Супруга Исмат ад-дин Хатун [d] Дети Аль-Афдаль Али ибн Юсуф , Аль-Азиз Усман ибн Юсуф и Ал-Захир Гази [d] Сражения
  • Крестовые походы в Египет [d]
  • Битва при Монжизаре
  • осада Эль-Карака [d]
  • Осада замка Керак
  • Битва при Мардж-Уюне
  • битва у брода Иакова
  • Битва у замка Бельвуар
  • Битва при Аль-Фуле
  • Битва при Крессоне
  • Битва при Хаттине
  • Осада Иерусалима (1187)
  • Осада Тира
  • Осада Акры (1189–1191)
  • Битва при Арсуфе
  • Битва при Яффе
  • Battle of the Horns of Hama [d]

Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б (араб. الملك الناصر أبو المظفر يوسف بن أيوب ‎), в русской и западной традиции Салади́н (араб. صلاح الدين ‎; , Тикрит - 4 марта , Дамаск) - султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века .

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин - это лакаб - почётное прозвище, означающее «благочестие веры» . Собственное имя этого правителя - Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Султан Салах-ад-Дин / Саладин - рыцарь Востока. Историк Наталия Ивановна Басовская. 24.09.2006

    ✪ Благородният Салах ад Дин (Саладин)

    ✪ Святые воины: Ричард и Саладин - 1 серия

    Субтитры

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дина бен Рафи - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1137 году в Тикрите , Месопотамия. Дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Товина (Армения) , где, по преданию, родился Айюб - отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сна­чала в Багдад , а затем - в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.

По настоянию семьи Салах ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время эмир Дамаска и Алеппо, член тюркской династии Зангидов , стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.

Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!»

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила , к западу от Гизы . В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире , а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии , которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника, и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том же году Ширкух скончался и, несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового преемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Неизвестно когда именно, но в том же году, он напал и захватил замок Эйлат , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани , в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом , который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок Иерусалимского королевства . Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан . На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина - Туран-Шах . Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар , которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин, понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена , запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Завоевание Сирии

Взятие Дамаска

К началу лета 1174 года Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле , Диярбакыре и Джезире . Айюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину, а Сирия становится объектом борьбы между вассалами Нур ад-Дина.

Смерть Нур ад-Дина ставит Салах ад-Дина в трудную ситуацию, он может выдвинуть свои войска против крестоносцев из Египта или ждать приглашения от ас-Салеха прийти ему на помощь, и начать войну из Сирии. У него есть возможность аннексировать Сирию прежде, чем она попадет в руки врагов, но нападение на землю своего господина противоречит исламским принципам, которым он следует. Этот поступок может сделать его недостойным лидерства в войне с крестоносцами. Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и возглавить борьбу с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение».

В то-же время, Алеппо захватывает Шамс ад-Дин Али ибн ад-Дайя вместе со своим братом, и к началу августа 1174 года ас-Салех выдвигается с войском к стенам Алеппо для того, чтобы подавить мятеж. Захватив город и отправив сыновей Дайи в тюрьму, ас-Салех остаётся в Алеппо. Салах ад-Дин рассылает послания эмирам, сторонникам ас-Салеха, чем усиливает внутреннюю междоусобицу в Сирии. Уже 23 ноября 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников, где люди, преданные семье Салах ад-Дина, впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму , но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом . В декабре 1174 года он осаживает Алеппо. Сейф ад-Дин, правитель Мосула, отправляет своего брата Изз ад-Дина изгнать Салах ад-Дина из Сирии, но 13 апреля 1175 года тот терпит поражение от войск Салах ад-Дина недалеко от Хамы. Сейф ад-Дин заключает союз с ас-Салехом, но также терпит поражение 22 апреля 1175 года.

Советники ас-Салеха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана . Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года, во время осады замка Изаз, группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. 26 июня 1175 года Салах-ад-Дин снова прибывает к стенам Алеппо, и, пробыв там некоторое время, возвращается в Египет, где ему надо готовиться к кампании против крестоносцев.

Кампания против Ассасинов

Несмотря на то, что у Салах ад-Дина было временное перемирие с Зангидами, связанное с войной против крестоносцев, он постоянно ощущает угрозу со стороны секты исмаилитов и её лидера Рашид ад-Дина Синана. Последний контролирует девять крепостей в горах Нусария . Отправив большую часть своего войска в Каир, Салах ад-Дин отправляется в кампанию против Ассасинов в августе 1176 года. В том же месяце, после нескольких неудачных попыток овладеть крепостями, он покидает Нуссарию. В то же время множество источников говорят о том, что губернатор Хамы , дядя Салах ад-Дина, помогает заключить мирное соглашение с Синаном.

Возвращение в Каир и Палестинские набеги

Внутренняя политика

Внешняя политика

Борьба с крестоносцами

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами . Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов.


Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".

Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.

Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта.

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.

Следующим шагом стало достижение политической независимости.

В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян.

В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина.

С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.

4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил.

А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.

Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит.

20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином.

В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.

В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000.

2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997.

— правитель Египта и Сирии, выдающийся полководец, защищавший Святую землю от европейцев, святой, воплотивший в себе наивысшие идеалы и добродетели исламской веры. Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб Саладин родился в Тикрите в 1138 году. Салах ад-Дин переводится с арабского, как «Честь Веры». Отец Саладина Айюб и дядя Ширку состояли на службе у мосульского атабека Зенги, оба были храбрыми военачальниками. В 1139 году Зенга отправил Айюба управлять Баальбеком. После смерти Зенги в 1146 году Айюб перебрался в Дамаск, который благодаря его влиянию переходит в 1154 году во власть Нур-ад-Дина, сына Зенги. Последний назначил Айюба управляющим Дамаска — знаменитого центра мусульманской культуры и исламской науки. Здесь Саладин получил прекрасное образование, но, повзрослев, решил стать военным.

Саладин стал одним из лучших воинов в армии Нур-ад-Дина. В 1164 году в Египет был отправлен Ширку, рядом с ним в качестве младшего офицера находился его племянник Саладин. В результате успешных военных и политических действий Ширку и Саладина армии крестоносцев и их союзников — византийцев ушли из Египта. Ширку становится визирем у халифов Фатимидских, сохраняя при этом верность Нур-ад-Дину, осуществляя от его имени власть над завоеванными землями. В 1169 году Ширку низверг последнего халифа династии Фатимидов, отняв у них таким образом власть над Египтом. В мае 1169 года дядя скончался и власть над Египтом перешла в руки Саладина. Впрочем, в отношении последнего фатимидского халифа аль-Адида, Саладин проявлял большой такт вплоть до самой смерти того в 1171 году. Обладая огромной властью, Саладин начал держаться вполне независимо в отношении Нур-ад-Дина. Чтобы усмирить Саладина, султан стал готовить против него поход, однако, неожиданно скончался в 1174 году.
Наступил период сирийских завоеваний. Встав во главе прекрасно обученной регулярной армии, Саладин вошел в Сирию. Юный малоспособный преемник Нур-ад-Дина был устранен, а Саладин принял титул султана. После совершенного переворота в 1174 году он создал династию Айюбидов. На все ключевые посты Саладин поставил родственников или близких друзей. Он усилил войска, улучшил флот. В состав регулярной армии вошли конные лучники и копейщики, что во многом способствовало его военным успехам. Последующее десятилетие прошло в борьбе за присоединение к его державе прилегающих земель. В 1174 году были взяты Хамс, Хама и Дамаск, в 1175 году — Баальбек и Халеб. 1176 год ознаменовался разгромом войска Сейфеддина Мосульского у Халмы и договором о мире с сирийскими ассасинами. С 1182 по 1185 годы ведется осада Мосула, в результате чего атабек Мосула Иззеддин признал главенство Саладина и в 1186 году принес ему вассальную клятву верности.

За 12 лет Саладин создал целую империю, куда вошли Египет, Сирия и ряд небольших месопотамских государств. Теперь основной задачей Саладина являлось изгнание крестоносцев из Палестины. В 1187 году Саладин повел в Палестину свое двадцатитысячное войско. 4 июля произошло сражение при Хаттине, в котором Саладин одержал бесспорную победу над армией иерусалимцев и триполийцев. Продолжая наступление, Саладин овладел значительной частью Палестины, городами Акра, Аскалон и 2 октября 1187 года взял Иерусалим. Он изгнал из Иерусалима христиан, живших здесь с 1099 года, и установил власть мусульман. Однако большим стратегическим просчетом Саладина оказался тот факт, что он не сумел овладеть Тиром — мощным оплотом христиан, где они смогли дождаться новых подкреплений из Европы.
В июне 1189 года крестоносцы начали осаду Акры. С прибытием войск английского короля Ричарда I, которого впоследствии назовут Ричард Львиное Сердце, начался третий Крестовый поход. 8 июня 1191 года английские войска прибыли под Акру, они отогнали войска Саладина, спешившие на помощь осажденному городу. 12 июля город капитулировал. Войска Ричарда продолжили свое наступление на Аскелон и одержали безоговорочную победу при Арсуфе, где потеряли лишь 700 человек, в то время, как Саладин потерял в 10 раз больше — семь тысяч. Последующие 1191 и 1192 годы Ричард I стремился преследовать Саладина, однако тот успешно избегал открытых столкновений, а при отступлении использовал тактику выжженной земли — уничтожал запасы продовольствия, кормов для лошадей, а также отравлял колодцы.

Ричард понял тщетность своих попыток осадить Иерусалим, ибо это может привести к гибели всего войска. 2 сентября 1192 года он заключает с Саладином перемирие на три года. Согласно договоренности, Иерусалим остался за Саладином, что стало, несомненно, триумфом Саладина. После этого Ричард уехал в Европу, а Саладин решил вернуться в Дамаск. Здесь он неожиданно заболел и 4 марта 1193 года скончался, что стало огромным горем для всего мусульманского мира.

Египетский султан с 1175. Основатель династии Айюбидов. Возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев. В юности Саладин изучал богословие в сирийской столице - Дамаске и возможно, что намеревался избрать для себя духовную карьеру. Однако все же пошел по стопам своего отца и стал военным.


В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур-эд-дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нур-эд-дина Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой Земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов. Саладин стал полновластным султаном Египта - крупнейшего в то время государства в арабском мире.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками Сирии и Палестины и большей части Малой Азии.

Первый крестовый поход начался в 1096 году. Рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений и основали на Ближнем Востоке свои первые государства. В 1099 году они штурмом овладели Иерусалимом.

Второй поход, начавшийся в 1147 году, возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Тогда и прославился арабский полководец Нур-эд-дин, который не позволил французским рыцарям-крестоносцам овладеть Дамаском.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах-ад-дин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать неверных и объявил им священную войну.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина. В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Акра и Яффа, и крепостей крестоносцев и оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

В сентябре 1187 года султан Салах-ад-дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами Священного города была такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней там продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил низверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули Священный город.

Своими успешными действиями Салах-ад-дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147-1149 годов. При дворе Папы Римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую Землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую Землю.

В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но при этом погиб германский император Фридрих I Барбаросса , а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Акру. В ее осаде и штурме участвовали войска Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему последнему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Акры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацинов, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносного войска под командованием трех монархов на Ближний Восток, султан Салах-ад-дин вновь собрал большую египетскую армию и призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским рыцарством.

Решающее сражение между армиями английского короля и египетского султана состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе.

Салах-ад-дин первым начал сражение. Война за обладание Святой Землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход закончились тем, что египетский султан Салах-ад-дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

Его враги - крестоносцы отмечали его подлинно рыцарское поведение на войне и великодушное обращение с пленными. Он не был ни кровожадным восточным победителем, ни разрушителем культурных ценностей. Не случайно английского писателя Вальтера Скотта образ Салах-ад-дина вдохновил на создание "Талисмана", художественного исторического описания событий Третьего крестового похода.

Саладин - правитель Египта и Сирии, живший в XII веке. Первый представитель династии Айюбидов, который вошел в историю как военнокомандующий исламского сопротивления рыцарям-крестоносцам.

Будущий лидер мусульман Ближнего Востока родился в 1138 году в городе Тикрит. Дед и отец мальчика были по происхождению курдами и служили в тюрко-сирийском войске офицерами, но мальчик с детства тяготел к наукам, а не к военной подготовке. Он изучал алгебру, геометрию, в частности, был знаком с Евклидом и Альмагестом. Но больше всего Саладин интересовался учением ислама. Юноша цитировал любое место из Хамаса, сборника стихотворений арабских авторов, а также произведения Абу Таммама. Саладин любил скакунов и знал в них толк. Он разбирался в генеалогии народа и мог пересказать биографию любого героя прошлого или настоящего.

Размышляя о судьбах мира, молодой человек осознанно утвердился в том, чтобы начать военную карьеру. Саладина уже в ранние годы волновала судьба арабского мира, который с честью отстаивали его отец и дед. Первым наставником юноши в обучении военному делу становится дядя Асад ад-Дин Ширкух. Саладин смог за короткое войти в десятку сильнейших воинов армии амира Дамаска Нур-ад-Дина.

После начала крестовых походов в 1096 году мусульмане постоянно стремились освободить от неверных Святой Город, в котором по преданию произошло Вознесение Пророка Мухамеда на Седьмое небо. Поэтому арабские правители вели ожесточенную борьбу с крестоносцами за право обладанием Иерусалимом, и эта война стала смыслом жизни Саладина.

В 26 лет Саладин участвовал в освободительном Каирском походе войска своего дяди. Ширкух помог восстановлению правления Египетского визиря Шевара, но вместе с тем планировал дальнейший захват территорий государства. Такое положение дел не устроило правителя, и он попросил помощи у иерусалимского короля Амори I. Войско Ширкуха находилось в крепости Бильбейса, которую противник начал осаждать. Саладин в этих боях оттачивал военное мастерство, а также умение мыслить стратегически.


Проиграв трехмесячную осаду Бильбейса, воины Шевара вместе с крестоносцами отступили в пустыню, что находится западнее Гизы. Саладин принял на себя командованием правым крылом армии, и после кровопролитного боя победил противника, загнав воинов в непроходимые для лошадей пески. Ширкух вышел из битвы победителем, но с большими личными потерями.

Местом дислокации выживших крестоносцев и подоспевших к ним на подмогу единоверцев, стала столица Египта, тогда как Саладин и Ширкух обосновались в Александрии. Спустя четыре года крестоносцы согласились покинуть Египет. Еще через год Шевар был пленен и казнен войском Ширкуха, а Саладин занял его место. Правитель Нур-ад-Дин, которому прежде повиновался отважный воин, был недоволен самоволием Саладина, но вскоре два правителя нашли общий язык.

Правление

В 1174 году Нур-ад-Дин скоропостижно скончался от сильной ангины, и султан Египта получил возможность стать амиром Дамаска и правителем Сирии. Используя политическое вмешательство в дела потерявшего лидера Дамаска, а также силовой метод вторжения, Саладин был признан главой государства и родоначальником династии Айюбидов. Объединив земли Египта и Сирии, Саладин стал правителем крупнейшей территории на Ближнем Востоке.


В целях укрепления собственной власти Саладин использовал близких родственников на всех ключевых государственных постах. Полководец создал современное войско, которому не было равных на тот момент, усилил флотилию. Преобразовав государство и армию Саладин объявил войну неверным, оккупировавшим территории Малой Азии. Такое соседство напугало императора Византии Алексея I и вынудило просить помощи и защиты у Папы Римского.

Войны

Войну против крестоносцев, обосновавшихся в Иерусалиме, Саладин начал в 1187 году, когда уже создал мощную империю, окружившую территорию Священного Города. Безупречное войско, состоящее из дальнобойных лучников, конной артиллерии и пехоты, к этому времени одержало много громких побед.

Первой военной операцией, направленной на рыцарей стала битва при Хаттине. Благодаря правильно выстроенной тактике, заманив европейцев в непроходимые пески, мусульмане перебили больше половины армии противника и пленили 20 тысяч рыцарей. К победителю попали высокопоставленные крестоносцы, а также главнокомандующий европейским войском.


После победы близ Тивериадского озера Саладин взял Акру и Яффу, палестинские города, находившиеся под управлением рыцарей. После чего осенью 1187 года армия Саладина вошла в Иерусалим, и власть в городе перешла к последователям ислама. После торжества победы Саладин сумел сохранить человеческое лицо: многим пленным оставил жизнь и разрешил посещать святые места Иерусалима. От христиан он требовал только одного - не поднимать меча на мусульман.


Но Ватикан не собирался сдаваться, и началась подготовка к Третьему походу крестоносцев, который начался в 1189 году под руководством правителей Англии - короля , Франции - Филиппа II и Германии - императора Фридриха I. Европейцы не могли найти согласия и поначалу много ссорились, но после гибели немецкого императора и распада его войска на стороне католиков остались только две армии.

Поначалу христиане даже побеждали. В 1191 году после взятия города Акры Филипп II поспешил вернуться домой, оставив английского короля один на один с армией сарацинов.


Саладин не заставил себя долго ждать и уже 7 сентября 1191 года выступил с военной операцией при городе Арсуфе. Противостояние двух армий закончилось через год подписанием перемирия, которое предусматривало бесконфликтное существование двух религий на территории Иерусалима с преобладанием власти мусульман. Саладин чтил христианские святыни и даже молился у Гроба Господня. При правлении султана не был разрушен ни один христианский храм.

Личная жизнь

Саладин, как истинный мусульманин, содержал несколько жен, но в летописях их имена не сохранились. Известно, только то, что после смерти Нур ад-Дина вдова султана Исмат аль-Дин Хатун стала женой следующего правителя. От нее у Саладина родилось двое сыновей - Гази и Дауд.

Всего по историческим данным у Саладина насчитывалось 4 или 5 жен, не считая наложниц. Законнорожденными считались 17 сыновей и дочь.

Смерть

Саладин шел к своей цели - восстановлению арабского Халифата. Для этого он в конце 1192 года начал подготовку к походу на Багдад. Но в конце февраля 1193 года внезапно слег.


Гробница Саладина

Причиной недуга стала желтая лихорадка. 4 марта Саладин скоропостижно скончался в столице Сирии. Чаяния султана остались нереализованными, а объединенное им царство было раздроблено сыновьями после его смерти на несколько территорий.

Память

Образ великого воина и завоевателя, неоднократно вдохновлял литераторов и кинематографистов на создание художественных произведений. Одним из первых европейцев, обративших взор на личность Саладина, был , который создал книгу «Талисман». В основу произведения легли описание последнего похода христиан на Иерусалим и биография Саладина.

В киноиндустрии имя полководца встречается в фильме «Царство небесное», который также посвящен борьбе крестоносцев с мусульманами. В роли египетского султана выступил арабский актер Гассан Массуд, который, судя по фото, обладает большим внешним сходством с историческим персонажем. А в 2004 году в прокат вышел мультсериал «Саладин», героями которого стали отважные жители Египта и Сирии во главе с молодым и мудрым правителем.