Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности (планировка в квартире).

Внутренний компонент деятельности представляет собой структуру, состоящую из 3 комплексов:

1.Мотивационный комплекс (подструктура) представляет собой на а)психическом уровне индивидуальное «Я» человека и выражается через «Я хочу», «Я нуждаюсь». Он может быть осознаваемым и неосознаваемым. Кроме индивидуального Я (непосредственного желания), в этот комплекс включается: б)субъективный компонент , представляющий собой интересы окружающих людей. Эти интересы могут совпадать, конфликтовать или замещаться. А также в) надиндивидуальная активность , которая подчиняется только личностным целям человека, включает в себя знания всеобщего Я. г)стихийную, природную активность;

2.Целевой включает в себя активность, направленную на достижение субъектом конкретных целей. Эти цели могут быть конечными и промежуточными и активность соответственно может быть свернутой, механической или развернутой, мыслительной;

3.Инструментальная подструктура внутренней деятельности включает в себя орудия специфического рода, выработанные на базе природных функций (органы человеческого тела, психофизиологические функции, связанные с этими органами, операции, связанные с двигательной активностью).

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Внешняя организация активности включает в себя 3 подструктуры:

1. собственно деятельность – самая крупная единица анализа активности, обусловленная мотивационной активностью.

2. Действие - связано с целями и отвечает за процессы поведения.

3. Операции, обусловлены инструментальной основой активности. То есть на третьей подструктуре внешнее и внутреннее совпадают.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, при её восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.


ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
филос. категории, во взаимосвязи которых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее - строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируемые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюдения и может быть выявлено благодаря теоретич. исследованию, в процессе которого вводят некоторые «ненаблюдаемые сущности» - идеализированные объекты, законы и пр. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причём внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего. Марксистская гносеология подчёркивает историч. характер категорий В. и в. : то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра становится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в. , и их взаимоотношения внутри целостного предмета.
В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в. , которым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось такими свойствами, как становление, пространствен-ностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутреннее наделялось др. свойствами - подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проблема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики учения о бытии - онтологии. Втретьих, онтологич. разрыв между В. и в. , характерный для европ. науки и философии 17 в. , был преодолен в нем. классич. идеализме, который, переведя эту проблему в проблему гносеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообусловленность В. и в. , усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявлялось истоком и смыслом внеш. бытия. В-четвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символически-знаковых формах - языке, математич. символах и др.
Марксистская гносеология подчёркивает объективный характер взаимосвязи В. и в. , рассматривая внутреннее как результат движения историч. познания человеком окружающего мира на основе практич. деятельности. При этом В. и в. оказываются одним из уровней предмета исследования, а их характеристики зависят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системноцелостный подход к предмету исследования, развитый диалектич. материализмом, преодолевает односторонние трактовки источников развития. В противовес тем концепциям, которые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламаркизме при объяснении жизни, в ряде концепций развития науки) , сводят внутреннее к чему-то сугубо производному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии) , марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного саморазвивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
категории материалистич. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее – это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее – это те стороны, свойства предмета, к-рые выявляются во взаимодействии с предметами другой системы отношений. Так, напр., растение обладает рядом внешних свойств – цвет, запах, размеры и т.д. Но ни одно из этих cвойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ. развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества историч. событий и фактов, как результат столкновений "бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 41).
Внешнее – это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, – это внешнее по отношению к организму. Природные условия – это внешнее по отношению к обществу. В противоположность внешнему, внутреннее – это то, что характеризует собственную природу, содержание, своеобразие вещи, события, явления. Внутреннее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его основу, сущность, закон движения и развития.
Внешняя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга. Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником самодвижение, т.е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество развивается во внешней среде – в природных, географич. условиях, однако определяет характер развития общества не внешняя среда, а внутренние силы, заключенные в самом общество. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ. состояние людей. Производит. силы, производств. отношения, борьба классов, революции – это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоречия, имеющиеся в социалистич. обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но не решающих условий развития общества.
В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т.е. сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т.о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете – значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего. Постижение внутреннего означает раскрытие заключенного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживается во внешнем. См. Сущность и явление.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955, [т. 1, с. 19, 68, 87 (примеч.), 120, 322; т. 3, с. 197, 349, 841–44]; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 2, М., 1957, с. 158–60; его же, Теории прибавочной стоимости, 4 изд., т. 3, [Л.], 1936, с. 332, 344, 353–57, 364–68; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 370–72; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 198–99; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 23–24; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 122–24; его же, Философские тетради, [Л.], 1947, с. 129–30, 134, 135, 161–62, 189–90, 201; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., пер. [с нем.], П., 1915, с. 187–88, 193–96; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, пер. [с нем.], Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 232–37; его же, Наука логики, пер. [с нем.], Соч., т. 5, М., 1937, с. 17, 115, 236, 629–36; его же, Феноменология духа, пер. [с нем.], Соч., т. 4, М., 1959.
А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Еще. Декарт, а за ним и другие мыслители толковали внешние воздействия как причину чувственного образа. Из этого положения делались выводы, что человек познает не объективный мир, а лишь эффект, возникающий в резуль ьтати воздействия внешних вещей на его органы чувств. Итак, внешнее признавалось как причина и как"инициатор"процесса, порождающего. Психическине.

Выясняя вопрос о"внешнее", внешний мир, следует рассмотреть некоторые понятия, так или иначе раскрывают его сущность. Так, нередко для обозначения того, что окружает человека, употребляется термин"сэр ды"Среда - это совокупность всех условий, которые окружают предмет (вещь, растение, животное, человека), и непосредственно или косвенно влияют на него. Те условия, которые не влияют на предмет, не вхо дят в его средище.

Для обозначения того, что существует, существовало и существовать в пространстве-времени вне нелюдимый, что может толковаться как действительное, возможное и невозможное ее среду, используется понятие об объективной реа. Альнисть, действительность.

Понятие, позволяет отделить объективно существующее от объективно существующего и наиболее полно обобщает все сущее в его материальных и духовных определениях, является понятие"бытие"Например, человек мо оже рассматриваться в позиции"внутри-бытия"и как таковая, противостоящего небытию своей созерцательной активностью и познавательно-преобразующую деятельностью.

Бытия, с которым человек активно взаимодействует, обозначается понятием"мир"То в мире, что создано человеком и становится реальностью (субъективной или объективной), в которой она объективируется и к которой может поставить ся как субъект, определяется понятием"жизненный мир".

В реальности жизненного мира внутреннем и внешнем могут вроде растворяться, исчезать. Это - те счастливые и одновременно трагические моменты, когда на смену субъектно-объектной противостоянию в познании, превратит энные, приходит ощущение существования как такового, экзистенции, присутствия в бытии, единства с миром, обостренное переживание реальности небытия, своей конечностиі.

Именно последняя противоречие актуализирует внутреннюю активность человека в ее поединке с небытием как"внешним"и одновременно, требующим задуматься, отыскивать смысл своего существования в мире

Если"внутреннее"отождествляется с душевным, духовным, то"внешним"для него может быть телесное. Если"внутреннее"рассматривается в структурном аспекте, или с точки зрения уровней детерминации психической ак ктивности, то и здесь можно дойти до разделения на глубинную (имманентную) и этажное (реактивную) причинность, рассматривая их, опять же, как внутренняя и внешняяє.

Типичным для психологии является также трактовка психической активности как внутренней, а того, что можно наблюдать и объективно зафиксировать в форме поведения, поступка, продуктивности деятельности, - как внешнего шньог.

Однако главной причиной для включения в систему психологии этих понятий является необходимость объяснения природы психического, движущих сил его развития

Существует такая психическая причинность? требуют определиться по проблеме"внутреннего и внешнего"И неудивительно, что наиболее острые дискуссии в отечественной психологии шли именно вокруг этой проблемыи.

Фундаментально взаимосвязь внутреннего и внешнего исследовал. СЛРубинштейн. Любое воздействие одного явления на другое, отмечал он, преломляется через внутренние свойства того явления, которое этот воз. См. осуществляется. Результат какого-либо влияния на явление или предмет зависит не только от явления или тела, что на него влияет, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления на который это влияние справляется. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлены. В этом смысле все детерминировано, но это не значит, что все может быть однозначно выведено из причин, которые действуют как наружно й толчок отделено от внутренних свойств и взаимосвязи объявленияу явищ.

Закономерности становления и развития внутреннего процесса перехода внешнего во внутреннее, объективного в субъективное как процесс"интериоризации"в"поэтапного формирования умственных действий"стали предмето ом исследования. ЛСВиготськогоу. ОМЛеонтьева,. ПЯ. Галь-Перин и и та ін.

Внутреннее (субъект), за. Леонтьевым, действует через внешнее и этим само себя изменяет. Положение это имеет реальный смысл. Ведь изначально субъект жизни вообще выступает лишь как обладающий"самостоятельно й силой реакции", но эта сила может действовать только через внешнее. В этом внешнем и осуществляется переход из возможности в действительность: ее конкретизация, развитие и обогащение, т.е. ее преобразования, с ут преобразования и самого субъекта, ее носителя. Теперь в виде преобразованного субъекта он и выступает как такой, что изменяет, преломляет в своих текущих делах внешние влияниеливи.

Формулы. Рубинштейна"внешнее через внутреннее"и. Леонтьева"внутреннее через внешнее"с разных позиций, в чем-то дополняя, а в чем-то отрицая друг друга, направленные на раскрытие сложного ме зму функционирования и развития психики человек.

Понимая возможность суженного или тенденциозного толкования своей формулы,. Рубинштейн, в частности, отмечает, что психические явления возникают не в результате пассивной рецепции внешних воздействий, действующих меха анично, а в результате обусловленной этими влияниями от-бражувальнои деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с ми.

украинский психолог. ОМТкаченко осуществляет попытку отыскать способ интеграции, синтеза подходов. Рубинштейна и. Леонтьева к решению психологической проблемы внешнего и внутреннего. Вместо двух. Антитерра этических формул он предлагает рабочее формулировки принципа детерминизма: психика субъекта детерминируется продуктами актуальной и постактуальнои взаимодействия с объектом и сама выступает важной детерминантой ю поведения и деятельности человекини.

Проблема внешнего и внутреннего может получить положительное решение, когда от этих довольно абстрактных понятий осуществить движение в направлении выяснения специфических особенностей каждого из"миров"-"макрокосм мосу"и"микрокосмоса", которые скрываются за ним.

Внешнее может рассматриваться относительно внутреннего как отражено в нем бытия. Психика, сознание с точки зрения онтологического подхода при этом приобретают значение"внутри-бытия"(Рубин-штейн), своер родного живого"внутреннего зеркала", с помощью которого бытие осознает себя как такое. Онтологизация психического, по мнению. ВАРоменця, делает его настоящим феноменом бытия, активной силой, формирующей о раз мирвіту.

Внешнее, с другой точки зрения, является то, что порождено внутренним, является его проявлением или продуктом, зафиксированным в знаках или материальных предметах

Внешнее и внутреннее можно дифференцировать не как статические"миры", а как формы активности, имеют различные источники. Так,. ДМУзнадзе предлагает различать"интрогенну"поведение, которое определяется интересам. ЕСАМ, мотивами, и"екстрагенну", определяемый внешней необходимостьюстю.

СЛРубинштейн по этому поводу подчеркивал, что психическое не является только внутренним, субъективным, имея в виду, что психика выступает детерминантой поведения, причиной телесных изменений: не признание, а возрази ния, игнорирование роли психических явлений в детерминации поведения людей ведет к индетерминизмму.

Существенное дополнение приведенном определению дает. КОАбульханова-Славская. Под внутренним она понимает не"физиологическое"или"психическое", а специфическую природу, собственные свойства, собственную логику развития, специалисты ифику движения данного тела или явления, на которое оказывается внешнее воздействие. Это внутреннее обеспечивает специфический для данного явления образом"преломления"внешних воздействий, который становится все более сложным в явлениях высшего уровня развитияитку.

Под внешним понимают не частный, случайный влияние, а все те внешние условия, которые соотносятся в своей качественной определенности с внутренним, поскольку действие внешнего воздействия небезразлична для его разви. ИТК.

Таким образом, необходимость введения в обращение психологической науки парадигмы"внешнее-внутреннее"определяется существенными факторами. Именно в рамках этой парадигмы решаются проблемы детерминации и самодет терминации психического, его автономии от биологических и социальных факторов, проблемы психической причинности, психического не только как отражение, но и как активно действующей, инициативной преобразующей сили.

"Граница"между внутренним и внешним достаточно условна, и одновременно безусловными являются существующие нетождественность, несовпадение, противоречивость субъективного и объективного

В статье рассмотрим таблицу внутренних и внешних функций государства. Также мы подробно окунемся в подробности каждой задачи, выполнение которой должно брать на себя правительства страны. Будут рассмотрены конкретные примеры и ситуация, сложившаяся конкретно в Российской Федерации. Начнем с главного.

Внутренние и внешние функции государства: таблица

Цель существования государства заключается в том, что оно должно помогать всему обществу руководить. Понятное дело, что каждый человек не может заниматься управлением, ведь из-за этого ничего не выйдет. Свои права по участию в руководстве люди посредством голосования передают власть имущим. Под самим словом «функция» понимают некую направленность действий. Благодаря им можно понять социальную ориентированность страны.

Есть несколько подходов к тому, как можно рассматривать цели страны. Наиболее распространённый подход состоит в делении функций на внутренние и внешние. Последние заключаются в обеспечении независимости государства среди других государств, внутренне функция - в обеспечении порядка внутри страны.

В удобной форме посмотрим, какие задачи возложены на страну. Это классическое деление.

Отдельно выделяют такую внешнюю функцию, как обороны границ государства. Она включает в себя повышение боевой мощи Вооружённых Сил, обучение военных кадров и укрепление позиций.

Мы рассмотрели классические внутренние и внешние функции государств в таблице, но есть и другие. Согласно иной концепции целей страны выделяют следующие:

  1. Правовое регулирование, которое заключается в создании конституционных норм, обеспечения прав и законного рассмотрения всех дел.
  2. Защита экологии.
  3. Культура и воспитание.
  4. Социальное развитие, которое заключается в справедливом распределении благ среди населения.
  5. Координация, обеспечивающая общественное развитие, согласие и единство.
  6. Стабилизация, заключающаяся в поддержке мира в обществе.
  7. которая выражается в регулировании экономикой.

Внешние миссии делятся на:

  1. Оборона и защита государства, его независимости. Включает в себя ведение военных действий против других стран.
  2. Защита интересов на международной арене. Состоит в заключении выгодных международных контрактов, участии в решении глобальных проблем, внесение вклада в развитие мира.

Важные внутренние задачи

В таблице внешних и внутренних последние из них мы подробно не рассматривали. Так вот, внутренние задачи могут быть основными и неосновными. Пока остановимся на первом их виде.

Особенность основных задач в том, что их может выполнять исключительно государство. В первую очередь к таким функциям относят обеспечение общественного права, безопасности, свободы и правопорядка. При более детальном рассмотрении сюда включают борьбу с преступностью, учет количества населения, предотвращение кризисов и катастроф, меры по ликвидации последствий природных катаклизмов. Вторая основная задача - установление и контроль за выполнение общественных правил. Цель заключается в разработке и воплощении в жизнь гражданского, трудового и т.д. законодательства.

Третья важная задача - регулирование валютно-финансовой ситуации, то есть контроль выпуска денег. Последняя основная цель - регулирование бюджета, которое заключается во взимании налогов, пошлин и т. д.

Неосновные внутренние задачи

Примеры внутренних и внешних функций государства мы рассмотрели. Это просто, ведь каждый взрослый человек хотя бы раз сталкивался с государством напрямую, желая посредством закона добиться желаемого. Однако не все знают об неосновных функциях, которые преимущественно носят внутренний характер. Их условно делят на те, что сформировались исторически и на появившиеся недавно.

Внутренние и внешние функции несколько отличаются от общепринятых и это нормально. Отличия эти очень незначительны. Какие же неосновные, исторически сложившиеся задачи стоят перед Россией?

  1. Управление связью и транспортом.
  2. Контроль над образованием и охраной здоровья.
  3. Защита и помочь неполноценным лицам.
  4. Управление СМИ.

Некоторые функции становятся ненужными со временем. Например, российские СМИ были приватизированы и на данный момент страна управляет только двумя телеканалами.

Новые цели:

  1. Предоставление социальных услуг.
  2. Принятие экономических и административных мер для поддержания стабильной экономической ситуации.
  3. Развитие государственного предпринимательства.

Внешние функции

Рассматривая в таблице внешние и внутренние функции государства, мы подробно не останавливались на первых. К внешним целям относят:

  1. Использование армии для решений международных конфликтов.
  2. Дипломатическая деятельность с целью решения глобальных мировых проблем.
  3. Стимулирование развития международной экономики.
  4. Защита экономики мира от негативных факторов.

Внешние функции исключительно основные, так как осуществлять их может лишь государственный аппарат.

Экономика

Из характеристики внутренних и внешних функций государства становится понятно, что каждая из них очень важна. Остановимся подробнее на тех, которые оказывают наибольшее влияние на отдельного человека.

Экономическая задача страны заключается в создании рабочих мест, предприятий, законов, регулирующих эту область, и необходимых условий для развития негосударственных компаний. Неправильное или неполное выполнение этого задания приводит к экономическим кризисам. Естественно, не всегда. Однако даже при негативной общемировой ситуации, страна должна стараться сохранить стабильность.

Пользы не приносит ни жесткое регулирование со стороны государства, ни полное его отдаление от экономических дел. В России были испробованы оба этих подхода. В итоге все пришли к выводу, что лучше придерживаться «золотой середины» - давать возможность экономике развиваться самостоятельно, но время от времени регулировать её направленность.

Социальная политика

Мы рассмотрели кратко внутренние и внешние функции государства, а теперь подробно остановимся на задачи, которая непосредственно касается каждого человека. Социальная функция заключается в обеспечении достойного уровня жизни для каждого гражданина. Сюда также входит обеспечение медицинской помощи, защита матерей, детей и отцов, гарантированная минимальная зарплата и пенсия, охрана труда. Социальная задача ещё подразумевает оказание необходимой помощи людям, которые пострадали при природном катаклизме.

Также сюда входит развитие культуры и образование. Поддержание общечеловеческих ценностей. Политическая функция проявляется в обеспечении власти народа во всех отраслях в приемлемой форме.

Экология, налоги, охрана правопорядка

Основные внутренние и внешние функции Российского государства невозможно представить без защиты экологии. Правительство обязательно должно вмешиваться в эти вопросы и следить за тем, чтобы предприятия не наносили природе непоправимый вред.

Фискальная функция очень важна, так как её выполнение обеспечивает наполнение государственного бюджета. Выполняется на всех уровнях власти.

Правоохранительная цель каждого государства складывается из трех составляющих:

  1. Охрана порядка.
  2. Охрана и защита прав собственности.
  3. Охрана и защита прав человека.

Оборона и мир

В таблице внутренних и внешних функций государств с примерами, мы указали, что оборона выносится отдельно. Главная задача оборонительной функции состоит в отражении агрессии со стороны других государств. Несмотря на мирную политическую ситуацию, ни одна страна не сокращает расходы за счет армии. Опыт показал, что слабого «товарища» другие страны всегда заметят и не поленятся захватить его территории мирно или при помощи оружия.

Более глобальная задача заключается в поддержании мира не между отдельными странами, а во всем мире. Война может привести к гибели всего человечества, особенно с современной технической мощью.

Международное сотрудничество

Примеры внутренних и внешних функций государства дают понимание о том, что как бы хорошо страна не выполняла свои задачи, без взаимодействия с другими она не сможет быть полноценной. Международное сотрудничество проявляется в создании всемирных организаций, обмене студентами, укреплении культурных связей. Страны совместно занимаются охраной границ, вопросами коллективной безопасности, выгодного экономического взаимодействия, расширением прав меньшинств. Основные внутренние и внешние функции государства могут быть исполнены только при тесном сотрудничестве с другими странами.

Кроме того, такое сотрудничество позволяет не бояться за свою дальнейшую судьбу людям, которые по каким-то причинам оказались в чужой стране. Посольства каждый день решают множество важных и неотложных дел, помогая людям с разных уголков мира.

Таким образом, мы рассмотрели основные внутренние и внешние функции государства.

Прикосновения - мощный инструмент, с помощью которого можно управлять чувствами людей.

Человек обладает одним из самых совершенных зрительных аппаратов. У него есть способность слышать. В принципе, это все, что нужно для продуктивного общения. При этом нам все равно нужно трогать кого-то руками.

Почему мы до сих пор здороваемся за руку, когда можно просто помахать ладошкой? Зачем мы поглаживаем себя по коленке, когда говорим о чем-то интересном, перспективном, заманчивом? Какой смысл в прикосновении к плечу человека, поведением которого мы недовольны? Ведь вполне можно обойтись строгим громким голосом, и месседж нашего недовольства будет донесен.

Зачем нам нужно прикасаться к собеседнику, почему мы прикасаемся к самим себе и что вообще дает прикосновение - об этом мы поговорим в нашем сегодняшнем блоге.

Секс или нет?

Рассмотрим довольно стандартную ситуацию. Беседуют два молодых человеческих создания обоих полов. Суть разговора заключается в решении какого-то бизнес-вопроса. В ходе разговора молодой человек периодически гладит себя по коленке, а девушка примерно с такой же периодичностью поглаживает себя по плечу. Из предыдущих блогов "Школы невербалики" вы уже знаете, что подобное поглаживание говорит о возникшем чувстве симпатии друг к другу, и молодые люди таким образом просто замещают невозможное прикосновение к собеседнику возможным прикосновением к себе.

Возьмем другой случай. Два серьезных бизнесмена в серьезном возрасте обсуждают контракт. И ближе к завершению переговоров, достигнув взаимовыгодных договоренностей, начинают поглаживать себя по бедрам. Здесь-то никакой сексуальности быть не должно. Мужчины глубокие натуралы и однополые взаимоотношения сексуального контекста для них не несут. Сексуальности нет, а прикосновение есть.

Теперь третья ситуация. Модный бизнес-тренер проводит тренинг по командообразованию, известный как тимбилдинг. Участники тренинга являются работниками одного отдела, в отношениях существует глубокая пропасть. В самом начале тренинга бизнес-тренер просит всех взяться за руки и выполнять некоторые упражнения, не разрывая рук. И так поступает периодически по ходу занятия. В итоге взаимоотношения улучшаются, и спустя некоторое время отдел показывает способность работать одной, сплоченной командой. Ну не благодаря же сексуальной энергии это произошло?

Из перечисленных выше сцен можно сделать некоторые выводы:

  1. Прикосновения не всегда носят исключительно сексуальный характер.
  2. Прикосновения способны не только способствовать сексуальному взаимодействию, но и оказывать благотворное влияние на элементарные деловые отношения.
  3. Прикосновения улучшают любой характер взаимоотношений, как сексуальный, так и откровенно асексуальный.

Зачем касаемся?

Задач, которые перед прикосновениями к себе и друг к другу поставила эволюция человеческой коммуникации, великое множество. Но самые важные из них вот какие:

1. Демонстрация дружелюбия. Сам факт вторжения в жизненное пространство другого человека вызывает отторжение. Но если это вторжение носит мягкий, осторожный характер (что очень удобно демонстрировать при помощи легкого касания), то участники контакта настраиваются на позитивное отношение друг к другу, даже если они не знакомы.

2. Привлечение внимания. В ситуации, когда все вокруг кричат или ваш объект слишком сконцентрирован на чем-то своем, прикосновение помогает привлечь внимание именно к себе, выделив таким образом себя из окружающего информационного шума.

3.Восстановление душевного равновесия. Иногда мы нуждаемся в заботе и защите. В данном случае прикосновение к кому-то, кому мы доверяем, помогает ощутить такие необходимые нам эмоции.

ТСН.ua

4.Завоевание лидерства. Прикосновения помогают в выстраивании иерархии человеческих взаимоотношений. С помощью некоторых жестов, которые служат демонстрации статуса, мы заставляем кого-то замолчать, остановиться, уступить в своих притязаниях.​​​​​​​

Что с нами происходит, когда к нам прикасаются незнакомые люди? Дело в том, что на короткое расстояние мы подпускаем только самых близких людей, к которым испытываем теплые чувства (за исключением случаев, когда мы сами вторгаемся в жизненное пространство ненавистного врага, чтобы придушить его). От этих людей мы часто получаем и психологические, и чисто физические прикосновения. И у нас вырабатывается своеобразный условный рефлекс "безопасный человек = прикосновение".

Когда незнакомый человек вторгается в наше жизненное пространство, мы испытываем по этому поводу волнение и негодование. Но только до момента прикосновения. Как только он к нам прикоснулся - наш условный рефлекс заставляет нас менять отношение к этому человеку на более позитивное, потому что опять-таки "прикосновение = безопасный человек".

Этот принцип часто используют в маркетинге. Например, в сфере общественного питания. В одном из ресторанов провели эксперимент. Одна часть официантов должна была во время обслуживания клиентов легко прикоснуться рукой (тыльной стороной кисти) к клиенту. Прикасаться нужно было в зоне нейтральных контактов - в районе кисти или предплечья посетителя. То есть прикосновение должно было носить явно нейтральный, как бы случайный характер.

Вторая группа официантов не должна была прикасаться к клиентам ни в коем случае.

В итоге официанты из первой группы получили чаевых на 20-30% больше, чем официанты из второй группы. Кроме того, клиенты оценили работу официантов, которые к ним касались, как более дружелюбную и профессиональную.

Почему был получен именно такой эффект? Ответ очевиден. Срабатывает условный рефлекс. Мы чувствуем прикосновение другого человека и автоматически начинаем относиться к нему так же, как относимся ко всем, кто имеет право так к нам прикасаться. Мы, люди, вообще существа довольно автоматические. Множество процессов протекают у нас совершенно независимо от нашего сознания. Вот хитроумные официанты частенько этим и пользуются.

Соблазнение и власть

Однако на одних только общепитах манипуляции нами не заканчиваются. Одна из самых насыщенных манипулятивными техниками отраслей человеческого общения - это профессиональное соблазнение.

Профессионалы соблазнения стараются в первые же несколько секунд общения прикоснуться к своей "жертве" под любым поводом. Это уменьшает природную сопротивляемость, повышает доверие и т.д.

Секс вообще замешан на общении с короткой дистанции, поэтому прикосновениям в сексуальных или ролевых взаимоотношениях отводится ведущая роль. Причем прикасаться мы можем не только к объекту своего интереса, но и к себе самому. И это один из самых точных диагностичных инструментов. Если девушка или парень, общаясь с представителем противоположного пола, поглаживает себя, то это говорит лишь о том, что поглаживать хочется не свое тело, а тело человека, стоящего напротив.

Ещё одна важная сфера применения прикосновений - это сфера борьбы за власть. Борьба за власть не всегда происходит с применением силовых методов. Зачастую достаточно легкого прикосновения, чтобы заставить собеседника замолчать или отступить от своих позиций. Наиболее часто такие методы борьбы используют женщины. Мужчинам более свойственен прямолинейный и силовой стиль демонстрации своего статуса. Мужчины гонятся за эффектностью. Женщина предпочитает более экономный способ продемонстрировать, кто в доме хозяин. Её фишка - эффективность.

Иногда можно стать свидетелем сцены, когда супружеская пара выясняет отношения с представителем какой-нибудь сервисной службы. Мужчина кричит и машет руками, пока в дело не вступает настоящий руководитель - его жена. Она мягко, но повелительно кладет руку ему на плечо (жест, указывающий на её более высокий статус в системе их отношений) и мужчина сникает. Руки опускаются, плечи опускаются, настроение тоже перестает демонстрировать признаки тонуса. Пришла более высокопоставленная особь, и желтая майка лидера перекочевала к ней, вместе с полномочиями на принятие окончательного решения. И для этого потребовалось лишь одно легкое прикосновение.

Как прикасаться эффективно

Из вышеперечисленного может сложиться впечатление, что прикосновения обладают прямо таки магической силой и способны действовать эффективно в любых ситуациях и в исполнении кого угодно. Это не так.

Чтобы прикосновение принесло свои плоды, нужно несколько условий:

  1. Внешний вид. Человек, прикасающийся к нам, не должен вызывать у нас брезгливости или отторжения, мы не должны испытывать по отношению к нему страх. В общем, он должен выглядеть или хорошо, или хотя бы нейтрально. В противном случае сила эмоции, которую мы могли бы к нему испытывать, сменит знак на противоположный.
  2. Характер прикосновения. Прикосновение не должно носить "силовой" характер. Оно должно быть легким. Сильное прикосновение воспринимается как давление. И тут в нашей психике срабатывает физический закон - сила действия равна силе противодействия. Имеет значение и длительность прикосновения. Слишком долгий контакт приводит к потере эффекта.
  3. Скорость прикосновения. Резкие, быстрые прикосновения приводят к негативной реакции. Чем более плавно выполнено касание, тем большего эффекта оно позволяет добиться. Существует легенда, что в школе гейш в средневековой Японии маленькие девочки учились касаться воды, не вызывая рябь на её поверхности. Такое прикосновение считалось и эталоном состояния духа, и признаком умения оказывать максимум воздействия на клиента при минимуме контакта.
  4. Место прикосновения. Прикасаться к незнакомому или малознакомому человеку нужно только в социально-приемлемой области. В основном это зона рук в районе кистей или предплечий. Крайне редко - выше локтя. Желательно, чтобы прикосновение производилось спереди. Конечно, есть варианты, когда малознакомая официантка прикасается грудью к плечу мужчины при приеме заказа или при смене блюд. Но его спутнице такое прикосновение вряд ли понравится.
  5. Обстоятельства прикосновения. Чем более спокойная обстановка, в которой происходит прикосновение, тем больший эффект оно будет иметь. В агрессивной среде и в состоянии возбуждения мы вряд ли заметим, что к нам кто-то прикоснулся. Ну, кроме случаев контроля нас со стороны супруга/супруги. Но здесь в силу вступает уже привычка повиноваться, вырабатываемая и закрепляемая годами совместных супружеских баталий за главенство.

Прикосновение позволяет нам улучшить отношения с другими людьми, расположить их к себе, создать условия для продуктивной беседы.

Прикосновения служат маркером установившихся отношений. Если между супругами постоянно проскакивают искры страсти или хотя бы доброжелательности, то он обязательно найдет проявление в прикосновениях.

Прикосновения позволяют уменьшить влияние стресса. Удивительно как просто, оказывается, можно отключиться от нервотрепки на работе, бытовых трудностей, горестей и печали - стоит лишь любимому человеку прикоснуться к нам.

А ещё прикосновения позволяют нам манипулировать и управлять другими людьми. Тонко и верно или грубо и беспринципно. Прикосновения служат надежным инструментом достижения корыстного интереса в человеческом общении.

Домашнее задание

Чтобы научиться использовать прикосновения и добиваться большего в процессе общения, предлагаю выполнить несколько домашних заданий.

  1. Легкий уровень. Попробуйте попросить своего коллегу о чем-то, прикоснувшись при этом к нему рукой (используя данные выше рекомендации). Например, вы прикасаетесь к нему и говорите: "Не мог бы ты…". Проделайте подобный эксперимент с разными людьми и оцените, кто из них, выполняя вашу просьбу, улыбался, кто хмурился, кто после выполнения просьбы демонстрировал готовность сделать для вас что-либо ещё. Если вы обладаете ярко выраженной зашкаливающей сексуальной привлекательностью, то старайтесь выполнить это упражнение на коллегах своего пола, так как противоположный пол и так все для вас сделает.
  2. Средний уровень. В вашем окружении наверняка есть люди, которые Вам не очень симпатизируют. Попробуйте поговорить с ними о чем-то, что касается вас обоих, используя прикосновения перед самым началом разговора. Только не старайтесь говорить с теми, кто вас откровенно недолюбливает. Иначе прикосновение может обернуться против вас.
  3. Экстрим. Если вы в ссоре с любимым, коллегой, другом - используйте прикосновения во время выяснения отношений. Только ни в коем случае не в начале беседы, а ближе к её середине, когда вы уже выслушали собеседника (не перебив его ни разу, если такое возможно), но ещё не высказали ему своих аргументов.

Прикосновения помогают управлять, манипулировать отношением к вам другого человека. Общение - это всегда конфликт интересов. Даже если вы разговариваете с мамой, другом, коллегой или партнером, все равно разговор идет по сценарию и на тему, которая ближе только одному из вас. Поэтому в общении один всегда ведущий, а второй - ведомый. Так что если уж вы пытаетесь управлять своим собеседником - делайте это правильно и эффективно.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на