Гордова Екатерина

«Ораторами становятся, поэтами – рождаются». Смысл этого выражения римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона из его речи в защиту греческого поэта Архия, которую он произнес в 61 г. до н. э., заключается в том, что талант дается природой - он либо есть, либо его нет, - а ораторскому искусству можно научиться - трудом, упорством… И довести его до высокой степени совершенства, как это сделал, например, Иосиф Бродский, «русский поэт и английский эссеист», принявший в свои руки «эстафетную палочку» поэтов серебряного века, а вместе с ней – нелегкую счастливую судьбу..."

Скачать:

Предварительный просмотр:

"Главное - это величие замысла" (И.Бродский)

Отзыв-эссе на отрывок из статьи И.Бродского об Анне Ахматовой «Рождение поэта»

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

И.Тальков. «Поэты не рождаются случайно»

«Ораторами становятся, поэтами – рождаются». Смысл этого выражения римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона из его речи в защиту греческого поэта Архия, которую он произнес в 61 г. до н. э., заключается в том, что талант дается природой - он либо есть, либо его нет, - а ораторскому искусству можно научиться - трудом, упорством… И довести его до высокой степени совершенства, как это сделал, например, Иосиф Бродский, «русский поэт и английский эссеист», принявший в свои руки «эстафетную палочку» поэтов серебряного века, а вместе с ней – нелегкую счастливую судьбу:

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

(Ф.И.Тютчев. «Цицерон». 1830)

Всего «несколько строк» – и мы свидетели «рождения поэта». Анны Ахматовой. Перед нами лишь небольшой отрывок из литературоведческого эссе Иосифа Бродского «Скорбная муза» (1982 г.) - названного так, наверное, под влиянием стихотворения Марины Цветаевой «Муза плача» (1916 г.), посвященного Ахматовой - о творчестве любимого им поэта, друга, учителя, наставника. В своих интервью он не раз говорил о ее роли в его судьбе – о сокровенно важном для него: «… Попытавшись ответить на этот вопрос, я написал 200 или 300 страниц. Думаю, что более всего я обязан Ахматовой в чисто человеческом отношении… Анна Андреевна для меня была, прежде всего, примером духовным, примером нравственным, а потом уже чисто профессиональным», «от нее одно становилось понятным: как надо жить». И вот - пять небольших абзацев о начале «ее» пути. О выборе, который «оказался пророческим».

Ни строчки из ее стихов. Речь пока не о них – о юном существе, «семнадцатилетней дочери», которая «повиновалась» и «согласилась с необходимостью блюсти приличия»: отец узнал, каким способом она решила «заявить о себе»… «Напечатать подборку стихов в столичном журнале»! Но нет, она не из числа «послушливых», рабски покорных: отец-то «невзначай» узнал о ее планах, да и согласилась-то она лишь «вначале» с тем, что «отец потребовал»: взяла псевдоним, чтобы «не позорить» ни «знатную семью», ни «славную фамилию», а сама «не сомневалась ни на миг в своем таланте и правильности выбранного пути». «Чрезмерными» были «претензии отца»: ну чем его дочь ни Василиса Премудрая – «и умом, и всем взяла»! Хотя и не царского роду-племени («Горенко не принадлежали к титулованной знати»), а уж сколько лет в Царском Селе жили «бок о бок» с царской фамилией – «соседство…такого рода редко проходит даром»…

Только вот для самой Анны «главным было другое»: здесь когда-то давным-давно «беззаботно процветал Пушкин». А между Ахматовой и Пушкиным - глубокая творческая близость, особенно Пушкин родственен Ахматовой своеобразным даром пророчества. «Как он понимал, как он все на свете знал? Этот кудрявый подросток в Царском с томиком Парни под мышкой», - говорила она. А эти строки, посвященные Б.Пастернаку, и о Пушкине тоже:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

(А.А.Ахматова. «Поэт». 1936)

Действительно, Пушкин – «один из самых чутких наших сейсмографов, который, как Гете лиссабонское землетрясение, предчувствовал грядущие катаклизмы, прежде всего внутричеловеческие». То же характерно и для Ахматовой. Разница только в том, что Пушкин - дитя XIX века, века гармонического, полного просвещенных надежд и порывов, Ахматова - дитя «страшных лет России», когда исполнялись самые страшные пророчества:

Видел я тот венец златокованый…

Не завидуй такому венцу!

Оттого, что и сам он ворованный,

И тебе он совсем не к лицу.

Туго согнутой веткой терновою

Мой венец на тебе заблестит.

Ничего, что росою багровою

Он изнеженный лоб освежит.

(А.А.Ахматова. «Предсказание». 1924?)


В этом месте автор эссе намеренно обрывает наши мысли о «прекрасном дитя» - и, словно расставшись с любимой сказкой, мы «вдруг» ощущаем другую реальность – жизнь без прикрас: «в России все восточное встречается скорее не с любопытством, а с предубеждением» (например: «Незваный гость хуже лихого татарина»). Но Анна смело выбрала себе «новое имя» - она «не гналась за экзотикой»: последний правитель Золотой Орды и в самом деле был среди предков Горенко. И Бродский усиливает впечатление от нового образа: «Я - чингизка»,- говаривала она не без гордости. Для русского слуха «Ахматова» звучит на восточный, более того, на татарский лад». Теперь этой «семнадцатилетней девочке» придется познать, что значит быть «чужой среди своих»:

Теперь никто не станет слушать песен.

Предсказанные наступили дни.

Моя последняя, мир больше не чудесен,

Не разрывай мне сердца, не звени.

Еще недавно ласточкой свободной

Свершала ты свой утренний полет,

А ныне станешь нищенкой голодной,

Не достучишься у чужих ворот.

(А.А.Ахматова. «Теперь никто не станет слушать песен…» 1917)

«Но пять открытых «А» (Анна Ахматова) завораживали»: это была «ее первая удачная строка» будущих песен, которые до сих пор «завораживают» любителей поэзии, словно песни дивной восточной красавицы, «новой шамаханской царицы».

Начало эссе И.Бродского явно перекликается с предисловием к первому сборнику ее стихов «Вечер» (1912 г.), где М.Кузмин буквально «подсказывает», как надо писать о молодом даровании: «Мы пишем не критику, и наша роль сводится к очень скромной: только назвать имя и как бы представить вновь прибывшую. Мы можем намекнуть слегка об ее происхождении, указать кой-какие приметы и высказать свои догадки, - что мы и делаем. Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его – Анна Ахматова». И Бродский как будто завершает: «...Выбранный псевдоним красноречиво свидетельствует об интуиции… Будущее отбрасывает тени – выбор оказался пророческим»:

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся и глухое: ох! -
Стотысячное - тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.

(М.И.Цветаева. «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!» 1916)

…Всего «несколько строк» – и мы свидетели «рождения поэта». Анны Ахматовой.
Почти все прозаические тексты были написаны Бродским на английском языке и впоследствии переведены - не всегда с участием автора, - но они все равно являются для нас безусловным примером «всеобъемлющего творчества, насыщенного чистотой мысли и яркостью поэзии» - мастерства в искусстве слова, неравнодушного, живого и горячего, «жгущего сердца людей». Слова поэта.

Гордова Екатерина,

ученица 11 «Б» класса

Эти слова должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало (>), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

Не устарели рекомендации оратору великого мастера слова древности Марка Туллия Цицерона. На основе его советов можно выстроить такой алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента. В сущности этого метода лежат принципы гипноза, научные исследования которого были выполнены английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба положена в основу одного из персонажей романа А. Дюма >). Метод эффективно применялся американским врачом-психиатром Милтоном Эриксоном и носит его имя. Тот, кто владеет терапией слова, получает важное преимущество в установлении необходимого взаимопонимания и воздействии на собеседника. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст¬венное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен¬ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора¬тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства (полиса) в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, по крайней мере номинально - было Народное собрание, к которому политический дея¬тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу¬ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,- утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс¬шей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль¬шое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж¬дый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином- он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом- он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра¬фии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число суден было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители - одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным»,- писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

Выводы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр. В наше время умение произносить публичные речи является неотъемлемым качеством для любого человека на пути становления его как личности!

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: “Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур”.

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся. ..

Да, ораторами рождаются…

Младенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…».

Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Так что можно сказать, что ораторами рождаются. Причем, все.

А что потом?

Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…».

В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей.

Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее.

Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми.

И опыт выступлений не закрепляется.

Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера.

“Ораторами рождаются, но хорошими ораторами – становятся!”

Есть ораторы, которые стали таковыми благодаря врожденным данным.

В детстве много говорили, язык подвешен. Среди наших политиков есть много именно таких ораторов. Видно, что жизнь им подарила умение говорить. Повезло, можно так сказать.

Но есть множество ораторов, которые в детстве красноречием не отличались. Даже наоборот. Такой пример – греческий оратор Демосфен. С детства он был косноязычен, имел тихий голос, от волнения у него дрожали плечи. Но благодаря упорным тренировкам Демосфен стал самым великим оратором Афин в свое время.

Сам Цицерон – тоже пример работы над собой. Он сделал себя оратором упорным трудом, о чем сказал в своей речи: “Поэтами рождаются, ораторами – становятся”.

Но для меня самым ярким примером являюсь я сам.

Ведь в детстве я совершенно не умел выступать, был молчаливым, не мог связать двух слов, если передо мной появлялось больше, чем один человек. Но прошло время, я стал хорошим оратором, действительно хорошим оратором. Мне не составляет труда выступить перед какой-либо публикой. И я могу выступать часами, что и делаю на различных семинарах. Не хочу хвастаться – просто я знаю, что ораторами действительно становятся, а не рождаются.

А еще я видел своих учеников, которые становились настоящими ораторами. И я горжусь теми учениками, которые сейчас выступают на большой сцене, и выступают значительно лучше других.

И обо всем этом я написал в этой книге. Читайте.

Изредка на страницах книги будет мелькать реклама об онлайн-обучении ораторскому искусству онлайн. Это наша реклама. Мы этому обучаем. Можете заглянуть, поинтересоваться:

  • Большая просьба : оставьте, пожалуйста, комментарии к тем статьям, которые Вам понравились! Очень нужно!

Еще высказывания Цицерона об ораторском искусстве:

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

/ Ораторами рождаются или становятся / /

О дин из самых распространенных мифов о риторике звучит так: "Оратором нужно родиться. Это или дано, или нет". И это, на мой взгляд, чрезвычайно вредная ложь. Вдвойне вредная. И вот почему.

В о-первых, она разделяет людей на две неравные группы, одной из которых "дано" выступать, а другой "не дано". "Он прирожденный оратор"! - говорят о первом. "Ему явно не дано выступать", - судачат о втором.

И вот уже те, кому "дано", смотрят на прочих сверху вниз, а те, кому не повезло, пугливо опускают очи долу. Ведь "не дано" это как приговор Верховного суда, окончательный и обжалованию не подлежит.

В о-вторых, ежели тебе "не дано", значит и рыпаться бесполезно. Человек рассуждает примерно так: "Я попробовал, у меня не получилось. К тому же, в процессе выступления я чувствовал себя ужасно, а посему, вся эта риторика - это не мое". Человек прокручивает это в своей голове, и все! Решение принято, пытаться бесполезно.

П опробуйте скажите что-то подобное младенцу, который учится ходить! К счастью, он ничего не поймет и не обратит на этот негатив никакого внимания. Движимый инстинктом, он будет пытаться, падать, вставать, снова падать... А самое главное, ему будет все равно, как он выглядит и что скажут о нем люди. Рано или поздно он своего добьется, встанет на ноги и пойдет. Некоторым моим студентам было бы неплохо поучиться этой настойчивости у своих маленьких детей или внуков.

К огда человек заявляет мне, что совсем не может выступать публично, это неправда. Прямо на месте трудно понять, кто внушил ему эту ложь, но если поговорить с ним откровенно, то можно определить, откуда дует ветер. В большинстве случаев - из детства, из семьи или из школы. Именно там люди, движимые самыми лучшими побуждениями, ломают нашу самооценку.

Н о если говорить серьезно, то есть одна категория людей, которые действительно не могут выступать публично, и тренинг по риторике им не поможет. Это люди с дефектами речи. Глухонемые, страдающие дизартрией, заиканием, аутизмом или алалией. Одним словом, это те, кто по разным причинам физически не может говорить. Им риторика не поможет, им нужен врач.

В се остальные, кто способен нормально разговаривать, могут развить навык публичных выступлений. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но это не имеет решающего значения. Я глубоко убежден, если человек может говорить, или физически произносить слова, таковой может выступать публично. Это не дар свыше, это приобретаемый навык, и этому можно научиться, было бы желание.

Е сть еще одна вещь, которая меня очень сильно раздражает. На практике это выглядит так. После выступления на большом семинаре ко мне подходит один из слушателей и говорит буквально следующее: "Антон Игоревич, это было так здорово, так сильно, у вас настоящий дар, вы прирожденный оратор"!

Е стественно, я, как культурный человек, улыбаюсь и говорю: "Спасибо, мне очень приятно". В конце концов, человек заплатил за билет на мероприятие и имеет полное право не только высказать свое мнение, но и взять автограф.

О днако в глубине души мне хочется взять его за грудки и крикнуть в лицо: "Какой дар! Ты о чем! Не было никакого дара! Даже таланта не было! Зато было желание и много работы. Да, и кстати, я занимаюсь этим с 1992 года. Практически каждый день. А если ты уделишь этому столько же времени и труда, тебе позавидуют Цицерон и Демосфен, Платон и Аристотель"!

К онечно же, никто этого не слышит. Я продолжаю улыбаться, раздавать автографы и принимать комплименты. Но как практик, я могу твердо сказать одно: "Если человек физически способен говорить, то он с таким же успехом может говорить, стоя на сцене, то есть, может выступать публично"! Нужно только захотеть, составить план, найти наставника и двигаться в нужном направлении.

Цицерон

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.

Ралф Эмерсон

Научиться говорить можно только говоря.

Не дайте неудачам поставить вас на колени!

Ничто нас в жизни не может вышибить из седла.

К. Симонов, «Сын артиллериста»

Как известно, если вы глубоко убеждены, что сможете чего-то достичь, то добьётесь своего, а если считаете, что у вас это не выйдет, то вы правы.

Основная разница между успешным человеком и «лузером» в том, как они реагируют на поражения. Для неудачника неуспехи лишь подтверждают, что «ничего не получится», являются «провалами» и заставляют окончательно опустить руки.

Успешный же человек воспринимает их как полезный урок и помнит, что важно не сколько раз он упадёт, а сколько раз поднимется и, назло всем препятствиям и недругам, пойдёт дальше.

Возможно, ваш дебатский путь не будет усеян розами: на нём встретятся выступления, о которых вам не захочется вспоминать, поражения в турнирах, комментарии недоброжелателей о вашей полной бездарности и профессиональной непригодности. Не придавайте этому слишком большое значение, рассматривайте неудачи как уроки, которые помогают вам повышать своё мастерство.

Ни в одном деле успех невозможен без права на ошибку: …как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведёт в слушателях поэтического вдохновения, так и писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недосказанного и не оговоренного положения.

Л.Н. Толстой

Далее, наши навыки развиваются скачкообразно: вы не сможете всё время идти вперёд, иногда придётся некоторое время топтаться на месте (спортсмены называют такие участки «плато» ), либо даже отступать назад. Не забывайте про принцип «шаг назад, два шага вперёд» - вот примерно таким и будет ваше движение к вершинам ораторского искусства. Помните: «осилит путь идущий!».

Теперь мы перейдём к рассмотрению специфических аспектов, которые необходимо иметь в виду во время выступлений и при подготовке к ним. Разумеется, нас в этой главе будет интересовать именно способ подачи материала.

Общий настрой перед выступлением.

Ключевые слова: уверенность и естественность.

Вы должны чувствовать себя на сцене как рыба в воде, не оставляя себе и остальным сомнений в том, что именно вы станете сегодня победителем.

Перед соревнованиями необходимо чувствовать «творческий голод» и накопить большое количество энергии. Дебатёр – тот же спортсмен: у него должен быть чёткий график тренировок и выступлений. Не позволяйте вашим друзьям затягивать вас в беспрерывную череду турниров – ваш усталый и угрюмый вид сделает своё чёрное дело: турнир будет испорчен, время потрачено впустую, а последние силы растеряны.

Выступайте только тогда, когда вы излучаете энергию, уверенность в себе и желание победить. Не забывайте как следует отдыхать перед соревнованиями, высыпаться, набираться сил.

Питание.

Ум зависит от желудка

Ф. Энгельс, перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица

В то же время голодное брюхо глухо не только к учению, но и к речам оппонентов, так что позаботьтесь не только о своей голове, но и о желудке!

Порой нам приходится выступать почти целый день, так что необходимо запасаться снэками, напитками или «полноценным» питанием («на организаторов надейся, но сам не плошай»), которые помогут вам не умереть голодной смертью ещё до окончания соревнований.

Некоторые дебатёры любят употреблять перед играми энергетики, которые позволяют «жечь» на протяжении всего дня. И их можно понять:

По приблизительным подсчётам, часовой перформанс на сцене эквивалентен 8 часам обычной офисной работы.

Более пагубная привычка – употреблять спиртное накануне или в день игр. Это категорически неприемлемо: если вы хотите удачно выступить, не потерять лицо и избежать дисквалификации, то забудьте об алкоголе на время турнира, а лучше и на подольше!

Обстановка.

Помогите организаторам создать оптимальные условия для проведения дебатов: проветрить помещение, убрать всё лишнее со сцены (включая возможных весёленьких персонажей типа технички, которая, внезапно выскочив на сцену во время вашего монолога, украдёт у вас внимание публики и часть славы), рассадить зрителей поплотнее и так далее. Микрофоны следует использовать исключительно в очень больших залах и только после предварительного их тестирования. Сколько речей было загублено из-за технических неполадок со звуком или из-за искажения голоса дебатёра – сложно сосчитать!

В идеале участники дебатов должны появляться на сцене по приглашению Спикера Палаты только перед началом выступления. В противном случае они намусолят глаза зрителям и потеряют свою таинственность и привлекательность. По той же причине рекомендуется ставить столы оппонентов так, чтобы они видели друг друга, но сидели к зрителям боком, а не лицом.

Выкрики из зала и ехидные реплики оппонентов .

Например, лидер оппозиции шепчет своему приятелю во время вашего выступления «вот идиот, полный бред несёт». Вы выходите из себя и вслух платите ему той же монетой. Судьи же не слышат шепот, зато по достоинству оценивают вашу выходку, снижая баллы за некорректное поведение.

В случае, когда выкрик нельзя было не услышать, следует оценить его уровень опасности. Если это бессмысленное заявление, то его можно проигнорировать.

В ситуации, когда фраза вас задела или очерняет ваше выступление, следует моментально отреагировать и «срезать» выскочку, использовав «эффект бумеранга», когда острота бьёт по её автору. Это повысит всем присутствующим настроение и навсегда отучит «остряков-самоучек» от привычки ехидно комментировать ваши выступления вслух.

Вот несколько примеров удачного применения «метода бумеранга»:

Во время выступления Маяковского к нему на сцену внезапно выскочил человек и возопил: «От великого до смешного один шаг!» Маяковский тут же шагнул ему на встречу и сказал: «Ну вот, я и делаю его!»

На одном из собраний пуритан будущий сенатор Дуглас решил скомпрометировать своего оппонента Линкольна, заявив: «Как этот человек может стать сенатором: у него же был кабачок, где он приторговывал виски!»

Линкольн моментально нашёлся: «Да, когда-то давно я стоял за стойкой, а вот мистер Дуглас так до сих пор и не покинул свой пост у стойки!»

Не забывайте о корректности: вы можете вызвать бурные аплодисменты публики, грубо и остроумно осадив остряка-самоучку, но судьи вряд ли отнесутся к вашей остроте положительно.

Один нахал крикнул Ллойду Джорджу: «Да провались ты в тартарары!» Тот тут же отреагировал: «Конечно, каждый хвалит свою вотчину!»

Не уподобляйтесь вашим невоспитанным визави и не отвечайте грубостью на грубость.

Внешний вид.

Как вы уже знаете, у «тёмных» и «светлых дебатёров» существенно разнятся представления о том, как следует одеваться на выступления. Далее у каждого «продвинутого» человека (а дебатёры, в большинстве своём, являются именно таковыми) есть свой собственный стиль, так что универсальные советы в этой области дать сложно.

Тем не менее, важно помнить, что ваша одежда должна гармонично сочетаться с нарядом коллеги, быть опрятной, умеренно торжественной, красивой, но не чересчур яркой и отвлекающей внимание от сути вашего выступления.

Со вкусом выбранное простое платье придает его хозяину особое достоинство, а роскошное платье не украшает тело, а лишь обнаруживает убогость ума.

Квинтилиан

Ваша одежда должна быть максимально комфортной, подчёркивать вашу индивидуальность и вселять в вас уверенность. Именно по этой причине не рекомендуется надевать обновки, к которым вы ещё не успели привыкнуть.

Представьте себя молодого человека в разбитых кроссовках с обкусанными шнурками, мешковатых широких штанах с дырками, сползающих на пол и демонстрирующих всем, какое у него замечательное нижнее бельё; грязная толстовка, огромная цепь, серёжки в ушах, причёска «ёжиком» и туманный взгляд в стиле «я много пил вчера».

Его напарница тоже «хороша»: бутсы с 20-сантиметровой платформой, колготки в сеточку, розовая мини-юбка, чёрная кофточка до пупка, тонна штукатурки на лице, жвачка во рту и милые длинные косички. Представили?

А теперь вопрос: как вы воспримите их слова?

Дебаты длятся не так долго: здесь зачастую встречают по одёжке и провожают тоже. Шутки – шутками, но подбор «правильной одежды» – это неотъемлемая часть вашей домашней подготовки к выступлениям. Развивайте ваше чувство стиля, привыкайте носить элегантную и высококачественную одежду.

Так, если вы не носите костюмы регулярно, то будете смотреться смешно, «по-детски», когда «принарядитесь» к выступлению. Важно, чтобы вы и ваша одежда были одним целым.

Другой нюанс: посмотрите на себя со стороны. Какое впечатление вы производите: уверенного и успешного человека, будущего победителя или несчастной жертвы, которую кто-то насильно выпихнул на сцену?

Давайте-ка не будем сутулиться, распрямимся, глубоко вздохнём и сделаем «грудь колесом», втянем живот, перестанем смотреть в пол и настроимся на позитивную волну! Мысленно повторяем «Я - самый лучший дебатёр! Я себя очень люблю! У меня всё получится!»

Воспользуйтесь советом Элберта Хаббарда, и вы станете более успешным как в дебатах, так и в жизни в целом:

Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите голову высоко и наполните легкие воздухом до отказа, жадно впитывайте солнечный свет, приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие…и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах…Правильно мыслить - значит созидать. Все осуществляется посредством желания, и каждая искренняя просьба исполняется. Мы становимся похожими на то, к чему влекут нас наши сердца… Потенциально каждый из нас мог бы стать богом.

Соблюдайте эти несложные рекомендации, и ваши уверенность и бодрость передадутся аудитории, а выступление получится куда более удачным, чем в случае, если вы попытаетесь вещать со сцены с видом усталого умирающего неудачника, просящего у Смерти отсрочку без особой надежды на успех.

Мимика.

Лицо человека – это его «визитная карточка». Оптимальный вариант – дружелюбный и в меру самоуверенный вид. Фальшивая голливудская улыбка не растопит лёд между вами и зрителями, но даже она лучше, чем угрюмая и недоброжелательная, да ещё (не дай бог!) самодовольная физиономия.

Просматривая видеозаписи с турниров, обратите внимание на то, как меняется ваше лицо во время выступлений– порой дебатёры корчат настолько отвратительные гримасы, что даже наиболее ценные их мысли теряются на фоне такой неудачной подачи.

Выйдя на сцену, начинайте выступать не сразу, а только после того, как вы окинете глазами зал. Во время вашего перформанса ориентируйтесь в первую очередь на судей, поддерживая с ними зрительный контакт и обращая внимания на их мимику. Судьи высоко оценят подобное поведение, которое позволит вам выгодно отличиться от неопытных коллег, бегающих взглядом по залу или постоянно оглядывающихся на оппонентов.

Типичная ошибка: обращаться к оппонентам (смотреть на них, использовать формулировку «вы сказали…»), а не к жюри. Помните, что ваша задача – убедительно доказать судьям, что победы достойна именно ваша команда. Неопытные дебатёры либо бегают глазами по всей аудитории, пытаясь убедить в своей правоте красивую девушку из последнего ряда, либо «отчитывают» оппонентов, глядя на них и злобно потрясая руками. Профессионалы же помнят, что все усилия должны быть направлены на убеждение судей, а не непримиримых соперников (которые всё равно никогда не перейдут на вашу сторону) или красавиц из зрительного зала (с которыми можно познакомиться и после победы в игре)!

Помните, что именно пристальный взгляд в глаза традиционно считается признаком внутренней силы и заинтересованности в собеседнике. Отведение же глаз в сторону рассматривается как проявление слабости, неуверенности, лукавства и отсутствия интереса к собеседнику (зрителю). Таким образом, вы должны по возможности смотреть поочерёдно на всех судей (но не дольше 3 секунд, а то вы начнёте как бы подавлять и угнетать их своим настойчивым взглядом), особенно тогда, когда они не ведут записи, а разглядывают вас.

Специалисты по НЛП также расскажут вам о следующих интерпретациях различных взглядов:

· «Отсутствующий» взгляд – сосредоточенное размышление

· Переведение взгляда на окружающие предметы – отсутствие интереса к собеседнику

· Настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) – враждебность, желание доминировать

· Настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) – сексуальный интерес

· Взгляд сбоку – недоверие

· Отвод и опускание взгляда - обман, стыд

· Взгляд то отводится, то возвращается – отсутствие согласия, недоверие

Более специфическая классификация взглядов и их толкований:

· Взгляд направо вверх – визуальное конструирование

· Прямо вверх, налево вверх – визуальное воспоминание

· Налево вбок – слуховые воспоминания

· Налево вниз – слуховые воспоминания, диалог с самим собой

· Прямо вниз – кинестетические (связанные с ощущениями и эмоциями) представления

· Налево вбок – слуховое конструирование

· Прямо вперёд – визуальные представления, навязанные извне или берущиеся из памяти

Теперь поговорим об эмоциях и выражениях лица, их передающих:

· Радость, смех – губы искривлены, и уголки их оттянуты назад, вокруг глаз мелкие морщинки

· Интерес – брови немного приподняты или опущены, глаза прищурены или широко открыты

· Счастье – внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные

· Удивление – приподнятые брови, лоб в морщинах, глаза расширенны, рот имеет округлую форму

· Отвращение – брови опущены, но сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает

· Презрение – брови приподняты, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, отстраняется от собеседника

· Страх – брови немного приподняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт

· Гнев – хмурый вид, ноздри расширены и напряжены, губы плотно сжаты, лицо красное

· Стыд – голова опущена, взгляд направлен в сторону, глаза «бегают», веки прикрыты, дыхание тяжёлое, лицо красное

· Скорбь – брови сведены, глаза тусклы, внешние углы губ слегка опущены

Разумеется, вам не обязательно запоминать все расшифровки, но некоторые из них следует иметь в виду, когда вы будете анализировать свою мимику и жестикуляцию, а также мимику и жесты судей или оппонентов. Постарайтесь контролировать себя во время выступлений, старайтесь выглядеть позитивно, дружелюбно и успешно как в дебатах, так и по жизни в целом. Это поможет вам позднее перейти от стадии «выглядеть» к стадии «быть».

Интонация.

Широко известно, что каждые 25-30 секунд вам необходимо заново привлекать внимание слушателей, которые мгновенно устают от однообразных выступлений и теряют концентрацию, начиная разговаривать с соседями, писать смс-ки или заниматься другими интересными вещами.

Помните, как вы ведёте себя, сидя унылым зимним вечерком на уютном диванчике и смотря телевизор? Постоянно переключаете каналы в поисках интересной программы, а её всё нет и нет…

Если вы заметили, что выступаете монотонно на протяжении минуты или дольше, то вы можете быть уверены, что вас уже практически никто не слушает, а если и слушают, то «в пол уха». Зрители не смогут переключить вас, так что позаботьтесь об этом сами.

Опытные ораторы особенно выделяют наиболее важные мысли, произнося их либо очень громко, либо наоборот тихо, с придыханием. В последнем случае особенно полезно сделать паузу перед тем, как озвучить свою мысль.

Темп речи.

Говоря то быстрее, то медленнее, мы выступаем естественно, а не как роботы, у которых строго зафиксирована концентрация звуков в секунду. Иногда нам требуется высказать очень большое количество мыслей в короткие промежуток времени, порой мы должны величаво и неторопливо донести основную нашу мысль до слушателей, донести так, чтобы она осталась в голове каждого.

Обратите внимание на метод, который использовал Линкольн:

Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а затем с быстротой молнии заканчивал фразу…Он так долго задерживался на одном или двух словах, которые хотел подчеркнуть, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов.

Ещё один простой пример: попробуйте небрежно написать на доске

«$100 000 000» и как можно быстрее, с ноткой пренебрежения в голосе, сказать «стомиллионовдолларов» так, как будто подобные суммы выдают школьникам на карманные расходы. Теперь аккуратно и медленно, чеканя и смакуя каждый нуль, нарисуйте «$10 000» и скажите «десять…тысяч…долларов» так, как будто вам не накопить эту огромную сумму за всю свою жизнь.

Каковы ощущения? Вы ещё сами себя не убедили, что $10 000 больше

Не забывайте делать паузы перед и после наиболее важных и сложных мыслей. Дайте слушателям возможность «переварить» их, не неситесь вперёд без оглядки. Возможно, содержание вашего выступления, вызревавшее неделями в вашей голове, теперь кажется вам тривиальным, но, скорее всего, это не так.

Итак, обратите внимание на тезисы о полезности использования в своей речи пауз, предложенные Роном Арденом, профессиональным преподавателем актёрского мастерства, на протяжении многих лет консультировавшим лучших ораторов Америки:

1. Паузы полезны, а не вредны.

2. Паузы дают аудитории возможность поразмыслить и переварить услышанное.

3. Паузы помогают оратору яснее выражать свои мысли.

4. Молчание - мощное средство привлечения внимания.

Артикуляция и дикция.

Увы, даже если вы обладаете феноменальными ораторскими способностями, но также можете являетесь «счастливым обладателем» «каши во рту», то серьёзный успех в дебатах вам не грозит. Дебатёры, как правило, могут дать фору многим рэпперам в плане скорости изложения своих мыслей, но не всегда могут похвастаться такой же чёткой дикцией.

Великий древнегреческий оратор Демосфен, в юношестве обладавший слабым голосом, заикавшийся и картавивший, довёл свою дикцию до совершенства, выступая с камнями во рту, работая над произношением буквы «р» и пытаясь перекричать шум бурной реки. Разумеется, через несколько месяцев он достиг успеха и практически избавился от речевых недостатков, мешавших ему стать выдающимся оратором.

Скороговорки помогут вам научиться говорить быстрее и отчётливее, натренировать память и минимизировать число оговорок, которыми изобилуют выступления дебатёров: главное не стесняться рассказывать скороговорки и выполнять перед зеркалом у себя дома другие упражнения на дикцию (см. раздел «Тренинги» в конце этой главы).

Жесты.

Жестикуляция – очень мощное средство воздействия, которое нельзя недооценивать. Ранее даже существовали школы, где людей учили упражнениям типа «плавно поднимите левую руку вверх, отведите ладонь налево, вытяните указательный палец…». Смешно? По-моему, да.

Механическое запоминание жестов и попытки «чесать всех под одну гребёнку» во время обучения вряд ли приведут к позитивному результату. «Кукольные» движения выглядят наигранно, фальшиво, неубедительно. Куда более важно уметь жестикулировать умеренно, по делу, но изящно и в унисон с вашей речью.

Опять же, посмотрите в домашней обстановке ваши выступления, ранее записанные на видеокамеру, и ответьте на следующие вопросы:

· достаточно ли активно я использую жестикуляцию?

· от каких жестов следует отказаться?

· какие добавить?

Думаю, вам любопытно будет посмотреть на «словарик» наиболее распространённых жестов и их интерпретаций:

· Активная (в меру) жестикуляция – положительные эмоции, выказывание заинтересованности и дружелюбия

· Чрезмерная жестикуляция – беспокойство, нервное перевозбуждение, неуверенность

· Демонстрация открытых ладоней, разведение рук в стороны – откровенность и дружелюбие

· Прикрывание лица руками – желание утаить, спрятать своё состояние, затруднение, задумчивость

· Указательный палец, прямой, касается губ – поиск причин, помощи, неуверенность

· Палец засунут в рот – наивность, состояние растерянности, непонимания

· Палец касается глаз или ушей – неловкость, желание уйти

· Кончики указательного и большого пальцев соприкасаются, остальные пальцы (особенно мизинцы) оттопырены – концентрация, внимание

· Руки упираются в бедра – демонстрация своей твёрдости и превосходства, бравада, иногда попытка скрыть смущение или слабость

· Сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность, сильные эмоции

· Прикрывание рта рукой – удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение

· Прикосновения к носу или лёгкое почёсывание его – неуверенность в сообщаемом, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента

· Потирание пальцем века – ложь

· Потирание и почёсывание различных фрагментов головы – озабоченность, смущение, неуверенность

· Поглаживание подбородка – момент принятия решения

· Суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, прикосновение к разным частям одежды) – настороженность, нервозность, смущение

· Пощипывание ладони – готовность к агрессии

· Покусывание ногтей – внутреннее беспокойство

· Всевозможные движения рук поперёк тела (поправление часов, прикосновение к рукавам, дерганье пуговицы) – маскируемая нервозность

· Собирание (невидимых) ворсинок с одежды – неодобрение

· Оттягивание от шеи явно мешающего воротника – человек подозревает, что его ложь не осталась незамеченной, либо сильно злится

· Протирание стёкол очков либо помещение дужки их оправы в рот – пауза для обдумывания, просьба подождать

· Снятие очков и бросание их на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема

· Наклон головы вбок – пробуждение интереса

· Постоянно отбрасывание якобы мешающих волос со лба, теребление их – беспокойство, нервозность

· Желание опереться на что-то или прислониться к чему-либо – ощущение сложности и неприятности момента, желание успешно выкрутиться из сложившейся ситуации (всякая опора повышает уверенность в себе)

· Руки заложены за спину, голова приподнята, подбородок выставлен – чувства уверенности в себе и превосходства над другими

· Руки с расставленными локтями заведены за голову – чувство превосходства над другими, удовлетворение

· Большие пальцы торчат из карманов – знак превосходства

· Не скрещенные конечности и расстёгнутый пиджак – открытость, доверие

· Скрещенные лодыжки у сидящего – усиленное желание контролировать себя, страх, взволнованность

· Сцепленные пальцы рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом пальцы, тем больше негатив)

· Поддерживание головы рукой – скука

· Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности

· Большой палец подпирает подбородок – критическая оценка происходящего

· Ступни и ноги сомкнуты – неуверенность в себе

· Ноги или бедра широко расставлены – недостаток дисциплины, леность, бесцеремонность

· Ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение

· Посадка на краешке стула – высокая заинтересованность в разговоре

Этот длинный, но весьма занимательный список может пригодиться вам в дебатах – имея его в виду, можно контролировать своё поведение и, по возможности, избегать «отрицательных» жестов, а также оценивать состояние ваших оппонентов и реагировать на него соответствующим образом.

Данные расшифровки пригодятся вам и в повседневной жизни, когда вы будете наблюдать за разными людьми или общаться с ними.

  • Тест 271. В XIX в. среди жанров литературы популярными становятся басни. Назовите имя автора, который работал в этом жанре