока длинных курганов расположены, по наблюдениям В. В. Седова, в области расселения псковской группы кривичей. Их нет ни в Смоленском Поднепровье, ни в Полоцком Подвинье. Но и в древнейшей Псковской области культура кривичей была пришлой . Кривичи принесли с собой традицию наземных построек в виде глинобитных домов с каменными печами, не известных до этого в тех местах.

Поиски исходной территории формирования кривичских племен пока не увенчались успехом. Еще нигде не обнаружены кривичские памятники, более древние, чем на Псковщине. Однако нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в последних столетиях первой половины I тысячелетия н. э. в землях, расположенных между Псковщиной и Верхним Принеманьем, намечается какое-то передвижение населения, сопровождавшееся гибелью укрепленных поселений. Многие городища со штрихованной керамикой в западной части территории их распространения прекращают свое существование в IV в. Вместе с тем поселения со штрихованной керамикой распространяются на территории, занятой до этого угрофиннским населением. Я. В. Станкевич отмечала в керамике и другом инвентаре поселений III…IV вв. сочетание славянских и восточно-балтийских элементов. По мнению В. В. Седова, эти явления следует объяснять проникновением с юго-запада на эту территорию кривичских племен, которые в своем движении увлекли и другие племена, в частности племена штрихованной керамики.



Височные кольца кривичей (1) и радимичей (2). Зернистая буса дреговичей (3).

Дальнейшая история кривичей связана с колонизацией ими Смоленского Поднепровья и Полоцкого Подвинья, куда они проникают приблизительно в VII в. н. э. Интересно отметить, что в древнейших длинных курганах Полотчины и Смоленщины отсутствуют балтийские вещи. По мнению В. В. Седова, это свидетельствует о том, что славяне первоначально не смешивались здесь с местным населением. Зато в поздних длинных курганах VIII…IX вв. балтийские вещи известны. Сельская община, пришедшая к этому времени на смену родовой общине, очевидно, уже допускала в свой состав инородческое население. О наличии племенной организации у кривичей середины I тысячелетия н. э. пока ничего неизвестно.

Отголоски этнического своеобразия культуры кривичей дают о себе знать еще долгое время. В памятниках древнерусской эпохи отчетливо улавливаются черты, восходящие ко времени племенной обособленности. Это проявляется и в деталях погребального ритуала, долго сохранявшего свои особенности, и в устойчивости традиционных форм некоторых вещей. Археологически легко обнаружимым этническим признаком кривичей являются женские височные кольца в виде проволочного браслета с завязанными концами. Такие кольца вплетались в прическу возле висков обычно по три с каждой стороны. Картографирование курганов с кривичским


погребальным ритуалом и браслетообразных височных колец позволяет значительно определеннее установить область расселения кривичей. К моменту вхождения в состав Древнерусского государства кривичские земли занимали значительную часть северо-восточной Белоруссии. Их южная граница проходила, видимо, севернее Минска.

Областью расселения другого восточнославянского племени - дреговичей - начальная летопись называет земли между Припятью и Западной Двиной. А. А. Спицын первым заметил, что для курганных древностей этой территории характерны некоторые устойчивые признаки: наличие внутри курганных насыпей деревянных срубов, или теремков, перстнеобразные височные кольца с заходящими концами (так называемые полутораоборотные), крупные металлические зернистые бусы, известные под названием бус «минского типа». Эти признаки были подтверждены и другими исследователями .

Правда, перстнеобразные височные кольца известны и у южных соседей дреговичей - древлян и волынян. Зато их нет ни у кривичей, ни у радимичей, что позволяет считать их признаком, помогающим разграничивать дреговичей, с одной стороны, и кривичей и радимичей - с другой. Точно так же не только дреговичам свойствен обычай погребать умерших в деревянных домовинах. Подобный обряд известен и у волынян. Типичной дреговичской вещью В. В. Седов считает зернистые бусы. Они совсем не встречаются в составе ожерелий других восточных славян. Их, очевидно, следует считать главным этнически определяющим признаком дреговичей .

На основании картографирования характерных для дреговичей археологических данных, В. В. Седов опре-деляет территорию дреговичей в следующих границах: на юге - река Припять, на востоке - Днепр, на северо-востоке - водораздел Березины и Друти, на севере - линия городов Заславль - Борисов. Естественной границей на западе была обширная болотистая местность - так называемое Выгоновское болото .

Древнейшими славянскими памятниками на этой территории являются поселения VI…VIII вв. с керамикой пражского типа. Все они расположены в южной части дреговичской земли.

Следует отметить, что поселения этого типа характерны также для территории древлян и волынян. Можно предполагать, что культура пражского типа была исходной для дреговичей, древлян, волынян и, возможно, для некоторых других славянских племен. Об этом, по-видимому, свидетельствуют и отмеченные выше общие черты в их погребальных обрядах и инвентаре.

Начало колонизации дреговичами левобережья Припяти В. В. Седов относит к IX в. Именно в это время здесь распространяются курганы с трупосожжениями, содержащие лепные урны. Местное балтийское население, представлявшее потомков «штриховиков», было ассимилировано. Этот процесс достаточно отчетливо отразился в археологическом, антропологическом и лингвистическом материале. Именно в северной части дреговичской территории, там, где в раннем железном веке была распространена культура штрихованной керамики, в обрядовой стороне захоронений присутствует элемент, характерный и для других восточнославянских племен, расселившихся на древней территории балтов,- наличие в курганах остатков кострищ под погребениями.

Этот элемент отсутствует в могильных памятниках восточных славян, расположенных за пределами области древней балтийской гидронимики, в том числе и у южных дреговичей.

Об этом же говорят антропологические данные. Краниологические исследования В. В. Седова показали, что в северной части дреговичской территории в XI…XII вв. был распространен европеоидный длинноголовый и сравнительно широколицый антропологический тип, характерный для населения Прибалтики. В южной же части дреговичской земли население принадлежало к европеоидному длинноголовому и узколицему антропологическому типу.

Южными соседями дреговичей были древляне. В летописи их территория отмечена, как всегда, очень условно. Важнейший материал для установления племенной территории древлян дает археология.

Древнейшая славянская культура в земле древлян, как и у дреговичей, представлена памятниками пражского типа, на смену которым в IX в. пришли курганы с одиночными трупосожжениями, а позже трупоположениями. Курганный погребальный инвентарь древлян крайне беден: нож, проволочное колечко или бусина. Выделить среди вещей этнически определяющие пока не удается. Единственную возможность для установления племенной территории древлян дают некоторые особенности погребального обряда. По наблюдениям И. П. Русановой, для древлян наиболее характерны погребения на горизонте (74%) или в насыпи кургана (18%). Различия в обряде чисто территориальные и не связаны с хронологическими изменениями. Возможно, что эти локальные особенности отражают территориальное деление древлян. Очень важным признаком древлянских погребений является наличие угольно-зольных скоплений в насыпи кургана выше погребения . В отличие от соседних курганов дреговичей и волынян древлянские курганные насыпи не имеют внутри срубов-домовин.

Эти особенности погребального обряда древлян и его отличие от обряда соседей позволяют включить в племенную территорию древлянского союза курганы правобережья Припяти к востоку от междуречья Случи и Горыни. Основная часть древлянской земли находилась на территории Украины, доходя на юге до Здвижа и Тетерева.

К востоку от дреговичей и к югу от кривичей жило восточнославянское племя радимичей. Русский летописец помещает их на Соже.

Этнически определяющим племенным признаком радимичей являются височные кольца в виде пластинки с расходящимися книзу семи лучами и дужкой для прикрепления к прическе. Картографирование семилучевых височных колец очерчивает территорию радимичей от Днепра на западе до Ипути на востоке и от низовьев Прони на севере до устья Сожа на юге.

Ранние памятники радимичей на этой территории изучены плохо. В конце I тысячелетия н. э. здесь широко распространились курганы с трупосожжением. В среднем течении Днепра и бассейне Сожа такие курганы достигают высоты 3,5 м. Характерной особенностью в обряде является сожжение покойника на месте будущего кургана. В насыпи на подсыпке из песка обнаруживаются остатки кострища с пережженными костями и обломки глиняной посуды. Других вещей обычно нет .

В XI в. обряд трупосожжения был заменен трупоположением. На территории радимичей преобладает обряд


погребения умершего на горизонте. По подсчетам Г. Ф. Соловьевой из 59 исследованных курганных групп в 49 группах погребения были совершены на горизонте, в остальных - либо в насыпи кургана, либо в ямах. Хотя курганы с трупоположением относятся уже к следующей исторической эпохе, наблюдения над деталями обряда и инвентарем позволили выявить несколько локальных групп, отражающих, по-видимому, некогда существовавшее племенное членение радимичского союза. Исследовавшая радимичские курганы Г. Ф. Соловьева выделяет 8 таких групп.

Первая занимала район между Днепром и Сожем. Ее характерные особенности сводятся к следующему: погребения совершены в насыпи, покойник ориентирован головой на запад, посуда помещалась в ногах умершего. Вторая группа занимала бассейн Сожа. Характеризуется погребениями на горизонте, покойник лежит на спине головой на запад, следы гробов отсутствуют. Мужские захоронения обычно без вещей. Третья группа памятников расположена в бассейне Ипути. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка смешанная - на запад и восток. Мужские костяки, как правило, ориентированы на восток. Обнаруживаются остатки деревянных гробов и ритуального кострища. Четвертая группа находится в бассейне Ипути и Снова. В обряде преобладают погребения на горизонте, но имеются в насыпях и ямах; женские погребения ориентированы на запад, мужские - на восток; прослеживаются остатки гробов и угли. Пятая группа расположена в бассейне Снова. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка покойников западная. Шестая группа находится в нижнем течении Ипути. Известны все три вида захоронений - на горизонте, в насыпи, и в яме. Покойники ориентированы головой на запад. Угля нет. Седьмая группа занимает область среднего течения Днепра. Известны все три вида захоронений. Ориентировка погребенных преимущественно западная. Характерны погребения в деревянных колодах. Мужские костяки обычно не сопровождаются вещами. Наконец, восьмая группа радимичских курганов располагалась в междуречье Сожа и Беседи. Захоронения производились как в насыпи, так и на горизонте. Причем в насыпях встречены только мужские погребения с преобладающей восточной ориентировкой. Часто прослеживается уголь .

Наличие в земле радимичей достаточно выраженных локальных групп памятников дает основание высказать предположение, что радимичский племенной союз сложился в результате объединения по меньшей мере 8 первичных племен. Названия их мы не знаем и едва ли когда-нибудь узнаем. Одно несомненно - восточнославянских племен было значительно больше, чем известно нам из «Повести временных лет».

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vеt-« большой», как и названия« венеды» и «вандалы». Согласно« Повести временных лет» вятичи произошли« от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное« государство» — Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырёх раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племён многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племён и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало« изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты« как споры» расселились по всей Европе. Щёк мог стать олицетворением чехов, Хорив — хорватов, а Кий — киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъёму, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая(Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, чёрные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые — на запад, а третьи — на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно« Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году« ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как« четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов — племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово« древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далёкими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня« дрегува» — болото. Дреговичи — одно из самых загадочных союзов славянских племён. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи« вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX—XII вв. еке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами — балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные ещё в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII—IX вв. еку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные« колонисты» пришли« от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках — они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племён освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их. кровь до сих пор течёт в современных белорусах

Словене(или ильменские словене) — самое северное восточнославянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как« чёрный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имён — «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли« угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным« стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоёвывать земли уличан по кусочку — племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда — печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремёслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.