Впервые выражение «холодная война» употребил знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». В официальной обстановке первым это определение озвучил советник президента США Гарри Трумэна Бернард Барух, выступая перед палатой представителей штата Южная Каролина 16 апреля 1947 г. С этого времени понятие «холодная война» стало применяться в журналистике и постепенно вошло в политический лексикон.

Укрепление влияния

После окончания Второй мировой политическая ситуация, сложившаяся в Европе и Азии, кардинально изменилась. Бывшие союзники по борьбе с гитлеровской Германией – СССР и США – по-разному смотрели на дальнейшее устройство мира. Руководство Советского Союза оказывало серьезную помощь освобожденным странам Восточной Европы, где к власти пришли коммунисты: Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии. Многие европейцы полагали, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, поможет оперативно восстановить хозяйство и вернуться к нормальной жизни. В большинстве западноевропейских стран доля голосов, поданных во время выборов за коммунистов, составляла от 10 и 20 процентов. Это произошло даже в таких чуждых социалистическим лозунгам странах, как Бельгия, Голландия, Дания и Швеция. Во Франции и Италии коммунистические партии были самыми крупными среди других партий, коммунисты входили в состав правительств, их поддерживало около трети населения. В лице СССР они видели не сталинский режим, а прежде всего, силу, которая повергла «непобедимый» нацизм.

СССР также считал необходимым поддерживать страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости и вставшие на путь строительства социализма. В результате советская сфера влияния на карте мира быстро расширялась.

Разногласие

США и их союзники совсем иначе рассматривали дальнейшее мировое развитие, их раздражало усиливающееся на мировой арене значение СССР. США полагали, что только их страна - единственная на тот момент в мире держава, обладавшая ядерным оружием - может диктовать свои условия другим государствам, и поэтому их не устраивало, что Советы стремились к укреплению и расширению так называемого «социалистического лагеря».

Таким образом, по окончании войны интересы двух крупнейших мировых держав вошли в непримиримое противоречие, каждая страна стремилась распространить свое влияние на большее количество государств. Началась борьба по всем направлениям: в идеологии, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников; в гонке вооружений, чтобы говорить с оппонентами с позиции силы; в экономике – чтобы показать превосходство своего общественного строя, и даже, казалось бы, в такой мирной сфере, как спорт.

Необходимо отметить, что на начальном этапе силы, вступившие в противоборство, были не равны. Советский Союз, который вынес на своих плечах всю тяжесть войны, вышел из нее экономически ослабленным. США, напротив, во многом благодаря войне превратились в сверхдержаву - в экономическом и военном отношениях. За годы Второй мировой войны США увеличил промышленную мощность на 50%, а сельскохозяйственное производство на 36%. Промышленное производство США, без учета СССР, превосходило производство всех других стран мира вместе взятых. В таких условиях США считали давление на своих оппонентов совершенно оправданным.

Таким образом, мир фактически разделился надвое в соответствии с социальными системами: одна сторона во главе с СССР, другая под руководством США. Между этими военно-политическими блоками и началась «холодная война»: глобальное противостояние, которое, к счастью, не дошло до открытого военного столкновения, но постоянно провоцировало локальные военные конфликты в различных странах.

Фултонская речь Черчилля

Отправной точкой или сигналом к началу «холодной войны» считается знаменитая речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в Фултоне (штат Миссури, США). 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна, Черчилль объявил, что «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы и противостоят им только два врага – «война и тирания». Анализируя ситуацию в Европе и Азии, Черчилль заявил, что Советский Союз является причиной «международных трудностей», поскольку «никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии». Правда, премьер отдал должное заслугам русских людей и лично своему «военному товарищу Сталину», и даже с пониманием отнесся к тому, что «России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии». Описывая сложившуюся в мире ситуацию, Черчилль применил термин «железный занавес», который опустился «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент». Страны, оказавшиеся к востоку от него, по словам Черчилля, стали не только объектами советского влияния, но и растущего контроля со стороны Москвы… Маленькие коммунистические партии во всех этих восточноевропейских государствах «выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля». Черчилль заявил об опасности коммунизма и о том, что «в большом числе стран созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Черчилль понимал, что Советский Союз не заинтересован в новой войне, но отметил, что русские «жаждут плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». Он призвал «братскую ассоциацию англоговорящих народов», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР, причем не только в политической, но и военной сфере. Далее он отметил: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».

В то же время, говоря об уроках прошедшей войны, Черчилль заметил, что «никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Поддержание таких отношений в течение многих и многих мирных лет должно обеспечиваться не только авторитетом ООН, но и всей мощью США, Великобритании и других англоязычных стран, и их союзников».

Это было откровенным лицемерием, поскольку Черчилль еще весной 1945 г. приказал подготовить военную операцию «Немыслимое», представлявшую собой план войны на случай военного конфликта между западными государствами и СССР. Эти разработки были скептически встречены британскими военными; американцам их даже не показали. В комментариях на представленный ему проект Черчилль указал, что план представляет собой «предварительный набросок того, что, я надеюсь, все ещё чисто гипотетическая вероятность».

В СССР текст Фултонской речи Черчилля полностью не переводился, но был подробно пересказан 11 марта 1946 года в сообщении ТАСС.

И. Сталину содержание речи Черчилля стало известно буквально на следующий день, но он, как это часто бывало, предпочел выдержать паузу, ожидая, какая реакция на это выступление последует из-за рубежа. Свой ответ Сталин дал в интервью газете «Правда» только 14 марта 1946 г. Он обвинил своего оппонента в том, что тот призвал Запад к войне с СССР: «По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война». Сталин поставил У. Черчилля в один ряд с Гитлером, обвинив его в расизме: «Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира».


Доктрина Трумэна

В 1946–1947 гг. СССР усилил давление на Турцию. От Турции СССР добивался изменения статуса черноморских проливов и предоставления территории для размещения у пролива Дарданеллы своей военно-морской базы для обеспечения безопасности и беспрепятственного выхода в Средиземное море. Также до весны 1946 г. СССР не торопился выводить свои войска с территории Ирана. Неопределенная ситуация сложилась и в Греции, где шла гражданская война, и греческим коммунистам пытались помочь албанские, болгарские и югославские коммунисты.

Все это вызывало крайнее недовольство США. Президент Г. Трумэн считал, что только Америка способна продвигать прогресс, свободу и демократию в мире, а русские, по его мнению, «не умеют себя вести. Они похожи на слона в посудной лавке».

Выступая 12 марта 1947 г. в американском Конгрессе, Гарри Трумэн заявил о необходимости оказать военную помощь Греции и Турции. По сути, в своем выступлении он заявил о новой внешнеполитической доктрине США, которая санкционировала вмешательство США во внутренние дела других стран. Основанием для такого вмешательства являлась необходимость противостоять «советской экспансии».

Доктрина Трумэна предполагала «сдерживание» СССР во всем мире и означала прекращение сотрудничества между бывшими союзниками, победившими фашизм.

План Маршалла

Вместе с тем, «фронт холодной войны» пролегал не только между странами, но и внутри них. Успех левых сил в Европе был очевиден. Чтобы не допустить распространения коммунистических идей, в июне 1947 г. государственным секретарем США Джорджем Маршаллом был представлен план помощи странам Европы для восстановления разрушенной экономики. Этот план получил название «план Маршалла» (официальное название European Recovery Program - «Программа восстановления Европы») и стал составной частью нового внешнеполитического курса США.

В июле 1947 г. представители 16 западноевропейских стран собрались на совещание в Париже, чтобы обсудить размеры помощи для каждой страны в отдельности. Вместе с представителями Западной Европы на эти переговоры были также приглашены представители СССР и государств Восточной Европы. И хотя Маршалл заявлял о том, что «наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса», помощь, как оказалось, не была бескорыстной. В обмен на американские поставки и кредиты, европейские страны обязывались предоставлять США информацию о своей экономике, поставлять стратегическое сырье, а также не допускать продажи «стратегических товаров» социалистическим государствам.

Для СССР такие условия были неприемлемы, и он отказался участвовать в переговорах, запретив это делать и руководителям восточноевропейских стран, пообещав им, в свою очередь, льготные кредиты со своей стороны.

Осуществляться план Маршалла начал с апреля 1948 г., когда конгрессом США был принят закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю (с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г.) программу экономической помощи Европе. Помощь получили 17 стран, включая Западную Германию. Общая сумма ассигнований составила около 17 млрд. долларов. Основная доля досталась Англии (2,8 млрд.), Франции (2,5 млрд.), Италии (1,3 млрд.), Западной Германии (1,3 млрд.) и Голландии (1,1 млрд.). Западной Германии финансовая помощь по плану Маршалла оказывалась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за материальный ущерб, причинённый странам-победителям во Второй мировой войне.

Образование СЭВ

Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы (кроме Югославии, которая занимала самостоятельную позицию). В январе 1949 г. шесть стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) объединилось в экономический союз – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. В феврале к СЭВ присоединилась Албания (вышла в 1961 г.), в 1950 г. – ГДР, в 1962 – Монголия и в 1972 г. – Куба.

Создание НАТО

Своеобразным продолжением внешнеполитического курса Трумэна стало создание в апреле 1949 г. военно-политического союза – Североатлантического блока (НАТО), во главе с США. Первоначально в состав НАТО вошли США, Канада и страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция (вышла из военных структур блока в 1966 г., вернулась в 2009 г.). Позднее к альянсу присоединились Греция и Турция (1952), Федеративная Республика Германия (1955) и Испания (1982). Основной задачей НАТО являлось укрепление стабильности в Североатлантическом регионе и противостояние «коммунистической угрозе». (Советский Союз и страны Восточной Европы создали свой военный союз – Организацию Варшавского договора (ОВД) – только через шесть лет, в 1955 г.). Таким образом, Европа оказалась разделенной на две противоборствующие части.

Германский вопрос

Раздел Европы особенно тяжело сказался на судьбе Германии. На Ялтинской конференции 1945 г. был согласован план послевоенной оккупации Германии между странами-победительницами, к которому, по настоянию СССР, присоединилась Франция. Согласно этому плану, после окончания войны восток Германии был оккупирован СССР, запад – США, Великобританией и Францией. Столица Германии – Берлин – была также поделена на четыре зоны.

Западная Германия в 1948 г. была включена в сферу действия плана Маршалла. Таким образом, объединение страны становилось невозможным, поскольку в разных частях страны образовались разные экономические системы. В июне 1948 г. западные союзники в одностороннем порядке провели в Западной Германии и Западном Берлине денежную реформу, отменив деньги старого образца. Вся масса старых рейхсмарок хлынула в Восточную Германию, что вынудило СССР закрыть границы. Западный Берлин оказался в полном окружении. Между бывшими союзниками возник первый серьезный конфликт, получивший название Берлинского кризиса. Сталин хотел использовать ситуацию с блокадой западного Берлина, чтобы оккупировать всю столицу Германии и добиться уступок со стороны США. Но США и Великобритания организовали воздушный мост для связи Берлина с западными секторами и сорвали блокаду города. В мае 1949 г. территории, находившиеся в западной зоне оккупации, были объединены в Федеративную Республику Германия (ФРГ), столицей которой стал Бонн. Западный Берлин становился автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 г. в советской зоне оккупации было создано другое немецкое государство – Германская Демократическая Республика (ГДР), столицей которого стал восточный Берлин.

Конец ядерной монополии США

Советское руководство понимало, что обладавшие ядерным оружием США могут позволить себе говорить с ним с позиции силы. Тем более что, в отличие от США, Советский Союз вышел из войны экономически ослабленным и, следовательно, уязвимым. Поэтому в СССР велись форсированные работы по созданию собственного ядерного оружия. В 1948 г. в Челябинской области был создан ядерный центр, где был построен реактор по производству плутония. В августе 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание ядерного оружия. США утратили монополию на атомное оружие, что резко умерило пыл американских стратегов. Знаменитый немецкий исследователь Отто Ган, открывший процесс деления атомного ядра, узнав об испытании первой советской атомной бомбы заметил: «Это хорошая новость, так как опасность войны теперь значительно уменьшилась».

Надо признать, что на достижение этой цели СССР был вынужден направлять колоссальные средства, что наносило серьезный ущерб производству предметов потребления, сельскохозяйственному производству и социально-культурному развитию страны.

План «Дропшот»

Несмотря на создание в СССР атомного оружия, Запад не оставлял планов по нанесению ядерных ударов по СССР. Такие планы разрабатывались в США и Великобритании сразу же по окончании войны. Но только после образования НАТО в 1949 г. у США появилась реальная возможность их исполнения и они предложили очередной, уже более широкомасштабный план.

19 декабря 1949 г. НАТО утвердил план Dropshot («Дропшот») «для противодействия предполагаемому вторжению СССР в Западную Европу, Ближний Восток и Японию». В 1977 г. его текст был рассекречен в США. Согласно документу, 1 января 1957 г. предполагалось начало крупномасштабной войны сил Североатлантического альянса против СССР. Естественно, «из-за акта агрессии со стороны СССР и его сателлитов». В соответствии с этим планом на СССР должно было быть сброшено 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычной взрывчатки. В результате первой бомбардировки должно было быть уничтожено 85% промышленных объектов. На втором этапе войны должна была последовать оккупация. Территорию СССР стратеги НАТО разделили на 4 части: Западная часть СССР, Украина – Кавказ, Урал – Западная Сибирь – Туркестан, Восточная Сибирь – Забайкалье – Приморье. Все эти зоны были поделены на 22 подзоны ответственности, где должны были дислоцироваться воинские контингенты НАТО.

Расширение социалистического лагеря

Сразу же после начала «холодной войны» страны Азиатско-Тихоокеанского региона превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистического и капиталистического путей развития. 1 октября 1949 г. в столице Китая – Пекине – была провозглашена Китайская Народная Республика.

С созданием КНР военно-политическая обстановка в мире радикально изменилась, поскольку коммунисты победили в одном из самых многонаселенных государств мира. Социалистический лагерь существенно продвинулся на восток, и Запад не мог не считаться с огромной территорией и мощным военным потенциалом социализма, включая советское ракетно-ядерное вооружение. Однако последующие события показали, что в раскладе военно-политических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе не было однозначной определенности. Китай на долгие годы стал «любимой картой» в глобальной игре двух сверхдержав за доминирование в мире.

Нарастание противостояния

В конце 1940-х гг., несмотря на тяжелое экономическое положение СССР, соперничество между капиталистическим и коммунистическим блоками продолжалось и вело к дальнейшему наращиванию вооружений.

Противоборствующие стороны стремились достичь превосходства как в области ядерного оружия, так и в средствах его доставки. Такими средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, что привело к крайнему напряжению экономики обоих блоков. На нужды обороны тратились колоссальные средства, работали самые лучшие научные кадры. Были созданы мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК), где производилась самая современная техника, работавшая, прежде всего, на гонку вооружений.

В ноябре 1952 г. США испытали первый в мире термоядерный заряд, мощность взрыва которого многократно превосходила атомный. В ответ на это в августе 1953 г. в СССР на полигоне в Семипалатинске была взорвана первая в мире водородная бомба. В отличие от американского образца, советская бомба была готова к практическому применению. С этого момента и до 1960-х гг. США обгоняли СССР лишь в количестве вооружений.

Корейская война 1950-1953 гг.

СССР и США осознавали всю опасность войны между ними, что заставляло их не идти на прямую конфронтацию, а действовать «в обход», сражаясь за мировые ресурсы за пределами своих стран. В 1950 г., вскоре после победы коммунистов в Китае, началась война в Корее, ставшая первым военным столкновением социализма и капитализма, поставившим мир на грань ядерного конфликта.

Корея была оккупирована Японией в 1905 г. В августе 1945 г., на заключительном этапе Второй мировой войны, в связи с победой над Японией и ее капитуляцией США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что к северу от неё японские войска сдадутся Красной армии, а к югу капитуляцию примут американские войска. Таким образом, полуостров был разделён на северную - советскую, и южную, американскую, части. Страны антигитлеровской коалиции считали, что через некоторое время Корея должна воссоединиться, однако в условиях «холодной войны» 38-я параллель по существу превратилась в границу - «железный занавес» между Севером и Югом Кореи. К 1949 г. СССР и США вывели свои войска с территории Кореи.

В обеих частях Корейского полуострова, северной и южной, были сформированы правительства. На юге полуострова при поддержке ООН Соединенные Штаты провели выборы, на которых было избрано правительство во главе с Ли Сын Маном. На севере советские войска передали власть коммунистическому правительству во главе с Ким Ир Сеном.

В 1950 г. руководство Северной Кореи (Корейской народно-демократической республики - КНДР), ссылаясь на то, что войска Южной Кореи вторглись в КНДР, перешли 38-ю параллель. На стороне КНДР воевали вооруженные силы Китая (названные «китайскими добровольцами). Непосредственную помощь Северной Корее оказывал СССР, снабжая корейскую армию и «китайских добровольцев» оружием, боеприпасами, самолетами, горючим, продовольствием и медикаментами. Также в боевых действиях принимал участие небольшой контингент советских войск: летчики и артиллеристы-зенитчики.

В свою очередь США провели через Совет Безопасности ООН резолюцию, призвавшую оказать необходимую помощь Южной Корее и направили туда свои войска под флагом ООН. Помимо американцев под флагом ООН сражались контингенты Великобритании (более 60 тыс. человек), Канады (более 20 тыс.), Турции (5 тыс.) и других государств.

В 1951 г. президент США Г. Трумэн пригрозил использовать против Китая атомное оружие в ответ на помощь китайцев Северной Корее. Советский Союз также не хотел уступать. Конфликт удалось разрешить дипломатическим путем только после смерти Сталина в 1953 г. В 1954 г. на совещании в Женеве был закреплен раздел Кореи на два государства – Северную Корею и Южную Корею. Тогда же был разделен и Вьетнам. Эти разделы стали своеобразными символами раскола мира на две системы на азиатском континенте.

Следующий этап холодной войны - 1953-1962 гг. Некоторое потепление, как в стране так и в международных отношениях, не сказались на военно-политическом противостоянии. Более того, именно в это время мир неоднократно стоял на пороге ядерной войны. Гонка вооружений, берлинский и карибский кризисы, события в Польше и Венгрии, испытания баллистических ракет… Это десятилетие было одним из самых напряженных в ХХ веке.

Холодная война

Холодная война - это военное, политическое, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками. Она стала следствием противоречий между двумя государственными системами: капиталистической и социалистической.

Холодная война сопровождалась усилением гонки вооружений, наличием ядерного оружия, что могло привести к третьей мировой войне.

Термин впервые был употреблён писателем Джорджем Оруэллом 19 октября 1945 года в статье « Ты и атомная бомба».

Период:

1946-1989

Причины холодной войны

Политические

    Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями общества.

    Опасение Запада и США усиления роли СССР.

Экономические

    Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции

    Ослабление экономической и военной мощи противника

Идеологические

    Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий

    Стремление огородить население своих стран с образом жизни в странах противника

Цели сторон

    Закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны.

    Поставить противника в невыгодные политические, экономические и идеологические условия

    Цель СССР : полная и окончательная победа социализма в мировом масштабе

    Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному движению, в будущем – «выбросить социализм на свалку истории». СССР рассматривался как «империя зла».

Вывод: ни одна сторона не была правой, каждая стремилась к мировому господству.

Силы сторон не были равными. СССР вынес на плечах все тяготы войны, а США получил от неё огромную прибыль. Лишь к середине 1970-х годов был достигнут паритет.

Средства холодной войны:

    Гонка вооружений

    Блоковая конфронтация

    Дестабилизация военного и экономического положения противника

    Психологическая война

    Идейное противоборство

    Вмешательство во внутреннюю политику

    Активная деятельность разведки

    Сбор компроматов на политических лидеров и др.

Основные периоды и события

    5 марта, 1946- речь У.Черчилля в Фултоне (США) – начало «холодной войны», в которой была провозглашена идея создания союза для борьбы с коммунизмом. Речь премьер-министра Великобритании в присутствии нового американского президента Трумэна Г.имела две цели:

    Подготовить западную общественность к последующему разрыву между странами победительницами.

    Буквально вытравить из сознания людей чувство благодарности к СССР, которое появилось после победы над фашизмом.

    США поставили пред собой цель: достичь экономического и военного превосходства над СССР

    1947 – «доктрина Трумэна ». Её суть: сдерживание распространения экспансии СССР путём создания зависимых от США региональных военных блоков.

    1947- план Маршалла – программа помощи Европе после Второй мировой войны

    1948-1953 - советско-югославский конфликт по вопросу о путях построения социализма в Югославии.

    Раскол мир на два лагеря: сторонников СССР и сторонников США.

    1949 - раскол Германии на капиталистическую ФРГ, столица - Бонн и советскую ГДР, столица - Берлин.(До этого две зоны назвались Бизония)

    1949 – создание НАТО (Северо- Атлантический военно-политический альянс)

    1949 – создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)

    1949- успешное испытание атомной бомбы в СССР .

    1950 -1953 – война в Корее . США участвовали в ней непосредственно, а СССР – завуалировано, направляя в Корею военных специалистов.

Цель США : предотвратить советское влияние на Дальнем Востоке. Итог : разделение страны на КНДР (Корейскую Народно-Демократическую Республику(столица Пхеньян), установила тесные контакты с СССР, + на Южнокорейское государство (Сеул) -зона американского влияния.

2 период: 1955-1962 (похолодание в отношениях между странами, нарастание противоречий в мировой социалистической системе)

    В данный период мир стоял на грани ядерной катастрофы.

    Антикоммунистические выступления в Венгрии, Польше, события в ГДР, Суэцкий кризис

    1955- создание ОВД- Организации Варшавского договора.

    1955- Женевская конференция глав правительств стран- победительниц.

    1957- разработка и успешное испытание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, что усилило напряжённость в мире.

    4 октября 1957- открылась космическая эра . Запуск первого искусственного спутника земли в СССР.

    1959- победа революции на Кубе (Фидель Кастро).Куба стала одним из самых надёжных партнёров СССР.

    1961- обострение отношений с Китаем.

    1962 – Карибский кризис . Урегулирован Хрущёвым Н.С. И Д. Кеннеди

    Подписание ряда соглашений о нераспространении ядерного оружия.

    Гонка вооружений, которая значительно ослабила экономику стран.

    1962- осложнение отношений с Албанией

    1963-СССР, Великобритания и США подписали первый договор о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

    1968- осложнение отношений с Чехословакией («Пражская весна»).

    Недовольство советской политикой в Венгрии, Польше, ГДР.

    1964-1973- война США во Вьетнаме . СССР оказывал Вьетнаму военную и материальную помощь.

3 период: 1970-1984- полоса разрядки напряжённости

    1970-е годы – СССР предпринимал ряд попыток к усилению «разрядки» международной напряжённости, сокращению вооружений.

    Подписан ряд соглашений об ограничении стратегического вооружения. Так в 1970- договор между ФРГ (В.Бранд) и СССР (Брежнев Л.И.), по которому стороны обязались решать все свои споры исключительно мирным путём.

    Май 1972- приезд в Москву президента Америки Р.Никсона. Подписан договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и ОСВ-1- Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

    Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

    1975- высшая точка разрядки, подписание в августе в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Декларации принципов взаимоотношений между государствами . Подписало 33 государства, в том числе СССР, США, Канада.

    Суверенное равенство, уважение

    Неприменение силы и угрозы силой

    Нерушимость границ

    Территориальная целостность

    Невмешательство во внутренние дела

    Мирное урегулирование споров

    Уважение прав и свобод человека

    Равноправие, право народов распоряжаться своей судьбой

    Сотрудничество между государствами

    Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

    1975 - совместная космическая программа « Союз-Апполон».

    1979- Договор об ограничении наступательных вооружений – ОСВ-2 (Брежнев Л.И. и Картер Д.)

Каковы же эти принципы?

4 период: 1979-1987 - осложнение международной обстановки

    СССР стал воистину великой державой, с которой необходимо было считаться. Разрядка напряжённости носила взаимовыгодный характер.

    Обострение отношений с США в связи с вводом СССР войск в Афганистан в 1979(война длилась с декабря 1979 по февраль 1989).Цель СССР - защитить границы в Средней Азии против проникновения исламского фундаментализма. В итоге - США не ратифицировали ОСВ-2.

    С 1981 году новый президент Рейган Р. развернул программ СОИ – Стратегических оборонных инициатив.

    1983- США размещают баллистические ракеты в Италии, Англии, ФРГ, Бельгии, Дании.

    Разрабатываются системы противокосмической обороны.

    СССР выходит из женевских переговоров.

5 период: 1985-1991 - заключительный этап, смягчение напряжённости.

    Придя к власти в 1985 году, Горбачёв М.С. проводит политику «нового политического мышления».

    Переговоры: 1985- в Женеве, 1986- в Рейкьявике, 1987-в Вашингтоне. Признание существующего миропорядка, расширение экономических связей стран, несмотря на разную идеологию.

    Декабрь 1989- Горбачёв М.С. и Буш на саммите на острове Мальта объявили об окончании «холодной войны». Конец её был вызван экономической слабостью СССР, его неспособностью больше поддерживать гонку вооружений. Кроме того, установились просоветские режимы в странах Восточной Европы, СССР потерял поддержку и в их лице.

    1990- воссоединение Германии. Оно стало своеобразной победой Запада в холодной войне. Падение берлинской стены (существовала с 13 августа 1961 по 9 ноября 1989)

    25 декабря 1991- президент Д.Буш объявил об окончании холодной войны и поздравил соотечественников с победой в ней.

Итоги

    Формирование однополярного мира, в которой лидирующее положение стали занимать США - сверхдержава.

    США и их союзники одержали победу над социалистическим лагерем.

    Начало вестернизации России

    Крах советской экономики, падение её авторитета на международном рынке

    Эмиграция на Запад граждан России, слишком привлекательным казался им образ его жизни.

    Распад СССР и начало образования новой России.

Термины

Паритет – первенство стороны в чём – либо.

Конфронтация – противоборство, столкновение двух социальных систем (людей, групп и пр.).

Ратификация – придание документу юридической силы, принятие его.

Вестернизация – заимствование западноевропейского или американского образа жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя). Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками). Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

  1. Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.
  2. Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам – возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.), по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н.А. Вознесенский. Последним актом репрессий стало «дело врачей» (январь 1953 г.), обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны.

Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары). Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма ». Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.

Источниками ресурсов для восстановления были:

  1. Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).
  2. Репарации с Германии и ее союзников.
  3. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.
  4. Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.
  5. Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса, игравшего все более заметную роль в условиях начинавшейся холодной войны. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели – восстановление страны было в целом завершено.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. Однако, несмотря на засуху 1946 г., государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за посягательство на государственную или колхозную собственность. Были значительно увеличены налоги. Все это привело к тому, что сельское хозяйство, которое, в начале 50-х гг. с трудом достигло довоенного уровня производства, вступило в полосу стагнации (застоя).

Таким образом, послевоенное развитие экономики продолжилось по пути индустриализации. Альтернативные варианты, предусматривавшие преимущественное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (проект Г.М. Маленкова – Председателя Совета Министров СССР), были отвергнуты из-за сложной международной обстановки.

Внешняя политика СССР в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»

Признаки «холодной войны»:

  1. Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.
  2. «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).
  3. «Гонка вооружений » - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности » - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)
  4. Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса » - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей.
  5. Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

  1. Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.
  2. Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.
  3. Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.
  4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.
  5. Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна »). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма ), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма ).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг.

Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Восстановлено всеобщее начальное образование, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание телевидение. В то же время восстанавливается контроль за интеллигенцией, ослабленный во время войны. Летом 1946 г. начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и космополитизмом. Руководство ею осуществлял А.А. Жданов. 14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград » и «Звезда », которые были подвергнуты гонениям за публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Первым секретарем правления Союза писателей был назначен А.А. Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

4 сентября 1946 г. выходит постановление ЦК партии «О безыдейных фильмах» - наложен запрет на прокат фильмов «Большая жизнь» (2 часть), «Адмирал Нахимов» и второй серией «Ивана Грозного» Эйзенштейна.

Следующим объектом преследований становятся композиторы. В феврале 1948 г. принято постановление ЦК «О декадентских тенденциях в советской музыке», осуждавшее В.И. Мурадели, позже начинается кампания против композиторов-«формалистов» - С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского.

Идеологический контроль охватывает все сферы духовной жизни. Партия активно вмешивается в исследования не только историков и философов, но и филологов, математиков, биологов, осуждая некоторые науки как «буржуазные». Жестокому разгрому подверглись волновая механика, кибернетика, психоанализ и генетика.

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Начало «холодной войны». Победа СССР в войне привела к изменению соотношения сил на международной арене. СССР приобрёл новые территории: Южный Сахалин, Курильские острова, Пéченгу (Петсамо) у Мурманска, Восточную Пруссию с г. Кёнигсберг (ныне Калининградская обл.), Закарпатскую Украину. СССР претендовал на видную роль в послевоенном мире. СССР в 1945 г. стал членом Совета безопасности ООН, в 1948 г. ООН приняла Декларацию прав человека .

Существовали две точки зрения на перспективы внешней политики:

1. А. А. Жданов и Н. А. Вознесенский выступали за сохранение дружбы с Западом, против создания антисоветского западного альянса.

2. И. В. Сталин и Г. М. Маленков верили в неминуемый крах капита­лизма, выступали за дальнейшее расширение сферы влияния СССР и создание военного противовеса Западу.

Речь У. Черчилля 1946 г. С окончанием Второй мировой войны со­трудничество стран антигитлеровской коалиции смени­лось соперничеством. Рост влияния СССР вызвал озабочен­ность на Западе. В мае 1945 г. У. Черчилль кон­статировал: «Советская угроза уже заменила собой нацистского врага». 22 мая 1945 г. Черчилль разработал план операции «Немыслимое » – в секретной инструкции он призвал готовиться к военному столкновению с СССР с использованием находив­шихся в английском плену немецких солдат. В марте 1946 г. Черчилль выступил с речью в г. Фýлтон (США). При­знав, что военные победы выдви­нули СССР в состав «руко­водящих наций мира», Черчилль заявил, что СССР стре­мится к «без­граничному распрост­ранению своей силы и своих доктрин», «на континент опустился железный занавес». США и Великобри­тания должны разговаривать с СССР с пози­ции силы. Допускалось использование атом­ного оружия как «эффектив­ного средства устрашения». Мир вступил в эпоху «холодной войны ».

«Холодная война» – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками с другой, длившаяся с сер. 1940-х гг. до периода «перестройки» (нач. 1990-х гг.).

Причины начала «холодной войны»:

- отсутствие у СССР и западных стран общего врага;

Идеологические и политические различия СССР и Запада;

СССР установил в Вос­точной Европе коммунистические режимы;

-«личностный фактор»: особенности характеров И. Сталина и Г. Тру­мэна, их взаимное недоверие и нетерпимость.

«Доктрина Трумэна». В 1947 г. президент США Г. Трýмэн конкре­ти­зировал позицию У. Черчилля. Он заявил: «Победа поставила американский народ перед лицом посто­янной и жгучей необходимости руководства миром». По отношению к СССР были опреде­лены две задачи:

1. Доктрина «сдерживания со­циализма» – не допус­тить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его комму­нисти­ческой идеологии;

2. Док­трина «отбрасывания социализма» в прежние границы.

Планы США:

1. Создание Североатлантического военно-поли­тического союза (НАТО , 1949 г.). В НАТО вошли США, Ве­ликобри­тания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург, Дания, Норвегия, Ислан­дия, Португалия. (Ныне состав НАТО расши­рился в два раза).

2. Размещение у границ СССР военных баз США.

3. Поддержка антисоветских сил внутри социалистического блока.

4. Применение (в крайнем случае) военной силы – план атомной бомбардировки 20 советских городов.

«План Маршалла» 1947 г. Госсек­ретарь США Дж. Маршалл предложил выделить значитель­ные финан­совые ресурсы на восстановление разрушенной войной Европы. Москва, опасаясь попасть в зависимость от США, от­казалась участвовать в «плане Маршалла» и помощь получила только Западная Европа. По настоянию СССР, страны Восточной Европы также отказались от американской экономической помощи. США выделили 12,4 млрд. долларов за 1948–1951 гг., что позволило возродить разрушенную экономику 17 стран Западной Европы.

Создание ядерного оружия в СССР. Разработкой атомного оружия занимались И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, Ю.Б. Харитон, И.Е. Тамм. Их курировал Л.П. Берия . Немецкий учёный Клаус Фукс , работавший в США, передал советской стороне расчёты по расщеплению ядра. Это ускорило процесс и в 1949 г. СССР испытал атомную бомбу, в 1953 г. – водородную, одним из создателей которой является А.Д. Сахаров .

Отношения со странами социалистического лагеря. СССР строил внешнеполитический курс исходя из положения о расколе мира на две противоположные системы. В 1951 г. на тайном совещании в Кремле И.В. Сталин поставил задачу «установить социализм по всей Европе в течение четырёх лет». СССР укрепил своё влияния в странах Восточной Европы. В 1947 г. создано Информационное бюро (Коминформбюро , или ИИинформ )вместо распу­щенного в 1943 г. Коминтерна, координиро­вавшее деятельность ком­партий восточноевропей­ских государств. Были установлены коммуни­стические просоветские ре­жимы в странах «народной демократии»: Болгарии (1944 г.), Югославии (1945 г.), Алба­ИИ (1946 г.), Польше и Румынии (1947 г.), Венгрии и Чехословакии (1948 г.), а также на азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945 г.), Северной Корее (1948 г.) и в Ки­тае (1949 г.).

В 1949 г. был создан Совет Эконо­мической Взаимо­помощи (СЭВ) – экономическая организация стран социализма . Его члены – СССР, Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, позднее – ГДР. СССР оказывал странам СЭВ материальную поддержку. За 1945–1952 гг. было предоставлено льготных кредитов на 15 млрд. рублей, или 3 млрд. долларов. В ответ Сталин требо­вал от стран социалистического лагеря послушания и проведения пре­образований по со­ветской модели. Отклонение от неё воспринималось враждебно. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии были про­ведены экономические реформы и репрессии неугодных политиков.

В 1948 г. произошёл разрыв отно­шений СССР с Юго­славией. Её лидер И.Б. Тито пытался отстоять самостоя­тельный путь развития. Югославия отказалась вступить в СЭВ.

Корейская война 1950–1953 гг. После освобождения от японской оккупации Корея оказалась разделённой на Северную (КНДР с просоветским режимом Ким Ир Сена ) и Южную (с проамериканским правительством). В 1950 г. Северная Корея с целью объединения страны под эгидой комму­нистов начала наступление на юг. ООН осудила эту агрессию и санкцио­нировала применение против КНДР международных вооружённых сил (в основном войска США). На помощь Северной Корее пришли 4 млн. китайских военных. СССР офи­циально участия в войне не принимал, но активно помогал вооружением и боеприпасами, в Корее сражались советские лётчики и военные советники. В 1953 г. было заключено пере­мирие. Корея осталась разделённой по 38-й парал­лели на два госу­дарства – КНДР и Респуб­лику Корею. Корейская война стала самым кровавым локальным конфликтом периода «холодной войны»: погибло около 9 млн. корейцев, свыше 1 млн. китайцев, свыше 50 тыс. американцев, 315 советских военных специалистов.

Обстановка в Германии. Остро стояла проблема послевоенного устройства Гер­мании. Лондонская конференция великих держав 1947 г. по Германии закончилась провалом. Германия и Берлин остались разделёнными на 4 зоны оккупации. Американцы, французы и англичане объединили свои оккупационные зоны Германии сначала в «Бизонию» (1947 г.), затем – в «Тризонию » (1948 г.). В 1948 г. началось открытое столкновение великих держав в борьбе за Берлин. Толчком послужила денежная реформа, проведённая в одностороннем порядке западными державами в «Тризонии». В Берлине возникли две системы денежного обращения. Советская администрация пыталась блокировать Западный Берлин, но страны Запада организовали гигантский «воздушный мост» для снабжения 2-хмиллионного города всем необходимым. Каждые 62 секунды в Западном Берлине приземлялся очередной транспортный самолёт «Дуглас». Всего по воздуху за 277.264 вылета было переброшено 1.83 млн. тонн грузов. Блокада Западного Берлина была сорвана.

В мае 1949 г. западные державы создали из «Тризонии» государство Фе­деративная Республика Германии (ФРГ, столица – г. Бонн). В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в своей зоне оккупации Германскую Демократиче­скую Республику (ГДР, столица – Восточный Берлин).

Таким образом, «холодная война» стала результатом жёсткого идео­логиче­ского противостояния двух систем.

62.Общественно-политическая жизнь СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущёв

Борьба за власть после смерти Сталина. С уходом из жизни И.В. Сталина советское общество вступило в новый период развития.

Первоочередные задачи соратников Сталина:

- обеспечить преемственность политического курса;

Разделить между собой важнейшие руководящие посты;

Осуществить некоторые изменения в жизни общества.

В созданной Сталиным системе не было конституционного механизма смены политического лидера. Поэтому каждый очередной политический поворот сопровождался закулисными интригами, сговорами и зáговорами политической верхушки. Не доверяя друг другу, сталинские наследники создали коллективное руководство.

Опре­де­лилась властная верхушка: Г.М. Маленков стал Председателем Совета Министров. Его заместители: В.М. Молотов, Н.А. Булганин и Л.М. Каганович, а также ми­нистр объединённого МВД Л.П. Берия. Молотов также вернул себе пост министра иностранных дел. Н.С. Хрущёв стал первым секретарём ЦК КПСС. Каждый из лидеров заявлял о стремлении реформировать страну.

Возможны были три пути развития событий:

1) продолжение сталинщины;

2) некоторое смягчение режима при сохранении общего курса;

3) полная десталинизация.

Устранение Л.П. Берии в 1953 г. Берия, став главой огромного объединённого силового ведомства – МВД, предложил наиболее радикальную программу обнов­ления. Он первым выступил с критикой в адрес Сталина, запретил пытки заключённых, пре­кратил следствие по «делу врачей», освободил из заключения участ­ников «менгрельского дела», амнистировал 1 млн. человек, осуждённых на срок до 5 лет. Он предложил расширить права союзных республик, распустить колхозы, прекратить «холодную войну», восстановить отношения с Югославией. Фактически Берия стал инициатором процесса десталинизации. Берия вызывал страх у Хрущёва и Маленкова возможностью новых репрессий. Они решили избавиться от Берии с помощью его же методов и вовлекли в заговор высокопоставленных военных – маршала Г.К. Жукова и др. В июне 1953 г. Берия был арестован по абсурдному обвинению в «сотрудничестве с империа­ли­стическими разведками» и «заговоре с целью восста­новления господ­ства буржуа­зии». В декабре 1953 г. он был рас­стрелян вместе с шестью ближайшими сотрудниками.

Устранение Г.М. Маленкова в 1955 г. Самый молодой и образованный из наследников Сталина, Г.М. Маленков предложил свой вариант реформ. Он выступил за развитие лёг­кой промышленности, увеличение производства товаров народного потребления, удовлетворение спроса населения. В 1955 г. на Пленуме ЦК Маленков был повергнут критике за неправильное руководство экономикой. Он ушёл в отставку с поста Председателя Совета Министров. Новым главой правительства стал Н.А. Булганин , а пост министра обороны занял Г. К. Жуков . Хрущёв одержал очередную победу в борьбе за власть.

Первые преобразования Н. С. Хрущёва. Хрущёв искренне хотел дать мир и благосостояние советскому народу, однако личная его причастность к репрессиям, ограниченный политический кругозор, недостаточная общая культура не позволили ему быть до конца последовательным в своей политике. Он не был готов к последовательной демократизации общества, неясно представлял способы достижения поставленных целей. Заняв пост первого секретаря ЦК КПСС, Хрущёв активно приступил к реформированию тоталитарных структур.

В 1954 г. произошла ре­орга­низация Министерства государственной безопасности (МГБ) в Коми­тет государственной без­опасности (КГБ) во главе с И. А. Серовым , сыгравшим важную роль в устранении Берии. За фабрикацию фальшивых дел были отданы под суд руководители карательных органов, введён прокурорский над­зор над службой госбезопасности. На местах, в областях она была поставлена под контроль партийных комитетов. В прессе появились первые статьи с критикой культа личности, начался процесс реабилитации незаконно репрессированных, пересмотр фальшивых дел.

ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). С 1953 г. начался пересмотр репрессив­ных решений т. н. «троек» (трибуналов) НКВД. Реабилитация ни в чём не повинных людей поста­вила власть перед необходимостью объяснить причины постигшей народ трагедии. Такая попытка была сделана в секретном докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании XX съезда. Для своего времени это был довольно смелый шаг, т.к. в руководстве страны было много соратников Сталина. Основные положения доклада Н. С. Хрущёва:

Хрущёв утверждал, что Сталин извратил ленинские традиции, идеалы социализма, принципы демократического централизма;

Хрущёв разрушил образ Сталина – наследника Ленина и гениального военачальника, и создал его новый образ – жестокого тирана;

Хрущёв возложил ответственность на Сталина за репрессии, депортацию народов, военные поражения 1941–1942 гг.;

Доклад Хрущёва был насыщен страшными фактами, шокировавшими делегатов, но информация была ограниченной и неполной;

Хрущёв вывел из-под ответственности за репрессии ближайших соратников Сталина (кроме Л. П. Берии и Н. И. Ежова );

Хрущёв назвал 2 причины возникновения культа личности Сталина:

1. СССР был единственной страной социа­лизма в капитали­стическом окружении, «против линии партии выступали различные оппортунисты, троцки­сты», это заставило пойти на ограничения демократии.

2. Сталин обладал негативными лич­ными качествами. Он был жестоким и сверхподозрительным.

Эти объяснения были крайне ограниченными. Они об­хо­дили стороной социальные корни «культа личности», его связь с тоталитарно-бюрократи­ческой природой общественной сис­темы, соз­данной большевиками. И всё же сам факт публичного осуждения тво­рившихся в стране беззаконий произвёл сильное впечатление на народ, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, дал творческий импульс интеллигенции. Начал расша­тываться контроль власти над духовной жизнью людей. Утаить доклад не удалось. Уже в июне 1956 г. на Западе был опубликован полный текст «секретного доклада». В СССР полностью доклад был опубликован лишь в 1989 г.

Последствия XX съезда КПСС. Доклад Хрущёва вызвал сумятицу в умах народа. Одни отвергали доклад, у других он по­сеял растерянность и инакомыслие. В марте 1956 г. в Тбилиси прошли демонстрации и митинги, посвящённые памяти Сталина. Экс-глава Союза писателей СССР А.А. Фадеев в мае 1956 г. покончил жизнь самоубийством.

30 июня 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий ». Постановление явилось уступкой консервативным силам, оно устанавило границы критики (Ста­лина можно критиковать, партию и Советскую власть – нельзя). Жертвами культа Сталина не признавались оппозиционеры (Л. Каменев, Г. Зиновьев, Л. Троцкий, Н. Бухарини др.). Власти пресекали попытки выйти за рамки дозволенного уровня критики сталинизма. «Клеветники на советскую действительность» за резкую критику советского строя были арестованы (Л. Краснопевцев, Б. Вайль и др.).

Массовая реабилитация политзаключённых. Началу реабилитации способствовали восстания 1953–1955 гг. в Особых лагерях ГУЛАГа (Но­рильск, Вор­кута, Кенгир). Самое серьёзное из них произошло в 1954 г. в Казахстане, где против 13 тыс. восставших применили танки. В 1953 г. общее число заключённых в СССР превышало 2,6 млн. человек. С 1953 г. по февраль 1956 г. было реабилитировано 7.679 человек. После ХХ съезда процесс реабилитации ускорился – с марта 1956 г. по 1957 г. реабилитировано свыше 0,5 млн. человек. Система ГУЛАГа была расформирована и прекратила существование.

Устранение «антипартийной группы» в 1957 г. Курс Хрущёва вызвал не­до­вольство у части партийного руково­дства. В июне 1957 г. 7 из 11 членов Президиума ЦК (Н.А. Булганин, К.Е. Во­рошилов, Л.М. Кагано­же, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров ) и «примкнувший к ним» кандидат в члены Президиума Д.Т. Шепилов , воспользовавшись отъездом Хрущёвав Финляндию, решили ликвиди­ровать должность первого секретаря ЦК КПСС и понизить Хрущёва до министра сельского хозяйства. Они обви­нили Хрущёва в формирова­же собствен­ного культа личности, голо­словных обещаниях и ошибоч­ной внешней политике. Хрущёва поддер­жали лишь 3 чле­на Прези­диума (А.И. Микоян, А.И. Кириченко, М.А. Суслов ). Однако Хрущёв сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК (благодаря поддержке министра обороны СССР, маршала Г.К. Жукова, организовавшего доставку во­енными самолетами со всей страны членов ЦК) и до­биться осу­ждения своих противников. Решающим стало заявление Жукова, что в случае смещения Хрущёва он обратится напрямую к армии и народу. Пленум постановил: «Осу­дить… фракционную деятельность антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примк­нувшего к ним Шепилова». Показательно, что оппозиционеры не были репрессированы. Например, Мален­ков работал директором электростанции в Сибири, Каганович руководил трестом на Урале. Молотова понизили до должности посла в Монголии.

Новый Президиум ЦК КПСС пополнился людьми, поддержавшими Хрущёва (Г.К. Жуков, Л.И. Брежнев, Н.М. Шверник Е.А. Фурцева и др.). Опасаясь возросшего политического влияния Г.К. Жукова и его по­пу­лярности в армии, в октябре 1957 г. Хру­щёв обвинил Жукова в «бонапар­тизме», уволил его с поста министра обороны и вывел из Президиума ЦК. В 1958 г. Н.А. Булганин был смещён с поста председателя Совета Министров. Этот пост занял сам Хрущёв, со­вмес­тив посты главы правительства и лидера партии. Практически Н.С. Хрущёв вернулся к сталинской практике совмещения постов и стал неконтролируемым лидером. В 1960 г. из Президиума Верховного Совета был убран К.Е. Воро­шилов. Председателем Президиума Верховного Совета стал Л.И. Брежнев , считавшийся «человеком Хрущёва».

Программа построения коммунизма. XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одер­жал «полную и окончательную победу», страна вступила в период «развёрну­того строительства коммунизма». XXII съезд КПСС в 1961 г. принял Третью программу партии , где детально расписывались задачи построения коммунизма за 20 лет (к 1980 г.). Для достижения этой амбициозной цели намечалось:

1. Выйти на первое место в мире по производитель­ности труда, выпуску продукции на душу насе­ления и уровню жизни.

2. Преобразовать «социа­листическую госу­дарственность в обще­ственное коммунистическое самоуправление».

3. Воспитать «нового чело­века, гармонически соче­тающего в себе духов­ное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Программа КПСС завершалась фразой: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ближайшие годы показали, что эта программа была крайне уто­пична и не учитывала реалий времени.

Национальная политика отличалась непоследова­тельностью.

Её плюсы: После ХХ съезда были сняты обвине­ния с репрес­сирован­ных наро­дов, восстановлены автономные респуб­лики: Кал­мыцкая, Чечено-Ин­гушская, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкес­ская.

Минусы: Реаби­литация не затронула немцев Поволжья и крымских татар: обвине­ния были сняты с них только соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность в СССР они так и не обрели.

Установка XX съезда КПСС на всесторон­ний учёт национальных раз­личий и особенностей сменилась курсом на слияние наций в «единый совет­ский народ». В преддверии «светлого коммунистиче­ско­го завтра» по воле Хрущёва без обсуждения решались вопросы админист­ративно-террито­риального деления страны. В 1954 г. входивший в РСФСР Крым, 2/3 населения которого составляли рус­ские, а укра­инцы – лишь ¼, был передан Украинской ССР. Эта неконституционная акция создала после распада СССР в 1991 г. сложную политическую проблему Крыма и Севастополя. В 1956 г. Карело-Финская союз­ная рес­публика была преобразована в автономную и включена в состав РСФСР.

Отставка Н.С. Хрущёва. В ок­тябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС, когда Хрущёв отдыхал в Пицунде, с обвинительным докладом против него выступил М.А. Суслов . Хрущёву вменялось в вину:

Наруше­ние принципа коллективности руководства, авантюристич­ность и непродуманность решений («субъективизм и волюнтаризм»);

Деклара­тивность и славословие, переоценка дос­тигну­тых успехов;

Развал сельского хозяйства из-за повсеместного засева кукурузы;

Раздел партаппарата на про­мышленный и сельскохозяйственный;

Ухудшение от­ноше­ний с Китаем;

Присвоение Г.А. Насеру звания Героя Совет­ского Союза и т.д.

Сначала Хру­щёв оказал сопротивление, но после ночи размышле­ний решил принципиально уйти. Первым секретарём ЦК был избран Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Гене­ральный секретарь), председателем Со­вета Министров СССР – А.Н. Косыгин , Председателем Президиума Вер­ховного Совета СССР – Н.В. Подгорный .

Несмотря на то, что смещение Хрущёва иногда именуется «переворотом» и «за­говором», в действительности произошло нормальное событие – партия сама поменяла лидера и выбрала нового, более адекватного ситуации. Этот факт показал, что те­перь не партия являлась придатком лидера, а лидер находился на службе у партии, и если он стано­вился неадекватен, то мог быть сменён. Это говорит о прогрессе в развитии КПСС. Этой точки зрения придерживался и сам Н.С. Хрущёв, который назвал возможность партии возразить лидеру и избрать нового главным результа­том своей деятельности.