Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Пушкин бы не был смертельно подранен,
если б жива была старая Няня.
Та не Поэта, но Сашку любила
и на дуэль бы его не пустила.

Двум дуэлянтам сказала б: «Мальчишки!
В шашки сыграйте, или в картишки.
Ваши обидки ценою в полушку.
Сашка, налей-ка ещё одну кружку!»

Няня была бы предельно суровой
даже с самой госпожой Гончаровой.
Мол, «четверых пушкинят нарожала -
дома сиди, не таскайся по балам.

Знаем мы эти кадрили без меры.
Там всех подряд и кадрят офицеры.
Сказку на сон почитала ребятам,
бровь подвела, да и к Сашке за пятым.

Все адюльтеры, а попросту шашни,
сплин этот ваш вызывает домашний.
Ваших дворянских возможностей море.
Нет же насупятся…Выпили б с горя!

Даже старушке оно помогает!
Сплин убивает и стрессы снимает».

Раньше на пасху или в сочельник
к ним заезжал ботанический Дельвиг.
Снимет очки, «Соловей мой» затянет.
Кружкой не пьет, но графин остаканит.

То вдруг ворвётся внезапный, как ветер,
милый бунтарь, озорник Кюхельбекер.
Станет легко и Поэту и Няне.
После бургунского в доме не станет.

Как хорошо вечерами в гостиной!
Сашка скрипит авторучкой гусиной.
Няня, нет-нет, ему рифму подскажет.
Нет черной речки и дула лепажа.

Няня Поэта - сама поэтесса.
Вот бы досталось мерзавцу Дантесу!
На золотые его эполеты
Няня бы вылила злые памфлеты.

Время другое. И дело не в злости.
Тошка, что пел «Соловья», на погосте.
Кюхля давно пребывает в Сибири.
И у Поэта не сердце, а гиря.

Не дожила и старушка-подружка.
Сашка убит. Не наполнена кружка.

Рецензии

1. По балАм, а не по бАлам.
2. Слово "сплин" явно неуместно в устах крепостной старушки.
3. Ботанический сад, но - Дельвиг?
4. Дельвига ласково называли "Тося", а не так фамильярно, как у Вас.
5. Как вылить памфлет? Истолочь в крупу и размешать в вине?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Арина Родионовна (известная как няня Пушкина), которая действительно была няней знаменитого писателя, известна почти всем – и детям, и взрослым. Александр Сергеевич Пушкин глубоко уважал и любил ее, а та в свою очередь называла его «ангелом Александром Сергеевичем».

Сам поэт неоднократно писал, что Арина Родионовна явилась как прототип для няни Татьяны в произведении «Евгений Онегин» . К тому же няня Пушкина Арина Родионовна фигурирует в женских образах и других произведений, например: «Борис Годунов» , «Русалка», «Арап Петра Великого» и некоторых стихах.

К сожалению, до нашего времени дошла неполная информация о жизни Арины Родионовны, няни Пушкина. Многое, конечно, можно почерпнуть из воспоминаний тех или иных современников Александра Сергеевича, но по большей части это какие-то упоминания вскользь… Именно по этой причине до сих пор многие спорят и дискутируют о роли няни Пушкина в жизни самого поэта и о ее биографии.

Арина Родионовна родилась в 1758 году (1758-1827) в семье Родиона Яковлева, который был крепостным. О месте рождения спорят. Некоторые убеждены, что это была деревня Суйда, другие уверены, что деревня Лампово в губернии Петербурга. Как бы то ни было, известно, что в семье Родиона родилось семь детей, и девочку назвали Ириной, а между собой называли Арина. В те времена крестьянке не полагалось носить свою фамилию, поэтому в документах она значилась как Арина Родионовна.

В литературных произведениях няня Пушкина всегда выступает как Арина Родионовна, иногда как Яковлева, по фамилии отца, и никогда под фамилией Матвеева, своего мужа. Примечательно, что даже Пушкин всегда считал ее няней, и никогда не называл по имени. Так же как и сегодня многие просто говорят - няня Пушкина.

Арина была выкуплена прадедом Пушкина Ганнибалом, который вместе с крепостными выкупил и деревни, и все, что им принадлежало. В детстве Арина жила очень бедно и тяжело, в двадцать три года она вышла замуж и они с мужем стали жить в селе Кобрино, недалеко от Гатчины. Позже ее решили определить в няни для детей.

По одной версии Ганнибал пожаловал все хозяйство семьи Арины в дар, поскольку был очень доволен ее работой, по другим сведениям он решил дать свободу Арине и отпустил ее, однако она отказалась. Муж Арины спился и умер.

До 1811 года, вплоть до самого лицея, Пушкин проживал в одном доме с Ариной Родионовной, возможно, поэтому он частенько называл ее не просто «няня», но и «мамушка». Поэт внимательно слушал сказки, рассказы своей няни и даже записывал их. От нее он также узнал много поговорок, пословиц, крылатых фраз народа. Некоторые сходятся во мнении, что поэт услышал непосредственно от Арины Родионовны о том, как избушка стоит на курьих ножках, о семи богатырях и других сказочных персонажах, которые в будущем появятся в его поэмах и произведениях. Действительно, няня Пушкина сыграла немаловажную роль в творчестве Александра Сергеевича.

После того, как Арина Родионовна умерла, некоторые стали несколько преувеличивать ее образ в литературе, однако, несомненно, она явилась ярким вдохновением для молодого Александра и это неоспоримо. Да, няня Пушкина - это не только загадка для современного поколения, няня Пушкина - это вдохновение и сила мысли.

Сам Александр Сергеевич Пушкин как-то написал: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка» .

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.