Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…

В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск русской торпеды на глазах китайских офицеров.

Небольшой по сравнению с русским «Курском» американский «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. Американский «Мемфис» также следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала».
«Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение.
Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48 (Марк 48).




Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам.
Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав - прим. Сосипатра Изрыгайлова)






Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции.
Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй.
Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США.
Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил.
На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника).
Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей.
— Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».



Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи.

Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия.
Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько русских адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы...

А официальная (лживая) версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит»:

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.



Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен.
С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз.
После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован.
Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий.
После второго визита главы ЦРУ Тенета в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов.

Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами...

Уже 17 лет в августе вспоминают об одной из самых ужасных катастроф в истории российского военного флота. Несмотря на завершение официального расследования, в этой истории остаются и "белые пятна", и неотвеченные вопросы. Часть из них накопилась и у независимого технического эксперта Юрия Антипова.

Автор выражает огромную благодарность старшему помощнику капитана норвежского судна «SeaWay Eagle» Evert Zegelaar за помощь в подготовке данного материала. Это судно принимало непосредственное участие в операции по обследованию и возможному спасению оставшихся в живых моряков с «Курска».

Вместо предисловия

В первой половине августа 2000 года в акватории Баренцева моря начались крупномасштабные военно-морские учения, в которых были задействованы лучшие образцы военной техники. В том числе - новейшая, самая современная в российском ВМФ атомная подводная лодка класса «Антей» АПЛ «Курск». Огромная по своей длине (154 метра), по высоте с 7-ми этажное здание, она была снабжена ракетами, каждая из который в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Наступило 12 августа 2000г. В этот день «Курск» должен был выполнить показательный выстрел новой ракеты-торпеды «ШКВАЛ, передвигающейся под водой со скоростью до 500км\ч. Обычная торпеда, приводимая в движение винтами, движется со скоростью около 60 -80 км\ч.

И на это мероприятие в Россию пригласили китайскую делегацию - возможно, с целью последующей продажи вооружений после успешного показательного выстрела. Американцы знали об этом и не должны были ни в коем случае смириться с тем, что у Китая будет столь мощное оружие. Именно поэтому США направляют в район учений свои подводные лодки - «Мемфис» и «Толедо».

В 8 ч. 51 мин. «Курск» сообщает крейсеру «Петр Великий», что собирается провести перископическое наблюдение с 18 метровой глубины, чтобы продемонстрировать свою новую торпеду. 11 часов 28 мин. всё готово к выстрелу. И после этого связь с «Курском» оборвалась….

В ходе поисковой операции АПЛ «Курск» была обнаружена лежащей на дне Баренцева моря на глубине около 106 метров. Вся носовая часть лодки разорвана сильнейшим взрывом. Экипаж в составе 118 человек погиб.

По версии Генпрокуратуры РФ и Минобороны, крушение лодки случилось из-за неисправности одной из торпед старого типа в торпедной отсеке, расположенном в носовой части, далее произошёл пожар и взрыв неисправной торпеды, а затем сдетонировали сразу несколько торпед. Также в числе прочих версий называлась причина начавшегося пожара из-за неисправности в секции аккумуляторных батарей.

Дальнейшее обследование показало, что после начавшегося пожара в торпедном отсеке одновременно взорвалось около 8-10 снарядов, взрыв которых и разнёс всю носовую часть АПЛ «Курск».

Фото №1. Американская торпеда МК48.

Первоначально подозрение пало на две американские лодки, которые находились в районе проводимых учений. Предполагалось, что одна из них могла столкнуться с «Курском», а другая, уловив звуки с «Курска», соответствующие открыванию люка торпедной шахты, с опережением торпедировала «противника». Назывался даже предполагаемый тип американской торпеды – МК48.

Фото №2. Пробоина в правом борту АПЛ «Курск»

«Масла в огонь» этой версии подлил осмотр АПЛ «Курск», который стал возможен после отрезания носовой части и буксировки оставшейся части подлодки в сухой док. На правом борту АПЛ «Курс» отчётлива видна пробоина со смятым внутрь вокруг неё металлом лёгкого (внешнего) корпуса лодки.

Мы провели свой технический анализ, который позволит раскрыть то, что могло реально происходить в тот день.

АПЛ «Курск». Только факты.

Фото №4. Подлодка США «Толедо».

В обществе до сего дня ведется много дискуссий о том, было ли столкновение подводных лодок («Курска» с одной из американских) в тот день? Могу сразу сказать: нигде на корпусе АПЛ «Курск» характерных пробоин не обнаружено. У американских подлодок (ни у «Мемфиса», ни у «Толедо») нет в конструкции выступающих частей, которые могли бы оставить на корпусе "жертвы" круглое отверстие диаметром около метра.

Фото №5. Спутниковый снимок. Подлодка «Мефис» в ремонтной зоне базы в Норвегии.

Тем не менее разведывательной съёмкой со спутника в ремонтных доках Норвегии спустя неделю после события с «Курском» было зафиксировано нахождение подлодки США «Мемфис». При нормальном ходе переход «Мемфиса» в ремонтные доки Норвегии от места учений ВМФ РФ потребовал бы максимум два дня. Но никак не неделю. И ещё один момент. Недалеко от места катастрофы с АПЛ «Курск» обнаружили сигнальный аварийный буй. Но не с «Курска». Буй был иностранного производства.... Так говорят, так пишут. Неофициально.

Фото №6. Однотипная (из серии «Антей») АПЛ «Омск».

Могла ли сама конструкция корпуса «Курска» после деформации, вызванной взрывом внутри неё, образовать пробоину такой формы? Нет, не могла. По крайней мере в месте образования округлой пробоины нет ни одного такого конструктивного элемента, а обшивка лёгкого (наружного) корпуса выполнена из листов прорезиненного метала прямоугольной формы.

Так что же помешало версии с атакой на «Курск» иностранной торпеды окончательно сложиться в истинную причину гибели АПЛ «Курск»?

Ответ: те видимые повреждения, которые получила подлодка в месте пробоя по правому борту не соответствуют торпедной атаке боевой торпедой.

Фото №7. Пространство между лёгким и силовым корпусами «Курска», где должен был быть взрыв атакующей торпеды. Участок обшивки лёгкого корпуса с характерным отверстием демонтирован.

При атаке «Курска» торпедой даже кумулятивного типа (прожигающей обшивку), теоретически возможно образование округлой пробоины в лёгком (внешнем) корпусе подлодки. Но затем после прожигания внешнего корпуса, торпеда должна взорваться. И мы бы обязательно увидели в пространстве между лёгкой обшивкой и силовым корпусом «Курска» следы взрыва. Но их нет. Целы корпуса шахт крылатых ракет, оборваны, но не сметены мощным взрывом мелкие трубопроводы……

Сейсмические данные.

Взрыв на «Курске» зафиксировало большое количество сейсмических станций. Учёными западных стран была проведена скрупулёзная работа по диагностике сейсмических толчков, совпавших по времени с катастрофой в Баренцевом море.

Практически все, кто пишет по теме «Курска», ссылаются на эти исследования. Но никто, видимо, не ознакомился с оригиналом. В этом же исследовании будут проанализированы данные первоисточника. Здесь и далее ссылки на материалы исследований:

Some Practical Applications of FORENSIC SEISMOLOGY

J. David Rogers6 Geological Sciences & Engineering University of Missouri Rolla Missouri-

Фото №8. Карта расположения сейсмических лабораторий, зафиксировавших колебания земной поверхности от события на «Курске».

Keith D. Koper ,Department of Earth and Atmospheric Sciences

Фото №9. Данные тринадцати сейсмических лабораторий, зафиксировавших событие на АПЛ «Курск».

Фото №10. Вывод по мощности взрыва (взрывов) на АПЛ «Курск» (здесь и далее выделение шрифта красным цветом сделано авторами первоисточника).

Проведённый анализ показал, что основное событие на «Курске» однозначно идентифицируется как взрыв. Была определена и его мощность, вызвавшее колебания земли.

Таким образом, суммарная мощность взрывов во время основного события на «Курске» составляла около 5 тонн в тротиловом эквиваленте. Учитывая, что мощность взрывчатого вещества в современных торпедах превышает мощность тротила примерно в два раза, получается, что сдетонировало около 2,5 тонн взрывчатки в торпедном отсеке. И эта цифра, в принципе, согласуется со взрывом около 10 сдетонировавших торпед подлодки. Именно такое количество взорвавшихся торпед было определено по факту во время работ по подъёму «Курска». Для справки: боезаряд торпеды «ШКВАЛ» составляет около 210 кг.

А вот дальше…. Учёными-сейсмологами на основании сейсмограмм был проанализирован небольшой период времени, предшествующий основному событию на «Курске». И обнаружено, что за 135 секунд до мощного взрыва, приборы зафиксировали более слабый толчок. И это подтверждает, что на «Курске» первоначально произошёл взрыв одной неисправной торпеды, вызвавшей через 135 секунд детонацию и взрыв десятка торпед, окончательно разрушивших лодку.

За этот факт ухватилось и МО РФ. Ведь независимым исследованием отлично подтверждается версия военных о причине катастрофы.

Но давайте глубже проанализируем результаты и выводы зарубежных сейсмологов.

Фото №11. Два сейсмических толчка, предшествующих взрыву на «Курске».

Первое. В этом же исследовании показана наглядная картинка сейсмических сигналов, предшествующих основному событию (взрыву) на «Курске».

Таким образом, не один, а два толчка были зафиксированы приборами до основного взрыва.

Первый действительно произошёл за 135 секунд до основного события. Но после первого, слабого толчка примерно за 70 секунд до главного взрыва был второй слабый толчок. И почему- то западные специалисты его «не увидели».

Фото №12. Два толка, предшествующих основному взрыву.

Теперь рассмотрим подробнее два зафиксированных события, предшествующих основному взрыву на «Курске».

Как видно из сейсмограммы, первый толчок, произошедший за 135 секунд до основного взрыва, имеет несколько отличную структуру звуковых волн от второго толка, который произошёл примерно за 70 секунд до взрыва.

Фото №13. Оценка соотношения мощности основного взрыва и предшествующих событий, сделанная авторами первоисточника.

Второе. Специалистами-сейсмологами была произведена оценка мощности события, произошедшего до основного события (взрыва) на «Курске».

Как видим из научного отчёта, мощность небольшого события уступала мощности взрывов сдетонировавших торпед в 250 (!!!) раз. И если мощность взрывов 10 торпед была оценена в 5 тонн в тротиловом эквиваленте, то получается, что мощность слабых толчков до основного взрыва была по сумме ВСЕГО 20 кг(!!!). Но, как было показано выше, слабых толчков было два. Значит, при их примерной одинаковости, мощность каждого толчка (за 135 секунд и за 70 секунд до основного взрыва) была всего около 10 кг в тротиловом эквиваленте. И эта мощность никоим образом не может являться взрывом торпеды. И не случайно, в своих выводах зарубежные исследователи не идентифицировали природу этих предшествующих толчков. Они затруднились сказать определённо, что это тоже был взрыв. И указали, что события были только "очень быстрыми".

12 августа 2000 года в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка "Курск". Новейшая и абсолютно, по отзывам специалистов, надежная. Погибли 118 человек. Трагедия лодки стала темой для многих книг, фильмов, театральных постановок, и легенд.

Субмарина затонула во время учений в Баренцевом море. По выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке лодки. Комиссия, которая более 2 лет работала над этим расследованием, установила точное время гибели моряков. По заключению экспертов, смерть наступила по времени от нескольких секунд до 6-8 часов после взрыва, и к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти 23 моряка, остававшихся в 9 отсеке, было уже невозможно. После взрыва капитан-лейтенант Дмитрий Колесников остался в 9 отсеке и ждал помощи, однако, судя по всему, на нее уже не рассчитывали. "Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20", - такова последняя запись, сделанная Колесниковым в тот роковой день в 15 часов 15минут, то есть через 4 часа после взрыва. Дмитрий Колесников написал прощальную записку. 1-я часть - список личного состава, оставшегося в девятом отсеке. Немного позже - обращение к супруге Ольге. И еще позднее, когда уже отключилось аварийное освещение, и отсеки подчти заполнились водой, и стучать по переборке металлическим молотком стало невмоготу, он написал: "Всем привет! Отчаиваться не надо..." Позже в 9 отсеке из-за попадания воды взорвался регенеративный патрон, капитан погиб на месте, так как находился слишком близко от места взрыва, а остальные моряки погибли спустя секунды от отравления угарным газом. В результате аварии на АПЛ "Курск" погибли 118 человек. Между тем практически все родственников погибших моряков-подводников придерживаются версии, что "Курск" торпедировала американская подлодка "Мемфис". Так же ходят безумные слухи о якобы списанном американцами после гибели "Курска" российском долге. В сентябре 2000 года - Путин, в прямом эфире, отвечая на вопрос ведущего телеканала CNN Ларри Кинга: "Что случилось с подводной лодкой?", - сказал с улыбкой: "Она утонула":

Это была первая большая авария после того, как страну возглавил Владимир Путин. Вот как тележурналист Сергей Доренко описывал реакцию главы государства после трагедии: - Он позвонил на Первый канал и сказал: "Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально чтобы меня дискредитировать". И в том числе и я ему потом доказывал, что это были не шлюхи, что это были вдовы офицеров. Это действительно вдовы офицеров, я впоследствии сам их видел в Видяево, отвечал ему Доренко. Тогда же С. Доренко подготовил к эфиру свой аналитический обзор трагедии, где на прямую были показаны факты того, что президент что-то скрывает:

АПЛ "Курск" затонула в Баренцевом море в 100 километрах от российского побережья. В день трагедии В.Путин, недавно возглавивший Россию, отдыхал на курорте Сочи. Ему, конечно же, доложили о случившемся, но прерывать отпуск он не стал. Потому как, не барское это дело - на каждую мелочь лично реагировать. Комиссия по расследованию происшествия назначена, она-то во всем и разберется... Лишь спустя 5 дней Верховный Главнокомандующий соизволил объявиться на людях, СМИ до которых уже довели большую часть обстоятельств трагедии. После чего было длительное расследование, которое "пришло к выводу", что АПЛ "Курск" затонула в результате взрыва своей торпеды, за которым последовал взрыв другого боезапаса корабля, вследстии чего лодка получила сильные повреждения и спасти членов экипажа не было ни малейшей возможности. По сути, официальная версия лишь воспроизвела главный смысл путинских слов "она утонула": не кто-то ее утопил, а она сама утонула. Затем тогда, зачитав публике итог проведенного расследования, сами материалы расследования были засекречены. Потому как уже тогда, в ходе проведенного расследования, выяснились многие обстоятельства, которые даже близко не подтверждали официальную версию. Многие эксперты уже тогда говорили, что апл "Курск" была потоплена супостатом, выпустившем по ней торпеду. И вот не так давно, пришло новое подтверждение этой альтернативной версии. Бывший британский военный чиновник и инженер по торпедам Морис Стрэдлинг (бывшая ключевая фигура в первоначальном расследовании) назвал марку торпеды, которой американцы потопили "Курск". "По всей вероятности, Курск был потоплен американской торпедой МК-48", - сказал г-н Стрэдлинг, бывший член коллегии Британского министерства обороны. Представитель Би-би-си поспешил назвать это заявление "сплошным враньем". Ранее Би-би-си привлекало Стрэдлинга, в качестве главного консультанта в своем документальном фильме 2001 года "Что потопило Курск?". Тогда у него была другая точка зрения, а именно, что затопление могло быть вызвано неисправностью устаревшей российской торпеды. Однако сейчас Стрэдлинг, который также принимал участие в съемках французского документального фильма "Курск - субмарина в тревожных водах", заявил: "В то время, в 2001 году, фильм Би-би-си был вполне приемлемым с учетом тех фактов, которые нам тогда были известны, как мы их понимали, а тогда мы не представляли возможной причастности третьей стороны". Новое объяснение причин затопления "Курска" основано на обнаруженном отверстии в правом борту субмарины и свидетельстве присутствия лодок США в том же районе в то же время, когда на "Курске" произошла трагедия. Вот фотография, поднятого из воды "Курска", где отчетливо видно круглое ровное отверстие в правом борту корабля. Края отверстия ясно загнуты внутрь судна, что косвенно подтверждает факт атаки на АПЛ с внешней стороны.

Американский военный источник во французском документальном фильме также заявляет, что такое отверстие является "фирменной" уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить через стальную обшивку судна, как сквозь масло, благодаря специальному устройству на носу торпеды, который воспламеняется и расплавляет медь.

По версии документалистов атака произошла, когда 2 американские подлодки, "Толедо" и "Мемфис", вели скрытное слежение за АПЛ "Курск". Затем "Толедо" случайно столкнулся с "Курском", при этом российская субмарина открыла крышки своих торпедных камер, что повлекло за собой атаку со стороны "Мемфиса". Истинная причина потопления "Курска", была скрыта путем дипломатической договоренности между тогдашними президентами двух стран Биллом Клинтоном и Владимиром Путиным. Сделка включала аннуляцию российского долга на сумму $10 млрд.

А дальше все как обычно, в 2010 году исполнилось 10 лет со дня этой страшной трагедии, но президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин полностью проигнорировали памятные мероприятия по случаю десятилетия гибели атомной подлодки "Курск", которые прошли по всей стране и ни одно из них они не посетили, чем возмутили родственников погибших моряков. Возможно, первые лица государства и не обязаны ежегодно чтить память 118 погибших моряков, но один раз за 10 лет они могли бы выразить сочувствие и поддержку матерям и женам, потерявшим дорогих людей. Через 3 года 15-ти летняя годовщина, но мне почему-то кажется, что ничего не измениться...

Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…